Научная статья на тему 'Теория суверенитета Жана Бодена'

Теория суверенитета Жана Бодена Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7282
958
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / ТЕОРИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ЖАНА БОДЕНА / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / SOVEREIGNTY / JEAN BODEN'S THEORY OF SOVEREIGNTY / STATE / POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никитина Виктория Сергеевна, Чудаева Елена Александровна

Данная статья посвящена анализу теории суверенитета французского политика и юриста Жана Бодена. В работе приводятся основные идеи Жана Бодена, проводиться параллель с современностью. Описаны пути образования государства и виды глав государств согласно теории ученого. Раскрывается значение суверенитета в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF SOVEREIGNTY OF JEAN BODEN

This article analyzes the theory of sovereignty of French politician and lawyer Jean Boden. This paper presents the main ideas of Jean Boden, to draw a parallel with the present. The ways of formation of the state and types of heads of state in accordance with the thoughts of the lawyer are described. This describes the importance of sovereignty in the modern world.

Текст научной работы на тему «Теория суверенитета Жана Бодена»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2019. № 1 (22)

ТЕОРИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ЖАНА БОДЕНА

© В. С. Никитина © Е. А. Чудаева

Никитина

Виктория Сергеевна

студентка 1 курса юридического факультета Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва e-mail: nicitina-v@mail.ru

Чудаева Елена Александровна

студентка 1 курса юридического факультета Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва e-mail:

elena30062000chu@gmail.com

Аанная статья посвящена анализу теории суверенитета французского политика и юриста Жана Болена. В работе приволятся основные илеи Жана Болена, проволиться параллель с современностью. Описаны пути образования госуларства и вилы глав госуларств согласно теории ученого. Раскрывается значение суверенитета в современном мире.

Ключевые слова: суверенитет, теория суверенитета Жана Болена, госуларство, власть.

В пределах своей территории каждое государство в современном мире обладает суверенитетом, который исключает на данной территории власть другого государства. При отсутствии подобного разграничения территориального верховенства между всеми государствами любое из них могло бы претендовать на осуществление своего верховенства в отношении одной и той же территории, одних и тех же людей и вещей. В результате — хаос и анархия в отношениях между государствами, нациями, людьми.

Изменения, происходящие в соответствии с общемировыми тенденциями, обусловленные процессом глобализации, свидетельствуют о чрезвычайной важности вопроса о признании и уважении суверенитета каждого государства.

Теоретическая и практическая значимость данной проблематики в современных условиях предопределяется тем фактом, что суверенитет выступает главным средством обеспечения тер-

риториальной неприкосновенности любого государства, невмешательства во внутренние дела других стран, т. е. неотъемлемым свойством любого государства. В связи с этим на современном этапе мы воспринимаем данное положение как само собой разумеющееся. Поэтому актуальным представляется обращение к вопросу об истории формирования и развития категории «суверенитет» как государственно-правового явления.

К сожалению, как не раз указывал французский мыслитель, Жан Боден, все предшествующие авторы, употреблявшие термин «суверенитет», не давали ему четкого определения. В связи с этим он писал, что необходимо сформулировать определение суверенитета, поскольку нет ни одного юрисконсульта, политического философа, который бы сделал это. Боден по праву считается первым теоретиком суверенитета и именно с него начинается история этого понятия. Государство в учении Ж. Бодена есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении. Понятия «суверенитет», введенное им впервые в научный оборот, стало общепризнанным и исходным теоретическим принципом его концепции государственного суверенитета.

Следуя логике рассуждений правоведа, государство наделялось такими признаками, как:

• суверенная власть,

• справедливое управление народом («многими семьями»)

• и имущество.

Помимо названных признаков, французский мыслитель выделял и такие,

как:

• достаточная территория и местность, пригодная для жителей,

• плодородие страны,

• множество скота для пропитания

• и одежды подданных,

• а также мягкость климата,

• температура воздуха,

• доброкачественная вода;

• материалы, пригодные для строительства домов и крепосте, если «местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите».

Исследуя процесс появления государства, Ж. Боден отмечал, что образование государства, возможно несколькими путями:

1) из семьи,

2) путем договора,

3) путем завоевания.

Появлению государства в первом случае способствовал правильно организованный семейный союз. Семья, по мнению ученого, это основа государства и в то же время государство в миниатюре, поэтому ее определение совпадало с определением государства. Согласно воззрениям Бодена семья — это соединение нескольких лиц, связанных общностью, под справедливой властью главы семейства. Естественная власть главы семьи сосуществует с полновластием государства в лице суверенного монарха.

Рассуждая о договорном происхождении государства, ученый подчеркивал, что переход суверенитета от народа к государю производится без остатка. Носителем власти может быть только народ страны, который по своему усмотрению распоряжается ею.

Еще один способ образования государства, по мнению Ж. Бодена, когда «государства учреждаются по принуждению сильнейших» или путем завоевания. Тогда воля одного становится законом для всех.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело — в упадке; толпа, народ — «зверь многоглавый и лишенный рассудка» — не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию — государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство.

Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Основным признаком нового государства по Ж. Бодену выступал суверенитет, определяемый им как абсолютная и вечная власть государства, стоящая над всеми гражданами и не имеющая над собой ничего высшего, даже закона.

Итак, государство должно быть суверенным, т. е. верховным и неограниченным. Исследуя сущность государственной власти, Ж. Боден наделял ее следующими свойствами.

1. Суверенная власть государства распространялась на все общество и, таким образом, носила публичный характер. Это принципиальное положение, по мнению правоведа, позволяющее отличить ее от власти главы семьи или различных общественных организаций, которая могла носить только частный характер.

2. Верховная власть должна быть постоянной, она не может быть временной; только перенесенная на лицо всецело без ограничения каким-либо сроком, она может сохранить свое верховное значение.

3. Верховная власть должна быть неограниченной, абсолютной; она может быть ограничена только «божескими» и естественными законами, но она выше всяких человеческих законов, т.к. сама является единственным их источником.

4. Власть должна быть единая и неделимая, она не допускает никаких других государственных органов, которые стояли бы над нею или рядом с ней.

Обладатель верховной власти в теории Ж. Бодена являлся только полномочным представителем государства, своими действиями был призван выражать волю народа и управлять им во имя общего блага. В этой связи философ отмечал, что суверенитет, данный государю на каких-то условиях и налагающий на него определенные обязанности, не является ни суверенитетом, ни абсолютной властью, если только то и другое при установлении власти государя не происходит от закона Бога или природы.

Относительно остальной степени ответственности суверенных правителей ученый подчеркивал, что необходимо, чтобы суверены не подчинялись повелениям других людей и могли давать законы подданным и отменять их, лишать силы бесполезные законы, заменяя их другими.

Суверенный государь должен являться и высшим судьей в государстве, которому принадлежало право помилования. Рассуждая о добродетели суверена, Боден в то же время отмечал, что добродетельных государей мало, а из небольшого числа добродетельных лиц государи обычно не избираются. Поэтому если среди множества в государстве находится один в высшей степени хороший человек, то это великое дело.

Итак, Боден выступал против политической аморальности, оправдывающей действия тиранов и деспотов. Носитель суверенной власти, по мнению Ж. Бо-дена, наделялся следующими исключительными правами: в сфере законотворчества мог издавать, изменять или отменять законы; объявлять войну и заключать мир; назначать высших должностных лиц государства; взимать налоги и сборы; являлся высшей судебной инстанцией с правом помилования.

Что касается ограничений власти монарха, то они допускались в следующих случаях:

• при нарушении им божественных и естественных законов;

• повышении налогов без согласия народа;

• отказа от выполнения международных соглашений.

Изучая природу государственной власти, Ж. Боден приходит к одному из главных выводов: оно (государство) должно быть светским. Тем самым мыслитель выражал протест против сложившейся зависимости государства от церкви, которая ставила государственную власть в подчинение господствующей церкви, заставляя поддерживать одну религию и притеснять другую, вторгаться в ту внутреннюю область, где человек сам себе должен быть господином.

В суверенном государстве, утвержденном на началах законности, равноправия и свободы в борьбе с противодействующими силами, необходимо могущество верховной суверенной власти, определение качественных свойств которой было главной задачей ученого.

В настоящее время сохранение и развитие суверенного и независимого государства во многом зависят от того, как много в современном мире будет насчитываться государств, чья внутренняя и внешняя политика основывается на признании и защите государственного суверенитета страны, ее независимости, признании права любого государства на добровольный и свободный выбор направлений своего развития, обеспечивающего социально-экономическое процветание страны, культурно-нравственное совершенствование его населения и т. д. Лишь многообразие форм и направлений развития государств в мире, их способность противостоять в будущем глобальному тоталитаризму (в лице международных формальных и неформальных организаций) позволят им отстаивать свое право на независимость и суверенное определение путей своего дальнейшего развития.

Таким образом, государственный суверенитет занимает значительное место и не только в научной теории, но и во внутригосударственных и международных отношениях в процессе глобализации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. История политических и правовых учений : учебник / под ред. О. Э. Лейста. Москва : Зерцало, 2006.

2. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ Н. И. Матузова и докт. юрид. наук, проф. А. В. Малько. Москва : ЮРИСТЬ, 2004.

3. Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой правовой мысли в 5 т. Т. 2: Европа. V-XVII вв. Москва, 1999. С. 689—695.

THE THEORY OF SOVEREIGNTY OF JEAN BODEN

V. Nikitina, E. Chudaeva

This article analyzes the theory of sovereignty of French politician and lawyer Jean Boden. This paper presents the main ideas of Jean Boden, to draw a parallel with the present. The ways of formation of the state and types of heads of state in accordance with the thoughts of the lawyer are described. This describes the importance of sovereignty in the modern world.

Key words: sovereignty, Jean Boden's theory of sovereignty, state, power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.