нила художников различных политических взглядов, сторонников различных философских систем с целью спасения общества и культуры.
Данное состояние породило один из основных смыслов, вокруг которого строились многие художественные произведения того времени, — апокалипсис. Этот смысл позволил объединить вокруг себя и подчинить себе иные смыслы и стал центральным
формообразующим смыслом для многих произведений культуры того времени. Таким образом, мы приходим к тому, что смыслоо-бразующим фактором в картине мире нередко становятся не только мистификация, но и некие универсальные темы, представляющие собой реальную угрозу катастрофы, полного разрушения общества и культуры, одним словом, всего того, что, так или иначе, отражает современный кризис культуры.
Примечания
1. Ильин, И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. Ильин. — М., 1998.
2. Barthelme, D. Unspeakable practices, unnatural act / D. Barthelme. — N.-Y., 1968.
3. Hauman, D. Re-forming the narrative / D. Hauman. — Urbana, 1987.
4. Kristeva, J. La revolution du langage poetique: L'avantgarde a la fin du XIXe siecle: Lautreamont et Mallarme / J. Kristeva. — P., 1976.
5. Liotard, J. Answering question / J. Liotard. — Madison, 1984.
Т ЕОРИЯ «ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО КОНТИНУУМА» С ПОЗИЦИЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ЗНАНИЕВОЙ ПАРАДИГМЫ
А. В. Калянов
Московский государственный университет культуры и искусств
Данная статья посвящена определению значимых для авторской концепции положений о пространстве-времени в аспекте естественнонаучной парадигмы. Современная система образования предполагает интеграцию гуманитарной и естественнонаучной знаниевых парадигм. Ключевые слова: пространственно-временной континуум, естественнонаучная знаниевая парадигма.
This article is devoted to definition of significant provisions for the author's concept about space time in aspect of a natural-science paradigm. The modern education system assumes integration of humanitarian and natural-science znaniyevy paradigms.
Key words: existential continuum, natural-science znaniyevy paradigm.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 17-22 17
В философии образования актуализируется исследование тех онтологических оснований культуры, в которых была бы выражена нелинейность ее развития, многомерность и системный характер, что позволило бы уточнить ее особенности в качестве современной развивающейся целостности. Но решение этой задачи требует развития методологических оснований педагогики.
Бесспорно, за последние три десятилетия в отечественной науке были получены значительные результаты, давшие возможность конкретизировать анализ социально-культурного пространства-времени как открытой сложноорганизованной системы.
Но целостность пространства-времени в них, как правило, рассматривалась либо в синхронном разрезе, схватывающем одновременно компоненты ее пространственных структур, либо в диахронном, и в этом случае исследовался линейно-временной ракурс ее бытия, либо пространственные и временные характеристики бытия культуры рассматривались вне внутренней связи друг с другом, хотя уже сама логика исследования предельно близкого предмета - пространства социального - приводила к включению временного параметра в содержание методологии: «принципиальное отличие пространства как формы общественного бытия от всех иных разновидностей пространства заключается в том, - отмечает В.Г. Виноградский, - что его возникновение и развитие всецело связано с деятельностью общественного субъекта (общества в целом, социальной группы, индивида). Социальное пространство является специфической формой этой деятельности. Его свойства определяются исторически развивающимся способом жизнедеятельности того или иного субъекта» (4, с. 17).
Концепции пространства и времени всегда находятся в определенной зависимости от культуры, основой которой является предметно-чувственная деятельность. Способы этой деятельности определяют способы постижения и освоения объективного мира и его пространственных и временных параметров. Именно культура,
понимаемая как всеобщая технология человеческой деятельности, детерминирует соответствующую данной цивилизации картину мира, в том числе концепцию пространства и времени. Тем не менее, нужно иметь в виду относительный характер своеобразия каждой культуры, так как ее специфичность есть проявление всеобщего в развитии человеческого общества.
Своеобразие концепций пространства и времени проистекает из ориентации человеческой деятельности на те или иные социальные ценности, особенностей восприятия мира представителями той или иной культуры. Идеи пространственно-временного континуума, разработанные в физике, становятся основанием для философских, культурологических и педагогических концепций.
Как отмечают исследователи, «... современный мир все больше раскрывается как способ порождения не только новых типов предметной реальности, но и условий ее формирования, а потому конструирование самых разных проектов получает новый статус, становясь пространством и временем бытия человека. Вследствие этого и адаптация к современности значительно отличается от ее предшествующих форм: человек теперь создает не просто готовые предметы, но такое пространство-время отношений, в котором он постоянно находится внутри инновационных проектов, адаптируясь не столько к внешней, объективно существующей среде, сколько к пространству и времени, которое создает сам. Так, особенностью нового качества создаваемого человеком мира - мира культуры - становится переход к проектированию самого бытия человечества, включая его предельно общие формы - пространство и время, в которых существует сам человек и созданный им мир» (1).
С позиции педагогики, категория «пространство-время» понимается как основа организации целостного педагогического процесса, содействующего стимулированию рефлексивного развития учащейся молодежи в целом и становлению самосознания молодого поколения в част-
ности. Именно под влиянием пространства-времени создаются условия в учреждениях культуры и образования для эффективной творческой самореализации и самоактуализации молодого человека.
Обращение к естественнонаучным теориям в рамках гуманитарных исследований не является на сегодняшний день новаторским явлением. Во-первых, современное естествознание ориентировано на междисциплинарные исследования, характеризующиеся открытостью. Во-вторых, в естествознание внесены принципы развития и историзма, вследствие чего оно отказывается от методов исключительно детерминистского подхода к явлениям природы и включает ценностные факторы в свои концепции.
В то же время естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объективно научного знания, ориентацию на наблюдение и эксперимент, верность принципу утилитаризма. Основным типом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент. Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности.
В естествознании ставятся цели теоретической систематизации объективных знаний о мире на основе определения сущности явлений природы, их законов; раскрытия возможности использования на практике познанных законов, сил и веществ природы; выявления различных форм движения материи в природе (материальных носителей; их взаимосвязей, внутренней структуры и генезиса).
Следование идеалам естественнонаучного познания в науке характеризует позицию самоценности научного знания.
Естественнонаучная парадигма рассматривает мир прежде всего с двух аспектов:
1) предметного, который определяет последовательную связь объектов природы, их развитие;
2) методологического, соответствующего ступеням познания данного предмета.
Развитие представлений о пространстве и времени было определено в геометрии
Евклида, чьи «Начала» рассматриваются как древнейшая ветвь физики. Картина мира Евклида включает в себя представление об однородном и бесконечном пространстве. Евклидова геометрия стала концептуальной основой для определения пространства, на ее базисе была создана классическая механика (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Р. Декарт, Г. Галилей и др.).
И. Ньютон продолжил разработки, начатые в трудах мыслителей античности и эпохи Возрождения. В своей работе «Математические начала натуральной философии» этот ученый описал два типа пространства и времени: абсолютные и относительные (9).
Абсолютное время протекает равномерно. Абсолютное пространство остается всегда одинаковым и неподвижным.
Концепция абсолютного времени парадоксальна:
• рассмотрение течения времени связано с представлением времени как процесса во времени, что нарушает законы логики;
• трудно принять утверждение о равномерном течении времени, так как это предполагает, что существует нечто, контролирующее скорость потока времени.
Смысл выдвинутых Ньютоном понятий абсолютного пространства и времени стал более глубоко раскрываться в последующих логико-математических реконструкциях ньютоновой механики, которые получили своё завершение в аналитической механике У. Гамильтона и др.
Постепенно в классической науке были утверждены положения о связи основных законов сохранения с пространственно-временной симметрией.
Пространственно-временной континуум стал одной из инноваций ХХ века: усложнение объектов науки, осознание их системного характера с необходимостью выдвинули континуальность в число приоритетных методологических принципов исследования непрерывности, связи и взаимопереходов различных фрагментов реальности. Это впервые позволило изучать природу таких объектов, границы существова-
ния которых не имеют четких очертаний, поскольку эти объекты постоянно находятся в становлении, обнаруживая свою незавершенность, пульсацию, что отличает и культуру как особый тип бытия.
Пространственно-временной континуум как особое понятие впервые был рассмотрен в начале ХХ века в теории относительности А. Эйнштейна, который доказал, что при приближении частиц к скорости света радикально меняются их свойства: растет масса, замедляется время. Но этого эффекта не происходит, если их скорость достаточно удалена от выделенной и постоянной величины - скорости света, введение которой стало одним из оснований, позволившим осмыслить идею четырех-мерности пространства-времени и доказать, что изменения свойств пространства-времени происходят в результате их «наполняемости» новым содержанием, новыми свойствами объекта (12).
Для нас важно, что естественнонаучная парадигма является базисом для формирования определенного мировоззрения, называемого «сциентизмом» (11). Такое мировоззрение опирается на представления о том, что именно наука является главным источником знаний о мире и человеке, ведущим фактором общественного прогресса вплоть до решения глобальных социальных проблем, при этом «образцовыми», важнейшими отраслями науки признаются «точные» науки, основанные на математическом анализе данных, полученных в эмпирическом наблюдении и эксперименте.
Не останавливаясь специально на аргументации антисциентистов (см.: 8; 11), обратим внимание на то, что позитивное влияние пространства-времени на развитие самосознания учащейся молодежи возможно, если многообразие человеческой личности не будет сведено лишь к технократическому параметру — в частности, это касается модного в современной педагогике компетентностного подхода, нарастающей стандартизации обучения. Между тем опора в образовании исключительно на компетентностный подход может обернуться выхолащиванием ценностной
составляющей образования.
Таким образом, естественнонаучная парадигма дает возможность проекции физических явлений на социально-культурные. Невозможно не согласиться с современным физиком, философски заключающим: «Предполагается, что в мире ничто не возникает из ничего, и ничто не исчезает в никуда. На фундаментальном уровне это означает, что всякий момент-рождение одного первоэлемента есть и момент-уничтожение другого первоэлемента и, наоборот, всякое момент-уничтожение первоэлемента есть и момент-рождение другого первоэлемента» (см.: 8, 11).
Особенность интерпретации пространственно-временного континуума в естественнонаучной парадигме состоит еще и в том, что научное познание в этом контексте строится при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами природы; при этом исследователь занимает по отношению к объекту познания позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта, когда достаточное количество экспериментальных данных становится основанием для формулирования некоего закона.
Пространственно-временной континуум, следовательно, трактуется как:
• понятие, «которым в математике, математическом естествознании, философии обозначают несколько различных, но тесно связанных друг с другом понятий, употребляемых при анализе математической бесконечности, при изучении абстрактных пространств в математике и ее приложениях, при характеристике взаимосвязей между пространством и временем. Понятия, выражаемые термином "континуум", имеют общенаучный характер и важное философское значение, связанное с рассмотрением соотношения познавательных методов, основанных на идее непрерывности, и методов, носящих дискретный характер, с гносеологическим осмыслением понятия бесконечности и использующих это понятие результатов современной физики» (6, с. 53);
• физическая модель, описывающая сре-
ду, в которой пребывают все объекты изучаемого мира;
• теоретическая конструкция, которая не является исчерпывающим описанием действительности, но, по возможности, приближается к ней наиболее полно (3);
• дуальная структура (10, с. 63-64). В этом случае особенную значимость имеют идеи Г.В. Лейбница, создавшего теорию, центральным понятием которой является некая динамическая целостность (монада) (7);
• как проявление реляционной природы (в частности, в аспекте бинарной системы комплексных отношений Ю.С. Владимирова (5)).
Модель Белнапа является достаточно продуктивной для теоретического обоснования авторской концепции формирования самосознания молодежи, что определяется заложенным в ней преодолением характерного для физических теорий описания объективной реальности как свободного от мысли и сознания мира.
В этой модели утверждается неразрывность существования мира (в терминах Белнапа — «мультиверса») и наблюдателя («мультивидуума») с присущей ему ветвящейся структурой памяти. При этом построение событий и причинных отношений между мультиверсом и мультиви-дуумов выполняет сознание, в результате они оказываются объединенными в некую единую совокупность. Этот факт позволяет говорить о глобальном характере сознания, которое не может быть лишь состоянием памяти.
Появление понятия «пространственно-временной континуум» означал собой кардинальный пересмотр представлений об этих категориях в культуре и обществе.
Идеи Г. Минковского и А. Эйнштейна, наиболее глубоко и полно отразившиеся в теории относительности последнего, выявили глубокую внутреннюю связь между собой пространства и времени как форм бытия материи.
Рассмотрим утвержденные в науке специфические свойства
а) пространства:
• протяженность, то есть рядополо-женность и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или от него отнять другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;
• непрерывность, которая проявляется в характере перемещения тел от точки к точке и в распространении воздействий посредством полей как процесс передачи материи, энергии, информации;
• относительная дискретность (прерывность), которая обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе;
• трехмерность, которая носит всеобщий характер. Реальное пространство трехмерно, и все явления можно отобразить в трех пространственных координатах.
б) времени:
• длительность, то есть последовательность сменяющих друг друга состояний. В природе нет ничего застывшего, все движется и длится во времени;
• одномерность;
• необратимость, означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему.
Сравним с ними основные физические параметры пространственно-временного континуума:
• природа пространственно-временного континуума является динамической;
• он имеет четыре измерения: три - пространственных; одно — временное;
• координаты пространства и времени равноправны и взаимозаменяемы;
• какая из них будет принята за систему отсчета, зависит от наблюдателя;
• инструментом, с помощью которого измерения взаимодействуют с физическими телами и объектами, является гравитация.
Содержательность континуума связана с выделением в нем констант, в которых фиксируется тождество некоторых элементов. В аспекте социально-культурной ситуации — этими элементами являют-
ся состояния, неизменные для культурного процесса. Именно через них континуум обеспечивает процессы взаимоперехода от статики к динамике и наоборот.
Перенос идей теории относительности на онтологические проблемы позволяет говорить об относительности коллизии бытия-небытия: бытие, исчезая в реальности, может остаться копией первоначального объекта, в виде идеального образа. Следовательно, вещи, тела, явления могут получить субъективное бытие в сознании индивидуума в виде идеальных представлений о них. Кроме того, они могут многократно увеличить свое бытие, будучи преобразованными в идеальный образ. Затем идеальный образ объективной реальности может воплотиться в аналогичный, но другой объект, также обладающий объективным бытием.
Одной из глобальных теоретических проекций теории пространственно-временного континуума на область гуманитарного знания можно считать разработку понятия хронотопа М.М. Бахтиным: «В литературно-
художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно зримым, пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп» (2, с. 235).
Введение хронотопа позволило М.М. Бахтину раскрыть зависимость романного повествования от глубины включенности в него пространства-времени.
Проблема континуума актуальна и в контексте исследования целостности культуры, поскольку возникает необходимость в устранении субъективности позиции исследователя, способного фиксировать связи между разнородными характеристиками культуры, препятствуя созданию картины действительности в виде фрагментарного мира.
Примечания
1.Баркова,Э. В. Пространственно-временной континуумкультуры(Философско-культурологический анализ): автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Э.В. Баркова. — Волгоград, 2003.
2. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1975.
3. Вейль, Г. Континуум. Математическое мышление / Г. Вейль. — М.: Наука, 1989.
4. Виноградский, В. Г. Социальная организация пространства / В.Г. Виноградский. — М., 1988.
5. Владимиров, Ю. С. Геометрофизика. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
6. Гастев, Ю. Континуум / Ю. Гастев // Философская энциклопедия. — М., 1964. — Т. 3.
7. Лейбниц, Г. В. Метафизика / Г.В. Лейбниц // Сочинения : в 4 т. — М.: Мысль, 1982. — Т. 1.
8. Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества: пер. с англ. / Г. Маркузе. — М.: REFL-book, 1994.
9. Ньютон, И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон ; [перевод с латинского и примечания А.Н. Крылова]. — М.: Наука, 1989.
10. Родионов, Б. У. Дуальная структура континуума и фазовое пространство / Б.У. Родионов, С.А. Векшенов. — М.: МИФИ, 2007.
11. Философия: [энциклопедический словарь] / под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
12. Эйнштейн, А. О специальной и общей теории относительности / А. Эйнштейн // Собрание научных трудов. Т. 1. Работы по теории относительности 1905—1920 гг. — М.: Наука, 1965. — С. 530—600.
13. http://ru.wikipedia.org/wiki/