Наука та прогрес транспорту. Вюник Дншропетровського нащонального унiверситету залiзничного транспорту, 2018, № 4 (76)
УДК 66.04
О. П. КРОТ1*, А. И. РОВЕНСКИЙ2*, В. В. КОНЕВ3*
'"Каф. «Безопасность жизнедеятельности и инженерная экология», Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, ул. Сумская, 40, Харьков, Украина, 61002, тел. +38 (057) 700 30 08, эл. почта [email protected], ORCID 0000-0002-2376-4981
2*Отдел региональной экологии, Северо-восточный научный центр НАН и МОН Украины, ул. Багалия, 8, Харьков, Украина, 61000, тел. +38 (057) 706 30 42, эл. почта [email protected], ORCID 0000-0003-3803-2051 3*Каф. «Строительные материалы, конструкции и сооружения», Украинский государственный университет железнодорожного транспорта, пл. Фейербаха, 7, Харьков, Украина, 61000, тел. +38 (067) 575 05 51, эл. почта [email protected], ORCID 0000-0003-4215-5353
ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ, ОБРАЗОВАВШИХСЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Цель. Система управления твердыми отходами в Украине в основном сводится к захоронению их на полигонах. При этом отсутствует контроль над загрязнением окружающей среды, что в свою очередь приводит к экологическим рискам. На предприятиях железнодорожного транспорта образуется значительное количество твердых отходов. Поэтому основной целью работы должно стать решение проблемы ликвидации отходов, образовавшихся на крупных железнодорожных станциях и в процессе обслуживания поездов. Методика. Предлагается использовать мобильные подвижные мусороперерабатывающие установки, которые устраняют негативное влияние процесса накопления твердых промышленных и потребительских отходов на среду обитания человека. Эти установки могут обслуживать определенное количество производителей отходов. Данное исследование было проведено на мобильном мусороперерабатывающем комплексе МПК-300, расположенном на железнодорожном вокзале Харьков-Пассажирский Южной железной дороги. Результаты. Описана конструкция и назначение основных узлов мусороперерабатывающего комплекса. Зольный остаток после термического сжигания твердых отходов составляет 5-10 % от их первоначального объема и соответствует безопасному IV классу классификационного каталога отходов. Многоступенчатая термокаталитическая очистка отходящих газов обеспечивает концентрацию вредных веществ, в том числе диоксиновой группы, в пределах допустимых норм. Для полного сжигания всех компонентов отходов была определена температура в печи 850-900 °С, пребывание дымовых газов в камере дожигания при 1100-1200 °С - не менее двух секунд, коэффициент избытка воздуха - 1,4. Научная новизна. Авторами впервые было проведено исследование параметров сжигания отходов железнодорожного транспорта различного элементного состава. Рассчитан суммарный теоретический объем продуктов сгорания на мобильном мусороперерабатывающем комплексе. Практическая значимость. Применение мобильного мусороперерабатывающего комплекса позволяет решить проблему утилизации твердых бытовых отходов. Как показала практика, его эксплуатация обоснована и является не только экономически выгодной, но и экологически безопасной. Результаты работы позволяют оценить количество отходящих газов при различных морфологических составах отходов железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: твердые бытовые отходы; мобильный мусороперерабатывающий комплекс; железнодорожный транспорт; отходящие газы; сжигание; материальный баланс
Введение
Комплекс организаций и предприятий железнодорожного транспорта предназначен для обеспечения потребностей общественного производства и населения страны в перевозках во внутреннем и международном сообщениях и предоставления других транспортных услуг всем потребителям без ограничений по признакам формы собственности и видов деятельности. Количе-
ство железнодорожных вокзалов на Украине составляет 106 единиц, а железнодорожных станций - 1447 единиц. Для функционирования этих объектов необходимо создание эффективной инфраструктуры управления отходами. Твердые бытовые отходы (ТБО), образующиеся на крупных железнодорожных станциях и при обслуживании пассажирских поездов, по всей стране составляют значительные объемы [1]. В научных исследованиях [9, 12] описывается процесс
Наука та прогрес транспорту. Вюник Дншропетровського нацюнального унiверситету залiзничного транспорту, 2018, № 4 (76)
накопления отходов на предприятиях железнодорожного транспорта по разным странам, приводится количественная оценка, анализ и система управления отходами. Автор [6] раскрывает долгосрочные перспективы эксплуатации небольших мусоросжигающих заводов. Анализ параметров сгорания смеси отходов пассажирских поездов и угля в трубчатой печи [10] доказывает возможность использования тепловых свойств отходов.
Существующая в Украине практика обращения с твердыми отходами основана преимущественно на захоронении на свалках или полигонах. Объем отходов с каждым годом увеличивается, а территориальные возможности для их утилизации и переработки уменьшаются. Для доставки отходов от мест их образования до пунктов утилизации необходимо все больше времени и средств.
Захоронение ТБО на полигонах требует регулярного открытия новых площадок, которые должны располагаться все дальше от центра города. Это приводит к дополнительным экономическим затратам, связанным с увеличением пробега мусоровозов, эмиссий в атмосферный воздух продуктов сгорания автомобильного топлива, дополнительной загрузкой и износом автодорог. В результате себестоимость традиционного захоронения становится достаточно высокой, особенно с учетом большой площади необходимых полигонов, выведенных из сельскохозяйственного оборота минимум на 100 лет, а также высокой стоимостью их обустройства. В настоящее время в Украине сортировка и использование отходов в качестве вторичного сырья составляет меньше 10 % от общего годового объема.
Сжигание отходов с рекуперацией тепловой энергии является альтернативой захоронению. В исследовании [5] проанализирован энергетический потенциал ТБО в городе Понта-Гросса, Парана, Бразилия. Для анализа были собраны образцы на муниципальном полигоне. Средняя валовая теплотворная способность составляет 19,8 МДж/кг по сравнению с отходами других городов мира. Оптимальный состав ТБО Сингапура из 42 % пластмассы, 41 % бумаги/картона, 7 % текстиля и 10 % садоводческих отходов имел низшую теплотворную способность 23,7 МДж/кг [13]. Это меньше, чем минеральное топливо, но выполняются требования к топливу, указанные в европейских стандартах.
Преимущества использования сжигания для обработки отходов - это сокращение объема отходов, возможность обрабатывать громоздкие отходы, одновременно уменьшая их объем в 10 раз и более. В процессе сжигания отходов устраняются опасные свойства горючих канцерогенов, патогенных организмов, токсичных органических соединений и биологически активных веществ. В зависимости от мощности мусоросжигающего завода, за счет производства тепловой и электрической энергии возможно обеспечение определенного количества потребителей теплом или электричеством. В работе [8] было проведено сравнение эффективности преобразования энергии для различных типов термических процессов - сжигание отходов с рекуперацией энергии, газификация отходов с извлечением энергии и пиролиз отходов с извлечением энергии. Исследовались ТБО с разным морфологическим составом. Было выяснено, что доминирующим типом термической обработки является сжигание, связанное с извлечением энергии в паровом цикле. В малогабаритных установках электрическая эффективность ограничена масштабным эффектом и остается на уровне около 20-24 %.
В работе [7] сформулированы критерии эффективности работы мусоросжигающей печи на примере вращающейся: длина участка, где достигается максимальная температура горения; длина участка с минимальной температурой перед разгрузкой шлака; температура шлака на выходе. Выбрана более эффективная конфигурация по всем критериям (со встречным движением отходов и газа).
Анализ экологического воздействия установок по сжиганию отходов в процессе их эксплуатации выполнялся в работах [3, 4]. Для этого были подробно изучены различные установки для сжигания, как недавно созданные, так и эксплуатируемые последнее десятилетие. Использование современных систем очистки выбросов доказывают свою эффективность для борьбы с загрязнением воздуха.
Цель
Основной целью работы является решение проблемы ликвидации отходов, образовавшихся на крупных железнодорожных станциях и в процессе обслуживания поездов. Также предполага-
Наука та прогрес транспорту. Вюник Дншропетровського нащонального ушверситету залiзничного транспорту, 2018, N° 4 (76)
ется провести исследование продуктов сгорания ТБО, состоящих из бумажных и пластиковых компонентов, на мобильном мусороперерабаты-вающем комплексе. Отходы собирались на объектах железнодорожного транспорта.
Методика
Предлагается использовать мобильные подвижные мусороперерабатывающие установки, которые устраняют негативное влияние процесса накопления твердых промышленных и потребительских отходов на среду обитания человека. Исследование было проведено на одной из таких установок, эксплуатируемых на Южной железной дороге.
Для проведения исследования было собрано несколько компонентов отходов, условно разделенных на две основные группы: бумага и пластик. К первой группе относятся отходы, в состав которых входит древесина, картон, бумага, опавшие листья (сезонно) и т. под. Вторая группа содержит отходы, состоящие из пластика в виде обрывков полиэтиленовой пленки, одноразовой посуды и т. д. Муниципальные отходы очень сложны и трудны в освоении из-за неоднородности их состава, могут содержать десятки различных веществ. На состав отходов влияет несколько факторов, а именно: время года, климат, образ жизни населения, демографический показатель и действующее законодательство. Независимо от места образования и разнообразия компонентов, ТБО состоят из таких частей: органиче-
ской, неорганической и физической (воды). Влажность отходов, в зависимости от условий образования, сбора и хранения, может изменяться от 5 до 60 %. Органическая часть отходов - это альтернативное топливо, которое состоит на 31-52 % из углерода, 16-40 % - из кислорода и других соединений.
Зная морфологический состав отходов, можно рассчитать их теплотворную способность, расход воздуха во время горения, количественный и качественный состав отходящих газов и адиабатическую температуру горения.
Результаты
На железнодорожном вокзале Харьков-Пассажирский введен в эксплуатацию мобильный мусороперерабатывающий комплекс МПК-300 для переработки отходов прибывающих на вокзал поездов и подразделений вокзала. После ввода этого комплекса в эксплуатацию службы вокзала отказались от накопления и вывоза поступающих отходов на полигон. Как показала практика, такие мероприятия оказались целиком обоснованными и являются не только экономически выгодными, но и экологически безопасными. На рис. 1 представлен общий вид комплекса МПК-300 производительностью 300 кг/час, размещенного на железнодорожной платформе. Он предназначен для приема, сортировки и термокаталитического сжигания твердых и жидких отходов.
Комплекс состоит из отделения сортировки с отбором коммерческой части ТБО.
Рис. 1. Общий вид мобильного мусороперерабатывающего комплекса МПК-300 Fig. 1. General view of mobile waste-processing complex WPC-300
Наука та прогрес транспорту. Вюник Дншропетровського нащонального ушверситету зашзничного транспорту, 2018, N° 4 (76)
Приемно-сортировочная линия предназначена для приема ТБО, дозированной подачи на сортировку, отбора стекла, металла и подачи остатков ТБО на термическое уничтожение. Отделение термохимического обезвреживания отходов состоит из многоступенчатой системы газоочистки, которая позволяет снизить концентрации вредных веществ до нормативов, действующих в странах Европейского Союза и Украины.
Технология термохимического обезвреживания ТБО, реализованная в составе комплекса, включает ряд последовательных операций:
- бездымная загрузка ТБО в топочную камеру печи;
- сжигание ТБО в рабочем пространстве печи и термическое окисление продуктов сгорания;
- дожигание тяжелых углеводородов и оксида углерода происходит в камере дожигания;
- обезвреживание высокотоксичных органических веществ продуктов сгорания, включая бензпирен, диоксины, фураны и др., происходит в двух последовательно установленных каталитических реакторах;
- предочистка дымовых газов в центробеж-но-вихревом пылеуловителе;
- очистка продуктов сгорания от кислых неорганических соединений в отводимых газах производится за счет подачи в газоотводящий тракт 10-процентного щелочного раствора;
- осаждение в тканевом фильтре механических загрязнений, включая соединения тяжелых металлов и остаточное количество сажи;
- улавливание соединений тяжелых металлов осуществляется путем адсорбирования их в углетканевом фильтре;
- транспортировка дымовых газов по газо-отводящему тракту выполняется дымососной установкой.
Комплексы такого типа обеспечивают соблюдение экологических нормативов при максимальном использовании сырьевой и энергетической ценности ТБО с минимальными приведенными затратами, сокращают расходы на утилизацию, нагрузку на полигоны на 90 % и снижают опасность отходов до IV класса опасности [11]. Технические характеристики комплекса приведены в табл. 1.
Таблица 1
Технические характеристики установки по сжиганию отходов предприятий железнодорожного транспорта
Table 1
Technical characteristics of the waste incineration plant of railway transport enterprises
Наименование показателя
Значение
Производительность комплекса, кг/час Количество отбираемого вторсырья, кг/час в том числе: - пластик и ПЭТ-тара; - стекло; - бумага, картон; - черный и цветной металл. Количество отходов, подаваемых на термокаталитическое обезвреживание, кг/час Общая установленная мощность электроприводов комплекса, кВт Объем дымовых газов, сбрасываемых в атмосферу, м3/час, не более Концентрация пыли в дымовых газах на выходе, мг/нм3, не более
Концентрация загрязняющих веществ в приземном слое, рабочей площадке, доли
ПДК, не более
300 100
25 20 45 10 200 90 5000 100 0,1
Наука та прогрес транспорту. Вюник Дншропетровського нацюнального унiверситету залiзничного транспорту, 2018, № 4 (76)
ТБО сжигаются в камерной печи представленной установки. Печь футерована и оборудована эжекционной форсункой и подводом горячих дутьевых газов в подколосниковое пространство и на форсунку. Температура в камере сжигания поддерживается в пределах 850-1000 °С. Загрузочное устройство периодически подает ТБО на колосниковую решетку, под которую для обеспечения горения подводится горячий воздух из рекуператора. После достижения рабочей температуры в печи (около 900 °С), что обеспечивает сжигание органических соединений, подача топлива в горелку прекращается, и процесс сжигания осуществляется только за счет тепла горения ТБО. Выходящие из печи газы после камеры дожигания проходят сквозь рекуператор и подогревают в нем воздух для горения, который нагнетается в печь вентилятором.
Весомой характеристикой отходов является их теплотворная способность. ТБО можно отнести к низкокалорийному топливу. Если рассматривать отдельные составляющие отходов, то теплота сгорания пластмассы может составлять 43,7 МДж/кг. Тепловая ценность отходов прямо пропорциональна содержанию углерода в отходах и обратно пропорциональна зольности и содержанию влаги. Теплотворную способность отходов традиционно рассчитывают по эмпирической формуле Менделеева:
0% = 4,18 • (81Ср + 300Ир - 26(Ор - Бр) -
-6(9Ир + Жр )), (1)
где 0И - низшая теплота сгорания ТБО на рабочую массу, кДж/кг; Ср - общее содержание углерода, мас. %; Нр - общее содержание водорода, мас. %; Ор - общее содержание кислорода, мас. %; 8р - общее содержание серы, мас. %; Жр - общая влажность, мас. %.
Высшая теплота сгорания ТБО может быть рассчитана по формуле:
0% = 0И + 25(9Ир + Жр ). (2)
В процессе сжигания отходов мобильный мусороперерабатывающий комплекс выделяет тепло, которое используется для подсушивания ТБО с высокой влажностью. Например, при подсушивании бумажной составляющей отходов с 60 до 25 % низшая теплота сгорания этих
компонентов повышается с 6 476,832 кДж/кг до 12 426,48 кДж/кг. Система подсушки позволяет повысить теплоту сгорания топлива и уменьшить подачу дополнительного топлива на поддержание горения.
Элементный состав ТБО определяется, исходя из его морфологического состава, по формулам:
Сршш = Ср1 • 11 + Ср2 •12 + ••• + Сррп • 1рп ; (3)
Ир*т = ИА • 11 + Ир2 • 12 + ••• + Иррп • 1рп ; (4)
Ор,ит = ОЛ • 11 + О]?2 • 12 + ••• + Оррп • 1рп ; (5)
= Яр! • 11 + N»2 • 12 + ••• + Кррп • 1рп ; (6)
^шт = • 11 + ^2 • 12 + ••• + $ррп • !рп „ (7)
где Ср, Ср, ... Ср - содержание углерода в каждом компоненте ТБО, % (аналогично и по другим элементам); I, /2, /3 ... /п - доли соответствующих компонентов в общей массе ТБО, сумма которых равна 1; р - указатель рабочей массы ТБО; п - порядковый номер компонента [2].
Содержание влаги в рабочей массе каждого компонента отхода определяется по формуле:
Жр^ = Жрх • 11 + Жрг • 12 + ••• + Жррп • 1рп . (8)
Содержание золы в рабочей массе каждого компонента отхода можно определить по формуле:
Мит = М • 11 + М • 12 + ••• + Аррп • 1рп , (9) где Ар - содержание золы, %.
Необходимо отметить, влага снижает качество топлива, а именно уменьшает теплоту его сгорания и затрудняет воспламенение. Зола также снижает качество топлива и препятствует полному его сгоранию, образуя на поверхности несгоревших частей отходов воздухонепроницаемый слой.
Различают теоретическую (калориметрическую) и практическую (действительную) температуры горения отходов. Калориметрическая температура - это температура, которую приобретают продукты сгорания при условии, что вся теплота, выделенная при полном сгора-
Наука та прогрес транспорту. Вюник Дншропетровського нащонального ушверситету зашзничного транспорту, 2018, № 4 (76)
нии единицы топлива, пошла на нагрев только продуктов сгорания. Ее определяют из уравне-
ния теплового баланса, в нашем случае она равна, °С:
tkal — '
QH
H + !т + ^возд
RO RO-,
7° N
"N,
где Qp - низшая теплота сгорания рабочей
+ VH20 ' СН20 + (а 1)Veo3d ' Свозд
Действительная температура сгорания, °С:
(10)
массы отходов; cR
удельные
2 ^ N 2 ' 1120 у во
теплоемкости продуктов сгорания, соответственно двухатомных газов, азота, воды и воздуха, кДж/(кг-К); /г - энтальпия топлива, кДж/кг, рассчитывается по формуле: 1Т = ст ■ Ц; Iеозд - энтальпия воздуха, кДж/кг, рассчитывается по формуле: 1еозд = УОд ■ а ■ с<иад ■ 1возд .
td = (1" -а), (11)
где цпот. вое - коэффициент, учитывающий потери в окружающую среду, %; а - коэффициент, который учитывает прямую отдачу (коэффициент долевого излучения газов), равен 0,15.
Количество теоретически необходимого воздуха для полного сгорания 1 кг отходов рассчитывалось по формуле:
Са — 0,088Cp_ + 0,265Hp_ + 0,033Spsum - 0,0330p
Теоретический объем азота рассчитывался по формуле, м3/кг:
V° =V° +V° +V°
v газов v N2 t y R02 t y НгО ■
(12) (16)
v;2 =0,79Ve°O3d,
(13)
Полученные результаты расчета теоретического объема продуктов сгорания приведены в Теоретический объем трехатомных газов, табл. 2. Проведенные исследования показывают, что ТБО пассажирских поездов и вокзала в основном состоят из бумаги и пластика, доля содержания серы в этих отходах меньше 0,01. Элементный состав первой группы отходов, содержащих древесину, картон, бумагу, опав-
м3/кг:
VRo2 — 1,866Cp_/100, (14)
Теоретический объем водяного пара, м3/кг:
V^0 — 0,111Нршт + 0,0124Apsum + 0,0161VeOT5 .(15) шие листья (сезонно): 44 % уга^ОД^ 6,2 % во-
2 дорода, 49,4 % кислорода. Суммарный теоретический объем продуктов сгорания, м3/кг:
Результаты расчета теоретического объема продуктов сгорания The results of calculating the theoretical volume of combustion products
Таблица 2
Table 2
Теоретические объемы, м3/кг Соотношение долей картона и пластика
0,5/0,5 0,6/0,4 0,7/0,3
V° воздуха 6,65 5,81 4,96
V° RO2 1,01 0,91 0,80
V° H2O 1,334 1,26 1,18
V° азота 5,26 4,59 3,92
V° газов 7,60 6,75 5,91
°
Наука та прогрес транспорту. Вюник Дншропетровського нацюнального ушверситету зашзничного транспорту, 2018, N° 4 (76)
0И составляет 16 572,82 кДж/кг при нулевой влажности.
Элементный состав второй группы отходов из пластика в виде обрывков полиэтиленовой пленки, одноразовой посуды и прочих полимеров - это 84 % углерода, 14 % водорода и 2 % кислорода.
0И составляет 43932 кДж/кг при нулевой влажности.
Таким образом, система использования тепла дымовых газов, образующихся после сжигания отходов для подсушивания перед подачей в печь, имеет большое значение для экономии дополнительного топлива.
Научная новизна и практическая значимость
Авторами впервые было проведено исследование параметров сжигания отходов железнодорожного транспорта различного состава. Рассчитан суммарный теоретический объем продуктов сгорания на мобильном мусоропере-рабатывающем комплексе. Как показала прак-
тика, его эксплуатация обоснована и является не только экономически выгодной, но и экологически безопасной. Результаты работы позволяют оценить количество отходящих газов при различных морфологических составах отходов железнодорожного транспорта.
Выводы
Сжигание муниципальных отходов должно отвечать следующим критериям:
1. Температура горения в газовой фазе - не менее 850 °С. Время пребывания дымовых газов в зоне горения не менее двух секунд.
2. Коэффициент избытка воздуха - 1,4, что обеспечит минимизацию коррозии и полное сгорание. Содержание угарного газа в топочном является ключевым показателем качества сгорания.
3. Дымовые газы, производимые в мусоро-сжигающих печах, должны обрабатываться с помощью высокоэффективной системы очистки дымовых газов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Безовська, М. С. Управлшня поводження з выходами вагонних пасажирських депо на Придншровськш залiзницi / М. С. Безовська, В. М. Плахотник, А. Х. Драбшна // Вюник Кременч. держ. ун-ту ím. Ми-хайла Остроградського. - 2007. - Вип. 1 (42), ч. 1. - С. 115-118.
2. Крот, O. П. Моделирование установок с вращающейся печью для термического обезвреживания отходов / О. П. Крот, А. И. Ровенский // Проблемы региональной энергетики. - 2018. - № 1 (36). - С. 44-57. doi: 10.5281/zenodo.1217255
3. Твердые бытовые отходы (сбор, транспорт и обезвреживание) : справочник / В. Г. Систер, А. Н. Мирный, Л. С. Скворцов, Н. Ф. Абрамов, Х. Н. Никогосов. - Москва : АКХ им. К. Д. Панфилова, 2001. -319 с.
4. Characterization of Singapore RDF resources and analysis of their heating value / L. Zhao, A. Giannis, W.-Y. Lam, S.-X. Lin, K. Yin, G.-A. Yuan, J.-Y. Wang // Sustainable Environment Research. - 2016. - Vol. 26. - Iss. 1. - P. 51-54. doi: 10.1016/j.serj.2015.09.003
5. Combustion characteristics of coal and refuse from passenger trains / Ren Fu-min, Yue Feng, Gao Ming, Yu Min // Waste Management. - 2010. - Vol. 30. - Iss. 7. - P. 1196-1205. doi: 10.1016/j.wasman.2009.12.023
6. Decentralized Waste Management in Indian Railways: A Preliminary Analysis / M. Sharma, R. Kumar Sugam, K. Neog, A. Ramji. - New Delhi : Council on Energy, Environment and Water, 2016. - 26 p.
7. Kong, W. M. Implementation of Incineration for Efficient Waste Reduction / W. M. Kong // 2015 International Conference on Advances in Environment Research. - 2015. - Vol. 87. - P. 77-80.
8. Life-cycle-assessment of the historical development of air pollution control and energy recovery in waste incineration / A. Damgaard, C. Riber, T. Fruergaard, T. Hulgaard, T. H. Christensen // Waste Management. -2010. - Vol. 30. - Iss. 7. - P. 1244-1250. doi: 10.1016/j.wasman.2010.03.025
9. Lombardi, L. A review of technologies and performances of thermal treatment systems for energy recovery from waste / L. Lombardi, E. Carnevale, A. Corti // Waste Management. - 2015. - Vol. 37. - P. 26-44. doi: 10.1016/j.wasman.2014.11.010
Наука та прогрес транспорту. Вюник Дншропетровського нащонального унiверситету залiзничного транспорту, 2018, № 4 (76)
10. Mobile thermocatalytic waste processing complex / L. L. Tovazhnyanskyy, V. E. Ved, V. A. Koshchii, A. I. Rovenskii, E. V. Krasnokutskii // Chemical Engineering Transaction. - 2013. - Vol. 35, pt. 2. - P. 907912.
11. Nguyen, Th. H. A. Management of organic solid waste from rail operation by the Vietnam railways: the current situation and possible solutions / Thi Hoai An Nguyen // Journal of Vietnamese Environment. - 2012. -Vol. 3, No. 1. - P. 34-37.
12. Potencial energético de residuos sólidos domiciliares do municipio de Ponta Grossa, Paraná, Brasil (Energy potential of household solid waste (HSW) in the city of Ponta Grossa, Paraná, Brazil) / S. Gomes, P. H. W. Neto, D. Agostinho da Silva, S. R. Masetto Antunes, C. Hugo Rocha // Engenharia Sanitaria e Ambiental. - 2017. - Vol. 22. - Iss. 6. - P. 1197-1202. doi: 10.1590/S1413-41522017143432
13. Termovalorizzatori: analisi e confronto tra nuove tecnologie, impatti e strategie di mitigazione (Thermovalori-zation: new technologies, impacts and mitigation strategies) / M. Buffoli, S. Capolongo, V. L. Loconte, C. Si-gnorelli // Annali di igiene: medicina preventiva e di comunita. - 2012. - Vol. 24 (2). - P. 167-178.
О. П. КРОТ1*, О. I. РОВЕНСЬКИЙ2*, В. В. КОНеВ3*
'*Каф. «Безпека житадаяльносп та шженерна еколопя», Харювський нацюнальний ушверситет будiвництва та архггек-тури, вул. Сумська, 40, Харюв, Украша, 61002, тел. +38 (057) 700 30 08, ел. пошта [email protected], ОЯСГО 0000-0002-2376-4981
2*Ввддш регионально! екологй, Швшчно-схщний науковий центр Нацюнально! академл наук Украшп, вул. Багал1я, 8, Харюв, Украша, 61000, тел. +38 (057) 706 30 42, ел. пошта [email protected], ОЯСГО 0000-0003-3803-2051 3*Каф. «Будгвельш матерiали, конструкци та споруди», Украшський державний унiверситет залiзничного транспорту, пл. Фейербаха, 7, Харюв, Укра!на, 61000, тел. +38 (067) 575 05 51, ел. пошта [email protected], ОЯСГО 0000-0003-4215-5353
ТЕРМ1ЧНА ОБРОБКА ТВЕРДИХ В1ДХОД1В, ЩО УТВОРЮЮТЬСЯ НА ЗАЛ1ЗНИЧНОМУ ТРАНСПОРТ1
Мета. Система управлiння твердими выходами в Украiнi в основному зводиться до захоронения 1х на полпош. При цьому вiдсутнiй контроль за забрудненням навколишнього середовища, що в свою чергу при-зводить до еколопчних ризикiв. На шдприемствах залiзничного транспорту утворюеться значна шльшсть твердих вiдходiв. Тому основною метою роботи мае стати виршення проблеми лiквiдацii вiдходiв, що утво-рилися на великих залiзничних станцiях та в процеа обслуговування поiздiв. Методика. Пропонуеться ви-користовувати мобiльнi рухливi смiттепереробнi установки, якi усувають негативний вплив процесу нако-пичення твердих промислових i споживчих вiдходiв на середовище проживаиия людини. Цi установки мо-жуть обслуговувати певну шльшсть виробнишв вiдходiв. Дане дослiджения було проведено на мобшьному смiттепереробному комплекс МПК-300, розташованому на залiзничному вокзалi Харкiв-Пасажирський Пiвденноi залiзницi. Результати. Описана конструкция й призначення основних вузлiв смiттепереробного комплексу. Зольний залишок тсля термiчного спалювання твердих вiдходiв становить 5-10 % ввд 1х почат-кового об'ему i вiдповiдае безпечному IV класу класифiкацiйного каталогу вiдходiв. Багатоступеневе термо-каталiтичне очищення газiв, що вщходять, забезпечуе концентрацiю шшдливих речовин, в тому числi дюк-синово! групи, в межах допустимих норм. Для повного спалювання вах компонентiв вiдходiв була визначе-на температура в печi 850-900 °С, перебування димових газiв у камерi допалювання при 1100-1200 °С - не менше двох секунд, коефщент надлишку повiтря - 1,4. Наукова новизна. Авторами вперше було проведено дослщження параметрiв спалювання вiдходiв залiзничного транспорту рiзного елементного складу. Роз-рахований сумарний теоретичний об'ем продукпв згоряння на мобiльному смггтепереробному комплексi. Практична значимiсть. Застосування мобшьного смiттепереробного комплексу дозволяе вирiшити проблему утилiзацii твердих побутових вiдходiв. Як показала практика, його експлуатацгя обгрунтована та е не пльки економiчно вигiдною, а й еколопчно безпечною. Результати роботи дозволяють оцшити кiлькiсть газiв, що вiдходять, при рiзних морфологiчних складах вiдходiв залiзничного транспорту.
Ключовi слова: твердi побутовi вiдходи; мобiльний смiттепереробний комплекс; залiзничний транспорт; вiдхiднi гази; спалювання; матерiальний баланс
Наука та прогрес транспорту. Вюник Дншропетровського нащонального ушверситету залiзничного транспорту, 2018, № 4 (76)
0. P. KROT1*, O. I. ROVENSKYI2*, V. V. KONIEV3*
'*Dep. «Safety Life and Environmental Engineering», Kharkiv National University of Civil Engineering and Architecture, Sumskaya St., 40, Kharkiv, Ukraine, 61002, tel. +38 (057) 700 30 08, e-mail [email protected], ORCID 0000-0002-2376-4981
2*Department of the Regional Ecology, North-East Scientific Centre of the National Academy of Sciences of Ukraine, Bahalii St., 8, Kharkiv, Ukraine, 61000, tel. + 38 (057) 706 30 42, e-mail [email protected], ORCID 0000-0003-3803-2051 3*Dep. «Building Materials, Structures and Constructions», Ukrainian State University of Railway Transport, Feierbakh Sq., 7, , Kharkiv, Ukraine, 61050, tel. + 38 (067) 575 05 51, e-mail [email protected], ORCID 0000-0003-4215-5353
THERMAL TREATMENT OF SOLID WASTE GENERATED BY RAILWAY TRANSPORT
Purpose. The solid waste management system in Ukraine consists from the land disposal of waste. In this case, there is no control over environmental pollution, which in turn leads to environmental risks. A considerable amount of solid waste is formed at the railway transport enterprises. The solution of the problem of the elimination of wastes generated at large railway stations and in the process of servicing trains, namely directly at the place of their formation, is considered in this work. Methodology. The authors propose to use mobile waste processing plants, which eliminate the negative impact of the process of accumulation of solid industrial and municipal waste on the human habitat; while they can serve a certain number of waste producers. The study was conducted on a waste processing plant (WPP-300) located in Kharkiv on the Southern Railway. Findings. The design and purpose of the main units of waste processing plant are described. The bottom ash after incineration of solid waste accounts for 5-10 % of the initial volume of waste and corresponds to the safe IVth class of the waste classification catalog. Multi-stage thermal catalytic cleaning of waste gases provides concentration of harmful substances, including dioxin group within the limits of permissible norms. For complete combustion of all components of the waste, the temperature in the furnace was 850-900 °C, the presence of flue gases in the afterburner at 1100-1200 °C for at least two seconds, the defined excess air 1.4. Originality. The authors for the first time conducted a study of the parameters of incineration of various elemental wastes. We calculated the total theoretical volume of combustion products on a mobile waste-processing complex. Practical value. The use of a mobile incineration plant allows solving the problem of solid domestic waste disposal. As shown by the practice of its operation, such measures are justified and are not only economically viable, but also environmentally friendly. The results of the work allow estimating the amount of waste gases at various morphological compositions of the waste of the railway transport.
Keywords: municipal solid waste; mobile waste recycling complex; railway transport; waste gases; incineration; material balance
REFERENCES
1. Bezovska, M. S., Plakhotnyk, V. M., & Drabkina, A. K. (2007). Upravlinnia povodzhennia z vidkhodamy vahonnykh pasazhyrskykh depo na Prydniprovskii zaliznytsi. Transactions of Kremenchuk Mykhailo Os-trohradskyi National University, 1(42), 1, 115-118. (in Ukranian)
2. Krot, O. P., & Rovenskyi, O. I. (2018). Modeling of Installations with a Rotary Kiln for Thermal Decontamination of Wastes. Problemele energeticii regionale, 1(36), 44-57. doi: 10.5281/zenodo.1217255 (in Russian)
3. Sister, V. G., Mirnyy, A. N., Skvortsov, L. S., Abramov, N. F., & Nikogosov, K. N. (2001). Tverdyye bytovyye otkhody (sbor, transport i obezvrezhivaniye): Spravochnik. Moscow: Akademiya kommunalnogo khozyaystva imeni K. D. Panfilova. (in Russian)
4. Zhao, L., Giannis, A., Lam, W.-Y., Lin, S.-X., Yin, K., Yuan, G.-A., & Wang, J.-Y. (2016). Characterization of Singapore RDF resources and analysis of their heating value. Sustainable Environment Research, 1(26), 5154. doi:10.1016/j.serj.2015.09.003 (in English)
5. Fu-min, R., Feng, Y., Ming, G., & Min, Y. (2010). Combustion characteristics of coal and refuse from passenger trains. Waste Management, 30(7), 1196-1205. doi: org/10.1016/j.wasman.2009.12.023 (in English)
6. Sharma, M., Neog, K., Sugam, R. K., & Ramji, A. (2016). Decentralised Waste Management in Indian Railways: A Preliminary Analysis. Council on Energy, Environment and Water, 26. Retrieved from http://www.indiaenvironmentportal.org.in/files/file/Decentralised%20Waste%20Management%20in%20India n%20Railways.pdf (in English)
HayKa Ta nporpec TpaHcnopTy. BÍCHHK flmnponeTpoBChKoro Ha^oHanhHoro yHÍBepcHTeTy 3anÍ3HH^Horo TpaHcnopTy, 2018, № 4 (76)
7. Kong, W. M. (2015). Implementation of Incineration for Efficient Waste Reduction. International Confe-rence on Advances in Environment Research, 87, 77-80. (in English)
8. Damgaard, A., Riber, C., Fruerqaard, T., Hulqaard, T., & Christensen, T. H. (2010). Life-cycle-assessment of the historical development of air pollution control and energy recovery in waste incineration. Waste Management, 30(7), 1244-1250. doi: 10.1016/j.wasman.2010.03.025 (in English)
9. Lombardi, L., Carnevale, E., & Corti, A. (2015). A review of technologies and performances of thermal treatment systems for energy recovery from waste. Waste Management, 37, 26-44. doi: doi.org/10.1016/j.wasman.2014.11.010 (in English)
10. Tovazhnyanskyy, L. L., Ved, V. E., Koshchii, V. A., Rovenskii, A. I., & Krasnokutskii, E. V. (2013). Mobile thermocatalytic waste processing complex. Chemical Engineering Transaction, 35(2), 907-912. (in English)
11. Nguyen, T. H. A. (2012). Management of organic solid waste from rail operation by the Vietnam railways: the current situation and possible solutions. Journal of Vietnamese Environment, 3(1), 34-37. (in English)
12. Gomes, S., Neto, P. H. W., Silva, D. A., Antunes, S. R. M., & Rocha, C. H. (2017) Potencial energético de residuos sólidos domiciliares do municipio de Ponta Grossa, Paraná, Brasil (Energy potential of household solid waste (HSW) in the city of Ponta Grossa, Paraná, Brazil). Engenharia Sanitaria e Ambiental, 22(6), 11971202. doi:10.1590/S1413-41522017143432 (in Portugal)
13. Buffoli, M., Capolongo, S., Loconte, V. L., & Signorelli, C. (2012). Termovalorizzatori: analisi e confronto tra nuove tecnologie, impatti e strategie di mitigazione (Thermovalorization: new technologies, impacts and mitigation strategies). Annali di igiene: medicina preventiva e di comunità, 24(2), 167-178. Retrieved from https://www.researchgate.net/publication/228111250_Thermovalorization_new_technologies_impacts_and_mi tigation_strategies (in Italian)
HagiMmna go pegKoneriï: 04.04.2018 npHHHOTa go gpyKy: 10.07.2018