Научная статья на тему 'Теория поколения: понятие и характеристика'

Теория поколения: понятие и характеристика Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6104
935
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / ТЕОРИЯ / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ЦЕННОСТИ / КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ / GENERATION THEORY / VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шишкунова В.А.

Рассматривается актуальная тема «Теории Поколений».Их изменение и движение с течением времени. Как люди приобретали возрастные ценности, характерные этому периоду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY GENERATION: THE CONCEPT AND CHARACTERISTICS

The article Examines the topical issue "Theory of Generations". Change and movement over time. As people acquire age-related values, characteristic of this period.

Текст научной работы на тему «Теория поколения: понятие и характеристика»

УДК 331

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА

В. А. Шишкунова Научный руководитель - А. Н. Малюгина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: shishkunova.1998@mail.ru

Рассматривается актуальная тема «Теории Поколений».Их изменение и движение с течением времени. Как люди приобретали возрастные ценности, характерные этому периоду.

Ключевые слова: Поколение, теория, теория поколений, ценности, конфликт поколений THEORY GENERATION: THE CONCEPT AND CHARACTERISTICS

V. A. Shishkunova Scientific supervisor - A. N. Malyugina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: E-mail: shishkunova.1998@mail.ru

The article Examines the topical issue "Theory of Generations". Change and movement over time. As people acquire age-related values, characteristic of this period.

Keywords: Generation theory, generation theory, values.

Теория поколений создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие, как «поколение». Их внимание привлек известный «конфликт поколений», который не связан с возрастными противоречиями. Адаптацию теории поколений для России в 2003—2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис [1-3].

В основу данной теории лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. Это связано с тем, что ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий, всего контекста, в котором он находится в период взросления. Значение имеет все: экономические, социальные, технологические, политические факторы. Формирование ценностей происходит согласно данной теории примерно до 12—14 лет.

Сейчас в России живут представители следующих поколений (в скобках указаны годы рождений).

• Величайшее поколение (1900—1923).

• Молчаливое поколение (1923—1943).

• Поколение беби-бумеров (1943—1963).

• Поколение Х («Икс») (1963—1984).

• Поколение Y («Игрек») (1984—2000).

• Поколение Z «Зэд» (c 2000).

Величайшее поколение (1900—1923).

Базовые ценности людей, принадлежащих к данному поколению, формировались до середины 30-х годов прошлого века. На эти годы, как мы помним, пришлись революции, Гражданская война, коллективизация, электрификация. Их отличают трудолюбие, ответственность,

Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»

вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений. Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья.

Молчаливое поколение (1923—1943).

Ценности этих людей формировались до середины 50-х годов. Все мы помним этот интервал времени: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, сначала разрушение страны, потом восстановление; открытие антибиотиков.

Понятие «семья» для них — святое понятие. Только в семье он может говорить на любые темы, обсуждать проблемы, потому что родные точно не предадут и не подведут. В остальных же местах они будут контролировать себя. Отсюда и название поколения — молчаливое. То, что в это время были открыты антибиотики, которые перевернули всю мировую медицину, внушило им безоговорочное уважение к врачам. Слова докторов — это закон, который не поддается обсуждению. Люди, принадлежащие к данному поколению, уважают законы, должности и статусы других людей, они очень законопослушны.

Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.

Поколение беби-бумеров (1943—1963)

События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей людей данного поколений: конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.

Наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. Они выросли в настоящей супердержаве. Они верили в свою страну так, как не верили ни до них, ни после них, и верят, наверное, до сих пор. События, которые предопределили судьбу этого поколения, очень мощные. Эти люди — оптимисты, командные, коллективные люди. Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.

Поколение Х, или Неизвестное поколение (1963—1984)

Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.

Сейчас в бизнесе это самое многочисленное поколение. Это так называемое поколение с ключом на шее, дети, которые приучались к ранней самостоятельности, сами делали уроки, умели разогревать себе обеды, оставленные на плите. Их родители — «бумеры» считали, что чем лучше ребенок научится справляться с трудностями, тем проще ему будет жить. Поэтому они не облегчали жизнь своим детям и могли даже усложнять из педагогических целей. Ключ на шее — символ ранней самостоятельности. «Иксы» делают выводы, основываясь на собственном опыте, но при этом сильно ориентированы на мнение близких людей. Главная ценность «иксов» — иметь возможность выбора. Лучшая работа для них — та, которая позволяет проявить свои творческие способности [1, 2].

Поколение Y, или поколение Миллениум, Next (1984—2000)

Ценности: свобода, развлечения, результат как таковой. В систему ценностей этих людей также включены понятия «гражданский долг» и «мораль», «ответственность», но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.

В исследованиях поколение Y еще называют Поколением большого пальца в связи с тем, что сотовый телефон для них существовал практически всегда и эти ребята умеют очень быстро писать SMS. Они очень похожи на представителей Величайшего поколения, представители которого родились в начале прошлого века. Такие же категоричные. Важные особенности. Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая была присуща их родителям. Они выросли уверенными в собственной ценности. В связи с тем, что внешняя среда вокруг них менялась очень быстро в период их взросления, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу.

Поколение Z (с 2000)

И, наконец, скажем немного о поколении людей, родившихся после 2000 года и продолжающих рождаться по сей день. Про это поколение пока известно немного, так как ценности даже самых старших представителей поколения Ъ в процессе формирования.

В основе самой теории поколений есть предположение, что поколения не только отличаются друг от друга, они еще и цикличны. Так, как было сказано выше, представители поколения У чем-то похожи на «величайших». Есть также мнения, что поколение Ъ будет очень походить на «молчаливое поколение», которое появилось на свет перед Второй мировой войной. Конечно, мы можем только предполагать, но если теория поколений верна, то они будут примерно такими же, как и те, чье детство пришлось на военные и послевоенные годы.

Какие глобальные события происходят сейчас, во время взросления детей из поколения Ъ [3]? Мировой финансовый кризис, укрупнение бизнеса, создание торговых сетей. Их молчаливость может быть обусловлена еще и повсеместным распространением различных средств связи, они делают выводы на основе информации, которую получили из интернета. Неуклонно сокращается доля живого общения с людьми в пользу виртуального.

Библиографические ссылки

1. Дергунов Т. Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководителя [Электронный ресурс] / Т. Дергунов. - Электрон. дан. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - Режим доступа: http://psixologiya.org/socialnaya/menedzhmenta/2155.html?showall=1

2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений

Жданов Б. Как теория поколений влияет на бизнес [Электронный ресурс] № 4/2012 Информационные технологии для менеджмента - Режим доступа: http://www.topobzor.com/kak-teoriya-pokolenij-vliyaet-na-biznes/.html

© Шишкунова В. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.