Теория и практика толстовских коммун Theory and practice of the Tolstoyan communes
Налетов Виктор Эдуардович
Магистр, ЛГУ им.Пушкина Россия, Санкт-Петербург [email protected]
Naletov Viktor Eduardovich
Magistr, Pushkin LSU Russia, Sankt-Petersburg [email protected]
Аннотация.
В данной статье рассматривается основа толстовского учения о непротивлении злу насилием, его актуализация среди дворянства и крестьян. Раскрывается суть идеи опрощения дворянства. Дается описание жизни толстовской коммуны в тамбовской губернии рассказовского уезда.
Annotation.
This article discusses the basis of Tolstoy's teaching about non-resistance to evil by violence, its actualization among the nobility and peasants.The essence of the idea of a simple living of nobles is disclosed.It describes the life of the Tolstoy commune in the Tambov province of Rasskazovsky district.
Ключевые слова: толстовство, непротивление злу насилием, опрощение.
Key words: Tolstoyan movement, non-violence, Simple living.
Фундаментом толстовского движения является учение Льва Николаевича Толстого о «непротивлении злу насилием». Идеи этого учения возникли в конце 1880-х годов, из-за жизненного кризиса писателя и его переосмысления Бога. Учение отражало многие современные на ту пору тенденции общественного сознания. К этим тенденциям можно отнести новое понимании Евангелия, обоснование практики ненасилия и обязанности ручного труда.
Таблица 1.
1) Новое понимание Евангелия Историко-рационалистическое понимание жизни Иисуса Христа. Свобода от церковных догм. В 1863 году выходит работа Эрнеста Ренат «Жизнь Иисуса», посвященная историческому жизнеописанию Христа, лишенная всех иррациональных смыслов, например, чудотворений.
В 1895 году публикуется так называемая Библия Т. Джефферсона («Жизнь и нравственное учение Иисуса из Назарета»). Главной задачей работы является рациональное описание учения Христа.
Свобода от учения церкви нашла свое отражение в русском сектантстве: молокане,
духоборы, скопцы и другие.
2) Ненасилие. Появляются новые трактовки Евангелия, где особое внимание уделено нагорной проповеди Иисуса Христа: «Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему другую»
Ренессанс концепции пацифизма Ж.Ж.Руссо.
Появление первых вегетарианских сообществ.
3) Труд. Опрощение русского дворянства. Практика В.Г. Черткова, П.И. Бирюкова, В.А. Хилкова.
Практика в интеллигентской общине «Криница»: движение на землю и идея жизненного самообеспечения.
Вышеперечисленные тенденции оказали определяющее влияние на новое миропонимание Толстого. Его нельзя назвать создателем основных идей в концепции непротивления злу ненасилия. Но в его творчестве проведена систематизация и расставление иерархии данных идей и их составление в единое учение, закрепленное авторитетом его личности. Практика толстовства строится на императивах братской любви ко всем и непротивления злу насилием, внутреннего нравственного самосовершенствования человека на основе следования евангельским заповедям.
Непротивление злу насилием
Данная концепция впервые излагается автором в автобиографическом произведении «Исповедь» 1880 года; затем в 1910 году выходит работа «Путь жизни». Центральные идеи этих трудов - это донесение сущности христианства как братства людей, возрождения религиозной мысли Христа в чистоте, вера в человека. Толстой пытается найти универсалию во всех христианских религиях и находит ее в разумности всех учений. Невозможно написать откровение, которое нельзя было понять разумом. Откровение - есть откровение перед разумом. Все, что возможно узнать о Боге, мы знаем, потому что имеем разумение. Следовательно, оно (разумение) и есть Бог и начало всего. «Без разумения ничего не может быть: все произошло от разумения. В разумении - сила жизни. Как только потому, что есть свет, существует для нас все разнообразие вещей, точно так же только потому, что есть разумение, существует для нас все разнообразие жизни - сама жизнь. Разумение есть начало всего».
Толстовским движением категорически отрицалась любая форма насилия. Концепция непротивления злу насилием утверждает несостоятельность любых действий основанных на насилии. Отсюда и исходит корень анархизма толстовцев, так как отрицается необходимость существования государства, а с ним и всех органов, завязанных на принуждении человека.
Вопросы о налогах, повинностях и о военной службе всегда остро вставали во взаимодействии местной власти с членами толстовских общин. Особенно по последнему вопросу - нередки были случаи ссылок на каторгу за отказ от призыва службы в армии. Лев Николаевич в работе «Закон насилия и закон любви», упоминал и более ранние примеры отказа от службы именно по данным мотивам: «В 1818 году, как записал это в свой дневник генерал-губернатор Кавказа Муравьев, были присланы на Кавказ из Тамбовской губернии пять помещичьих крестьян за то, что они, будучи сданы в солдаты, отказались служить. Их несколько раз секли кнутом, гоняли сквозь строй, но они не сдавались и говорили одно: Все люди равны, государь такой же человек, как и мы; не будем повиноваться, не будем платить податей, а главное, не будем убивать на войне людей братьев. Можете на куски резать нас, мы не сдадимся, не наденем шинели, не будем пайка есть, не будем солдатами. Милостыню мы примем, а казенного ничего не хотим». Данное отношение было ко всей армии и полиции, как к ненужным
общественным институтам, в которых все основано на насилии и сами они, кроме насилия, ничего сделать не могут.
Общественный идеал, по Тостому, - это общежитие свободных и равных землепашцев. Это и является основой для опрощения дворянской интеллигенции, раздачи земли и жизни за счет своего собственного ручного труда, земельного или ремесленного. Отсюда следовал призыв к отказу от владения и использования чужого труда для собственных нужд, так как это угнетение и есть корень неравенства между людьми. Опрощение заключалось в пренебрежении к общественному прогрессу и благам цивилизации. Поддерживалась идея движения на землю.
Важно заметить, что данные идеи не были придуманы Л. Н. Толстым. Еще до появления его учения они ходили в народе, по большей части в среде русской интеллигенции, преимущественно дворянской. Так один из видных толстовцев и популяризаторов движения - В. Г. Чертков, еще до того как стал толстовцем и познакомился с Львом Николаевичем в 1883 году, отказался от возможного карьерного роста (родом он был из известной аристократической семьи). Выбрав жизнь в родительской деревне, он поставил своей целью сделать жизнь крестьян лучше и обучать грамоте их детей. На основе христианского учения он занимался личным самосовершенствованием, воспитанием в себе чувства любви к ближнему, практикой ненасилия и смирения. П. И. Бирюков, один из видных деятелей толстовства, отмечал, что его идеалы были схожи с идеалами Льва Николаевича ещё до знакомства с его учением. Это убежденность в необходимости нравственного совершенствования личной и общественной жизни на принципе ненасилия. Князь Д. А. Хилков, до перехода в толстовскую общину, раздал своим бывшим крепостным участок плодородной земли в 400 десятин для общинного пользования в Харьковской губернии, оставив себе 7 десятин для земледелия с целью самостоятельного жизнеобеспечения. Познакомившись с учением Льва Толстого, Хилков был восхищен и стал верным приверженцем и агитатором этого учения.
Возникновение опрощения в дворянской среде
Реформа Александра II в 1861 году поставила дворянскую среду перед выбором: продолжение насилия над собственными крестьянами, путем обмана и использования их труда, или разорение. Дворяне, сочувствующие крестьянскому классу, попали в сложнейшую ситуацию, из которой не было однозначного выхода.
В романе «Анна Каренина», на примере персонажа Левина, Л .Н. Толстой показывает всю неоднозначность и сложность сложившихся обстоятельств. Левин искал спасение из этого положения во всем, что было ему возможно. Это была концепция «ограничений», которая подразумевала рациональную эксплуатацию чужого труда и этим приведения общества к гармоничному существованию. Выходом был и выбор просвещения крестьянского народа - это стало считаться единственным практическим решением проблемы, способным улучшить крестьянскую жизнь. Для этого все должны быть равны и дворянам необходимо было увидеть жизнь крестьянина изнутри, глазами народа, для определения необходимых мер. Идея развития капиталистического общества отвергалась и рассматривалась как обострение ситуации между крестьянами и помещиками, не имеющая решения.
Становясь на позиции патриархального крестьянства, интеллигенция обеспечивала крестьянам защиту и помощь. В крестьянской жизни и быте, не принимающих других форм существования, виделась вся самобытность русского народа, выход для новых идей устройства жизни. Идеальными представлялись религиозная вера крестьянина и патриархальный строй, их незыблемость, неизменность и стабильность традиций и быта общины.
В дальнейшем, уже в идеях толстовцев, отражается вся данная проблема, находят свое выражение и убеждения патриархального крестьянства. Отрицание пути капитализма означало неприятие политики и власти денег, господского уклада жизни. В этом был виден выход для толстовства: с обращением к деревенской жизни, вниманием к глубоким религиозным чувствам, отрицанием технического прогресса и возрождением кустарного ремесла. Отсюда следовали неприятие индивидуального, где виделись эгоистические побуждения, бунт против роста городов.
Учение Толстого по большей части имело влияние на дворянскую и разночинную интеллигенцию. Но среди крестьянства также имело популярность, в основном среди ремесленников. Зачастую это были и маргинальные слои общества, не имеющие четкого социального и религиозного статуса.
Со стороны религиозного миропонимания - учение о непротивлении злу ненасилием придает конкретность и определенную форму религиозной жизни, хотя это становится предметом бесконечных споров на собраниях в коммунах. Людям, в основном малограмотным в религиозном знании, толстовство дает ясность и четкость понятий и идей.
Схожая ситуация наблюдается со всеми малыми религиозными группами того времени. Отсюда нередки были переходы в толстовство со стороны других религиозных течений, таких как: молоканство, баптизм, пятидесятничество, протестантизм, духоборство, хлыстовство и другие. Данных последователей можно охарактеризовать как косвенных толстовцев, в силу того, что они уже принесли с собой из других религиозных течений собственные ключевые идеалы и нашли их выражение здесь. Несмотря на фактическое пребывание в коммунах их идеи не были полностью схожи с идеями толстовства. Подобные последователи не имели опыта долгого пребывания в общинах, часто их уход сопровождался разочарованием из-за разногласия идеалов жизни. Примером данной ситуации может служить община в рассказовском уезде Тамбовской губернии.
Толстовство в Тамбовской губернии
Община появилась в 1909 году в селе Рождественские Подворки, количество участников изначально было небольшое, в основном она состояла из молодежи. Основателем общины является Григорий Алексеевич Толмачев. В 1908 году, вернувшийся с армейской службы, где он познакомился с трудами Л. Н. Толстого, Толмачев начал активно распространять идею ненасилия среди жителей своего села. Занимался он агитацией путем разговоров о Боге и раздачей толстовской литературы («Мысли о Боге», «В чем моя вера?», «Новое Евангелие», «Царство Божие внутри нас» и другие произведения).
Идеи Г. А. Толмачева заключались в новом понимании учения Христа, изложенном Толстым, как единственно истинным. По его мнению, Российская православная церковь представляет Бога как личное существо, а Толстой - как отдельное от мира разумное и всемогущее начало. Признание Бога как личности ограничивает его беспредельность. Догматические положения православия о Троице, иконопочитании и таинствах отрицаются. Критика церкви Толмачевым, имеет характер критики Толстого в произведении «Соединение и перевод четырех Евангелий». Также затрагивается не только религиозная, но и общественная жизнь. Появляется агитация к отказу от военной службы и переустройству уклада жизни общества.
Состав данной коммуны полностью состоял из молодежи, пришедшей из других малых религиозных течений. Так в рассказовском уезде по соседству с селом Рождественские Подворки располагались: молокане, жидовствующие (субботники), адвентисты, хлыстовцы. С появлением идеи толстовства, многие переходили в общину Толмачева в силу более ясной концепции и ее конкретной реализации на практике. Община просуществовала вплоть до начала Великой Отечественной войны, некоторые последователи оставались в Рассказово до конца 1970 годов.
Список используемой литературы:
1. Бирюков П. И. Л. Н. Толстой. Биография: в 3 т. Т. 2. - Берлин: Изд-во И. П. Ладыжникова, 1921.
2. Калиничева З. В. К вопросу о возникновении толстовства // XXVII Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. - С. 56-63.
3. Новый завет: Евангелие от Матфея - М.: Вита Нова, 2016.
4. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Т. 37. Произведения 1906-1910. - М: Художественная литература, 1956.
5. Толстой Л. Н. Анна Каренина. М.: Художественная литература, 1988.
6. Толстой Л. Н. Соединение и перевод четырех Евангелий. [Электронный ресурс]. - URL: http://tolstoy.ru/upload/iblock/be1/soedinenie-i-perevod-chetvrekh-evangely.epub
7. Третьяков М. Сектантство Тамбовской губернии - СПб.: Синодальная типография, 1911.