Научная статья на тему 'Теория множественного интеллекта как эффективный метод обучения иностранному языку'

Теория множественного интеллекта как эффективный метод обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1948
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННЕОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ГОВАРД ГАРДНЕР / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тилеухан Камшат Кенесканкызы, Отеген Нуралы Оразгелдыулы

В данной статье рассматривается теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, в частности место теории в обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория множественного интеллекта как эффективный метод обучения иностранному языку»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Тилеухан К.К.1, Отеген Н.О.2

'Тилеухан Камшат Кенесканкызы — магистрант;

2Отеген Нуралы Оразгелдыулы — доктор PhD, старший преподаватель, кафедра методики обучения иностранным языкам, факультет казахской филологии и мировых языков, Казахский государственный женский педагогический университет, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассматривается теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, в частности место теории в обучении иностранному языку.

Ключевые слова: теория множественнеого интеллекта, Говард Гарднер, иностранный язык.

Иностранный язык имеет большой воспитательный диапазон. Он обогащает внутренний мир учащихся, расширяет и воспитывает художественные запросы, воспитывает к международной культуре и дружбе. На начальном этапе обучения обучающиеся могут быстро осваивать материал, однако в связи усложнением материала у учеников могут возникнуть затруднения. Иногда учителя не могут своевременно увидеть проблему и помочь ученикам. Поэтому, обучающиеся приходять к заключению что, учить иностранный язык сложно.

Теория множественного интеллекта основывается на том, что образование должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям каждого ученика. Образование должно должно создать благоприятную среду для разнообразных познавательных возможностей, соответствующих индивидуальному интеллектуальному потенциалу [1].

Говард Гарднер впервые представил свою теорию множественного интеллекта 1983 году «Структура разума: теория множественного интеллекта». Г.Гарднер в течении нескольких лет исследовал человеческий мозг, изучал характеристики мозга, поврежденного в результате инсульта или несчастного случая, мозга одаренных людей, умственно-отсталых, представителей разных этнических культур. По результатам данных исследований он изменил представление об интеллекте, как о едином раз и навсегда определяющем врожденные способности и навыки решения проблем и предположил, что интеллект концентрируется в разных областях мозга, которые взаимодействуют друг с другом, либо работают независимо друг от друга и могут быть развиты при наличии соответствующих условий [2].

Гарднер пишет в своей книге о том, что образовательная программа в основном делает акцент на двух типах способностей - вербально-лингвистических и логико-математических. Если у ученика «должным» образом не проявляется вышеназванные типы способностей, то ученику приходится довольствоваться незначительными успехами и малыми возможностями для реализации академической деятельности. Поэтому, ученики теряют заинтересованнасть и мотивацию для дальнейшего обучения. Для самореализации ему остается внешкольные кружки, секции и тому подобное, где он может заняться тем, что ему действительно интересно [3].

Ниже представлены 8 типов интеллекта, представленных на официальном сайте теории множественного интеллекта:

Вербально-лингвистический интеллект - любят читать, писать, рассказывать, запоминать слова. На уроках можно использовать чтение, упражнения направленные на восприятие слов на слух и зрительно, письмо, дискутирование и дебатирование.

Логико-математический интеллект - любит решать проблемы, задавать вопросы, работать с числами, экспериментировать. Предлагается анализировать данные, использовать логику, таблицы и графики, выстраивать факты в логическом порядке.

Визуально-пространственный интеллект - быстро учатся на зрительных образах, они хорошо извлекают информацию из карт, схем, диаграмм, любят паззлы и головоломки. Для обучения используются цветные картинки или графические символы, работа с компьютерной графикой, изготавливание макетов, поделки и т.д.

Музыкальный интеллект - любят слушать музыку, играть на музыкальном инструменте, петь, легче обучаются иностранным языкам, т.к. легко улавливают и копируют мелодику языка. Можно обучать слушая музыку, использовать музыку для регуляции настроения, сопровождать учебный материал стихами, песенками, рифмовками.

Телесно-кинестетический интеллект - решает поставленные задачи, создает и передает идеи и эмоции посредством движений тела. Запоминать информацию, накладывая ее на движения, делать частые перерывы в занятиях, чтобы поиграть, выполнить несколько физических упражнений, использовать ролевые игры в обучении

Натуралистический интеллект - Любят наблюдать и выявлять различия в условиях жизни в разных странах, интересуются народными традициями. Можно мотивировать их на описание внешнего вида, повадок животных, использовать на уроках иллюстрации природных явлений, животного и растительного мира

Межличностный интеллект - хорошо работают в сотрудничестве, обладают лидерскими и дипломатическими качествами, На занятиях следует использовать групповую работу, поощрять ребенка высказывать собственное мнение, назначать его организатором внеклассных вечеров, викторин и т.п.

Внутриличностный интеллект - дети с данным типом интеллекта лучше понимают собственные эмоций, цели и намерений, внутрений мир. У детей с этим типом интеллекта обостренное чувство собственного достоинства, любят работать в одиночестве. Предлагаются индивидуальные задания, обсуждение сделанного, подробный разбор ошибок, ведение дневника, индивидуальные поручения, например, подобрать материал по теме [4].

Использование теории множественного интеллекта способствует организовать учебный процесс, который будет учитывать разные стили обучения, требующий вовлечения разных типов интеллекта, познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен. Это поможет мотивировать ребенка к обучению и приобрести необходимый опыт.

Список литературы

1. Евстифеева О.В. Школа, где можно учиться своим способом // Эксперимент и инновации в школе, 2012. № 3. С. 5-11.

2. Гарднер Говард. Структура Разума. Теория множественного интеллекта. М., СПб., К.: Вильямс, 2007. 512 с.

3. ЧошановМ. Теория множественности интеллекта // Директор школы, 2000. № 3. С. 69-75.

4. Официальный сайт теории множественного интеллекта: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://multipleinteUigencesoasis.org/about/the-components-of-mi/ (дата обращения: 10.05.2018).

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Зотова И.В.1, Татаурова А.С.2

'Зотова Ирина Васильевна- кандидат педагогических наук, доцент; 2Татаурова Анна Сергеевна- студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в данной статье представлена характеристика различных подходов к определению понятия общения. В работе раскрывается сущность понятия общения, описана его роль в развитии и становлении личности ребенка. Дана характеристика таких понятий как речевое общение и речевая деятельность. Описываются виды и основные формы общения детей дошкольного возраста. Рассмотрены особенности общения детей пятого года жизни. Особое внимание уделяется значению своевременного развития речи и мышления для общего психического развития и для успешной социализации личности.

Ключевые слова: общение, речевое общение, речевая деятельность, развитие, воспитание, дети дошкольного возраста.

УДК 372.183

В дошкольном возрасте начинают формироваться элементарные навыки общения. Именно в этот период строится фундамент, на котором основано благополучное развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.