Научная статья на тему 'Теория социальной самоорганизации как методологическая основа исследования налоговых отношений'

Теория социальной самоорганизации как методологическая основа исследования налоговых отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / SOCIAL SYSTEMS / СОЦИОСИНЕРГЕТИКА / НЕЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА / NON-LINEAR STRUCTURE / ДИССИПАТИВНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION MECHANISM / SOCIO-SYNERGY / DISSIPATIVE NATURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинцева Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются причины и источники самоорганизации социальных систем, в частности, налоговой системы. Обоснован подход к налоговой системе как к открытой, неравновесной, нелинейной социальной системе, характеризующейся многомерностью и неопределенностью, крайне неустойчивой, с доминирующим диссипативным фактором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers reasons for and sources of self-organization of social systems and in particular, the taxation system. The author showed that the taxation system should be approached to as an open, unbalanced, non-linear social system which is characterized by multilateral, uncertain and extremely unstable nature with dominating dissipative factor.

Текст научной работы на тему «Теория социальной самоорганизации как методологическая основа исследования налоговых отношений»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Т. В. Литвинцева

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье рассматриваются причины и источники самоорганизации социальных систем, в частности, налоговой сис-темыг. Обоснован подход к налоговой системе как к открытой, неравновесной, нелинейной социальной системе, характеризующейся многомерностью и неопределенностью, крайне неустойчивой, с доминирующим диссипативным фактором.

Ключевые слова и словосочетания: социальные системы, со-циосинергетика, нелинейная структура, диссипативность, механизм инноваций.

Налоги, налоговая система, налоговая политика являются результатом постепенного эволюционного развития. Их появление обусловлено изменившимися условиями существования и жизнедеятельности человека. Поэтому для образования спонтанного порядка в социально-экономической системе необходим длительный эволюционный процесс этой системы.

В настоящее время резко возросла динамика социокультурных процессов, существенно изменились условия развития социальных систем, способы обеспечения их устойчивости, актуализировались проблемы управления сложными динамическими системами и процессами. Неустойчивость и усилившаяся частота разрушения порядков в современном мире превратились в норму, а процессы в режиме с обострением становятся преобладающими, изменяя структуры и конфигурации социумов (турбулентность социальной жизни). Режим с обострением, или ¿5-режим (режим без остатков, втягивающий и сжигающий все окружающее, порождающий гиперболический рост), возникает тогда, когда происходит все более интенсивное развитие процесса во все более узкой области вблизи максимума, названное сбегающейся волной горения. Данный режим возникает, когда фактор, создающий неоднородности в среде (действие нелинейных источников), работает значительно интенсивнее, чем рассеивающий, размывающий фактор1.

1 См.: Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. - СПб. : Алетейя, 2002. - С. 302.

Социальные системы в силу подвижности их параметров имеют возможности в последующем изменяться. Особенностью социальных систем является то, что имеющиеся возможности необязательно должны реализовываться в материальной или организационной форме. Часто они возникают и подвергаются отбору как мысленные возможности.

Механизм инноваций имманентно присущ социальным системам. Проблема исследования социальной системы заключается в том, что положительный или отрицательный эффект инновации определяется не сразу, а в ходе проверки системы самой себя на устойчивость относительно появления нового качества. Если новое качество не дает никаких дополнительных преимуществ, то оно должно исчезнуть в результате отбора. В этом случае социальная система оказывается устойчивой относительно возмущения и должна вернуться в исходное состояние. Вместе с тем если административный ресурс организации будет поддерживать появившуюся или внедренную мутацию социальности (случайное производство альтернативной возможности поведения социальной системы), то система, имитируя принятие нового качества, перейдет в напряженное состояние, чреватое каскадом возможных бифуркаций (каскад бифуркаций или детерминированный хаос - один из типичных сценариев перехода от порядка к хаосу) со всеми вытекающими последствиями. Если окажется, что мутированная социальность обладает определенным преимуществом по сравнению с исходной, то отбор системы приведет к ее росту. В этом заключается содержание фундаментального синергетического принципа усиления. Социальная система в этом случае оказывается неустойчивой относительно возмущения. Если же администрация организации правильно идентифицирует новую неустойчивость и не будет вести с ней борьбу, то, усиливая эти возмущения, система сама постепенно перейдет на новый уровень социальности, соответствующий более высокому уровню зрелости ее структур1.

Таким образом, на всех ступенях развития социальности способность социальных систем порождать инновации, отбирать и распространять лучшие варианты поведения, является решающей посылкой ее способности эволюционировать к все более эффективным состояниям.

Налоговая система постоянно развивается. Роль синергетики заключается в том, что она, основываясь на фундаментальных принципах эволюции систем (открытости, неравновесности и необратимости), способна объяснить явления и процессы, характерные для развивающихся систем.

1 См.: Абдикеев Н. М., Аверкин А. Н., Ефремова Н. А. Когнитивная экономика в эпоху инноваций // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 1. -С. 3-18.

В обществе, являющемся системой, и соответственно в налоговой системе ключевую роль наряду с закономерными и необходимыми факторами могут играть случайные факторы, флуктуационные процессы (от лат. йисШайо - колебание).

Неравновесность системы означает ее избирательность, необычные реакции на внешние воздействия среды, а также способность к самодействию. Такие системы находятся в непропорциональной зависимости от состояния окружающей среды. Так, некоторые слабые воздействия могут оказывать большее воздействие на эволюцию системы, чем воздействия, хотя и более сильные, но неадекватные собственным тенденциям системы.

Общество - это открытая система. По мере того как в обществе иссякает запас энергии происходит понижение уровня ее самоорганизации к все более однородному будущему, а затем и к необратимой «смерти».

Нелинейные системы, с одной стороны, исключительно устойчивы к крупномасштабным неблагоприятным воздействиям, а с другой -необычайно чувствительны к очень незначительным колебаниям состояния среды определенного сорта. Такие системы сами создают и поддерживают неоднородности в среде. В таких условиях между системой и средой могут иногда создаваться отношения обратной положительной связи, т. е. система влияет на свою среду таким образом, что в среде вырабатываются некоторые условия, которые в свою очередь обусловливают изменения в ней самой. Например, понижение налогов приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, а введение нового налога - к падению производства.

Диссипативность (диссипация - рассеяние вещества и энергии) системы обозначает ее особое динамическое состояние. В диссипатив-ной системе протекает множество микропроцессов, которые приобретают некоторую интегративную результирующую на макроуровне, которая качественно отличается от того, что происходит с каждым отдельным микроэлементом. Например, из массового употребления спиртных напитков возникают особые налоги на алкоголь.

Благодаря диссипативности в системе спонтанно возникают новые типы структур, совершаются переходы от хаоса и беспорядка к порядку и организации.

В точке бифуркации (точка бифуркации - смена установившегося режима работы системы) неизвестно, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие, станет ли состояние системы хаотическим, или она перейдет на новый, более высокий уровень упорядоченности и организации. В этой точке система как бы колеблется перед выбором того или иного пути организации (пути развития). В таком со-

стоянии небольшой случайный фактор может послужить началом эволюции (организации) системы в некотором определенном (часто неожиданном или просто маловероятном) направлении, одновременно отсекая возможности развития в других направлениях.

Как уже говорилось, изменения вызывает комбинация факторов, которые в отдельности к такому изменению не приведут. Налоговая реформа еще не исчерпала себя, поэтому необходимо максимально уменьшить риск потерь от неправильных решений. Увеличение (так же как и снижение) ставки налогообложения дает положительный эффект лишь в определенных социально-экономических условиях и до определенного момента. Этот тезис, неоднократно подтвержденный на практике, - яркий пример нелинейного явления диссипативной структуры.

Диссипативная структура (термин предложен И. Р. Пригожиным1) - это самопроизвольно возникающие образования. При изменении налоговой ставки необходимо учитывать такие факторы, как общественное мнение, настроения, сложившиеся в обществе на данный момент, а также историю, культуру и традиции уплаты налогов, состояние экономики, социальной сферы и даже внешнеполитический курс государства.

Говоря о самоорганизации в связи с проблемой уплаты налогов, хочется отметить, что наиболее важным здесь представляется самоорганизация индивида. Другими словами, необходимо ответить на вопрос: как сделать уплату налогов естественной потребностью существования гражданина? Опять же здесь имеется целый ряд факторов.

В данном направлении больших успехов добились ведущие экономические державы. Например, в США не платить налоги считается признаком дурного тона, не говоря о наказании за подобные действия. В России ситуация диаметрально противоположная, и путь, по которому будет протекать развитие налоговой системы, должен привести к цивилизованному варианту налоговых отношений. Что касается неожиданностей, то их в процессе развития налоговой системы возникает не мало. Это объясняется тем, что система далека от равновесия и устойчивости, поэтому любые незначительные изменения одного из факторов приводят к неожиданным, и, порой, резким изменениям результата. Спрогнозировав причины, вызывающие неожиданные явления, можно существенно снизить риски крупных ошибок и просчетов. Это позволяет сэкономить значительные средства государства, а главное время, которое не будет потрачено на движение по неверному пути.

Одним из направлений изучения процессов самоорганизации является синергетическая интерпретация социальных циклов как циклов

1 См.: Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. - М. : Мир, 1979. - С. 13.

самоорганизации. Социальный цикл предстает как последовательное разворачивание логики различных фаз упорядочения социальных систем, имманентно присущей самой природе этих систем. В таком подходе воплощается синергетическое понимание порядка как процесса, т. е. процесса, на разных фазах которого (в состояниях как близких к равновесному, так и далеких от равновесного) действуют разные законы структурных изменений в системе.

Методологическим ориентиром для такого рода интерпретации может служить описание различных режимов существования сложных нелинейных систем в процессе их самоорганизации - ¿^-режима и Ж-режима1. В сопряжении с трактовкой структурно-эволюционных изменений сложноорганизованных систем в общенаучных концепциях (кибернетике, общей теории систем) эти режимы могут быть обозначены как режим зарождения порядка и режим сохранения порядка в едином цикле саморазвития социальных систем.

Для первого типа функционирования системы характерны процессы, описанные в синергетике как процессы порядкоформирования: доминирование негэнтропийного фактора2 над энтропийным3, чувствительность к флуктуациям на микроуровне, рост неоднородностей и разнообразия в структуре, нарушения первичной симметрии, тенденция к хаосу на макроуровне, нарастание интенсивности процессов (ускорение динамики) и др. Применительно к российской налоговой системе данный тип функционирования наблюдался на стадии ее становления. Система приспосабливалась к стремительно меняющимся экономическим условиям, вводились и отменялись налоги, происходила «чехарда» в законодательстве. До сегодняшнего времени окончательно не определена структура налоговых органов. На этом этапе надо учитывать, что даже незначительные изменения могут привести к серьезным последствиям для системы.

Для второго типа функционирования системы свойственны процессы, обеспечивающие ее сохранение и более стабильное существование: доминирование диссипативного (размывающего) фактора, слабая чувствительность к флуктуациям на микроуровне, размывание неодно-

1 См.: Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. - С. 56-57, 297-300.

2 Термин «негэнтропия» введен Л. Бриллюэном, известным французским физиком, одним из творцов теории информации. См. : Прангишвили И. В. Энтропийные и другие системные закономерности. Вопросы управления сложными системами. - М. : Наука, 2003. - С. 21.

3 Понятие энтропии впервые было введено в науку Р. И. Клаузиусом в 1865 г., как логическое развитие термодинамики Карно; в теории информации энтропия как мера неопределенности исхода эксперимента была введена американским ученым К. Шенноном в 1949 г. См. : Прангишвили И. В. Энтропийные и другие системные закономерности. Вопросы управления сложными системами. - С. 17-18.

родностей и усиление однородностей в структуре, снижение интенсивности (замедление динамики) процессов и др. Этот тип соответствует уже сформировавшейся налоговой системе, со стабильной законодательной базой и неизменным набором налогов. Такая система чувствительна к воздействию окружающей среды и трудно поддается реформированию.

Чтобы обнаружить, на каком этапе находится то или иное социальное явление или социальный процесс, необходимо разработать систему социальных индикаторов проявления различных аспектов и фаз процесса социальной самоорганизации.

Так, для тенденции зарождения порядка в социальных системах характерны процессы усиления социального метаболизма (межсистемного обмена) в ресурсной, экономической, информационно-культурной сферах1. В налоговой системе в этом случае происходит частая смена налоговой политики. Для тенденции сохранения порядка в социальных системах характерны такие процессы, как переход к более замкнутому их состоянию, ограничение внешних контактов, доминирование консервативных форм идеологии и традиционных ценностей в культуре и морали, за которыми стоит понимание стабильности социального порядка. Налоговая система «консервируется» в определенном состоянии, реформы не происходят. Чередование двух вышеуказанных тенденций является тем общим для различных циклических теорий (экономических, политологических, культурологических и т. п.) алгоритмом, который объясняет их базовое структурно-морфологическое сходство.

В условиях постоянных изменений перед управлением процессами в налоговой среде встает проблема прогнозирования. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза можно описать динамическими системами, где будущее не зависело бы от прошлого. С точки зрения математики любая динамическая система, что бы она ни моделировала, описывает движение точки в фазовом пространстве. Нелинейная динамика, анализируя системы, позволяет установить, сколько переменных необходимо для их описания и прогнозирования, она помогает выяснить, каким должен быть их мониторинг. В управлении основное и наиболее важное связано не только с описанием, со статистикой, с пониманием механизмов, но и с тем, что в ряде случаев можно определить как предвестники катастроф. Поэтому жизненно важным стал вопрос о новых ресурсах развития налоговой службы. Одна из возможностей связана с переориентацией экономики на

1 Cm.: Battiliana J., Leca B., Boxenbaum E. How Actors Change Institutions: Towards a Theory of Institutional Enterpreneurship // The Academy of Management Annals. - 2009. - Vol. 3. - N 1.

производство высокотехнологичной продукции1. В связи с этим необходимо создать налоговую систему, стимулирующую развитие производства и деловую активность в стране. Потребуется комплексная программа развития налоговой системы, основанная на последних достижениях научной мысли. От этого зависит, будет ли она соответствовать требованиям сегодняшнего дня, а следовательно, будет ли успешным ее осуществление на практике.

Несомненно, вопросы синергетического аспекта налоговой реформы России имеют первостепенное значение для снижения вероятности того, что в очередной раз реформирование будет осуществляться не в опережающем, а в отстающем режиме, и мы столкнемся с пробуксовкой реформ, актуальность которых на современном этапе трудно переоценить.

Социокультурные процессы, происходящие вокруг и внутри самой налоговой системы, уникальны, сложны и необратимы. Любые незначительные изменения одного из факторов приводят к неожиданным результатам. Поведение налоговой системы регламентируется различными законами, что определяет ее как нелинейную, открытую и динамическую систему с периодически включаемыми линейными характеристиками. Таким образом, установлено, что для изучения социальной налоговой системы нужен нелинейный подход, выявляющий синерге-тическую специфику данного объекта как самоорганизующейся системы.

Список литературы

1. Абдикеев Н. М., Аверкин А. Н., Ефремова Н. А. Когнитивная экономика в эпоху инноваций // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 1 (31).

2. Давыдов Д. В. Методология принятия экономических решений с позиций субъективной неопределенности // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 2 (26).

3. Орлова М. А. Глобализация как фактор риска // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. -№ 4 (34).

1 См.: Медведев Д. Россия, вперед! // www.kremlin.ru/news/5413

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.