Научная статья на тему 'Теория правового государства и ее реализация в современных российских условиях'

Теория правового государства и ее реализация в современных российских условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2597
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LAWFUL STATE / CIVIL SOCIETY / NATURAL RIGHT / POSITIVE LAW / PRIORITY OF THE RIGHT / LEGAL LAW / LEADERSHIP OF THE LAW / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / ПРИОРИТЕТ ПРАВА / ПРАВОВОЙ ЗАКОН / ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макеев Василий Васильевич, Шепелев Владимир Иванович

Статья посвящена процессам становления правовой государственности в современной России. Основное внимание сосредоточено на осмыслении признаков (принципов), позволяющих судить о сущности и социальном назначении правового государства с сугубо теоретических позиций. Утверждается, что гражданское общество выступает в качестве условия и предпосылки формирования правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макеев Василий Васильевич, Шепелев Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF THE LAWFUL STATE AND ITS REALIZATION IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS

Article is devoted to connected processes of formation of legal statehood in modern Russia. The basic accent is concentrated to judgement of the signs (principles), allowing to judge essence and social appointment of a lawful state from academic positions. Affirms that the civil society represents itself as a condition and the precondition of formation of a lawful state.

Текст научной работы на тему «Теория правового государства и ее реализация в современных российских условиях»

УДК 340 : 12 ББК 67.0

Макеев Василий Васильевич Makeev Vasily Vasilevich

профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России доктор философских наук, кандидат юридических наук.

Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Doctor of Philosophy, PhD in Law, Professor. Тел.: 8 (928) 139-69-12.

Шепелев Владимир Иванович Shepelev Vladimir Ivanovich

заведующий кафедрой теории государства и права и политологии Ростовского института защиты предпринимателя кандидат юридических наук, доцент.

Head of the Department of Theory of State and Law and Political Science, Rostov Institute of the Businessman Protection, PhD in Law, Associate Professor. E-mail: [email protected]

ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

The theory of the lawful state and its realization in modern Russian conditions

Статья посвящена процессам становления правовой государственности в современной России. Основное внимание сосредоточено на осмыслении признаков (принципов), позволяющих судить о сущности и социальном назначении правового государства с сугубо теоретических позиций. Утверждается, что гражданское общество выступает в качестве условия и предпосылки формирования правового государства.

Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, естественное право, позитивное право, приоритет права, правовой закон, верховенство закона.

Одной из актуальных и сложно решаемых проблем современной российской действительности является формирование демократического правового государства, хотя ст. 1 Конституции РФ и представляет Россию в качестве такового.

В научном мире теория правового государства весьма обстоятельно исследована с самых различных позиций. Сконструированы все те основополагающие начала, которым призвано соответствовать правовое государство.

Общепризнанными в научной литературе являются взгляды на главные признаки (принципы) правового государства. Из всего их

Article is devoted to connected processes of formation of legal statehood in modern Russia. The basic accent is concentrated to judgement of the signs (principles), allowing to judge essence and social appointment of a lawful state from academic positions. Affirms that the civil society represents itself as a condition and the precondition offormation of a lawful state.

Keywords: lawful state, civil society, natural right, positive law, priority of the right, legal law, leadership of the law.

многообразия необходимо выделить наиболее значимые: приоритет (господство) права как ценностного общественного явления; верховенство закона вообще и правового закона в частности; разделение государственной власти на соответствующие ветви и плодотворное сотрудничество между ними в общенациональных интересах; законодательное закрепление и реальное обеспечение жизненно важных прав и свобод человека и гражданина; взаимная и основанная на принципах справедливости, нравственности, беспристрастности ответственность государства (его структур) и личности.

Такой важнейший признак правового го-

сударства, как господство права, нередко увязывают с принципом верховенства закона, что умаляет значение каждого из них и несколько нивелирует их роль в процессе становления и функционирования правового государства [1, с. 17-18].

Приоритет права является ведущим, предопределенным признаком именно правового государства, признающего потенциал права в качестве непреходящей ценности. Разумеется, речь идет о праве как особом общественном явлении, которое открыто для восприятия идей и принципов естественного права. Реальное правовое государство не может ориентироваться исключительно на потенциал позитивного (действительного) права, так как это в значительной степени ограничивало бы возможности для подготовки, принятия и функционирования тех законов (правовых законов), которые в первую очередь предназначены для декларирования и обеспечения естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности.

Отношение всех структур государства к потенциалу права как к ведущей ценности призвано инициировать должный правовой микроклимат в самых сущностных сферах жизнедеятельности гражданского общества и его членов и тем самым содействовать вызреванию благоприятных условий для постепенного становления структур действительной правовой государственности. В свою очередь признание ценностного потенциала естественного права может благотворно влиять на качественное совершенствование действующего законодательства (позитивного права) как непосредственного регулятора конкретных общественных отношений, затрагивающих основы складывающихся структур (институтов) гражданского общества и правового государства.

В конечном счете в правовой жизни общества формируется стереотип права как ведущей ценности, которая обеспечивает необходимую гармонию в отношениях государства, претендующего на статус правового гражданского общества и его членов. Государство может стать действительно правовым только тогда, когда право приобретает всеобщий, массовый, общезначимый характер, обусловливающий торжество законности и правопо-

рядка, мотивацию исключительно правомерного поведения, реализацию сущностных прав и свобод каждой личности. Признание ценностного содержания права в значительной степени сужает сферу проявления различных форм правового нигилизма, злоупотребления правом.

Принцип верховенства права представляет собой абсолютное признание ценностных начал этого мощного средства воздействия на сознание, волю, поведение каждой личности. Проявление многогранного ценностного потенциала права во всех ведущих областях жизнедеятельности гражданского общества приближает все государственные структуры к параметрам правовой государственности.

С признаком приоритета права тесно связано такое свойство правового государства, как верховенство закона, имеющее двойственный характер.

С одной стороны, речь идет о том, что в системе действующего законодательства правовые акты составляют наибольший удельный вес, то есть они должны иметь подавляющее превосходство над подзаконными нормативно-правовыми актами как в количественном отношении, так и в содержательно-регулятивном плане. Подзаконные, ведомственные акты должны не доминировать в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых документов [5, с. 374], а являться производными и зависимыми от законов, а главное - практически содействовать их реализации.

С другой стороны, верховенство закона в правовом государстве означает, что в системе действующих нормативных актов ведущая роль принадлежит правовым нормам. Закон должен соответствовать праву как социальной ценности [7, с. 7]. Закон, отражающий потенциал естественного права, оценивается не только с социально-политической, но и нравственной, духовно-культурной позиций [9, с. 135].

Функционирование правовых законов является характерной особенностью правового государства. Многообразие законов вообще характерно для государств с недостаточно развитым демократическим режимом, в рамках которого реализация прав и

свобод личности обеспечивается недолжным образом.

Количественный показатель действующих законов еще не есть свидетельство становления правового государства. Речь идет о качественном их содержании, о том, насколько они отражают волю, интересы, потребности членов складывающегося гражданского общества, находятся в фарватере обеспечения естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Только те законы, которые ориентированы сущностными жизненными устремлениями каждой личности, могут рассматриваться в качестве правовых и тем самым подчеркивать правовой характер государства. В Конституции РФ закрепляется, что законодательная власть не должна издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). Чем больше правовых законов, тем сильнее подчеркивается правовая природа государства и всех его структур.

По мере утверждения принципа верховенства правовых законов активнее протекает реальный процесс становления правовой государственности, которая в тесном соотношении с гражданским обществом инициирует благоприятные условия для достойного существования человека, признаваемого в качестве высшей социальной ценности. Именно поэтому действительное верховенство должно непременно принадлежать законам правовым по своей сущности и социальному назначению. По степени наличия и реального функционирования правовых законов представляется возможным судить о том, насколько государственность продвинулась в направлении обретения параметров правового государства.

В правовом государстве особую четкость и слаженность должны приобретать разделение единой государственной власти на соответствующие ветви и устанавление тесного и плодотворного сотрудничества между ними. Только при таких условиях достигается эффективная и бесперебойная работа государственного механизма, внедряются и функционируют принципы законности и правопорядка во всех сферах жизнедеятельности общества, должным образом обеспечивается реализация прав и свобод человека и гражданина.

Законодательная власть в правовом государстве целенаправленно ориентируется на приоритетное принятие тех законов, которые в первую очередь связаны с удовлетворением жизненно важных интересов и потребностей значительной части членов общества, повышают качество и уровень их достойного существования. Это означает, что законодательная власть призвана контролировать принятие правовых законов и их внедрение в жизнь гражданского общества. Законы, отражающие волю, цели, интересы государства, должны быть производными от правовых законов, регламентирующих соблюдение прав и свобод личности. Такое распределение ролевых установок принимаемых и функционирующих законов никоим образом не ослабляет и не ограничивает потенциал государства, а, напротив, усиливает его социальную сущность и повышает степень доверия к нему со стороны общества и его членов.

Исполнительная власть в процессе осуществления своих многообразных функций должна исходить из приоритета и верховенства правовых законов и оперировать ими в целях обеспечения благоприятных условий для реализации прав и свобод членов гражданского общества. Иные подходы не соответствуют сущности и социальному назначению правового государства.

Какими бы совершенными ни были принимаемые законодательной властью нормативные акты, они утратят свой ценностный потенциал, не найдут отражения в социальной и правовой жизнедеятельности людей, если исполнительная власть не урегулирует должным образом механизмы, которые связаны с реализацией соответствующих правовых актов. Для этого требуется наличие тесного сотрудничества между законодательной и исполнительной ветвями власти, в ходе которого не могут быть ущемлены, ограничены, проигнорированы соответствующие законные интересы гражданского общества и его членов. Взаимодействие между указанными ветвями власти становится залогом успешного формирования основ правового государства, его благотворного влияния на функционирование институтов гражданского общества.

Исключительно важный вес в правовом государстве имеет судебная власть, само-

стоятельная, независимая, беспристрастная, олицетворяющая в себе высокую степень объективного правосудия в стране. Только при ее наличии государство в решающей степени может претендовать на статус правового. Именно отсутствие подлинной судебной власти во многом тормозит, замедляет, нейтрализует действие всех тех механизмов и процессов, которые прямо или косвенно связаны с формированием реальной правовой государственности. В своем развитии судебная власть преодолевает те же трудности, которые встают на пути всех структур государства, стремящегося стать правовым. Однако формирование судебной власти протекает медленнее, труднее и, как правило, требует больших издержек в силу целого ряда объективных и субъективных факторов, связанных с осуществлением многогранного правосудия.

Центральным признаком правового государства, олицетворением его сущности и социального назначения становится реальное обеспечение приоритетных прав и свобод человека и гражданина. По сути, правовое государство призвано отражать волю большинства членов гражданского общества, быть в услужении их законным интересам и потребностям, отстаивать их естественные и неотчуждаемые права и свободы, содействовать достойному существованию каждой личности. Именно в этом усматриваются и проявляются особенности, сущностное назначение и призвание правового государства. Вне жизненно важных интересов человека государство, какими бы правовыми особенностями оно не обладало, утрачивает поддержку со стороны общества и его членов, а следовательно, и общественных сил [8].

Государство, лишенное человеческих стимулов, обречено на деградацию, разрыв отношений между ним, обществом и его членами. Отражая жизненно важные интересы и потребности населения, выходя на стезю становления правовой государственности, властные структуры не только получают действительную поддержку институтов общества, каждой личности, но и обретают мощные возможности для укрепления и развития правового государства. Предназначение правового государ-

ства - обслуживать интересы и потребности человека и гражданина, отстаивать и защищать права и свободы каждой личности. В этом аспекте важное значение имеет положение «разрешено все, что не запрещено законом» [2, с. 153]. Только с этой позиции можно оценивать, является государство правовым или нет.

Взаимная ответственность правового государства и личности - еще один ведущий признак правового государства. Речь идет не о формально-юридическом (казенном) отношении личности и власти с заранее определенным превосходством государства и его структур, а об обоюдной ответственности с равными возможностями для каждой из сторон, которая должна строиться на началах объективности, беспристрастности, соответствовать принципу справедливости и нравственным ценностям. Такой подход исключает элемент учета исключительно интересов государства и пренебрежения к потребностям личности [6]. Только в условиях неправовой государственности властные структуры изначально оказываются в выгодном положении, а личность всегда находится в состоянии ответственности перед государством. Выработался даже устойчивый стереотип относительно того, что государство и его органы практически невозможно привлечь к юридической и иной ответственности; нужны огромные усилия со стороны личности, чтобы отстоять свои права и интересы перед государством. Только в условиях правового государства указанный стереотип постепенно утрачивает свое значение, поскольку характер ответственности государства и личности определяется и строится на надежной правовой основе (на нормах правовых законов), так как идет процесс формирования правовой личности, а также на принципах справедливости, нравственности, гуманизма и других ценностях гражданского общества [3, с. 36-38].

Исходя из вышеуказанных признаков (принципов) равовое государство можно определить как организацию демократической политической власти, на базе которой в гражданском обществе признается приоритет (господство) права как высшей общественной ценности,

верховенство правового закона, обеспечивается реальное разделение государственной власти на три ветви и устанавливается плодотворное сотрудничество между ними, не только конституционно декларируются, но и реально обеспечиваются сущностные интересы, потребности, права и свободы человека и гражданина, достигается действительная взаимная ответственность государства и личности.

Для реального становления и функционирования правового государства в общественной жизни должны сложиться достаточно благоприятные условия (политические, экономические, социальные, правовые, духовно-нравственные).

Речь в первую очередь идет о формировании гражданского общества и его многочисленных институтов. В современных условиях создание гражданского общества и правового государства происходит параллельно, но при некотором упреждающем развитии первого. Это имеет существенное значение, поскольку становление институтов гражданского общества свидетельствует о достаточно высоком уровне развития демократии.

Формирование правового государства успешно осуществляется в условиях появления развитого цивилизованного рынка и сложившегося среднего класса. При деградации экономики и наличии глубоких кризисных явлений процесс становления правового государства либо резко замедляется, либо утрачивает свою реальность.

Правовое государство объективно должно обретать и определенные черты социального государства, иначе оно не сможет обеспечивать жизненные интересы и потребности человека. В условиях резкого разграничения доходов богатых и бедных, обнищания определенной части общества, значительного падения доходов населения в целом, сокращения рабочих мест и других негативных явлений отсутствуют необходимые социально-экономические предпосылки для реального формирования правового государства.

Основой правовой государственности выступает развитая и активно функционирующая политическая система гражданского общества [4]. Ее важнейшим элементом является деятельность многочисленных политических пар-

тий и общественных объединений, всевозможных фондов, клубов по интересам, в которых члены гражданского общества могут удовлетворить свои политические, духовные, мировоззренческие, культурно-эстетические, религиозные и иные интересы. Если же политическая система общества имеет лишь формально-организационный характер и не вовлекает в свои орбиты значительную часть населения, то становление правового государства невозможно.

Непременным условием формирования правового государства является правовое состояние каждой личности, членов общества в целом. Человек и гражданин, должностное лицо призваны обладать зрелыми правовыми знаниями, достаточно высоким уровнем позитивного правосознания и правовой культуры, иметь устойчивую мотивацию к исключительно правомерному поведению [3, с. 38]. В случае нарушения принципов законности, неустойчивого правопорядка, широкого распространения противоправных деяний и факторов правового нигилизма, пренебрежения правами и свободами членов общества правовое государство состояться не может. Ее ценности адресованы личности, поэтому и члены общества должны вносить адекватную лепту в процессы его формирования и функционирования. Правовое государство ассоциируется с началами гуманизма, закона и законности, добра и справедливости [5, с. 365], что адекватно целям гражданского общества и интересам его членов.

Таким образом, реальное правовое государство нельзя установить официальным распоряжением, каким бы авторитетным оно ни было, его невозможно построить в строго определенные сроки. Оно может лишь постепенно формироваться по мере «созревания» необходимых условий и предпосылок, при непременной взаимной заинтересованности в этом процессе как общества и его членов, так и соответствующих государственно-властных структур. Опыт сложившихся правовых государств подкрепляет уверенность в том, что и в российских условиях при стечении благоприятных обстоятельств формирование правового государства возможно.

Литература

1. Макеев В. В. Социалистическое правовое государство: основополагающие идеи, принципы формирования // Вестник партийного активиста. 1990. № 16.

2. Макеев В. В. Некоторые аспекты формирования правового государства // Проблемы обеспечения защиты права собственности в условиях перехода к рыночным отношениям. Махачкала, 1991.

3. Макеев В. В. Правовая личность: ретроспективный и современный подходы исследования // Философия права. 2015. № 2.

4. Макеев В. В., Шепелев В. И. Гражданское общество и его потребности в социально-нормативном регулировании // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 4.

5. Общая теория государства и права: академический курс. М., 2014.

6. Павликов С. Г. Власть в правовом государстве: монография. М., 2014.

7. Правовое государство в России: замысел и реальность: круглый стол юристов (1 8 апреля 1995 года). М., 1995.

8. Арефьев М. А., Давыденкова А. Г. Правовое государство и ответственность личности: монография / под ред. С. И. Дудника, И. Д. Оси-пова. СПб., 2011.

9. Воронина Н. А., Запесоцкий А. С. и другие. Права человека и правовое социальное государство в России: монография. М., 2014.

10. Шамшурин В. И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии. 2010. № 6.

Bibliography

1. Makeev V. V. Socialist constitutional state: basic ideas, formation principles // Bulletin of the party active worker. 1990. № 16.

2. Makeev V. V. Some aspects of formation of a lawful state // Problems of ensuring protection of the property right in the conditions of transition to market relations. Makhachkala, 1991.

3. Makeev V. V. Legal person: retrospective and modern approaches of research // Philosophy of law. 2015. № 2.

4. Makeev V. V., Shepelev V. I. A civil society and its requirements for socially-standard regulation // Jurist-Pravoved. 2015. № 4.

5. The general theory of the state and the right: academic course. Moscow, 2014.

6. Pavlikov S. G. Of this year the power in a lawful state: monography. Moscow, 2014.

7. The lawful state in Russia: a plan and a reality: around table of lawyers (on April, 18th, 1995). Moscow, 1995.

8. Arefev M. A., Davidenkova A. G. Lawful state and responsibility of the person: monogra-phy / under the ed. of S. I. Dudnik, I. D. Osipov. St. Petersburg, 2011.

9. Voronina N. A., Zapesotsky A. S. and other. Human rights and the legal social state in Russia: monography. Moscow, 2014.

10. Shamshurin V. I. The person and the state in Russian philosophy of the natural right // Philosophy questions. 2010. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.