Научная статья на тему 'Теория изучения народонаселения в университетской школе'

Теория изучения народонаселения в университетской школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1028
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория народонаселения / качество населения / развитие населения / законы народонаселения / демографический переход / система знаний о народонаселении. / statistics of the alcohol market / excisable goods / social rehabilitation / alcohol crime

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наталия Викторовна Зверева

Разработка долгосрочных и среднесрочных концепций, прогнозов и планов социально-экономического развития, базисом которых выступает развитие населения, основана на теоретических исследованиях населения. Цель статьи – показать научнопрактическое значение теории населения, ее роль в проектировании устойчивого социально-экономического роста, развитии системы знаний о народонаселении. Статья основана на результатах авторского анализа зарубежной и отечественной литературы, истории теоретических исследований, проводимых в университетской научной школе изучения народонаселения с. использованием методов междисциплинарного и системного подходов. Основными понятиями системы знаний о населении выступают его качество и развитие (взаимосвязь его воспроизводства с социально-экономическим развитием на определенной территории, выражающееся в изменении его качественных и количественных характеристик), введенные в научный оборот университетской школой изучения населения еще в середине 70-х гг. прошлого века. В современных исследованиях населения необходимо сделать акцент на анализе развития населения (взаимодействия его количества и качества, его демографической, социально-экономической и эколого-географической составляющих). Использование теоретических и методических подходов и выводов в области системы показателей качества и развития населения страны и регионов, расчетов обобщающих индексов позволяет совершенствовать источники данных о качестве и развитии населения, предлагать новые показатели (особенно демографические в разрезе социально-экономических структур населения и социально-экономических в разрезе демографических групп и семей). Нужно совершенствовать проведенную в 80-е – начале 90-х гг. типологию регионов страны по качеству населения, используя современные показатели и методы, что даст возможность использовать опыт наиболее развитых регионов, вести мониторинг изменений качества и развития населения страны и регионов, выявлять, предвидеть и решать возможные проблемы. Обоснование опорных точек развития населения страны как единой социально-экономической системы будет способствовать более полному учету его закономерностей в концепциях и стратегиях социально-экономического развития на федеральном и на региональном уровнях (как отдельных блоков, так и системы целевых показателей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory of demographic research in the university scientific school

The scientific article is targeted at researchers of social processes in society attributable to the group of social anomalies. In particular, we are talking about one of the most painful issues: the influence of alcohol to the whole society. The impact that begins to destroy the society at the level of its primary cell – families, and which will bring the turn to the finish – the complete, manifested in the degradation of the whole society. The object of the study indicated market of alcoholic beverages, i.e. an economic category, not a medical artifact, as is customary in the vast majority of articles devoted to the problem of such a devastating impact. A statistical study is conducted regarding the quantitative assessment of the labeled dependency: opening patterns, trend analysis, modeling, socio-economic process that determines the level of alcohol in crime. In addition, the issue of the influence of key social factors indicated the relationship of the market of strong drinks and its social consequences is covered. We are talking about the vector of development of the society: at the creation, or survival in the current socio-economic conditions, or even at full degradation. The conditions that each particular person is promised to "balance the books" or to develop. In the first case, and that we are watching from the times of socialist stagnation, "balance" is the products purchased in the alcohol market. Further, impact on society, and as a result, the newly increased demand in the alcohol market. There are obvious implications for the collective cash fund of the state budget, which task is to fund extensive programs to prevent alcoholic crime and preventive measures of a medical nature, help the citizens, and put themselves and society as a dependence on "solution – crafty". In the course of scientific research, extensive information and methodological base is involved. In the first case, statistical data of bodies of state statistics and departmental statistics of the internal affairs bodies. The methodological framework is presented in the traditional tools of statistics science and practice in determining the complexity of almost any ongoing statistical research. These are the methods of correlation and regression, statistical modelling of the relationship between the time series of analytical alignment of the time series and constructing short-term forecasts. Such a set of statistical indicators for the quantitative assessment of patterns and trends, modelling of interrelations of indicators of the market of alcoholic beverages, the level of living of the population and alcohol crime is first considered.

Текст научной работы на тему «Теория изучения народонаселения в университетской школе»

УДК 31415 Н.В. Зверева

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2018-1-59-69 „ „ „ „ п

Московским государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Москва, Россия

Теория изучения народонаселения в университетской школе

Разработка долгосрочных и среднесрочных концепций, прогнозов и планов социально-экономического развития, базисом которых выступает развитие населения, основана на теоретических исследованиях населения. Цель статьи — показать научно-практическое значение теории населения, ее роль в проектировании устойчивого социально-экономического роста, развитии системы знаний о народонаселении. Статья основана на результатах авторского анализа зарубежной и отечественной литературы, истории теоретических исследований, проводимых в университетской научной школе изучения народонаселения с. использованием методов междисциплинарного и системного подходов. Основными понятиями системы знаний о населении выступают его качество и развитие (взаимосвязь его воспроизводства с социально-экономическим развитием на определенной территории, выражающееся в изменении его качественных и количественных характеристик), введенные в научный оборот университетской школой изучения населения еще в середине 70-х гг. прошлого века. В современных исследованиях населения необходимо сделать акцент на анализе развития населения (взаимодействия его количества и качества, его демографической, социально-экономической и эколого-географической составляющих). Использование теоретических и методических подходов и

выводов в области системы показателей качества и развития населения страны и регионов, расчетов обобщающих индексов позволяет совершенствовать источники данных о качестве и развитии населения, предлагать новые показатели (особенно демографические в разрезе социально-экономических структур населения и социально-экономических в разрезе демографических групп и семей). Нужно совершенствовать проведенную в 80-е — начале 90-х гг. типологию регионов страны по качеству населения, используя современные показатели и методы, что даст возможность использовать опыт наиболее развитых регионов, вести мониторинг изменений качества и развития населения страны и регионов, выявлять, предвидеть и решать возможные проблемы. Обоснование опорных точек развития населения страны как единой социально-экономической системы будет способствовать более полному учету его закономерностей в концепциях и стратегиях социально-экономического развития на федеральном и на региональном уровнях (как отдельных блоков, так и системы целевых показателей).

Ключевые слова: теория народонаселения, качество населения, развитие населения, законы народонаселения, демографический переход, система знаний о народонаселении.

Natalia V. Zvereva

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Theory of demographic research in the university scientific school

The scientific article is targeted at researchers of social processes in society attributable to the group of social anomalies. In particular, we are talking about one of the most painful issues: the influence of alcohol to the whole society. The impact that begins to destroy the society at the level of its primary cell — families, and which will bring the turn to the finish — the complete, manifested in the degradation of the whole society. The object of the study indicated market of alcoholic beverages, i.e. an economic category, not a medical artifact, as is customary in the vast majority of articles devoted to the problem of such a devastating impact. A statistical study is conducted regarding the quantitative assessment of the labeled dependency: opening patterns, trend analysis, modeling, socio-economic process that determines the level of alcohol in crime. In addition, the issue of the influence of key social factors indicated the relationship of the market of strong drinks and its social consequences is covered. We are talking about the vector of development of the society: at the creation, or survival in the current socio-economic conditions, or even at full degradation. The conditions that each particular person is promised to "balance the books" or to develop. In the first case, and that we are watching from the times of socialist stagnation, "balance" is the products purchased in the alcohol market. Further, impact on society, and

as a result, the newly increased demand in the alcohol market. There are obvious implications for the collective cash fund of the state budget, which task is to fund extensive programs to prevent alcoholic crime and preventive measures of a medical nature, help the citizens, and put themselves and society as a dependence on "solution — crafty".

In the course of scientific research, extensive information and methodological base is involved. In the first case, statistical data of bodies of state statistics and departmental statistics of the internal affairs bodies. The methodological framework is presented in the traditional tools of statistics science and practice in determining the complexity of almost any ongoing statistical research. These are the methods of correlation and regression, statistical modelling of the relationship between the time series of analytical alignment of the time series and constructing short-term forecasts. Such a set of statistical indicators for the quantitative assessment of patterns and trends, modelling of interrelations of indicators of the market of alcoholic beverages, the level of living of the population and alcohol crime is first considered.

Keywords: statistics of the alcohol market, excisable goods, social rehabilitation, alcohol crime.

Введение

Среднесрочные и особенно долгосрочные концепции, прогнозы и планы социально-экономического развития, основой которых выступает развитие населения, должна базироваться на теоретических исследованиях, определяющих направления развития населения, систему его индикаторов, обосновывающих гипотезы функциональных прогнозов населения для различных сфер социально-экономической динамики. На международном уровне важность развития теории населения связывалась с двумя группами факторов. Еще с начала 70-х гг. в материалах ООН указывалось: «Первым из этих факторов является невиданное в истории человечества ускорение темпов роста населения, особенно в развивающихся странах, порождающее необходимость более глубокого понимания факторов, условий, которые сопутствуют увеличению численности населения. Второй фактор состоит в том, что проявляющийся почти повсеместно интерес к проблемам развития потребовал создания более широкой теоретической базы, необходимой для исследования вопроса о взаимосвязи проблем народонаселения с развитием в экономической и социальной областях. В этих условиях поиски приемлемой демографической теории приобрели важность не только потому, что такая теория помогла бы понять процесс развития, но также в связи с ролью такой теории как одного из основных элементов деятельности по разработке и планированию мероприятий в области развития [1]. Цель статьи — показать основополагающую роль теории населения в современном социальном и экономическом развитии, в управлении на всех уровнях, в разработке концепций, социально-экономических и демографических прогнозов. Теория населения

— это система идей и принципов, в обобщённой форме раскрывающая существенные свойства и закономерные связи воспроизводства населения и общества, на основе которых достигается объяснение этого воспроизводства с помощью экономических, социально-исторических, экологических факторов, его значение в развитии общества, экономики и природы. Возникновение теории населения как особого направления его исследований в нашей стране относится к началу 70-х годов, когда начались поиски теории, объясняющей закономерности демографических изменений в тесной связи с социально-экономическим развитием (Д.И. Валентей [2], Н.В. Зверева [3], А.Я. Кваша [4], А. Сови [5]). Объяснить общие и специфические законы населения возможно при включении воспроизводства населения в его развитие, закономерности которого и выступают предметом теории народонаселения. В свою очередь, теория населения дает возможность предсказать возможные траектории развития населения в единстве его качества и количества, выявить его общее и особенное (по странам, регионам), позволяет обосновывать и прогнозировать социально-экономическое развитие, особенно в современном мире, когда население реально выступает не только субъектом, но и целью общественного производства. На основе преемственности и учета новых достижений исследований развития населения и населения в социально-экономическом развитии важно уточнить и конкретизировать обновленную систему знаний о народонаселении, начало разработки которой университетской школой относится к концу 60-х — первой половине 70-х гг. прошлого века. Современная теория населения будет способствовать переходу от общих теоретических положе-

ний и гипотез о развитии населения, его законах и специфических закономерностях к их проверке на основе разработки системы индикаторов и конкретных показателей. Такой переход даст возможность более полно учитывать влияние экономических и социальных факторов на воспроизводство населения. Ограничиваться только учетом динамики численности и демографических структур населения при обосновании социально-экономических планов, концепций уже недостаточно. Необходимо основываться на закономерностях изменения не только количества, но и качественных характеристик населения в социально-экономической динамике современного информационного общества, а в нашей стране, переходящей к новому технологическому укладу, проводить мониторинг изменений развития населения на разных уровнях управления, строить современную, нацеленную на будущее единую экономическую систему, учитывающую ее региональные особенности.

Основная часть

1. Понятия теории народонаселения

Прежде, чем уточнить предмет теории народонаселения необходимо определить ее основные понятия и закономерности. Остановлюсь лишь на тех, которые до сих пор остаются еще не понятыми. Исходным понятием является понятие населения (народонаселения).

Наличие разных терминов — население и народонаселение свойственно только русскому языку. В русскоязычной научной литературе термин «народонаселение» первоначально включал не только демографические, но и социально-исторические характеристики людей, проживающих на определенной территории (в современной экономичес-

кой терминологии — человеческий и общественный капитал). Эти термины в настоящее время используются как сино-нимы[6].

Народонаселение (население) — непрерывно возобновляющаяся совокупность людей, проживающих на определенной территории. В системе знаний о народонаселении, развивавшейся в университетской школе, это определение считается слишком узким. Население, его воспроизводство изучает демография. В настоящее время можно утверждать следующее. Население обладает тремя основными характеристиками:

1. воспроизводством (демографическая характеристика);

2. проживанием на определенной территории (эколого-гео-графическая характеристика);

3. общественно-исторической определенностью (экономическая и социально-историческая характеристики, непосредственно взаимодействующие с воспроизводством населения).

Демографическая характеристика состоит в том, что население должно непрерывно возобновлять свою численность и структуры через такие процессы, как рождаемость, смертность и миграцию. Пространственная характеристика населения заключается в том, что оно осуществляет свое воспроизводство (демографическое и социально-экономическое) на определенной территории — в регионе, стране, группе стран, мире в целом (население региона, страны, группы стран, Земли). Социально-экономическая характеристика населения (народонаселения) проявляется в том, что на каждом этапе общественного развития оно выступает как конкретно-историческая совокупность людей (население определенной стадии социально-экономического развития). В теории населения эти характеристики взаимодействуют,

основная же — демографическая характеристика населения, т.е. его постоянное возобновление путем смены уходящих из жизни поколений новыми. Этот процесс называют также «естественным» воспроизводством населения. Эти три основные характеристики населения выступают в виде потенциалов: демографического (обеспечивающего дальнейшее воспроизводство населения [7], [8]), человеческого и экономического (обеспечивающих человеческое развитие, экономическую динамику), географического (потенциал территории в единстве ее демографического, экономического и экологического развития).

Три основные характеристики населения определяют три подхода к периодизации его исторического развития. Демографическая характеристика обусловливает его периодизацию в соответствии со стадиями демографического перехода. Географическая характеристика (проживание на определенной территории) определяет специфику изменений в населении определенной территории и региональной экосистемы. Общественно-экономическая характеристика обусловливает периодизацию его экономической истории в связи со сменой технологических укладов и социально-экономических отношений. Современные споры о причинах и последствиях демографического перехода отражают сложность одновременного учета этих периодизаций. Попытки объединения концепции демографических переходов, эпидемиологического перехода, исторических типов семьи, причин и последствий воспроизводства населения, споры об общности демографического перехода для каждой страны -нерешенные проблемы этой единой периодизации. Обоснование этапов воспроизводства населения, интегрирующая три периодизации, — актуаль-

ная задача современных теоретических исследований населения.

В университетской школе Д.И. Валентея еще треть века назад были введены понятия «тип» и «режим» воспроизводства населения. «Тип» воспроизводства населения характеризовали отношения между людьми в процессе его воспроизводства и управление этим процессом, а «режим» — систему его количественных характеристик, отражающих, в конечном счете, его тип [9]. На это важнейшее утверждение университетской школы теории населения не обращалось должного внимания, но только в настоящее время различие отношений воспроизводства населения и управления и его количественных характеристик признается всеми исследователями, занимающимися теоретическими проблемами.

Одним из основных понятий теории народонаселения в университетской школе выступает понятие качества народонаселения (населения). Качество народонаселения отражает его способность адаптировать свое воспроизводство (и взаимодействия между демографическими процессами) к системе исторически меняющихся социальных, экономических и природных условий. Современная слишком узкая чисто демографическая интерпретация такой адаптации называется «гомеостазом» демографической системы (самоадаптацией демографических процессов безотносительно к социально-экономическим факторам).

Качество населения проявляется в совокупности его свойств и структур, выражающих определенность населения как специфического самовоспроизводящейся совокупности, субъекта общественного производства и всех общественных отношений [10].

Качество населения в настоящее время, по моему мнению,

могло бы включать, следующие блоки: 1. демографические характеристики воспроизводства населения; 2. здоровье и доступность здравоохранения; 3. уровень образования и его доступность; 4. благосостояние населения, демографических групп и семей разных демографических типов; 5. наличие комфортной среды обитания (включая жилищные условия, транспорт, зоны отдыха и занятий физической культурой);

6. экологическая обстановка;

7. безопасность; 8. общественные нормы, влияющие на воспроизводство населения; 9. социальная и экономическая политика. По каждому блоку необходимо обоснование системы показателей, прямо или опосредованно его характеризующих для населения Земли в целом, групп стран, отдельных стран и их регионов.

Основными характеристиками качества населения могут быть следующие:

1. Рождаемость и смертность — это свойство сохранять или изменять численность населения. Если число рождений больше числа смертей, то численность населения растет за счет естественного прироста; если число рождений меньше числа смертей, то численность населения сокращается за счет его естественной убыли.

2. Брачность и разводи-мость — свойство образовывать и сохранять брачные союзы, стабильность семьи, способствующей благоприятному для общества режиму воспроизводства населения.

3. Здоровье — свойство поддерживать равновесие биологических функций человека, поколения, населения, проживающего на определенной территории.

4. Уровень образования, квалификационный уровень, профессиональная структура — это свойство усваивать определенную систему знаний, позволяющую приобщаться к достижениям цивилизации,

эффективно участвовать в производственной деятельности и обеспечивать необходимые средства существования.

Изучение специальной литературы, итогов результатов демографического анализа показывает: 1. значительное влияние социально-демографического фактора на экономическое развитие страны;

2. воздействие социально-экономических, экологических, исторических условий на воспроизводство населения;

3. основной резерв повышения качества населения и устойчивого экономического роста — сбалансированность качественных характеристик населения.

Система показателей качества населения могла бы включать, как мне представляется, следующие разделы.

1. Показатели здоровья населения: основной — ожидаемая продолжительность жизни; дополнительные — показатели физического развития, заболеваемости, инвалидности, смертности населения от отдельных причин, младенческой смертности; показатели продолжительности рабочего периода мужчин и женщин, отражающие потери общества в результате смертности населения в рабочем возрасте.

2. Показатели рождаемости и воспроизводства населения: основной — суммарный коэффициент рождаемости; дополнительные — брутто и нетто-коэффициенты воспроизводства, истинный коэффициент естественного прироста, длина поколения.

3. Показатели брачности: основной — удельный вес мужчин и женщин, состоящих в браке по возрастным группам; дополнительные — устойчивость брака (число браков на один развод, число разводов на число семей, средняя длительность брака); возраст вступления в брак мужчин и женщин.

4. Показатели образовательного уровня населения:

основной — удельный вес специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в общей численности занятых; дополнительные — показатели процесса получения образования молодыми поколениями (доля обучающихся по возрастно-половым группам, доля закончивших образование из числа поступивших) по типам учебных заведений и формам обучения.

5. Показатели квалификационного и профессионального уровня населения: основной — средняя месячная заработная плата; дополнительные — среднедушевой доход семьи, его соответствие уровню прожиточного минимума основных возрастно-половых групп; показатели экономической активности населения, занятости и безработицы.

6. Показатели миграционной подвижности населения: основной — роль миграции в росте населения страны и региона (доля миграционного прироста в общем приросте населения); дополнительные — численность и доля прибывших и убывших из региона, состав мигрантов по полу, возрасту, образованию, профессиям и другим важным для экономики и социальной сферы признакам.

7. Показатели общего культурного уровня: основной — соотношение рабочего и свободного времени, структура затрат свободного времени; дополнительные — показатели статистики культуры (включая занятия физической культурой),

8. Показатели, характеризующие экологическое состояние территории: основной — объем загрязняющих атмосферу, почву, наземные и подземные воды выбросов; дополнительные доля затрат на обеспечение экологической безопасности в бюджетах всех уровней управления, затрат бизнеса и другие показатели).

С социально-экономическим развитием и изменением окружающей среды, новыми вызовами и возможностями (в т.ч. исследовательскими, обусловленными наличием необходимой статистической базы) предложенные показатели должны совершенствоваться. Наиболее близким к понятию качества населения (вместе с его количественными характеристиками) и является понятие человеческого потенциала страны, региона.

Важнейшими, по моему мнению, непосредственными показателями качества населения выступают: ожидаемая продолжительность жизни; показатель младенческой (и детской) смертности; продолжительность здоровой жизни; показатель экономичности воспроизводства населения (который свидетельствует о меньших непроизводительных потерях этого воспроизводства); стабильность воспроизводства населения (нетто-коэффициент воспроизводства населения не ниже 1, отсутствие «демографических волн»); показатели продолжительности рабочего периода мужчин и женщин, с учетом смертности в рабочем возрасте; структура населения по уровню образования; показатели социально-экономического неравенства социально-демографических групп и различных социально-демографических типов семей. Эти показатели должны рассчитываться как по стране, так и в региональном разрезе.

Нужно отметить, что всесторонняя и неизменная формализация качественных характеристик населения через систему показателей неосуществима. Каждое время выдвигает свои требования и предоставляет свои информационные возможности для его отражения. Показатели качества населения мира, групп стран, страны, ее регионов различаются. Этих показателей

для всех стран мира по необходимости будет немного (из-за отсутствия сопоставимой информации, собираемой в соответствии с едиными методологическими принципами). Для страны их может быть больше, для регионов страны (включая и муниципальные образования) — меньше, чем для страны, из-за относительной ограниченности региональных источников данных о качестве населения. В любом случае важна оценка достоверности и сопоставимости используемых показателей. Оценка качества населения, расчет обобщающего показателя качества населения — это актуальная, по моему мнению, проблема не только современной теории населения, поскольку такие расчеты обеспечивают проведение мониторинга качества населения страны и регионов, ранжировать регионы по качеству населения, без чего невозможно обосновать «ключевые точки» нового этапа качественных изменений экономики страны как единой системы.

В настоящее время ведутся работы по уточнению и расширению понятия человеческого потенциала, включению в него не только двух демографических показателей — продолжительности жизни и детской смертности в связке с экономическим развитием, уровнем жизни, неравенством. Так В.В. Локосов с коллегами исследовали человеческий потенциал по семи направлениям: экономическая деятельность, демографические процессы (показатели естественного прироста населения и ожидаемая продолжительность жизни), физическое здоровье, культурный потенциал населения, социальное здоровье, образовательный потенциал, отношение населения к окружающей среде. Авторами была обоснована система индикаторов уровня развития человеческого потенциала, состоящая из 10 показателей.

В систему вошли 3 экономических и 7 социальных показателей. По этим показателям была проведена типология российских регионов (она охватывала более 74% населения России) [11]. С качественными характеристиками населения тесно связано и понятие «человеческое развитие», его показатели, обобщающий индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) [12]. В первоначальных расчетах обобщающего индекса или типологии регионов нужно исходить из имеющихся статистических показателей. В то же врем, актуальной представляется работа по обоснованию необходимости совершенствования, как источников данных, индикаторов, так и введения новых показателей, особенно отражающих экономико- и социально-демографическое взаимодействие (демографические показатели в разрезе социально-экономических групп населения и социально-экономические показатели в разрезе демографических групп). Это особенно важно для регионального уровня.

Современный мир, в первую очередь его развитая часть, переживает этап перехода к новой фазе общественного развития, на которой качественные характеристики населения во многом определяют экономические отношения, перспективы общественного прогресса.

2. Развитие населения

В МГУ изначально предметом исследований были не только демографические процессы, воспроизводство населения и демографические структуры, но и система их взаимосвязей с социально-экономическим развитием. В таком подходе воспроизводство населения выступало важнейшей составной частью, материальной основой его развития. Понятие развитие народонаселения как наиболее

общее, включающее всю совокупность его составляющих (его воспроизводство, демографические процессы, структуры и их взаимосвязи с социально-экономическими и производственными отношениями, с общественными институтами, с расселением, состоянием семьи, положением женщин, здоровьем, демографической политикой и т.д.), впервые было введено в научный оборот еще в середине 70-х гг. прошлого века. Развитие населения рассматривалось как процесс количественных и качественных изменений в населении.

Часто «развитие населения» используют как синоним термина демографическое развитие, имея в виду его воспроизводство как относительно независимый процесс. Развитие населения, на мой взгляд, включает: 1. воспроизводство самого населения; 2. воспроизводство факторов и условий воспроизводства населения. Развитие населения нашей школой рассматривалось основой и целью устойчивого общественного развития.

Общепризнанным является утверждение о том, что базисом формирования нового типа мирового экономического роста, обусловленного модернизацией, в т.ч. и модернизацией воспроизводственной деятельности населения («демографической модернизацией» [13], демографическим развитием), является устойчивое развитие, которое в динамическом плане понимается как тип развития, удовлетворяющий потребности настоящего времени, но не ставящий под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности. Показатели устойчивого развития постоянно уточняются и совершенствуются. На воспроизводство поколений, как основы всех ресурсов развития, его показатели пока в концепции устойчивого развития не обращается особого внимания

(здесь основным показателем мог бы стать нетто-коэффи-циент воспроизводства населения не ниже 1). Устойчивое развитие, по моему мнению, предполагает и развитие населения как воспроизводящейся совокупности людей, проживающих на определенной территории: воспроизводство поколений; изменение их социальных характеристик (образования, здоровья, уровня жизни, степени их участия в управлении); снижение социально-экономического неравенства, в том числе между социально-демографическими группами и семьями. Концепция человеческого развития должна объединять решение экономических вопросов производства и распределения с решением вопросов формирования и использования способностей людей, на основе воспроизводства поколений — к такому выводу приводит разработка и уточнение комплексного понятия развития населения.

Для современного периода исследований народонаселения характерен прогресс историко-демографических, экономико-демографических и социолого-демографичес-ких исследований. Обращение к данной проблематике способно оказать позитивное влияние на понимание закономерностей воспроизводства населения, но для обобщения полученных фрагментарных данных необходима особая теоретическая работа по их интеграции. В рамках фундаментальных исследований (плановых и внеплановых) такая работа проводится, но она требует от исследователя определенной подготовки, научных знаний в смежных с демографией областях, прежде всего — в экономике, наконец, воспитания интереса к такой работе у молодежи. В МГУ первоначально самые общие подходы к этому понятию развивались, уточнялись на основе социолого-демографических,

экономико-демографических, историко-демографических и эколого-демографических исследований. Уверена в том, что дальнейшая разработка понятий качества и развития населения в связи с устойчивым развитием является нашим уникальным научным достижением, где бы наша школа могла бы еще многое сделать, особенно в связи с современными социально-экономическими запросами, растущим пониманием необходимости включения этих понятий, их индикаторов и системы показателей в проекты, концепции и планирование устойчивого развития на уровне страны, регионов.

3. Законы и закономерности развития народонаселения

Представители научной школы МГУ пытались объяснить воспроизводство населения через социально-экономическое развитие, что отличало ее от школы современного НИУ Высшая школа экономики. Так, мы исходили из утверждения о существовании системы законов и закономерностей воспроизводства и развития населения, среди которых выделялись общие и специфические. Общим законом назывался закон развития населения как поступательный от одной исторические определенной социально-экономической системы к другой процесс воспроизводства населения, возвышения способностей, потребностей и возможностей населения во взаимодействии с социально-экономическим и экологическим развитием и выражающийся в изменении численности населения, различных социально-демографических структур. Общий закон действует через специфические законы народонаселения [14]. Познать этот закон возможно через изучение специфических законов и закономерностей изменения количества и качества населения стран, регионов.

Поэтому наша школа отрицала концепцию демографического перехода как всеобщий закон, считала, что этот закон выступает лишь отражением изменения показателей рождаемости и смертности. Демографический переход, согласно точке зрения университетской школы, должен не только описывать, но и объяснять происходящие в воспроизводстве населения изменения через систему социально-экономических факторов и экологических условий. В нашей стране сторонники концепции демографического перехода как общего закона ищут причины этих количественных изменений во взаимосвязи самих демографических процессов и структур, главным из которых считают снижение смертности и структуры ее причин (без объяснения факторов самого снижения смертности [15]. На Западе точки зрения на общие закономерности демографического перехода как теории населения также разделились: одни авторы считают основными причинами теории демографического перехода — социально-экономическими [16], другие — отрицают влияние социально-экономических факторов, но в то же время обращают внимание на последствия демографического перехода для социальной и экономической систем [17].

Мы полагали, что за числами стоят исторически меняющиеся взаимосвязи воспроизводства населения и социально-экономического развития. Для стран мира, групп стран можно выделить лишь общие одинаковые модели перехода (снижения смертности, изменений в рождаемости в связи с изменением общих социально-экономических условий). В одной стране такие модели будут более содержательными, более сложными. Они включают и влияние определенных социальных институтов, и специфику истории страны,

ее социально-экономического положения, политического устройства, общественных норм и многое другое. В пределах одной страны для различных регионов, социальных групп также существуют собственные специфические системы условий и факторов воспроизводства населения.

Так, например, А.Г. Вишев-ский — один из главных теоретиков в области закономерностей воспроизводства населения считает, что современное состояние теории демографического перехода затрудняет его видение как целостного автономного процесса, имеющего свою внутреннюю детерминацию, но активно воздействующего на все социальные процессы. Им утверждается, что всеобщая логика теории демографического перехода часто подменяется локальным подходом, согласно которому эта теория должна подтверждаться опытом каждой отдельной страны. Изменения демографической системы пока являются, с точки зрения этого ученого, адаптацией рождаемости к снижающейся смертности (в настоящее время предпринимается попытка расширения закономерностей и механизмов общего демографического закона за счет включения в него закономерностей эпидемиологического перехода [18; 19], перехода в брачнос-ти (исторических типов брач-ности, «контрацептивную революцию и другие процессы, по сути, не являющихся чисто демографическими). Нужно отметить, что именно социально-экономические факторы и нарушают в конечном итоге «гомеостаз демографической системы». Одновременно делается попытка (по моему мнению, оправданная) включения в единую теорию «первого» демографического перехода «второй» и «третий» переходы [20; 21]. Однако причины «второго» перехода не являются чисто демографическими (по крайней мере, в интерпрета-

ции его авторов), но включают изменения системы ценностей людей в целом, социальные изменения, происходящие с семьей.

В оппозиции к нему выступает А. Клупт, полагающий, что в современных социальных науках, в том числе и в демографии, сосуществуют две основополагающие парадигмы. Первую парадигму характеризуют: формационный или стадиальный подход, т.е. «за-падоцентризм»; уверенность в том, что государство все меньше влияет на социальные процессы, а социальный контроль над индивидом уходит в прошлое. Для второй парадигмы характерны: цивилизацион-ный подход; тезис о множественности современностей; понимание растущей самостоятельной роли незападных обществ; предположение о том, что социальный контроль над индивидом никуда не делся, (в том числе и государственный). А.Клупту ближе вторая парадигма, но лишь до известных пределов. Он считает оптимальной бипарадигмальность, баланс между ними [22].

Современный теоретический спор о проблеме общего закона изменений в населении на основе гомеостатического регулирования демографической системы, всеобщей для всех стран и народов и «множества цивилизаций» (т.е. многих вариантов демографического перехода, специфичных для каждой сраны или группы стран), отражает то, что в виде гипотезы было высказано 40 лет назад: существование как общих для всех стран, так и специфических для каждой страны закономерностей воспроизводства населения. Современный анализ должен идти с двух сторон: со стороны формулирования общих гипотез об общих законах воспроизводства и развития населения и со стороны обобщения специфических для стран и регионов закономерностей. К сожалению, в Центре народо-

населения, несмотря на существование сектора теории, наши наработки в области качества, развития населения, его законов (общих и специфических) 80-х — начала 90-х гг., дальше не развивались, обобщающих теоретических исследований воспроизводства и развития населения нет. В подготовке кадров по демографии даже в МГУ, призванном давать фундаментальные знания, теория населения не преподается (даже как спецсеминар для магистров, аспирантов) акцент (ориентированный на интересы студентов, а не науки) делается на методах. Не стоит удивляться тому, что многие студенты отождествляют демографию с демографической статистикой или прикладными математическими методами (моделированием). Владеть этими методами необходимо. Но эти методы зачастую применяются без предварительного формулирования теоретических гипотез, а интерпретация результатов у студентов и молодых специалистов, как и теоретические главы диссертаций у аспирантов, вызывают большие трудности, теоретические выводы, а, значит, обоснованность прогнозов населения, долговременной стабильной политики народонаселения (так же, как экономической и социальной) у молодого поколения вызывает серьезные проблемы.

Для теории населения в нашей школе принципиально важной была задача выявления направлений и степени влияния демографических факторов на экономику. Эта задача остается актуальной и сейчас. Ею пытаются заниматься многие институты в соответствии с уровнем знаний современной экономики и экономико-демографического моделирования. «Население и развитие» сейчас становится темой исследований на глобальном и региональном уровнях.

4. Предмет теории народонаселения

После определения основных фундаментальных понятий, подходов к выявлению законов и закономерностей воспроизводства населения становится ясно, что же изучает теория народонаселения. «Теория народонаселения изучает взаимосвязи и взаимодействие между социально-экономическим развитием в целом и развитием народонаселения как его органической части, между отдельными сторонами развития общества и различными демографическими процессами, а также систему связей между последними; выдвигает гипотезы о закономерностях развития народонаселения и демографических процессов» [23]. Это определение, на мой взгляд, нечеткое. В нем отсутствует важное упоминание о том, что теория народонаселения изучает, прежде всего, законы и закономерности воспроизводства населения (как общие, так и специфические) во взаимосвязи с социально-экономическим развитием, т.е. закономерности самого развития населения как основного системного понятия (не только чисто демографического). Демографическая теория выступает центром (но только частью) теории населения как теории его развития, исследующей закономерности развития населения и место населения в развитии. Значение теории народонаселения в развитии демографии и исследований народонаселения в целом трудно переоценить, поскольку она дает целостное представление о предмете исследований, его понятиях, законах и закономерностях. Научная школа исследований народонаселения МГУ и лично Д.И. Валентея как ее создателя, организатора и идейного вдохновителя состоит, по моему мнению, в том, что именно эти принципиальные для каждой науки вопросы всегда занимали в этой школе центральное место.

Задачами теории народонаселения выступают те, о некоторых из которых я написала выше: выработка понятийного аппарата изучения народонаселения; определение системы законов и закономерностей развития населения (включая и его воспроизводство); определение факторов и условий воспроизводства населения (не только и не столько демографических); обратного влияния воспроизводства населения и его структур на социальное и экономическое развитие; основных проблем народонаселения (как общих, так и специфических); обоснование гипотез демографических прогнозов, их места в социально-экономическом прогнозировании; теории политики народонаселения; основных методологических подходов (прежде всего — системного) к его изучению. Отдельная актуальная, по моему мнению, задача — выработка системы показателей качества и развития населения.

Роль теории населения состоит в том, что она не только дает целостное знание о воспроизводстве населения, закономерностях его изменения (сущности явлений), но и учитывать последствия воспроизводства населения. Она обосновывает гипотезы, позволяющие проводить и оценивать качество демографических (а, значит, и социально-экономических прогнозов), создает познавательные предпосылки для разработки и проведения демографической политики.

5. Система знаний о народонаселении и место в ней теории народонаселения

В начале становления университетской школы (и не только ее) усилия ученых направлялись на отстаивание демографии как самостоятельной общественной науки в рамках дисциплинарного ее строя. В то же время подчеркивалась неразрывная связь демографии с другими социальными

науками, прежде всего, экономическими. Противоречие между дисциплинарностью и необходимостью учета взаимодействия воспроизводства населения с другими науками в университетской школе решалось конструированием сначала «науки о народонаселении», а затем — менее «жесткой» конструкции — «системы знаний о народонаселении». В эту систему включалась демография, связывающая все науки, объясняющие воспроизводство населения или изучающие его социально-экономические и экологические последствия. В центре системы знаний о населении стояла демография как востребованная наука, ориентированная в конечном итоге на оценку перспектив демографического развития, способствующая разработке социально-экономических стратегий и планов в тесной связи с воспроизводством населения.

Большим достижением научной школы изучения народонаселения МГУ явилось развитие комплексных исследований населения. Решение демографических проблем на основе комплексного и междисциплинарного подхода рассматривалось как общемировая научная перспективная задача. Формально междисциплинарный подход основан на использовании статистических и математических методов, а также методе аналогий с физическими или биологическими процессами. Д.И. Валентей и его последователи исходили из того, что содержательные междисциплинарные исследования народонаселения приносят научные результаты лишь тогда, когда проблемы населения с самого начала формулируются, а затем и поэтапно решаются на междисциплинарной основе, т.е. сам процесс исследования носит междисциплинарный характер. Таким образом, переход к содержательной междисципли-нарности в изучении народо-

населения начался тогда, когда в университетской школе возник и был сформулирован общий вопрос, как для демографии, так и наук, исследующих взаимодействие воспроизводства населения и социальных, экономических, экологических процессов — проблема развития населения. Об этом основном понятии системы знаний о народонаселении было написано выше.

Развитие научных знаний о народонаселении от комплекса к системе требует определения и самой этой структуры. Формализованная модель системы знаний о народонаселении возникла в России в 60-80-е гг. 20 в. Центром системы знаний о населении считалась демография. Теория населения разрабатывала методологические и теоретические подходы для всей системы знаний. Сопредельными науками назывались: экономика населения, социология населения, география населения и экология населения. В связи с этим давно назрела пора разработки обновленной системы знаний о народонаселении на основе принципа преемственности и использования новых демографических, статистических, математических, социологических, исторических методов, достижений демографии и других наук, для которых население выступает одним из факторов или условий изучаемых каждой наукой процессов.

Считалось, что с развитием демографии и специализации ученых на ее конкретных разделах (семья и рождаемость, брачность и разводимость, здоровье и продолжительность жизни, миграция, демографическая история, демографические структуры, политика народонаселения и др.) демография превращается в систему демографических наук. Вряд ли и сейчас можно говорить о системе демографических наук наряду с системой знаний о народонаселении. Естествен-

но то, что ученые-демографы специализируются на исследовании определенного процесса, но эта специализация не означает, что существует отдельная демографическая наука со своей теорий, методологией, методами исследования, отличными от других демографических наук. Проблемы разнообразны, но демография едина.

Выводы

Задача разработки содержательной теории населения еще не решена. Большим достижением научной школы МГУ была постановка этой проблемы, обоснование важности понятий качества и развития населения, методические подходы к расчетам показателей и обобщающих индексов качества населения, типология экономико-демографического развития регионов. В настоящее время актуально формирование содержательной теории населения (в нашей терминологии — теории социально-экономико-демографического взаимодействия) на основе междисциплинарного подхода. Анализ показал, что первыми шагами должны стать: 1. совершенствование адекватной новым задачам и возможностям методологии, в том числе информационной базы, использование современных статистических, математических и социологических методов; 2. формализация основных понятий качества и развития населения, преобразующая их в современную систему показателей и обобщающих индексов; 3. оценка достоверности и сопоставимости используемых показателей качества и развития населения. Такие расчеты обеспечивают: 1. обоснование необходимости совершенствования источников данных о качестве и развитии населения (особенно экономико-демографического взаимодействия), включения в план статистических работ Росстата новых

исследований и расчетов ранее не используемых показателей, адекватно отражающих качество и развитие населения (особенно на уровне регионов); 2. совершенствование методического аппарата, расчетов обобщающего индекса качества и развития населения; 3. проведение типологии и ранжирования регионов страны (или сравнение стран) по этим показателям, что поз-

волит выявить перспективные регионы, формирование единой социально-экономической системы, ориентированной на ускорение темпов развития населения; 4. реализацию мониторинга качества и развития населения страны и регионов; 5. обоснование социально-экономических концепций и стратегий развития на федеральном и на региональном уровнях, в которых показатели

качества и развития населения должны выступать как исходным блоком, так и целью; 6. совершенствование управления социально-экономическим развитием на основе более полного включения в «показатели для мониторинга оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации» [24] показателей, характеризующих качеств и развитие населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Детерминанты и последствия демографических тенденций. Нью-Йорк: ЮНФПА, 1973. С. 166.

2. Валентей Д.И. Теория и политика народонаселения. М.: Высшая школа, 196.

3. Зверева Н.В. Изучение народонаселения в отечественной науке: 60-е — 80-е гг. М.: Диалог - МГУ, 1999.

4. Кваша А.Я. Проблемы демографического оптимума. М.: Статистика, 1974.

5. Сови А. Общая теория населения. М.: Прогресс, 1978.

6. Шелестов Д.К. Народонаселение: история термина и современность. В кн. Население СССР сегодня. М.: Финансы и статистика, 1982.

7. Фильрозе Э. Очерк потенциальной демографии. М.: Статистика, 1975.

8. Пирожков С.И. Демографические процессы и возрастная структура населения. М.: Статистика, 1976.

9. Авдеев А.А. Качество, развитие, исторические типы народонаселения. В кн.: Народонаселение: прошлое, настоящее, будущее. Н. В. Зверева и В. М. Медков (ред.). М.: Мысль, 1987. С. 97.

10. Саградов А.А. Теория и методы изучения качества населения. М.: Гуманитарный фонд, 1995. С. 9-10.

11. Локосов В.В., Рюмина Е.В., Ульянов В.В. Региональная дифференциация показателей человеческого потенциала // Экономика региона. 2015. № 4. С. 185-196. DOI: https://doi/ org/10.17059/2015-4-15.

12. Бобылев С.Н. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. М.: ООО РА ИЛЬФ, 2013.

13. Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России. М.: Новое издательство, 2006.

14. Валентей Д.И. Система знаний о народонаселении. М.: 1976. С. 87-89.

15. Зверева Н.В. Демографический переход: спор о теориях разного уровня // Демографическое обозрение. 2015. № 1. URL: https:// demreview .hse. ru/data/2015/10/23/1079398256/ DemRev_2_1_2015_6-23.pdf

References

1. Determinanty i posledstviya de-mograficheskikh tendentsiy. N'yu-York: YuNFPA, 1973. P. 166. (In Russ.)

2. Valentey D.I. Teoriya i politika narodonase-leniya. Moscow: Vysshaya shkola, 196. (In Russ.)

3. Zvereva N.V. Izuchenie narodonaseleniya v otechestvennoy nauke: 60-e — 80-e gg. Moscow: Dialog - MGU, 1999. (In Russ.)

4. Kvasha A.Ya. Problemy demograficheskogo optimuma. Moscow: Statistika, 1974. (In Russ.)

5. Sovi A. Obshchaya teoriya naseleniya. Moscow: Progress, 1978 (In Russ.)

6. Shelestov D.K. Narodonaselenie: istoriya termina i sovremennost'. In: Naselenie SSSR segod-nya. Moscow: Finansy i statistika, 1982 (In Russ.)

7. Fil'roze E. Ocherk potentsial'noy demografii. Moscow: Statistika, 1975 (In Russ.)

8. Pirozhkov S.I. Demograficheskie protsessy i vozrastnaya struktura naseleniya. Moscow: Statis-tika, 1976. (In Russ.)

9. Avdeev A.A. Kachestvo, razvitie, istoricheskie tipy narodonaseleniya. In: Narodonaselenie: pro-shloe, nastoyashchee, budushchee. N. V. Zvereva i V. M. Medkov (ed.). Moscow: Mysl', 1987. P. 97. (In Russ.)

10. Sagradov A.A. Teoriya i metody izucheni-ya kachestva naseleniya. Moscow: Gumanitarnyy fond, 1995. P. 9-10. (In Russ.)

11. Lokosov V.V., Ryumina E.V., Ulyanov V.V. Regional'naya differentsiatsiya pokazateley chelovecheskogo potentsiala. Ekonomika regio-na. 2015. No. 4. P. 185-196. DOI: https://doi/ org/10.17059/2015-4-15. (In Russ.)

12. Bobylev S.N. Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiyskoy Federatsii. Moscow: OOO RA IL''F, 2013. (In Russ.)

13. Vishnevskiy A.G. Demograficheskaya mod-ernizatsiya Rossii. Moscow: Novoe izdatel'stvo, 2006. (In Russ.)

14. Valentey D.I. Sistema znaniy o narodonase-lenii. Moscow: 1976. P. 87-89 (In Russ.)

15. Zvereva N.V. Demograficheskiy perekhod: spor o teoriyakh raznogo urovnya. Demograficheskoe obozrenie. 2015. No.1. URL: https://demre-view.hse.ru/data/2015/10/23/1079398256/Dem-Rev_2_1_2015_6-23.pdf (In Russ.)

16. Caldwell J..С. Demographic transition theory. N.Y. Springer. 2006. URL: http//doi.org/ 10.1007/978-1-4020-4498-4.

17. ReherD.S. Economic and Social Implications of the Demographic Transition // Population and Development Review. 2011. 37 (Supplement). P. 11-33. URL: http// doi.org/ 10.1111/j.1728-4457.2011.00375.x

18. Вишневский А.Г. Демографическая революция меняет репродуктивную стратегию вида Homo Sapiens // Демографическое обозрение. 2014. № 1. URL: https://demreview.hse.ru/data /2014/07/15/1312456175/1_%d0%92%d0%b8 %d 1%88%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba %d0%b8%d0%b9_%d0%94%d0%b5%d0%bc%d0 %be%d0%b3%d1%80%d1%84%d0%b8%d1%87%-d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f%20%d1 %80%d0%b5%d0%b2%d0%be%d0%bb%d1%8e%d 1%86%d0%b8%d1%8f.pdf.

19. Омран А.Р. Эпидемиологический аспект теории естественного движения населения. В кн. Валентей Д.И., Судоплатов А.П. (ред.) Проблемы народонаселения. О демографических проблемах стран Запада. М.: Прогресс, 1970. С. 57-91.

20. Lesthaeghe R. The unfolding story of the second demographic transition. Population and Development Review, 2010 36(2): Р. 211-251. DOI: http//doi.org/ 10.1111 / j.1728-4457.2010.00328.x.

21. Coleman D. Europe at the Cross-roads. Must Europe's Population and Workforce Depend on New Theories and Concepts. (In. International Migration: ten years after Cairo. Scientific Series «International Migration of Population: Russia and the Contemporary World»). ^d. Iontsev V.A.). M.: MAX - Press, 2004. P. 8-29.

22. Клупт М.А. Парадигмы и оппозиции современной демографии // Демографическое обозрение. 2014. No.1. URL: demreview.hse.ru/da ta/2014/07/15/1312457289/2_%d0%9a%d0%bb% d1%83%d0%bf%d1%82_%d0%9f%d0%b0%d1%80 %d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%b3%d0%bc%d1% 8b%20%d0%b8%20%d0%be%d0%bf%d0%bf%d0% be%d0%b7%d0%b8%d1%86%d0%b8%d0%b8.pdf

23. Демографическая энциклопедия. М.: Энциклопедия, 2013. С. 857.

24. «Показатели для мониторинга оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 1142. URL: http://www.consultant.ru/ document/Cons_doc_LAW_137555/f190e958d4cde de06f8550e5148b402b853079d1

16. Caldwell J.S. Demographic transition theory. N.Y. Springer. 2006. URL: http//doi.org/ 10.1007/978-1-4020-4498-4.

17. Reher D.S. Economic and Social Implications of the Demographic Transition. Population and Development Review. 2011. 37 (Supplement). P. 11-33. URL: http// doi.org/ 10.1111/j.1728-4457.2011.00375.x

18. Vishnevsky A.G. Demograficheskaya revoly-utsiya menyaet reproduktivnuyu strategiyu vida Homo Sapiens. Demograficheskoe obozrenie. 2014. No. 1. URL: https://demreview.hse.ru/data /2014/07/15/1312456175/1_%d0%92%d0%b8%d 1%88%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba %d0%b8%d0%b9_%d0%94%d0%b5%d0%bc%d0 %be%d0%b3%d1%80%d1%84%d0%b8%d1%87%-d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f%20%d1 %80%d0%b5%d0%b2%d0%be%d0%bb%d1%8e%d 1%86%d0%b8%d1%8f.pdf.

19. Omran A.R. Epidemiologicheskiy aspekt te-orii estestvennogo dvizheniya naseleniya. In: D.I. Valentey, A.P. Sudoplatov (ed.) Problemy narodo-naseleniya. O demograficheskikh problemakh stran Zapada. Moscow: Progress, 1970. P. 57-91. (In Russ.)

20. Lesthaeghe R. The unfolding story of the second demographic transition. Population and Development Review, 2010 36(2). P. 211-251. DOI: http//doi.org/ 10.1111 / j.1728-4457.2010.00328.x

21. Coleman D. Europe at the Cross-roads. Must Europe's Population and Workforce Depend on New Theories and Concepts. (In. International Migration: ten years after Cairo. Scientific Series «International Migration of Population: Russia and the Contemporary World»). (ed. Iontsev V.A.). Moscow: MAX - Press, 2004. P. 8-29.

22. Klupt M.A. Paradigmy i oppozitsii sovremen-noy demografii. Demograficheskoe obozrenie. 2014. No.1. URL: demreview.hse .ru/data/2014/07/15/13 12457289/2_%d0%9a%d0%bb%d1%83%d0%bf%d1 %82_%d0%9f%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%b4% d0%b8%d0%b3%d0%bc%d1%8b%20%d0%b8%20 %d0%be%d0%bf%d0%bf%d0%be%d0%b7%d0%b8 %d1%86%d0%b8%d0%b8.pdf (In Russ.)

23. Demograficheskaya entsiklopediya. Moscow: Entsiklopediya, 2013. P. 857. (In Russ.)

24. «Pokazateli dlya monitoringa otsenki effek-tivnosti deyatel'nosti sub"ektov Rossiyskoy Federat-sii» Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 3 dekabrya 2012 g. No. 1142. URL: http://www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_137555/ f190e958d4cdede06f8550e5148b402b853079d1 (In Russ.)

Сведения об авторе

Наталия Викторовна Зверева

Д.э.н, профессор

МТУ им. М.В. Ломоносова,

Москва, Россия

Эл. почта: [email protected]

Information about the author

Natalia V. Zvereva

Dr. Sci. (Economics), Professor Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.