Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
поколения / влияние / мотивация / управление персоналом / generations / influence / motivation / personnel management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алекменская В.С.

Данная статья исследует влияние особенностей каждого поколения на успешное управление образовательным персоналом. анализируются уникальные черты бумеров, поколения X, Y и Z, предлагая стратегии адаптации управленческих подходов к потребностям различных групп сотрудников. Статья подчеркивает значение понимания поколенческих различий для улучшения эффективности коммуникации, мотивации и развития персонала в современном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF GENERATIONS AS FACTOR OF PERSONNEL MANAGEMENT IN FIELD OF EDUCATION

This article examines the influence of the characteristics of each generation on the successful management of educational personnel. The unique features of boomers, generations X, H and Z are analyzed, offering strategies for adapting management approaches to the needs of different groups of employees. The article emphasizes the importance of understanding generational differences to improve the effectiveness of communication, motivation and staff development in modern education.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 331.108.2

Алекменская В.С.

студент, кафедра управление персоналом Сибирский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы

(г. Новосибирск, Россия)

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: данная статья исследует влияние особенностей каждого поколения на успешное управление образовательным персоналом. анализируются уникальные черты бумеров, поколения X, Y и Z, предлагая стратегии адаптации управленческих подходов к потребностям различных групп сотрудников. Статья подчеркивает значение понимания поколенческих различий для улучшения эффективности коммуникации, мотивации и развития персонала в современном образовании.

Ключевые слова: поколения, влияние, мотивация, управление персоналом.

В настоящее время можно говорить о том, что проблема применения теории поколений как фактора управления персоналом носит междисциплинарный характер, что объясняет наличие большого количества научных подходов к данной проблеме.

Мотивация является сложным социально-психологическим явлением, которое достаточно широко рассматривается в научной литературы в виде различных теорий и концепций, направленных на выявление основных видов и факторов мотивации.

Под мотивацией понимается некая динамически развивающаяся система факторов, которые тесно взаимодействуют между собой и стимулируют определенные типы поведения, наиболее эффективные для достижения конкретных целей.

Относительно субъектно-объектных отношений можно выделить также такое понятие как мотивационный процесс, который подразумевает под собой намеренные действия субъекта, сформированные в систему, по выработке у объекта определенного типа поведения, которое необходимо для достижения цели, в которой субъект заинтересован.

Исследователями выделяется 7 внешних факторов мотивации, которыми пользуются работодатели для стимулирования своих сотрудников. Они представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1. Внешние факторы профессиональной мотивации [10].

Задача каждого работника при минимальных затратах времени и сил получать максимальные блага от компании, однако такой ситуации достичь очень сложно, а потому каждый работодатель формирует в компании систему стимулирования, которая вынуждает работника или студента для удовлетворения своих потребностей стараться на благо общества.

Для работодателя и руководителя ВУЗа важно, чтобы сотрудник приходил на работу настроенным позитивно, был доволен психологической атмосферой на работе и на занятиях. Исследователями выделяется 7 внутренних факторов

мотивации, которыми также пользуются работодатели и руководители ВУЗов для стимулирования своих сотрудников и учащихся. Они представлены на рисунке 1.2.

Необходимость

оценки руководством

Рисунок 1.2. Внешние факторы профессиональной или учебной мотивации.

Важную роль для профессиональной или учебной мотивации играют также социально-страховые факторы, которые связаны с потенциальной возможностью каждого работника в любой момент по разным причинам потерять трудоспособность а студента - возможности учиться. Если компания имеет развитую систему мотивации персонала, а ВУЗ - учащихся то они окажут каждому работнику и обучающемся необходимую помощь.

Каждое поколение, начиная с молодого возраста и заканчивая предпенсионным и пенсионным, имеет свои уникальные потребности и цели, которые оно реализует в трудовой деятельности.

В соответствии с этим, руководитель компании или предприятия, где работают люди разных поколений, должны выстраивать дифференцированную

систему мотивации, в которой будут присутствовать как общие, так и обусловленные возрастной группой методы стимулирования.

На рисунке 1.5 представлены методы трудовой мотивации, которые могут применяться для работников организации поколения X (зрелые люди и люди предпенсионного возраста).

Методы мотивации для поколения X

■ ^ ■

К ор пор атнвные Путевки В Социально -

мероприятия в санатории и дома культурные

ретро стипе отдыха мероприятия в

соответствии с

возрастом

Рисунок 1.5. Методы трудовой мотивации, которые могут применяться для работников организации поколения X [Разработано автором].

Указанные методы мотивации будут интересны для людей, имеющих жизненный опыт, ограниченные возможности из-за старения организма и определенные социально-культурные потребности.

Важно отметить, что методы трудовой мотивации, которые могут применяться для работников организации поколения X, по сути, являются стандартными и не требуют от руководителя специальных знаний и ресурсов.

На рисунке 1.6 представлены методы трудовой мотивации, которые могут применяться для работников организации поколения У (люди среднего возраста).

Рисунок 1.6. Методы трудовой мотивации, которые могут применяться для работников организации поколения У [Разработано автором].

Для поколения У методы мотивации должны быть несколько иными, поскольку они еще ведут активную жизнь и стремятся к познанию, путешествиям и общению с коллегами [12].

На рисунке 1.7 представлены методы трудовой мотивации, которые могут применяться для работников организации поколения Ъ (молодой возраст).

Методы мотивации для поколения Ъ

I--1

Корпоративные Конкурсные Билеты в клубы для

мероприятия в виде программы с молодежи

квестов активным участием и призами

Рисунок 1.7. Методы трудовой мотивации, которые могут применяться для работников организации поколения Ъ [Разработано автором].

Для молодого поколения важнее активные виды деятельности, а потому мотивация для них должна учитывать эту потребность. В частности, корпоративные мероприятия лучше проводить в виде квестов, конкурсы организовывать на основе активного участия сотрудников, а в качестве поощрения за хорошую работу руководитель может дарить молодым сотрудникам билеты в молодежные клубы.

Таким образом, дифференцированный подход к управлению персоналом и, в частности, мотивации сотрудников, является важным и эффективным для успешного взаимодействия руководителя и работников в современных социально-экономических условиях. Все общие методы трудовой мотивации, которые могут применяться для всех поколений работников организации, предполагают определенные материальные привилегии, в частности, прямое денежное стимулирование в виде премий, конкурсы, например, «Сотрудник месяца», которые предполагают денежный приз, а также подарки и скидки на товары и сувениры. Поэтому материальное стимулирование будет интересно для сотрудников мне зависимости от типа поколения. Помимо этих методов, для каждого поколения может быть эффективен индивидуальный комплекс, который предполагает соответствие мотивации потребностям и целям определенной возрастной группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агафонова, М.С., Кадомская, О.Г. Мотивация персонала организации в свете теории поколений / М.С. Агафонова, О.Г. Кадомская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 461-465. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970419.htm (дата обращения: 25.04.2024);

2. Анисько, Е.Л. Инструменты нематериальной мотивации для сотрудников поколения y и z / Е.Л. Анисько // Экономика и социум. - 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-nematerialnoy-motivatsii-dlya-sotrudnikov-pokoleniya-y-i-z?ysclid=lqi4fwuwsm148329033 (дата обращения: 25.04.2024);

3. Баженов, С.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / С.В. Баженов // Науковедение. - 2015. - Т. 7. № 4. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/06EVN415.pdf (дата обращения: 25.04.2024);

4. Буханцов, А.В. Методики работы с поколениями (x-z) в организации / А.В. Буханцов // Вестник науки. - 2023. - № 5 (62). Т. 1. - URL: https://www.вестник-науки.рф/агйс1е/7976?у8сМ=^4с7е96§639977907 (дата обращения: 25.04.2024);

5. Депутатова, Л.Н., Шишкина, К.А. Мотивация персонала в контексте теории поколений / Л.Н. Депутатова, К.А. Шишкина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Серия «Социально-экономические науки». - 2019. - URL: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/motivatsiya-persona1a-v-kontekste-teorii-poko1eniy?ysc1id=1qi3krsjmy44334539 (дата обращения: 25.04.2024);

6. Елагин, Г.Б., Микиртумов, И.Б. Споры в Интернете: поколения X, Y и Z / Г.Б. Елагин, И.Б. Микиртумов // Дискурс. - 2020. - Т. 6. № 6. - С. 5-20.

Alekmenskaya V.S.

Russian Academy of Nationa1 Economy and Pub1ic Administration

(Novosibirsk, Russia)

THEORY OF GENERATIONS AS FACTOR OF PERSONNEL MANAGEMENT IN FIELD OF EDUCATION

Abstract: this article examines the influence of the characteristics of each generation on the successful management of educational personnel. The unique features of boomers, generations X, H and Z are analyzed, offering strategies for adapting management approaches to the needs of different groups of employees. The article emphasizes the importance of understanding generational differences to improve the effectiveness of communication, motivation and staff development in modern education.

Keywords: generations, influence, motivation, personnel management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.