Научная статья на тему 'Термин «Концепт» как поле интерпретаций'

Термин «Концепт» как поле интерпретаций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
538
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ГРАФОСЕМАНТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / CONCEPT / COGNITIVE LINGUISTICS / GRAPH-SEMANTIC MODELING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Головина Елена Викторовна

В настоящей статье представлены результаты графосемантического моделирования термина «Концепт», являющегося одним из основных понятий когнитивной лингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The term “concept” like a field of interpretation

The given article performs the results of the term “conceptgraph-semantic modeling. This term is one of the main notions in cognitive linguistics.

Текст научной работы на тему «Термин «Концепт» как поле интерпретаций»

УДК 801.7:811.161.1

ББК 657.07.8

Головина Елена Викторовна

кандидат филологических наук, преподаватель

кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка

Оренбургский государственный университет г. Оренбург Golovina Elena Victorovna Cadidate of Philolology,

Senior Lecturer

Chair of Romance Philology and Teaching Methods of French Orenburg State University Orenburg Gol114@yandex.ru Термин «Концепт» как поле интерпретаций The term “concept” like a field of interpretation

В настоящей статье представлены результаты графосемантического моделирования термина «Концепт», являющегося одним из основных понятий когнитивной лингвистики.

The given article performs the results of the term “concept” graph-semantic modeling. This term is one of the main notions in cognitive linguistics.

Ключевые слова: концепт, когнитивная лингвистика, графосемантическое моделирование.

Key words: concept, cognitive linguistics, graph-semantic modeling.

На современном этапе развития лингвистики сложилось значительное количество определений термина «Концепт», каждый исследователь стремиться трактует данный термин по-своему.

Ядром любой концепции является терминологическое определение базовых понятий, центральным из которых для анализируемой предметной области является термин «Концепт», в связи с чем осуществлено моделирование понятийного потенциала данного термина. Материалом выступают 28 определений термина «концепт». Основной метод исследования на данном этапе - метод графосемантического моделирования, представляющий собой «...графическую экспликацию структурных связей между семантическими компонентами одного множества. В качестве такого множества может выступать либо принципиально незамкнутая совокупность данных, либо некоторая целостность, состоящая из конечного набора компонентов. Основное условие, позволяющее ис-

пользовать описываемый метод, - наличие связей между компонентами множества» [2, с. 2]. Метод «позволяет представить набор данных (выборку, целостность) в виде системы, в которой каждый из компонентов имеет четкую иерархическую и топологическую определенность по отношению к другим компонентам и всей системы в целом» [1, с. 62] Данный метод активно применяется в лингвистике и апробирован для моделирования таких терминов, как «филологический анализ текста», «заглавие», «фрейм» [1,3,7]. Также метод графосемантического моделирования применялся для моделирования различных типов концептов [4].

В статье мы разделяем мнение К.И. Белоусова о том, что термин - это просто слово или словосочетание, которое именует то или иное понятие. Но само понятие не существует изолированно от других, оно всегда выражается через призму других понятий той или иной предметной области. И получается, что, раскрываясь через систему понятий предметной области, наше искомое понятие вступает в некоторую систему отношений. Эта система неустойчива, она развивается, т.к. развивается сама наука. Мы только фиксируем состояние этой системы (ее структуру) в определенный временной срез и говорим, что у этой системы есть определенное состояние и возможности дальнейшего развития. Это и есть понятийный потенциал термина [2, с. 13].

Реализация метода графосемантического моделирования состоит из следующих этапов: отбор материала, проведение компонентного анализа, полевый анализ выделенных компонентов, выявление основных связей между полями в пределах всей выборки определений, графическая репрезентация выявленных связей, интерпретация полученной модели. На первом этапе отбор материала осуществлялся методом сплошной выборки, в результате выбрано 28 определений термина «Концепт».

На втором этапе моделирования единого понятийного пространства термина «концепт» проведен компонентный анализ, состоящий в определении понятийных компонентов принципиально важных для выявления сущностных

черт термина. Например, В.А. Маслова исследуемое нами понятие понимает как «семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокуль-туры. Но в то же время - это некий квант знания, отражающий содержание всей человеческой деятельности» [5, с. 36]. В нем выделены следующие компоненты: семантическое образование, квант знания, вся человеческая деятельность, носитель определенной этнокультуры, лингвокультурная специфика. По мнению лингвиста П.В. Чеснокова, концепт - это «единица мышления, обладающая отдельным целостным содержанием и реально не разлагающееся на более мелкие мысли ...» [9, с. 173]. В этом определения выделены следующие компоненты: единица мышления, обладает отдельным целостным содержанием. М.А. Холодная дает следующее определение концепта: «познавательная психическая структура, особенности организации которой обеспечивают возможность отражения действительности в единстве разнокачественных аспектов [8, с. 87]. В нем выделены следующие компоненты: познавательная структура, психическая структура, возможность отражения действительности, единство разнокачественных аспектов.

В определениях выделено 122 компонента. К.И. Белоусов отмечает, что «... существует два варианта компонентного анализа: анализ по единицам и анализ по элементам. Компонентный анализ осуществлен по единицам в той связи, что последний элемент членения сохраняет качество целого и может выступать объектом анализа» [1, с. 66]. Полевый анализ проведен по единицам.

На основании смысловой общности выделенные компоненты объединены в понятийные поля. В процессе проведения полевого анализа выделено 13 полей, отражающих основные характеристики термина «Концепт»: культура, человек, картина мира, знания и умения человека, коллективная составляющая, индивидуальное, терминологическая составляющая концепта, лингвистическая составляющая термина концепт, деятельность человека, содержательный план концепта, элементы, структурность, концептосфера. Из них только 7

полей преодолели порог статистической значимости (не были приняты к рассмотрению поля, количество компонентов в которых оказалось меньше значения в 9,3 компонентов). Статистические данные свидетельствует о том, что значимыми являются следующие поля: «культура», «человек», «картина мира», «знания и умения», «коллективное», «терминологическое», «лингвистическая составляющая». Данные поля наиболее востребованы при толковании термина «концепт».

Самым большим полем по числу входящих в его состав смысловых единиц, объединенных единым признаком, является поле «человек» (27 компонентов), которое указывает, что концепт существует в понятии человека и что концепт- это то, посредством чего человек сам входит в культуру. Вторым по частотности полем является «терминологическая составляющая концепта» (19 компонентов). Следующее по частотности понятийное поле - «картина мира» (18 компонентов), которое указывает на то, что концепты, например, лингвокультурные, являются отражением языковой картины мира. Поле «коллективная составляющая» (11 компонентов), показывает, что концепт - это коллективное достояние русской духовной жизни и всего русского, российского общества. Поля «знания и умения человека» (15 компонентов) и «человеческая деятельность» (6 компонентов), показывают, что концепт непосредственно связан с человеком, с его деятельностью, примером служит определение В.А. Масловой: «Концепты - это ментальные сущности, которые имеют имя в языке и отражают культурно-национальные представления человека о мире». Термин «Концепт» непосредственно связан с полем «культура» (11 компонентов), так как является основной ячейкой культуры и базируется в ментальном мире человека.

Следующий этап моделирования понятийного потенциала термина «Концепт» предполагает определение количества связей между выявленными полями и силы этих связей. Для достижения данной цели определено общее количе-

ство взаимодействий, которое образует каждое поле с другими полями в рамках понятийного пространства каждого определения термина «концепт».

Полагается, что, если два компонента выделяются при анализе одного и того же определения, то они становятся связанными между собой через отнесение их к одному определению, соответствующим образом можно сделать вывод о связи между полями, в которые входят указанные компоненты.

Например, понятийное пространство определения Г.Г. Слышкина: «Концепт-единица, призванная связать воедино научные изыскания в области культуры, сознания и языка, т.к. он принадлежит сознанию, детерминируется культурой и опредмечивается в языке» соотносит следующие поля: «терминологическое» (компонент единица), «коллективная составляющая» (компонент связывает воедино), «лингвистическая составляющая» (компонент научные изыскания), «культура» (компонент область культуры), «человек» (компонент сознание), «человек» (компонентязык) [6, с. 10].

Таким образом выявлены все взаимосвязи между полями в рамках каждого определения и выявлена сила связи между полями.

Одинаковые связи одного поля истолковываются как одна и та же связь, но с частотным употреблением в определении. Поэтому суммированное значение одинаковых связей становится показателем силы каждой связи каждого поля.

Графосемантическая модель термина «концепт» представлена на рисунке

1:

Рисунок 1 - Графосемантическая модель термина «концепт»

После выявления количества связей каждого поля с другими полями в рамках всей выборки контекстов, производится графосемантическое моделирование, которое состоит из ряда операций:

1) необходимо расположить компоненты на графической плоскости;

2) определить из всего набора обнаруженных связей значимые (главным образом, учитывая статистические закономерности);

3) с помощью соединительных стрелок отметить наличие установленных связей между компонентами.

Чем толще линия, тем больше связей обнаруживает один компонент с другим, тем более вероятна зависимость появления одного компонента в связи с наличием другого. Пунктирными линиями отмечены слабые связи между

компонентами, сила которых выше суммы среднего показателя и среднеквадратичного; тонкими линиями - связи, сила которых превышает сумму среднего показателя и двух среднеквадратичных; жирными линиями - сильные связи, сила которых превышает сумму среднего показателя и трех среднеквадратичных.

На основе полученных данных о взаимосвязи между полями делаем вывод, что ядром модели (поля, образующие наибольшее количество связей) являются поля: «человек» (8), «терминологическая составляющая концепта» (8), «картина мира» (8), «знания и умения человека» (5). Поле «человек» образует большое количество смысловых связей с полем «картина мира». Вполне объяснима связь поля «картина мира» и поля «знания и умения человека», так как под картиной мира в самом общем виде предлагается понимать упорядоченную совокупность знаний о действительности, сформировавшуюся в общественном (а также групповом, индивидуальном) сознании.

Так же существенна связь между полями «человек» и «терминологическая составляющая концепта», «культура» и «человек». Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура. Иначе говоря, культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. Все компоненты поля «терминологическая составляющая концепта» (базис, символ, понятие, образ, конструкт и т.д.), непосредственно связаны с человеком, поскольку они являются результатом его мыслительной деятельности.

Тупиковыми (образующими только 1 связь) полями являются: «элементы», «структурность», так как они находятся на периферии исследовательского интереса. Авторы определений редко обращаются к данным категориям. Например, поле «элементы» включает в себя следующие компоненты: «протото-

и ч_/ 1 ч_/ ч_/

пический элемент», «гештальный элемент», «фреймовый элемент», «сценарный элемент» и «совокупность понятийных элементов». Пример иллюстрирует, что

поле «элементы» включает в себя незначительное количество компонентов и вследствие этого образует небольшое число связей.

На основании предложенной модели можно сделать вывод о том что, термин «Концепт» не имеет однозначного толкования. Проблеме сущности и природы концепта посвящено большое количество работ. Понятие «Концепт» занимает центральное место в когнитивной лингвистике, лингвокультурологии и ряде других лингвистических направлений. На современном этапе развития лингвистики данный термин активно разрабатывается в связи с повышением интереса к природе мыслительной деятельности человека. Важнейшими категориями, характеризующими термин «Концепт», являются: «человек», «картина мира», «коллективная составляющая», так как концепт- это сгусток культуры в сознании человека. Так же под концептом многие ученые понимают «ментальные ресурсы нашего сознания», «ментальную репрезентацию», «единицу коллективного знания», «основную ячейку культуры».

Метод графосемантического моделирования выполняет три основные функции. Во-первых, это гносеологическая функция, т.е. термин «концепт» представлен через другие категории. Во-вторых, это аксиологическая функция (оценка проводимых исследований и их актуальность), полученная модель дает новое понимание концепта. В-третьих, это прогностическая функция, т.е. функция позволяющая выявить перспективные направления в вопросах изучения концепта. Метод графосемантического моделирования позволяет рассмотреть концепт как целостную систему.

Библиографический список

1. Белоусов, К.И. Моделирование понятийного потенциала термина заглавие / К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - Пенза, 2008. - № 4. - С. 62 - 72.

2. Белоусов, К.И. Филологические модели: теоретические и прикладные аспекты филологических исследований / К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская. - М. : Lambert Academic Publishing, 2011. - 227 с.

3. Головина, Е.В. Моделирование единого понятийного пространства концепта «анализ текста» / Е.В. Головина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1. - С. 249-259.

4. Головина, Е.В. Графосемантическое моделирование концепта «Мода» на материале романа Э.Золя «Дамское счастье» / Е.В. Головина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 9. - С. 201-211.

5. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика / В. А. Маслова. - Минск : ТетраСистемс, 2004. - 255 с.

6. Слышкин, Г.Г. Прецедентный текст: структура концепта и способы апелляции к нему / Г.Г. Слышкин. - Саратов: Сарат. ун-т, 2000. - С. 178-186.

7. Стренева, Н.В. Пространство студенческой парты и тексты-граффити / Н.В. Стренева // Вестник Челябинского университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 25. - 2008. - № 25 (127). - С. 137- 142.

8. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. / М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

9. Чесноков, П. В. Основные единицы языка и мышления / П.В. Чесноков. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд., 1967. - 256 с.

Bibliography

1. Belousov, K. I. The conceptual potential modeling of the term title / K.I. Belousov, N.L. Zelyanskaya // Izvestiya vysshich uchebnych zavedenii. Povolzhskiy region. Liberal arts. - 2008, №4.—p. 62-72.

2. Belousov, K. I. Philological models: theoretical and applied aspects of philological researches / K.I. Belousov, N.L. Zelyanskaya. - М. : Lambert Academic Publishing, 2011. - 227 p.

3. Golovina E.V. The single conceptual space modeling of the concept “text analysis” / E.V. Golovina // Vestnik of Chelyabinsk state pedagogical university. - 2010. - № 1. - P. 249-259.

4. Golovina E.V. Graph-semantic modeling of the concept “fashion” in the novel “lady’s happiness” by E. Zolya / E.V. Golovina // Vestnik of Chelyabinsk state pedagogical university. 2012. - № 9. - P. 201-211.

5. Maslova V. A. Cognitive linguistics / V.A. Maslova. - Minsk : Tetrasistems, 2004. - 255

p.

6. Slyshkin G. G. precedent-related text: the structure of concept and ways of appeal to it / G. G. Slyshkin. - Saratov: Saratov university, 2000.- P. 178-186.

7. Streneva, N. V. The space of the student desk and graffiti-texts / N.V. Streneva // Vestnik of Chelyabinsk state university. Philology. Study of art. Issue 25. - 2008. - № 25 (127). -P. 137- 142.

8. Kholodnaya, M. A. The psychology of intelligence: the paradox of research. 2d edition / M.A. Kholodnaya. - Spb.: Piter, 2002. - 272 p.

9. Chesnokov, P. V. The main units of language and speech / P.V. Chesnokov. - Rostov-na-dony: Rostov book edition, 1967. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.