Научная статья на тему 'Теория оптимальности: новый подход к явлению редупликации'

Теория оптимальности: новый подход к явлению редупликации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
421
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНОСТИ / МАТРИЦА СРАВНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ФОРМ / РЕДУПЛИКАЦИЯ / РЕДУПЛИКАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шульга Наталья Владимировна

В статье рассматриваются основные положения теории оптимальности, а также представлен общий алгоритм, описывающий порождение редупликативных форм внутри рассматриваемой теории на примере редупликативных образований белорусского, русского и английского языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория оптимальности: новый подход к явлению редупликации»

УДК 81-139:81'373.611

Н.В. Шульга

Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка

ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНОСТИ: НОВЫЙ ПОДХОД К ЯВЛЕНИЮ

РЕДУПЛИКАЦИИ

В статье рассматриваются основные положения теории оптимальности, а также представлен общий алгоритм, описывающий порождение редупликативных форм внутри рассматриваемой теории на примере редупликативных образований белорусского, русского и английского языков. Ключевые слова: теория оптимальности, матрица сравнения поверхностных форм, редупликация, редупликативные образования.

Одним из видов слово- и формообразования, претендующим на универсальность вследствие наличия в большинстве языков мира, является редупликация (от позднелат. reduplicatio 'удвоение'). Данное явление имеет место и в белорусском, и в русском, и в английском языках в качестве формообразовательного и словообразовательного средства, заключающегося в полном или частичном удвоении основы или всего слова. Например, бел. цю-цю, тф-паф, цапу-лапу; рус. еле-еле, тип-топ, шахер-махер; англ. buddy-buddy - 'дружище', flim-flam -'жульническая проделка', mumbo-jumbo - 'тарабарщина' (подробнее см. [1; 2; 3]).

В настоящее время в зарубежной лингвистике редупликация чаще всего становится объектом исследования в рамках фонологической «теории оптимальности» (англ. Optimality Theory), которой в отечественном языкознании были посвящены два замечательных обзора, выполненных Е. Зубрицкой [4] (проиллюстрированы наиболее значимые положения рассматриваемой теории, а также механизм оценки кандидатов) и И.В. Иосадом [5] (освещены основные этапы становления теории оптимальности, проанализирован общий алгоритм, описывающий порождение форм, а также представлено библиографическое описание основополагающих работ по теме)1. Однако популярность теория оптимальности среди отечественных лингвистов так и не снискала и в специальных исследованиях практически не применяется (редким исключением являются работы С.В. Князева [7, с. 94-100] и Д.А. Паперно [8]).

Таким образом, цель настоящей статьи состоит в освещении основных компонентов теории оптимальности, а также их иллюстрации применительно к редупликативным образованиям (далее - РО).

Зарождение теории

Теория оптимальности сформировалась в начале 90-х годов XX в. в рамках генеративной лингвистики и является одной из наиболее известных и часто применяемых зарубежными лингвистами моделей описания не только редупликации, но и ряда других лингвистических феноменов в области фонологии, синтаксиса и семантики.

Формальный аппарат теории был разработан в фундаментальной работе А. Принса и П. Смоленского «Теория оптимальности: взаимодействие ограничений в генеративной грамматике» [9], опубликованной в 1993 г., а позднее уточнен в трудах А. Принса и Дж. Маккар-ти [10; 11] (последняя работа выполнена непосредственно на материале редупликации в австронезийских языках)2.

Матрица сравнения поверхностных форм

В чем же смысл рассматриваемой теории, которую И.В. Иосад метко назвал своеобразным «алгоритмом принятия решений» [5, с. 104]? Теория оптимальности располагает в своем арсенале особой матрицей сравнения поверхностных форм (англ. comparative tableau), со-

стоящей из трех основных компонентов, универсальных для всех языков: 1) порождения кандидатов, 2) набора ограничений и 3) оценки кандидатов (см. рис. 1):

CD S

Я й £

о ч

ср в

о

С

Глубинная структура

Набор ограничений

1 Input 2 A 3 B

4 ^ candi 5 6 *

7 cand2 8 * ! 9

и

ей « о Й

X ч

е N

Я ч

О § «

Рис. 1. Матрица сравнения поверхностных форм в теории оптимальности

1. Процесс порождения кандидатов состоит из двух ключевых моментов: 1) ввода глубинной структуры (англ. input) (рис. 1, ячейка 1); 2) собственно порождения всех возможных кандидатов (англ. candidate generation), претендующих на «звание» поверхностной формы для данной глубинной структуры (рис. 1, ячейки 4 и 7).

В теории оптимальности возможен ввод неограниченного количества кандидатов [13, с. 4]:

Gen (in;) ^ {candb cand2, ..candn}, (1)

где Gen - функция порождения кандидатов;

in; - глубинная структура;

candn - кандидаты.

Именно эта возможность, именуемая богатством базы (англ. richness of the base), принципиально отличает рассматриваемую теорию от других концепций в рамках генеративной лингвистики.

2. Набор ограничений (англ. set of constraints) (рис.1, ячейки 2 и 3) представляет собой критерии, по которым сравниваются кандидаты для выявления «победителя» (англ. winner) (оптимального кандидата) и «проигравших» (англ. losers).

Существуют два основных вида ограничений: 1) ограничения «преданности» (англ. faithfulness constraints) требуют, чтобы кандидаты соответствовали каким-либо определенным образом глубинной структуре; 2) ограничения маркированности (англ. markedness constraints) требуют, чтобы оптимальный кандидат на роль поверхностной формы для данной глубинной структуры был наименее маркированным.

В теории оптимальности любое ограничение является универсальным (англ. universality)4, то есть во всех языках набор ограничений по своему составу одинаков - варьируется лишь порядок следования ограничений в соответствии с их релевантностью в том или ином языке (англ. ranking).

В матрице сравнения поверхностных форм (рис. 1) порядок ограничений задается слева направо - по мере убывания их релевантности: в нашем примере ограничение А (рис. 1, ячейка 2) является более важным, чем ограничение В (рис. 1, ячейка 3), т.е. A >> B.

3. Оценка кандидатов (англ. candidate evaluation) на предмет их соответствия ограничениям проходит в два этапа.

На первом этапе выявляется, какие ограничения нарушает тот или иной кандидат, при этом процесс оценки осуществляется от наиболее релевантных ограничений к менее существенным (т.е. слева направо). Любое несоответствие ограничению отмечается астериском (рис. 1, ячейки 6 и 8), в то время как нарушение наиболее релевантного ограничения, после которого кандидату не имеет смысла участвовать «в конкурсной борьбе», так как другие кандидаты данное ограничение не нарушают (так называемая «логика строгого доминирова-

ния» (англ. strict domination), обозначается астериском с восклицательным знаком (рис. 1, ячейка 8), а оставшиеся ячейки «проигравшего» кандидата затемняются (рис. 1, ячейка 9). Пустая ячейка означает, что кандидат не нарушает данное ограничение (рис. 1, ячейка 5) и может продолжить участие в конкурсном отборе.

На втором этапе «претендентов на победу» сравнивают между собой (в ячейке победителя ставится значок направленного вправо указательного пальца (рис. 1, ячейка 4)), в результате чего выводится оптимальный кандидат (англ. optimal output) - кандидат, нарушивший минимальное число наименее значимых ограничений [13, с. 4]:

Eval (Г m, {candb cand2, ..., candn}) ^ {candk}, (2)

где Eval - функция оценки кандидатов;

Г - определенная языковая система;

m - релевантность того или иного ограничения в данной языковой системе;

candk - оптимальный кандидат, «победитель».

В нашем случае (см. рис. 1) cand1 лучше подходит на роль поверхностной формы для заданной глубинной структуры, так как он, во-первых, нарушает меньшее количество ограничений по сравнению с cand2, а во-вторых (и это самое главное), не нарушает ограничений самого высокого ранга5.

Используем матрицу сравнения для «предсказания» оптимальной поверхностной формы второй части аблаутивного РО (фонетическое различие между компонентами такой лексической единицы представлено ударным гласным при аллитерации начальных согласных типа бел. тнг-понг (от англ. ping-pong), рус. хип-хап 'как-нибудь', англ. shick-shack (day) 'День королевского дуба')6.

Для начала установим (на основе имеющихся у нас эмпирических данных) набор ограничений, релевантных для РО рассматриваемого типа в русском языке7 (рис. 2):

Max-br: количество морфем в первой части аблаутивного РО должно соответствовать количеству морфем во второй части.

Ident-BR (р): между компонентами аблаутивного РО должно быть представлено различие, выраженное исключительно ударным гласным.

Ident-BR (High): оппозиции гласных звуков внутри компонентов аблаутивных РО происходят в пределах разных подъемов - гласные верхнего подъема предшествуют гласным нижнего / среднего подъема, и наоборот.

Как видно, «чудные», придуманные нами образования тик-птик, тик-тойк, тик-ик не только не являются аблаутивными, но и не существуют в кодифицированном русском языке.

Лексические единицы тик-тик и тик-кап, встречающиеся в художественной литературе, по определению не являются аблаутивными:

В столовой, перебив мирное тик-тик, закурлыкал телефон [17].

К чертовой матери. Тик-кап... тик-кап... - капает время [18].

Таким образом, самым удачным вариантом на роль второго компонента аблаутивного РО, начинающегося с рус. тик, являются кандидаты -так и -ток, полностью удовлетворяющие набору релевантных ограничений. И действительно, «право на жизнь» таких форм, доказывается наличием уже зафиксированных в литературных источниках аблаутивных образований:

/тик-?/ Max-br Ident-BR (и) Ident-BR

^ тик-так

^ тик-ток

(?) тик-тук *

тик-птик * !

тик-тойк * !

тик-ик * !

тик-тик * !

тик-кап * !

Рис. 2. Применение матрицы сравнения для определения оптимального кандидата на роль второй части аблаутивного РО

Завтра, тик-так, хип-хоп, мы придем и всех вас перекидаем! [19].

Но почему-то теперь, когда до свадьбы осталось не больше месяца, она стала испытывать страх, беспокойство, как будто ожидало ее что-то неопределенное, тяжелое. «Тик-ток, тик-ток... - лениво стучал сторож [20].

Реально существующим является и аблаутивное РО тик-тук, нарушающее ограничение более низкого порядка (верхний передний гласный противопоставлен здесь верхнему заднему гласному):

Зачем вообще эти ходики допотопные? Тик-тук, тик-тук... Когда есть еще люди или чем-нибудь занимаешься, их не слышно, а сейчас - как молоточком по мозгам [21].

Матрица сравнения, разработанная внутри теории оптимальности, обладает значительной объяснительной силой, позволяя на логическом основании выделить наиболее подходящую поверхностную форму для той или иной глубинной структуры. Победитель среди кандидатов выявляется путем «конкурсного отбора» посредством специальных критериев - ограничений, которые самый оптимальный кандидат может нарушать лишь тогда, когда они по важности являются наименее значимыми.

Библиографический список

1. Шульга, Н.В. Фономорфологическая структура редупликативных слов белорусского, русского и английского языков / Н.В. Шульга // Весщ БДПУ. Сер. 1. Педагопка. Пахалопя. Фшалопя. - 2010. - № 3. - С. 62-66.

2. Шульга, Н.В. Словообразовательные и формообразовательные модели редупликативных единиц : на материале белорусского, русского и английского языков / Н.В. Шульга // Весщ БДПУ. Сер. 1. Педагопка. Пахалопя. Фшалопя. - 2011. - № 4. - С. 34-38.

3. Шульга, Н.В. Функциональная характеристика некоторых подтипов рифмованных редупликативных образований / Н.В. Шульга // Весшк МДПУ iмя I. П. Шамяшна. - 2011. - № 4. - С. 108-112.

4. Зубрицкая, Е. Теория оптимальности / Е. Зубрицкая // Современная американская лингвистика : фундаментальные исследования : сб. обзоров / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова ; под ред. А.А. Кибрика [и др.]. - М., 2002. - С. 200-203.

5. Иосад, И.В. Теория оптимальности : обзор основной литературы / И.В. Иосад // Вопросы языкознания. - 2008. - № 4. - С. 104-121.

6. Теория оптимальности в лингвистике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=33729202.

7. Князев, С.В. О критериях слогоделения в современном русском языке : теория волны сонорности и теория оптимальности / С.В. Князев // Вопросы языкознания. - 1999. - № 1. - С. 84-102.

8. Паперно, Д.А. Ограничения в морфосинтаксисе: «сговор» в бен / Д.А. Паперно // Африканский сбор-ник-2009 : сб. науч. ст / МАЭ РАН ; редкол.: В.Ф. Выдрин [и др.]. - СПб, 2009. - С. 391-402.

9. Prince, A. Optimality Theory: Constraint interaction in generative grammar [Electronic resource] / A. Prince, P. Smolensky. - Mode of access: http://roa.rutgers.edu/files/537-0802/537-0802-PRINCE-0-0.PDF.

10. McCarthy, J. Prosodic Morphology: Constraint Interaction and Satisfaction [Electronic resource] / J. McCarthy, A. Prince. - Mode of access: http://roa.rutgers.edu/files/482-1201/482-1201-MCCARTHY-0-0.PDF.

11. McCarthy, J. Faithfulness and Reduplicative Identity / J. McCarthy, A. Prince // Massachusetts occasional papers in linguistics / University of Massachusetts. - Massachusetts, 1995. - Vol. 18: Papers in optimality theory. -P. 249-384.

12. The Rutgers Optimality Archive [Electronic resource]. - Mode of access: http://roa.rutgers.edu/files.html.

13. McCarthy, J. The Emergence of the Unmarked: Optimality in Prosodic Morphology [Electronic resource] / J. McCarthy, A. Prince. - Mode of access: http://roa.rutgers.edu/files/13-0594/13-0594-MCCARTHY-0-0.PDF.

14. Optimality theory [Electronic resource]. - Mode of access: http://en.wikipedia.org/w/index.php?ti-tle=Optimality_theory&oldid=475337759.

15. Minkova, D. Ablaut reduplication in English: the criss-crossing of prosody and verbal art / D. Minkova // English Language and Linguistics. - 1999. - № 6. - P. 133-169.

16. Oak Apple Day [Electronic resource]. - Mode of access: http://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Oak_Ap-ple_Day&oldid=446384747.

17. Рыбаков, В. Гравилет «Цесаревич» [Электронный ресурс] / В. Рыбаков. - Режим доступа: http://lib.ru/RYBAKOW/gravilet.txt.

18. Полонский, Г. Дайте мне человека... [Электронный ресурс] / Г. Полонский. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/polonsky/text/prose/story/dajte.html.

19. Гиголашвили, М. Чертово колесо [Электронный ресурс] / М. Гиголашвили. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/212020/read.

20. Чехов, А. Невеста [Электронный ресурс] / А. Чехов. - Режим доступа: http://public-library.narod. ru/Chekhov. Anton/nevesta. html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Сенчин, Р. Елтышевы [Электронный ресурс] / Р. Сенчин. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/206963/read.

Примечания

1 Общая информация на русском языке по теории оптимальности также представлена в [6].

2 Более тысячи работ, выполненных в рамках теории оптимальности, включая цитируемые труды, находятся в свободном доступе в архиве Рутгерского университета [12].

3 С.В. Князев помимо термина «ограничение» широко использует синонимичное понятие «запрет» [7, с. 95-96].

4 Универсальный характер ограничений позволяет выдвигать некоторые гипотезы: если языки отличаются только порядком следования ограничений («ранжированием» по терминологии И.В. Иосада [5, с. 114]), то логично предположить, что, подсчитав все возможные комбинации порядка следования ограничений в соответствии с их релевантностью, можно определить количество потенциальных грамматик, которое будет равно

факториалу общего количества ограничений (факториал числа n представляет собой произведение всех натуральных чисел до n включительно) [14].

5 Следует помнить, что в теории оптимальности победителем может оказаться тот кандидат, который в отличие от других, нарушает все ограничения, кроме одного - ограничения самого высокого ранга (см. [5]). Также не стоит забывать, что для одной и той же глубинной структуры в победителях могут оказаться разные кандидаты в зависимости от того, ограничения какой группы рассматриваются: ограничения преданности [15, c. 147-148] или ограничения маркированности [15, с. 163].

6 День королевского дуба (англ. Royal Oak Day или Oak Apple Day) - английский праздник, ежегодно отмечаемый 29 мая в честь реставрации монархии в 1660 г. Название связано с Битвой при Вустере (1651), в ходе которой армия «круглоголовых» под предводительством О. Кромвеля разгромила войска короля Карла II, которому удалось бежать, спрятавшись от солдат парламентской пуританской коалиции в дупле дуба.

Традиционно в день праздника в качестве символа верности королю к одежде прикреплялись веточки дуба или чернильные орешки (наросты на дубовых листьях). Забывавших восславить «доблестную» монархию, подстерегали следующие виды «наказаний»: их могли забросать куриными яйцами, отхлестать крапивой (отсюда и одно из неофициальных названий праздника - «День дуба и крапивы» (англ. Oak and Nettle Day) или обозвать «мерзавцами-нонконформистами» (англ. shick-shack от фонетически искаженного англ. shitsack 'негодяй') (отсюда и второе неофициальное название праздника - Shick Shack Day) [16].

7 Алгоритм использования матрицы сравнения на материале аблаутивных РО английского языка см. в [15].

© Шульга Н.В., 2012

Автор статьи - Наталья Владимировна Шульга, магистр педагогических наук, аспирант, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, e-mail: Shulga20062006@yandex.ru. Рецензент - В.Д. Стариченок, доктор филологических наук, профессор, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.