Научная статья на тему 'Теория рационального выбора как инструмент развития идеологии обязательного медицинского страхования'

Теория рационального выбора как инструмент развития идеологии обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / СТРАХОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ПАЦИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Наталья Леонидовна

Представлены основания теории рационального выбора как идеологии практики обязательного медицинского страхования. Рассмотрены возможности рационального выбора пациентами страховых медицинских организаций и медицинских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the foundation of rational choice theory as an ideology of the practice of obligatory medical insurance. The possibility of rational choice, patient medical insurance companies and medical institutions was explored.

Текст научной работы на тему «Теория рационального выбора как инструмент развития идеологии обязательного медицинского страхования»

что предметом их изучения является мирное независимых государств, осознающих свою и технологически обоснованное объединение взаимозависимость, в единую систему [10].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кант, И. Метафизика нравов [Текст]. В 2 ч. / И. Кант; пер. с нем., примеч. С.Я. Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна. — М.: Мир книги, 2007. — 400 с.

2. Machlup, F. A History of Thought on Economic Integration [Text]/ F. Machlup. — L.; Basingstoke: Macmillan, 1977.— Vol. XI. — 323 p.

3. Овчаренко, Н.Е. Модели современных интеграционных процессов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/intpr.shtml (дата обращения 13.03.2006).

4. Стержнева, М. Интеграция и вовлечение как инструменты глобального управления [Текст] / М. Стержнева // Междунар. процессы. — 2005. —Т. 3, № 1 (7). — Январь — апрель.

5. Политология [Текст]: энцикл. слов. /общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. — М., 1993.

6. Шишков, Ю.В. Формирование европейского экономического пространства [Текст] / Ю.В. Шишков// Заглядывая в XXI век: ЕС и СНГ - M., 1998.

7. Dougherty, J. Contending Theories ofInternational Relations. A Comprehensive Survey [Text]/ J. Dougherty, R.L. Pfaltzgraff. - N.Y., 1990.

8. Rosamond, B. Theories of European Integration [Text] / B. Rosamond. - L., 2000.

9. Wallace, W. The Dynamics ofEuropean Integration [Text] / W Wallace. - L., 1990.

10. Бугров, Р.В. Интеграция в теории международных отношений: обзор современных подходов. [Электронный ресурс] / Р.В. Бугров. - Режим доступа: http://www.unn.ru/rus/fmo/Archive/books/posobiy/ Integrationtheoriesrevision.doc.

УДК 316.1

Н.Л. Антонова

ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИДЕОЛОГИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

В современном российском обществе обязательное медицинское страхование (ОМС) — один из видов социальной практики, направленный на формирование защитного поля в сфере медицинского обслуживания населения, позволяющего увеличить доступность медицинских услуг, выравнять стартовые возможности при их получении, способствуя снижению социальной напряженности и конфликтности.

Свою легитимацию практика получила в начале 1990-х годов с принятием Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». В процессе ее 20-летнего функционирования определились проблемные зоны, которые пытается снять новый Закон РФ «Об обязательном медицинском страховании», вступивший в силу 1 января 2011 года. Однако нормативно-правовая база не решает ряд проблем, заклю-

ченных в идеологии практики ОМС. Речь идет о создании условий для реализации права выбора пациентами, застрахованными в ОМС, медицинского учреждения и страховой медицинской организации, закрепленного в законе.

Сегодня акторы практики при получении медицинской помощи не используют предоставленную государством возможность выбора. К числу причин подобной ситуации можно отнести следующие:

♦отсутствие доступной информации и, возможно, нежелание пациента искать ее;

♦ патерналистские ориентации населения в сфере собственного здоровья, перекладывание заботы о нем на систему здравоохранения;

♦ снятие ответственности пациента за выбор исполнителя медицинских услуг и страховщика, делегирование данного выбора страхователю и

использование территориального принципа оказания медицинской помощи. ОМС по-прежнему рассматривается только как финансовый механизм перераспределения средств.

Теория рационального выбора в такой ситуации становится инструментальным решением данного вопроса. Идеологическое закрепление основных идей и постулатов теории должно найти выражение в государственной политике через создание реальных, а не декларируемых условий ее реализации.

Остановимся на характеристиках теории рационального выбора, которые станут основными при определении идеологии рационального выбора в практике ОМС. Соглашаясь с позицией Р. Швери, выделяющим такие ее особенности, как ограниченность, субъективность, индивидуальность [4], раскроем и дополним их собственными представлениями.

Выбор мы рассматриваем сквозь призму не только ограниченности полноты информации и доступа к ней (Г. Саймон), но и иных ограничений. К их числу отнесем следующие:

• информационные ограничения (полагаем, что индивиды и группы выбирают лучшую альтернативу среди тех, о которых имеется информация);

• нормативные ограничения (выбор осуществляется в пределах социальных норм, характерных для данной общественной системы);

• ограничения социальной среды (контекста) (индивид или группа не могут выбрать вариант, не предусмотренный социальной средой. Например, выбор страховой медицинской организации ограничен существующими предложениями в конкретном регионе);

• ограничения ресурсов, имеющихся в наличии у акторов (они соотносят свои ресурсы с вариантами, предлагаемыми социальной средой, и выбирают наилучшую альтернативу, что свидетельствует и о субъективности выбора).

Ограниченность выбора дополняется такими характеристиками, как субъективность и индивидуальные психофизические особенности. Одна и та же альтернатива может рассматриваться одними акторами как рациональная, а другими — как нерациональная. На выбор оказывают влияние предшествующий опыт, стереотипы, господствующие в социуме, особенности эмоционального состояния, опреде-

ленный набор личностных качеств, черты характера, диспозиции.

Действия акторов можно попытаться структурировать, т. е. выйти на процессуальность процедуры выбора. Актор формирует представление о благе как цели, собирает и систематизирует информацию, в том числе полученную из случайных источников, причем часть предлагаемых альтернатив не рассматривается в силу индивидуальных особенностей представлений, оценок, и осуществляет выбор наиболее удовлетворяющего его варианта.

Решение вопроса о рациональном выборе в практике ОМС следует начать с информационного насыщения пациентов о страховых медицинских организациях и медицинских учреждениях, включенных в практику ОМС и работающих на конкретной территории. Население не располагает объективными данными о деятельности поликлиник, стационаров, врачей, о качестве тех услуг, которые предоставляются пациентам. Доступность подобной информации должна стать приоритетной в работе Территориальных фондов ОМС, Министерства здравоохранения и Управления здравоохранения муниципальных образований. Пациентам нужны данные не только в виде перечня страховщиков и медицинских учреждений, но и фактические материалы, характеризующие их деятельность и позволяющие сравнить интересующие варианты с альтернативными, представленными на рынке ОМС. Мы понимаем сложность процедуры создания новой информационной среды, но только в этом случае пациент будет активным участником практики ОМС, а не пассивным объектом страховых и медицинских манипуляций. Пациент, таким образом, возьмет на себя ответственность за выбор и его последствия.

Страховщикам в этом случае придется конкурировать в борьбе за пациентов, что в свою очередь будет способствовать их функционированию как реальных покупателей медицинских услуг для своих застрахованных. Такой подход актуализирует конкуренцию среди страховщиков, и они «повернутся лицом» к пациентам с их проблемами и вопросами в области медицинской помощи и защиты прав. Кроме того, в борьбе за пациента страховщик, наряду с программой ОМС, может предлагать и иные

страховые пакеты, расширяя объем и виды медицинских услуг, что станет фактором, повышающим его конкурентные преимущества и привлекательность для застрахованных.

Интерес исполнителей медицинских услуг заключен в реализации принципа капитации, суть которого в распределении «средств, когда фонды, предназначенные для покрытия расходов на определенные услуги в течение определенного периода времени, "привязываются" к каждому отдельно взятому абоненту "плана"» [2, с. 277]. В поле функционирования российской практики ОМС принцип капитации выражается в тезисе «деньги следуют за пациентом». В обобщенном виде это означает: чем больше медицинских услуг окажет поликлиника или стационар, тем больше денег получит за каждого пролеченного пациента.

Стоимость пакета медицинских услуг может быть различной для каждого пациента. Если в Испании каждому гражданину полагается одна и та же сумма при получении медицинского обслуживания, то в других европейских странах используются схемы, учитывающие целый спектр различного рода рисков. Н. Райс и П.К. Смит [2] на основе сравнительного анализа исследовали двадцать схем подушевого финансирования медицинской помощи в европейских странах и пришли к выводу об использовании показателя потребности в медицинских услуг различных социальных групп при расчете стоимости пакета медицинского обслуживания. К числу факторов, влияющих на потребность пациента в медобслуживании, относятся возраст, пол, статус занятости и нетрудоспособности, заболеваемость и др. Разработанные в разных странах матрицы позволяют спрогнозировать стоимость оказания медицинской помощи различным категориям пациентов и на этой основе определить подушевое финансирование. В таких сложных схемах есть ряд недостатков. Один из них заключается в том, что исполнителю и страховщику «выгодны» здоровые пациенты, получающие минимум медицинской помощи или вообще не обращающиеся за ней, и абсолютно не интересны с экономической точки зрения пациенты, требующие больших финансовых затрат (пожилые и старые пациенты, пациенты с хроническими заболеваниями и пр.).

В любом случае медицинские учреждения при использовании принципа капитации, как с равным распределением стоимости медицинского обслуживания на всех пациентов, так и с дифференцированным подходом, будут вынуждены обращать особое внимание на степень удовлетворенности пациентов от взаимодействия с ними и качество предлагаемых услуг.

Вместе с тем мы предполагаем, что в период становления теории рационального выбора как идеологии практики ОМС выбор пациентов будет основываться на прошлом опыте без учета максимизации полезности. А это значит, что пациенты «по старинке» будут застрахованы в прежней организации, а обслуживание их будет производиться в медицинском учреждении, к которому они и были прикреплены территориально.

Перспективность реализации идей теории рационального выбора в идеологии ОМС видится в формировании стратегии, ориентированной на выздоровление, сохранение и укрепление здоровья: выбор должен осуществляться не ситуативно и не под внешним воздействием со стороны иных акторов практики — страхователей, страховщиков и исполнителей медуслуг, а на основе анализа информации и планирования будущего.

Стратегия развития идеологии рационального выбора в практике ОМС имеет многоуровневую структуру. На первом этапе важным представляется формирование системы показателей, отражающих состояние процедуры выбора страховщика и исполнителя медицинских услуг в практике ОМС. Такая система позволит в дальнейшем проводить мониторинговые исследования практики ОМС, выявляя «болевые точки» и прогнозируя ее дальнейшее функционирование в обществе на основе идеологии рационального выбора.

Вторым этапом может стать разработка на федеральном и региональном уровнях программы, включающей в себя совокупность мер, направленных на повышение значимости идей рационального выбора в практике ОМС. Предпосылки для ее создания, на наш взгляд, уже сформированы. Речь идет о тех концепциях, программах и проектах, которые направлены на повышение ценности здоровья и становление здорового образа жизни как условия само-

реализации и самоутверждения личности, ее успешного функционирования и развития. Во-первых, с 2006 года на территории России реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», предусматривающий повышение доступности медицинских услуг для населения. Во-вторых, работают федеральные и региональные целевые программы, ориентированные на отдельные группы населения или включающие конкретные нозологические формы (группы заболеваний). В-третьих, реализуется программа по формированию здорового образа жизни, в рамках которой с 1 декабря 2009 года было открыто более 500 центров здоровья, в том числе 20 на территории Свердловской области [1]. В-четвертых, разработана Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010—2015 годы (Распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 1563-р). Антитабачная концепция предусматривает запрет на рекламу сигарет, ограничение курения в общественных местах (школы, университеты, больницы и пр.) и другие мероприятия. В-пятых, в различных регионах в организационных структурах проводится первичная профилактика заболеваний, включающая такие программы и мероприятия, как

«Здоровая семья», «День здоровья» и т. п.

Представленные выше варианты служат основанием для образования здоровьесберегающего пространства, в котором здоровье станет терминальной ценностью. Полагаем, что результатом такого воздействия на сознание и поведение индивидов и групп будет рост ответственности за состояние здоровья и их дальнейшая ориентация на рациональный выбор страховщика и исполнителя в сфере медицинского облуживания.

Теория рационального выбора, на наш взгляд, неплохо вписывается в российскую неолиберальную политическую систему, которая признает вмешательство государства в рыночные отношения прежде всего для решения вопросов социальной защиты граждан. По мнению Н. Римашевской [3], либеральная политика государства ориентирована на предоставление большей свободы, однако в российских условиях нужны гарантии в виде социальных страховок для граждан как определенного круга благ.

В настоящее время практика ОМС — это гарант государства для всего населения в получении минимального набора медицинских услуг. За пациентом остается право свободного выбора страховщика и исполнителя медицинских услуг на рынке ОМС, и рациональный выбор становится идеологической базой практики как одного из инструментов функционирования социального государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Здоровая Россия. Центры здоровья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.takzdorovo. ru/db/healthcenter/index/?q=&q_category=&page=0 (дата обращения 23.06.2011).

2. Райс, Н. Стратегическое распределение средств и решения по финансированию [Текст]: [пер. с англ.] / Н. Райс, П.К. Смит // Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы / ред. Э. Моссиалос, А. Диксон, Ж. Фигерас, Д. Кутцин. — М.: Весь мир, 2002.

3. Римашевская, Н. Либерализм и социальные гарантии в условиях переходной экономики [Электронный ресурс] / Н. Римашевская. — Режим доступа: http://rusref.nm.ru/indexpub88.htm (дата обращения 23.06.2011).

4. Швери, Р. Теория рационального выбора [Электронный ресурс]: аналит. обзор / Р. Швери // Социол. журн. — 1995. — № 2. — Режим доступа: http://www.socjournal.ru/article/149 (дата обращения 23.06.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.