Научная статья на тему 'Теория оценки синергетической стоимости деловой репутации предприятия на базе квантово-механического подхода'

Теория оценки синергетической стоимости деловой репутации предприятия на базе квантово-механического подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / МАТРИЦА ПЛОТНОСТИ ВЕРОЯТНОСТИ / ЭГРЕГОР / ГРАДИЕНТ ЭНЕРГИИ / КВАНТОВЫЙ ДОМЕН / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / QUANTUM MECHANICS / GOODWILL / INTANGIBLE ASSETS / PROBABILITY DENSITY MATRIX / EGREGOR / ENERGY GRADIENT / THE QUANTUM DOMAIN / VALUATION / ENERGY POTENTIAL / SOCIAL MODULE / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габрин Константин Эдуардович, Иванов Алексей Евгеньевич, Матвийшина Евгения Михайловна, Чернецова Юлия Александровна

Статья посвящена описанию теоретического базиса определения и оценки деловой репутации предприятий на базе квантово-механического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Габрин Константин Эдуардович, Иванов Алексей Евгеньевич, Матвийшина Евгения Михайловна, Чернецова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantum mechanical approach as a tool for estimation theory for synergetic enterprise goodwill value

The article is devoted to the theoretical basis description of enterprise goodwill evaluation and estimation based upon quantum mechanical approach.

Текст научной работы на тему «Теория оценки синергетической стоимости деловой репутации предприятия на базе квантово-механического подхода»

Экономика и финансы

УДК 658.1 + 338.22 ББК У9(2)30-18

ТЕОРИЯ ОЦЕНКИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТОИМОСТИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА БАЗЕ КВАНТОВО-МЕХАНИЧЕСКОГО ПОДХОДА

К.Э. Габрин, А.Е. Иванов, Е.М. Матвийшина, Ю.А. Чернецова

Статья посвящена описанию теоретического базиса определения и оценки деловой репутации предприятий на базе квантово-механического подхода.

Ключевые слова квантовая механика, деловая репутация, нематериальные активы, матрица плотности вероятности, эгрегор, градиент энергии, квантовый домен, оценка стоимости, энергетический потенциал, социальный модуль, предприятие.

Настоящая статья является продолжением серии публикаций [6, 7, 8], посвященных разработке альтернативных методов расчета стоимостного эквивалента деловой репутации предприятия, а также корректировке этого понятия с учетом противоречий, накопившихся в различных интерпретациях этого феномена у разных исследователей.

Суть предлагаемого подхода заключается в том, что экономический субъект представляется в виде организованного набора кубитов, каждый из которых является квантово-механической моделью индивидуального сознания [5, 7]. Такая квантово-механическая система может быть описана с помощью понятийного аппарата и математических моделей, изложенных в современных интерпретациях квантовой механики. Подобный подход к моделированию позволяет рассматривать состояние системы-предприятия с позиции квантовой вероятности, что дает явные преимущества в оценке текущего состояния экономических субъектов и прогнозирования этих состояний в будущем [7, 8].

Большинство подходов к определению деловой репутации предприятия подразделяется на три группы.

1. Деловая репутация - нематериальный объект, который имеет стоимостное выражение, т. е. является экономическим активом и определяется разницей между ценой предприятия и стоимостью его активов и обязательств. (ПБУ 14/2007, И.В. Шер, С. Стерн, В.В. Ковалев, И.А. Бланк и

др.) [1, 14].

2. Деловая репутация - часть НМА предприятия, которая определяется репутацией компании, деловыми связями, торговым знаком, постоянными клиентами и т.д. (Стандарт оценки бизнеса Американского общества оценщиков БУ8-1 «Общие требования к разработке оценки бизнеса»,

Н.А. Абдулаева, Н.А. Колайко А.Г. Грязнова, М. А. Федотова, С.А. Ленская) [13].

3. Деловая репутация - это НМА, позволяющий получать большие прибыли (Ф. Пикслей,

Э. Шмаленбах, К.Д. Ларсон, П.У. Миллер) [14].

Путаница в понятиях «гудвилл», «репутация», «деловая репутация», «интеллектуальные активы», «интеллектуальный капитал», «бренд компании», «доброе имя» и др. говорит о том, что по данному вопросу не существует единого мнения. Поскольку деловая репутация предприятия носит явно выраженный нематериальный характер, то попытки ее исследования с использованием традиционных экономических инструментов зачастую заводят в тупик. Базируясь на методах классической экономической теории, в принципе, невозможно выявить сущность деловой репутации предприятия и описать ее характеристики.

По мнению авторов, деловая репутация предприятия является оценкой синергетического эффекта его деятельности. Синергетический эффект отражает качество работы системы (предприятия) в целом, то есть эффективность использования ее элементов, является следствием взаимодействия большого числа факторов, носящих первично как экономический, так и иной характер и проявляется как достижение рыночных и внутриорганизацион-ных преимуществ перед конкурентами.

Очевидно, что деловая репутация предприятия неотделима от деятельности его персонала, которую авторы предлагают рассматривать с позиции квантово-информационного взаимодействия среды и образуемых работниками социальных модулей.

При таком подходе индивидуальные и коллективные разумы функционируют вне «проявленной» реальности - в зоне, т. н. «квантового домена», - и образуют там сложную иерархию взаимодействующих объектов. Наблюдаемые человеком предметы, эффекты и процессы являются следствием, а не причиной [9, 10]. Все наблюдаемые человеком физические величины можно по-

Габрин К.Э., Иванов А.Е., Матвийшина Е.М., Чернецова Ю.А.

Теория оценки синергетической стоимости деловой репутации предприятия...

лучить из математического образа квантовой системы - ее матрицы плотности вероятности, отражающей реальное объективное состояние системы с определенным энергетическим спектром.

Таким образом, можно сказать, что то, что принято называть деловой репутацией предприятия, является параметром состояния коллективного разума, духа, эгрегора предприятия. Под эг-регором понимается устойчивый комплекс психоэнергетических взаимовлияний, неподконтрольных сознанию обычного индивидуума. Он обслуживает социальный узел (предприятие), обладает свойствами самоподдерживаться, существовать очень длительные периоды времени и помимо сознания людей (на подсознательном уровне) вносить коррективы в содержание их психики и мотивацию поведения [5, 11]. Следовательно, оценка деловой репутации предприятия может быть произведена только в энергетическом представлении -путем математического анализа соответствующей матрицы плотности вероятностей.

В современной экономической науке и практике принято считать, что деловая репутация организации может быть достоверно оценена лишь при осуществлении сделок M&A (Mergers and Acquisitions - слияния и поглощения, англ.), что находит свое отражение и в нормативных документах разных стран, регулирующих оценку и отражение в учете такой категории активов предприятия [1-4, 12]. Однако, исходя из квантово-механического подхода, можно сделать вывод о том, что до момента своей продажи предприятие обладает деловой репутацией, просто она находится не в «проявленном» состоянии наличия или отсутствия, а в суперпозиции этих состояний. Согласно квантовомеханическому подходу, до момента продажи предприятия его деловая репутация находится в суперпозиции состояний, декогеренция которой может привести к признанию деловой репутации в качестве одного из активов предприятия, который может быть оценен классическими методами.

Реализация коллективной воли социального модуля происходит следующим образом. Из Пустоты, находящейся вне времени и пространства, из суперпозиционного состояния «проявляются» (декогерируют) энергетические уплотнения, распределенные в пространстве неким образом - формируется фрагмент пространства. При этом возникают и направленные потоки энергии, за счет которых система возвращается к равновесному состоянию. Появляется «стрела времени» со своим характерным масштабом - периодом установления равновесия. При движении к равновесию «проявившийся» мир локальных объектов (в нашем случае - совокупности ресурсов предприятия) снова «растворяется» в суперпозиции состояний -происходит рекогеренция. Любое изменение состояния системы ведет к изменению распределения энергии, и, следовательно, возникают вполне

реальные, объективные ее градиенты и потоки на тех уровнях реальности, где меняется само состояние. Квантовой статистикой доказано, что статистическое состояние системы зависит только от её энергии, и вероятности всех состояний могут быть выражены в виде функции только от величины её уровня [9, 10].

Напряжённость силового поля эгрегора есть мера быстроты снижения потенциала. Градиент энергии будет характеризовать мощность квантово-механической системы, ее способность к развитию и захвату в свое поле новых индивидуальных сознаний-кубитов. Положительная репутация будет сформирована в том случае, если «кубит-оценщик» будет, образно говоря, захвачен системой кубитов исследуемого предприятия, что будет означать безусловно-положительную его реакцию на деятельность исследуемого предприятия. Когда таких кубитов накопится много, происходит «проявление» деловой репутации из суперпозиционно-го состояния. Единственным условием для корректной реализации квантово-механического подхода при оценке деловой репутации является необходимость непосредственного контакта кубита-исследователя с квантово-механической системой исследуемого предприятия.

Таким образом, то, что называют репутацией или имиджем, это результат взаимодействия (в простейшем случае) двух эгрегоров. След этого контакта при любом бизнес-взаимодействии всегда отражается на обеих сторонах и формирует, соответственно, внешнюю и внутреннюю репутацию.

Из вышеизложенного следует, что оценка деловой репутации должна производится на основе анализа энергетического потенциала интеллектуального ядра предприятия как квантовомеханической системы - с использованием градиента энергии, задаваемого её матрицей плотности вероятности.

Литература

1. Положение по бухгалтерскому учету 14/2007 «Учет нематериальных активов» // Система Консультант Плюс.

2. Стандарт оценки бизнеса Американского общества оценщиков BVS-I «Общие требования к разработке оценки бизнеса».

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы».

4. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнеса».

5. Воложанина, О.А. Управление развитием промышленного предприятия. Теория и методология: монография / О.А. Воложанина. - Челябинск: ООО «Пирс», 2008.

6. Габрин, К.Э. Деловая репутация организации: новый подход к определению и оценке на базе квантово-механической теории / К.Э. Габрин, Е.М. Матвийшина // Строительный комплекс:

2013, т. 7, № 1

21

Экономика и финансы

Экономика, управление и инвестиции: сборник научных трудов. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. - Вып. 9.

7. Габрин, К.Э. Теория и практика оценки нематериальных активов предприятий на основе анализа матрицы плотности вероятности их лидерских групп / К. Э. Габрин, Е.М. Матвийшина // Строительный комплекс: Экономика, управление и инвестиции: сборник научных трудов. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2012.

8. Габрин, К.Э. Оценка нематериальных активов организаций через моделирование взаимодействия объектов проявленной реальности с их базисами в квантовом домене / К.Э. Габрин, Е.М. Матвийшина // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: материалы V Международной научно-практической конференции. - Пинск, Республика Беларусь, 2011.

9. Доронин, С.И. Квантовая магия / С.И. Доронин. - СПб.: Весь, 2007.

10. Доронин, С.И. Нагуализм с точки зрения квантовой теории / С.И. Доронин // Квантовая Магия. - 2004. - Том 1, вып. 4. - С. 4301-4322.

11. Заречный, М. Невидимая глубина Вселенной. Квантово-мистическая картина мира. Структура реальности. Путь человека / М. Заречный. - СПб.: Весь, 2009.

12. Письмак, В. П. Начала отрицания экономики /В.П. Письмак. - М.: Комкнига, 2007.

13. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебное пособие / под ред. Н.А. Абдулаева, Н. Колайко. - М.: ЭКМОС, 2000.

14. Соколов, Я.В. Гудвил: «новая» категория бухгалтерского учета / Я.В. Соколов, М.Л. Пятов // Бухгалтерский учет. - 1997. - № 2.

Поступила в редакцию 5 января 2013 г.

Габрин Константин Эдуардович. Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, управления и инвестиций, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - теория систем, математическое моделирование в экономике, управление развитие, градостроительство. Контактный телефон: (8-351) 267-92-80, e-mail: konsg@mail.ru

Gabrin Konstantin Eduardovich. Doctor of Science (Economics), Professor of the Economics, Management and Investments Department at South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: system theory, mathematical modeling in economics, development control, urban planning. Contact phone number: (8-351) 267-92-80, e-mail: konsg@mail.ru

Иванов Алексей Евгеньевич. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и инвестиций, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - экономическая синергетика. Контактный телефон: (8-351) 267-92-80, e-mail: ivanov.chel@list.ru

Ivanov Aleksey Evgenyevich. Candidate of Science (Economics), Associate Professor at Economics, Management and Investments Department at South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: economic synergetics. Contact phone number: (8-351) 267-92-80, e-mail: ivanov.chel@list.ru

Матвийшина Евгения Михайловна. Старший преподаватель кафедры экономики, управления и инвестиций, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - деловая репутация предприятий. Контактный телефон: (8-351) 267-92-80, e-mail: mem_03@list.ru

Matviyshina Evgeniya Mikhaylovna. Senior lecturer at Economics, Management and Investments Department at South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: enterprise goodwill. Contact phone number: (8-351) 267-92-80, e-mail: mem_03@list.ru

Чернецова Юлия Александровна. Аспирант кафедры экономики, управления и инвестиций, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - инновации в инвестиционно-строительной среде, деловая репутация предприятий, проблемы управления в инвестиционно-строительном комплексе. Контактный телефон: (8-351) 267-92-80, e-mail: cher_ju@mail.ru

Tchernetsova Yuliya Aleksandrovna. Postgraduate student at Economics, Management and Investments Department at South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: innovations in investment and construction sphere, enterprise goodwill, management problems in investment and construction sector. Contact phone number: (8-351) 267-92-80, e-mail: cher_ju@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.