Научная статья на тему 'Теория самоопределения и её применение в зарубежной образовательной практике'

Теория самоопределения и её применение в зарубежной образовательной практике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6524
963
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / АВТОНОМИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / SELF-DETERMINATION / BASIC PSYCHOLOGICAL NEEDS / MOTIVATION / AUTONOMY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лабзова Ирина Юрьевна

В статье рассмотрено современное состояние теории самодетерминации Ричарда М. Райана и Эдварда Л. Деси, касающейся вопросов мотивации человека, его развития и благополучия. Особое внимание уделено опыту применения теории в зарубежной образовательной практике и влиянию условий педагогической среды на самодетерминацию школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лабзова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF SELF-DETERMINATION AND ITS APPLICATION IN INTERNATIONAL EDUCATIONAL PRACTICE

The article considers the current state of the self-determination theory of Richard M. Ryan and Edward L. Desi concerning human motivation, development and well-being. Particular attention is paid to the experience of applying the theory in foreign educational practice and the influence of conditions of pedagogical environment on the self-determination of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Теория самоопределения и её применение в зарубежной образовательной практике»

Зарубежный опыт

И.Ю. Лабзова

(Санкт-Петербург)

теория самоопределения и её применение в зарубежной образовательной практике

the theory of self-determination and its application in international educational practice

В статье рассмотрено современное состояние теории самодетерминации Ричарда М. Райана и Эдварда Л. Деси, касающейся вопросов мотивации человека, его развития и благополучия. Особое внимание уделено опыту применения теории в зарубежной образовательной практике и влиянию условий педагогической среды на самодетерминацию школьников. Ключевые слова: самодетерминация, базовые психологические потребности, мотивация, автономия, образование.

The article considers the current state of the self-determination theory of Richard M. Ryan and Edward L. Desi concerning human motivation, development and well-being. Particular attention is paid to the experience of applying the theory in foreign educational practice and the influence of conditions of pedagogical environment on the self-determination of schoolchildren.

Key words: self-determination, basic psychological needs, motivation, autonomy, education.

Образовательные стандарты определяют необходимым результатом обучения в основной общей школе способность школьников к саморазвитию и личностному самоопределению. В связи с этим к теоретическому познанию самоопределения возникает определённый интерес в педагогической и смежных с педагогикой науках - психологии, философии, культурологии, социологии. Теоретические особенности саморазвития и самоопределения именно как научных психологических понятий стали рассматриваться в отечественной психологии и становились предметом изучения таких учёных, как Д. А. Леонтьев, О. Е. Дер-гачёва, Е. Ю. Патяева и др.

В зарубежной психологии одной из наиболее известных теорий является теория самодетерминации американских авторов Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райна [3]. За последние годы в рамках теории самодетерминации проведены обширные исследования, в частности в области педагогики. В

данной работе предпринимается попытка более глубокого ознакомления с современной теорией самодетерминации (в дальнейшем ТСД) Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райна. С этой целью отобраны статьи, позволяющие оценить современное состояние существующих теоретических знаний в зарубежной психологии и педагогике в этой области.

Раскроем основные положения теории самодетерминации. ТСД - это построенная на эмпирических данных теория мотивации человека, его развития и благополучия. Это макротеория мотивации человека, касающаяся таких базовых вопросов, как развитие личности, универсальные психологические потребности, жизненные цели и устремления, энергия и жизненные силы, бессознательные процессы, отношение к мотивации в культуре и влияние социального окружения на мотивации, поведение и благополучие. Хотя первые работы в рамках ТСД появились ещё в 1970-е гг., а первые

общие положения были сформулированы Э. Деси и Р. Райаном в 1985, наибольший рост исследований приходится на XXI век именно в прикладных областях - в спорте, образовании, здравоохранении и др.

Теория основывается на принятии того, что люди активны, нацелены на развитие, склонны организовывать и направлять свою деятельность, жаждут знания, совершенствуют свои умения и развивают свои способности [3]. Многие люди обладают очень позитивными, устойчивыми характеристиками. Но также известно, что человеческий дух может быть отчасти скован, отчасти разрушен и люди в таком случае отрицают развитие. Важной научной задачей является исследование условий, которые способствуют или, наоборот, подрывают позитивный человеческий потенциал.

Самодетерминация как психологический конструкт - это совершение волевого акта, осуществляемое человеком по собственной воле, и самодетерминированное поведение определяется внутренним, сознательным выбором и решением. Характеризуя ТСД, Д. А. Леонтьев рассматривает самодетерминацию как «ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности...» [2].

Тогда как многие теории прошлого и современные теории рассматривают мотивацию как нечто целое, ТСД делает различие в типах мотивации [1]. Основная идея в том, что определённый тип или вид мотивации человека оказывается более важным для психологического здоровья и благополучия, творческого подхода к решению проблем, более глубокого подхода в учёбе.

ТСД делает различие между автономной мотивацией и контролируемой мотивацией. Когда люди автономно мотивированы, они испытывают желание к действию. Контролируемая мотивация, наоборот, состоит как из внешней регуляции, при которой поведение человека является функцией внешних обстоятельств, поощрения или наказания, так и интроектной регуляции, при которой регуляции действий частично интернали-зированы и поддерживаются факторами, такими как мотивация достижения, избе-

жание разоблачения, зависимость от самооценки. Когда люди контролируемы, они вынуждены думать, чувствовать, вести себя определённым образом. Оба типа мотивации, как автономная, так и контролируемая, придают энергию и определяют поведение, они противостоят амотивации, которая соотносится с недостатком склонности к действию.

Множественные эмпирические результаты подтвердили гипотезу о существовании нескольких базовых психологических потребностей, которые должны быть удовлетворены для того, чтобы человек был психологически здоров и мог успешно действовать. Базовые потребности в компетентности, автономности и привязанности должны быть удовлетворяемы в течение всей жизни индивида для переживания непреходящего чувства интегративности и благополучия или «eudemonia» [3], причём это необходимо для психологического благополучия в любых культурах.

Компетентность связана с ощущением чувства способности справляться с решением задач в различных обстоятельствах [6]. Удовлетворение потребности в компетентности возникает при достижении поставленных целей и получении положительных результатов предпринятых действий. Автономия подразумевает волевое поведение и собственный контроль при осуществлении акта выбора по собственной воле. Потребность в автономии не совпадает с потребностью в независимости, эгоизмом или просто свободой выбора [8]. Удовлетворение потребностей в компетентности и автономии в школе и дома усиливает развитие внутренней мотивации и интернализации. Потребность в установлении связей заключается в ощущении чувства близости, контакта с другими людьми, в принадлежности к какой-либо группе. Чувство близости к значимым другим людям, таким как родители и учителя, усиливает процесс интернализа-ции ценностей, социальных норм, практик.

В рамках ТСД существуют две различные концепции - концепция причинной ориентации и концепция стремления к жизненной цели [4].

Концепция причинных ориентаций. Существуют три типа ориентации: автономная, контролируемая и безличная. Автономная ориентация позитивно соотносится с психологическим здоровьем и эффективным поведением, контролируемая ориентация соотносится с ригидным функционированием и уменьшением благополучия, и безличная ориентация связана с плохим функционированием и болезненностью и недостатком жизненных сил.

Концепция устремленности или жизненных целей. В результате исследований было установлено, что жизненные цели, которые ставят люди, делятся на две общие категории и могут быть названы целями, возникшими вследствие внутренних устремлений и внешних притяжений. Внутренние устремления включают в себя такие жизненные цели, как потребность в причастности к какой-либо группе, генеративность, личностное развитие, в то время как внешние устремления включают в себя такие цели, как стремление к здоровью, славе, привлекательности. Многочисленные исследования подтверждают: преобладание внутренних целей над внешними приводит к большему здоровью и благополучию.

Приложения ТСД. Как было отмечено выше, в начале нового тысячелетия наблюдался всплеск активности в применении ТСД в различных областях деятельности человека. Исследования проводились по вопросам близких отношений людей, отношений родителей и детей, по вопросам образования, благополучия и здоровья, спорта и физических достижений, состояния нашей планеты. Важно, что эти исследования продемонстрировали всесторонность построенной теории, показали возможность ее применения в различных социальных областях и улучшения для личностей и коллективов, для которых эта теория использовалась.

Применение ТСД очень актуально в сфере образования, в области, где внешний контроль и регулирование являются неотъемлемыми компонентами процесса обучения. ТСД утверждает, что внутренняя мотивация подкрепляется удовлетворением ос-

новных психологических нужд в автономии и компетентности [5] . Ученик автономен, когда он без принуждения посвящает своё время учёбе. Потребность в компетентности реализуется, когда он ощущает, что может справиться с заданием самостоятельно. Ученики, которые ощущают свою компетентность, но не автономны при этом, не увеличивают свою внутреннюю мотивацию к учёбе. К настоящему времени десятками экспериментальных исследований показано, что именно реализация удовлетворения сразу двух потребностей - в автономии и компетентности - приводит к укреплению внутренней мотивации. Дети, обучаемые учителями, поддерживающими автономность ученика, в отличие от стремящихся к контролю, обнаруживали у себя увеличение внутренней мотивации, ощущали свою компетентность, у них повышалась самооценка.

Костнер и др. поставили внутришколь-ный эксперимент по эффекту установления рамок поведения [9]. Установление рамок важно в образовательном контексте, поскольку ограничения укрепляют гармоничное функционирование в образовательных структурах. Однако учителя могут устанавливать ограничения различными способами. Костнер и др. (1984) обнаружили, что ученики, на деятельность которых налагались контролирующие ограничения, обнаруживали значительно более низкую внутреннюю мотивацию в сравнении с учениками, которым была предоставлена автономия в установлении ограничений. Более того, рисунки детей, которых ограничивали контролем, были признаны значительно менее креативными в сравнении с рисун -ками детей, устанавливающих рамки автономно.

Цай и др. (2008) исследовали учащихся седьмого класса немецких общественных школ на предмет интереса по трём школьным дисциплинам. Интерес учеников увеличивался на уроках тех учителей, которые поддерживали автономность, и падал на уроках учителей, придерживающихся контроля. Бёртон и др. (2006), исследуя канадских учеников, подтверждают, что внутренняя мотивация связана с психологическим

благополучием независимо от академической успеваемости. Схожие результаты получены и в исследованиях Джанга и др., проведённых в Южной Корее среди учащихся общественных школ. По результатам многочисленных исследований были сделаны следующие выводы. Во-первых, положительно на рост внутренней мотивации учеников влияют сразу как ориентация учителя, так и специфика обучающих заданий, если они поддерживают автономность ученика, в то время как создание контролирующей атмосферы приводит к уменьшению внутренней мотивации. Во-вторых, если ученики внутренне мотивированы, особенно в выполнении заданий, требующих глубокого понимания, то они учатся лучше и подходят к обучению более творчески. В-третьих, способ, каким учитель побуждает учеников к выполнению заданий - удовлетворяет ли он базовые психологические потребности в автономии и компетентности или нет - может как увеличить внутреннюю мотивацию к более глубокому обучению, так и разрушить этот процесс.

Кросскультурный анализ автономии в образовании показал, что в ТСД автономность понимается как наследуемая фундаментальная склонность любого живого организма быть самоорганизуемым и самоуправляемым [7]. На психологическом уровне эта теория рассматривает автономию как базовую психологическую потребность быть хозяином собственным действий. Отсюда, автономная мотивация - это характерное свойство полноценно действующего индивида в любых культурах и обществах [5]. Универсальность этой потребности проявляется в любых культурах: если поведение человека перестаёт быть автономным, то обязательно возникают проблемы в благополучии и эффективности результатов действий.

Некоторые учёные отрицают универсальность автономии в функционировании человека, поскольку считают, что конструкт автономии связан с такими культурными ценностями, как индивидуализм, либерализм, независимость, самоуверенность и мн. др. Они видят его как конструкт запад-

ной цивилизации, который не может применяться по всему миру и не может рассматриваться как универсальный в менее индивидуалистичных и более коллективистских обществах. Автономия и самодетерминация видятся как культурно зависимые величины, и подтверждение универсалистского взгляда осуждается как этноцентричный, западнический интеллектуальный колониализм. Аргументы достаточно сильные с обеих сторон, но существуют опытные свидетельства универсальной благотворной роли мотивационной автономии.

В соответствии с утверждениями ТСД, поддержка автономии среди учителей и родителей предопределяла более автономную мотивацию у студентов, их более высокие академические результаты, лучшее психологическое благополучие, меньше проблем в поведении, более высокую самооценку. Эти позитивные связи обнаруживались в широком спектре культур и подтверждали существенную кросскультурную значимость ТСД и её основную гипотезу о фундаментальной значимости мотивационной автономии и поддержки автономии в сфере образования.

Поддержка автономии является существенным условием процветания и развития личности не только в западно-ориентированных, колониалистических культурах. Это утверждение является фундаментальным гуманистическим тезисом, который подтверждается ведущими гуманитарными и общественными исследованиями в различных нациях. Эмпирические исследования ТСД надёжно обосновывают это утверждение. Изучение материалов указанных статей позволяет сделать вывод о том, что ТСД является перспективной теорией в области психолого-педагогического знания. ТСД придерживается установки, что люди имеют набор основных психологических потребностей, которые должны быть удовлетворены, что позволит им активно и оптимально развиваться. Социальное окружение (имеется в виду семья, одноклассники, школа) может быть, во-первых, поддерживающим автономию или контролирующим, во-вторых, поддерживающим компетентность и сомневающимся в ней,

обескураживающим, в-третьих, поддерживающим отношения или безразличным или отталкивающим. Показано, что культурный и институциональный контекст, не поддерживающий основные психологические потребности, становится тягостным и отрицательно влияющим на человека.

ной. Она показывает, как можно более или менее подпитать природный человеческий потенциал, определяющий рост, интеграцию и здоровье. Всё это делает ТСД практически очень значимой в педагогике, и широкое ознакомление с результатами её исследований способно оказать благотворное влияние на процессы в современном школьном образовании.

Тогда как существует много критических теорий негативных, ТСД является позитив-

Литература

1. Дергачёва О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана / под ред. Д. А. Леонтьева // Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2002. - С. 103-121.

2. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21, № 1. - С. 1-17.

3. Райан Р. М., Деси Э. Л. Теория самодетерминации и поддержка внутренней мотивации, социальное развитие и благополучие /науч. перевод Р. А. Вороновой // Вестник Алтайского ГПУ - 2003. - № 3-1. - С. 97-111.

4. Deci E. Self-Determination Theory: A macrotheory of Human Motivation, Development, and Health // Теория самодетерминации : [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: https://pdfs. semanticscholar.org/a32f/3435bb06e362704551cc62c7df3ef2f16ab1.pdf (дата обращения 15.09.2017)

5. Ryan R. Self-determination theory in schools of education // Теория самодетерминации : [сайт] [Электронный ресурс] - URL: http://selfdeterminationtheory.org/SDT/ documents/2009_RyanNiemiec_TRE.pdf (дата обращения 15.09.2017)

6. Hui Eadaoin K. P. Self-Determination as a Pschological and Positive Youth Development Construct . // The Scientific World Journal: [сайт] [Электронный ресурс] - URL: https:// www.hindawi.com/journals/tswj/2012/759358/ (дата обращения 15.09.2017)

7. Chirkov V. A cross-cultural analysis of autonomy in education. A self-determination theory perspective. // Теория самодетерминации : [сайт] [Электронный ресурс] - URL: http:// selfdeterminationtheory.org/SDT/documents/2009_Chirkov_TRE.pdf (дата обращения 15.09.2017)

8. Chirkov V. Differentiating Autonomy From Individualism and Independence: A Self-determination theory Perspective on Internalization of cultural Orientations and Well-Being // Теория самодетерминации : [сайт] [Электронный ресурс] - URL: http:// selfdeterminationtheory.org/SDT/documents/2003_ChirkovRyanKimKaplan.pdf (дата обращения 15.09.2017)

9. Niemiec Ch., Ryan R. Autonomy, competence, and relatedness in the classroom // Теория самодетерминации : [сайт] [Электронный ресурс] - URL: http://selfdeterminationtheory. org/SDT/documents/2009_NiemiecRyan_TRE.pdf (дата обращения 15.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.