Научная статья на тему 'Теория ЦИКМИД как целостного информационно-коммуникационного менеджмента инновационной деятельности'

Теория ЦИКМИД как целостного информационно-коммуникационного менеджмента инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / МЕТОД / МЕНЕДЖМЕНТ / ЦИКМИД / ПЕРВИЧНОСТЬ ИКТ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суздальцев Святослав Игоревич

Рассматриваются принципы и методы ЦИКМИД как целостного информационно-коммуникационного менеджмента инновационной деятельности, раскрывается его роль и возможности применения в практической деятельности менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CICMIA as complete information and communication management of innovation activity1«History, Economics and Law Research Institute» (Moscow)

The article considers the principles and methods of CICMIA as complete information and communication management of innovation activity, describes its role and opportunities of usage in daily manager’s activity.

Текст научной работы на тему «Теория ЦИКМИД как целостного информационно-коммуникационного менеджмента инновационной деятельности»

16.5. ТЕОРИЯ ЦИКМИД КАК ЦЕЛОСТНОГО ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Суздальцев Святослав Игоревич, заведующий сектором информационно-коммуникационного

менеджмента,

Место работы: АНО «Научно-исследовательский

институт истории, экономики и права» (Москва)

suzdaltsev si@helri.com

Аннотация: Рассматриваются принципы и методы

ЦИКМИД как целостного информационнокоммуникационного менеджмента инновационной деятельности, раскрывается его роль и возможности применения в практической деятельности менеджера. Ключевые слова: принцип, метод, менеджмент,

ЦИКМИД, первичность ИКТ, коллективные знания.

CICMIA AS COMPLETE INFORMATION AND COMMUNICATION MANAGEMENT OF INNOVATION ACTIVITY

Suzdaltsev Sviatoslav Igorevich, head of Information & Communication Management sector,

Place of employment: «History, Economics and Law Research Institute» (Moscow)

suzdaltsev_si@helri.com

Annotation: The article considers the principles and methods of CICMIA as complete information and communication management of innovation activity, describes its role and opportunities of usage in daily manager’s activity.

Keywords: principle, method, management, CICMIA, ICT priority, collective knowledge

В связи с ростом значимости информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) для развития экономики выросла и роль информационнокоммуникационного менеджмента для управления организациями в условиях новой, информационнокоммуникационной экономики. На повестке дня стоит создание нового, простого, легко-применимого менеджмента, описание которого умещалось бы на одном листе бумаги и было бы понятным любому менеджеру независимо от его базового образования. При этом очевидно, что новый вид менеджмента должен базироваться на существующих теориях информационно-коммуникационного менеджмента и теориях целостного развития, которые являются сегодня стратегическими направлениями инновационного развития теорий управления, а объектом его применения должны быть инновационные организации, заинтересованные в интенсивном развитии. Именно в формулировании основ такого нового вида менеджмента и заключается цель настоящей статьи.

Обязательными составными частями любой теории менеджмента является наличие оригинальных принципов и методов конкретного вида менеджмента, отличающих его от других видов менеджмента. В данной статье принято общепринятое понимание принципа

менеджмента как основного правила управленческой деятельности и понимание метода менеджмента как совокупности действий для решения управленческой задачи на основе соответствующего принципа.

Поскольку наиболее полно разработанной теорией информационно-коммуникационного менеджмента признается теория инфоком-менеджмента Л. М. Мартынова, она была принята за основную концепцию для приложения целостного подхода М. М. Телемтаева. Под целостным подходом понимается методология теории целостной деятельности, которая является одним из инструментов целостного метода комплетики как науки о целостном и целом, созданной М. М. Телемтаевым. Таким образом сложилось название нового вида менеджмента для управления инновациями

- целостный информационно-коммуникационный менеджмент инновационной деятельности (ЦИКМИД).

Прежде всего, необходимо выделить три основных направления менеджмента организаций, с которыми сталкивается любой руководитель в условиях современной информационно-коммуникационной

экономики: создание/развитие организации, оперативное управление организацией и управление информацией в организации.

По первому направлению - создание/развитие организации - наиболее интересным представляется принцип теории Л. М. Мартынова, определяющий, что развитие ключевых компетенций - это стратегическая цель развития организации. При этом автор отмечает, что «наличие и умелое использование новейших ИК и ИКТ - необходимое условие развития ключевых компетенций» [1]. Поскольку роль информационнокоммуникационных технологий в развитии современной экономики общепризнана, мы можем сформулировать первый принцип ЦИКМИД как основной принцип создания/развития организации в следующем виде -«инновационные ИКТ первичны».

У данного принципа менеджмента должен быть соответствующий метод менеджмента как совокупность действий для решения управленческой задачи на основе данного принципа. Мы считаем целесообразным формулировать все методы ЦИКМИД в формате триад, активно используемом М. М. Телемтаевым, поскольку этот формат позволяет наиболее точно и доступно показывать порядок действий для решения управленческой задачи. В данном случае, поскольку ключевой компетенцией организации является производство знаний, товаров и услуг в какой-либо конкретной сфере экономики, то первый метод ЦИКМИД

- метод создания/развития организации - можно сформулировать в виде триады «инновационная ИКТ -знание/товар/услуга - отрасль экономики».

Т.е., следуя данному принципу, при создании или развитии организации менеджеры должны сначала определить инновационную ИКТ, затем - знание, товар или услугу, которые организация будет производить/оказывать с использованием данной ИКТ и только потом определить отрасль экономики, в которой эти результаты деятельности организации будут предлагаться потребителям. Причем, зачастую сфер применения инновационной ИКТ может быть несколько. Так, например, изобретение нового водородного источника энергии позволило предложить его в качестве мощного ядерного оружия для оборонной промышленности, в качестве долгосрочной батарейки для индустрии мобильных телефонов (одной зарядка достаточно для полугода работы телефона) и в качестве

Суздальцев С. И.

ТЕОРИЯ ЦИКМИД КАК ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

экологичного двигателя для автоиндустрии (результат переработки водорода как топлива - не выхлопные газы, а простая вода).

Данный подход прямо противоположен подходу традиционной индустриальной экономики с прежним технологическим укладом, где при создании/развитии организации руководители сначала определяют сферу экономики, затем - знание, товар или услугу, и только потом - подходящую технологию для производства знания/товара/услуги. Подбор и применение новых информационных технологий в деятельности организаций традиционно называется информационным обеспечением инновационной деятельности. В условиях новой экономики правильнее говорить об организационном обеспечении внедрения

инновационных ИКТ, чем об информационном обеспечении инновационной деятельности, т.к. теперь вся деятельность организации начинается с ИКТ, а сам термин «информационное обеспечение» необходимо заменить термином «информационно-

коммуникационный менеджмент», ИКМ.

Можно сделать вывод, что в данном методе ЦИКМИД наиболее ярко отражается отличие методов управления в современных условиях от методов управления в условиях неинновационных экономик, например, в условиях плановой экономики СССР в 1922-1991 годах.

При определении основного принципа ЦИКМИД по направлению оперативного управления организацией важно определить критически важный аспект, без которого невозможно само существование организации. В данном случае оба автора подчеркивают важность ситуационного подхода к управлению, что отражено в принципе «Высокая адаптивность и самоорганизация на основе использования ИК и ИКТ» теории Л. М. Мартынова и в принципе «Мониторинг качеств» теории М. М. Телемтаева.

Таким образом, можно сделать вывод о критической важности ситуационного подхода к оперативному управлению организацией, направленному на максимально быстрое решение проблем, возникающих как внутри организации, так и вне ее. При этом основной принцип оперативного управления организацией в теории ЦИКМИД может быть сформулирован следующим образом - «выявление и решение возникающих проблем».

Данному принципу оперативного управления организацией ЦИКМИД соответствует метод решения проблем М.М. Телемтаева, сформулированный в триаде «проблема - носитель проблемы - продукт» [2]. Суть данной триады заключается в оперативном выявлении проблемы, определении ее носителя и поиска продукта для ее решения. В 2012 году, формулируя комплекс задач профессионального менеджера, М.М. Телемтаев определил первый комплекс как задачи анализа совокупности «проблема - носитель проблемы -результат». Под содержанием данного комплекса он понимает «составление представления о проблеме, носителе и причине актуализации проблемы и соответствующем результате (продукте, в частном случае), необходимом для ее разрешения» [3].

Здесь важно отметить следующее: в более поздней публикации сам М. М. Телемтаев заменил итоговый элемент триады с понятия «продукт» на понятие «результат». Очевидно, что здесь налицо цель уточнить понятие, и она частично достигнута. Но наиболее верно и полно итоговый элемент данной триады может быть

отражен понятием «средство решение проблемы», так как таким средством может быть достаточно широкий круг предметов и явлений - знания, товар, услуга, федеральный закон, решение отраслевого регулятора, лоббистские усилия и т.д.

Таким образом, второй метод ЦИКМИД - метод решения проблем организации - может быть сформулирован в виде триады «проблема - носитель проблемы - средство решения проблемы».

При определении основного принципа ЦИКМИД по направлению управления информацией в организации важно сразу определиться, что под информацией в данном случае понимается не просто поток входящих данных, а организованные коллективные знания, доступные всем сотрудникам организации. Наиболее полно эта идея отражена в принципе теории Л. М. Мартынова о непрерывном управлении коллективными знаниями, который определяет необходимость постоянного сбора и организации информации, а также ее распространения среди заинтересованных лиц.

Поэтому третий принцип ЦИКМИД может быть сформулирован таким образом: основной объект

управления информацией в организации - коллективные знания. А с использованием формата триад М. М. Телемтаева данный принцип может быть сформулирован следующим образом: метод управления коллективными знаниями в организации - триада «сбор информации - организация информации -распространение среди сотрудников».

Таким образом, структура принципов и методов ЦИКМИД по основным направлениям менеджмента организаций выглядит следующим образом, см. Таблицу

1. Данная структура является основой нового легкоприменимого вида менеджмента, теории управления инновационными государственными и коммерческими организациями в условиях информационнокоммуникационной экономики - целостного информационно-коммуникационного менеджмента инновационной деятельности (ЦИКМИД),

формулирование которого и является целью настоящей статьи.

Таблица 1.

Структура принципов и методов ЦИКМИД по основным

направлениям менеджмента организаций.

Основные направления менеджмента организаций Создание/развития организации Оперативное управление организацией Управление информацией в организации

Принципы управления организацией Принцип создания/развития организации -инновационные ИКТ первичны Принцип оперативного управления организацией - выявление и решение возникающих проблем Основной объект управления информацией в организации -коллективные знания

Методы управления организацией Метод создания/развития организации -триада «инновационная ИКТ - знание/товар/услуга - отрасль экономики» Метод решения проблем организации - триада «проблема - носитель проблемы - средство решения проблемы» Метод управления коллективными знаниями в организации -триада «сбор информации -организация информации -распространение среди сотрудников»

Основными задачами ЦИКМИД в 2014-2016 годах являются активное внедрение двух наиболее популярных информационно-коммуникационных

технологий - облачных вычислений (сетевого доступа к программному обеспечению и услугам) и консьюмеризации (использования личных устройств в корпоративных ИТ-системах).

Список литературы:

1. Мартынов Л.М., Макарченко М.А. Культура организации и культура инноваций в информационно-коммуникационном менеджменте. - СПб: НОУ ИБП, 2012. С. 38.

2. Телемтаев М.М. Complete-менеджмент (целостность мышления и практики менеджера). Часть 1. Целостный метод менеджера. - М.: МСТ, 2010. С. 102.

3. Телемтаев М.М. Комплетика или философия, теория и практика целостных решений. - М.: «IRISBOOK», 2012. С. 195.

Reference list:

1. Martynov L.M. Makarchenko M. A. Culture of the organization and culture of innovations in information and communication management. - SPb: NOU UPS, 2012. Page 38.

2. Telemtayev M. M. Complete-management (integrity of thinking and practice of the manager). Part 1. Complete method of the manager. - M: MST, 2010. Page 102.

3. Telemtayev M. M. Kompletika or philosophy, theory and practice of complete decisions. - M: "IRISBOOK", 2012. Page 195.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Теория ЦИКМИД как целостного информационно-коммуникационного менеджмента инновационной деятельности» Суздальцева С. И.

В статье Суздальцева С.И. рассматриваются принципы и методы ЦИКМИД как целостного информационнокоммуникационного менеджмента инновационной деятельности, раскрывается его роль и возможности применения в практической деятельности менеджера.

Высокий уровень актуальности статьи обусловлен ростом значимости информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для развития экономики, в связи с чем выросла и роль информационно-коммуникационного менеджмента для управления организациями в условиях нового технологического уклада, и на повестке дня стоит создание нового, простого, легко-применимого вида менеджмента.

Суздальцеву С.И. удалось сформулировать оригинальную структуру принципов и методов ЦИКМИД по основным направлениям менеджмента организаций, и, таким образом, заложить теоретическую основу для создания новой концепции менеджмента.

Научная статья Суздальцева С.И. «Теория ЦИКМИД как целостного информационно-коммуникационного

менеджмента инновационной деятельности» соответствует необходимым требованиям. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Кандидат экономических наук, доцент

А. Г. Эртель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.