Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МОДЕЛЯХ РЫНКА'

ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МОДЕЛЯХ РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / рынок совершенной конкуренции / рынок монополистической конкуренции / олигополия / монополия / competition / market of perfect competition / market of monopolistic competition / oligopoly / monopoly

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дамиль Илдарович Низамов

Цель статьи — проанализировать процесс развития представлений о моделях рынка, выделяемых в соответствии с типом конкуренции. Для этого в работе проводится обзор учений о теории конкуренции от самых ранних представителей экономической науки и более поздних авторов. Отражены их основные идеи, на основе которых исследуется процесс смены научных представлений о действии рыночного механизма, описываются упущения авторов предыдущих этапов развития мысли. В поле анализа попадает обзор существующих конкурентных рынков, проведенный на основе теории, полученной из обзора учений. На основании данного обзора описывается нынешняя ситуация на рынке и современный вид рыночных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF COMPETITION: THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT MARKET MODELS

The purpose of the article is to analyze the process of development of ideas about market models, identified in accordance with the type of competition. To do this, the paper provides a review of the teachings on the theory of competition from the earliest representatives of economic science and later authors. Their main ideas are reflected, on the basis of which the process of changing scientific ideas about the operation of the market mechanism is studied, the omissions of the authors of the previous stages of the development of thought are described. The field of analysis includes a review of existing competitive markets based on the theory derived from the review of the exercises. Based on this review, the current market situation and the current look of market models are described.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МОДЕЛЯХ РЫНКА»

Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 8 (478). С. 292-298. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(8(478):292-298. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 330.8

doi: 10.47475/1994-2796-2023-478-8-292-298

ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МОДЕЛЯХ РЫНКА

Дамиль Илдарович Низамов

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected], ORCID 0000-0002-9685-1672

Аннотация. Цель статьи — проанализировать процесс развития представлений о моделях рынка, выделяемых в соответствии с типом конкуренции. Для этого в работе проводится обзор учений о теории конкуренции от самых ранних представителей экономической науки и более поздних авторов. Отражены их основные идеи, на основе которых исследуется процесс смены научных представлений о действии рыночного механизма, описываются упущения авторов предыдущих этапов развития мысли. В поле анализа попадает обзор существующих конкурентных рынков, проведенный на основе теории, полученной из обзора учений. На основании данного обзора описывается нынешняя ситуация на рынке и современный вид рыночных моделей.

Ключевые слова: конкуренция, рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополия, монополия

Благодарности. Автор выражает благодарность научному руководителю Дарье Сергеевне Бенц, кандидату экономических наук, профессору кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, за ценные советы при подготовке статьи.

Для цитирования: Низамов Д. И. Теория конкуренции: история развития представлений о моделях рынка // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 8 (478). С. 292-298. doi: 10.47475/19942796-2023-478-8-292-298.

Original article

THE THEORY OF COMPETITION: THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT MARKET MODELS

Damil I. Nizamov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected], ORCID 0000-0002-9685-1672

Abstract. The purpose of the article is to analyze the process of development of ideas about market models, identified in accordance with the type of competition. To do this, the paper provides a review of the teachings on the theory of competition from the earliest representatives of economic science and later authors. Their main ideas are reflected, on the basis of which the process of changing scientific ideas about the operation of the market mechanism is studied, the omissions of the authors of the previous stages of the development of thought are described. The field of analysis includes a review of existing competitive markets based on the theory derived from the review of the exercises. Based on this review, the current market situation and the current look of market models are described.

Keywords: competition, market of perfect competition, market of monopolistic competition, oligopoly, monopoly

For citation: Nizamov DI. The theory of competition: the history of the development of ideas about market models. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(8(478):292-298. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2023-4788-292-298.

Введение

Что заставляет производителей товаров и услуг сокращать издержки, придумывать и приводить в действие совершенно новые технологии,

© Низамов Д. И., 2023.

позволяющие улучшить процесс осуществления деятельности, искать способы, чтобы добиться наибольшей эффективности ведения хозяйства, осуществлять политику оптимизации структуры организации и совершать постоянный контроль

за ее функционированием? Лишь рынок в условиях стремления достичь наибольшей прибыли со стороны производителя. Но что подразумевается под данным понятием и почему он приводит в работу столь действенный механизм воздействия на субъекты хозяйствования? Рынок, по своему определению, — это совокупность экономических отношений, которые организуют обмен между покупателями и продавцами определенными товарами и услугами. Согласно К. Мак-коннеллу и С. Брю, рынок — это механизм, сводящий покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг [1]. Сущность данного механизма заключается в создании основы для взаимодействия между экономическими субъектами. Для этого существуют функции рынка, способствующие осуществлению и поддержанию таковых отношений. С помощью него (рынка) участники получают информацию о количестве того или иного товара, его ассортименте, здесь устанавливается на них цена по принципу взаимодействия спроса и предложения [8]. Но одной из главных ролей рынка выступает то, что рыночные отношения возникают в конкурентной среде, имеющей положительный эффект: покупатели стремятся приобрести товар по более низкой цене, что становится стимулом для производителей, чтобы, внедряя новые механизмы хозяйствования, снижать издержки, вследствие — стоимость продукции — и избегать неэффективных вложений с целью успешной реализации товара на рынке. Таким образом, конкуренция на рынке является «ключиком», приводящим в действие всех участников складывающихся отношений. Имеется множество представлений о теории конкуренции среди исследователей разных взглядов. В рамках действующей статьи будут рассмотрены основные модели рыночных структур и идеи философов о их действии.

Понятие конкуренции, идеи его авторов и критика

Современное понимание термина «конкуренция» лежит в следующем: конкуренция — это соперничество между участниками рынка в процессе реализации индивидуальных интересов за благоприятные условия ведения хозяйственной деятельности. Это означает, что так или иначе своими действиями отдельно взятый агент ограничивает возможность своего конкурента в одностороннем порядке изменить рыночные условия. По мнению основоположника экономической теории А. Смита, изложенному в его труде «Ис-

следование о природе и причинах богатства народов», конкуренция выступает в качестве силы, приводящей рынок к точке равновесия через взаимодействие спроса и предложения, она является благом для общества, поскольку приводит к более эффективному распределению ресурсов и их использованию [3]. Так и есть, за счет стремления производителя совершить успешную сделку происходит ситуация, когда «эгоистичные» субъекты рынка, преследуя свой интерес, не желают совершать неразумные вложения, чтобы не влечь за собой последствия в виде, например, неконкурентоспособности в лице других рыночных агентов. Это и составляет основу «автоматического» в какой-то мере действия механизма рационального распределения ресурсов и их использования в выгодном русле. Такой механизм Смит назвал принципом «невидимой руки» рынка: каждый индивидуум как бы направляется невидимой рукой провидения в интересах достижения наибольшего блага для всех, следуя своим целям, ставя их выше чьих-либо [3]. По сути это объясняется тем, что товаропроизводитель создает не те блага, которые ему нравятся, а лишь те, которые сможет реализовать на рынке, продать и извлечь прибыль. Он производит то, что имеет определенный спрос. В этом смысле со Смитом был не согласен швейцарский экономист С. Сисмонди, считавший, что люди, руководимые эгоистичными интересами, преследуют цель, чтобы разорить «собрата» (конкурента), а не достичь всеобщего благополучия. Потому государство должно осуществлять регулирование рыночным механизмом [6]. Идеи обоих исследователей могут быть вполне оправданы. Так, рыночная система многих стран сегодня так или иначе представляет собой консолидацию свободного регулирования и управления ею государством — смешанный тип экономической системы. Рассматривая теорию Смита, ученый относился к роли государства со скепсисом и считал, что его роль в экономике должна быть ограничена. В этом заключается определенное упущение автора.

Рынок совершенной конкуренции — появление идеи «идеального» рынка

Среди рынков, выделяемых по типу конкуренции, в исследовательских кругах рассматриваются четыре основных модели: рынок совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополия и монополия.

Исторически первой упомянутой моделью рыночной структуры принято считать рынок

совершенной конкуренции. Истоки идей такового рынка идут из трудов философов второй половины XVIII — XX в. В целом же принято считать, что изучение рынков началось именно от идей ранее упомянутого шотландского экономиста А. Смита. В свое время автор заложил основы рынка чистой конкуренции, принципы которого трактуются и в наши дни. Смит назвал совершенно конкурентный рынок зрелым рынком — состоянием экономики, когда, «во-первых, данная отрасль торговли или промышленности должна быть хорошо всем известна», «во-вторых, она должна находиться в своем < ..> естественном состоянии», «в-третьих, она должна быть единственным или главным занятием тех, кто посвящает себя ей» [3]. Эти идеи фактически перерастают в современную интерпретацию: вседоступность участников рынка к информации, бесконечное множество продавцов, неспособных в отдельности изменить рыночные условия, и специализация отдельных производителей на одном товаре. Таким образом, идеи почти трехвековой давности находят толкование в современной экономической мысли. Закладывается представление о том, что экономические агенты «чистого» рынка ведут себя конкурентно, однако предполагается, что они считают, что рыночная цена является заданной и их действия не могут на нее повлиять. Помимо этого, занимаемая доля рынка отдельно взятым субъектом слишком мала в сравнении с масштабом рынка, что не дает возможности отдельному субъекту диктовать условия [2].

На сегодняшний день данный вид рынка есть некий «идеал», к которому рынок должен стремиться, так как при нем достигается наиболее высокая экономическая активность [4]. Совершенная конкуренция понимается как тип рынка, при котором бесчисленное количество продавцов реализуют покупателям абсолютно одинаковую продукцию и барьеров для входа в отрасль и выхода из нее не существует. Участники располагают информацией в равных пропорциях, и контроля над ними извне не производится [9].

Если провести анализ, то возможно выделить некоторые отрасли, приближенные к рынку чистой конкуренции. Таковым, например, является рынок сельскохозяйственных товаров. Конечно, если принять во внимание факт, что технология выращивания (производства) сельскохозяйственной продукции может совершенно отличаться у разных продавцов, учесть, что на рынок поступают, допустим, предметы потребления,

различающиеся по сорту или еще чему-либо, станет понятным, что нарушается принцип совершенной конкуренции, заключающийся в однородности товаров. Но если взять упрощенно или в качестве примера представить, что проводится специализированная ярмарка, где фермеры продают по правилам продукцию одинаковых сортов, то можно сказать, что такой вид рынка совершенной конкуренции имеет право на существование. Однако стоит отметить, что в рассматриваемой отрасли попытка удовлетворения всем требованиям рынка совершенной конкуренции на практике является труднореализуемой задачей.

Можно сказать, что в наибольшей степени приближенности к «эталонному» состоянию рынка совершенной конкуренции находится биржевой рынок. На нем производятся операции с валютами, ценными бумагами и другими инструментами. Одна из причин такого заключения — это идеально представленная информация. Человек, приобретающий акции, видит изменение ее цены на рынке в реальном времени. Вход для нового участника в основе своей не подразумевает взносы, а выход — не составляет трудностей. Так же, взяв в качестве объекта анализа рынок иностранной валюты как составной части финансового рынка, можно по большему числу принципов совершенно конкурентного рынка отнести его в данную группу. Во-первых, из-за однородности оказываемых услуг — потребителю не важно, в каком банке приобрести валюту в условиях идентичности цен. В свою очередь, банки ограничены в рамках установления своего диапазона цен на данные валюты. Во-вторых, в силу открытости информации почти каждое учреждение, занимающееся проведением операций с валютой, имеет собственный канал, на котором и размещается информация по данному роду деятельности. В-третьих, действует неопределенное количество банков, осуществляющих процедуры с валютой. Это означает, что каждая банковская организация занимает сравнительно малую долю рынка [4]. Однако понятно, что условие отсутствия вмешательства государства в рыночный механизм в современных реалиях не может быть осуществлено в полной мере в силу установления норм, регулирующих определенные отрасли экономики. Поэтому полноценно воспринимать «предполагаемые» рынки совершенно конкурентными не представляется возможным.

294

Батй I. №2атоу

История развития представлений о рынке монополии. Обзор существующих монополий

Затрагивая другие состояния рынка, в своем учении Адам Смит приходит к созданию модели монопольного рынка, отождествляя его с тем, что препятствует развитию экономики и снижает благосостояние потребителей [3]. Монопольная цена, по высказыванию основоположника экономической теории, является наивысшей, какой только можно добиться [5]. Так, автор противопоставляет монопольную цену естественной цене чистой конкуренции, к которой должен стремиться рынок. Монополия является великим врагом хорошего хозяйства [5]. Таковым хозяйством, на взгляд Смита, являются отрасли совершенно конкурентного рынка. Впоследствии Альфред Маршалл выделил монополию совершенной противоположностью конкуренции — лишь одно из выделенных явлений может существовать на рынке, не пересекаясь с другим [3]. Развивая теорию монопольных рынков, ученица А. Маршалла, Джоан Робинсон, в первой половине XX в. выдвинула идею о том, что на рынке существуют отрасли, в которых конкуренция невозможна в силу технологических особенностей (например, масштаба производства): электроэнергетика, железнодорожный транспорт, газовая промышленность [3]. Тем самым данная мысль фактически стала серьезным противопоставлением учению предшествующих философов, считавших, что монополия ведет к снижению благосостояния. Автор, по сути, отразил нецелесообразность нахождения на рынке двух и более компаний, занимающихся одной отраслью в условиях круп-номасштабности производства и его наибольшей эффективности в условиях отсутствия конкуренции. Позднее такие отрасли будут названы «естественной монополией». В нынешних реалиях имеется множество компаний-монополистов. Те же самые «естественные монополии», в частности в России, устанавливаются на законодательном уровне. В качестве примера в реестре субъектов естественных монополий в сфере транспорта находится компания «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), в топливно-энергетическом комплексе — ПАО «Газпром» \ Это наиболее известные компании-монополисты, признанные государством. На сегодня в реестре естественных монополий, который ведет Феде-

1 Реестр субъектов естественных монополий // ФАС России. URL: http://fas.gov.ru/pages/activity/ tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html

ральная антимонопольная служба (ФАС РФ), находятся 6 011 компаний. Установление естественных монополий не ведет к ухудшению благосостояния потребителей, наоборот, способствует наиболее эффективному удовлетворению спроса во многом за счет государственного контроля. Самый простой пример: намного проще, чтобы услуги водоснабжения осуществляла одна компания. Что было бы, если в данной отрасли существовало несколько организаций? В многоквартирных домах проводилось бы несколько трубопроводов, что создавало бы неудобства и определенные риски, связанные с технической реализацией задачи. Таким образом, представления о рынке монополии прошли путь от признания таковых рынков «врагами» до объяснения обратного более поздними исследователями.

Рынок монополистической конкуренции — объединение «хорошего» хозяйства и монополии

К началу XX в. в экономической науке существовала модель конкуренции и монополии как двух полярных состояний рынка [3] — существовал некий разрыв между «единовластием» и хорошим хозяйством. Джоан Робинсон стала первой, кто выдвинул идею о наличии на рынке «гибридного» состояния: на ее взгляд, на рынке существуют другие варианты рыночной власти, в том числе конкуренция между производителями дифференцированного продукта. Примерно наравне с теорией несовершенной конкуренции Робинсон в США издается труд американского экономиста Эдварда Чемберлина «Теория монополистической конкуренции». Вопреки идее Робинсон о целесообразности вмешательства государства в рыночный механизм, Чемберлин поддерживает «laissez-faire», считая, что помешать нормальному развитию ситуации на рынке — значит отклониться от оптимального состояния рынка [3]. Э. Чемберлин в своем учении отказывается от идеи «идеальности» рынка совершенной конкуренции: «осознание того, что продукт всегда дифференцирован, раскрывает значение проблемы разнообразия и делает понятным, что чистую конкуренцию нельзя считать идеалом» [3]. Мысль автора заключается в том, что монополистическая конкуренция наилучшим образом удовлетворяет разносторонние потребности потребителя за счет дифференцированности продукции, давая возможность продавцу занимать роль монополиста и конкурента одновременно. Развивая и всесторонне анализируя теорию

несовершенных рынков, австрийский экономист Йозеф Шумпетер выдвигает идею об инновации как стержня новой конкуренции — любое нововведение порождает ситуацию монополистической конкуренции. По мнению автора, экономика развивается за счет ликвидации изживших себя компаний, идей и методов производства, на смену которым появляются инновационные и более прибыльные [3]. В этом смысле данное высказывание дополняет учение Чемберлина: за счет «сверхидей» на конкурирующем рынке продавец может занять роль некоего монополиста, «переигрывающего» конкурентов привносимыми новшествами.

Анализируя рынок, на современном этапе можно сказать, что рынок монополистической конкуренции является самым масштабным. Ярким примером может стать рынок ресторанов быстрого питания. Классические представители «Burger King» и «McDonald's», по сути, продают одни и те же по своему назначению продукты, но при этом они являются разными в силу ряда факторов, например, торгового знака. В сравнении с совершенной конкуренцией здесь наиболее явно выступают проблемы с оформлением патентов и лицензий, однако всё так же действует большое количество компаний, хотя и меньше, чем на рынке чистой конкуренции. Чемберлин определяет торговый знак, наряду с улучшением качества и рекламой, неценовой формой конкурентной борьбы [3]. На данном рынке эти формы и становятся основой — неценовая конкуренция между субъектами рынка выходит на первый план. Помимо рынка ресторанов быстрого питания к рынку монополистической конкуренции относят рынок одежды, ювелирных украшений и другие.

Рынок олигополии — «рынок немногих»

Вторым промежуточным состоянием рынка двух крайних — чистой конкуренции и монополии — является олигополия. Ее основоположником принято считать французского экономиста А. Курно. Сущность рынка олигополии заключается в том, что на нем существует несколько производителей, причем между ними прослеживается некоторая зависимость друг от друга — доля отдельно взятой фирмы на рынке настолько велика, что изменение количества предлагаемой продукции влечет за собой изменение цены [7]. Здесь описано нынешнее понимание олигополии. Идеи Курно подразумевали конкуренцию нескольких компаний, продающих одинаковый продукт.

Кроме того, возможности входа на рынок нового игрока не имелось. Имеющиеся сегодня представления говорят, что продукция олигополистов может иметь дифференциацию, а вход на рынок может быть ограничен ресурсом. Описанная ранее зависимость олигополистов от цены конкурента будет озвучена лишь спустя век, в 1939 г., экономистами Р. Холлом, К. Хитчем и П. Суизи.

Имеется ряд идей о возникновении рынка олигополии. Ранее было упомянуто, что «сверхидеи» на рынке монополистической конкуренции могут сделать производителя неким «монополистом». Таким образом, фирмы, отличающиеся новшествами, дополнительными преимуществами перед другими участниками рынка, постепенно разрастаются и начинают контролировать большую часть рынка, поглощая конкурентов, фактически перерастают в крупнейшие компании, которые могут войти в число олигополистов — одна из причин становления такого рынка. Сегодня олигополия — довольно частое явление рыночной структуры. По сути являясь промежуточным состоянием между рынком монополистической конкуренции и монополией, «рынок немногих» несет изъяны и преимущества обеих форм — доминирование одной фирмы на данном рынке может создать условия для монополизации, что в конечном итоге, как известно, искоренит конкуренцию, приведет к повышению цен и прочему, что возникает в силу отсутствия механизма, приводящего участников рынка в действие. При этом в условиях более-менее равномерного распределения долей между фирмами на олигополи-стическом рынке становится возможным достичь положительного эффекта от конкуренции. Олигополия современного мира представлена чаще в технологических областях, таких как авиастроительство и судостроение. Исходя из этого, в пример участников рынка олигополии могут быть приведены такие компании, как «Boeing» и «Airbus» в сфере строительства воздушного транспорта. Кроме них, действуют таким же образом на рынке сотовой связи разделившие между собой доли рынка телекоммуникационные компании: например, в России «Теле 2», «МТС», «Мегафон» и другие. Во многом, как можно заметить, вышеприведенные компании относятся к рынку олигополии в силу технологических особенностей ведения деятельности, потому и участников на данном рынке не так много, и отнести их к рынку монополистической конкуренции уже не представляется возможным. Это не является прямым признаком отнесения рыночного

участника к рынку олигополии, но в основе своей понятно, что реализация деятельности таких компаний требует определенных ресурсов, которых чаще всего не имеется у более мелких компаний.

Заключение

Подводя итоги, рассмотрев идеи различных представителей о действии рыночной системы, можно отметить, что учение о теории конкуренции прошло долгий путь становления с момента первого упоминания Смитом. За это время в исследовательских кругах происходили дискуссии о необходимости вмешательства государства в рыночный механизм. Предпринимались попытки уйти от рыночного «идеала» шотландского основоположника. В конечном итоге многие из идей авторов тех времен имели свои упущения. С появлением монополии как антипода конкуренции и ухода от мысли его враждебности к «хорошему» хозяйству, складывается предположение

о наличии на рынке «гибридного» состояния. Так возникает рынок монополистической конкуренции и олигополия. На высоком этапе развития знания о теории конкуренции становится понятно, что государственное участие в рыночном процессе является необходимым. В частности, сдерживание монополизации и поддержание «честной» конкуренции сегодня понимаются как функции антимонопольных служб.

Упущения авторов идей более поздних этапов развития связаны с ограниченностью информации и меньшей развитостью рынка. Наличие информации и состояние рынка сегодня позволяет понять, что рынок несовершенен и идеи некоторых ранних исследователей не учитывали множество факторов, строясь на предположениях. При этом основная часть идей является фундаментальной в нынешней экономической науке, заложившей основу развития теории конкуренции.

Список источников

1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М. : Республика, 1992.

2. Шай Оз. Организация отраслевых рынков / пер с англ. под науч. ред. М. Левина. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 504 с.

3. Гуляев Г. Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

4. Шюкюров И. А. Совершенная конкуренция в современной России // Новый университет. Серия: экономика и право. 2013. № 12 (34). С. 18-21.

5. Авилова В. В., Султанова Д. Ш. Эволюция взглядов на критерии оптимальности структуры рынка с позиций стимулирования инновационной деятельности // Вестник Казанского технологического университета. 2005. № 2. С. 109-119.

6. Ядгаров Я. С. Моральная и нравственная политическая экономия: к 200-летию книги С. Сисмон-ди «Новые начала политической экономии» // Вестник Финансового Университета. 2019. № 3. С. 58-64.

7. Косинова В. Н., Алиева А. Олигополия // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 2. С. 252-254.

8. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М. : Проспект, 2013. 662 с.

9. Коткова А. П. Рынок совершенной конкуренции // Экономика и социум. 2020. № 3 (70). С. 345-349.

10. Бенц Д. С. Монополия vs. конкуренция: идеология современной России // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). С. 216-221. doi: 10.24411/1994-2796-2019-10326.

References

1. McConnel CR, Brue SL. Economics: principles, problems and policies. Moscow, Republic; 1992. (In Russ.)

2. Shy O. Industrial organization. Moscow, HSE Publishing House; 2014. 504 p. (In Russ.)

3. Gulyaev GY. The evolution of the competition theory. Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V. G. Belinskogo = Proceedings of the Perm State Pedagogical University. V. G. Belinsky. 2012;(28):317-321. (In Russ.).

4. Shukyurov IA. Perfect competition in modern Russia. Novyj universitet. Seriya: economika i pravo. = New university. Series: economics and law. 2013;(12):18-21. (In Russ.).

5. Avilova VV, Sultanova DS. Evolution of views on the criteria for the optimal structure of the market from the standpoint of stimulating innovation. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Bulletin of Kazan Technological University. 2005;(2):109-119. (In Russ.).

6. Yadgarov YS. Moral and ethical political economy: to the 200th anniversary of the S. Sismondi's book

"New principles of political economy". Vestnik Finansovogo Universiteta. = Bulletin of the Financial University. 2019;(3):58-64. (In Russ.).

7. Kosinova VN, Alieva A. Oligopoly. Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvo-vaniya = Innovative economy: prospects for development and improvement. 2013;(2):252-254. (In Russ.).

8. Sazhina MA, Chibrikov GG. Economic theory. Moscow, Prospect; 2013. 662 p. (In Russ.).

9. Kotkova AP. The market of perfect competition. Economika i socium. = Economy and society. 2020;(3):345 -349. (In Russ.).

10. Benz DS. Monopoly vs. competition: the ideology of modern Russia. Vestnik Chelyabinskogo gosudarst-vennogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2019;(3(425):216-221. doi: 10.24411/19942796-2019-10326. (In Russ.).

Информация об авторе

Д. И. Низамов — студент.

Information about the author

D. I. Nizamov — Student.

Статья поступила в редакцию 01.03.2023; одобрена после рецензирования 18.08.2023; принята к публикации 28.08.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 01.03.2023; approved after reviewing 18.08.2023; accepted for publication 28.08.2023.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.