Научная статья на тему 'Термин автобиографизм в современном литературоведении'

Термин автобиографизм в современном литературоведении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2574
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЗМ / АВТОИНТЕРПРЕТАЦИЯ / AUTOFICTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковалева Е.К.

В статье рассматриваются актуальные теоретические трактовки термина «автобиографизм», основные подходы к его изучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies contemporary theoretical understandings of «autobiographism» term and main approaches to its analysis.

Текст научной работы на тему «Термин автобиографизм в современном литературоведении»

Е. К. Ковалева

ТЕРМИН АВТОБИОГРАФИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

В статье рассматриваются актуальные теоретические трактовки термина «автобиографизм», основные подходы к его изучению.

Ключевые слова: автобиографизм, автоинтерпретация, autofiction.

У статтi розглядаються актуальт теоретичт трактовки термту «ав-тобiографiзм», основнi тдходи до його вивчення.

Ключовi слова: автобiографiзм, автоiнтерпретацiя, autofiction.

The article studies contemporary theoretical understandings of «autobiographism» term and main approaches to its analysis.

Keywords: autobiographism, autointerpretation, autofiction.

В начале ХХ1 века наука о литературе широко оперирует понятием «автобиографизм». На это указывает внушительный массив статей и диссертаций, в которых изучается специфика автобиографизма в творчестве отдельных писателей. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что исследователи зачастую избегают теоретического определения термина. Феномен автобиографизма воспринимается как связь с реально существующим автором произведения: его биографией, психологией, мировоззрением. Такая связь, конечно, есть, но не всегда учитывается, что при создании произведения автобиографические элементы подвергаются художественной трансформации и становятся событием художественного мира. Об автобиографизме говорят также в контексте концепции жанра автобиографии, предложенной Ф. Леже-ном. Ссылки на Ф. Лежена, безусловно, правомерны, поскольку его работы об автобиографии признаются в литературоведении наиболее авторитетными на сегодняшний день. В то же время термин «автобиографизм», генетически происходя от автобиографии, приобретает более широкое толкование и становится полисемантичным.

Задача данной статьи - рассмотреть основные дефиниции автобиографизма, теоретическую рефлексию современных исследователей о его природе.

Автобиографизм исследуется в рамках автобиографии как способ отражения реальных событий авторской жизни, как форма художественной автоинтерпретации - такой подход характерен для работы Л. Гинзбург «О психологической прозе» [3]. Украинская исследовательница В. Агеева трактует автобиографизм несколько шире: под этим понятием она подразумевает художественные формы самопрезентации не только в автобиографиях, но и в других жанровых вариантах «личного» письма: автобиографической повести, эпистолярии, дневнике [1].

Другие исследователи видят в автобиографизме литературный прием, реализованный посредством использования в качестве основы фикционального произведения ситуаций, фактов, духовных мотивов, связанных с личностью автора (М. Медарич [6] и др.). Французское литературоведение понятием «автобиографизм» не оперирует, автореференциальные мотивы изучаются как конститутивные элементы автобиографического романа (Ф. Гаспарини [13]) или аШюйсйоп (Ж. Женетт [14], Ж. Лекарм [17], М. Лауйен [16]).

Автобиографизм вне жанра документально-художественной автобиографии изучается с двух позиций: соотношения биографической личности автора с литературным героем [11; 10; 2] и средства воплощения творческого замысла писателя [9; 4; 8]. Писательские творческие интенции выявляются в ходе анализа поэтики каждого конкретного текста и не могут служить основой для теоретического осмысления природы и функций автобиографизма. Интерес представляют работы, посвященные взаимосвязи авторского начала с образом героя, изучению способов демонстрации их взаимоотношения. По мнению специалистов, наличие или отсутствие автобиографизма в произведении определяется путем биографического исследования текста. Степень автобиографичности, обнаруженная исследователями, различна: от наделения героя лишь одной из собственных черт автора до полного духовного единения с ним, полного вверения герою собственного «я». В большинстве работ автобиографизм изучается на материале конкретных литературных произведений, попытку тео-

ретического осмысления этого феномена предпринимает, насколько нам известно, лишь хорватский исследователь М. Медарич в статье «Автобиография/автобиографизм» [6].

Исследовательская рефлексия об автобиографизме концентрируется в дефинициях, отражающих более или менее полно, но, в принципе сходно, суть явления. Общее определение дает автобиографизму М. Медарич - «стилистически маркированный литературный прием, представляющий собой эхо жанра автобиографии» [6, с. 5].

Т. Тебешевская-Качак видит в автобиографизме особенность, «що полягае в наповненш твору фактами з власного життя письменника, у психолого-аналггичнш штерпретацп пережитого» [9, с. 40]. Более точное определение предлагает украинская исследовательница В. Мо-черна: «Автобiографiзм становить сукупшсть лггературних прийомiв, що полягають у використанш автором мотивiв з власно! бюграфп та художнш трансформацй бiографiчних факпв» [7, с. 247].

Разносторонняя дефиниция термина предложена И.П. Карповым: «Автобиографизм - трансформация автором «жизненного материала» в направлении своей экзистенциальной сферы, своего эмоционального комплекса и видения человека; в литературно-художественном произведении такое понимание автобиографизма реализуется указанием субъекта речи на автобиографическую основу повествования; в авторологии автобиографизм рассматривается как одна из форм авторской образно-словесной игры» [5].

В своем исследовании автобиографизма М. Медарич [6] указывает, что можно говорить об автобиографизме вне жанра автобиографии главным образом при наличии сходства между автором, повествователем и персонажем. М. Медарич выделяет некоторые признаки использования приема автобиографизма: указание автора на собственное имя (например, в заглавии - «Трагедии. Владимир Маяковский»), сведения биографического характера (упоминание Маяковским телефонного номера Лили Брик, адресата поэмы «Про это» (1923), и особенно личные идиосинкразии.

Типология функций автобиографизма, предложенная М. Медарич, основана на коммуникационной триаде автор - текст - читатель и достаточно эффективна в применении к конкретному анализу художественной природы этого феномена. 1) Функция самовыражения, которая реализу-

ется самопознанием и самовыражением субъекта текста. 2) Функция проблематизации структуры текста. Автор, введенный в условный мир художественного текста, подчеркивает роль творца, служит для выделения соотношения действительного и вымышленного. 3) Игровая функция, реализуемая обращением автора к читателю. Часто именно эта функция автобиографизма становится источником мистификации читателя. Заметим, что игровая функция присуща не только автобиографизму. С целью мистификации читателя ею может быть наделен фикцио-нальный повествователь, как, например, у Ф. Рабле.

В литературоведении существует ряд работ, где специфика автобиографизма рассматривается на конкретных произведениях. Соотношение автора и героя в романе Б. Констана «Адольф» (1807) изучает Н.С. Шрейдер [11]. В ходе подробного аналитического исследования ученый убедительно доказывает, что авторская натура духовно богаче натуры героя, ибо для создания образа Адольфа Кон-стан использовал лишь одну особенность, присущую ему самому -нерешительность [11, с. 21]. Все необычное, связанное с интеллектом автора, отсечено. Созданный персонаж, помещенный в среду, аналогичную кругу общения самого Констана, получает иной характер, требует иной биографии [11, с. 21].

Иной тип автобиографизма, отличный от французского, выявляет Д.Л. Чавчанидзе [10]. На материале романа Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля» (1813) и дилогии Гофмана «Заблуждения», «Тайны» (1882) исследовательница показывает, как автор делает героя практически своим двойником: их сходство не только духовно, но и внешне-портретно. Шамиссо и Гофман, как считает Д.Л. Чавчанидзе, сознательно стараются подвести читателя к отождествлению их с выведенными ими героями [10, с. 61]. С этой целью каждый из авторов появляется в повествовании под своим реальным именем, как живой свидетель или участник того, что происходит с героем. Автор и герой дублируют один другого своими вкусами, наклонностями, материально-конкретной сущностью. «Элемент автобиографии «внешней», вводимой в историю героя преднамеренно и даже нарочито, придает особый эффект автобиографии «внутренней» - авторскому самовыражению в его романтическом варианте» [10, с. 61].

Использование автобиографического приема в жанрах новеллы и

повести изучает украинская исследовательница О. Баса [2]. Сопоставляя тексты произведений О. Кобылянской с ее дневниками, О. Баса выявляет «открытую и закулисную игру» [2, с. 38] писательницы - эксплицитное и имплицитное указание на свое «я». Классификация автобиографических элементов, предложенная О. Басой, может дополнить типологию М. Медарич. Кроме сведений биографического характера (упомянутых и М. Медарич), О. Баса указывает на такие отсылки к авторскому «я»: 1) внешность героинь; 2) увлечения героинь: литературные, философские, музыкальные (в типологии М. Медарич этот аспект имеет противоположную эмоциональную окраску: вместо пристрастий упомянуты идиосинкразии); 3) форма повествования от первого лица; 4) название произведения - «Мои ли-леи» (выд. О. Басой) [2, с. 38].

Во французской науке о литературе дискутируемым явлением последних лет стало гибридное жанровое образование, объединившее специфику автобиографического и романного типа повествований - autofiction. Термин/понятие, предложенное в 1977 году С. Дубровским, до настоящего времени не получило убедительного теоретического толкования. Степень правдивости или достоверности, возможная в автофикциональных произведениях, зачастую трактуется диаметрально противоположно: от доминанты компонента auto (С. Дубровский) [15] до признания фикционализации собственного «я» в качестве основной задачи автора (В. Колонна) [12].

Ж. Лекарм характеризует природу autofiction при помощи леже-новского инструментария пактов: ученый указывает, что автофикци-ональный пакт носит противоречивый характер. На антагонистичности элементов, составляющих автофикциональное произведение, акцентирует внимание другой французский исследователь, М. Лауйен. Он определяет autofiction, исходя из двух критериев - перитекстуаль-ного (перитекст провозглашает фикциональный характер повествования) и ономастического (наличия идентичности автора, повествователя и персонажа): «allégation romanesque du péritexte (roman ou fiction) faisant contrepoids au critère onomastique de la triple identité (auteur = narrateur = personnage principal)» [16].

Вслед за Ж. Лекармом М. Лауйен выделяет две разновидности autofiction, отражающие способ использования автобиографических

элементов. 1) autofiction в узком понимании термина как рассказ о фактах, исключительно реальных, фикциональность которого состоит не в содержании повествуемого, а в способе организации повествования. К такому типу autofiction М. Лауйен относит «Ролан Барт о Ролане Барте» (1975). 2) autofiction в широкой трактовке - рассказ, объединяющий фактуальное с вымышленным, где фикциональность проявляется и в содержании воспоминаний. Примером второго типа автофикциональных произведений М. Лауйен считает триптих Роб-Грийе «Romanesques» (1985, 1988 и 1994).

Для произведений, относимых к autofiction, характерной признается прозрачность границ между фактуальным и вымышленным. Во французском литературоведении идут дискуссии относительно того, следует ли читателю или исследователю стремиться отделить эти элементы друг от друга, или же рассматривать их в совокупности.1 Сторонники и первого и второго подхода сходятся во мнении, что autofiction как литературный феномен еще не получила своего теоретического осмысления, не выработала ни собственных маркирующих признаков в сознании читателя, ни четкого герменевтического кода.

Феномен автобиографизма в его тесной связи с формами «личной литературы рассматривает В. Агеева [1]. Через призму феминистической проблематики исследовательница изучает автобиографические компоненты в украинской прозе конца XIX - начала XX веков от Леси Украинки до Ульяны Кравченко. Автобиографизм (без специальных пояснений) понимается как комментирование автором собственного «я», способ выражения личностных установок. В. Агеева употребляет это понятие скорее для разграничения автобиографических и фикциональных произведений, чем для его специального теоретического осмысления. Автобиографизм в ее работе предстает неким вспомогательным компонентом, началом, порождающим феминистическую рефлексию в творчестве украинских писательниц.

Л. Гинзбург изучает автобиографизм в рамках «Исповеди» Ж-Ж. Руссо [3]. Особенности автобиографизма «Исповеди» ученый

1А. Курупакис и Л. Верли [15] считают, что читатель имеет возможность проявить инициативу в выборе способа прочтения автофикциональных текстов. М. Лауйен [16] полагает возможной рецепцию автофикционального текста одновременно как автобиографии и как fiction.

связывает с комплексом руссоистских идей. К формам художественной самопрезентации и самоосмысления отнесена часто повторяемая Руссо установка на индивидуализм [3, с. 194-195] - на позиционирование себя как «единственного в своем роде». Сосредоточенность на модификациях душевных состояний, а не внешних событиях биографии героя определяет, по мнению Л. Гинзбург, неповторимое своеобразие художественного самовыражения Руссо. Психологические реакции, как считает Л. Гинзбург, введены им в причинно-следственную связь, становятся результатом внешнего воздействия, или, наоборот, внутренней мотивацией к совершению поступков [3, с. 199]. Автобиографизм Руссо в качестве художественного способа самоидентификации включает прямые переклички философских, эстетических, моралистических концепций героя с программными идеями первичного автора. Таким образом, подход Л. Гинзбург раскрывает два аспекта автобиографизма: форму автоинтерпретации и художественный способ самоизображения.

«Автобиографизм» как маркированный литературный прием, указывающий на саморепрезентацию автора, выступает компонентом как автобиографических (в том числе относимых к жанру autofiction), так и неавтобиографических произведений. В произведениях, носящих вымышленный характер (fiction), автобиографизм проявляется через введение в текст психологических мотивов, ситуаций или фактов жизни автора. В рамках автобиографии и - шире - автобиографических произведений автобиографизм представляет собой форму автоинтерпретации, художественный способ самоизображения и самоосознания.

Список использованных источников

1. Агеева В. Жшочий простр: Фемшютичний дискурс украшсько-го модершзму. - К.: Факт, 2003. - 320 с.

2. Баса О. Ïï лше1 (твори О. Кобилянсько1 про не1 саму) // Молода нащя: Альманах. № 5. - К.: Смолоскип, 1997.- С. 35-40.

3. Гинзбург Л. О психологической прозе. - Л.: Художественная литература, 1977. - 441 с.

4. Жужгина-Аллахвердян Т. Н. Своеобразие автобиографизма в романах А. де Виньи 1830-х гг. // От барокко до постмодернизма. -Днепропетровск: ДГУ, 1997. - С. 80-84.

5. Карпов И. П. Авторология (рабочий словарь): литературоведение, лингвистика, философия, логика, психология. Режим доступа: http:/ /slovar.lib.ru/dictionary avtobiografizm.htm.

6. Медарич М. Автобиография/автобиографизм // Автоинтерпретация / Под ред. А. Б. Муратова и Л. А. Иезуитовой. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. - С. 5-32.

7. Мочерна В. Маргшальний автобiографiзм у чеськш лгтературк Богумш Грабал та Йозеф Шкворецький // Проблеми слов'янознав-ства. 2005. Вип. 55. С.246-253. Режим доступа: http://www.lnu.edu.ua/ slavistyka/n55/022.pdf

8. Сундукова К. А. Поэтика памяти: Преодоление автобиографизма // Филология и культура. 2012. №4 (30). Режим доступа: http:// philology-and-culture.kpfu.ru/?q=system/files/%2030-33.pdf

9. Тебешевська-Качак Т. Автобiографiзм як принцип нарацп та характеротворення у прозi Оксани Забужко // Слово i час. - 2004. -№2. - С. 39-47.

10. Чавчанидзе Д. Л. Автобиографизм поздних немецких романтиков // От барокко до постмодернизма. - Днепропетровск: ДГУ, 1997. - С. 59-67.

11. Шрейдер Н. С. Специфика автобиографизма в романе Бенжа-мена Констана «Адольф» // Проблемы взаимодействия прозаических жанров. - Днепропетровск: ДГУ, 1971. - С. 7-25.

12. Colonna V. L'autofiction. Essai sur la fictionnalisation de soi en littérature. - Р.: EHESS, 1989.

13. Gasparini Ph. Est-il je? Roman autobiographique et autofiction. -P.: Seuil, 2004. - 394 р. - Bibliogr.: p. 349-376.

14. Genette G. Fiction et diction. - P.: Seuil, coll. «Poétique», 1991. -150 р.

15. Kouroupakis A., Werli L. Analyse du concept de l'autofiction // Режим доступа: www.uhb.fr/alc/cellam/soi-disant/01Question/Analyse/ 1a.html.

16. Laouyen M. L'autofiction: une réception problématique // Режим доступа: http://www.fabula.org/forum/colloque99/PDF/Laouyen. pdf#search'Mounir%20 Laouyen.

17. Lecarme J. L'autofiction: mauvais genre? // L'autofiction & Cie. S. Doubrovsky, J. Lecarme et Ph. Lejeune. - Paris: Université Paris X (RITM), №6. - Р. 227-249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.