Научная статья на тему 'Теория и результаты многомерной оценки психологической готовности спортсменов в силовых единоборствах'

Теория и результаты многомерной оценки психологической готовности спортсменов в силовых единоборствах Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
142
248
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СПОРТСМЕНЫ / ЗАНИМАЮЩИЕСЯ СИЛОВЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ / МНОГОМЕРНАЯ ОЦЕНКА / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / ВКЛАД

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Рыбников Виктор Юрьевич, Бобрищев Алексей Александрович

В работе изложены теоретические основы и результаты многомерной оценки вклада пяти основных компонентов психологической готовности спортсменов в силовых единоборствах к соревновательной деятельности. С помощью регрессионного анализа и специальных математических процедур оценен вклад (задействованность) в успешность соревновательной деятельности 115 спортсменов в силовых единоборствах.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Рыбников Виктор Юрьевич, Бобрищев Алексей Александрович,

THEORY AND RESULTS OF THE MULTIVARIATE ASSESSMENT OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF ATHLETES IN MARITAL ARTS1The All-Russia center of emergency and radiating medicine named of A.M. Nikiforov of the Ministry of Emergency Measures of Russia

The report describes a theoretical basis and results of multivariate assessment of contribution of five main components of psychological preparedness for competition activities of athletes in marital arts. Using the regression analysis and special mathematical procedures, the contribution (involvement) into successful competition activities was assessed for 115 athletes in marital arts.

Текст научной работы на тему «Теория и результаты многомерной оценки психологической готовности спортсменов в силовых единоборствах»

ЛИТЕРАТУРА

1. Буркова, О.В. Пилатес - фитнес высшего класса / О.В.Буркова. - М. : Радуга, 2005. - 125 с.

2. Каменев, Ю.Ф. Боль в пояснице при остеохондрозе позвоночника / Ю.Ф. Каменев. - Петрозаводск : ИнтелТек, 2004. - 99 с.

3. Петленко, В.П. Этюды валеологии : здоровье как человеческая ценность / В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко. - СПб. : Изд-во Балтийской педагогической академии, 1998. - 120 с.

4. Соболева, Н.Ю. Влияние занятий пилатесом на уровень физической подготовленности женщин 21-35 лет / Н.Ю. Соболева, Н.В. Казакевич // Современная гимнастика : проблемы, тенденции, перспективы : сб. мат-лов IV Междунар. науч.-практ. конф. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2008. - С. 104-109.

5. Суханов, А.И. Теория и практика управления физическим состоянием человека на основе комплексных физкультурно-оздоровительных коррекций : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Суханов А.И. - СПб., 2002. - 351 с.

6. Суханова, Т.Н. Комплексные физкультурно-оздоровительные коррекции физического состояния военнослужащих при структурно-функциональных нарушениях позвоночника : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Суханова Т.Н. - СПб., 2005. - 18 с.

ТЕОРИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОМЕРНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ В СИЛОВЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

Виктор Юрьевич Рыбников, доктор психологических наук, доктор медицинских наук,

профессор,

Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им.А.М.Никифорова МЧС

России,

Алексей Александрович Бобрищев, кандидат педагогических наук, Федерация карате-кекусинкай (ФКК),

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе изложены теоретические основы и результаты многомерной оценки вклада пяти основных компонентов психологической готовности спортсменов в силовых единоборствах к соревновательной деятельности. С помощью регрессионного анализа и специальных математических процедур оценен вклад (задействованность) в успешность соревновательной деятельности 115 спортсменов в силовых единоборствах.

Ключевые слова: психологическая готовность, спортсмены, занимающиеся силовыми единоборствами, многомерная оценка, регрессионный анализ, вклад.

THEORY AND RESULTS OF THE MULTIVARIATE ASSESSMENT OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF ATHLETES IN MARITAL ARTS

Victor Jurevich Rybnikov, the doctor ofpsychological sciences, the doctor of medical sciences, the professor,

The All-Russia center of emergency and radiating medicine named of A.M. Nikiforov of the Ministry of Emergency Measures of Russia,

Alexey Aleksandrovich Bobrishchev, the candidate of pedagogical sciences, Federation of Kyokushin Karate,

St. Petersburg

Abstract

The report describes a theoretical basis and results of multivariate assessment of contribution of five main components of psychological preparedness for competition activities of athletes in marital arts. Using the regression analysis and special mathematical procedures, the contribution (involvement) into successful competition activities was assessed for 115 athletes in marital arts.

Keywords: psychological preparedness, athletes in marital arts, multivariate assessment, re-

gression analysis, contribution.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная деятельность спортсменов в силовых единоборствах зачастую протекает в сложных, напряженных условиях, связанных с воздействием экстремальных стресс факторов. В последние годы спортсмены, занимающиеся силовыми единоборствами, высшей квалификации постоянно участвуют в различных ответственных международных соревнованиях, представляя Российскую Федерацию на межнациональном уровне. Эти условия требуют от спортсменов в силовых единоборствах большого нервно-психического напряжения и самоотдачи в условиях чрезвычайно высоких физических и нервно-психических нагрузок. Соревновательная деятельность спортсменов высшей квалификации в силовых единоборствах в этот период характеризуется длительным воздействием значительного числа стрессогенных факторов, что определяет высокие требования к психической сфере их личности и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях.

Проблема оценки и прогнозирования психологической готовности спортсменов высшей квалификации в силовых единоборствах, особенно, при отборе для участия в международных соревнованиях является крайне значимой для спортивной психологии и адаптивной физической культуры.

Теоретические основы спортивной психологии определяют необходимость исследования двух основных типов психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях - длительной (долгосрочной) и оперативной (кратковременной) психологической готовности. В рамках таких исследований значительный научнопрактический интерес представляет анализ уровней выраженности и структуры основных компонентов длительной психологической готовности спортсменов, занимающихся силовыми единоборствами, к соревновательной деятельности.

Эта проблема является недостаточно разработанной в адаптивной физической культуре и спортивной психологии, а отсутствие системных, научно-обоснованных практических рекомендаций содержательного и организационно-педагогического характера вызывает существенные затруднения в становлении эффективной системы оценки и поддержания психологической готовности спортсменов.

Современные многомерные математико-статистические методы позволяют успешно решать такие задачи [1-3].

В связи с этим нами выполнено исследование, цель которого состояла в многомерной математико-статистической оценке вклада основных компонентов психологической готовности спортсменов в силовых единоборствах в успешность их соревновательной деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА

В научной литературе для оценки многомерной количественной характеристики влияния психологических качеств специалистов различного профиля на успешность их обучения, развития или деятельности описаны различные математические методы [1-8]. Но наиболее часто для этих целей используют дискриминантный анализ и регрессионный вид анализа [9].

Для оценки вклада (а точнее, задействованности) тех или иных структурных компонентов в успешность деятельности специалистов предложена трехэтапная технология математико-статистического анализа, включающая в себя многомерный регрессионный анализ [6, 8, 9]. Суть ее состоит в следующем.

С помощью психологических тестов, анкет, метода экспертных оценок оценивается уровень выраженности основных групп (компонентов) того или иного психического качества (процесса, свойства) [9]. В нашем исследовании в общей структуре психологической готовности спортсменов в силовых единоборствах были выделены и оценены с помощью высококвалифицированных экспертов пять основных ее компонентов: мотивационный,

волевой, регуляторный, когнитивный и типологический (рис. 1).

Кроме того, с помощью различных процедур, чаще всего, это - метод экспертных оценок, оценивается успешность деятельности специалистов [4]. Затем с помощью регрессионного анализа рассчитывается регрессионная модель (функция) зависимости структурных компонентов (групп) от успешности деятельности.

С Структура психологической

готовности спортсменов \

к соревновательной деятельности )

в экстремальных ситуациях

Мотивационный компонент: понимание важности решаемых спортивных задач, ответственность, стремление добиться успеха, индивидуальноличностные мотивы и др. Когнитивный компонент: Стремление узнать новое о предстоящих трудностях, условиях выполнения спортивных задач, способах деятельности противника, анализ информации.

Регуляторныш компонент: Способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, подавлять отрицательные эмоции, страх. Волевой компонент: настойчивость, решительность, упорство, выдержка, самообладание, стрессоустойчивость, эмоциональноволевая устойчивость.

і

'

Типологический компонент:

Свойства ВНД, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов

Рис. 1. Структура и содержание компонентов психологической готовности спортсмена к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях

Алгоритмы и содержание регрессионного анализа заключаются в подборе такой комбинации тестовых показателей, предпочтительно нормированных, которая позволяла бы по минимальному набору признаков прогнозировать «внешний критерий», в нашем случае, это - успешность соревновательной деятельности [11].

Следовательно, регрессионный анализ позволяет прогнозировать успешность деятельности или психологическое качество (свойство, состояние) на основе показателей психологических тестов и внешнего критерия, в качестве последнего мы использовали интегральный показатель, характеризующий успешность соревновательной деятельности спортсменов в силовых единоборствах.

Применение такого подхода обеспечивает оценку основных групп (подсистем, компонентов) психологических качеств личности, обусловливающих тот или иной уровень успешности деятельности.

Определение относительной значимости основных компонентов проведено нами с помощью многомерного линейного регрессионного анализа методом построения регрессионной модели успешности на структуре наиболее информативных факторов (подсистем, компонентов) психологической готовности. При этом коэффициенты регрессии при одноуровневых или нормированных (нами использовалась 5-балльная шкала оценок основных компонентов психологической готовности и успешности соревновательной деятельности) значениях переменных являются индикаторами валидности каждой из подсистем по отношению к уровню успешности деятельности [8, 9].

Таким образом, формируется математическая модель (в виде уравнения регрес-

сии), обладающая определенной прогностической способностью. Достоверность прогноза определяется уровнем надежности и достоверности модели по ряду общепринятых процедур [2-3, 11].

В этом случае, исходя из методологии регрессионного анализа, успешность соревновательной деятельности выступает в качестве «внешнего критерия» или «независимой переменной», а компоненты (в нашем случае, психологической готовности) - в качестве «зависимых переменных». При этом рекомендуется исходить из абсолютной значимости этих компонентов в обеспечении успешности соревновательной деятельности, т.е. делается допущение (ограничение), что только эти компоненты на 100% обеспечивают успешность деятельности спортсмена. Поэтому в регрессионной функции сумма диагностических коэффициентов всех структурных компонентов (в нашем случае, пяти компонентов психологической готовности) равна 1 или 100%.

Следующий этап многомерной технологии оценки вклада структурных компонентов в успешность соревновательной деятельности предполагает применение специальной математической процедуры, предложенной В.Ф. Кочуровым [9], которая позволяет определить процентный вклад каждого из компонентов (групп, подсистем) в успешность деятельности.

В идеале вклад каждого из компонентов должен быть сбалансирован и (например) при пятикомпонентной структуре качества (свойства процесса, в нашем случае -психологической готовности) вклад каждого должен составлять 20% (5х20=100%). Малый вклад свидетельствует о низкой задействованности этого компонента в обеспечении успешности соревновательной деятельности и определяет необходимость его формирования [8, 9].

Таковы в кратком изложении теоретические основы, методология и методика многомерной оценки вклада компонентов психологического качества (свойства, процесса) в успешность деятельности. Именно она и была использована нами для многомерного анализа вклада пяти основных компонентов психологической готовности спортсменов, занимающихся силовыми единоборствами, к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первый этап исследования включал в себя экспертную оценку у 115 спортсменов, занимающихся силовыми единоборствами, пяти основных компонентов психологической готовности - мотивационного, волевого, когнитивного, регуляторного и типологического, а также оценку результатов спортивных достижений как успешности соревновательной деятельности. В качестве экспертов выступали высококвалифицированных тренеры, хорошо знающие спортсменов.

Определение относительной значимости основных компонентов проведено нами с помощью многомерного регрессионного анализа методом построения регрессионной модели успешности соревновательной деятельности на структуре наиболее информативных факторов (подсистем, компонентов) психологической готовности. При этом коэффициенты регрессии при одноуровневых или нормированных (нами использовалась 5-балльная шкала оценок основных компонентов психологической готовности и успешности деятельности) значениях переменных являются индикаторами валидности каждой из подсистем по отношению к уровню успешности соревновательной деятельности.

Таким образом, была сформирована математическая модель (в виде уравнения регрессии), обладающая прогностичностью, достоверностью и надежностью.

Регрессионная модель зависимости успешности соревновательной деятельности от уровня выраженности основных компонентов психологической готовности по общей выборке из 115 спортсменов, занимающихся силовыми единоборствами, выглядела следующим образом:

2=0.211*Х1+0.228*Х2+0.184*Х3+0.154*Х4+0.223*Х5,

где

Х1 - уровень выраженности мотивационного компонента,

Х2 - уровень выраженности волевого компонента,

Х3 - уровень выраженности когнитивного компонента,

Х4 - уровень выраженности регуляторного компонента,

Х5 - уровень выраженности типологического компонента,

0.210; 0.228; 0.184; 0.154; 0.223- коэффициенты регрессии соответствующих компонентов психологической готовности, приведенные к единице.

В общей выборке спортсменов, занимающихся силовыми единоборствами, наиболее значимыми оказались волевой и типологический компоненты психологической готовности, суммарное значение их диагностических коэффициентов равно 0,451. От того, насколько у спортсмена развиты волевые черты характера, сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, тип ВНД, почти наполовину зависит конечный результат успешной соревновательной деятельности.

Вместе с тем, полученные данные указывают на то, что результативность спортивных достижений может быть повышена путем совершенствования когнитивного и регуляторного компонентов, вклад (а, следовательно, и задействованность) которых (по данным базовой регрессионной модели) относительно невысок.

Однако известно, что даже весьма малое различие в уровнях сформированности компонентов с учетом их значимости может приводить к существенной вариативности вкладов каждого из них в успешность соревновательной деятельности спортсменов в силовых единоборствах.

В связи с этим в дальнейшем был определен вклад каждого компонентов психологической готовности в успешность деятельности спортсменов в силовых единоборствах в экстремальных ситуациях.

Данные, характеризующие вклад (долю успешности, привносимую подсистемой - компонентом психологической готовности), приведены в таблице 1, из которой видно, что средние оценки выраженности основных компонентов психологической готовности к соревновательной деятельности в общей выборке спортсменов не существенно различаются друг от друга - максимальная разница составляет 0,84 балла (Х4=3,54 и Х2=4,38), что находится в пределах стандартного отклонения каждой из оценок.

Однако даже такое небольшое различие в уровнях выраженности основных компонентов психологической готовности с учетом их значимости приводит к существенной вариативности вкладов каждого из них в результативность спортивной деятельности (от 13 до 24%).

Следовательно, в общей выборке спортсменов наибольший вклад в обеспечение успешности соревновательной деятельности принадлежит волевому и типологическому компонентам, суммарный вклад которых составил 47%. Это подтверждает высказанное выше положение о том, что от того, насколько спортсмены проявляют решительность, смелость, волевые качества, а также обладают необходимыми типологическими свойствами и чертами характера, в существенной степени зависит конечный результат соревновательной деятельности.

Однако это указывает и на высокую задействованность резервов психических функций, так как, по мнению В.Ю. Рыбникова [10], включение волевого и типологического компонентов является отражением высокой психической активности в период выполнения экстремальной деятельности и ведет к быстрому истощению эмоционально-волевой сферы личности и срывам в высшей нервной деятельности.

Эти данные указывают и на резервы роста спортивного мастерства спортсменов силовых единоборствах, которое может быть повышено за счет совершенствования сформированности когнитивных и регуляторных компонентов психологической готовности, чей вклад (по данным базовой регрессионной модели) относительно невысок (18 и 13%, соответственно).

Другими словами - спортсменов нужно учить регулировать свое психическое состояние и развивать у них функции внимания, памяти, мышления.

Таблица 1

Соотношение значимости, уровня выраженности и вклад компонентов психоло-

гической готовности в успешность соревновательной деятельности в экстре_____________мальных ситуациях в общей выборке спортсменов___________

Статистические характеристики компонентов Основные компоненты психологической готовности Итого

Хі Х2 Хз Х4 Х5

1.Относительная значимость (диагностические коэффициенты) 0,211 0,228 0,185 0,153 0,223 1,0

2. Уровень выраженности (экспертные оценки) 4,22 4,38 4,00 3,54 4,24 4,08

3. Вклад компонента в успешности деятельности (в %) 22 24 18 13 23 100%

Х[ - Х5 - уровни сформированном^ основных компонентов готовности

0,211, 0,228 .. 0,223 - коэффициенты регрессии соответствующих компонентов готовности,

приведенные к единице

ВЫВОДЫ

Методология и технология многомерного регрессионного анализа, специальных математико-статистических процедур позволяют выполнить многомерную оценку вклада основных компонентов психологических качеств и свойств личности в успешность соревновательной деятельности. Эти данные являются важной основой для целенаправленного формирования профессионализма спортсменов в силовых единоборствах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева, Е.Ю. Вероятностные методы в психологии / Е.Ю. Артемьева, Е.М. Мартынов. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1975. - 206 с.

2. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. - М. : Медицина, 1979. - 295 с.

3. Боровиков, В.П. 8ТЛТ18Т1СЛ. Статистический анализ и обработка данных в среде Windovs / В.П. Боровиков, И.П. Боровиков. - М. : Информационноиздательский дом "Филин", 1997. - 608 с.

4. Волков, И. П. Руководителю о человеческом факторе : социально - психологический практикум / И.П. Волков. - Л. : Лениздат, 1989. - 221 с.

5. Гласс, Д. Статистические методы в психологии и педагогике / Д. Гласс, Д. Стенли. - М. : Прогресс, 1976. - 495 с.

6. Голованов, Ю.Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях : дис. ... канд. психол. наук / Голованов Ю.Н. - М., 2001. - 230 с.

7. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях : психологический аспект / И.И. Дьяченко [и др.]. - Минск : [б.и.], 1985. - 206 с.

8. Дунин, Г.С. Проблемы квалиметрии и формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел и военно-служащих внутренних войск к деятельности в чрезвычайных ситуациях : монография / Г.С. Дунин. - СПб. : Копи-Р, 2005. - 120 с.

9. Кочуров, В.Ф. Прогнозное моделирование системы педагогических умений в ее динамике : дис. ... канд. пед. наук / Косуров В.Ф. ; Ленингр. гос. ун-т. - Л., 1986. -300 с.

10. Пуни, А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте : психологический аспект : избр. лекции / А.Ц. Пуни ; Гос. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1979. - 50 с.

11. Рабочая книга по прогнозированию. - М. : Мысль, 1982. - 430 с.

12. Рыбников, В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Рыбников В.Ю. - СПб., 2000. - 50 с.

ДИНАМИКА ФЕНОТИПА ИНДИВИДА, ДЕТЕРМИНИРОВАННАЯ КОМПЛЕКСОМ ФАКТОРОВ

Евгений Леонидович Сафронов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Татьяна Ивановна Легонькова, доктор медицинских наук, доцент, Смоленская государственная медицинская академия,

Смоленск

Аннотация

В статье представлено обоснование подхода к физическому воспитанию личности, ориентированного на благоприятный, с точки зрения здоровья, фенотип. Отображена динамика габаритных показателей, физической подготовленности, сформированных деятельностных стереотипов и особенностей повседневного режима школьников 13-16 лет обоего пола.

Ключевые слова: фенотип, онтогенез индивида, здоровье нации.

DYNAMICS OF THE PHENOTYPE OF THE INDIVIDUAL, DETERMINED BY THE COMPLEX OF FACTORS

Evgenie Leonidovich Safronov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Smolensk state academy of physical training, sports and tourism,

Valery Filippovich Kostjuchenko, the doctor of pedagogical sciences, the professor, Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St. Petersburg, Tatyana Ivanovna Legonkova, the doctor of medical sciences, the senior lecturer, Smolensk state medical academy,

Smolensk

Abstract

In the article you can see the analysis of methods of physical education of personality based on formation the desirable phenotype. The first step is to explain the phenotype. The second one is to range per categories of favorable or unfavorable phenotype discounted individual and regional specialties. The third one is to build the system of long time and tendency formation of favorable phenotype purposeful on invigorating of the system of the nation.

Keywords: phenotype, the health of the nation.

Актуальность. Для стратегического вклада в становление в России здоровой нации следует управлять развитием каждого индивида на всех этапах его онтогенеза. Для построения грамотного процесса управления необходимо владеть сведениями обо всем репертуаре причинно-следственных связей между количественными и качественными сдвигами фенотипа человека и детерминирующими факторами. К факторам, влияющим на динамику фенотипа, прежде всего, необходимо отнести наследственность, среду обитания и индивидуальные деятельностные стереотипы [1, 3]. Действенным средством управления развитием индивидов являются средства физического воспитания [2].

Цель исследования: определить динамику и специфику фенотипа школьников обоего пола 13 - 16 лет Смоленской области.

Задачи исследования:

1. Изучить динамику габаритных показателей испытуемых.

2. Определить динамику физической подготовленности школьников 13-16 лет.

3. Определить деятельностные стереотипы и особенности повседневного ре-