ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МОСКВЫ. ПОЛИТИКА МЭРИИ МОСКВЫ В ОТНОШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОТРАСЛИ
Алексей Леонидович Кузнецов, аспирант Научный руководитель Кузнецова А. И., д. э. н., проф., проф. проф. кафедры экономики городского, хозяйства и сферы обслуживания Тел.: 8-915-318-19-48, e-mail: [email protected] Московский университет им. С. Ю. Витте http://www.muiv.ru
Статья посвящена процессу слияния двух крупнейших компаний теплоэнергетического комплекса Москвы ОАО «МОЭК» и ОАО «МТК», рассмотрен ожидаемый экономический эффект сделки. Поднимается вопрос об отказе ОАО «Мосэнерго» правительством Москвы в выкупе ОАО «МТК».
Ключевые слова: тепловая энергия, экономическая эффективность, убыток, прибыль, слияние.
Основными поставщиками тепловой энергии в жилые помещения, промышленные объекты и предприятия, здания социальной сферы в московском регионе являются компании ОАО «МОЭК» и ОАО «Мосэнерго». ОАО «МОЭК» производит тепло и, по принадлежащим ей сетям, доставляет его до конечного потребителя. Тепло, выработанное на ТЭЦ ОАО «Мосэнерго», поступает по магистральным сетям, эксплуатируемым ОАО «МТК» к распределительным пунктам, откуда по сетям ОАО «МОЭК» также попадает в дома.
Более 70% населения города Москвы, около 45 000 зданий снабжает теплом ОАО «МОЭК». В компании работают свыше 21 000 сотрудников, которые обслуживают 9 000 тепловых пунктов, 71 районную и квартальную тепловые станции и около 10 500 км тепловых сетей.
Акционерами являются: 89,25% уставного капитала - Департамент имущества города Москвы; 7,46% - ООО «МОЭК - Финанс»; 2,61% - собственные акции Общества, выкупленные у акционеров; 0,68% прочие акционеры. [1]
Основными видами деятельности ОАО «Мосэнерго» являются производство электрической энергии и мощности с поставкой на оптовый рынок, производство тепловой энергии, сбыт тепловой энергии до конечных потребителей Москвы.
Все электростанции Общества осуществляют комбинированное производство электрической и тепловой энергии, связаны общностью режима работы, имеют общий резерв мощности и централизованное оперативно-диспетчерское управление.
В составе ОАО «Мосэнерго» 15 электростанций установленной электрической мощностью 12,3 тыс. МВт и тепловой мощностью 40,8 тыс. МВт (35,1 тыс. Гкал/ч). Электростанции ОАО «Мосэнерго» поставляют свыше 60% электрической энергии, потребляемой в Московском регионе, и обеспечивают около 30% потребностей Москвы в тепловой энергии.
Акционерами являются: 53,5 % уставного капитала - ООО «Газпром энергохолдинг»; 26,45% - Департамент имущества города Москвы; 5,05% - ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»; 15% - прочие акционеры. [2]
Долг ОАО «МОЭК» перед ОАО «Мосэнерго» на данный момент составляет 13 млрд. рублей и взаимоотношения конкурентов можно охарактеризовать как конфликтные. Однако в марте был достигнут ряд соглашений по вопросам взаимных платежей, выплате задолженности.
ОАО «МТК» принадлежат тепловые сети, протяженность в двухтрубном исчислении, составила 2450,87 км в т.ч. водяных 2432,133 км и паровых 18,731 км, средний диаметр трубопроводов 564 мм. При этом протяженность трубопроводов диаметром 400мм и более составляет 1696,125 км, в т.ч. 01000 мм - 165,865 км., 01200 мм -189,01 км и 01400 - 95,474 км. Основной производственной единицей является эксплуатационный район, который обслуживает 100-3 00км тепловых сетей. Каждый район, как правило, базируется на тепловых сетях одного теплоисточника. Всего таких районов в Москве 12 и 1 район в городе Орехово-Зуево. Персонал района контролирует гидравлический и температурный режимы сетей, управляет работой насосных станций, осуществляет эксплуатационное и ремонтное обслуживание тепловых сетей, контролирует работу тепловых потребителей.
Акционерами являются: 69,0882% - небанковская кредитная организация ЗАО «Национальный расчетный депозитарий»; 28, 0238 % - Акционерный коммерческий банк ОАО "Банк Москвы"; 28, 0238 % - Департамент имущества города Москвы;
0,1772- прочие акционеры. [3]
ОАО «Мосэнерго» планировало выкупить тепловые сети ОАО «МТК», имея более низкую себестоимость генерации, по сравнению с ОАО «МОЭК», такое слияние обеспечило бы потребителям низкие тарифы на тепловую энергию. Кроме рентабельного актива с положительными денежными потоками ОАО «Мосэнерго» имело бы возможность укрепить свои позиции на столичном рынке теплоэнергетики. Но несмотря на очевидный экономический эффект данной сделки, московская мэрия отказалась от подобного пути развития, не направив усилия на сокращение низкорентабельной генерации тепловой энергии ОАО «МОЭК».
В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы № 292-РП, подписанным 6 июня 2012 года Мэром Москвы Сергеем Собяниным, принявшего решение провести слияние ОАО «МОЭК» и ОАО «МТК». Объединение нацелено прежде всего на сдерживание тарифов и выработку единой политики, направленной на предоставление более качественных услуг потребителям.
Результатом политики мэрии города Москвы стало объединение ОАО «МОЭК» и ОАО «МТК» 02.10.2012г. 1 октября 2012 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о реорганизации ОАО «МОЭК» в форме присоединения к нему ОАО «МТК», а также о прекращении деятельности юридического лица ОАО «МТК». На базе МОЭК создан эксплуатационный филиал №20 «Магистральные тепловые сети».
ОАО «МОЭК» после реорганизации становится крупнейшей не только в России, но и в мире вертикально-интегрированной структурой в сфере производства, транспорта, распределения и сбыта тепловой энергии с выручкой более 100 млрд. рублей. Эксперты оценивают только прямой экономический эффект от объединения компаний от 1,5 до 3 млрд. руб. в год.
Генеральный директор ОАО «МОЭК» Андрей Лихачев: «Объединение позволит создать единый центр ответственности за теплосетевую инфраструктуру города, устранить дублирование управленческих функций и затрат. Мы ожидаем экономический эффект от объединения уже в ближайшей перспективе. Компания планирует получить прибыль по итогам 2013 года, часть из которой может быть направлена на выплату дивидендов акционерам. ОАО «МОЭК» и ОАО «МТК» - компании с очень похожими активами, похожей формой работы и расходами, иногда прямо дублирующими друг друга.
Кроме того, потребители платят за тепло управляющей компании, обслуживающей дом. Эти деньги поступают в ОАО «МОЭК». Мы платим ОАО «Мосэнерго» за тепло и транспорт по сетям МТК, а ОАО «Мосэнерго» рассчитывается с МТК за транзит. Но люди платят в течение года равномерно, а ОАО «МОЭК» - в соответствии с приборами учета, то есть зимой - больше, а летом - меньше. Для восполнения разницы при-
ходится брать кредиты. В результате мне, чтобы заплатить своей дочерней компании, нужно сначала заплатить ОАО «Мосэнерго», причем взять для этой цели кредит. Таким образом, выигрывают банки, а проигрывают жители, которым приходится оплачивать эти расходы. Поэтому дополнительный мотив объединения - экономия». [1] После слияния ОАО «МОЭК» планирует выводить из эксплуатации излишнее генерирующее оборудование, а в дальнейшем, может быть, его вообще демонтировать, что позволит сдержать рост тарифов.
Согласно прогнозам, выручка объединенной компании может превысить 100 млрд руб., а EBITDA составит $1 млрд. Однако возможно, что обозначенный уровень EBITDA завышен примерно в два раза. По мнению представителей мэрии, у более крупной компании появится синергетический эффект и снизятся совокупные управленческие расходы. При этом она сможет привлекать более дешевое финансирование и меньше зависеть от субсидий из городского бюджета. И все же не факт, что данные ожидания действительно оправдаются. Муниципалитету принадлежит 89,9% акций ОАО «МОЭК». В свою очередь, ОАО «МОЭК» владеет 67,9% акций МТК.
Планируемая сделка вызывает ряд вопросов. ОАО «МОЭК» являлась убыточной на протяжении последних лет, и вовсе не очевидно, что ее результаты автоматически улучшатся после объединения с прибыльной ОАО «МТК». По итогам 2011 года ОАО «МТК» имела чистую прибыль на уровне 1,537 млн руб. по РСБУ. А чистый долг компании составил -315 млн руб. При этом несколько последних лет компания успешно генерирует чистую прибыль. Результаты в 2011 году нельзя назвать столь же успешными. Операционная рентабельность была отрицательной и составляла -21,5%. Чистый убыток по РСБУ за отчетный период достигал 6,179 млрд руб. Годом ранее компания также имела отрицательную операционную рентабельность на уровне -15,6%. Чистый убыток по итогам 2010 года был равен 9,130 млрд. Чистый долг компании увеличивается последние три года. В 2011-м его величина составила 11,827 млрд .руб., то есть за год он вырос на 76,4%. [4] Для улучшения рентабельности бизнеса МОЭК начала реализовывать программу повышения эффективности СТЭП, разработанную совместно с консультантами из Strategy Partners Group. Конечная цель программы — выход на безубыточность.
Итак, политика Мэрии Москвы в отношении проблем отрасли направлена на повышение эффективности теплоэнергетического комплекса Москвы. Однако, как это отразится на тарифной политике автор продолжит исследование в следующей статье. На примере вышеприведённых характеристик предприятий МОЭК и МТК будет показана проблема повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, ключевую роль в решении которой играет перевод предприятий на инновационный тип развития. Будут выявлены факторы совершенствования инновационной деятельности отечественных предприятий промышленности в сравнении с результатами внедрения инноваций предприятиями высокоразвитых зарубежных стран.
Литература
1. Концепция социально-экономического развития России до 2020 г.
2. Кузнецова А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: «КомКнига». 2011.
3. Кузык Б.Н., Яковец Т.Ю. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва. - М.: Экономика, 2004.
4. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник. - изд.2-е, доп., пе-рераб. / под общей ред. д.э.н, проф. Л.К.Казанцева, д. э. м., проф. Л.Э. Миндели, 2004
5. Томпсон-мл., Артур А., Стрикленд III А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / пер. с англ. - 12-е издание. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2006. -928 с.
6. Цевелев В.В., Молотков Ю.И. Основы менеджмента, Том 1, Организационнопроизводственный менеджмент: Учебник. - 2- изд., доп. - Новосибирск: СГУПС, 2009.- 292с.
7. Кузнецов Б. Т. Инновационный менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2009. - 367с.
8. Миролюбова Т. Управление региональной экономикой: теоретический и прикладной подход. Теоретические и практические аспекты государственного управления экономическим развитием на региональном уровне. М.: «Ламберт». 2011.
9. Официальный сайт ОАО «МОЭК». [Электронный ресурс]. иКЬ: www.oaomoek.ru
10. Официальный сайт ОАО «МОЭК» [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.oaomoek.ru/
11. Официальный сайт ОАО «Мосэнерго». [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.oaomoek.ru/
12. Официальный сайт ОАО «МТК» [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.mosenergo.ru/
13. Официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг». [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.rbc.ru/
14. Официальный сайт «Мостелосети». [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.mosteploseti.ru/
HEAT AND POWER COMPLEX OF MOSCOW.
THE POLICY OF THE MAYORALTY OF MOSCOW IN RESPECT OF THE PROBLEMS OF THE INDUSTRY
Alexey Leonidovich Kuznetsov, a postgraduate Scientific leader - A. Kuznetsova, Ph. D., Professor,
Municipal Economy and Service Sector Economy Department, Moscow Vitte University
The article is devoted to the process of merging the two largest heat-and-power engineering companies in Moscow OJSC «MIPC» and OJSC «MTC», and reviews the expected economic benefits of the transaction. Discussed question regarding refusal Moscow city administration to accept the redemption of OJSC «MTC» by OJSC «Mosenergo».
Keywords: Heat-and-power engineering, cost-effectiveness, loss, profit, merger