Научная статья на тему 'Теоцентризм политико-правового учения Ж. Бодена о суверенитете'

Теоцентризм политико-правового учения Ж. Бодена о суверенитете Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1711
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ / ТЕОРИЯ СУВЕРЕНИТЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / БОДЕН Ж

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марченко Екатерина Ивановна

В статье рассматривается политико-правовое учение Жана Бодена, которого справедливо считают отцом современной теории суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоцентризм политико-правового учения Ж. Бодена о суверенитете»

Специальный выпуск № 1

Раздел II. Право

Е. И. Марченко

ТЕОЦЕНТРИЗМ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ Ж. БОДЕНА О СУВЕРЕНИТЕТЕ

1. Европейское средневековье завершилось окончательной победой государственной власти над всеми другими формами проявления общественно-политической власти - церковной, феодальной и притязаниями германских императоров. В это время в науке государственного права появляется учение Жана Бодена, которого справедливо считают отцом современной теории суверенитета. Он впервые вводит категорию «государственный суверенитет», и, таким образом, понятие «суверенитет» теряет первоначальный смысл, заключавшийся в простом превосходстве, и приобретает политическое значение.

Классическое определение суверенитета, разработанное Ж. Боденом, выглядело следующим образом: под этим термином понималось проявление высшей, абсолютной и постоянной власти над гражданами в политическом сообществе. Таким образом, суверенитет понимался им как концентрация «абсолютной и постоянной власти» в руках правителя.

Сувереном, согласно теории, разработанной Боденом, являлся представитель (или представители) высшей государственной власти. При монархической форме правления сувереном являлся монарх; при аристократии - меньшая часть общества; при демократии - большая.

Следовательно, теории Бодена не было присуще исключительно персонализированное понимание суверенитета. Монарх, согласно его учению, не обладает властью над всем миром. Он так же, как и все, подчинен «закону Бога и природы» и требованиям морали.

Такое содержание суверенитета выявляет несколько аспектов понимания его сущности, которая зависит от характера той или иной государственно-правовой системы.

2. В своем учении Боден выводит содержательный контекст, имеющий теологическое содержание, который позволяет трактовать его теоретические конструкции в определенном идеологическом направлении.

Источником абсолютного суверенитета, по Бодену, является Бог, Божественная Воля; монарх же является государственно-политическим сувереном, его власть распространяется только на определенное общество. Суверенитет есть абсолютная и пожизненная власть в Республике. Эта власть является пожизненной, и это касается жизни того, кто обладает властью, в отличие от тех, кто являются лишь ее носителями и сохраняют ее до тех пор, пока народу или Государю не будет угодно ее отозвать.

Вследствие того, что народ отказался от своей власти и полностью передал ее в руки своего правителя, суверен не является частью народа, он отделен от него и его личность полностью растворена в суверенной власти, посредством которой он осуществляет управление своими подданными.

Слова Жана Бодена о том, что суверен представляет собой Бога, следует трактовать в широком смысле, в котором они означают, что правитель подчинен только Богу и несет ответственность только перед Ним.

3. Подводя итог, теорию Жана Бодена можно представить в виде нескольких тезисов, которые отражают сущность суверенитета в его классическом понимании.

Во-первых, суверен обладает верховной властью, которая выражается в том, что он не является частью народа: монарх отделен от народа. Отделение суверена от народа является необходимым условием его особого статуса и осуществления возможности управлять народом. Кроме того, оно необходимо и как качество, связанное с правом руководства, от которого народ отказался. Таким образом, вся полнота власти, единой и неделимой, принадлежит правителю. Это предполагает существование особой сущности, которая в некоторых трактовках принадлежит личности суверена.

Во-вторых, суверен не несет ответственности перед своими подданными, и в этом заключается основной момент его величия. Суверен несет ответственность лишь перед Богом.

Это выражается в юридической процедуре принесения монархом присяги. Суверенный государь присягает лишь Богу.

Вестник ТГПИ

Гуманитарные науки

В-третьих, суверен обладает неограниченными полномочиями. Его компетенция не ограничивается ни по объему власти, ни по характеру обязанностей, не ограничена она и временными рамками. Он представляет собой абсолютную верховную власть, стоящую над политической системой.

В-четвертых, еще одним необходимым составляющим суверенитета является нравственно-императивный характер власти суверена. Государь есть образ Божий. Свою власть государь получает от Бога, она не делегируется ему обществом. И точно так же, как великий суверенный Бог не может сотворить еще Бога, подобного себе, бесконечного, - также мы можем заключить, что Государь, которого мы полагаем как образ Божий, не может сотворить субъекта равного себе, не лишившись при этом своей власти.

Подводя итог, можно сделать вывод, что суверенитет, согласно теории Бодена, отражен в личности государя, которая наделена абсолютной властью, дарованной ему Богом.

4. Необходимо отметить, что в учении Ж. Бодена власть невозможна, если она не дарована Богом. Если народ передаст свою власть кому-либо - в этом случае указанное лицо отнюдь не будет сувереном, но будет просто лицом, отправляющим чужую власть.

Из этого можно сделать вывод, что власть будет являться суверенной только при наличии всех вышеуказанных признаков. То есть институционализация суверенитета должна быть основана только на совокупности этих признаков.

Акцент на теологической основе властных полномочий в учении Бодена не является аналогом процесса приобщения к религии. Религия в его сочинениях является угрозой наступления кары небес, средством поддержания порядка в государстве, который, в свою очередь, должен служить созданию личного счастья граждан данного государства.

Боденом очень метко подмечено, что верховному правителю необходимо иметь точное представление о характере управляемого им народа и учитывать его при планировании реформ и законов. Для создания прочной основы государства суверену необходимо уметь улавливать настроения, царящие в обществе и приспосабливаться к ним.

Наилучшей формой правления, при которой могут быть достигнуты все государственные цели, Боден считает монархическую. Он рассматривает княжескую и королевскую власть с позиций решения основной задачи государства - создания цивилизационной общности людей. Эту задачу Боден решает посредствам религии. Монарх должен быть приверженцем определенной религии, признанной по всеобщему согласию. Причем если какая-то религия была однажды признанна, ее обсуждение необходимо прекратить, дабы не заронить зерно сомнения в ее правильности.

Классическая формула определения суверенитета представленная Боденом обладает четкой структурированностью и внутренней цельностью. Содержание верховенства суверенитета выражается, во-первых, в естественном и неотчуждаемом праве на верховную власть и независимость, и, во-вторых, в абсолютном характере этой власти.

Абсолютный характер власти суверенитета состоит в том, что народ может просто передать пожизненную власть какому-либо лицу с тем, чтобы оно распоряжалось государством по своему усмотрению, руководствуясь только своим мнением, имеющим божественную трансцендентную природу, причем передача власти не оговаривается никакими условиями.

Г. Г. Небратенко СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС У ДОНСКИХ КАЗАКОВ В XVIII в.

В XVIII в. правовое положение донского казачества поменялось существенным образом. Если в предыдущий период казачество представляло собой традиционное общество, построенное на принципах этносоциальной и религиозной консолидации, то в XVIII в. все изменилось. Войско Донское как самодостаточное политико-правовое образование потеряло все признаки суверенитета, став в рамках Российского государства автономным административно-территориальным обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.