Научная статья на тему 'Теория поведенческих систем просоциального поведения П. Р. Шейвера и М. Микулинцера'

Теория поведенческих систем просоциального поведения П. Р. Шейвера и М. Микулинцера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
385
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PROSOCIAL BEHAVIOR / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД / BEHAVIORAL APPROACH / БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / BEHAVIORAL SYSTEM / СИСТЕМА ПРИВЯЗАННОСТИ / ATTACHMENT SYSTEM / СИСТЕМА ЗАБОТЛИВОСТИ / SYSTEM OF CARE / ЭМПАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / EMPATHIC SETTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Лидия Николаевна

В статье в контексте бихевиоральной теории показано, что у личности существуют две основные бихевиоральные системы, связанные с просоциальным поведением, система привязанности и система заботливости. Их развитие идет через эмоциональные связи между детьми и теми, кто о них первично заботится. Бихевиоральная система привязанности это универсальная врожденная психологическая система, мотивирующая человеческие существа, начиная с младенчества, при возникновении потребностей искать близости со значимым другим, с целью обретения близости и защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF BEHAVIORAL PROSOCIAL BEHAVIOR OF P. R. SHAVER & M. MIKULINTСERA

In article in the context of behavioral theory the author shows that an individual has two basic behavioral systems associated with prosocial behavior attachment system and the system of care. Their development is going through emotional bonds between children and those who care about them initially. Attachment behavioral system is a universal innate psychological system, motivating human beings from infancy, when the need to seek intimacy with a significant other to gain intimacy and protection.

Текст научной работы на тему «Теория поведенческих систем просоциального поведения П. Р. Шейвера и М. Микулинцера»

УДК 159.9 ББК 88

л. н. Тарасова

теория поведенческих систем просоциального поведения п. р. шейвера и м. микулинцера

Ключевые слова: поведение, просоциальное поведение, мотивация, бихевиоральный подход, бихевиоральные системы, система привязанности, система заботливости, эмпатическая установка.

L. N. Tarasova

THEORY OF BEHAVIORAL PROSOCIAL BEHAVIOR OF Р. R. shaver & M. mikulintcer

Keywords: behavior, prosocial behavior, motivation, behavioral approach, behavioral system, the attachment system, the system of care, empathic setting.

Один из основных современных бихе-виористических подходов к просоциальному поведению представлен теорией поведенческих систем просоциального поведения Р. Шейвера и М. Микулинцера.

R. Shaver и М. Mikulincer, исследуя особенности просоциального поведения личности, обнаружили, что в человеческом поведении «забота о другом» существует как врожденный компонент, функцией которого является реакция на потребность другого человека в комфорте, защите, поддержке, поощрении. Объясняя подобный факт, исследователи, основываются на идеях Дж. Боулби, полагающего, что у человека существуют врожденные «бихевиоральные системы поведения, которые управляют активацией и целями поведения, для увеличения вероятности выживания и репродуктивного успеха [1, с. 41].

Согласно Дж. Боулби у человека существуют две основные бихевиоральные системы, связанные с просоциальным поведением, - система привязанности и система заботливости. Их развитие идет через эмоциональные связи между детьми и теми, кто о них первично заботится, - родителями. Он отмечает, что люди, о которых заботятся в младенчестве, обладают природной эмпатией и альтруизмом, по меньшей мере, по отношению к членам своей семьи, а возможно, и другим людям.

Согласно Дж. Боулби бихевиоральная система привязанности - универсальная врожденная психологическая система, мотивирующая человеческие существа, начиная с младенчества, при возникновении потребно-

стей искать близости со значимым другим, с целью обретения близости и защиты [3].

Теория Боулби раскрывает привязанность ребенка, к родителям одновременно и как определенное активное поведение ребенка, и как эмоциональную связь с ней. Он отмечает, что инстинктивно регулируемое поведение привязанности все больше опосредуется когнитивно, как приобретенные ожидания. Индивид приобретает когнитивные модели репрезентации, «внутренние рабочие модели» окружающего его мира и самого себя. Он уверен, что располагает своим социальным окружением, и способен создать и сохранить близость [1]. Подобные поведенческие системы оказания заботы возникли в процессе эволюции для повышения адаптации человеческого рода к требованиям среды, поэтому эмпатия и альтруизм, как формы просоциаль-ного поведения являются продуктом врожденных бихевиоральных систем. Согласно Боулби у человека есть врожденная способность к поведению, направленному на заботу и поддержку тех, кто в ней нуждается либо постоянно, либо в конкретной ситуации.

Исследование R. Shaver и М. Mikulincer показало, что существуют индивидуальные различия в стиле привязанности, формируемые с младенчества, и они могут быть описаны двумя факторами: тревожностью и избеганием. В тревожности отражается степень беспокойства за то, что партнер не будет доступен при возникновении потребности в заботе и поддержке. Это ведет к повышению мотивации действий, направленных на при-

влечение внимания и заботы со стороны партнера. Фактор избегания отражает степень, в которой субъект не доверяет добрым намерениям партнера и стремится к сохранению независимости и эмоциональной дистанции.

Низкие значения этих факторов характеризуют безопасный стиль привязанности ребенка и «родителя», когда ребенок доверяет родителю. Высокие значения по указанным факторам, напротив, свидетельствуют о небезопасном стиле привязанности, формирующемся через недоверии ребенка к родителю [12, с. 90].

Помимо системы привязанности, у человека существует и другая бихевиоральная система, направленная на заботу по отношению к зависимым или инвалидам. Действия этой системы наиболее ярко проявляются в родительских эмоциональных и поведенческих реакциях на сигналы о помощи со стороны детей. Шейвер и Микулинцер полагают, так же как Батсон и ряд других авторов, что бихевиоральная система заботы - врожденная основа эмпатии, сострадания и про-социального поведения [14, с. 50].

Высокий уровень безопасных отношений привязанности в системе «ребенок - человек, осуществляющий функции заботы/родитель» ведет к усилению сочувствия и, как следствие, к развитию просоциального поведения. В то же время чувство опасности, порожденное небезопасной привязанностью, не ведет к просоциальному поведению. Универсальные бихевиоральные системы привязанности и заботы охватывают всю социальную жизнь личности через институт социализации в процессе усвоения социальных норм. Иными словами врожденные компоненты поведенческих систем заботы и привязанности, в определенный период развития социума приобрели статус социальных норм.

Согласно исследованиям N. L. Collins [8; 11] система врожденной заботы активируется в двух видах ситуации: 1) когда объект помощи сталкивается с опасностью, стрессом, дискомфортом и либо открыто ищет помощи, либо оказанная помощь явно пошла бы ему на пользу; 2) объект помощи имеет возможность для собственного развития, образования, обучения, повышения материального благополучия, исследования чего-либо и т. п. и для преодоления этой ситуации, нуждается в помощи либо для того, чтобы воспользоваться открывшимися

возможностями, либо для того, чтобы добиться поставленных целей [14, с. 43]. В любом случае, потенциальный субъект помощи мотивируется исходя из субъективной оценки потребности другого человека, а не из реальной потребности [14, с. 45]. Таким образом, люди не всегда оказывают помощь, поскольку они не замечают проблемной ситуации другого или считают ее нелегитимной. Наоборот, субъект возможной помощи, основываясь на субъективных оценках, способен предложить помощь в той ситуации, когда она не нужна возможному объекту помощи, что способно вызвать сопротивлении и другие негативные реакции со стороны объекта.

При активации бихевиоральных систем привязанности и заботы субъект реализует интернализованный репертуар поведенческих действий, направленных на повышение благополучия другого. Этот репертуар может включать в себя выражение интереса к проблеме другого, признание его компетентности и способности справиться с ситуацией, выражение любви и привязанности, обеспечение советами, инструментальную помощь, восхищение и поддержку успехов другого человека. Таким образом, можно утверждать, что определенный промежуток времени цели субъекта и объекта заботы совпадают постольку, поскольку оба индивида стремятся удовлетворить потребности объекта заботы в защите и безопасности.

Ключевым элементом стратегии поведения, обусловленной «системой бихевиораль-ной заботы», является эмпатическая установка по отношению к другому. Согласно N. L. Collins эмпатическая установка включает в себя чувствительность и ответственность, как два важных аспекта родительской заботы [8, с. 1053-1060].

Чувствительность - это прежде всего эмоциональная настройка на объект заботы, сочувствие, точная интерпретация сигналов нужды, тревоги, отчаяния, а затем ответ на эти сигналы соответствующим поведенческим сигналом объекта в поддержке [8, с. 1061]. Ответственность включает благородные намерения; оценку чувств и потребностей нуждающегося человека; принятие установок, ценностей, верований другого человека, а также сочувствие, направленное на то, чтобы объект заботы почувствовал, что его любят, понимают и заботятся о нем [8, с. 1061]. Если оказание помощи осуществляется адекватно, ее результатом со стороны

объекта является как решение проблемной ситуации, так и повышение чувства безопасности у объекта, а также развитие совладаю-щих ресурсов у последнего.

Однако следует отметить, что последствия оказания помощи наступают так же для ее субъекта, даже если это не входило в его планы. А именно, развивается установка, которую Э. Эриксон назвал «интегрированостью Я», содержанием которой выступает осознание того, что личность больше чем изолированное «Я» и способна вносить значительные вклады в повышение благосостояния других. R. Shaver и М. Mikulincer подчеркивают, что чувство ин-тегрированности Я, развиваемое в субъекте помощи, повышает позитивную эмоциональную оценку его собственного «Я», увеличивает уважение к своим моральным качествам и способностям совершать добрые дела, повышает оценку самостоятельности, уверенности в своих социальных навыках, а также чувство любви, общности и возвышенной связи с другими людьми [14, с. 52-53]. Кроме того, в результате просоциального поведения обнаруживается усиление эмоциональной связи и близости между субъектом и объектом помощи, отношения между которыми становятся более крепкими и глубокими.

Оптимальное функционирование бихе-виоральных систем заботы и основанного на них просоциального поведения требует адаптивных стратегий эмоциональной саморегуляции, которые помогают субъекту эффективно оказывать помощь и справляться с дискомфортом, обусловленным присутствием страдающего человека. При дискомфорте такой эмоциональной регуляции, по мнению R. Shaver и М. Mikulincer, субъект оказания помощи может быть переполнен избыточной тревогой, которую Д. Батсон называет «личностный дистресс» (personal distress) [14]. Тогда субъект оказания заботы принимает роль объекта помощи либо эмоционально, физически, когнитивно дистанцируется от него, чтобы избежать тревоги даже если это приводит к отказу от заботы. Оптимальная забота о благополучии другого человека требует эффективных стратегий саморегуляции. Исследователи указывают, что такие стратегии включают временную коррекцию собственных целей и планов, адекватную диагностику проблем другого, умение разработать значительный и эффективный план

помощи, способность подавлять те мотивы и намерения, которые мешают реализации со-владающего поведения.

N. L. Collins выделила четыре фактора, мешающие оказывать помощь: 1) дефицит социальных навыков: 2) исчерпание психологических ресурсов; 3) недостаток желания помочь; 4) эгоистическая мотивация [11, с. 165].

Дисфункция бихевиоральных систем, направленных на оказание помощи, может вызвать две неадекватные стратегии помощи, обусловленные гиперактивацией или дезактивацией бихевиоральных систем заботы. Стратегия гиперактивной заботы проявляется в навязчивых, несвоевременных и демонстративных попытках, целью которых может быть почувствовать себя незаменимым для партнера, компетентным и заслуживающим восхищения с его стороны. Стратегии, связанные с дезактивацией системы регуляции поведения заботы, включают в себя недостаточную эмпатию по отношению к партнеру, отказ от заботы, половинчатую помощь, настойчивое поддержание эмоциональной дистанции в ситуации, где партнеру требуются забота и участие [11, с. 175].

В теориях социального научения, при рассмотрении просоциального поведения придается большое значение внутренним когнитивным процессам: наблюдению, подражанию, научению. Например, подражание рассматривается как основной фактор социализации морального поведения и усвоения моральных норм.

Так же в современных теориях научения рассматривается комплексный процесс взаимодействия когнитивных и ситуационных факторов в процессе морального развития. Согласно А. Бандуре [7] моральные правила и нормы поведения опосредуются информацией из самых разнообразных источников, таких как интуиция, оценочные социальные реакции со стороны окружающих, модели поведения. Основываясь на своем жизненном опыте, люди научаются тому, какие факторы являются морально приемлемыми, и оценивают значимость каждого из них. Субъекты социализации обеспечивают членов общества информацией о нормативных рамках и ожиданиях в различных непредвиденных условиях. Они также формируют социальные модели морального поведения, подкрепляя или наказывая детей за различные поступки, влияя, таким образом, на

чувство стыда и вины и, следовательно, на раз- цессы. Предполагается, что моральные и просо-

витие оценочных реакций. циальные действия управляются процессами

Таким образом, в научении моральному по- саморегуляции, связанными скорее с личност-

ведению мышление, поведение, ситуационные ными санкциями и нормами, чем с абстрактны-

аспекты взаимодействуют и влияют друг на ми и интеллектуальными структурами. Также

друга, при этом важную роль играют индивиду- важное влияние на просоциальное поведение

альные ориентировочные и регуляционные про- оказывает эмоциональная регуляция.

Библиографический список

1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби ; пер. с англ.

B. В. Старовойтова. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект, 2004. - 232 с.

2. Соболев С. И. Роль эмпатийной установки в просоциальном поведении в теории Д. Батсона /

C. И. Соболев // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии. -НП «СибАК». - Вып. № 33. - 2013. - С. 175-179.

3. Сытько М. В. Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности / М. В. Сытько // Молодой ученый. - 2011. - № 11, Т. 2. - С. 119-122.

4. Тарасова Л. Н. Роль эмпатии в мотивации просоциального поведения / Л. Н. Тарасова // Личность, семья и общество : вопросы педагоги и психологии. - НП «СибАК». - Вып. 33. -2013. - С. 179-183.

5. Тарасова Л. Н. Ценностно-смысловые особенности понимания : культурный контекст / Л. Н. Тарасова, О. О. Полякова, С. И. Соболев // Интеграция образования. - 2009. - № 1. - С. 62-64.

6. Тарасова Л. Н. Ценностные факторы смыслообразования / Л. Н. Тарасова, С. И. Соболев. -Саранск, 2007. - 160 с.

7. Bandura A. Social foundations of thought and action : A social cognitive theory. Englewood Cliffs / А. Bandura. - NJ : Prentice-Hall., 1986. - 254 р.

8. Collins N. L. Ьа safe haven : An attachment theory perspective on support seeking and caregiving in intimate relationships / N. L. Collins, B. C. Feeney // Journal of Personality and Social Psychology. -2000. - Р. 1053-1073.

9. Eisenberg N. Preschoolers' vicarious emotional responding and their situational and dispositional prosocial behavior / N. Eisenberg, R. A. Fabes, P. A. Miller, C. Shell, R. Shea, Т. May-Plumlee // Merrill-Palmer Quarterly, 36, 1990. - Р. 507-529.

10. Eisenberg N. Toward a positive psychology : Social developmental and cultural contributions / N. Eisenberg, V. Ota Wang // A psychology of human strengths : Fundamental questions and future directions for a positive psychology. - Washington, DC : APA Books, 2003. - Р. 117-129.

11. HatfieldE. Emotional contagion / E. Hatfield, J. T. Cacioppo, R. L. Rapson. - New York : Cambridge University Press. - 1994. - Р. 245-289.

12. Hein G. Neuroscience Meets Social Psychology : An Integrative Approach to Human Empathy and Prosocial Behavior / G. Hein, Т. Singer // Prosocial Motives, Emotions, and Behavior : The Better Angels of Our Nature. - American Psychological Association. - 2010. - Р. 78-106.

13. Krueger R. F. Altruism and antisocial behavior: Independent tendencies, unique personality correlates, distinct etiologies / R. F. Krueger, B. M. Hicks, M. McGue // Psychological Science. - 12. - 2001. -Р. 397-402.

14. Shaver P. R. A Behavioral Systems Perspective on Prosocial Behavior / P. R. Shaver, М. Mikulincer // Prosocial Motives, Emotions, and Behavior : The Better Angels of Our Nature. - American Psychological Association. - 2010. - Р. 39-62.

15. Trivers R. L. The evolution of reciprocal altruism / R. L. Trivers // Quarterly Review of Biology. - 46. -1971. - Р. 35-57.

Поступила в редакцию 16 октября 2013 г.

Сведения об авторе

Тарасова лидия Ииколаевна - кандидат философских наук, профессор кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: проблемы духовности, развития личности, историческая психология. Автор более 600 научных работ.

E-mail: l_tarasova48@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.