Теория самодетерминации и управление персоналом
Камнева Елена Владимировна,
к.п.н., ведущий научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: EKamneva@fa.ru
Симонова Маргарита Михайловна,
к.с.н., ведущий научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: MMSimonova@fa.ru
В статье авторами рассмотрена теория самодетерминации, определяющая внутреннюю и несколько типов внешней мотивации и описывающая, как эти мотивы влияют на ситуационные реакции человека в различных областях жизнедеятельности, включая и профессиональную сферу. Проанализированы особенности шести мини-теорий теории самодетерминации. Сделаны выводы, что управление потребностями повышает личный рост сотрудников, их производительность, самооценку, благополучие и приверженность организации.
Ключевые слова: самодетерминация, автономия, компетентность, потребность в отношениях, персонал.
<п ■_
CJ
Мотивация была и есть центральной и многолетней проблемой в области психологии, потому что именно она лежит в основе биологического, когнитивного и социальное регулирования поведения. Люди могут быть мотивированы, потому что они ценят деятельность или потому что есть сильное внешнее принуждение. Их профессиональная деятельность будет осуществляться при интересе к работе или если эта работа будет материально вознаграждена, при ее невыполнении последует наказание [3].
В теории самодетерминации (SDT), основателями которой являются Ричард Райан и Эдвард Деси [3], утверждается, что у человека есть чувство выбора и чувство свободы делать то, что человек решил делать, и типы мотивации различаются на основе разных уровней самодетерминации [1]. Теория основана на фундаментальном гуманистическом предположении о том, что люди естественным образом и активно ориентируются на рост и самоорганизацию [2].
Теория самодетерминации - это широкая теория человеческой личности и мотивации, определяющая внутреннюю и несколько типов внешней мотивации и описывающая, как эти мотивы влияют на ситуационные реакции в различных областях, а также на социальное и когнитивное развитие и личность, объясняющаяся, как человек взаимодействует с социальной средой, а также объясняющая его зависимость от окружающей социальной среды [2]. Автономная мотивация и контролируемая мотивация возникают намеренно, и они имеют значимые отличия от амотивации, в которой отсутствуют намерения и мотивации. Внешняя мотивация может стать автономной. Внутренняя мотивация, основанная на интересе к деятельности, и автономная внешняя мотивация, основанная по важности выполняемого задания, связаны с его выполнением, удовлетворенностью, доверием и благополучием на рабочем месте.
Теория самодетерминации состоит из «мини-теорий», которые объединяются, чтобы дать всестороннее понимание человеческой мотивации и функционирования и объясняют поведение личности в сферах ее жизнедеятельности, включая работу, отношения, образование, религию, здоровье, спорт, а также стереотипы и предрассудки.
В основе каждой мини-теории лежит идея основных психологических потребностей; индивиды стремятся и нуждаются в автономии (ощущение себя свободным и направленным на себя), компетентности (необходимость чувствовать себя эффективным) и связанности (общаться с другими людьми) [2].
Автономия означает ощущение индивидуумами того, что они могут контролировать свои собственные действия, выбор и испытывать желание прогрессировать так, как они считают лучшим. Личность, ощущающая себя автономной, удовлетворяет универсальную потребность чувствовать себя деятелем, причиной собственной жизни и жить в гармонии со своим интегрированным Я.
Человек, обладающей компетентностью, живет с ощущением, что он знает, что делает, может выполнить задачу и обладает нужными знаниями и навыками для достижения успеха. Такой индивид стремится быть эффективным, он настроен справляться с задачами оп-
тимального уровня трудности, отвечая на вызовы, которые предъявляет ему окружающая индивида среда.
Потребность в отношениях предполагает стремление личности иметь надежных друзей и быть понятой и принятой ими. Это ощущение, что человек чувствует себя связанным внутри сообщества и люди разделяют с ним схожие цели.
Эти основные потребности инициируют и регулируют человеческое поведение. С другой стороны, теория не фокусируется на различной силе потребностей. Вместо этого она подчеркивает, были ли потребности удовлетворены или пресечены.
Теория когнитивной оценки (первая мини-теория) сосредоточена на факторах, которые формируют мотивацию, влияя на воспринимаемую автономность и компетентность. Теория когнитивной оценки стремится описать, как внутренние, так и внешние события влияют на внутреннюю мотивацию людей. Внутренняя мотивация может усиливаться или ослабляться в зависимости от степени, в которой внешние события (например, вознаграждения, наказание), межличностный контекст (например, критика или похвала от партнера по отношениям), а также внутренние склонности (например, склонность человека чувствовать себя вовлеченным в задачу) влияют на самовосприятие человеком своей автономии и компетентности.
Вторая мини-теория - теория организмической интеграции, и она касается различных форм внешней мотивации, их свойств, детерминант и последствий. Как люди могут быть мотивированы на поведение, которое не является по сути интересным или доставляющим удовольствие.
Теория причинно-следственных ориентаций описывает личностные предрасположенности, то есть являются ли индивидуумы, как правило, независимыми, контролируемыми или безличными.
Четвертая мини-теория, основная теория психологических потребностей, обсуждает роль основных психологических потребностей в здоровье и благополучии и, что важно, описывает, каким образом социальные среды могут пренебрегать, мешать или удовлетворять основные психологические потребности людей.
В мини-теории содержания целей рассматривается как внутренние и внешние цели влияют на здоровье и благополучие индивида. Данная теория соединяет теорию самодетерминации с ценностями, предполагая, что основные психологические потребности также определяют или лежат в основе систем ценностей.
В теории мотивации взаимоотношений, связанной с необходимостью развития и поддержания отношений, отмечается, что взаимодействия, поддерживающие близкие личные отношения, таких как с лучшими друзьями и романтическими партнерами, а также принадлежность человека к определенным группам необходимо для его адаптации и благополучия, потому что эти отношения позволяют получить удовлетворение потребности в связях.
Самодетерминация относится к выбору и изменению сотрудником своих собственных действий. Это врожденное желание человека - иметь чувство выбора, автоно-
мии и цели в отношении его поведения. Удовлетворение психологических потребностей сотрудников в результате результативного взаимодействия с руководителем является сильным источником привязанности сотрудника к группе и организации. Поддержка руководством автономии приводят к удовлетворенности работой сотрудников, лучшей эффективности и организационной приверженности. Теория самоопределения предполагает, что удовлетворение потребности сотрудников обеспечивает им больший контроль над своими действиями и, следовательно, и положительно влияет на выполнение их организационных обязанностей, то есть на их отношение к работе. Создание рабочих мест, обеспечивающих контекст для благополучия сотрудников, позволяет достичь большей приверженности сотрудников.
Таким образом, управление потребностями повышает личный рост сотрудников, производительность, самооценку, благополучие и приверженность организации.
Литература
1. Guay F. (2022). Applying self-determination theory to education: Regulations types, Psychological needs, and autonomy supporting behaviors. Canadian Journal of School Psychology, 37(1), 75-92.
2. Legault L. (2017) Self-Determination Theory. In book: Encyclopedia of Personality and Individual Differences Editors: V. Zeigler-Hill and T. Shackelfordhttps.
3. Ryan R.M., Deci E.L. (2020). Intrinsic and extrinsic motivation from a selfdetermination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology, 61, 101860.
THEORY OF SELF-DETERMINATION AND PERSONNEL MANAGEMENT
Kamneva E.V., Simonova M.M.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The authors examined the theory of self-determination, which determines the internal and several types of external motivation and describes how these motives affect the situational reactions of a person in various areas of life, including the professional sphere. The features of the six mini-theorios of the theory of self-determination are analyzed. Conclusions are drawn that the management of needs increases the personal growth of employees, their performance, self-esteem, well-being and commitment to the organization.
Keywords: self-determination, autonomy, competence, need for relationships, staff.
References
1. Guay F. (2022). Applying self-determination theory to education: Regulations types, Psychological needs, and autonomy supporting behaviors. Canadian Journal of School Psychology, 37(1), 75-92.
2. Legault L. (2017) Self-Determination Theory. In book: Encyclopedia of Personality and Individual Differences Editors: V. Zeigler-Hill and T. Shackelfordhttps.
3. Ryan R.M., Deci E.L. (2020). Intrinsic and extrinsic motivation from a selfdetermination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology, 61, 101860.
C3
о
u~
IE
0
1
-1 У
"О
IE
u~