Научная статья на тему 'Термин «Гуманизм» и его интерпретация в теории и практике отечественного светского и церковного образования в XIX - начале ХХ вв'

Термин «Гуманизм» и его интерпретация в теории и практике отечественного светского и церковного образования в XIX - начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
203
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / СВОБОДА / ЛИЧНОСТЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жураховская Татьяна Геннадьевна

В статье рассматриваются особенности отечественного понимания термина « гуманизм», которые нашли отражение в трудах русских мыслителей и педагогов XIX начала ХХ вв. Анализируются произведения, как светских, так и церковных деятелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Термин «Гуманизм» и его интерпретация в теории и практике отечественного светского и церковного образования в XIX - начале ХХ вв»

Е. Ю. Садовской; Рос. фонд гуманит. науч. исследований; УрРАН. - Екатеринбург, 2008. - С. 96-100.

15. Шамахов, Ф. Ф. О системе историко-педагогических исследований и роли в ней региональной тематики [Текст]. / Ф. Ф. Шамахов // Советская педагогика. -1980. -№2.- С. 156-158.

УДК 37.013.46

Жураховская Татьяна Геннадьевна

Ассистент кафедры иностранных языков, аспирант кафедры теории и истории педагогики ГОУ ВПО Ставропольского государственного педагогического университета, tatyana_zhur@mail.ru, Ставрополь

ТЕРМИН «ГУМАНИЗМ» И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СВЕТСКОГО И ЦЕРКОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Zhurakhovskaya Tatyana Ghennadyevna

An assistant of foreign languages chair and a post-graduate student of theory and history pedagogics chair of State Educational Institution of Higher Professional Education Stavropol State Pedagogical Institute, tatyana_zhur@mail.ru, Stavropol

THE TERM “HUMANISM” AND ITS INTERPRETATION IN THEORY AND PRACTICE OF SECULAR AND CLERGY EDUCATION IN OUR COUNTRY IN THE XIX-TH - THE XX

CENTURIES

Мировое общество в настоящий момент находится на переломном этапе развития: происходит переоценка ценностей в соответствии с идеей развивающейся личности в развивающемся мире. Наиболее перспективной для решения этой задачи мыслится гуманистическая концепция образования. Вместе с тем, однозначного определения понятия «гуманизм» до сих пор не существует, хотя чаще всего на современном этапе он понимается как «принцип мировоззрения..., в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества» [«Словарь по этике» под ред. И. С. Кона - цит. по 9, с. 28-29].

Таким образом, человек как самоцель развития, центр Вселенной, воплощение ее высшего совершенства является гуманистическим идеалом; возможности человеческого разума ставятся во главу угла; утверждается

необходимость максимальной реализации человеческой природы, достижения идеала гармоническиразвитой личности.

Однако, проникнув в Россию в XVIII в., гуманистические концепции западных мыслителей получили здесь особое преломление, в соответствие с особенностями русского менталитета, основанном на Православии, в котором человек понимается как образ Божий, призванный уподобиться своему Первообразу. Если западные мыслители в основу своей концепции положили принцип антропоцентричности, суть которого сводится к самодостаточности человека, то мировоззрение Православия по своей сути теоцентрично или христоцентрично. Это означает, что центром Вселенной в православной концепции является Христос, и именно через уподобление Христу (в Православии это является сущностью реализации духовного потенциала личности и называется «теозис» - «обожение»), человек становится центром мира и царем природы, сосредоточивая в себе цели бытия всех земных творений, соединяя через себя все с Богом и, таким образом, содержа всю Вселенную в гармонии и порядке. Однако Православие говорит и о повреж-денности природы человека злом, подчеркивая то, что уподобление Христу происходит через преодоление человеком зла в самом себе. В соответствие с этим иное понимание обретают ценности гуманизма.

Так, свобода человека заключается, прежде всего, в освобождении от зла, преодолении в себе того, что мешает духовному совершенствованию. В противном случае, определяя свободу как возможность выбора, когда личность «может либо подчиниться норме, либо нет» [1, с. 212], гуманизм недооценивает разрушительный потенциал человеческой свободы, который может проявиться, если действия человека не соответствуют высшему идеалу.

Гуманизм справедливо утверждает необходимость величайшего уважения к человеческой личности. В этом смысле обретают свой истинный смысл принципы равенства, справедливости, человечности как желаемая норма отношений между людьми. Однако это не значит, что следует считать человека абсолютной ценностью и делать излишний акцент на правах человека, основываясь на принципе: «человек есть мера всех вещей». В этом случае слишком большое значение придается возможностям человеческого разума, что приводит к возникновению идеи о бесконечном могуществе личности человека, ее неограниченных возможностях.

Идея личного счастья как назначения человека также является основополагающей в гуманизме. Но если его понимать только как достижение всестороннего гармонического развития личности, то, учитывая, что, по учению Православия, в человеческой природе присутствует зло, такое понимание счастья сводится к удовлетворению человеком своих страстей. Православие говорит о том, человек обретает полноту жизни и максимальное развитие всех сил личности в единении с Богом как с высшим Благом.

Начиная с 40-х гг. XIX века подобная интерпретация идей гуманизма получила распространение в России и оказала существенное влияние на формирование педагогических концепций. К этому времени относится

деятельность И. В. Киреевского, А. С. Хомякова и других славянофилов. Они отстаивали идею воспитания «цельного человека», сочетающего в своей личности православную веру, характерные черты русского характера (доброту, отзывчивость, милосердие) и образованность в соответствии с мировыми достижениями в области просвещения - идею единства общечеловеческого и национального русского начала. Вместе с тем основной задачей обучения и воспитания они видели возвышение духовное, формирование «внутреннего человека», а не наполнение учащихся только прикладными знаниями.

Представитель направления западников - В. Г Белинский - тоже уделял много внимания идее общечеловеческого, национального и индивидуального. Он говорил о неразрывной связи каждого человека с другими людьми, с народом и всем человечеством, в целом: «человек не есть сам по себе цель; он живет среди других и для других, также как и другие живут для него; народ - тоже личность, как и человек, только еще высшая; человечество та же личность, что и народ, только еще высшая... Мы видим, что каждый человек, существуя для себя самого, в то же время существует для общества, среди которого он родился; что он относится к этому обществу как часть к целому,. . как растение к почве, которая и родит и питает его» [2, с. 87-90]. В этой связи В. Г. Белинский указывал на необходимость заботы о других людях, ибо все человечество вместе составляет единый человеческий дух, движимый Духом Божиим к единой цели [2]. Большое внимание

В. Г. Белинский уделял вопросам образования, потому что, как писал он, все недостатки и пороки нашего общества имеют своей основой невежество. При этом мыслитель утверждал приоритет нравственного воспитания над образованием, иначе, по его словам, просвещение сделает пороки еще более утонченными и коварными.

Другой представитель этого же направления -НИ. Пирогов - также защищал приоритет воспитания над образованием и сформулировал требования гуманистической педагогики, основанные на понимании педагогом ребенка, его способностей и темперамента. Воспитание должно приноравливаться к этим особенностям, одновременно развивая положительные качества у ребенка и обуздывая негативные проявления. Н. П. Пирогов утверждал необходимость уделять больше внимания общечеловеческому образованию по сравнению с прикладным, так как, по его словам, прежде чем стать полезными гражданами, нужно сначала научиться быть людьми. В изменяющихся условиях жизни нравственно-научное просвещение человека всегда останется неугасимым светильником на его жизненном пути.

Эти идеи Н. И. Пирогова получили развитие в трудах К. Д. Ушинского, уделявшего большое внимание отбору содержания образования с учетом народных особенностей, и указывавшего на важность утверждения русской школы на основе Православия. Истинная наука, писал он, «не только найдет возможность построить народное образование на прочной основе нашей народной религии, но, как величайшим сокровищем, как неисчерпаемым...

источником нравственного и умственного развития, будет дорожить этой исторической основой, столько же христианской, человеческой..., сколько и народной» [6, с. 56-57]. Главную цель воспитания К. Д. Ушинский видел в духовном развитии человека. Однако достигнуть ее невозможно без опоры на традиции народа и особенности его национального характера и культуры.

Особую группу составляют работы деятелей Русской Православной Церкви. Они определяли понятие «личность», основываясь на учении о Пресвятой Троице как абсолютной Личности. Поэтому утверждалась несво-димость личности к природе человека, к окружающей его социальной или культурной среде; свобода личности и ее творческий характер; открытость как для восприятия иного - обожения, так и в отдаче своего - способность к единению, состраданию, участию; а также ее уникальность, целостность и непознаваемость. По мнению православных мыслителей, личность - этот определяющий существенный признак человека - в полной мере реализует себя в любви. Если большинство светских педагогов рассматривало личность в горизонтальной плоскости отношений «человек - общество», то деятели Русской Православной Церкви утверждали необходимость развития личности каждого участника системы «человек - другие люди» в ее устремленности к Богу. Причем, в процессе этого вертикального движения вверх более крепкими становятся и отношения людей между собой.

Святитель Филарет (Дроздов), развивая и углубляя идею неразрывной взаимосвязи общества, в целом, и отдельной личности, писал: «Вы обрабатываете в детях будущих граждан, воинов, словесников, письмоводцев, художников, промышленников; хорошо, но... не пренебрегите... приготовления будущих граждан неба» [Цит. по: 8, с. 5]. Воспитание же на основе Божественного учения очистит, утвердит и освятит человека, поможет ему принести пользу - как частную, так и общественную.

Святитель Феофан Затворник понимал воспитание как пробуждение человеческого духа. «Истинное счастье человека, - пишет он, - жизнь по духу» [7, с. 48]. Феофан Затворник определял дух как живую силу, вдохнутую Богом, которая возвышает человека над всеми прочими тварями и влечет его от земного к небесному. Воспитание же - это пробуждение человеческого духа через воздействие на все три сферы души человека -ум, волю и сердце.

Признание за православием фундаментальной роли в народном образовании - такова была концепция С. А. Рачинского. Православие формирует в сознании ребенка нравственный идеал, равного которому по высоте невозможно найти более ни в одной религии или мировоззренческой системе. «Христианство как глубоко персоналистическая религия, обращало каждого ученика к глубинам его души и призывало к личной ответственности перед Богом. Именно к пробуждению этой ответственности вела, по Рачинскому, вся деятельность народной школы» [3,с.71].

Данная мысль имеет свое продолжение и в педагогическом наследии С. И. Миропольского, который также утверждал, что школа должна иметь

живую связь с Церковью и опираться на национальные традиции. В основе его системы лежат взгляды на человека как на высшее творение и идея воспитывающего обучения: это не цель, а средство нравственного влияния на ребенка. С. И. Миропольский обращал большое внимание на дисциплину, основанную на уважении к личности учителя, как на необходимое условие организации образовательной школы, формирования у учащихся истинно человеческого характера. Второй необходимой составляющей педагогической системы С. И. Миропольского явилась любовь, без которой все усилия педагога могут привести к формализму. «Одна любовь может труд воспитания обратить в наслаждение», - утверждал С. И. Миропольский [Цит. по: 5, с. 30].

Учение о любви в наиболее полной мере получило свое выражение в трудах и деятельности святого Иоанна Кронштадского. Главной целью образовательного процесса он считал необходимость дать Отечеству, прежде всего истинного (целостного) человека, достижение этого возможно только лишь через педагогику любви. Основа этой любви - уважение к человеку: «Помни, что Господь в каждом... Когда приходит к тебе ближний, имей к нему всегда великое уважение», - говорил Иоанн Кронштадский [4, с. 120]. Любовью к людям была проникнута вся педагогическая деятельность святого, равно как и его жизнь. Питалось и освящалось это чувство любовью Иоанна Кронштадского ко Христу. В этой любви заключалось для него высшее благо, и к ней стремился он приобщить каждого человека.

Итак, русская педагогическая мысль, восприняв основные положения гуманизма, обогатила их особым образом и предложила реальные пути осуществления гуманистических идеалов для всех членов общества. Особый акцент русскими гуманистами был сделан на идеях самообразования, самовоспитания, самораскрытия человека, необходимости восхождения к самим себе для обретения целостности. Понимая суть гуманизма как постановку человека в центре, русские мыслители и педагоги утверждали необходимость его восстания,утверждения и вознесения.

Библиографический список

1. Бачинин, В. А. Этика: энциклопедический словарь [Текст] / В. А. Бачинин. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 288 с.

2. Белинский, В. Г. Собрание сочинений: в 9-ти т. Т. 7. Статьи, рецензии и заметки, декабрь 1843 - август 1845 [Текст] / В. Г. Белинский. - М.: «Худож. литература», 1979. - 799 с.

3. Дорошенко, С. И. Связь школы и церкви в педагогической деятельности С. А. Рачинского [Текст] / С. И. Дорошенко // Православная педагогика: традиции и современность: сборник лекций и докладов. - Владимир: ВГПУ, 2000. -

С. 67-73.

4. Иоанн Кронштадский (Сергиев И. И.) Моя жизнь во Христе [Текст] / Святой праведный Иоанн Кронштадский. - Киев.: «Оранта», 2006. - 800 с.

5. Рязанцева, Н. П. Теоретико-педагогическая модель построения народной школы С. И. Миропольского [Текст] / Н. П. Рязанцева // Вестник ПСТГУIV: Педагогика. Психология. - 2005. - Вып. 1. - С. 23-48.

6. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. Т. 2 [Текст] / К. Д. Ушинский; сост. С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 496 с.

7. Феофан Затворник (Говоров С. В.) Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться [Текст] / святитель Феофан Затворник. - Клин: «Христианская жизнь», 2004. - 302 с.

8. Халюта, О. Российское образование в лицах: святитель Филарет, митрополит Московский [Текст] / О. Халюта // Вестник образования России. - 2002. -15 августа. - С. 3-7.

9. Шиянов, Е. Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности [Текст] / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. - Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995. - 314 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.