Научная статья на тему 'Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки'

Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
музыкальный стиль / кантата / оратория / симфония / система средств выразительности / многоголосная музыка

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидий Саид Болта-Зода

Музыкальный стиль это понятие, которое характеризует систему средств выразительности, служащую для воплощения определенного содержания и свойственную конкретному историческому периоду; национальной культуре; отдельным направлениям школам; индивидуальным особенностям композиторского письма или игре исполнителя. Столь любимые в народе жанры песня, романс, колыбельная, серенада, баркарола, баллада становятся вокальными жанрами профессиональной музыки. Эволюция и историческое влияние формируют новые жанры вокальной музыки: ария (ариозо, ариетта), каватина, элегия, дуэт, трио. Одновременно развиваются инструментальные жанры: камерные инструментальные и симфонические. Камерные (от позднелат. camera комната), Оркестровые: симфония, симфоническая поэма, оркестровая сюита, рапсодия, концерт; монументальные: кантата, оратория; театральные (сценические): опера, балет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки»

Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки

Саидий Саид Болта-Зода НавГПИ

Аннотация: Музыкальный стиль - это понятие, которое характеризует систему средств выразительности, служащую для воплощения определенного содержания и свойственную конкретному историческому периоду; национальной культуре; отдельным направлениям школам; индивидуальным особенностям композиторского письма или игре исполнителя. Столь любимые в народе жанры - песня, романс, колыбельная, серенада, баркарола, баллада становятся вокальными жанрами профессиональной музыки. Эволюция и историческое влияние формируют новые жанры вокальной музыки: ария (ариозо, ариетта), каватина, элегия, дуэт, трио. Одновременно развиваются инструментальные жанры: камерные инструментальные и симфонические. Камерные - (от позднелат. camera - комната), Оркестровые: симфония, симфоническая поэма, оркестровая сюита, рапсодия, концерт; монументальные: кантата, оратория; театральные (сценические): опера, балет.

Ключевые слова: музыкальный стиль, кантата, оратория, симфония, система средств выразительности, многоголосная музыка.

The theory of magnetic effects of other voices in polyphonic

music

Saidiy Said Bolta-Zoda NavSPI

Abstract: Musical style is a concept that characterizes a system of expressive means that serves to embody a certain content and is characteristic of a specific historical period; national culture; individual directions to schools; individual features of the composer's writing or the performance of the performer. Genres so beloved by the people - song, romance, lullaby, serenade, barcarolle, ballad - become vocal genres of professional music. Evolution and historical influence form new genres of vocal music: aria (arioso, arietta), cavatina, elegy, duet, trio. At the same time, instrumental genres are developing: chamber instrumental and symphonic. Chamber - (from late Latin camera - room), Orchestral: symphony, symphonic poem, orchestral suite, rhapsody, concert; monumental: cantata, oratorio; theatrical (stage): opera, ballet.

Keywords: musical style, cantata, oratorio, symphony, expressive system, polyphonic music.

Склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно-техническом и логическом отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина.

Творческий процесс сочинения музыки в любом стиле ставит перед композитором самые разные задачи. Это и создание мелодии, гармонизация, соединение мелодии гармонии, инструментовка, аранжировка и т.д. Условно любую музыкальную ткань можно разделить на 2 больших области - это «душа» - как правило мелодическая линия и «тело» - гармония, аранжировка, фактура. Фактуре здесь принадлежит особое место. Напомню, что Фактура - это строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Синонимами слова фактура являются: склад, изложение, музыкальная ткань, письмо. Освоение фактуры важнейший этап при обучении композиции. Уровень владения разными видами фактуры показывает мастерство композиторами существенно влияет на стиль его произведений. Один из популярных видов фактурного изложения является орнаментальное. Этот тип фактуры, как правило основан на гармонии и изучается в соответствующем курсе. Орнаментальная фактура делится на 4 вида:

1. Гармонический орнамент

2. Мелодический

3. Мелодико-гармонический

4. Ритмический

Музыкальной тканью называют совокупность всех звуков музыкального произведения.

Орнаментика - украшение, способы украшения мелодии в музыке. Так же называется и учение о способах украшения мелодий при помощи специальных музыкальных приемов. Само украшение мелодии дополнительными мелодическими фигурами называется орнаментированием. Данный способ аранжировки музыкального произведения позволяет исполнителю импровизировать при помощи некоторых мелодических фигур, передавая свои чувства, эмоции и технику, не отходя от основной партитуры. Орнаментика применяется и в вокальных, и в инструментальных мелодиях. К ней относится широкий круг приёмов: от мелодических формул определённой структуры до кратких украшений. первоначально орнаментирование осуществлялось исполнителем по собственному усмотрению в виде импровизации. Постепенно

в музыке сложились устойчивые типы мелодических украшений, которые получили специальное обозначение, их добавлял (выписывал полностью) в нотную запись сам композитор. В орнаментика входят соответствующие рода пассажи, тирады, фигурации, фиоритуры, тремоло, вибрато.

Есть много видов орнаментов, начиная от добавления одного короткого льготная записка перед основной нотой исполнения виртуозно-яркой трели. Количество украшения в музыкальном произведении может варьироваться от довольно обширного (часто в Период барокко, от 1600 до 1750) до относительно небольшого или даже нулевого. Слово agrement используется специально для обозначения стиля французского барокко в орнаменте.

Многоголосие - в музыке координация изложения звуков для совместного одновременного звучания. При многоголосии звуки входят не только в мелодическую последовательность («голос»), как в одноголосии, но и образуют созвучия в виде интервалов и аккордов; несколько одновременно звучащих мелодий могут образовывать контрапункт.

Гармонический орнамент основан на гармонической фигурации.

Мелодический орнамент бывает двух видов - напевная фигурация и пассажная фигурация. В целом мелодический орнамент относиться к общим формам движения. Отличие мелодического орнамента от гармонического в том, что орнаментация происходит в одном голосе (как правило в верхнем), а не во всех голосах. Главную роль в мелодическом орнаменте играют вспомогательные ноты и разного рода не аккордовые звуки. Характерно использование, как диатонических, так и хроматических опеваний. На сильной доле нижние вспомогательные прилегают на расстоянии малой секунды, что очень часто требует альтерации. Верхние - же звуки всегда соответствуют ступеням лада. Вспомогательные на слабой доле также часто требуют альтераций для сохранения малосекундового интервала. Существует разновидность мелодической фигурации под названием фигурированный органный пункт. Это фигурация выдержанного баса или просто басового голоса фактуры.

Органный пункт - звук, тянущийся или повторяющийся в басу, в то время как верхние голоса движутся и состав созвучий (интервалов, конкордов, аккордов) меняется как бы независимо от баса. Басовая разновидность педали.

Ритмическая формула, в музыке - устойчивый ритмический рисунок, общеупотребительный и общепризнанный в рамках определённой исторической и региональной музыкальной традиции.

Теория функций, также функциональная теория, в теории музыки - учение о специфических значениях аккордов в классико-романтической тональности. Внедрена и разработана в трудах немецкого музыковеда Гуго Римана (впервые в его книге «Упрощённая гармония», опубликованной в 1893 году).

Мелизматическое пение - песня, напев, также мелизматический распев, мелизматическая структура (Гарднер), мелизматический стиль, реже мелизматика - способ распева текста, при котором на один его слог приходится много (четыре и больше) звуков мелодии.

Мелодико - гармонический орнамент совмещение рассмотренных типов изложения. В реальной практике, как правило, гармонически, мелодический и мелодико-гармонический орнамент чередуются и переходят один в другой. Иногда под мелодико-гармоническим орнаментом очень сложно обнаружить подразумеваемую гармонию. Для того, чтобы это сделать нужно отбросить все вспомогательные звуки и октавные удвоения.

Мелодико-гармонический орнамент совмещение рассмотренных типов изложения. В реальной практике, как правило, гармонически, мелодический и мелодико-гармонический орнамент чередуются и переходят один в другой. Иногда под мелодико-гармоническим орнаментом очень сложно обнаружить подразумеваемую гармонию. Для того, чтобы это сделать нужно отбросить все вспомогательные звуки и октавные удвоения.

Ритмическая фигурация и орнамент ритмической фигурации настолько прост, что сфера его использования очень ограничена. Однако в сочетании с гармоническим орнаментом возникает много интересных вариантов фактуры. Самые простые - это изложение аккорда восьмыми, триолями и 16ми: также популярно использование ритмических повторений (репетиций) в мелодико-гармоническом орнаменте.

Использованная литература

1. Саидий, Саид Болта-Зода. Оценка характеристик волнообразных голосов в хоровом пении. Science and Edukatific journal 3 (3), 865 - 871

2. Саидий, Саид Болта-Зода. Некоторые аспекты формирования и развития музыкального воздействий с ее последствиями на развитии ребёнка. Science and education. Scientific Journal ISSN 3 (12), 2181-0842

3. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в дошкольных организациях на основе современных методик. Science and Education Scientific journal 3, 851-857

4. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Science and education. Scientific Journal 3 (3), 897-903

5. Саидий, Саид Болта-Зода. Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Education 3 (3), 845-850

6. Саидий, Саид Болта-Зода. Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд. Science and Education 3 (3), 858864

7. Саидий, Саид Болта-Зода. Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 1200-1205

8. Саидий, Саид Болта-Зода. Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 930-936

9. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивные методы обучения творчеству русских композиторов классе фортепиано в детской музыкальной школы. Science and education. Scientific Journal 4 (4), 1605-1611

10. Саидий, Саид Болта-Зода. Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and education. Scientific Journal 4 (3), 1612-1617

11. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and education. Scientific Journal 4 (7), 1618-1624

12. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерпретация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. SCIENCE AND Science and education. Scientific Journal 3 (3), 1193-1199

13. Саидий, Саид Болта-Зода. Основы современного педагогического творчества по сфере хора. Дирижёр как оптимально управляющий голосом хора в музыкальном театре. Science and edukation scientific jurnal 3 (ISSN 2181-0842), 918

14. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы обучения игры на фортепиано. Science and edukation scientific jurnal 3 (3), 911

15. Саидий, Саид Болта-Зода. Способы обогащения уроков игры на фортепиано передовым зарубежным опытом. Sciense and edukation scientific journal 3 (ISSN 2181-0842), 904

16. Саидий, Саид Болта-Зода. Современные методы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Sciense and edukation scientific journal 3 (3), 891 - 898

17. Саидий, Саид Болта-Зода. Современные методы работы детьми с ограниченными возможностями обучения по музыке. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 879

18. Саидий, Саид Болта-Зода. Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд. Science and Edukatific journal 3 (3), 858

19. Саидий, Саид Болта-Зода. Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 845

20. Саидий, Саид Болта-Зода. Подготовка специалистов по прикладной музыке. Методы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на основе сольфеджирования макомов. Science and Education 3 (3), 924-929

21. Саидий, Саид Болта-Зода. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine 7 (7), 70027010

22. Саидий, Саид Болта-Зода. Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Вестник интегративной психологии, 217-220

23. Саидий, Саид Болта-Зода. Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1200

24. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерпритация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1193

25. Саидий, Саид Болта-Зода. The Peculiarity of Psychological Counseling and Motivation for Studying Music at the University. Procedia of Philosophical and Pedagogical Sciences ISSN 2795-546X 1 (1), 37-43

26. Саидий, Саид Болта-Зода. Основные направления и тенденции развития будущих учителей по направление музыки. Science and Education 3 (8), 204-210

27. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and Education 3 (4), 1618-1624

28. Саидий, Саид Болта-Зода. Основы управления музыкального диктанта по сольфеджио. Science and Education 3 (3), 825-830

29. Саидий, Саид Болта-Зода. Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and Education 3 (4), 1612-1617

30. Саидий, Саид Болта-Зода. Технологии формирования и развития вокально-хорового мастерства учащихся через народные песни. Science and education. Scientific Journal 3, 831

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.