ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Тилеухан К.К.1, Отеген Н.О.2
'Тилеухан Камшат Кенесканкызы — магистрант;
2Отеген Нуралы Оразгелдыулы — доктор PhD, старший преподаватель, кафедра методики обучения иностранным языкам, факультет казахской филологии и мировых языков, Казахский государственный женский педагогический университет, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в данной статье рассматривается теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, в частности место теории в обучении иностранному языку.
Ключевые слова: теория множественнеого интеллекта, Говард Гарднер, иностранный язык.
Иностранный язык имеет большой воспитательный диапазон. Он обогащает внутренний мир учащихся, расширяет и воспитывает художественные запросы, воспитывает к международной культуре и дружбе. На начальном этапе обучения обучающиеся могут быстро осваивать материал, однако в связи усложнением материала у учеников могут возникнуть затруднения. Иногда учителя не могут своевременно увидеть проблему и помочь ученикам. Поэтому, обучающиеся приходять к заключению что, учить иностранный язык сложно.
Теория множественного интеллекта основывается на том, что образование должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям каждого ученика. Образование должно должно создать благоприятную среду для разнообразных познавательных возможностей, соответствующих индивидуальному интеллектуальному потенциалу [1].
Говард Гарднер впервые представил свою теорию множественного интеллекта 1983 году «Структура разума: теория множественного интеллекта». Г.Гарднер в течении нескольких лет исследовал человеческий мозг, изучал характеристики мозга, поврежденного в результате инсульта или несчастного случая, мозга одаренных людей, умственно-отсталых, представителей разных этнических культур. По результатам данных исследований он изменил представление об интеллекте, как о едином раз и навсегда определяющем врожденные способности и навыки решения проблем и предположил, что интеллект концентрируется в разных областях мозга, которые взаимодействуют друг с другом, либо работают независимо друг от друга и могут быть развиты при наличии соответствующих условий [2].
Гарднер пишет в своей книге о том, что образовательная программа в основном делает акцент на двух типах способностей - вербально-лингвистических и логико-математических. Если у ученика «должным» образом не проявляется вышеназванные типы способностей, то ученику приходится довольствоваться незначительными успехами и малыми возможностями для реализации академической деятельности. Поэтому, ученики теряют заинтересованнасть и мотивацию для дальнейшего обучения. Для самореализации ему остается внешкольные кружки, секции и тому подобное, где он может заняться тем, что ему действительно интересно [3].
Ниже представлены 8 типов интеллекта, представленных на официальном сайте теории множественного интеллекта:
Вербально-лингвистический интеллект - любят читать, писать, рассказывать, запоминать слова. На уроках можно использовать чтение, упражнения направленные на восприятие слов на слух и зрительно, письмо, дискутирование и дебатирование.
Логико-математический интеллект - любит решать проблемы, задавать вопросы, работать с числами, экспериментировать. Предлагается анализировать данные, использовать логику, таблицы и графики, выстраивать факты в логическом порядке.
Визуально-пространственный интеллект - быстро учатся на зрительных образах, они хорошо извлекают информацию из карт, схем, диаграмм, любят паззлы и головоломки. Для обучения используются цветные картинки или графические символы, работа с компьютерной графикой, изготавливание макетов, поделки и т.д.
Музыкальный интеллект - любят слушать музыку, играть на музыкальном инструменте, петь, легче обучаются иностранным языкам, т.к. легко улавливают и копируют мелодику языка. Можно обучать слушая музыку, использовать музыку для регуляции настроения, сопровождать учебный материал стихами, песенками, рифмовками.
Телесно-кинестетический интеллект - решает поставленные задачи, создает и передает идеи и эмоции посредством движений тела. Запоминать информацию, накладывая ее на движения, делать частые перерывы в занятиях, чтобы поиграть, выполнить несколько физических упражнений, использовать ролевые игры в обучении
Натуралистический интеллект - Любят наблюдать и выявлять различия в условиях жизни в разных странах, интересуются народными традициями. Можно мотивировать их на описание внешнего вида, повадок животных, использовать на уроках иллюстрации природных явлений, животного и растительного мира
Межличностный интеллект - хорошо работают в сотрудничестве, обладают лидерскими и дипломатическими качествами, На занятиях следует использовать групповую работу, поощрять ребенка высказывать собственное мнение, назначать его организатором внеклассных вечеров, викторин и т.п.
Внутриличностный интеллект - дети с данным типом интеллекта лучше понимают собственные эмоций, цели и намерений, внутрений мир. У детей с этим типом интеллекта обостренное чувство собственного достоинства, любят работать в одиночестве. Предлагаются индивидуальные задания, обсуждение сделанного, подробный разбор ошибок, ведение дневника, индивидуальные поручения, например, подобрать материал по теме [4].
Использование теории множественного интеллекта способствует организовать учебный процесс, который будет учитывать разные стили обучения, требующий вовлечения разных типов интеллекта, познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен. Это поможет мотивировать ребенка к обучению и приобрести необходимый опыт.
Список литературы
1. Евстифеева О.В. Школа, где можно учиться своим способом // Эксперимент и инновации в школе, 2012. № 3. С. 5-11.
2. Гарднер Говард. Структура Разума. Теория множественного интеллекта. М., СПб., К.: Вильямс, 2007. 512 с.
3. ЧошановМ. Теория множественности интеллекта // Директор школы, 2000. № 3. С. 69-75.
4. Официальный сайт теории множественного интеллекта: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://multipleinteUigencesoasis.org/about/the-components-of-mi/ (дата обращения: 10.05.2018).
СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Зотова И.В.1, Татаурова А.С.2
'Зотова Ирина Васильевна- кандидат педагогических наук, доцент; 2Татаурова Анна Сергеевна- студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в данной статье представлена характеристика различных подходов к определению понятия общения. В работе раскрывается сущность понятия общения, описана его роль в развитии и становлении личности ребенка. Дана характеристика таких понятий как речевое общение и речевая деятельность. Описываются виды и основные формы общения детей дошкольного возраста. Рассмотрены особенности общения детей пятого года жизни. Особое внимание уделяется значению своевременного развития речи и мышления для общего психического развития и для успешной социализации личности.
Ключевые слова: общение, речевое общение, речевая деятельность, развитие, воспитание, дети дошкольного возраста.
УДК 372.183
В дошкольном возрасте начинают формироваться элементарные навыки общения. Именно в этот период строится фундамент, на котором основано благополучное развитие личности.