ТЕРАПИЯ ИГРОЙ
1 2 Куликова Д.Р. , Бушуева И.В.
1Куликова Диляра Рафиковна - клинический психолог;
2Бушуева Ирина Владимировна - клинический психолог, детско-подростковое отделение, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области Областной наркологический диспансер, г. Астрахань
Аннотация: данная статья может быть полезна психологу, работающему с детьми и подростками. Она дает общие представления о понятии и сущности игротерапии, о некоторых ее видах. Также в ней рассмотрены функции взрослого в ходе терапии игрой. Раскрывается эффективность этого психотерапевтического метода, который можно использовать как самостоятельно, так и совместно с другими видами психотерапии. Предлагаются варианты использования данной терапии в работе психолога.
Ключевые слова: игротерапия, терапия игрой, показания к игротерапии, виды игротерапии, аддиктивное поведение, созависимость, психотерапевтическая группа.
GAME THERAPY Kulikova D.R.1, Bushueva I.V.2
1Kulikova Dilyara Rafikovna - Clinical Psychologist;
2Bushueva Irina Vladimirovna - Clinical Psychologist,
CHILDREN'S AND ADOLESCENT DEPARTMENT, STATE BUDGETARY INSTITUTION OF HEALTH CARE OF THE ASTRAKHAN REGION REGIONAL NARCOLOGICAL DISPENSARY, ASTRAKHAN
Abstract: this article can be useful for a psychologist working with children and adolescents. It gives a general idea of the concept and essence of game therapy, some of its types. It also examines the adult's functions during play therapy. The effectiveness of this psychotherapeutic method is revealed, which can be used both independently and in conjunction with other types ofpsychotherapy. Variants of using this therapy in the work of a psychologist are proposed.
Keywords: game therapy, game therapy, indications for game therapy, types of game therapy, addictive behavior, codependency, psychotherapeutic group.
Понятие игротерапии.
Мы не анализируем то, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детском возрасте. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается - это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.
Еще в прошлом веке известные психотерапевты назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Малыш рисует свой дом, свою семью и таким образом высказывает то, что пока ему не удается выразить словами: свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. Сегодня рисунок также используют для контроля детского эмоционального настроения и как один из вариантов терапии игрой.
Игротерапия - это психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов, как у взрослых, так и у детей.
Игра для ребенка - это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. Нередко для ребенка, игровая терапия - единственный путь помощи. Дети с удовольствием играют в прятки, жмурки, в догонялки, в добрых и злых разбойников, в волшебников и т.п. Во-первых это физическое движение, а во-вторых, избавление от страхов. Дети по очереди оказываются «пойманными» своими страхами, а потом и «ловящими» свой страх. Если «бык» убегает от кровожадного «крокодила», он выплескивает свою боязнь в игре, а потом, становясь «крокодилом», побеждает ее окончательно. В науке роль быка называется снятием эмоционального накала, а роль крокодила коррекцией внутренних страхов. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать.
Для взрослых, игра используется в групповой психотерапии в виде специальных тренингов, упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций и др.
Показания к игротерапии:
- аддиктивное и созависимое поведение,
- социальный инфантилизм,
- замкнутость, необщительность,
- фобические реакции,
- сверхконформность и сверхпослушание,
- неадекватная полоролевая идентификация,
- склонность к проявлению агрессивности в поведении,
- и другие поведенческие расстройства.
Виды игротерапии.
Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:
1. Игротерапия в психоанализе.
Проблема в использовании аналитических техник в работе с ребенком состояла в невозможности применения метода свободных ассоциаций, позволяющего выявить бессознательные влечения, подвергнуть их анализу. Для решения этой проблемы использовали игры ребенка как удачную замену метода.
Символический смысл игры должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка.
2. Игротерапия, центрированная на клиенте.
Цель такой терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой. Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Он слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко эти эмоциональные состояния.
Основная задача: создание или восстановление отношений между ребенком и взрослым с целью гармонизиции личностного роста и развития.
3. Игротерапия отреагирования.
В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить опыт, который вызвал тревогу. Игротерапевт использует специальные игровые материалы, чтобы в нужный момент создать в игре ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от тревоги и страхов.
4. Игротерапия построения отношений
В ходе коррекционных мероприятий игротерапевт устанавливает такие отношения с клиентом, с помощью которых показывает полное принятие ребенка, его установок и ценностей. Выражает искреннюю веру в ребенка и его способности.
Цель психотерапевтического воздействий состоит не в изменении ребенка, а в помощи утвердить чувство его собственной ценности.
Игротерапия в отечественной психологической практике.
Основным принципом терапии игрой является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть этого принципа заключается в следующем: чтобы скорректировать поведение робких в общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения.
Функции игры
1. Диагностическая функция заключается в уточнении возможной психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими.
2.Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, снятия напряжения и актуальных страхов. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Ребенок разыгрывает прошлые переживания в процессе игры, приобретая новый опыт и новые формы поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.
3.Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.
По функциям взрослого в игре различают:
- недирективную игротерапию;
- директивную игротерапию.
В направленной (директивной) игротерапии взрослый - центральное лицо в игре - берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения.
Недирективная игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка (игротерапия, центрированная на клиенте).
По форме организации деятельности:
Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития.
Если для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть:
— ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции со сверстниками;
— явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;
— ускоренное сексуальное развитие;
— крайняя агрессивность;
— актуальное стрессовое состояние.
Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе. Продолжительность индивидуальной психотерапии специалист определяет самостоятельно.
При наборе группы руководствуются следующим: группа должна состоять из детей с разными нарушениями; детей следует помещать в такую группу, где они не получат дополнительную психическую травму; члены группы не должны быть знакомы до начала игротерапии; разница в возрасте не должна превышать 1 года. В таких группах могут участвовать дети в возрасте от 5 до 12 лет. Численность детей в группе: в возрасте 4—5 лет — 6 человека; в возрасте 5—11 лет — 7 человек; в возрасте 11—14 лет — 9 человек.
Все цифры достаточно условны и зависят от особенностей участников группы и объективных условий работы.
Кроме того, если группу ведут два игротерапевта (что представляется наиболее предпочтительным), число детей также может быть увеличено до 1,5 раза.
Работая в паре, психологи имеют возможность более объективно взглянуть на группу и обсудить возникающие по ходу работы особенности.
Групповая игротерапия призвана помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию»; стать более ответственным в своих действиях и поступках; стать более самоуправляемым; в большей степени полагаться на самого себя и овладеть чувством контроля; выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений; развить внутренний источник оценки и обрести веру в самого себя.
По структуре используемого в игротерапии материала:
В игротерапии используются как структурированные, так и неструктурированные игры. К структурированным играм относятся игры в семью (людей и животных), агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие конструктивные и деструктивные намерения.
К неструктурированным играм относятся двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арттерапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами).
Требования к психологу, проводящему игровую терапию.
Необходимо помнить, что дети не могут постоять сами за себя. Поэтому специалисты, использующие в своей работе игровую терапию, должны обладать знаниями и навыками, позволяющими служить интересам детей. Психологу требуются такие качествами, как естественность, теплые отношения, сензитивное понимание ребенка.
Список литературы /References
1. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга / М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368с.
2. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия (Текст)/ Сост. К.В. Сельчонок. Мн.: Харвест, 2003. 816 с.
3. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001.
4. Джеймс У. Психология. М., Педагогика, 1991.
5. ДормашевЮ.Б., РомановВ.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995 (или более поздние издания).
6. ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.
7. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М. 2008.
8. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2006.