ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ Пономарева Е.С.
Пономарева Екатерина Сергеевна - магистрант, направление: менеджмент, магистерская программа: инновационный менеджмент, кафедра государственного, муниципального и корпоративного управления, Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань
Аннотация: в статье анализируются ценности поколений и события, повлиявшие на их становление.
Ключевые слова: поколение, ценности, события.
Теория поколений создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие, как «поколение». Их внимание привлек известный «конфликт поколений», который не связан с возрастными противоречиями. Адаптацию теории поколений для России в 2003 - 2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис.
В основу данной теории лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. Это связано с тем, что ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий, всего контекста, в котором он находится в период взросления. Значение имеет все: экономические, социальные, технологические, политические факторы. Формирование ценностей происходит согласно данной теории примерно до 12 - 14 лет.
Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:
Поколение GI или поколение Победителей (1900 - 1923 г. р.)
События, сформировавшие их ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация.
Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.
Молчаливое поколение (1923 - 1943 г. р.)
События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков.
Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.
Поколение Беби-Бумеров (1943 - 1963 г. р.)
События, сформировавшие ценности: советская «оттепель», покорение космоса, СССР — мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.
Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.
Поколение Х или Неизвестное поколение (1963 - 1984 г. р.)
События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане.
Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
Поколение Y/Игреки или Поколение Милениум, Сети, Next (1984 - 2000 г. р.)
События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет — их привычная действительность. Эпоха брендов.
Ценности: свобода, &п (веселье), результат как таковой. В систему ценностей этой группы также включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение [1]. Поколение Ъ (с 2000 г. р.)
Те же, кто родился после 2000 года, относятся к поколению Ъ. Этих людей пока что рано оценивать с точки зрения профессионализма, учитывая их возраст. И сказать о том, какие ценности будут превалировать в их сознании, не представляется возможным в данное время [2].
Список литературы
1. «Амплуа» // Теория поколений, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trainings.ru/library/dictionary/teoriyapocoleniy/ (дата обращения: 14.10.2017).
2. Ногалес К.С. 4Ьшп // Теория поколений XYZ, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://4brain.ru/blog/ (дата обращения: 14.10.2017).