партии предпочитают иметь постоянных специалистов в собственном штате. Кроме того, в начале тысячелетия, по мнению автора, изменилась роль полит-технологов в политическом процессе современной России. По мнению автора, «в современной России сформировался сектор политтехнологической поддержки авторитарного режима, включающий в себя как отдельных специалистов, так и особые институты (агентства политического консультирования, экспертные центры и т. п.)... К настоящему моменту ме-диаполиттехнологи стали частью “силового аппарата власти” в самом прямом смысле слова» (Там же, с. 192). Полит-технологи и контролируемые средства массовой информации выполняют в сложившемся политическом режиме настолько важную роль, что их можно приравнять к силовым структурам. Любая силовая акция (будь то судебный процесс или разгон «марша несогласных») сопровождается необходимыми медийными и политтехнологическими манипуляциями. Хочется отметить, что некоторые положения этого раздела были изложены уже в 2005 г. в статье В. Э. Гончарова «Маркетинговый авторитаризм», опубликованной в самом первом номере журнала «ПОЛИТЭКС».
Резюмируя, следует сказать, что монография, несомненно, вносит серьезный
вклад в развитие нового направления политических исследований. Автору удалось привлечь значительный объем литературы по проблеме (всего 373 источника, из которых 178 — на русском языке и 195 — на английском). С выводами, связанными с описанием роли политтехнологов в современном политическом процессе вообще и в российском в частности, можно согласиться. Что же касается осторожных прогнозов о том, что «политические консультанты в обозримой перспективе не исчезнут из российской политики, а в случае начала новой волны демократизации их роль может снова измениться» (Гончаров, 2007, с. 198), то с этим скорее хочется согласиться, однако не выдает ли здесь автор желаемое за действительное? Очевидно, что никакие рациональные доводы о том, что профессиональное консультирование авторитарного правления неизбежно приводит к свертыванию демократических процедур, а затем и к свертыванию рынка политического консультирования (с последующим «свертыванием» консультантов) не могут убедить конкретных политтехнологов отказаться от своей высокооплачиваемой работы.
И. А. Быков
Литература
Горчева А. Ю. Политический менеджмент постсоветской России. М.: МГУ, 2003.
Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-Пресс, 2000.
Лисовский С. Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М.: РАУ Университет, 2000.
Плассер Ф., Плассер Г. Мировая практика проведения политических кампаний: анализ деятельности профессионалов и их опыта. М.: Вэйл, 2005.
Теория политики: Учебное пособие / Под. ред. Б. А. Исаева. СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
За пятнадцать лет развития политической науки в современной России российскими политологами выпущено немало нужных и хороших учебников, среди
которых особенно хотелось бы выделить учебное пособие К. С. Гаджиева «Политическая наука», учебник А. И. Соловьева «Политология: политиче-
ская теория, политические технологии», учебник В. П. Пугачева и А. И. Соловьева «Введение в политологию», учебник Л. В. Сморгунова «Сравнительная политология», выдержавших по нескольку изданий и послуживших основой не только для подготовки молодых специалистов-политологов, но и для пополнения своих знаний по политической теории специалистов других областей, политиков-практиков, всех интересующихся политикой.
Фактически все первые политологические учебники, а их выпущено уже несколько десятков, служили не только делу образования и подготовки кадров профессиональных политологов, но и самообразования различных категорий россиян от домохозяек до директоров предприятий, начальников государственных ведомств и министров.
Конец 1980-х и 1990-е годы в России стали временем коренных перемен практически во всех сферах жизни. При этом политическая реформа выступала инициатором и катализатором реформ правовой, административной, экономической, финансовой, социальной, культурной и др. В публичную политику ринулись сотни тысяч новых людей, избиратели получили, наконец, право свободного выбора из нескольких кандидатур, полит-технологи — новые возможности применения своих умений.
Тяга к современному политологическому знанию достигла апогея. Несмотря на то, что курсы политологии стали преподаваться во всех вузах, аудитории ломились от желающих приобщиться к политической науке, а активность на семинарах достигала точки кипения. Все это вызывало колоссальный спрос на политологическую литературу. Такому лавинообразному спросу соответствовала и стратегия издательств: издавать как
можно больше книг о политике и, в первую очередь, учебных пособий. Но большая часть учебных пособий в таких условиях приобретала научнопопулярный характер.
Но все течет и все меняется. Центр тяжести российских реформ из политической области переместился в социальноэкономическую. Лавинообразный спрос
на политологическое знание в общих чертах удовлетворен. Теперь публичной политикой занимаются профессионалы, а на политологические факультеты и отделения поступают по призванию. Это не означает, что совершенно исчезла необходимость в политологической литературе научно-
популярного характера, но это означает, что кроме такой литературы требуются совершенно определенные учебные пособия, отражающие состояние и тенденции современной политической науки в XXI в. В число таких учебников, изданных в последнее время в России, несомненно, вошли : « Основы полити -ческой теории» А. А. Дегтярева (М., 1998), «Политология» под ред. М. А. Ва-силика с «Хрестоматией» и «Практикумом» (М., 1999), «Современные политические теории» Т. А. Алексеевой (М., 2000), «Политология», руководитель
авторского коллектива А. Ю. Мельвиль (М., 2004), «Политология» под ред. А С. Тур-гаева, А. Е. Хренова с «Хрестоматией» и «Альбомом» схем (СПб., 2005), «Теория политики» Р. Т. Мухаева (М., 2005) учебник под ред. В. А. Гуторова и В. А. Ачкасова «Политология» (М., 2007), учебное пособие под ред. В. А. Ачкасова и С. А. Ланцова «Мировая политика и международные отношения» (СПб.,
2007).
Рецензируемое учебное пособие создано коллективом авторов политологического отделения факультета международной коммуникации Балтийского государственного технического университета (БГТУ «Военмех») с привлечением авторов других санкт-
петербургских вузов (СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена) на базе читаемого в течение ряда лет курса для студентов-политологов БГТУ.
Как считают авторы учебного пособия, профессионализация политики предъявляет совершенно иные требования к качеству политологического образования и, в частности, к качеству учебников по политическим наукам, а именно: каждый учебник должен быть рассчитан на совершенно определенный, эксклюзивный курс, освещающий ________________________________ 283
определенную отрасль политологического знания.
Рецензируемое учебное пособие предназначено для учебно-методического обеспечения такого важного для студентов-политологов, базового курса, как «Теория политики» и содержит подробное изложение современных политических теорий по всем основным темам дисциплины, а именно: теория власти; теория политической системы; теория избирательных систем; теории демократии и демократического транзита; теории политических режимов; теория партий и партийных систем и политических сообществ; теории политического процесса; теории политической культуры, политического сознания и идеологий; теории политических коммуникаций и конфликтов; теории мировой политики и геополитики; методология исследований политики.
Каждая его глава написана профессиональным преподавателем на основании собственного курса лекций по соответствующей дисциплине, разумеется, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта РФ. Авторы учебного пособия стремились не только дать основные, устоявшиеся положения по той или иной теме, но и вывести обучаемых на уровень последних достижений политической науки по данной проблематике. Такое стремление заслуживает похвалы и всяческой поддержки. Может быть, не везде это удалось. Например, отсутствуют такие темы, как «Политическая модернизация», «Избирательные кампании», «Политическая социализация» и т. д., но объем учебника, учитывая совершенно определенное количество часов, отпущенных Госстандартом для изучения курса, нельзя увеличивать до «безразмерного». С точки зрения соотношения объема и качества глав и учебника в целом это издание можно считать оптимальным. Лучше других авторам удались главы «Теории власти», «Теория политической системы», «Современные теории демократии», «Политические режимы», «Теория партий и партийных систем», «Политический
процесс», «Гражданское общество». В них читатель, безусловно, найдет не только изложение современных теорий по заявленным проблемам, но и авторские подходы и авторские наработки.
Если говорить об изложении исторического пути развития теории политики, то авторы учебного пособия придерживаются схемы: 1) институциональный или традиционный этап; 2) бихевиора-листский этап (1930-1960 гг.); 3) постби-хевиоралистский этап, который начался в 1970 г. Постбихевиорализм берет свое начало, и в этом нельзя не согласиться с авторским коллективом, с развития когнитивной теории, которая дала возможность нивелировать самое слабое место бихевиорализма, а именно — игнорирование сознания.
В то же время в учебном пособии не разведены теория политики, как теоретическая и методологическая основа практической политики, и теория политики, как учебный курс. Правда, авторы отличают курс политологии от курса теории политики. По их мнению, курс политологии должен означать предмет, читаемый не политологам, в отличие от курса теории политики, преподаваемого исключительно политологам. Вопрос этот, по нашему мнению, дискуссионный.
Вызывает уважение тщательность, с которой изложен раздел «Методология теории политики». В нем нашлось место описанию общенаучных и общетеоретических методов, подходов и методов социальных наук, но собственно методы политических наук изложены весьма кратко. С одной стороны, это указывает на заимствование, а подчас и совпадение методов политических и других социальных наук, например, социологии, экономики, социальной психологии и антропологии, изложенных, кстати, достаточно подробно и убедительно, с другой — открывает всем пишущим учебники по политическим наукам простор для поиска, уточнения и изложения указанного раздела, который, как нам кажется, не дол-
жен обходить ни один автор подобных изданий.
Как специалист в области международных отношений не могу пройти мимо раздела «Направления и школы в исследовании мировой политики», который также выглядит слишком кратким и упрощенным. Правда его существенно дополняет раздел «Геополитика», — ив этот состоит, нам кажется, одна из интересных находок редактора учебного пособия. Действительно, чтобы понять различие и взаимодополняемость теории международных отношений и мировой политики, с одной стороны, и геополитики, с другой стороны, следует прежде всего ознакомиться с ними в кратком изложении, в виде лекций в курсе теории политики, их последовательно изучить и сравнить. После этого уже можно читать отдельные более или менее обширные курсы по той и другой дисциплине.
Рецензируемый учебник содержит достаточное количество схем, графиков, таблиц и других наглядных построений, снабженных необходимыми комментариями, что позволяет представить курс в электронном виде и вообще успешно реализовывать принцип наглядности обучения.
Учебное пособие, как сформулировали авторы, основано на принципах последовательности, систематичности, оптимального соотношение уровня трудности и доступности материала, наглядности в обучении, связи теории политики с текущей политикой, активности и заинтересованности студентов. Оно отвечает современным требованиям и может быть использовано как студентами, так и аспирантами, обучающимся по политологическим специальностям.
Оно будет интересно преподавателям-политологам, политологам, занимаю-
щимся консалтингом, организацией избирательных кампаний, политикам-
практикам, всем, интересующимся проблемами современной политики. В частности, практикующие политики найдут здесь довольно краткое и достаточно доступное изложение современных политических теорий по таким важным для них темам, как «Политическая конфлик-
тология», «Религия и политика», «Политические идеологии», «Национальный фактор в политике», «Теория по-стматериалистической политической культуры» и т.д., знание которых сегодня постоянно востребовано. Партийные функционеры имеют возможность познакомиться с современным состоянием теории партий и партийных систем, узнать подробности разворачивающего во всем мире (разумеется, в России тоже) процессов институционализации и конституционализации партий, условиями формирования бипартийных и мультипартийных систем, взаимосвязями, существующими между партийной и избирательной системами. Специалисты по политическому консалтингу найдут для себя изложение новых теорий партий и групп давления, роли и места лоббизма в современном обществе. Организаторам избирательных кампаний полезно, как нам кажется, познакомиться с темами и разделами: «Политический процесс», «Политические изменения», «Избирательные системы», «Политические коммуникации», «Политическое лидерство»,
«Теории политических элит». Для преподавателей политологии и, особенно, курса «Теория политики» интересно будет само построение учебного пособия, принципы изложения материала, соотношение между темами и последовательность их изложения и, что немаловажно, — доступность и, одновременно, довольно высокий теоретический уровень курса.
В настоящее время рецензируемое учебное пособие уже положено в основу курсов «Теория политики», читаемых для политологов в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» (БГТУ, Санкт-
Петербург) и Российской академии государственной службы (РАГС, Москва). Отдельные блоки учебника используются при чтении курсов в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (РГПУ, Санкт-Петербург) и Государственного университета культуры и искусств (ГУКИ, Санкт-Петербург).
И последнее, учебное пособие «Теория политики» хорошо «стыкуется» с вышедшей два года назад в издательстве «Питер» тиражом 4000 экземпляров «Хрестоматией по политологии», авторы-составители Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Общие подходы, тематика, последовательность тем в Хрестоматии практически совпадают, в крайнем случае, коррелируют с подходами, тематикой и последовательностью тем «Теории политики». Поэтому считаю логичным, когда некоторые вузы, взяв за основу рецензируемое учебное пособие, заку-
пают и указанную Хрестоматию, содержащую большое количество современных разработок ведущих политологов различных школ, в том числе российской.
В заключение хочу выразить признательность авторскому коллективу и его руководителю профессору Исаеву Б. А. за существенный вклад в наше общее дело — создание учебников и учебных пособий для политологов, развитие методологии построения такого сложного курса, как «Теория политики», методики его преподавания и изучения.
И. Н. Барыгин
Исаев Б. А., Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. - 395 с.
Быстро растущий книжной рынок учебной продукции располагает в современное время достаточно обширным ассортиментом учебной литературы. Однако в основном он охватывает дисциплины федерального компонента общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Что касается общепрофессиональных дисциплин направления (специализации), то здесь еще сохраняется недостаток учебной литературы, так как курсы лекций выпускаются авторами в учебных заведениях в основном для «внутреннего потребления» маленькими тиражами. Поэтому публикация в крупном издательстве значительным тиражом учебного пособия по специализированной дисциплине является важным шагом, призванным частично восполнить данный пробел.
Учебный курс «Политические отношения и политический процесс в современной России» занимает важное место в подготовке российский политологов. Именно при изучении тематики данной дисциплины они более всего ощущают себя не просто будущими специалистами в области политики, а российскими политологами, не просто аналитиками политических процессов, а исследователями российских политических изменений, изучающими российскую политиче-286 ___________________________________
скую жизнь, участвующими в российских политических реформах. Выражаясь языком прикладной политологии, если при изучении большинства других политологических курсов студенты должны ощущать себя наблюдателями, то есть сторонними и максимально объективными «свидетелями со стороны», одинаково беспристрастно оценивающими достижения и наработки различных политологических школ, позиции разных теорий, методов и концепций, то при изучении политического процесса в России они не смогут не ощутить себя включенными наблюдателями, непосредственными участниками той политической борьбы и тех изменений, которые имеют место в нашей стране.
Авторы учебного пособия — доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Балтийского государственного технического университета «Военмех» Б. А. Исаев, являющийся известным специалистом в области партологии и геополитики, и доцент той же кафедры, кандидат политических наук, доцент Н. А. Баранов, специализирующийся на демократической проблематике. Вуз, известный своими выпускниками в области оборонной промышленности, в на-