Научная статья на тему 'Теория решения изобретательских задач в формировании аксиологической направленности студентов педагогических специальностей'

Теория решения изобретательских задач в формировании аксиологической направленности студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ / AXIOLOGICAL ORIENTATION / VALUES / ELEMENTS OF THEORY OF SOLVING CREATIVE PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Т. П., Шустрова К. А.

Авторами была предпринята попытка оценить гуманистическую природу образовательно-воспитательной деятельности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности, требующие развития аксиологических оснований профессиональной деятельности учителя. Значительное внимание уделяется раскрытию потенциала проектирования новых гуманистически ориентированных педагогических технологий, подводятся некоторые итоги изучения гуманистических технологий педагогической деятельности, развития духовно-познавательной и ценностной активности личности, ее способности к социальному действию. В заключение раскрывается реализация содержания технологии ТРИЗ как, системы мер по обогащению её ценностным основанием, направленным на формирование аксиологического «ядра» профессионально-личностных ориентаций будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуйкова Т. П., Шустрова К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A THEORY OF SOLVING CREATIVE EDUCATIONAL PROBLEMS IN THE PROCESS OF FORMING OF AN AXIOLOGICAL ORIENTATION OF STUDENTS MAJORING IN TEACHING

The authors made an attempt to estimate the humanitarian nature of educational activity, oriented to the universal and nationally specific values that require a certain level of the development of axiological basics of a professional activity of a teacher. A considerable part of the research is dedicated to the formulation of the potential of projecting new humanistically oriented pedagogical technologiest. The authors also make a conclusion to the study of the humanistic technologies in the pedagogical process, to the study of spiritual and cognitive activity of a person, his ability for a social action. To sum up the idea the authors reveal the realization of the contents of the theory of solving creative educational problems, which is perceived as a system of measures directed to make a foundation of an axiological “nucleus” of professional and personal value-related orientation of future teachers.

Текст научной работы на тему «Теория решения изобретательских задач в формировании аксиологической направленности студентов педагогических специальностей»

ет, что будущий учитель математики должен обладать высокой общей культурой. Перечисленные компетенции формируются в процессе профессиональной подготовки в вузе, в рамках дисциплин гуманитарного цикла (История, Философия, Иностранный язык, Экономическая теория и др.) дисциплин базовой части -Дискретная математика и Математическая логика, Функциональный анализ. Новые образовательные стандарты меняют подход к организации учебного процесса вуза. Будущий учитель математики не может иметь простой набор знаний, он должен быть компетентным в оперировании понятиями, специальной терминологией, правильно производить логические операции с данными понятиями и терминами, строить умозаключения, проводить анализ, доказывать, спорить, опровергать, уметь предупреждать логические ошибки, а при допущении, уметь найти и устранить их. Совокупность названных компетенций, умений, личностных качеств, определяющих готовность личности к успешной педагогической деятельности мы связываем c формированием логической культуры.

Вместе с тем, состояние логической подготовки, логической культуры будущего учителя математика оставляет желать лучшего. Известно, что логическая культура будущего математика реализуется через процесс развития логического мышления.

Логическое мышление сегодня представлено учеными в нескольких направлениях, а именно: а) исследование и анализ различных мыслительных процессов личности в рамках психологии, физиологии; б) изучение логики, ее предмета и объекта; в) использование логики в учебном процессе. М.Н. Алексеев дает анализ Педагогической логике, определяя важные ее аспекты. Он указывает, что логика используется для объяснения понятий и терминов педагогической науки, она важна при отборе рабочего учебного материал, помогает проводить анализ и разрабатывать этапы педагогического процесса [2, с. 25].

Формирование логической культуры будущего учителя математики должен обязательно учитывать возрастные особенности студенческого возраста и наличие определенной мотивации на использование полученных логических умений. Известный психолог Н.А. Подгорецкая, анализируя способы мыслительных действий взрослых, определила два фактора, обеспечивающие осознанное их использование: если личность выделяет приемы логического мышления в качестве определенного объекта исследования. И второй фактор - если личность управляет процессом становления приемов логического мышления на всех этапах

Библиографический список

образования. Анкетирование, осуществленное среди учителей математики школ г. Грозного, свидетельствует о невысоком уровне логической культуры. Им было сложно построить сложную логическую структуру, не замечают логических ошибок в доказательстве теорем и не пытались произвести коррекцию, многие затруднялись перевести теорему из категорической формы в условную и т.д. Поэтому повышение уровня логической культуры, логического мышления желательно начинать с развития логической грамотности будущего математика.

В рамках сформированности логической культуры будущего учителя математики не последнюю роль играет его поведенческий фактор, определяющий общий образ или имидж будущего учителя. Для современного педагога математики очень важным является сформированный позитивный имидж, который является достаточно актуальным не только в политической, но и в педагогической сфере. Тем самым будущий учитель математики ставит акценты в современном приобретении знаний и значимых компетенциях, приобретает такие качества, которые должны ему позволить максимально вписаться в работу современной школы, освоить инновационные виды деятельности, то есть быть максимально успешным в жизни.

Таким образом, современное состояние педагогического высшего образования диктует высокие требования к математической подготовке педагогов вуза разных предметов и дисциплин, а от преподавателя математики требуется пристальное внимание ко всем аспектам процесса профессиональной подготовки будущих учителей, суть которых не только в том, чтобы дать знания, сформировать программные умения, навыки у студентов, но и научить их творчески использовать полученные знания на практике. Указанную задачу можно решить только в случае, если будут созданы условия, обеспечивающих самостоятельное рассуждение, аналитику, осмысленную работу обучающихся, применение методов логической науки и практики. Очень важны в практике современного образования применение инновационных методов, используемых на занятиях, различные творческие задания; необходимо вызывать у современного студента желание задавать вопросы к преподавателю. Все это даст возможность будущим учителям математики выйти на качественно новый уровень профессиональных знаний и формирования профессиональных компетенций, будет способствовать развитию у него логического и научного стиля мышления, актуализирует его научно-исследовательскую деятельность.

1. ФГОС ВПО РФ. - 5 февраля 2010.

2. Алексеев, М.Н. Диалектическая логика как наука. - М., 2013. Bibliography

1. FGOS VPO RF. - 5 fevralya 2010.

2. Alekseev, M.N. Dialekticheskaya logika kak nauka. - M., 2013.

Статья поступила в редакцию 26.09.14

УДК 373.016

Zhuykova T.P., Shustrova K.A. A THEORY OF SOLVING CREATIVE EDUCATIONAL PROBLEMS IN THE PROCESS OF FORMING OF AN AXIOLOGICAL ORIENTATION OF STUDENTS MAJORING IN TEACHING. The authors made an attempt to estimate the humanitarian nature of educational activity, oriented to the universal and nationally specific values that require a certain level of the development of axiological basics of a professional activity of a teacher. A considerable part of the research is dedicated to the formulation of the potential of projecting new humanistically oriented pedagogical technologiest. The authors also make a conclusion to the study of the humanistic technologies in the pedagogical process, to the study of spiritual and cognitive activity of a person, his ability for a social action. To sum up the idea the authors reveal the realization of the contents of the theory of solving creative educational problems, which is perceived as a system of measures directed to make a foundation of an axiological "nucleus" of professional and personal value-related orientation of future teachers.

Key words: axiological orientation, values, elements of theory of solving creative problems.

Т.П. Жуйкова, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и специального образования ФГБО УВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: zhuykovat@mail.ru; К.А. Шустрова, студентка 4 курса ФГБО УВПО «ХГУим. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: shustrovaKristina@mail.ru

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ В ФОРМИРОВАНИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Авторами была предпринята попытка оценить гуманистическую природу образовательно-воспитательной деятельности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности, требующие развития аксиологических оснований профессиональной деятельности учителя. Значительное внимание уделяется раскрытию потенциала проектирования новых гуманистически ориентированных педагогических технологий, подводятся некоторые итоги изучения гуманистических технологий педагогической деятельности, развития духовно-познавательной и ценностной активности личности, ее способности к социальному действию. В заключение раскрывается реализация содержания технологии ТРИЗ как, системы мер по обогащению её ценностным основанием, направленным на формирование аксиологического «ядра» профессионально-личностных ориентаций будущих учителей.

Ключевые слова: аксиологическая направленность, ценностные ориентации, элементы ТРИЗ.

Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Этот переход подготовлен восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности.

В последнее время появляются работы, авторы которых косвенно или непосредственно исследуют аксиологические формирования профессиональных качеств учителя. Наиболее известные из них принадлежат И.Д. Богаевой, А.М. Булынину, В.Н. Кузьминой, В.А. Сластёнину, Е.Н. Шиянову, и др. Исследователями выделены и классифицированы педагогические ценности (Б.З. Вульфов, З.И. Равкин, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.), определены уровни их существования. Как правило, эти работы базируются на общей теории ценности, охватывающей практически всю область человеческой деятельности [1].

Практическая деятельность преподавателя непосредственно зависит от особенностей того типа учебной ситуации, в которой он строит своё педагогическое воздействие, а также от тех ценностей образования, которые кладутся в основу проектирования учебных процессов. Поэтому при организации педагогической деятельности студенту необходимо отчётливо знать и уметь применять знания о том или ином типе учебных ситуаций.

Поэтому центральное место в подготовке студентов имеет такой аспект как овладение социально-педагогическими технологиями организации деятельности обучаемых.

В этой связи становится очевидной необходимость специальной подготовки студентов к творческому решению познавательных задач.

Учебный процесс направлен, на развитие у студентов способностей видеть, и формулировать проблему, оценивать условия, выделять существенное, оценивать достоверность исходных данных, искать варианты решения в соответствии с принятыми критериями, на формирование общих интеллектуальных качеств, умение пользоваться литературой, кратко и точно формулировать свои мысли устно и письменно.

Творческая направленность учебного процесса требует таких методов применения, которые обеспечивают нахождение разнообразных приёмов, помогающих выявлять и устанавливать возникающие противоречия и вскрывать те из них, которые обладают «эвристической ценностью!», указывают, в каком направлении следует искать решение.

Овладению методикой решения творческих задач способствует курс «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) наряду с развитием технического воображения он предусматривает расширение кругозора, воспитывает непредубеждённость, нешаблонный способ мышления, подготавливает к восприятию необычных идей.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г.С. Альтшуллером, помогает решать актуальные, научные и практические задачи формирования творческих способностей студентов [2].

Главная идея ТРИЗ - признание существования объективных и познавательных законов развития различных систем, в том числе технических, научных, общественных и возможностей использования этих законов и разработанных на их базе конкретных инструментариев для целенаправленного поиска новых идей в различных областях человеческой деятельности, в том числе в психологии и педагогике.

ТРИЗ предполагает широкое распространение творческого обучения, связывающего воедино различные учебные дисциплины, методы и приёмы воспитания и обучения, формирующего творческое мышление, развивающего фантазию и навыки коллективной и индивидуальной творческой работы.

Идеи внедрения ТРИЗ были осуществлены при изучении спецкурса «Теория решения изобретательских задач», где студенты ведут активный поиск методов, позволяющих интенсифицировать процесс генерирования новых идей, (тем самым повышается удельный вес творчества). Природа создала человека творцом. Реализация творческих способностей основана на использовании человеком различных методов творческого мышления. Самый простой из них метод проб и ошибок («А что если сделать так?.....,

а может быть так?.....»). Этот древнейший метод поиска нового.

Он используется и сейчас для решения несложных задач, когда достаточно перебрать один - два десятка вариантов решения и найти верное. Но в современных условиях часто для нахождения решения требуется перебрать сотни вариантов.

«Мозговой штурм» - это построенный особым образом коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблемы. Мы используем этот метод в работе со студентами дошкольного отделения. Результат можно признать положительным, но для стимулирования творческой активности студентов необходимо соблюдать некоторые правила: целесообразно работать с небольшой подгруппой (от десяти до двенадцати человек); студентам должна быть дана установка: можно высказывать любую мысль, так как исключается критика со стороны участников и педагога; необходимо поощрять свободное ассоциирование: чем более «дикой» кажется идея, тем она интересней; идей должно быть как можно больше; высказанные идеи разрешается, как угодно комбинировать; в конце следует подвести итог, то есть выбирать наиболее интересную идею.

Если мозговой штурм организован правильно, удаётся быстро уйти от идей, навязываемых психологической инерцией: никто не боится предлагать смелые идеи. К концу «штурма» даже возникает своего рода ажиотаж: предложения высказываются одно за другим, идеи возникают как бы непроизвольно.

Метод контрольных вопросов (МКВ). Использование аналогий в синектике можно рассматривать как применение наводящих вопросов, но довольно однообразных. Список «А» вопросов может быть расширен. Такие списки существуют и носят название МКВ или метод наводящих вопросов.

Списки контрольных вопросов подталкивают изобретателя, тормошат, не дают остановиться. Работая «чистым» методом проб и ошибок, способный и настойчивый изобретатель сам себе задает подобные вопросы.

К методам активизации, которые позволяют оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые), раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии, относят метод фокальных объектов (МФО).

Метод фокальных объектов (МФО) направлен на активизацию творческого мышления. Его суть: признаки нескольких случайно выработанных объектов переносятся на рассматриваемый (фокальный, то есть находящийся в фокусе внимания объект); в результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию

Также мы использовали ещё один метод ТРИЗ - системный подход.

Системный подход - один из основных принципов ТРИЗ. Это умение видеть, воспринимать, представлять как единое целое систему во всей её сложности, со всеми связями, изменениями, сочетая разные подходы: компонентные, изучающие состав системы (наличие подсистем, её подсистемы); структурный (взаимное расположение подсистем в пространстве и во времени и связи между ними); функциональный (взаимодействие подсистем); генетический (становление системы и её развитие).

Модель изобретательского системного видения можно представить как многоэкранную схему мышления - серию экранов, на которых можно наблюдать систему, её над- и подсистемы, а также тенденции развития ТРИЗ обучает именно такому мышлению.

Обучение детей элементам ТРИЗ мы проводили со студентами 3-4 курсов в дошкольных образовательных учреждениях города Абакана. Элементы ТРИЗ помогают формированию диалектического представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребёнка, стимулируют его любознательность, приносят радость познания, дают возможность видеть непосредственно результаты своей деятельности. ТРИЗ помогает детям видеть мир во взаимосвязи, понимать, что любая вещь, предмет, отвлечённое понятие - это элементы единой системы. Мир, окружающий ребёнка, изначально противоречив. Понимание детьми этого закона диалектики, помогает выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, способствующие воспитанию качеств развитой творческой личности. Такие качества как чувства справедливости, умение в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта или специфических особенностей того или иного явления, те, которые наиболее полно соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

В практику работы детских садов Абакана мы широко внедряем элементы методов ТРИЗ: «хорошо - плохо», «наоборот», «морфологический ящик», «фокальный метод объектов», и другие, позволяющие выделить и использовать ресурсы системы.

Детей знакомим с системным оператором «Волшебным экраном», учим составлять сказки на основе моделирования; используя четыре волшебства; волшебный предмет с волшебным

Библиографический список

действием, волшебный персонаж, сдвоенный волшебный персонаж.

Элементы ТРИЗ успешно применяются на занятиях по развитию речи, познавательной деятельности, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и ведущей формой работы является диалог воспитателя с ребенком, что позволяет ребенку не только отвечать на вопросы педагога, но и учиться отстаивать: свои суждения, находить противоречия, помогает ему открыть самого себя.

В спецкурсе нами акцентировались не только традиционные, базисные, но и новые понятия - ценностный тезаурус, определяющий инновационные процессы педагогики.

Одним из способов изменения отношения к занятиям является приём привлечения студентов к поиску, оценке, выбору, проекции того, чего не хватает по уровню и полноте усвоенных знаний. Для этого в спецкурсе «Аксиология и инноватика в педагогической деятельности» постоянно создавались проблемные ситуации. Решения конструктивных и конструкторских технологических задач, познавательных проблем и ситуаций этому эффективно способствовали такие активные формы как ТРИЗ, развитие творческого мышления (РТВ), решение познавательных задач и перенесение конструкторских умений в новые ситуации. Именно эти формы и методы учебно-познавательной деятельности способствовали тому, что студенты старших курсов на активной педагогической практике освоили диагностическую деятельность как первый этап исследования.

Поскольку данная методика общеизвестна, мы не останавливаемся на достигнутом уровне.

Ситуация в современном образовании требует перехода целостного развития знаний в убеждения, когда научные знания предполагают развитие определенных аксиологических ориента-ций. В данном случае правомерна постановка вопроса о педагогических знаниях как основе развития аксиологической направленности студентов.

Подытоживая анализ проблемного поля исследования, следует, что формирование учителя нового типа невозможно без приобщения студентов не только к системе ценностей по гуманизации и демократизации нашего общества, декларируемых в законодательных и правовых документах, но и к конкретным региональным особенностям аксиологической характеристики педагогической науки.

1. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М., 2003.

2. Алтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск, 1986. Bibliography

1. Slastenin, V.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: ucheb. posob. dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, G.I. Chizhakova. - M., 2003.

2. Altshuller, G.S. Nayjti ideyu. Vvedenie v teoriyu resheniya izobretateljskikh zadach. - Novosibirsk, 1986.

Статья поступила в редакцию 02.10.14

УДК 378.172

Ivanova E.A. CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE ADAPTATION POTENTIAL OF SPORTS ACTIVITIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY. In

the article the researcher determines the particular features of the adaptation potential of sports activities of students of technical universities, clarifies the process of its implementation in the process of professional education and formulates conditions for its realization. The author pays a considerable attention to the students' adaptation to professional education conditions. The article gives the analysis of scientific research on the issues of physical culture formation and development, of high school physical education bases creating. The article is dedicated to the detailed analysis of pedagogical condition complex allocation of effective to implement of adaptation potential of a technical college student in sports activity. The work is interdisciplinary, is written at the intersection of psychology and pedagogy. The author considers the socio-psychological adaptation of the students and offers pedagogical condition complex, allowing better students' adaptation to physical training activity.

Key words: physical culture, activities, adaptation, adaptive capacity, professional education.

Е.А. Иванова, канд. пед. наук, доц. каф. физвоспитания, ФГБОУ ВПО МГТУим. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Е-mail: Ivanova-74RU@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.