Научная статья на тему 'Теософия и ее судьба в России в начале XX в.'

Теософия и ее судьба в России в начале XX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1530
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кряжева-карцева Елена Валерьевна

The article is devoted to the problems of spiritual development of the Russian society at the beginning of the XX century Special attention is given to the place of the Theosophy and its occupy in the mass mentality of the society. The author of flu's article analyzes the reasons of such popularity of the esoteric doctrine and gives the history of establishment and development of «The Russian Theosophical Society» (1908-1923).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Theosophy and its Destiny in Russia at the Beginning of the XX Century

The article is devoted to the problems of spiritual development of the Russian society at the beginning of the XX century Special attention is given to the place of the Theosophy and its occupy in the mass mentality of the society. The author of flu's article analyzes the reasons of such popularity of the esoteric doctrine and gives the history of establishment and development of «The Russian Theosophical Society» (1908-1923).

Текст научной работы на тему «Теософия и ее судьба в России в начале XX в.»

ТЕОСОФИЯ И ЕЕ СУДЬБА В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX В.

Е.В. КРЯЖЕВА-КАРЦЕВА

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, б

На рубеже XIX-XX вв. в российском обществе наблюдался повышенный интерес к всякого рода мистическим и оккультным учениям: теософии, антропософии, учению иллюминатов, розенкрейцеров, мартинизму, софианству (неоправославию) и другим. Среди части интеллигенции была популярна теософия .

Теософское учение стало проникать в Россию в начале XX в. Основоположником его явились Е.П. Блаватская1 (1831-1891) - двоюродная сестра графа С.Ю. Витте, выдававшая себя за ученицу и посланницу великих буддийских мудрецов, и английский полковник Генри С. Олкотт. В 1875 г. они основали Теософическое общество в Нью-Йорке, ставящее целью образование первоначального ядра будущего всечеловеческого братства, развитие сверхъестественных сил человека, изучение и пропаганду религиозно-философских учений древности2. В 1879 г. центр Теософического общества был переведен в Индию, в Бомбей, а в 1881 г. в предместье Мадраса Адьяр. После смерти Е.П. Блаватской ее дело продолжила Анни Бе-занг, которая с 1907 по 1933 г. была президентом всемирного Теософского общества. При ее жизни теософская сеть охватила большое количество стран, в том числе Россию.

Отношение к теософии в России на рубеже XIX-XX вв. было неоднозначным. Одни восприняли новые идеи, образовали «Российское Теософическое Общество». Другие критиковали учение за то, что оно шло по пути «умаления Христа»3. Интерес к теософии в России возник задолго до официальной регистрации РТО. Первое знакомство русских с учением произошло за границей в конце XIX в. В 1901 г. Мария Штраух организовала первый теософский кружок на квартире у A.A. Каменской4 в Петербурге. Среди членов кружка была и А.П. Философова5, которая, как многие другие, нашла в учении теософии «единство жизни, абсолютную ценность человеческой души, необходимость единения и широкой терпимости, проведение взаимопомощи и братства, как основ общественной этики»6. «Для такой цельной души, как ее душа, величайшее значение имел тот факт, что учения теософии устраняют весь тот душевный раскол, который так мучительно раздваивал сознание нашего века, ставя перед ним постоянные противоречия между выводами научного мышления и нравственными требованиями развитой совести»7.

В начале XX в. появились и другие объединения теософского направления. В Киеве СА. Слободинская вела кружок, изучавший труды Е.П. Блаватской, А. Безант, Ч. Ледбитера и других*. Андрей Белый в воспоминаниях упоминал A.C. Гончарову. Вернувшись из Парижа, она организовала в Петербурге в 1901 г. теософский кружок (в него входили П.Н. Батюшков, Е.Ф. Писарева, М. В. Сабашникова, некоторое время его посещал и А. Белый)9. А.С. Гончарова «приглашала к себе представителей различных миросозерцаний, чтобы по-

Теософия - синкретическое учение, соединяющее традиционные европейские оккультные практики с дхармической картиной мира, с идеей кармического круговорота (сансары), йогическими и другими медитационными пршнками. Характерная черта учения - включение элементов научного знания в картину реальности и придание системс теософии естественнонаучного вида.

знакомить их между собой; здесь же, в ее временной гостиной, впервые встретились и пп ставители тогда еще не сорганизованных, разбросанных по всей России теософских ад ков»10. Для того чтобы уничтожить перегородки между различными мистическими течТГ ми, она представляла теософию на съезде русских спиритуалистов в 1905 г. в Москве атак* принимала участие в 1906 г. в международном теософическом конгрессе в Париже.

30 сентября 1908 г. в реестр обществ Санкт-Петербурга было внесено РТО имеют право открывать свои отделения в других городах Империи. ’

Устав организации гласил: «Общество образуется из ищущих истины, из людей, принадлежащих ко всем религиям или совсем не имеющих религии. Связь их состоит не в общих верованиях, а в общем стремлении к истине. Терпимость вытекает естественно из убеждения, что Теософия есть совокупность духовных истин, которые лежат в основе всех религий, не будучи в исключительном владении ни одной. Она дает философию, освещающую смысл жизни и дающую познание законов психических и духовных. Она ставит смерть на свое истинное место, как один из мимолетных инцидентов бесконечной жизни, раскрывая путь к более полному и светлому существованию. Она возвращает миру духовное видение, изучая человека, как духовную сущность, а тело и ум его - как орудия и слуг этой сущности» .

Первое учредительное собрание РТО было приурочено к 17 ноября 1908 г., дню основания мирового Теософического общества. Председателем Совета организации была избрана А. А. Каменская.

Помимо Общества в Санкт-Петербурге существовали его отделения в следующих городах: Москве (председатель отделения - С.В. Герье, после отъезда A.A. Каменской в эмиграцию она встала во главе РТО), Калуге (председатель отделения - Е.Ф. Писарева. При отделении функционировало книгоиздательство «Лотос»12), Киеве (председатель отделения -Е.В. Родзевич13), Ростове (председатель отделения - М.Г. Федорова14), а также существовали небольшие теософские центры, например, в Лазаревском, близ Сочи15.

В основном деятельность участников теософского движения состояла из публичных лекций, тематика которых сочеталась с профессиональными интересами докладчиков. Наиболее часто собрания проходили в Москве и Санкт-Петербурге.

Лекции пользовались популярностью не только из-за красивого оформления, но, прежде всего, по причине увеличивающегося интереса к теософии: «18 декабря истекшего (1911}

- Е.К.-К.) года открытое собрание, устроенное Калужским отделом Теософского общества, отличалось необыкновенным оживлением. В виду увеличивающегося интереса к Теософии открытое собрание пришлось перенести в общественный зал местного художественного кружка. Интересно отметить, что на собраниях художественного кружка бывают обыкновенно от 20 до 30 человек. В этот же вечер, посвященный Теософии, зал кружка, вмещающий более 100 человек, был переполнен. Докладчицей была графиня С. Н. Толстая, прочитавшая «Основные Положения Теософии»»16.

Еще одно направление, которое способствовало распространению учения - издательская деятельность Общества. Выходили журналы, газета и публиковалось множество книг и брошюр. Центральным печатным органом Общества был ежемесячный журнал «Вестник Теософию), издававшийся с 1908 по 1917 г. в Санкт-Петербурге. Годовая подписка стоила 4 рубля. Главным редактором была А. А. Каменская. В подготовке номеров участвовали А. Безант, доктор Р. Штайнер, П.Н. Батюшков, А.Ф. Вельц, A.A. Каменская и другие.

Программа журнала включала статьи как оригинальные, так и переводные по теософии, по сравнительному изучению религий, оккультизму, по психологии; сведения о теософском движении в России и за границей и о других родственных духовных и общественных движениях; биографии выдающихся представителей теософического миросозерцания! общественных деятелей. В течение, например 1912 г., на страницах журнала были опубликованы работы таких авторов, как: Ведантасара, Гермес Трисмегист, Менар, М. Кшшинз, А. Безант, А. Синнет и другие.

Еще одно периодическое издание Общества - газета «Известия Российского Теософического Общества» (1914-1917) - публиковало подробную хронику российского и международного теософского движения.

Помимо периодики выпускались также сборники статей и отдельные работы таких видных мистиков как Е.П. Блаватская, А. Безант, A.A. Каменская, Р. Штайнер, П.Д. Успенский, Э Щюре. Самый популярный сборник статей - «Вопросы Теософии» выходил два раза: в 1907 г. и 1909 г. Цена при подписке - 1 рубль. Первый выпуск содержал работы видных эзотериков предыдущих эпох. Второй выпуск был посвящен Е. П. Блаватской. Стоимость этих изданий (от одного рубля) не была рассчитана на массового читателя. Кроме того, чтение большинства работ требовало некоторой философской подготовки.

Массовое распространение учения пытались обеспечить путем издания более дешевых брошюр в серии «Цель и Путь», под авторством Е. Кузмина. Название первой брошюры, стоившей всего 25 коп., «Закон чистоты». A.A. Каменская высоко оценила значение этого издания: «Эта книжечка первая из серии популярных брошюр, задуманных Е. Кузминым для распространения в массы теософических учений. Вопрос об изложении основных учений Теософии в простой, ясной и общедоступной форме является в настоящее время, насущным. Первая книжечка серии «Цель и Путь» написана интересно и вполне популярно. Она полна живых примеров, полезных указаний и иллюстраций и горячо зовет человека к обновлению жизни, которое должно непременно начаться с очищения»17.

В Калуге Е. Ф. Писарева также публиковала массовую теософскую литературу. Она издала серию популярных очерков по теологии: «Человек и его видимый и невидимый состав» (Калуга, 1911); «Закон причин и последствий (Карма)» (П., 1918); «Перевоплощение» (Калуга, 1913) и даже серию теософической литературы «для народа»: «Человек», «Для чего человек живет на земле».

Издания рассчитанные на массового читателя способствовали пробуждению интереса к мистицизму в общем, и теософии в частности. Проводилась, прежде всего, некая понятийная подготовка читателя, с тем, чтобы он в дальнейшем мог прочитать фундаментальные эзотерические труды.

РТО занималось также благотворительной, культурно-просветительской и воспитательной деятельностью. Для выполнения этой задачи в Обществе существовали различные организации. Кружок Служения, о задачах которого писала Е.Ф. Писарева, был образован «при Теософическом обществе для оказания посильной помощи везде, где представится случай»1*. Просветительская работа проводилась в историческом, литературном, религиозно-философском кружках, а также в этическом и педагогическом19.

В 1917 г. по инициативе РТО в Петрограде создан духовно-этический союз - «Союз воспитания свободного человека». Девиз объединения: «Свободная родина нуждается в свободных сынах»; основные задачи: объединение «всех признающих, что свобода и счастье народа зависит от внутренней культуры составляющих его людей»; выработка методов для создания этой культуры. К «Союзу» и многочисленным кружкам примыкали «Трест воспитания» и «Братство Искусств и Ремесел»20.

Эти организации призваны были создавать искусство будущего под «гармоничным светлым венцом духа», который дает теософия. «Группа будущих трубадуров» подготавливала себя под руководством A.B. Унковской и Ю.Ф. Львовой. Проводились совместные встречи Теософского общества и этих организаций с рабочими. A.A. Каменская описывает одну из таких встреч, датированную 3 мая 1918 г.: «Наш вечер прошел очень оживленно. Собрались рабочие нашей типографии, метранпаж, заведующая переплетной и их ученицы. Я сказала им слово о книге, о Теософическом обществе и приветствовала их, как друзей и сотрудников. A.B. Унковская приветствовала их от имени «Братства Искусств и Ремесел». Потом мы им показали приготовленную для них выставку кустарных изделий, книг, фотографий и разрисованных программ с теософическими изречениями. После перерыва И.А. Лесман сыграл пьесу своего сочинения («Цветок»), а A.B. Михайловская спела 3 очаровательных романса. Потом я сказала сяово об основателях Т.О. и мы показали их портреты в виде световых картин. Затем

начался наш музыкальный художественный вечер. Перед нами прошли картины п ды, переживания героев и картины религиозного содержания, иллюстрируемые ч ной музыкой (стихии, богатыри, рыцари, поклонение Вездесущему, братство оел^ий храмы, великие Учителя человечества, картины из жизни Христа). Вечер законч ’ «Ave Maria» Гуно, исполненным роялем и двумя скрипками. ся

После концерта представитель от рабочих сказал маленькую благодарственную речь имени товарищей. Заведующий типографией П.И. Тимофеевский и его помощники А Лес^ ман представили мне рабочих, и мы разошлись под светлым впечатлением пережитых вместе радостных минут» '.

Одной из попыток реализации теософских идей на межконфессиональном уровне стало образование «Лиги духовных течений». Известно одно из собраний лиги 1917 г., где встое-чались служители лютеранского и католического вероисповеданий, еврейской, мусульманской, буддийской религий и представители различных духовных течений, философии и науки. Итогом собрания стала выработка общих программных положений и целей: «Бог есть. Все люди - братья. Эволюция должна идти от духа, а не от материи, от внутреннего человека, а не от формы», - и следующей платформы: «Единство Бога, Братство человечества и во имя Бога жертвенное служение человечеству»22.

Небольшой обзор деятельности РТО создает представление о том, как теософское движение расширяло свою деятельность год от года: появлялись новые издание, организации, увеличивалось количество членов общества и просто сочувствующих.

Работа РТО, безусловно, была бы невозможна без его организаторов и активных участников, людей «очарованных» идеями Е.П. Блаватской.

Представление о теософах дают нам свидетельства их современников, а также детей членов Теософского общества. В этом смысле богатый материал содержат воспоминания А.А. Каменской, С. Лаврентьевой - членов Петербургского отделения, Е.Ф. Писаревой - члена калужского отделения, и записи А. Гнездилова - внука С.А. Слободинской, возглавлявшей теософский кружок в Киеве. Наиболее ярким представителем движения был председатель РТО, издатель и редактор «Вестника Теософии» (до 1913 г.) - Анна Алексеевна Каменская. Она выступала и публиковалась под своим именем или псевдонимом Alba. Активно участвовала в работе Общества, написала множество теософских работ23.

Материалов, позволяющих составить представление о полной биографии А.А. Каменской, сохранилось очень мало. Гораздо больше информации в воспоминаниях современна ков осталось о жизни и деятельности еще одной легендарной личности теософского движения - об Анне Павловне Философовой24. Фактически ее жизнь и деятельность - это собирательный образец, характеризовавший большинство участников теософского движения. Анна Павловна родилась в 1837 г. в богатой дворянской семье. В 19 лет она вышла замуж за Владимира Дмитриевича Философова. Муж был на 15 лет старше. Под его влиянием она занялась активной общественной деятельностью. В.Д. Философов был видным государственным деятелем в эпоху Александра II; он был главным военным прокурором и проводи в начале 1860-х гг. совместно с Д.А. Милютиным военную реформу.

В первые годы замужней жизни с Анной Павловной произошло событие, которое имело огромное влияние на все направление ее последующей жизни. В 1858 г. она посетила усадьбу своего свекра, где впервые столкнулась со сценами самого разнузданного, мрачного крепостничества, так как в родительском доме из принципа никогда не пользовались услугами крепостных. «Ей приходилось слышать стоны и вопли провинившихся, когда их секли во дворе усадьбы...»25. Понятно становится, почему так восторженно встретила А.П. Философова отмену крепостного права: «19-е февраля я встретила, как зарю новой жизни, она зажгла неугасимым пламенем наши сердца. Так хотелось действовать, раскрыть объятия всему многолюбимому народу, приголубить его, Доучить его, разделить с ним его беды...»26. В этот день Анна Павловна произнесла в церкви, перед Богом, в которого верила всей душой, обет - посвятить всю свою жизнь н все силы служению русскому народу.

Соединившись с М.В. Трубниковой, Н.В. Стасовой и еще несколькими интеллигентными женщинами, сочувствовавшими освободительному движению, А.П. Философова основала вместе с ними «Общество дешевых квартир для трудящихся женщин». Общество выстроило свой собственный дом, при нем были устроены обширные мастерские, в которых выполнялись большие казенные подряды и которые давали заработок более чем 40 ООО женщин. Здесь же учредили образцовую школу и детский сад для малюток, а еще позднее дешевую столовую.

К началу 1860-х гг. относится и начало деятельности Анны Павловны среди крестьян Псковской губернии Новоржевского уезда, в имении Богдановское, которое досталось ее мужу после смерти отца. Обустраивая жизнь крестьян, она стремилась загладить грехи, сделанные представителями ее сословия. Результаты деятельности она сама описывает через несколько лет: «...как я радуюсь ехать по Бежаницам (наш погост) и видеть нашу красавицу школу, приемный покой аптеку, квартиры доктора, фельдшера, акушерки, телеграф, а скоро и читальню. И подумать только, что когда я приехала сюда

- и помину всего этого не было. Знать, что все это выросло на наших глазах и благодаря нашим хлопотам - право отрадно»27.

А.П. Философова также вместе с М.В. Трубниковой с неутомимой энергией добивались открытия высших женских курсов. В сентябре 1878 г., после переговоров Анны Павловны с правительством, были открыты первые вечерние женские курсы - «Бестужевские курсы». «Предвидя все материальные трудности, с которыми курсам, не имевшим никаких готовых средств, придется бороться, учредительницы прежде всего организовали общество для доставления им средств. Когда общество было утверждено, составился комитет, который избрал Анну Павловну своей председательницей»28.

После убийства Александра И, несмотря на сложности, А.П. Философова продолжала принимать участие в работе множества обществ и комитетов. В 1895 г. возникло Женское взаимно-благотворительное Общество - первый официально признанный женский союз в России. Совет Женского Общества не раз выступал с различными заявлениями и ходатайствами, из которых самым значительным была петиция в I Государственную Думу, послужившая поводом для возбуждения на заседании государственной думы 5 июня 1906 года, депутатом Л.И. Петражицким, вопроса о правах женщин. В 1908 г. был созван Всероссийский женский съезд.

До конца своей жизни, постоянно расширяя поле своей деятельности, работала Анна Павловна в пользу объединения русских женщин на светлом пути бескорыстного служения людям. Лучше всего о ней сказал тонкий знаток человеческой души А.Ф. Кони на праздновании 40-летия общественной деятельности Анны Павловны 22 апреля 1911 г.: «...всякое общественное начинание требует для своего успеха нравственных характеров, соединяющих в себе - идею и желание провести ее в жизнь, и закал, т.е. умение отстаивать ее среди противоречивых чувств и взглядов. Чем менее богата ими страна в ту или другую эпоху, тем с большим уважением приходится думать о тех, кто умел выработать и неуклонно проявить такой характер среди изменчивых общественных течений. Вы это сделали...»29.

Подробная биография Анны Павловны приведена здесь, чтобы показать, какие личности входили в РТО. Это не были случайные люди, их обращение к теософии было сознательным. А.П. Философова встретилась с представителями русского теософского движения в 1902 г., и с тех пор до конца жизни, она участвовала в работе организации. Когда в 1908 г. Теософское общество было легализовано, Анну Павловну избрали его вице-председательницей и это совпало с тем временем, когда возрастающий упадок сил заставил ее сократить свое участие во многих обществах. Она так любила собрания РТО, что не раз говорила: «в вашем совете я останусь до конца жизни»30. Интересы РТО она поддерживала всеми доступными для нее средствами; старалась участвовать во всех работах объединения и наряду с другими его членами составляла рефераты на теософские темы; один ее реферат был по вопросу о перевоплощении, другой - о сектах, в которых уже намечались теософские идеалы. Кроме того, она написала для «Вестника

Теософии» статью, посвященную памяти княжны М.М. Дондуковой-Корсаковой31 К гда A.A. Каменская задумала издавать теософский журнал, она предложила А П Ф софовой быть его издателем. «В этом не оказалось необходимости, но все сто °* близко к делу, всегда чувствовали, какого надежного друга они имели в ней и кактт* была ее готовность прийти на помощь всем нуждам О-ва»32.

Анна Павловна не раз говорила, что ее жизнь в последние годы была скрашена вступ лением в Общество; теософия влила свет в ее сознание, укрепила ее веру в светлое будущей «Только у дорогой моей Анны Алексеевны (Каменской. - Е.К-К.) спасаюсь и обретаю покой моей души», - писала она Е.П. Писаревой.

Понятна скорбь членов Общества в связи с кончиной А.П. Философовой 17 мат 1912г.: «Незабвенным светочем останется она в истории нашего Общества, которое онатак любила и которому так беззаветно служила, и светлый образ ея, сияя перед нами, будет помогать нам всем неустанно подниматься, стремясь светить так, как она умела светить икру»33» - гласила запись в некрологе.

Среди членов Петербургского отделения были и другие, не менее замечательные личности. Среди них известные музыканты. А. В. Унковская - одна из самых активных членов Теософического общества - интересовалась проблемами цветомузыки. Известны ее работы «Цвет-звук-число», «Воспоминай и я». Постоянный автор «Вестника Теософии»34. Ю.Ф. Львова - композитор, пианистка. И. А. Лесман - скрипач. После войны Великой Отечественной войны - преподаватель Ленинградской консерватории, автор нескольких книг по теории скрипичного исполнительства. С ним вместе в Обществе состояла и жена -С.Ф. Лесман. Дочь крупного греческого промышленника, жившего в России, она ушла из дома помогать голодающим Поволжья. Испытала многие тяготы. Была другом и доверенным лицом A.A. Каменской. После разгрома Теософского общества и эмиграции

A.A. Каменской из России Софья Факионовна осталась вместо нее, хранила литературу, оказывала помощь нуждающимся, поддерживала связи между теософами. Была репрессирована и с мужем выслана в Алма-Ату.

Среди теософов было немало ученых и педагогов. Ц.Л. Гельмбольдтс 1913 по 1918г.-редактор «Вестника Теософии» (до этого А. А. Каменская была и издателем, и редактором журнала), бессменный редактор «Известий Российского Теософического Общества» (1914-1917), председатель кружка Е.П. Блаватской. С 1925 г. жил в Женеве и являлся русским секретарем «Ордена Звезды на Востоке»35.

В Обществе состояла и семья Тимофеевских. Глава семьи, генерал санитарной службы, П.И. Тимофеевский, друг известного академика В.М. Бехтерева, выполнял обязанности товарища председателя Общества, руководил типографией. Известны его публикации о духовной свободе человека, о бессмертии, выдержанные в традициях теософических взглядов. После революции он был репрессирован и отправлен в заключение, где и скончался в 1943 г.

Членом Теософского общества был также Н.И. Эрасси, преподаватель Горного института, который стал организатором печатания «Вестника теософии» и первых книг, подготовленных Обществом, в типографии Горного института до приобретения РТО своей типографии.

В числе участников теософского движения - А.Н. Обнорский и его жена О.Б. Обнорская. А.Н. Обнорский принадлежал к старинному русскому дворянскому роду, был исключительно высокообразованным человеком, знал 6 языков, очень глубоко интересовался философией. «Обаятельный, всегда подтянутый, он всегда был окружен молодежью, которую и снабжал тогда запрещенными книгами по теософии. Сам перевода работы Джидду Кришнамурти, поддерживал связи между оставшимися в живых теософами Москвы, Ленинграда и других мест»36. В 1952 г. был арестован за революционную пропаганду по доносу. Только смерть И.В. Сталина и последующая амнистия уберегли его от лагерей. О.Б. Обнорская - человек исключительных духовных качеств, писала стихи, рисовала, была необычайно сильным медиумом. Получала информацию путем телепатической связи с Учителями Востока, оформленную в поэтической рукопюя «Сад Учителя». Скончалась в 1957 г. Вокруг семейства Обнорских, живших в Левив-граде, всегда собирались бывшие теософы.

Среди членов Московского отделения РТО также в основном интеллигенция: музыканты, поэты, ученые, педагоги. С.В. Герье - председатель Московского отделения РТО, после отъезда А. А. Каменской в эмиграцию. Вместе с другими теософами подвергалась репрессиям советской власти и была выслана в Казахстан. После войны - преподаватель итальянского языка.

АА. Арендт - скульптор-анималист, потомок врача, лечившего А. С. Пушкина, великого русского поэта. Женщина, еще в молодости лишившаяся ног, но сохранившая удивительно стойкую волю и жизнерадостность. Она была дружна с М. Волошиным, прониклась идеями и учением Живой Этики Рерихов. А. Гнездилов писал о том, что ее дом был всегда раскрыт для молодежи, и библиотека была к услугам каждого интересующегося человека.

ЕЛО. Дементьева - известный музыкант. Она и в старости сохранила очень ясный ум, занималась переводами Кришнамурти, писала стихи. А. Гнездилов приводит в воспоминаниях одно ее стихотворение как пример образа мыслей этой женщины.

Все громче зов небес. Все глуше песня жизни.

Мечтаю, чтоб скорей пришел конец пути.

И шепчет кто-то мне в беззвучной укоризне:

«Пойми - пока живешь, нельзя желать уйти...»

Не все завершено. Обязанностей много.

Еще не обретен безмолвный мир души.

Пока не отойдут волненье и тревога -

Свою земную жизнь окончить не спеши.

Уходят только те, кто выполнил заданье,

Иль те, кто не сумел, не захотел дойти.

Прими, благословив, как дар, свои страданья,

Чтоб каждый новый день был шагом на Пути37.

В теософских кругах было известно имя К.Е. Антаровой. Будучи талантливой певицей, она имела какие-то удивительные видения, позволившие создать труд «Две жизни». Художественное произведение заключало в себе множество оккультных откровений, теософских идей.

С.Ю. и М.А. Антонюки - поразительно умные, теплые люди. Были педагогами, проводили теософские занятия для молодежи. По свидетельству современников, «Сергей Антонюк, когда говорил на любимую тему, весь загорался, вдохновлялся. Седовласый человек, небольшого роста, он становился необычайно счастливым, и вы видели это преображение и не могли не ликовать вместе с ним, не могли не чувствовать себя тоже счастливыми оттого, что мир так разумен, «то звезды излучают любовь, трава улыбается, все вокруг исполнено красоты и смысла». Своей радостностью он заставлял вспомнить Франциска Ассизского. Таков был этот человек»38.

В.В. Ефимов, профессор-физиолог, исследовал связи с астральным планом. Выступал с лекциями, в которых отрицал старость, рассматривал ее как продолжение процесса созревания души. Подчеркивал непрерывность эволюции, которую не может остановить смерть. Скрывал свои глубокие связи с теософскими идеями, но находил способы подтверждать их научными методами. Его очень любила слушать молодежь, а материалистически мыслящие чиновники от науки его идеи отвергали. Когда он приезжал к А.Н. Обнорскому в Ленинград, беседы с ним затягивались до глубокой ночи. Человек с энциклопедическими знаниями, он выше всего ценил синтетический подход к жизни и считал теософию единственным движением, способным решить проблемы единства мира.

Можно вспомнить еще Евгения Александровича Зеленина, профессора математики, человека, влюбленного в Индию; сестер Чеховых; Татьяну Букрееву, написавшую труд «Восемь встреч с Учителем», и многих других.

В Киевском отделении РТО наиболее заметной личностью была С.А. Слободинская, организовавшая еще в начале 1900-х годов кружок, в котором изучались труды Е.П. Блават-сюй, А. Безант, Ч. Ледбитера и других. По воспоминаниям дочери, Н.К. Слободинской, это

была очень одаренная, увлеченная женщина, которая притягивала к теософскому дв всех своих близких и знакомых. Умерла на Кавказе в 1927 г. Похоронена, по ее ггоо вершине горы, на месте, где была маленькая колония теософов. 5 ’на

Среди киевских теософов также A.A. Усов, родной брат Софии Александровны Л ский писатель, путешественник. Писал рассказы о животных под псевдонимом Чеглок' Дважды обошел вокруг света вместе со своим другом, разделявшим его теософически идеи, художником-анималистом В.В. Ватагиным. В 1905 г. участвовал в революционном движении в городе Сочи, затем жил за границей. Был дружен с A.B. Луначарским, будущим наркомом просвещения, на которого оказывал влияние. В 1914 -1915 гг. вместе с единомышленниками основал на Кавказе маленький теософический ашрам в Лазаревской, близ города Сочи. «По вечерам теософы разжигали костер на берегу моря, читали стихи медитировали, обсуждали проблемы. В числе побывавших в этом ашраме был и Максимилиан Волошин, известный поэт, увлекавшийся антропософией. В конце 30-х годов, когда Луначарского не стало, Усова арестовали, выслали в Сибирь на поселение. В 1941 г он ушел из дома, чтобы умереть на свободе, и не вернулся»39.

В числе русских теософов этого отделения была и знакомая М. Волошина, поэтесса А. Герцык-Жуковская, жившая в Крыму, в Судаке. «Это была очень мужественная женщина. Побывав в застенках, она написала воспоминания, ходящие в рукописях, - «Подвальные очерки». Очень тонкое психологическое наблюдение над невинными людьми, попавшими в тюрьму за дворянское происхождение либо за религиозные и иные убеждения»40.

Муж А. Герцык, Д. Жуковский, также имел отношение к духовному движению в России начала XX в. Его дядя был дружен с поэтом А. Белым, известным русским антропософом. Они вместе принимали участие в создании усадьбы в Крыму, которая и сейчас называется его именем - Жуковка, и в растениях парка пытались заложить оккультную символику. Скульптура парка создана известным скульптором Матвеевым и сохранена до настоящего времени.

Среди видных деятелей Калужского отделения следует отметить имя его председательницы - Е.Ф. Писаревой. К теософии она приобщилась еще в кружке Марии Штраух, пере-водилала книги: Ледбитера «Свет на пути», «Жизнь после смерти», «Краткий очерк теософии», А. Безант «Древняя мудрость. Очерк теософических учений», «Братство религий», М. Коллинз «Идиллия белого лотоса» и другие.

Ее муж - Н.В. Писарев был активным пропагандистом теософии. A.A. Каменская вспоминала о нем в 1919 г.: «Семнадцать лет назад, когда только что рождалось Теософическое движение в России, Елена Федоровна Писарева примкнула к движению, стала переводить теософические сочинения на русский язык и скоро образовала в Калуге Теософический кружок, ставший со временем Калужским Отделением РТО. одним из первых членов кружка был Николай Васильевич Писарев, вступивший немедленно на путь активного служения. Будучи издателем книг и брошюр, подготовленных к печати женой своей, Е.Ф. Писаревой, он основал книгоиздательство «Лотос», в котором он был одновременно издателем, корректором, представителем, агентом и отправителем. Его величайшей радостью была переписка с интересующимися лицами, высылавшими ему свои заказы из разных захолустьев. Он волновался их вопросам, радовался их радостью, переживал с ними их недоумения и затруднения. И еще больше радовался он появлению в своем доме кого-либо из своих далеких корреспондентов, которые всегда встречали у него самый радушный прием»41.

Николай Васильевич был другом всем, и в его доме можно было встретить людей самых различных типов и направлений. Всех он умел согреть, приласкать, успокоить и со всеми душевно беседовать часами, не жалея своих сил и времени. Под его скромной и креп-кой внешностью жил пламенный пропагандист, который не пропускал ни одного случая, чтобы заронить в душу светлую мысль и дать духовную помощь. В качестве главного агента I Страхового общества в Калуге он соприкасался со всей губернией, и, таким образом, через него «Вестник Теософии» распространялся в провинции.

В основном членами РТО были представители творческой интеллигенции, имевшие предрасположенность к мистицизму. Теософия для них стала стержнем всей деятельности, опорой в жизни, направленной на служение человечеству. Н.В. Писарев так сказал о своем служении: «Постоянно благодарю Бога, что он дал мне возможность хоть этим помочь великому делу Теософии»42. Приход к власти большевиков не помешал работе Общества, хотя во многом ее осложнил. В 1918 г. теософы планировали открытие теософической школы на Лосином острове, для этой цели даже было построено двухэтажное здание (запись от 7 июля 1918 г.)3. Рабочий сезон в 1918 г. открылся, как обычно. Работали все организации. A.A. Каменская записала в дневнике: «Так мы надеемся интенсивно поработать до годового собрания, несмотря на все внешние осложнения и на страшные волны астрально-ментального плана, которые бушуют вокруг нас. Да будет Теософическое общество стоять светлым маячком России среди ночи и бури и да выполнит оно свою великую миссию до конца!»44

Трудностей хватало. Временно пришлось оставить издание «Вестника Теософии» и «Известий»: сложно было найти бумагу, повышалась до невозможности цена рабочих рук, не очень привлекало требование о печатании в новой орфографии. Финансовый кризис в делах к концу года привел к тому, что члены Общества подумывали продать типографию. Условия работы все усложнялись. «Трамвайное сообщение отныне бывает лишь до 7 ч. вечера, а по воскресениям совершенно прекращается. Ввиду этого, наши собрания могут быть только днем, а кружки должны работать от 4-5. Публичные же собрания мы назначаем на воскресные дни, так как тогда может быть приток людей, свободных от службы»45. Невзгоды не сломали членов Теософского общества: 23 ноября 1918 г. Общество открыло кооперативный магазин «Вестник», к декабрю 1918 г. издательство напечатало около 40 названий новых книг, проводились даже детские утренники.

Дневник A.A. Каменской обрывается на записи 30 мая 1919 г. тревожным известием об аресте одного из членов Общества46. В 1923 г. Общество было формально закрыто, участники его ушли в подполье. Волна арестов и обысков обрушилась на теософов после убийства П.Л. Войкова в 1927 г.47. Большинство сослали в отдаленные районы Советского Союза. Многие теософы, в их числе А. А. Каменская, эмигрировали.

Закрытие Общества в 1923 г. сопровождалось конфискацией библиотеки и значительной части архивов (книги из библиотеки продавались на Западе в 1930-е гг.; судьба архивных материалов неизвестна). Можно надеяться, что кое-что было вовремя (т.е. уже в 1920-е гг.) отправлено в верные руки на Запад: в английское отделение Теософского общества, с которым Русское отделение всегда было тесно связано.

Подводя итоги, следует отметить, что теософия как синкретическое учение, стремящееся дать относительно целостное понимание мира, была популярна среди части российского общества в начале XX в. Всплеск интереса к этому мистическому учению был закономерным явлением эпохи, реакцией на кризис эмпирико-позитивистской и рациональноматериалистической научной методологии, упадок авторитета Церкви, общественно-политический кризис, разразившийся на рубеже XIX-XX вв.

Членов РТО, людей образованных и тонко чувствующих, привлекало в теософии то, что она обнимала собой внутреннюю суть всех религий, всех философских концепций и наук, утверждала духовные ценности жизненного мира индивида.

Российские теософы акцентировали внимание в своей деятельности не только на пропаганде самого учения, а прежде всего на воспитании нового поколения людей, на утверждении гуманистических законов функционирования общества. Они пытались наделить людей чувством участия в полноте осмысленного мироустройства и предлагали путь духовного совершенствования. Усилиями русских теософов в России создавались условия, позволявшие личности при внешнем деспотическом, самодержавном режиме обретать безусловную внутреннюю свободу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Е.П. Блаватская родилась в г. Екатеринославе (Днепропетровск) в семье, восходящей по материне

к князьям Долгоруким. Ее мать была известным литератором (Ган Елена Андрееевна), бабушка - пео К° ЛИНЩ женщина - ученый-естествоиспытатель (Фадеева Елена Петровна). Отец - капитан артиллерии затем ^ ^'Х'ах происходил из обрусевшего немецкого рода. Выйдя замуж за престарелого генерала Блаватского занимав°ВНИ*’ то время пост вице-губернатора Эриваии, семнадцатилетняя Блаватская через несколько месяцев потяГ™ * бранника и отправилась в странствия, конечной целью которых стал один из ашрамов Тибета. Попасть ^ удалось после третьей попытки, в возрасте тридцати трех лет. За предшествующие десять лет она посетилайГ ^ ную и Южную Америку, Грецию, Индию, Цейлон, Египет, Японию, Китай. Результатом ее обучения кт" длилось несколько лет, явилось то Откровение, которое в ряде ее трудов («Тайная Доктрина» - 3 тома, «Разо&Г ченная Изнда», «Евангельский Эзотеризм», «Карма» и др.) сводилось к утверждению существования болесв" кой, чем наша человеческая, ступени разума, которая представлена нашими Старшими Братьями по разуму-М* хатмами, и под импульсом и руководством которых якобы были написаны ее труды.

2 ПазиловаВ.П. Современна ли жрица Изиды? М., 1990. С. 13.

3 Лодыженский М.В. Темная сила // Лодыженский М.В. Мистическая трилогия. М., 1998. Т. 3. С. 465

4 Писарева Е.Ф. Памяти Анны Павловны Философовой. СПб., 1912. С. 57.

3 А.П. Философова (1837-1912) - одна из инициаторов и активных деятелей женского движения за равноправие в России, основатель Женского взаимно-благотворительного общества.

6 Там же. С. 49.

7 Там же. С. 50.

* Гнездилов А. Судьбы русских теософов начала XX века// Путь Теософии: Сборник. Петрозаводск, 1992. С. 34

9 Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989. С. 65-69.

10 Писарева Е.Ф. Указ. соч. С. 51.

11 Вестник Теософии. 1908. № 1.

12 Каменская А. Из дневника теософа. 1918-1919 // Путь Теософии. С. 24.

13 Хроника теософического движения // Вестник Теософии. 1912. № 1. С. 91.

14 Каменская А. Указ. соч. С. 25.

15 Гнездилов А. Судьбы. С. 37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Письмо из Калуги // Вестник Теософии. СПб., 1912. № 2. С. 89.

17 Отзывы о книгах//Вестник Теософии. СПб. 1911.№ 11. С. 87.

lR Писарева Е.Ф. Указ. соч. С. 58.

19 Каменская А. Из дневника. С. 12.

20 Там же. С. 12.

21 Там же. С. 13.

22 Там же. С. 30.

23 См.: Каменская А. День Белого Лотоса // Вестник Теософии. 1911. № 5-6; Alba. Гармоничное развитее ребенка // Вестник Теософии. 1912. № 4; Каменская А. Письма из Индии // Вестник Теософии. 1912.

№ 9,10; Каменская А. Письма из Адиара// Вестник Теософии. 1912. №1,2,3,4, 5-6,7-8,9,12.

24 См.: Каменская А.А. Памяти «Нашей Светлой» // Вестник Теософии. 1912. № 5-6; Писарева Е.Ф. Паыга АП. Философовой // Вестник Теософии. 1912. № 5-6, 6-7; Лаврентьева С. Памяти АП. Философовой//Вестей Теософии. 1912. № 5-6.

25 Писарева Е.П. Памяти Анны Павловны Философовой. СПб., 1912. С. 12.

26 Цит. по: Там же. С. 13.

27 Цит. по: Там же. С. 10.

28 Там же. С. 33.

29 Цит. по: Там же. С. 47-48.

30 Цит. по: Там же. С. 52.

31 См.: Вестник Теософии. 1910. № 4.

32 Писарева Е.П. Памяти Анны Павловны Философовой. С. 52.

33 От редакции // Вестник Теософии. 1912. № 4. С. 1.

34 См. например: Унковская А. Письма о музыке // Вестник Теософии. 1912. № 2,4,5-6,9,10,11,12.

35 Орден основан в 1911 г. в Индии Джидду Кришнамурти. Главная квартира Российской секции Орденам-ходилась в Петербурге на 6й линии Васильевского острова, д. 19, кв. 3, здесь размещалось издательство Российской секции и книжный склад. В его типографии печатались издания Ордена. Автор всех сохранивши»* квит Ордена, вышедших в России, - член Теософского общества В.Н. Пушкина. О прекращении существования Орда» в России сведений пока нет, но уже в 1925 г. В.Н. Пушкина стала национальным представителем русской секшша границей и жила в Лондоне.

36 Гнездилов А. Указ. соч. С. 37-38.

37 Там же. С. 39.

38 Там же. С. 40.

39 Там же. С. 35.

40 Там же. С. 35.

41 Каменская А. Из дневника... С. 24.

42 Там же. С. 25.

43 Там же. С. 15.

44 Там же. С. 18.

45 Там же. С. 25. 44 Там же. С. 29. 47 Там же. С. 29.

THE THEOSOPHY AND ITS DESTINY IN RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

E.V. KRIAGEVA-KARTSEVA

Department of Russian Histoiy Peoples Friendship University of Russia 6 Mikhlukho-Maklay Str., Moscow, 117198 Russia

The article is devoted to the problems of spiritual development of the Russian society at the beginning of the XX century. Special attention is given to the place of the Theosophy and its occupy in the mass mentality of the society. The author of this article analyzes the reasons of such popularity of the esoteric doctrine and gives the history of establishment and development of «The Russian Theosophical Society» (1908-1923).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.