Научная статья на тему 'ТЕПЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА'

ТЕПЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THERMAL STATUS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN A HOT CLIMATE

Studies conducted at schools of Tashkent showed that during intervals between classes and physical culture lessons outdoors, the thermal status of 8to 10-year-old schoolchildren adapted to the local climate was good within a broad range of meteorologic parameters; a factor contributing to this was proper clothing. However, overheating of children was noted to occur on hot days in autumn and spring. Special sun-protection devices and other means of creating an optimal microclimate in schoolhouses and on school grounds in Uzbekistan should therefore be provided.

Текст научной работы на тему «ТЕПЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА»

УДК 612.532-053.5(575.1)

Л. Н. Енина

ТЕПЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА

Ташкентский медицинский институт

У 26 здоровых мальчиков и девочек в возрасте 8—10 лет изучено тепловое состояние во время активного отдыха на переменах продолжительностью от 10 до 25 мин и уроках физкультуры, проводившихся в соответствии с учебной программой 2 раза в неделю по 45 мин на протяжении второго и третьего года обучения в школе. Для этого использованы игровые и спортивные площадки, а также галерея и рекреации (навесы) на этажах и участке школы.

Микроклиматические показатели измеряли по общепринятой методике. Температура воздуха в осенний и весенний периоды учебного года составляла от 3 до 32 °С, зимой—от 21 до —12 °С, относительная влажность воздуха — соответственно 14—95 и 31—100?6, интенсивность суммарной солнечной радиации 0,1 —1,4 и 0—1,0 кал/см4 в * 1 мин. Скорость движения воздуха во все сезоны года была небольшой (0—0,3 м/с), атмосферное давление колебалось от 712 до 734 мм рт. ст.

Ведущим метеорологическим фактором в наших исследованиях была принята температура воздуха, сгруппированная с интервалом 5 °С. Это позволило выявить довольно четкие изменения в одежде и тепловом состоянии детей. Одежда детей во время отдыха на переменах была произвольной, но наиболее часто встречающимися ее вариантами, при которых изучалось тепловое состояние детей, являлись хлопчатобумажная летняя школьная форма, шерстяная зимняя школьная форма с дополнительным утеплением кофтой или джемпером, нижним бельем, головным убором и варежками, а также верхняя одежда в виде пальто или куртки. На уроках физического воспитания использовались летняя (майка и трусы) и зимняя (хлопчатобумажный тренировочный и лыжный костюмы с дополнительным утеплением шерстяным свитером, нижним бельем, шапкой, варежками) физкультурная форма.

Тепловое состояние детей изучали по показателям температуры кожи в градусах Цельсия (на лбу, груди, предплечье, кисти, голени) и влажности кожи (на лбу и груди) в условных единицах электропроводности, измеряемых электротермометром Мищука. Одновременно оценивали субъективные теплоощущения детей по пятибалльной шкале Г. X. Шахбазяна. Общее заключение о тепловом состоянии давали на основании критериев и классификации, разработанных Е. И. Коренев-1 ской. Оптимальными микроклиматическими условиями считались такие, при которых наблюдалось напряжение аппарата терморегуляции от

незначительного до умеренного. Допустимыми с целью закаливания детей при кратковременном воздействии считались условия, вызывающие сильное напряжение терморегуляторных механизмов, недопустимыми— резкое. В статистическую обработку материала включено 723 наблюдения за тепловым состоянием школьников.

Результаты исследования показали, что у детей, находящихся во время перемен при температуре воздуха 28—32 'С в летней школьной форме, средняя температура кожи была высокой во всех точках тела. Температурный градиент грудь — кисть сокращался до 2,1 С. У некоторых детей температура кожи конечностей достигала 36 °С, сравниваясь с температурой кожи груди. Однако, как подчеркивает ряд исследователей (Г. X. Шахбазян, Н. К. Витте, Г. А. Севрюкова; Т. Н. Лиопо и Г. В. Циценко: 3. Т. Турсунов и К. Н. Кювелли, и др.), при интенсивной мышечной деятельности температура кожи не может быть абсолютным показателем теплового состояния человека, так как сама по себе мышечная деятельность вызывает изменения кровоснабжения кожи и повышение ее температуры.

Важнейшим показателем термогенеза в условиях нагревающего микроклимата является потоотделение. Влажность кожи у детей при температуре воздуха 28—32 °С заметно возрастала, достигая в отдельных случаях 30—40 ед. электропроводности. Подавляющее большинство детей (84,2%) испытывали дискомфортное теплоощущение «жарко». Это свидетельствовало о сильном напряжении механизмов терморегуляции в сторону нагревания и позволило считать температурный диапазон 28— 32 °С предельно допустимой зоной для активного отдыха младших школьников на открытой солнце-площадке.

Полученные нами данные согласуются с результатами исследования В. С. Залевского, показавшего, что температура воздуха на территории школьных участков в условиях IV климатической зоны не должна превышать 30—33 °С, так как дальнейшее ее увеличение приводит к нарушению теплового баланса детей.

По мере снижения температуры воздуха до 23— 27 °С интенсивность потоотделения у детей уменьшалась более чем в 2 раза, в 65,4 % случаев дети констатировали комфорные теплоощущения, что свидетельствовало об улучшении их теплового состояния.

В диапазоне температурных воздействий от 18—22 до 13—17 °С у детей, одетых в школьную форму.

наблюдались широкая вариабельность'индивидуаль-ных показателей температуры кожи и постепенное • е снижение на конечностях. Активность потовых желез была умеренной, средний балл теплоощуще-мий находился в пределах 2,8—3,3. Эти данные указывали на незначительное или умеренное напряжение механизмов терморегуляции.

При температуре воздуха 8—12 °С у детей, одетых в летнюю школьную форму, температура кожи значительно снижалась не только на конечностях, но и на лбу и груди, в итоге средневзвешенная температура равнялась 31,0±0,37°С. В 75% случаев учащиеся говорили, что им «холодно» или «прохладно», средний балл теплоощущений составлял 1,8. Все это свидетельствовало о сильном охлаждении и характеризовало температурный диапазон 8—12 °С как предельно допустимый, при котором лишь наиболее закаленные дети могли находиться на переменах в летней одежде. Для большинства же целесообразнее рекомендовать в этих условиях зимнюю школьную форму.

Дополнительное утепление школьной формы шерстяным джемпером или кофтой, нижним бельем способствовало сохранению оптимального теплового состояния до 3—7 °С. При этом наблюдалось умеренное напряжение аппарата терморегуляции в сторону охлаждения. Использование при этом пальто или курток оказалось нежелательным, так как приводило к нарастанию потоотделения, избыточному увлажнению кожи и появлению теплоощущений «жарко» и «тепло». Только при температуре воздуха от 0±2 до —3—7 °С можно пользоваться верхней демисезонной одеждой; при этом наблюдалась стабилизация средних показателей температуры кожи во всех точках и широкая вариабельность индивидуальных ее показателей, а в 75% случаев дети констатировали комфортные тепло-ощущения. В отдельных случаях при аналогичных температурных условиях дети отдыхали без пальто, находясь в зимней школьной форме с дополнительным утеплением шерстяным джемпером или кофтой, нижним бельем, головным убором, варежками. При этом существенных различий в показателях теплового состояния по сравнению с детьми, одетыми в пальто, не было. Обычно эти учащиеся были очень подвижны и не испытывали сильного охлаждения.

По мере снижения температуры воздуха от —8 до —12 °С. наблюдалось умеренное уменьшение температуры кожи груди, предплечья, более значительное — па открытой поверхности лба. Однако температура кожи на кисти и голени не снижалась, так как дети надевали теплую обувь и варежки, сохраняя хорошее тепловое самочувствие. Средний балл теплоощущений равнялся 3. Некоторое увеличение влажности кожи в области лба и груди объяснялось тем, что многие дети чрезмерно утепляли одежду, надевая меховые шапки-ушанки и зимнее пальто. Как свидетельствуют данные литературы (Р. Ахмедов), энергетические затраты организма при всех видах деятельности в большин-

стве случаев зимой выше, чем в другие сезоны. Поэтому использование слишком теплой и тяжелой одежды в условиях активного отдыха нежелательно, так как обусловливает еще большие затраты энергии и приводит к избыточному накоплению тепла в организме.

Изучение теплового состояния детей во время у уроков физкультуры на открытой площадке показало, что при температуре воздуха 28—32 °С дети находились в состоянии еще более выраженного дискомфорта, чем на перемене: температура кожи и потоотделение резко возрастали, градиент грудь— кисть и грудь— голень сужался до 1,5 и 1,1 °С, дети жаловались, что им «жарко». Естественно, что такие условия не могли быть приняты за гигиеническую норму. По мере снижения температуры воздуха до 23— 27 °С признаки напряжения аппарата терморегуляции проявлялись в меньшей степени. Активность потовых желез снижалась на лбу в 2, на груди — в 5 раз. Однако высокая кожная температура и теплоощущение «жарко» у 77,9% детей указывали на сильное нагревание организма. Очевидно, температурный диапазон 23—27 °С можно считать предельно допустимой зоной во время проведения уроков физического воспитания в начальных классах на открытой солнеплощадке. Только при снижении температуры воздуха до* 18—22 °С наблюдалось умеренное напряжение механизмов терморегуляции, целесообразное с точки зрения закаливания к нагревающему микроклимату.

В температурном диапазоне 13—17 °С дети, одетые в майку и трусы или хлопчатобумажный тренировочный костюм, находились в состоянии, близком к комфортному: средневзвешенная температура кожи снижалась до 33,3±0,25 °С, индивидуальные показатели температуры кожи отличались большой вариабельностью, градиент грудь — кисть расширялся до 4,8 °С, потоотделение было умеренным, подавляющее большинство детей высказывались о комфортных теплоощущениях. Дополнительное утепление хлопчатобумажного костю- < ма шерстяным джемпером и брюками у мальчиков, кофтой и колготками у девочек способствовало сохранению хорошего теплового состояния до температуры воздуха 3—7 °С.

При температуре воздуха 0±2 °С температура кожных покровов заметно снижалась — от 1 °С на голени (Р<0,05) до 3,4 °С на лбу (Р<0,001), что, очевидно, происходило не только под влиянием низких температурных условий, но и за счет увлажнения кожи, которое возрастало в 2—3 раза в результате чрезмерного утепления одежды. Многие школьники, помимо хлопчатобумажного тренировочного костюма и свитера, надевали лыжный костюм с начесом, теплые шапки, варежки, сапоги, что приводило к нарастанию потоотделения и дискомфортным теплоощущенням: в 34,4% случаев дети говорили, что им жарко или тепло. Наилуч- * шим вариантом одежды в этих условиях являлись хлопчатобумажный и лыжный костюм(без утепления

свитером), легкая шапочка и кеды с шерстяными носками.

В диапазоне температурных воздействий от —3 до —7 °С общая картина теплового состояния детей в аналогичной одежде менялось мало. Только в области голени наблюдалось заметное снижение Т температуры кожи, составившее 2 СС (Р<0,01). При этом жалоб на общее охлаждение не было: 70,1% детей говорили, что им хорошо, а остальным было тепло или жарко. Следовательно, в указанных условиях достаточно утеплять только обувь, заменив кеды ботинками, и лишь при снижении температуры воздуха до —8—12 °С необходимо дополнять одежду свитером.

Таким образом, результаты проведенных нами исследований позволяют сделать вывод о том, что

младшие школьники, адаптированные к местным климатическим условиям, проводя перемены и уроки физкультуры на открытом воздухе, сохраняют хорошее тепловое состояние в широком диапазоне метеорологических условий. Расширению границ теплового комфорта способствует рациональная одежда. Однако в жаркую солнечную погоду осенью и весной часто создаются неблагоприятные условия, ведущие к перегреванию детей даже в облегченной одежде. В связи с этим возникает необходимость строительства различных теневых устройств на территории школ не только в зоне отдыха, ной на спортивных площадках, а также использования других возможных средств обеспечения оптимального микроклимата.

ЛИТЕРАТУРА

Ахмедов Р. Терморегуляция человека и животных в условиях повышенной температуры. Ташкент, 1977.

Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956.

Залевский В. С. Тепловое состояние детей младшего и среднего школьного возраста на открытом воздухе в разных климатических районах. Автореф. дис. канд. М., 1967.

^Кореневская Е. И. Тепловое состояние детей, как основа нормирования микроклимата школьных зданий. Автореф. дис. докт. М., 1969.

Лиопо Т. Н., Циценко Г. В. Климатические условия и тепловое состояние человека. Л., 1971.

Севрюкова Г. А. — В кн.: Институт гигиены детей и подростков. Конф. молодых научных работников. 1-я. Материалы. М., 1966, с. 82—84.

Турсцнов 3. Т., Кювелли К. Н. Особенности водно-солевого обмена при мышечной деятельности в условиях жаркого климата. Ташкент, 1975.

Шахбазян Г. X. Гигиеническое нормирование микроклимата производственных помещений. Киев, 1952.

Поступила 16/Х 1Э79 г.

THERMAL STATUS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN A HOT CLIMATE

L. N. Enina

Studies conducted at schools of Tashkent showed that during intervals between classes and physical culture lessons outdoors, the thermal status of 8- to 10-year-old schoolchildren adapted to the local climate was good within a broad range of meteorologic parameters; a factor contribu-

ting to this was proper clothing. However, overheating of children was noted to occur on hot days in autumn and spring. Special sun-protection devices and other means of creating an optimal microclimate in schoolhouses and on school grounds in Uzbekistan should therefore be provided.

УДК 61 1-018.5 + 612.12-08:796-053.6

Проф. В. Я■ Русин, канд. биол. наук В. В. Насолодин, И. П. Гладких

ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРОВИ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ ЮНОШЕЙ

Педагогический институт, Ярославль; Ярославский университет

Целью данной работы явилось изучение динамики активности некоторых металлоферментов и гематологических показателей, С-витаминной обеспеченности и работоспособности круглогодично тренирующихся юных лыжников в покое и при однократных соревнованиях.

Под наблюдением в течение года находился 41 юноша в возрасте от 13 до 16 лет (учащиеся 6—9-х классов), которые были разделены на 2 группы: 1-я (19 человек) — учащиеся специали-ц зированной спортивной школы-интерната, 2-я (22 человека) — школьники основной медицинской группы, не занимающиеся спортом. Юноши 1-й группы тренировались круглогодично от 3 до 5 раз

в неделю. Наибольший объем тренировочной и соревновательной нагрузки приходился на октябрь и январь. Кровь для анализа (15 мл) брали из локтевой вены утром натощак в июле, октябре, январе и мае, а у лыжников, кроме того, до и после соревнований в беге на 1500 м.

При изучении динамики активности некоторых металлоферментов в годичном цикле установлено, что пероксидазная и карбоангидразная активность крови у юношей, систематически занимающихся спортом, значительно выше, чем у нетренированных (см. таблицу). Особенно заметной и достоверной эта разница была в зимний период тренировки, когда отмечалась наиболее высокая активность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.