Научная статья на тему 'Теория информации в контексте постнеклассической науки: философско-методологические аспекты'

Теория информации в контексте постнеклассической науки: философско-методологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
478
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА / ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION / THE PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY / POST-NON-CLASSICAL SCIENCE / INFORMATION THEORY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Третьяков О. В.

В статье рассмотрены философско-методологические аспекты развития теории информации. Показано, что трудности в определении сущности и содержания феномена информации связаны с попытками рассмотреть постнеклассический объект с позиций классической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF INFORMATION IN THE CONTEXT OF POST-NON-CLASSICAL SCIENCE: PHILOSOPHICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS

The article discusses the philosophical and methodological aspects of the development of the theory of information. The author has shown that the diffi culties in the defi nition of the phenomenon of information are the attempts to consider the post-non-classical object from the standpoint of classical science.

Текст научной работы на тему «Теория информации в контексте постнеклассической науки: философско-методологические аспекты»



О.В. ТРЕТЬЯКОВ

кандидат исторических наук, доцент Академии Федеральной службы охраны РФ E-mail: oleg020862@ mail.ru Тел. (4862) 54 99 41

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье рассмотрены философско-методологические аспекты развития теории информации. Показано, что трудности в определении сущности и содержания феномена информации связаны с попытками рассмотреть постнеклассический объект с позиций классической науки.

Ключевые слова: информация, философия науки и техники, постнеклассическая наука, теория информации.

Информационные процессы охватывают все области человеческой деятельности. Как отмечается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, современное общество «характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти» [1]. До последнего времени рост объема информации, производимой и добываемой человечеством, подчинялся экспоненциальному закону. Такой рост имеет взрывной характер. В настоящее время имеются все признаки наступления информационного «взрыва». Так, если в прошлом столетии удвоение количества информации происходило примерно за пятьдесят лет, то в данный момент аналогичный результат получается за промежуток времени чуть более года. В то же время не наблюдается признаков замедления темпов роста объема информации в ближайшем будущем.

Вместе с тем, современная наука не дает однозначного определения понятия «информация». Впервые с парадоксами фундаментального классического описания столкнулись физики в вопросах о локализации частицы, волновой и одновременно корпускулярной их природы. Критерии научности - объективность, истинность, интерсубъективность, универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания характеризуют классическую модель науки. Это своего рода идеальная модель, которой в реальной истории науки вряд ли соответствовало полностью какое-либо теоретическое построение. Однако эта модель задавала вполне четкие критерии, которым в идеале должно соответствовать научное знание.

Потребовался философский анализ, завершившийся генерацией идеи огромной значимости - принципом дополнительности (Н. Бор).

Данная идея выходит далеко за пределы физики, стимулирует переоснащение методологического инструментария в связи с многомерностью мира. Различные языки описания и точки зрения на то или иное явление могут оказаться дополнительными. Они связаны с одной и той же реальностью, но не сводятся к одному единственному описанию. В конце XX века наблюдается процесс становления постнеклассической науки. Согласно известному принципу соответствия возникает проблема определения границ применимости прежних теорий, адекватности языков описания сущностям изучаемых явлений в новой познавательной ситуации. Границы эти намечались кибернетикой и общей теорией систем, но их развитие оказалось возможным только на основе тех общенаучных принципов и концепций, которые являются составными частями постнеклассической картины мира. Ведущая роль в этой картине принадлежит нелинейной динамике - междисциплинарному направлению, не вполне точно обозначаемому широким понятием «синергетика». Представление о синергетике как о некоторой всеобщей объяснительной схеме осложняется пониманием ее значимости для выработки представлений о механизмах функционирования целого, рождения познавательных моделей, установления проблемных полей. Синергетическая система открыта для потоков вещества, энергии (физических полей) и информации. Если природа первых двух потоков изучается две сотни лет, то третьего - не более пятидесяти. Причем глубинная связь феномена информации с процессом самоорганизации стала ясна только в последнее десятилетие. Это делает необходимым комплексный методологический анализ упомянутой связи и возможным - выяснение роли информации в эволюции сложных систем, образовании структур, их отбора и прогрессивного развития в направлении увеличения сложности.

© О. В. Третьяков

ФИЛОСОФИЯ

Полифундаментальность присуща тем областям предметного знания, в которых:

а) наиболее остро взаимодействуют философские основания теории с ее собственными исходными принципами;

б) системы понятий (информация, язык, память, код, связь и т. д.) используются в других, не обязательно терминологических смыслах;

в) при парадигмальных сдвигах обнаруживаются различные способы организации эмпирического материала, относящегося к одному и тому же феномену, что выражается в существовании различных независимых понятийных подсистем [2].

Полифундаментальность определяется как новое явление в развитии понятийной формы мышления, допускающее равную гносеологическую ценность альтернативных теорий. Заметим, что применительно к обсуждаемой познавательной ситуации конкурирующие альтернативности уступают место дополнительности.

Трудно найти более яркий пример полифундаментальности, чем определение понятия «информация» в период становления постнеклассической картины мира.

Значение принципа дополнительности усилилось после утверждения парадигмы постне-классической науки, описывающей саморазвитие, самоорганизацию материальных структур. В философии стало развиваться направление, связанное с заменой дискретной логики мышления на континуальную, предметом которой является полифундаментальный многомерный мир. Это изменение касается содержания категории развития, его направленности, что вызывает возникновение методологии, направленной на возможность видеть равноправными отдельные измерения («срезы», «ипостаси») целого. Если многоликость мира в этой методологии видится метафорически, то перед исследователями нелинейной динамики систем она предстает вполне конкретно в виде многовариантности (С.П. Курдюмов), многомодальности (Г.Р. Иваницкий), многослойности (Ю. М. Лотман).

Принципиально важно при изучении информационного процесса понимать равноправность всех его стадий.

Значительную роль в жизни общества играет информация, принимающая форму алгоритма или программы. Именно так информация, сама по себе не являющаяся материальной, преображает материальный мир. Для понимания функционирования информации-программы очень важно знать ее свойства. Эти свойства изоморфны для всех видов информации, что еще раз подчеркивает общность самого феномена.

Одним из примеров асимметрии мира является нарушение симметрии между веществом и антивеществом как предпосылка синергетической информации, обеспечивающей процесс дифференциации частиц, из которых возникли звезды, планеты и все живые существа. Если обратиться к структурам меньших масштабов, то можно убедиться, что информация (ее функционирование и воспроизводство) всегда связана с отбором некоторых предпочтительных асимметричных форм. В живом мире асимметрия имеет вездесущий характер.

Роль информационных взаимодействий в природных процессах стала вырисовываться четыре десятилетия тому назад в связи с развитием кибернетики - науки, которая занимается изучением систем любой природы, способных воспринимать, перерабатывать информацию и использовать ее для управления и регулирования.

Перевод на язык теории информации процесса дарвиновской эволюции видов был не только шагом вперед по пути развития исторической биологии, он продемонстрировал перспективность использования общенаучных понятий и самых общих представлений теории информации в естественных науках. Стало ясно, что в основе биотических процессов, как и в основе биологической эволюции, лежит принцип обратной связи, что характерно для кибернетических систем.

В каких же случаях плодотворность информационного подхода к изучаемым явлениям не вызывает сомнений?

1. Во всех живых системах - от растений, микроорганизмов до человека и человеческих сообществ. Во всех случаях, когда мы имеем дело с обратной связью. Без информационных процессов понятие обратной связи зачастую вообще лишено смысла.

2. В теории связи, задачей которой является повышение качества передачи информации, информация является статистической.

3. В самоорганизующихся системах при переходе системы из одного состояния с энтропией в другое состояние с Б2 (Б2 < Б1) происходит генерация информации. Г. Хакен предложил назвать этот вид информации синергетической информацией [3]. Это - случай эволюции диссипативных систем, когда существенную роль играют не силовые, а коо -перативные (корреляционные) связи.

4. При изучении систем, развитие которых определяется эффективностью коммуникативных связей, использующих естественные и мягкие языки, создающие обилие знаковых ситуаций - социокультурных систем.

Современное понимание того, что такое инфор-

шей

мация и какую роль она играет в естественных и искусственно созданных системах, складывается постепенно. Оно представляет собой совокупность знаний, полученных разными областями знания. По мнению Н.Н. Моисеева, «...строгого и достаточно универсального определения информации не только нет, но оно и вряд ли возможно» [4]. Естественно возникает вопрос: с чем это связано? Почему, несмотря на большое число работ по информатике, теории информации, кибернетике, философии определение общенаучного понятия «информация» до сих пор не сформулировано?

В науке уже имела место аналогичная ситуация, когда в результате исследований сил различной природы возникла потребность объединить множество взаимодействий тел единым понятием «энергия». В связи с этим представляется весьма конструктивным подход Ю. П. Петрова, попытавшегося проанализировать специфические черты информационных процессов [5].

В природе имеют место взаимодействия между системами, между системой и внешней средой, между элементами системы, результаты которых не зависят от получаемой системой энергии или от количества переданного ею тепла, импульса, момента импульса. В технике это радиоприемник, который на входе принимает радиосигнал, а на выходе выдает звуковой сигнал практически независимо от энергии радиосигнала. Это отнюдь не противоречит закону сохранения энергии, ибо приемник питается внутренними источниками энергии, а радиосигнал лишь управляет этой энергией, распределяя ее по разным каналам.

Все информационные процессы подобны тем, что происходят в радиоприемнике: их результат нельзя объяснить только с помощью обычных классических характеристик, требуется новая характеристика, которой и является информация.

Главной особенностью информационных взаимодействий является то, что их результат не находится в однозначной зависимости от энергии взаимодействия. Взаимодействие несимметрично, так как системы воздействующая и воспринимающая неинвариантны (приемник и передатчик нельзя поменять местами). Воспринимающая информацию система является открытой, неравновесной системой, она по-разному может изменять свое состояние, т. е. результаты воздействия сигналов могут быть различными.

В настоящее время существуют лишь отдельные фрагменты «информационной» теории. К ним можно отнести: работы создателей кибернетики по развитию концепции регулирования; работы по математической теории связи; создание начал

динамической теории информации на основе идей синергетики; работы по изучению свойств, характеристик и специфики живых информационных систем.

Противоречивость высказываний создателей кибернетики по вопросу о сущности феномена информации свидетельствует о своеобразном «информационном парадоксе»: кибернетика широко использовала информацию как средство управления сложными системами, но оказалась неспособной дать адекватное определение явлению информации.

Трудности определения природы информации не могли быть преодолены без представлений об информации как о процессе, начальные стадии которого связаны с эволюцией синергетической системы. В досинергетический период науки мысль исследователей об информации не могла разорвать «заколдованный круг», охватывающий множество разнообразных определений одного и того же явления. В каком только образе не представала информация: информация-выбор; информация-программа; сигнал; сведения; знания; негэнтропия; отражение в сознании, процессы отражения.

Поиск информации как субстанции или как функции состояния совершенно бесперспективен. Он навязывает информации сугубо термодинамический статус, игнорируя тот факт, что информация - это процесс.

В рамках материалистической теории познания была высказана мысль о связи между информацией и отражением, об информации как всеобщем свойстве материи: «Информация есть отраженное разнообразие» [6]. Проблема заключается в том, что отражаться может не только разнообразие, но и однообразие, информация же связана с разнообразием. Но отражение по своему смыслу также связано с разнообразием, поэтому в рамках вышеприведенного определения А. Д. Урсула невозможно отделить информацию от отражения. Позже философ дает иное определение: «Информация не тождественна отображению, а есть лишь его инвариантная часть, поддающаяся опредмечиванию, объективированию, передаче» [7]. Автор поясняет, что отражение далеко не всегда можно перекодировать, перенести с одного материального объекта на другой, информация же перекодируется, передается, создавая образы, в которых инвариантом является она сама.

В подобных определениях смешиваются понятия «отражение» и «разнообразие», «генерация» и «рецепция». В самом деле, «разнообразие» входит в определение генерации информации (случайный выбор из «разнообразных», нетождественных элементов), а «отражение» - это элемент рецепции

ФИЛОСОФИЯ

информации. Термин «отражение» не охватывает, таким образом, всего феномена. Как возникает информация? Какие цели при этом достигаются? Как оценить новизну, ценность информации, стимулируемую ею целенаправленную деятельность? Эти вопросы остаются без ответа.

Итак, можно заключить, что информация как отражение - это не более чем метафора. Информация как субстанция или как функция состояния - это фикция, ее нет в природе. Информация реальна, объективна как процесс. Информация - это дитя многомерного мира самоорганизующихся систем и необратимых процессов, мира, открывшегося людям сравнительно недавно, еще не вполне и далеко не всеми осознанного. Информация не раскрыла своей сущности в рамках кибернетики, поскольку

традиционная кибернетика не рассматривала самоорганизующиеся системы в русле синергетики, концептуальный аппарат которой является исходной точкой новых представлений в науке.

Информация - сложный процесс, состоящий из элементарных актов. При переходе от одной стадии процесса к другой информация всякий раз предстает в новом обличье. Увидеть это, тем более идентифицировать отдельные стадии с теми или иными определениями, не входя в область представлений постнеклассической науки, невозможно. Таким образом, становится очевидным, что корни трудностей определения феномена информации заключаются в попытках рассмотреть постнекласси-ческий объект - феномен информации - с позиций и методами классической науки.

Библиографический список

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации //Российская газета. 2008, 16 февраля.

2. Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука, 1997.

3. Кальоти Дж. От восприятия к мысли. М.: Мир, 1998.

4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

5. Пригожин.И., СтенгерсИ. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

6. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюция. Комос. Человек. Кишинев: Штиница, 1986.

7. Урсул А.Д., Урсул Т.А. На пути к устойчивому развитию цивилизации: информационные факторы. Информационное общество 1997; 2-3: 20-27.

8. Wilson E.J. Inventing the global information future. Guildford: Univ. Press, 2003.

O.V. TRETYAKOV

THE THEORY OF INFORMATION IN THE CONTEXT OF POST-NON-CLASSICAL SCIENCE: PHILOSOPHICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS

The article discusses the philosophical and methodological aspects of the development of the theory of information. The author has shown that the difficulties in the definition of the phenomenon of information are the attempts to consider the post-non-classical object from the standpoint of classical science.

Key words: information, the philosophy of science and technology, post-non-classical science, information theory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.