Научная статья на тему 'Теория развития христианского вероучения Д. Г. Ньюмена'

Теория развития христианского вероучения Д. Г. Ньюмена Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1085
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
христианство / реформаторство / развитие христианского вероучения / Божественное Откровение / Д. Г. Ньюмен / имплицитное восприятие / эксплицитное установление / признаки истинного развития / искажение христианского вероучения / получатель Откровения. / Christianity / reformationism / development of Christian Doctrine / Divine Revelation / explicit reception / explicit statement / notes of true developments / corruption of the Christian dogma / the recipient of Revelation.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Светлана Алексеевна Малимонова

В статье рассматривается теория развития христианского вероучения, впервые для традиционного христианства сформулированная католическим философом и богословом кардиналом Джоном Генри Ньюменом (ныне причислен к лику блаженных). Данная теория, как и имя ее автора, до сих пор еще мало известна в России, несмотря на огромное влияние, которое она оказала на развитие католического, протестантского и православного богословия, а также религиозной философии ХХ в. Ньюмен рассматривал христианское вероучение изначально целостным и полным, но изменяющимся в истории, он различал Божественное Откровение как таковое и его восприятие отдельным индивидуумом. Ньюмен разъяснил законность изменений, которые произошли в католическом вероучении: вопрос о филиокве, учение о чистилище, вопрос об особом почитании Девы Марии, вопрос о законности верховенства Римского папы и др. Ньюмен выделил семь признаков истинного развития христианской доктрины, которые отличают ее от искажения. Статья написана на основе авторского перевода произведений Д. Г. Ньюмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF DEVELOPMENT IN CHRISTIAN DOCTRINE OF J. H. NEWMAN

The article deals with the theory of the development of Christian dogma, for the first time for traditional Christianity formulated by the Catholic philosopher and theologian, Cardinal John Henry Newman. This theory, as well as the name of its author, is still little known in Russia, despite the enormous influence that it had on the development of Catholic, as well as Protestant, and Orthodox theology and religious philosophy of the twentieth century. Newman viewed the Christian doctrine as originally integral and complete, but changing in history. He distinguished the divine revelation as such and its perception by a separate individual. Newman explained the legality of the changes that occurred in the Catholic dogma: the question of the Filioque, the doctrine of purgatory, the question of the special veneration of the Virgin Mary, the question of the legality of the supremacy of the pope, and others. Newman selects seven notes of the true developments of the Christian doctrine, distinguishing it from corruption. The article is written on the basis of the author’s translation of the works of D. G. Newman.

Текст научной работы на тему «Теория развития христианского вероучения Д. Г. Ньюмена»

DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10127

теология

С.А. Малимонова

теория РАЗВИТИЯ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ Д.Г. НЬЮМЕНА

В статье рассматривается теория развития христианского вероучения, впервые для традиционного христианства сформулированная католическим философом и богословом кардиналом Джоном Генри Ньюменом (ныне причислен к лику блаженных). Данная теория, как и имя ее автора, до сих пор еще мало известна в России, несмотря на огромное влияние, которое она оказала на развитие католического, протестантского и православного богословия, а также религиозной философии ХХ в. Ньюмен рассматривал христианское вероучение изначально целостным и полным, но изменяющимся в истории, он различал Божественное Откровение как таковое и его восприятие отдельным индивидуумом. Ньюмен разъяснил законность изменений, которые произошли в католическом вероучении: вопрос о фи-лиокве, учение о чистилище, вопрос об особом почитании Девы Марии, вопрос о законности верховенства Римского папы и др. Ньюмен выделил семь признаков истинного развития христианской доктрины, которые отличают ее от искажения. Статья написана на основе авторского перевода произведений Д. Г. Ньюмена.

Ключевые слова: христианство, реформаторство, развитие христианского вероучения, Божественное Откровение, Д. Г. Ньюмен, имплицитное восприятие, эксплицитное установление, признаки истинного развития, искажение христианского вероучения, получатель Откровения.

В протестантском богословии попытки осмысления развития догматов предпринимались еще с XVIII в., они связаны были в то время с именами таких известных протестантских теологов, как И. Л. Мосгейм (1694-1755), И. З. Землер (1725-1791) и др. В католическом богословии первая теория догматического развития была сформулирована выдающимся английским богословом, философом, просветителем и литератором XIX в. кардиналом Джоном Генри Ньюменом (1801-1890), который, к сожалению, пока мало известен в России. Он был реформатором не только для Католической, но и для Англиканской Церкви, к которой сначала принадлежал. Самой важной его работой по проблеме изменений, происходящих в христианском вероучении, является «Эссе о развитии христианского вероучения» (An Essay on the Development of Christian Doctrine, 1845) [Newman, 1909], которое он написал еще до принятия католического вероисповедания. Другие его работы по этой теме: «Пророческое служение Церкви» (On the Prophetical Office of the Church, 1837) [Newman, 1901], «Арианство четвертого века» (The Arians of the Fourth Century, 1833) [Newman, 1908] и др.

Кардинал Ньюмен основывал свою теорию догматического развития на нескольких положениях:

1) он рассматривал христианское вероучение как изменяющееся в истории;

2) он предложил понимание христианского Откровения как изначально данного целостным и полным;

3) он различал Божественное Откровение данное и полученное, т. е. Божественное Откровение само по себе (неискаженное) и Божественное Откровение, проведенное в мир через индивидуальное сознание какого-либо его получателя (может иметь искажения);

4) он предполагал, что возвещаемая Церковью истина имеет изначальную полноту.

Светлана Алексеевна Малимонова — соискатель ученой степени кафедры религиоведения ИСПН УрФУ, преподаватель Медицинского колледжа Уральского государственного университета путей сообщения ([email protected]).

Рассмотрим подробнее каждое из этих положений.

1. Рассмотрение христианского вероучения через призму исторического процесса.

Кардинал Ньюмен одним из первых в католическом богословии начал рассматривать исторический процесс в применении к богословию.

Он мыслил таким образом: если христианство существует в постоянно изменяющейся истории, то обязательно должны происходить изменения и в его вероучении. Ведь христианство, являясь универсальной религией, постоянно находится в тесных взаимоотношениях с окружающим его миром, поэтому оно не может не изменяться вместе с ним. Другой вопрос — насколько эти изменения законны, ведь нужно сохранить первоначальное Божественное Откровение.

Осознание факта очевидного изменения христианского вероучения пришло к Ньюмену еще при написании одной из первых его работ «Пророческое служение Церкви» (On the Prophetical Office of the Church, 1837) [Newman, 1901]. Однако в этой ранней работе Ньюмен, отметив очевидное наличие изменений в первые века христианства, ограничил законность этих изменений только этими первыми веками — временем, когда были проведены главные христианские Соборы, где в постоянных дискуссиях выяснялись основополагающие христианские доктрины и были приняты главные догматические определения. В более поздней своей работе «Эссе о развитии христианского вероучения» (An Essay on the Development of Christian Doctrine, 1845) [Newman, 1909] Ньюмен уже не ограничивает возможность изменения христианского вероучения первыми веками и вообще временными рамками, он делает попытку выяснить, какие существуют причины изменения христианского вероучения и какие могут быть границы изменений христианского вероучения, границы, в которых оно все еще сохраняло бы свою целостность.

2. Изначальная полнота Откровения.

Самый важный вопрос, который определяет отношение к возможности развития христианского вероучения, — вопрос об изначальной полноте или неполноте Божественного Откровения. Д. Г. Ньюмен полагает, что если к Священному Писанию предъявляется требование полноты, вопрос сводится к одному: есть ли ущербность в первоначальном вероучении христианства, или же оно является цельным растущим зачатком, есть или нет вероятность развития вероучения? [Newman, 1909, p. 1, c. 2, s. 1]

Здесь он вступает в полемику с протестантами, которые постоянно предъявляли к католичеству претензии, упрекая его, с одной стороны, якобы в «неизменности» (immutability) и закостенелости, с другой стороны, в «искажении» (corruption) первоначальной христианской доктрины.

Кардинал Ньюмен считает заранее определенным фактом ожидать от христианства его изначальной осуществленности [Newman, 1909, p. 1, c. 2, s. 1].

Он сравнивает эту изначальную полноту с зачатком (inchoateness) будущего дерева: дерево может вырасти, но не может стать другим деревом и другим растением. Он утверждает, что изменение представлений не является случайным, т. к. если первых получателей Откровения посетило вдохновение о некоторых представлениях, подобно тому как Божественный закон воздействует на растения и сеянцы вначале, то затем произошло созревание представлений, вступление их в полную силу. Прошло много времени, и получатели Откровения уже перестали быть вдохновленными, но через этих получателей обнаруженные представления спустились вниз, сначала неопределенно и в целом, хотя в духе и истине, а затем, впоследствии, они были усовершенствованы посредством их развития [Newman, 1909, p. 1, c. 2, s. 1].

Итак, Д. Г. Ньюмен приходит к выводу, что не говорят, что была дана сначала одна истина, а затем другая, но вся истина или большая ее часть была дана изначально, но только в зачатке или в миниатюре, затем истина уточнялась и совершенствовалась в своих частях в направлении развития Откровения. Таким образом, Божественное Откровение изначально было дано Богом и получено человечеством в абсолютной полноте и целостности.

3. Божественное Откровение и его восприятие индивидуумом.

Д. Г. Ньюмен определил разницу между данным Богом и воспринятым индивидуумом Божественным Откровением. Он считал, что Божественное Откровение, изначально полное и целостное, может восприниматься индивидуумом только частично, в соответствии с его личными духовными возможностями. И такая ситуация касается не только пророков и апостолов, воспринимавших Откровение при непосредственном общении с Богом, но и любого человека, имеющего дело с какими-либо богодухно-венными текстами. Ньюмен говорит, что богодухновенные тексты изначально несут определенную миссию, но идеи приходят к пишущему и читающему их человеку из его собственного восприятия Откровения, а не из богодухновенного текста как такового [Newman, 1909, p. 1, c. 2, s. 1].

Такое индивидуальное (частичное) восприятие Откровения кардинал Ньюмен считает главной причиной споров, которые всегда возникали при обсуждении какой-либо христианской доктрины, не говоря уже о том, какие споры могут возникать, если эта доктрина будет развиваться.

Тем не менее, несмотря на частичное восприятие Откровения человеком, Д. Г. Ньюмен настаивает, что Божественное Откровение изначально дано в полноте. Как это может осуществиться на практике? Необходим некий непогрешимый авторитет (Infallible Authority), чтобы Откровение сохранять. Рассуждая о возможности существования такого авторитета, Ньюмен сначала приходит к выводу, что таким непогрешимым авторитетом не может быть никакой индивидуум — в силу неполноты его восприятия.

Далее он рассматривает возможность Священному Писанию (Евангелию или же Библии) быть таким непогрешимым авторитетом, ведь таковым считают его протестанты, и приходит к выводу, что Священное Писание не может быть непогрешимым авторитетом, т. к. прочтение Евангелия или Библии может приводить к разным толкованиям. Он считает, что Священное Писание не может быть полностью понятым и его содержание не может быть полностью каталогизировано, потому что даже после всех стараний людей оно остается «неведомой и неподчиненной землей, с высотами и долинами, лесами и потоками... полное скрытых чудес и отборных сокровищ» [Newman, 1909, p. 1, c. 2, s. 1].

В конце концов кардинал Ньюмен приходит к выводу, что таким непогрешимым авторитетом может быть только Церковь, состоящая из многих индивидуумов, осмысливающих Божественное Откровение совместно, когда неполнота восприятия одного индивидуума восполняется восприятием других индивидуумов.

4. Изначальная полнота возвещаемой Церковью истины.

Изначально данная полнота Божественного Откровения возвещалась Церковью целиком с самого начала. Ньюмен утверждает, что уже апостолы несли миру всю полноту истины, данной Христом, полученной ими в день Пятидесятницы, как это подтверждается словами апостола Павла: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор 11:2).

Таким образом, Ньюмен утверждает, что, несмотря на то, что вероучение как таковое, описанное в книгах, и даже канон Нового Завета появились не с самого начала существования христианства, а гораздо позже, христианство даже до его письменного оформления, обоснования основных доктрин, таинств и обрядов уже существовало как цельная доктрина и достаточно долгое время.

Подходы к исследованию христианства, предложенные Д. Г. Ньюменом, нельзя недооценивать. До их появления в дискуссиях католиков с протестантами существовали практически неразрешимые вопросы. Например, само признание католиками, что существует историческое развитие христианского вероучения, уже снимало протестантскую претензию к католичеству о его «неизменности» и «закостенелости»; утверждение изначальной полноты Божественного Откровения и изначально полного возвещения Церковью истины превращало в ничто протестантский аргумент

о Евангелии как непогрешимом авторитете, ведь Евангелие появилось не с самого начала существования христианства; утверждение о разнице между Божественным Откровением и его неполном, зависящем от личных духовных возможностей восприятии отдельным индивидуумом практически уничтожало протестантский аргумент о приоритете личного суждения в толковании Евангелия.

Таким образом, даже исходя из этих примеров, можно сделать вывод, что предложенные кардиналом Ньюменом подходы к исследованию христианства и христианского вероучения оказали огромное влияние как на дальнейшее развитие католического вероучения, задав ему новое перспективное направление, так и на дальнейшее развитие взаимоотношений между Католической Церковью и Протестантскими Церквами.

После выяснения, что христианское вероучение, собственно, развивается, определения подходов к его развитию главным вопросом для Д. Г. Ньюмена становится вопрос о том, как отличить развитие христианского вероучения от его искажения.

Протестанты обычно обвиняют католиков в искажении первоначального вероучения, полученного через Божественное Откровение Христа. Эти искажения, по их мнению, касаются двух обстоятельств: во-первых, вероучения как такового, в которое, в сравнении, например, с вероучением, сформированным во время древних христианских Соборов, католики внесли изменения, во-вторых, нравственного поведения католиков, особенно духовенства. Кардинал Ньюмен принял во внимание оба эти обстоятельства.

Что касается нравственного поведения католиков, Ньюмен, не заостряя внимания на конкретных фактах несоответствующего поведения, обращает внимание, что существует особое нравственное поведение апостолов, пророков и святых, т. е. людей, «подобных доминиканскому проповеднику или иезуитскому миссионеру, или кар-мелитскому монаху... святому Торибио или святому Винсенту Ферреру, или святому Франциску Ксаверию, или святому Альфонсо Лигуори, в отличие от любых индивидуумов или любых типов людей, которые могут быть найдены в других вероисповеданиях» [Newman, 1909, p. 1, c. 3, s. 1].

Д. Г. Ньюмен считал, что такое особое нравственное поведение соответствует вероучению Христа, что оно повторялось и повторяется в Католической Церкви, что свидетельствует о том, что христианская доктрина жива и является действующей.

Что касается собственно христианского вероучения, Д. Г. Ньюмен рассуждает и доказывает, что в христианском вероучении произошли изменения, и эти изменения законны и не являются искажениями изначальной христианской доктрины.

Доказывая это положение, кардинал Ньюмен приводит много примеров. Первый пример — о уже упомянутом каноне Священного Писания, который был определен на Соборах в IV и V вв., но христианская истина существовала в Церкви с самого начала, хотя точное внешнее определение ее произошло позже, когда это стало жизненно необходимым. Другой пример, доказывающий неискаженность католического вероучения, который приводит Ньюмен, — определение понятия о первородном грехе, которое происходило постепенно, и у свв. отцов I—II вв. не встречается. Далее он говорит о постепенности установления практически всех значимых понятий христианского вероучения: единосущия, Троицы и т. д.

Ньюмен упоминает также о постепенности установления многих правил, существующих в Церкви и поныне, приводя в пример крещение детей, которое является более поздним правилом Церкви. Необходимость совершения этого таинства для приобщения детей к христианскому сообществу, не только земному, но и небесному, осознали только свв. отцы IV-V вв., до этого времени крещение младенцев не было обязательным, и даже многие христианские святые, как, например, святой Иероним, приняли Крещение, уже будучи взрослыми людьми [Newman, 1909, p. 1, c. 3, s. 1].

Что касается канона Священного Писания, установления понятия о первородном грехе и других понятий традиционного христианского вероучения на Вселенских Соборах, а также указанных церковных правил, Православная Церковь тоже обычно придерживается подобных установлений.

Однако также кардинал Ньюмен, как католик, не считает искажением христианского вероучения изменение формы главного христианского таинства, Св. Причастия, в XV в. на Соборе в Констанце: христиане-католики стали принимать Св. Причастие под видом хлеба, а раньше принимали его под видом хлеба и вина, но под видом хлеба и вина и поныне принимают Св. Причастие христиане Православной Церкви. Кардинал Ньюмен долго исследует этот вопрос, приводя примеры из Священного Писания, потому что, например, в Православной Церкви данное изменение формы таинства Причастия считается недопустимым. Ньюмен, как католик, говорит о возможности причащения Телу и Крови Христа под одним видом (только хлеба или только вина), приводя в пример подобные обычаи Понта, Африки, и Милана, добавляя к ним также обычаи Испании, Сирии и Египта более поздних времен, когда акефалы, не имея никаких епископов, хранили хлеб, который их последние священники освятили, и раздавали частицы его каждый год на Пасху для причащения [Newman, 1909, p. 1, c. 4, s. 1]. Поэтому, он говорит, на Соборе в Констанце был сделан вывод, что причащение под любым видом законно, и каждый вид его сопровождается полным даром таинства.

Д. Г. Ньюмен не обходит стороной такие вызывающие споры моменты изменения вероучения в католичестве, как, во-первых, изменение Никео-Константинопольского Символа веры с добавлением в него филиокве, во-вторых, особое почитание в Католической Церкви Богородицы, в-третьих, вопрос об особом достоинстве святых в Католической Церкви, в-четвертых, вопрос о законности верховенства Римского папы, а также и о его непогрешимости.

Что касается добавления филиокве, кардинал Ньюмен воспринимает это как существующую данность безоговорочно, как настоящий католик, не намереваясь обсуждать правомерность или неправомерность его введения, хотя Никео-Константинопольский Символ веры при его принятии на Соборе был провозглашен как не подлежащий дальнейшим изменениям. И действительно, хотя филиокве послужило одной из формальных причин Великой схизмы в Церкви (раскола Западной и Восточной Церквей), еще прп. Максим Исповедник говорил о возможности урегулировать этот вопрос без потерь для обеих сторон [Ларше, 2004].

Что касается вопроса о законности верховенства Римского папы и его непогрешимости, то Ньюмен сначала достаточно легко и на многих примерах доказывает, что Римский папа как принцип, объединяющий Церковь, сыграл огромную роль в Католической Церкви, особенно во времена падения Западной Римской империи. Однако в том, что касается непогрешимости Римского папы, Ньюмен поднимает вопрос о наличии или отсутствии в Ранней Церкви существования предпосылок для папской непогрешимости и приходит к выводу, что данный вопрос все еще нуждается в дальнейшем изучении [Newman, 1909, p. 1, c. 4, s. 1].

Что касается особого почитания в Католической Церкви Богородицы (Theotokos), Благословенной Девы (Blessed Virgin), кардинал Ньюмен полагает, что Ее культ сложился в Католической Церкви в несколько этапов.

Во-первых, благодаря мнению отцов Церкви, титул Богородицы или Матери Бога был знаком христианам с первых времен существования христианства и был использован разными авторами: Оригеном, Евсевием, св. Александром, св. Афанасием, св. Амвросием, св. Григорием Назианзином, св. Григорием Нисским и св. Нилом. Она была названа Приснодевой такими авторами, как св. Епифаний, свв. Иероним и Дидим. Другими авторами она названа «Матерью всех живущих», потому что является антиподом Евы [Newman, 1909, p. 1, c. 4, s. 1].

Во-вторых, Ее культ сложился благодаря Эфесскому Собору, который определил, что Благословенная Дева является Матерью Бога, защитив ортодоксальное учение от ереси несторианства.

В-третьих, культ Богородицы сложился и продолжал удерживаться на высоком уровне благодаря длительному противостоянию признанным еретическими мнениям о Богородице несториан, ариан, монофизитов, а позднее — протестантов, которые

приняли вновь многие из отвергнутых Церковью еретических мнений о святой Марии, и прежде всего несторианское мнение о том, что Богородица — обычная женщина.

Нужно заметить здесь, однако, что в Православной Церкви католический культ Богородицы считается чрезмерным, так как католики приписывают Ей, как Христу, сверхъестественное рождение, но протестантское отношение к Богородице в православии считается также еретическим (несторианским) [Михалицын, 2014].

Таким образом, кардинал Ньюмен показывает, что в христианском вероучении произошли изменения во многих областях, и эти изменения законны и не являются искажениями первоначальной христианской доктрины, данной через Божественное Откровение.

Однако не всегда изменения, происходящие в христианстве и христианском вероучении, являются законными. Д. Г. Ньюмен ставит перед собой задачу выяснить, когда изменения в христианском вероучении могут приводить к его искажению. Он говорит, что нет искажения, если сохраняются один и тот же образец, одни и те же принципы, одна и та же организация, если с самого начала предвосхищаются последующие фазы развития и более поздним явлениям предшествуют и содействуют более ранние, если имеет силу ассимиляция и возрождение, и какое-либо изменение происходит в соответствии с логикой от начала и до конца [Newman, 1909, p. 2, c. 5].

Ньюмен выделяет семь признаков (notes) истинного развития христианской доктрины, отличающих его от искажения (corruption):

1) Сохранение его образца (Preservation of its Type)

Для объяснения этого признака Ньюмен использует аналогию из природы. Он говорит, что сохранение образца подобно физическому росту, который является таким, что части и пропорции развивающейся формы, изменяясь, соответствуют тем, которые были изначально [Newman, 1909, p. 2, c. 5, s. 1].

2) Преемственность его принципов (Continuity of its Principles)

Определяя понятие «принцип», Ньюмен замечает, что жизнь доктрин заключается в законе или принципе, который они воплощают [Newman, 1909, p. 2, c. 5, s. 2]. Ньюмен не допускает, что доктрина может начать развиваться по другим принципам, чем были изначально, и если этический принцип определял развитие христианского вероучения, то и в дальнейшем этот принцип должен продолжать определять его развитие.

3) Сила ассимиляции (Assimilative Power)

Ньюмен имеет в виду способность доктрины ассимилировать внешние идеи, при этом вероучение не должно терять свою собственную идентичность. Это связано с требованиями времени, выдвигающего все новые и новые идеи, которые христианское вероучение должно оценивать со своей собственной точки зрения и принимать полностью, принимать частично, как соответствующие изначальному Откровению, или не принимать вообще, как не соответствующие ему.

4) Логическая последовательность (Logical Sequence)

Ньюмен определяет необходимость логической последовательности тем, что любая идея истинно может развиваться только благодаря логике. Он говорит о непрерывном движении, «детерминированном пути доктрины. который отпечатался во всеобщем разуме человечества, и то, чем в конечном счете становится доктрина, — результат того, чем она была вначале» [Newman, 1909, p. 2, c. 5, s. 4].

5) Предвидение его будущего (Anticipation of its Future)

Ньюмен имеет в виду, что каждая идея имеет определенную перспективу развития и поэтому становится возможным некоторое предвидение развития доктрины уже на ранних этапах ее существования: «примеры развития, которое началось даже неопределенно и изолированно, могут встречаться с самого начала, хотя необходимо время, чтобы привести их к совершенству» [Newman, 1909, p. 2, c. 5, s. 5].

6) Консервативное отношение к его прошлому (Conservative Action on its Past)

Определяя этот принцип, Ньюмен замечает, что всякая чрезмерность не просто

вредна, но приводит к искажению идеи. Он говорит, что добродетель лежит посредине между двумя пороками: «Есть предел человеческого знания, и как посвященные, так и непосвященные авторы свидетельствуют, что чрезмерная мудрость есть глупость» [Newman, 1909, p. 2, c. 5, s. 6].

Поэтому необходимость консерватизма, очевидно, определяется желанием избежать какой бы то ни было чрезмерности и, таким образом, избежать искажения вероучения.

7) Постоянная законность (Chronic Vigour)

Д. Г. Ньюмен утверждает, что искажение идеи — процесс, протекающий достаточно быстро, поэтому чтобы убедиться в подлинности идеи, необходимо проверить ее временем. Если какая-либо доктрина существует достаточно долгое время, это с большой вероятностью может подтверждать, что эта доктрина истинна. Ньюмен упоминает многие ереси (арианство, пелагианство и др.), которые существовали относительно недолго. Однако этот критерий не может быть истинным сам по себе, так как некоторые еретические идеи могут быть достаточно устойчивыми и существовать долгое и очень долгое время.

В связи с этим Ньюмен отмечает, что перечисленные признаки истинного развития христианского вероучения не могут использоваться по одному для определения истинности какой-либо христианской доктрины. Указанные отличительные признаки могут использоваться для определения истинного развития только все вместе.

Таким образом, происходящие в христианском вероучении в целом и в отдельных его доктринах изменения могут являться истинным и законным его развитием или искажением; решение об истинности развития той или иной доктрины или ее искажении обычно не принимается кем-либо единолично, даже папой, но оно принимается совместно на Соборах; нет одного-единственного признака истинности доктрины, существует комплекс признаков, по которым та или иная доктрина может быть признана истинной или ложной.

Главные догматические определения христианства, созданные в первые века его существования на Вселенских Соборах, кардинал Ньюмен не подвергает сомнению. Он не сомневается даже в тех из них, которые вызывают споры и, как считается, являются причиной Великой схизмы (речь идет о филиокве), но лишь объясняет смысл их появления.

В проповеди «Теория развития религиозной доктрины» (The Theory of Developments in Religious Doctrine) [Newman, 1843] Ньюмен, рассуждая о Божественном Откровении и его человеческом восприятии, а именно об осмыслении Божественного Откровения отцами Церкви при создании ими догматических определений, вводит понятия имплицитного (implicit) восприятия и эксплицитного (explicit) установления.

Имплицитное (внутреннее, подразумеваемое, безусловное) восприятие — это восприятие опытное, причем речь в данном случае идет о личном духовном опыте человека.

Эксплицитное (внешнее, высказанное, определенное) установление — это осмысление внутреннего духовного опыта человека и вербальное его выражение.

Д. Г. Ньюмен говорит о том, что Божественное Откровение отпечатывается в умах многих людей, воспринимаясь ими имплицитно, т. е. в их собственном духовном опыте, и даже не имеет словесного выражения. Далее начинается процесс его эксплицитного выражения, т. е. внутренний личный духовный опыт начинает облекаться в слова. Так создавались отцами Церкви догматические определения. Причем из-за недостаточной целостности в духовном восприятии Божественного Откровения отдельным человеком догматические определения как вербальное выражение Божественного Откровения рождались в ожесточенных спорах, которыми характеризовались Соборы древней Церкви.

Необходимо отметить, что кардинал Ньюмен, таким образом, подчеркивает важность личного духовного опыта человека именно в имплицитном его выражении.

Если вспомнить в данном случае протестантский принцип личного суждения в интерпретации Священного Писания, то получается, что кардинал Ньюмен (и католичество, таким образом) делает опору на имплицитное восприятие человека, не выражаемый словами духовный опыт, а протестантизм делает опору на эксплицитные установления человека, т. е. на слова. И тогда становится понятным, почему протестантизм не только все сильнее спорит, но и все больше дробится. Имплицитное восприятие объединяет верующих, а эксплицитные установления — разъединяют их. Божественное Откровение, данное целиком раз и навсегда, тем не менее, будет развиваться, так как каждое человеческое сознание, которое имплицитно к нему приобщается и его отражает, будет понимать его и эксплицитно выражать в соответствии с требованиями определенного времени и места.

Таким образом, можно сделать вывод, что имплицитное восприятие — основа, объединяющая верующих в одну Церковь, основа, на которой через эксплицитные установления строится вся догматика Церкви.

Часто говорят, что «Ньюмен понимал догматическое развитие в очень широком смысле и предлагал разные трактовки этого понятия» [Прав. энц., 359], но, пожалуй, здесь возможно говорить лишь о его постоянном поиске в этом направлении, ведь он исправлял даже уже изданные свои книги при их новом переиздании. Ньюмен говорил о продолжении Откровения, но не о появлении качественно нового Откровения, а об осмыслении уже явленного целостного Откровения. Он считает, нет никакой причины предполагать, что есть огромное различие между первым поколением христиан и нынешним, что первые христиане имели непогрешимое руководство жизнью, а нынешние христиане не имеют [Newman, 1909, p. 1, c. 2, s. 2].

В «Эссе о развитии христианского вероучения» Д. Г. Ньюмен прилагает все установленные им семь отличительных признаков истинного развития к католической доктрине и приходит к выводу, что, несмотря ни на какие ошибки и искажения, присутствовавшие в истории Католической Церкви, сама католическая доктрина осталась неповрежденной и является продолжением, развитием Божественного Откровения в определенных условиях существования Католической Церкви. Он говорит, что католическая доктрина, бесспорно, есть историческое продолжение религиозной системы, которая носила название католической в восемнадцатом столетии, в семнадцатом, в шестнадцатом, и так далее в каждом предыдущем столетии, до самого начала христианства; бесспорно, она есть преемница, представительница, наследница религии свв. Киприана, Василия, Амвросия и Августина [Newman, 1909, p. 1, c. 5].

Причиной изменений, произошедших в вероучении Церкви, кроме процесса эксплификации первоначально имплицитного Откровения (внутренняя причина изменений вероучения), согласно Д. Г. Ньюмену, могут являться также самые разнообразные внешние для вероучения обстоятельства (внешняя причина). Например, он пишет, что поскольку ожидание Второго Пришествия и Дня Суда затянулось на долгое время, «явленное слово стало развиваться. Когда многие народы были обращены в христианство и соблазны были в изобилии, Церковь рассматривалась, с одной стороны, как светское учреждение, с другой — как корректирующая система. <...> Тогда и появилась доктрина епитимьи, как дополнения крещения, и доктрина чистилища, как объяснения промежуточного состояния» [Newman, 1909, p. 1, c. 2, s. 1]. Так внешняя причина может оказать большое влияние на вероучение.

Таким образом, можно сделать определенные выводы:

1. Наличие развития традиционного христианского вероучения — доказанный Д. Г. Ньюменом факт; он определил подходы к догматическому развитию вероучения, определил его основные признаки и приложил эти признаки к католической доктрине; по его мнению, развитие христианской доктрины продолжается и будет продолжаться далее, если появятся новые обстоятельства, требующие нового обращения

к истокам и осмысления первоначально переданного Христом и полученного сообществом христиан божественного откровения [Newman, 1909, p. 1, c. 2, s. 1].

2. Взгляды кардинала Ньюмена на развитие христианского вероучения оказали огромное влияние не только на католическое, но на все западное и восточное богословие, в том числе и на протестантизм, и на развитие богословия Русской Православной Церкви. Модернизация в католичестве в ХХ в. [Мчедлов, 1970, 224-268] во многом обусловлена опорой на идеи теории догматического развития кардинала Ньюмена. Его считают одним из предшественников обновления и модернизации католицизма на II Ватиканском Соборе (1962-1965) [Григулевич, 1981, 281-311].

3. В настоящее время теория развития вероучения Д. Г. Ньюмена воспринята официальным учением Католической Церкви, авторитет Ньюмена практически приравнивается католическими богословами к авторитету отцов Церкви. Это подкрепляется также и тем, что 1991г. кардинал Ньюмен был прославлен как преподобный, а в 2010 г. он был причислен к лику блаженных.

4. Теория догматического развития кардинала Ньюмена имеет достаточное количество расхождений с православным вероучением. В православном богословии в настоящий момент нет официально принятой Церковью теории догматического развития христианского вероучения. Теорию догматического развития разрабатывали только некоторые православные философы, в частности В. С. Соловьев, к которому в Русской Православной Церкви отношение неоднозначное. Православные авторы обычно отмечают, что теория догматического развития В. С. Соловьева неприемлема для православного богословия. Однако некоторые из признанных Православной Церковью авторитетными авторов, например архим. Алипий (Кастальский-Бороздин) и архим. Исаия (Белов), прямо указывают на возможность догматического развития православного вероучения: «И, вместе с тем, в Церкви продолжается развитие догматической науки в смысле все более точного выражения в слове познанной Истины. Возможно и в дальнейшем появление новых, более совершенных разработок по отдельным вопросам вероучения или целых догматических систем» [Кастальский-Бороздин, Белов, 2005, 30].

Источники и литература

1. Григулевич (1981) — Григулевич И.Р. Папство. Век XX. М.: Политиздат, 1981. 532 с.

2. Кастальский-Бороздин, Белов (2005) — Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. 288 с.

3. Ларше (2004) — Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. 272 с.

4. Михалицын (2014) — МихалицынП.Е. Почитание Пресвятой Богородицы. М.: Клуб семейного досуга, 2014. 96 с.

5. Мчедлов (1970) — Мчедлов М.П. Католицизм. М.: Политиздат, 1970. 271 с.

6. Прав. энц. — Православная энциклопедия: в 30 т. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. Т. 15. 754 с.

7. Newman (1843) — Newman J.H. The Theory of Development in Religious Doctrine. Sermon 15. 1843. URL: http://www.newmanreader.org/works/oxford/sermon15.html/ (дата обращения 07.10.2015).

8. Newman (1901) — Newman J.H. On the Prophetical Office of the Church. 1901. URL: http:// www.newmanreader.org/works/viamedia/volume1/index.html/ (дата обращения 07.10.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Newman (1908) — Newman J. H. Arians of the Fourth Century, 1908. URL: http://www. newmanreader.org/works/arians/index.html/ (дата обращения 07.10.2015).

10. Newman (1909) — NewmanJ.H. An Essay on the Development of Christian Doctrine. 1909. URL: http://www.newmanreader.org/works/development/index.html/ (дата обращения 07.10.2015).

Svetlana Malimonova. The Theory of Development in Christian Doctrine of J. H. Newman.

Abstract: The article deals with the theory of the development of Christian dogma, for the first time for traditional Christianity formulated by the Catholic philosopher and theologian, Cardinal John Henry Newman. This theory, as well as the name of its author, is still little known in Russia, despite the enormous influence that it had on the development of Catholic, as well as Protestant, and Orthodox theology and religious philosophy of the twentieth century. Newman viewed the Christian doctrine as originally integral and complete, but changing in history. He distinguished the divine revelation as such and its perception by a separate individual. Newman explained the legality of the changes that occurred in the Catholic dogma: the question of the Filioque, the doctrine of purgatory, the question of the special veneration of the Virgin Mary, the question of the legality of the supremacy of the pope, and others. Newman selects seven notes of the true developments of the Christian doctrine, distinguishing it from corruption. The article is written on the basis of the author's translation of the works of D. G. Newman.

Keywords: Christianity, reformationism, development of Christian Doctrine, Divine Revelation, explicit reception, explicit statement, notes of true developments, corruption of the Christian dogma, the recipient of Revelation.

Svetlana Alekseyevna Malimonova — Postgraduate Student of the Department of Religious Studies at the IPSS at the Ural Federal University, Lecturer of the Medical College of the Ural State University of Railway Transport ([email protected]).

Sources and References

1. Grigulevich (1981) — Grigulevichl.R. Papstvo. Vek XX [Papacy. Century XX]. Moscow: Politizdat, 1981, 532 p. (In Russian).

2. Kastal'skiy-Borozdin, Belov (2005) — Alipiy (Kastal'skiy-Borozdin), archimandrite, Isaiya (Belov), archimandrite. Dogmaticheskoye bogosloviye: Kurs lektsiy [Dogmatic theology: The course of lectures]. Moscow: Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra Publ., 2005, 288p. (In Russian).

3. Larshe (2004) — Larchet J.-C. Prepodobnyy Maksim Ispovednik — posrednik mezhdu Vostokom i Zapadom [St. Maximus the Confessor as the mediator between East and West]. Moscow: Sretenskiy monastyr' Publ., 2004, 272 p. (Russian translation).

4. Mikhalitsyn (2014) — Mikhalitsyn P. E. Pochitaniye Presvyatoy Bogoroditsy [Veneration of the Most Holy Theotokos]. M.: Klub semeynogo dosuga,2014, 96 p. (In Russian).

5. Mchedlov (2007) — MchedlovM.P. Katolitsizm [Catholicism]. Moscow: Politizdat, 1970, 271 p. (In Russian).

6. Prav. ents. — Pravoslavnaya entsiklopediya: v 30 t. [Orthodox Encyclopedia: in 30 vols.]. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr «Pravoslavnaya entsiklopediya», 2007, vol. 15, 754 p. (In Russian).

7. Newman (1843) — NewmanJ.H. The Theory of Development in Religious Doctrine. Sermon 15. 1843. Available at: http://www.newmanreader.org/works/oxford/sermon15.html/ (accessed: 07.10.2015).

8. Newman (1901) — Newman J. H. On the Prophetical Office of the Church, 1901. Available at: http://www.newmanreader.org/works/viamedia/volume1/index.html/ (accessed: 07.10.2015).

9. Newman (1908) — NewmanJ.H. Arians of the Fourth Century, 1908. Available at: http:// www.newmanreader.org/works/arians/index.html/ (accessed: 07.10.2015).

10. Newman (1909) — NewmanJ.H. An Essay on the Development of Christian Doctrine, 1909. Available at: http://www.newmanreader.org/works/development/index.html/ (accessed: 07.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.