ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ТЕРМИН «ИДЕОЛОГИЯ» И ЕГО УПОТРЕБЛЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Дайнеко Илья Владиславович, Мухин Максим Андреевич, Южный федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону
E-mail: dayneko_1997@bk.ru
Аннотация. На протяжении времени от конца XVIII века до современности концепт «идеология» претерпел значительные трансформации, получив при этом достаточно широкое распространение и применение. В эпистемологической парадигме научного общества изменилось и само понятие термина. До сих пор не существует общепризнанного единого представления о сущности идеологической концепции. щ
Ключевые слова: идеология, понятие, история, современные исследования.
Термин «идеология», как считается, впервые был введен в оборот в конце ХУШ века французским философом Дестютом де Траси. Автор работы «Основы идеологии» вкладывал определенный смысл в данное понятие. В понимании де Траси идеология представлялась как «анализ ощущений, идей и знаков» [5], что и проявилось в одноименном названии основанной им секции в Национальном институте. Но, на протяжении времени от конца XVIII века до современности данный концепт претерпел значительные трансформации, получив при этом достаточно широкое распространение и применение. В эпистемологической парадигме научного общества изменилось и само понятие термина. Но, до сих пор не существует единого представления о сущности идеологической концепции. Так, если заглянуть в современный философский словарь, то там дается такое понятие: «Идеология — в широком смысле система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности» [6]. То есть, наблюдается некоторое сужение термина по отношению к понятию XVIII века. Но, в тоже время существует иной взгляд на данный вопрос, предлагаемый современным словенским философом Славоем Жижеком: «Идеология — не просто система идей. Идеология на самом элементарном уровне — это что-то интимное, спонтанное, она — в том, как вы ощущаете окружающий вас мир, как вы организуете свою жизнь, в чем вы видите ее смысл... Идеология — в том, почему вы что-то принимаете, а что-то нет, в манере вашей речи, в том, как вы готовите ужин, как вы развлекаетесь и
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
так далее» [7]. Таким образом, в концепции данного автора наблюдается расширение понятия «идеология».
В результате, можно отметить, что в современном научном сообществе существуют разные понятия термина «идеология», проявлением этого стало появление в середине и конце XX века теорий «смерти идеологии» и позже «возрождения идеологии», что свидетельствует о значительном интересе научного сообщества к данной проблеме. Это делает актуальным процесс рассмотрения эволюции данного понятия в исторической ретроспективе.
Основной вопрос, исследуемый в данной работе — это развитие концепта идеология в интеллектуальных конструкциях крупнейших философов и социологов на протяжении двух веков с XVIII — по XX, и сравнительный анализ теорий авторов прошлого и современности.
Так, зародившись во Франции в конце XVIII века концепт «идеология» приобрел известность ближе к середине XIX века, когда свою точку зрения представили немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс в работе «Немецкая идеология». Так, автор рассматривал идеологию как воплощение идей, мыслей, принципов: Идеология «... считает, что идеи господствуют над миром, идеи и понятия она считает определяющими принципами, определенные мысли — таинством материального мира...» [15]. Данное понимание сильно уходит от трактовки де Траси, во главу угла ставится теперь материалистическая сущность концепта идеологии, подразумевающая важное влияние идеологии в политической и социальной сферах. Но, в тоже время, для немецких философов идеология представляла собой орудие классовой борьбы — «иллюзию эпохи о самой себе» [16], что стало, как считает исследователь А.Б. Баллаев своеобразной реакцией на гегельянский идеализм [3].
Вначале XX века собственное понятие концепта «идеология» возникло и в России. Идеи авторов в основной своей массе стали продолжением мыслей Маркса и Энгельса, что говорит о ключевой роли немецкой философии в становлении отечественных представлений об идеологии. Но, продолжение идей не означало их копирование, так, В. И. Ленин ввел новый термин - «научная идеология». Появилась определенная дихотомия понятий: научная идеология — ненаучная идеология, марксистская (истинная) идеология — буржуазная (ложная) идеология. [12]. Таким образом, Ленин модернизировал положения немецких философов, но сам концепт «идеология» оставался в прежней научной парадигме.
Одним из основных теоретиков концепта «идеология» стал немецкий социолог Карл Маннгейм. В своей работе «Идеология и утопия» автор делит идеологию на частичную и тотальную. Частичная идеология означает недоверие отдельным идеям, ложность отдельных мыслей, обусловленную психологическим интересом. Тотальная идеология вытекает из всей структуры сознания какой-то группы или эпохи, это определенная система мысли, переживания и интерпретации в целом [14]. Таким образом, Маннгейм представляет в книге новый виток эволюции понятия «идеология». Учитывая
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
идеи Маркса в своей работе, автор предлагает новые мысли относительно некоторых аспектов концепта. Как считает исследователь В. Куренной «Манхейм осуществляет генерализацию марксистского анализа идеологии, распространяя тезис об идеологической природе также и на комплекс идей мыслителя «социалистически-коммунистического направления», который обычно полагает, что его собственное мышление «совершенно свободно от каких бы то ни было проявлений идеологии» [11].
Важную лепту в осознание термина «идеология» внес итальянский философ Антонио Грамши. В его понимании идеология становится средством формирования субъективности, «в той мере, в какой идеологии исторически необходимы, они имеют «психологическую» действенность, «организуют» людские массы, служат той почвой, на которой люди движутся, осознают свои собственные позиции, борются и т.д.» [14]. В эволюции понятия происходит значительное изменение. По мнению В.Н. Первушиной основной функцией идеологии по Грамши становится стабилизация общества: «сохранение традиций, исторической памяти, мира ценностей и символов» [17]. Таким образом, кардинально меняется понимание роли идеологии по сравнению с марксизмом и Манхеймом, но сущность остается прежней.
Продолжателем идей Грамши стал французский философ Луи Альтюссер. В своем труде «Идеология и идеологические аппараты государства» он предлагает такую интерпретацию понятия «идеология»: «Идеология — это система идей, представлений, которые владеют умом человека или социальной группы» [2]. Так, он следует марксистской традиции определения сущности данного термина. Но, углубляется в социологическом понимании проблемы. Исследователь Р.Н. Абрамов предлагает обратить внимание на две основные составляющие философии Альтюссера в плоскости идеологии: «идеология как «воображаемое», опосредующее отношение индивидов к структурным условиям их существования, как символическое средство выстраивания человеческой субъективности; И, идеология как структура представлений, функционирующая на бессознательном уровне» [1]. В результате, можно отметить, что новшеством, привнесенным Луи Альтюссером в понятие концепта «идеология» является выделение «воображаемого» в сущности определения и бессознательного в структуре человеческого познания.
Отдельную позицию в отношении идеологии занимал немецкий философ Карл Ясперс. Он считал, что: «Идеология — система идей и представлений, которая служит мыслящему субъекту в качестве абсолютной истины, на основе которой он строит свою концепцию мира и своего положения в нем, причем таким образом, что этим он осуществляет самообман, необходимый для своего оправдания, для маскировки собственных интересов. Наименование какого-либо мышления идеологией — это обвинение в том, что сказанное не соответствует истине» [21]. Таким образом, выделяя, в основном отрицательные аспекты идеологии, Ясперс, как считает социолог Е.А. Маслова, формировал фактически образ «примитивного оружия пропаганды, главная задача которого
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
— мобилизация масс с целью уничтожения политического противника» [13]. Такой подход обесценивает саму сущность концепта, поэтому имеет крайне мало сторонников.
Новым этапом в осмыслении данного термина стала концепция «конца идеологии», обозначенная в интеллектуальном пространстве Западных стран в 60-х годах XX века. Как считает Д. Белл: «К 60-му году интеллектуалы всего прогрессивного мира пришли к долгожданному консенсусу и утвердились в преимуществах детотализованной власти, государства всеобщего благоденствия, смешанной экономической модели, плюрализма мнений и т.п.» [9]. Основой подобных выводов стала победа массовой культуры, которая, по Марксу должна была стать индикатором упадка и гибели идеологии [13]. Продолжателем идей Белла стал Фрэнсис Фукуяма. Так, в своей статье «Конец истории» он представил концепцию, согласно которой в мире осталась единая доминирующая либеральная идеология, а поскольку идеология может существовать только в борьбе, то, следовательно, наступил конец всех идеологий [13]. Но, работы Белла и Фукуямы, особенно неудачно коррелировали с вышедшим в 1962 году трудом Томаса Куна «Структура научных революций» [10]. Как считает исследователь В.В. Корнев: Томас Кун «Аргументированно показал наивность кумулятивистских или финалистских концепций. Куновские законы смены и конкурентной борьбы научных парадигм с успехом проецируются и на конфликты различных идеологий, конфликты поистине вечные, поскольку даже трижды похороненная, полностью дискредитировавшая себя идеология (например, нацизм и неонацизм) продолжает не только держаться на плаву, но и усиливаться» [9]. В результате, можно сказать, что данные теории на сегодняшний день несостоятельны.
Появление концепции «конца идеологии» спровоцировало в 70-х годах возникновение движения реидеологизации. Основными представителями которого, были А. Винер, М. Фуко, Э. Шпрангер и Дж. Лодж, а также в 80-х годах изменивший свои взгляды Д. Белл. Выражением их мыслей можно считать высказывание Шпрангера: «Настоящая идеология является выражением того, ради чего человек живет» [18]. Данные идеи стали прологом к пониманию термина «идеология» в XXI веке.
В современной интеллектуальной парадигме термин «идеология» стал приобретать схожие очертания. Теперь, тезис об идеологии, как ложном сознании остался по большому счету в основном в историографических работах. Современное понятие идеологии предложили российские социологи С. Г. Кара-Мурза: «Идеология — это комплекс идей и концепций, с помощью которого человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе» [8] и А. И. Яковлев: Идеология — «духовно-практическое образование, совокупность мировоззренческих взглядов и практических действий, направленных на реализацию в жизни интересов и потребностей различных классов и социальных групп» [20]. Из зарубежных исследователей в похожем русле еще в 60-х годах XX века высказывался австрийский экономист
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Людвиг Фон Мизес. Он считал, что идеология — «целостность наших учений об индивидуальном поведении и социальных отношениях. Понятие идеология уже чем понятие мировоззрении, но, и мировоззрение и идеология учения о высших целях, к которым, человек озабоченный земным, должен стремиться» [22]. Таким образом, в современном понимании идеологии произошел коренной перелом, она теперь не воспринимается как орудие власти, а перешла в разряд мировоззренческих взглядов и концепций, определяемых лично, каждым человеком. Большинство авторов [8; 11; 13; 20] вообще склоняются к тому, что невозможно дать единое определение термину «идеология» и предлагают. Результатом подобного дискурса стали достаточно оригинальные и провокационные идеи словенского философа Славоя Жижека, о котором говорилось в начале статьи.
В конечном итоге четко дать определение термину «идеология» не представляется возможным, так как понятие охватывает сразу несколько научных полей. Так, язык идеологии и мышление изучаются с помощью лингвистических и семантических методов. В то время как рассмотрение роли, сущности и функций предоставляется политологии, социологии, истории, психологии. Необходимо также отметить, и то, что идеология не имеет четкой системы и является более конструктом воображения, в чем необходимо согласиться с Луи Альтюссером [2].
В результате исследования, согласовывая итоги с основной проблемой исследования, выделим отдельные этапы развития концепта идеология:
1. Идеология как наука об идеях, которая изучает их происхождение и закономерности проявления в практике развития общества. Данный этап начался с формирования термина «идеология» де Траси и до середины XIX века.
2. Идеология, как понятие, отличающее и обозначающее социально-политическую направленность. Такое понимание концепта возникло в середине XIX века в работах Карла Маркса и Фридриха Энгельса и предопределило отношение к идеологии на протяжении более чем столетия.
3. Идеология, как предмет исследования и схожее с мировоззрением понятие, но более узкое. Возникло в 60-х годах XX века и стало возможным благодаря появлению концепций деидеологизации.
Таким образом, можно отметить, что современные исследования изменили представления об идеологии в сознании общества. На данном этапе развития науки не существует единого мнения относительно определения термина «идеология», что формирует значительное поле для исследований подобного характера.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Литература:
1. Абрамов Р. Н. Идеология и коллективное сознание: теоретический обзор концепций [Электронный ресурс]. - Режим доступ: https://docviewer.yandex.ru/ view/424656094/?
page=1&*=uLGA95WHYIj2ARW0r4ЮyggkuvB7InVybCI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly8
0RFQxdVhFUFJySlJYbFVGb2V3cnVPTlZMOG9td3RoaE9NZWZSWmx5V2lHNV
d3LUNSemM3QjNHUEgybVdCTDBsQUtLalZaUEJjNGVXUy1lV№JaURta3Bjc21
3QVRyLTFYVGRPcTlNYjF3TlNPR1NXb0NJdVg2S19ial91RmxqNnFCQm1UVnd4
UVZPdWRrN2R4RmxfQ1E9PT9zaWduPUdFblhQN2tJVV9sTlBPeTU0Sm02LWNl
WHIyOFc1UlZtY1FUTy1STmVJMVE9IiwidGЮbGUiOiJQdWJsMl9MZWR5YWV2
LmRvYyIsIm5vaWZyYWШjpmYWxzZSwidWlkIjoiNDI0NjU2MDk0IiwidHMiOjE
1OTI4NDEzNzc3NTEsInШjoiODI2ODYwNzkyMTU3NzE3NjA2MiJ9 (дата
обращения: 22.06.2020)
2. Альтюссер. Л. Идеология и идеологические аппараты государства // Неприкосновенный запас. - 2011. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://magazines.gorky.media/nz/2011/3/ideologiya-i-ideologicheskie-apparaty-gosudarstva.html (дата обращения: 22.06.2020)
3. Баллаев А.Б. Проблема идеологии в творчестве Карла Маркса // Вопросы философии. - 1998. - № 3.
4. Грамши А. Тюремные тетради: в 3 ч. - М.: Политиздат, 1991.
5. Де Траси Д. Основы идеологии. Идеология в собственном смысле слова / Пер. с фр. Д.А. Ланина. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2013.
6. Идеология // Современный философский словарь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/modern/articles/137/ ideologiya.htm (дата обращения: 22.06.2020)
7. Интервью В. Корецкого и Д. Рузаева с С. Жижеком от 24 апреля 2013 года // ^^ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archives.colta.ru/docs/20836 (дата обращения: 22.06.2020)
8. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. - М., 2002.
9. Корнев В. В. Идеология после конца идеологии: в лабиринтах современного политического сознания // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. - 2014. - № 4.
10. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975.
11. Куренной В. Карл Манхейм // Мыслящая Россия: История и теория интеллигенции и интеллектуалов. - М., 2009.
12. Ленин В.И., ПСС, т. 6. - М., 1963.
13. Маслова Е.А. Эволюция представлений об идеологии в политической теории // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. -№ 6 (1).
14. Маннгейм К. Идеология и Утопия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.libfox.ru/270314-karl-manngeym-ideologiya-i-utopiya.html#book (дата обращения: 22.06.2020)
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 3. - М., 1955. - С. 12, примеч.
16. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Соч.: В 9 т. - Т. 2. - М., 1955.
17. Первушина В.Н. Идеология в современной России // Вестник ВГУ. Серия: Философия. - 2015. - № 2.
18. Попов М.Ю., Тенекчиян А.А. К истории развития понятия «идеология» в зарубежной науке // Общество и право. - 2005. - № 4 (10).
19. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философию. - 1990. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kursak.net/konec-istorii-frensis-fukuyama-voprosy-filosofii-1990-n-3/ (дата обращения: 22.06.2020)
20. Яковлев А.И. Государственная идеология. - Калуга, 2001.
21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.
22. Mises L. von. Human Action. A Treatise on Economics. - Chicago, 1966.
11