Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ УЛУЧШЕНИЙ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ'

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ УЛУЧШЕНИЙ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЙ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Благовещенский Д.И., Козловский В.Н., Айдаров Д.В.

В статье представлены результаты исследования по вопросу разработки комплексных программ улучшений (развития) конкурентоспособности и качества процессов, продукции и услуг в автомобильной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Благовещенский Д.И., Козловский В.Н., Айдаров Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND PRACTICE OF DEVELOPING COMPREHENSIVE IMPROVEMENT PROGRAMS IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY

The article presents the results of a study on the development of comprehensive programs to improve (develop) the competitiveness and quality of processes, products and services in the automotive industry.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ УЛУЧШЕНИЙ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ»

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

УДК 004.413

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ УЛУЧШЕНИЙ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ

© 2022 Д.И. Благовещенский12, В.Н. Козловский1, Д.В. Айдаров1

1 Самарский государственный технический университет, г. Самара, Россия 2 Тульский ЦСМ, г. Тула, Россия

Статья поступила в редакцию 15.04.2022

В статье представлены результаты исследования по вопросу разработки комплексных программ улучшений (развития) конкурентоспособности и качества процессов, продукции и услуг в автомобильной промышленности.

Ключевые слова: комплексные программы улучшений; управление качеством; автомобильная промышленность.

БОТ: 10.37313/1990-5378-2022-24-2-5-15

Основными задачами настоящей работы являются обобщение причин внутренних кризисов автомобильных компаний, связанных с ухудшением процессов и качества продукции и услуг, а также определение отправной точки и вектора развития в создании методологии комплексной программы улучшений.

Подзадачами исследования являются анализ и систематизация причин внутренних кризисов качества компаний, предпринятых комплексных программ улучшений, а также обобщение полученных данных и разработка концепции методологии создания комплексной программы улучшений, ориентированной для предприятий автомобилестроения (машиностроения). Исторический срез определялся тридцатилетним сроком. То есть рассматривалась информация по корпоративным программам улучшений в автопроме, начиная с 90-х гг. ХХ века [1].

Инструментами исследования являются экс-пертно-аналитические методы анализа данных, представленных в количественно-качественной форме. Базой исследования является совокупность информации, определяющей деятельность автомобильных корпораций в период выхода из кризисов качества процессов и продуктов.

В таблице 1 представлены данные, отражающие решение первых задач исследования. Как

Благовещенский Дмитрий Иванович, кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник Самарского государственного технического университета, директор ФБУ «Тульский ЦСМ». E-mail: dblagov1@yandex.ru Козловский Владимир Николаевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая и общая электротехника». E-mail: Kozlovskiy-76@mail.ru Айдаров Дмитрий Васильевич, доктор технических наук, профессор. E-mail: adv_tol@mail.ru

видно из таблицы, в сферу обзора попали как предприятия - мировые лидеры, так и лидеры отечественного автопрома.

Анализ данных таблицы 1 показывает, что в отдельных случаях автомобильными корпорациями в условиях внутренних кризисов решались локальные задачи, направленные на преодоление проблем качества отдельных процессов или их групп. Так, в случае Toyota, Hyundai формировались программы улучшений в рамках отдельных направлений деятельности компаний, связанных с решением проблем качества процессов проектирования, производства, мониторинга и анализа качества продукции, взаимодействием с поставщиками. С другой стороны, получаемый набор мероприятий по всем компаниям, реализующим локальные улучшения, в полной мере может отражать содержание комплексной программы по процессам системы менеджмента качества СМК. Все же наибольший интерес, исходя из полноты реализации улучшений в рамках одной компании, представляют программы, охватывающие весь комплекс системы менеджмента корпораций. К таким программам можно отнести: план качества Renault; программу совершенствования Nissan; программу повышения качества и удовлетворенности потребителей LOP (АВТОВАЗ); комплексную программу повышения удовлетворенности потребителей качеством продукции и программу трансформации СМК (КАМАЗ). При этом план качества Renault и программу совершенствования Nissan можно обобщить исходя из того, что корпорации входят в альянс. Часть решений в комплексной программе улучшений, в основном связанных с инжинирингом и производ-

ством, разрабатывались на базе Nissan, другая ставщиками и потребителями разрабатывалась часть связанная с взаимоотношениями с по- при ключевой роли Renault. Программу повы-

Таблица 1 - Обобщенные данные, определяющие коренные причины внутренних кризисов качества автомобильных компаний, с кратким обзором предпринятых мер и достигнутым эффектом

1 2 3 4

Немецкие Резкое увеличение Разработан обобщенный Сокращение гарантийных

автопроиво- числа конструкций проект процесса затрат на 15 - 20 %.

дители компонентов. производства. Сокращение стоимости

(Mercedes- Производственные Разработан межфункцио- изготовления

Benz, подразделения нальный проектный компонентов на 5 - 10%.

Volkswagen, принимают подход, направленный на Цикл разработки

BMW, независимые, удовлетворение продукции на 6 - 9

Daimler, неэффективные внутренних и внешних месяцев короче, чем у

MAN) решения. потребителей при «большой тройки»

Около 70 % проблем разработке продукции автопроизводителей

качества связано с

процессом

проектирования

Французские Трудная ситуация в План качества Renault Показатель ррт

автопроиз- области качества с сократился в 5 раз в

водители возникновением течении 6 лет, количество

(Renault) нескольких пиков в 2000-х гг. крупных неисправностей сократилось в 3 раза за 4 года. Снижение на 42% гарантийных затрат за 3 года

Немецкие Резкое увеличение Разработан обобщенный Сокращение гарантийных

автопроиво- числа конструкций проект процесса затрат на 15 - 20 %.

дители компонентов. производства. Сокращение стоимости

(Mercedes- Производственные Разработан межфункцио- изготовления

Benz, подразделения нальный проектный компонентов на 5 - 10%.

Volkswagen, принимают подход, направленный на Цикл разработки

BMW, независимые, удовлетворение продукции на 6 - 9

Daimler, неэффективные внутренних и внешних месяцев короче, чем у

MAN) решения. потребителей при «большой тройки»

Около 70 % проблем разработке продукции автопроизводителей

качества связано с

процессом

проектирования

Французские Трудная ситуация в План качества Renault Показатель ррт

автопроиз- области качества с сократился в 5 раз в

водители возникновением течении 6 лет, количество

(Renault) нескольких пиков в 2000-х гг. крупных неисправностей сократилось в 3 раза за 4 года. Снижение на 42% гарантийных затрат за 3 года

Окончание табл. 1.1

1 2 3 4

Российские Невысокий рейтинг Программа повышения Улучшение качества

автопроизво качества продукции и качества и продукции, сокращение

дители связанное с этим удовлетворенности затрат в гарантии, рост

(АВТОВАЗ, снижение продаж потребителей LOP. удовлетворенности

КАМАЗ) автомобилей. Комплексная программа потребителей качеством

Проблемы с повышения автомобилей,

возмещением затрат удовлетворенности модернизация модельного

от поставщиков потребителей качеством ряда, повышение

автокомпонентов по продукции. Программа эффективности работы с

зарекламированной трансформации СМК поставщиками

продукции. автокомпонентов.

Проблемы с Рост удовлетворенности

модельным рядом. потребителей качеством

Отсутствие продукции в период

инструментов оценки эксплуатации.

качества продукции Совершенствование

потребителями. подходов управления

Проблемы качеством на этапах

эффективности и жизненного цикла

качества продукции. Улучшение

производства, качества автомобилей в

проблемы качества в период эксплуатации

гарантии

шения качества и удовлетворенности потребителей LOP (АВТОВАЗ) следует рассматривать как развитие комплексной программы альянса Renault - Nissan, учитывающее национальные аспекты автопрома РФ. Комплексная программа повышения удовлетворенности потребителей качеством продукции (КАМАЗ) строилась на основе базовых инструментов, внедренных в свое время в практику АВТОВАЗа. А вот программа трансформации СМК (КАМАЗ) разрабатывалась специально под крупнейшего производителя грузовых автомобилей в России [1, 2].

Главной целью компании Hyundai на текущий год и последующие периоды является достижение инноваций в области технологий, бизнеса, корпоративной культуры и клиенто-ориентированности. План комплексных улучшений включает в себя разделы: обеспечение будущего промышленного лидерства - обеспечение промышленного лидерства в области электрификации транспортных средств, расширение экосистемы водородной промышленности и коммерциализация самоуправляемых автомобилей, а также постепенное расширение бизнеса по предоставлению услуг цифровой мобильности; инновации, основанные на бизнесе - устранение всех несущественных и неэкономичных элементов в компании, а также проведение финансовых инноваций с поддержкой новых идей и технологических разработок; инновации корпоративной культуры - лидерство в

будущих отраслях, исходящее изнутри, от каждого сотрудника компании; определение приоритетов клиентов и их удовлетворение являются более важными, чем собственный компании. Это основополагающая ценность и неоспоримое преимущество компании.

Рассмотрим основные аспекты реформирования СМК Toyota, обновленная графическая модель которой приведена на рисунке 1.

Реформирование компании началось в 1999 г. Основными целями первого этапа реформирования системы менеджмента Toyota стали: повышение скорости принятия решений, делегирование больших полномочий на нижние уровни руководства компании; улучшение морального духа коллектива. Целью второго этапа реформирования, стал переход от функциональных принципов, к межфункциональным принципам работы подразделений компании. Целью третьего этапа реформирования стала трансляция и распространение внутренних стандартов и культуры управления качеством компании сначала на поставщиков первого, затем второго и третьего уровней, е.т., по сути, распространение корпоративной системы менеджмента на всех поставщиков и субпоставщиков.

Программа совершенствования Nissan определяет следующие стратегические направления улучшений (рисунок 2): укрепление бренда; повышение продаж; улучшение качества процессов и продуктов; лидерство в области экологии;

TMS (Toyota Management System)

дизайн Design

Проектирование

концепция продукта Product ^^^ Concept

TDS

инженерно- Engineering технические работы

концепция производства

Production Concept

gpoдaжи, сервис и ^ CRM

Sales, Service and CRM

Л моделирование маркетинга Marketing Design

TSS

)

Продажи

Sales Concept

концепция

Total TPS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/

производств, дизайн

Production Design

Production трс TPS

производства

Производство

TMS (Toyota Management System) Total TPS (Toyota Production System) TDS (Toyota Development System) TSS (Toyota Sales System)

Рисунок 1 - Система менеджмента корпорации Toyota: TMS - система менеджмента Toyota; Total TPS - производственная система Toyota; TDS - система разработки продукции Toyota; TSS - система продажи и обслуживания

—ЩЩЩЩЦ^Л Лидерство в стоимости

Рисунок 2 - Элементы программы улучшений компании Nissan

расширение деятельности (диверсификация); лидерство в стоимости.

Третьим ключевым элементом программы Nissan является улучшение качества, причем качества в самом широком его понимании. Исследуемый элемент включает в себя следующие компоненты улучшений (рисунок 3): первоначальное качество, заложенное проектированием; ресурсное качество, обеспеченное производством и обслуживанием в эксплуатации; своевременное выявление неудовлетворенности потребителей и работа над качеством продукции; измерение качества продукции с оценкой его влияния на имидж бренда и улучшение качества как ключевого элемента имиджа.

Анализ верхней части графической структуры элементов качества продукта (рисунок 3) показывает количественные индикаторы, которые рассматриваются компанией Nissan в качестве основных при мониторинге и оценке достижения целей в области качества. Они включают в себя оценки международных рейтинговых агентств J. D. Power, ADAC, OUATRORODAS и т.д.

Общекорпоративная стратегия большой немецкой тройки компаний Volkswagen, BMW, Daimler (рисунок 4), в полной мере раскрывает важность приоритета качества процессов и продуктов на предприятиях. Для Volkswagen и Daimler более четко выделены элементы стратегии в области качества - удовлетворенность

Рисунок 3 - Основные аспекты программы качества продукции компании Nissan

Рисунок 4 - Стратегические ориентиры в области качества большой немецкой тройки автопроизводителей

клиентов и качество, ощутимое качество, для BMW - качество как совокупность приоритетов компании в достижении прибыльности, формирования облика будущего, непрерывного роста и развития, технологическое лидерство.

Анализ стратегических программ улучшений в области качества для немецких автопроизводителей начнем с рассмотрения программы качества Mercedes-Benz (рисунок 5), которая охватывает совокупность процессов на трех уровнях: разработка, производство и продажи. Все элементы программы нацелены на повышение удовлетворенности потребителей качеством продукции и услуг.

Разработка

"Обнаружить и решить проблему"

Программа развития качества компании MAN (рисунок 6) включает вопросы, связанные с ориентацией на клиента, где и обозначается ключевая стратегическая позиция - «Требования и ожидания клиентов всегда находятся в центре корпоративной стратегии».

Генеральный план улучшений компании Daimler (рисунок 7), провозглашает цель «Мы -номер 1 в глобальном автобизнесе, мы создаем непревзойденную ценность для наших клиентов и задаем ориентиры качества и прибыльности». Далее компания трансформирует центральную позицию в цели по направлениям: качество продукта; совершенствование каче-

Производство

"Учитывать мнение клиентов в производстве"

Продажи

"Ценить личностный подход к качеству"

> Внутренние методологические компетенции го всему процессу разработки новой продукции

> Более 700 "зеленых" и "черных" поясов по системе "Шесть сигм"

> Постоянное наращивание объемов и управление комплектующими ("от копыбепи до могилы")

> Стандартизированные процедуры инспектирования в глобальном масштабе

> Быстрое обнаружение и устранение проблем для постоянного обеспечения высокого качества

> Превосходный продукт и высокое качество продаж и обслуживания создают общее восприятие бренда

- Подключаемые услуги,...

- Передача продукта,...

- "Консьерж по продукту",...

- Mercedes me,...

Рисунок 5 - Элементы программы улучшений качества компании Mercedes-Benz

Корпоративные ценности

Видение

Комментарии

НАДЕЖНОСТЬ

ИННОВАЦИОННОСТЬ

„. мы создаем к он hie решения за счет свежего, творческого и компетентного подкода к решению проблем

ДИНАМИЧНОСТЬ

... мы распознаем потенциал и действуем гибко, ориентируясь на решение проблем

ОТКРЫТОСТЬ

... мы тесно сотрудничаем в рамках Группы и обмениваемся новыми идеями и информацией. Там» открытость - необходимое условие динамичного развития

КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ -ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА

> Стабильное создание стоимости

> Ориежация на фа помор I »1 энергетическое машиностроение

> Международный прибыльный рост

> ОРИЕНТАЦИЯ НА КЛИЕНТА Группа МАИ помещает требования и ожидания своих клиентов в центр корпоративной стратегии. Продукты и услуги, сопровождающие их по всему жизненному циклу, всегда характеризуются высоким качеством

> Ориентация на послепродажный бизнес

> Лидерство в сфере технологий

> Качество - часть стратегии MAN в отношении выдающейся ориентации на клиента

> Качество не входит в корпоративные ценности

> Основные цели в отношении качества:

- Ответственные отношения с поставщиками высшего возможного качества

- Минимально возможный уровень воздействия на окружающую среду и консервация ресурсов

- Доверие к качеству и безопасности грузовиков Мал

Рисунок 6 - Элементы стратегии качества компании MAN

Видение

II

"Мы-номер 1 в глобальном автобизнесе, мы создаем непревзойденную ценность для наших клиентов и задаем ориентиры качества и 11 прибыльности" .

Цели по качеству

1§ 1

т.

> "ПОСТИЧЬ 6" - nvTb Da irler я прибыльному росту

> Цепь; рентабельность продаж В% по всему циклу

Давать лучшее клиентам, которые ожидают лучшего

Претворять в жизнь культуру совершенства на • основе общих цепей

1 Обеспечивать мощное присутствие за счет новых продуктов лучшего в мире качества

Цели департамента

качества

> Контроль поставщиков

> Контроль качества продукции

> Оценка любых проблем клиентов с точки зрения контроля качества

> Реализация процесса управления в цехах

Рисунок 7 - Генеральный план улучшений Daimler

ства в процессах; качество в инновациях. Целями департамента качества являются: контроль поставщиков, контроль качества продукции; управление качеством в цехах.

Основные вызовы, с которыми столкнулись немецкие автопроизводители (рисунок 8), определяются как рост комплексности и расходов, связанных с увеличением количества моделей автомобилей; материалов производства; видов кузовов, трансмиссий и т.д.

В качестве ответа на кризисные позиции (рисунок 8) немецкими автоконцернами была предложена к реализации программа улучшений процесса разработки продукции (рисунок

9). В рамках программы решены ключевые задачи, определяющие факторы успешности: строгая стандартизация как инструмент обеспечения быстрой завершенности; максимальная виртуализация процессов проектирования и испытаний. Ключевой задачей без изменений осталось реальное тестирование (испытание) продукции.

План превосходства Renault (рисунок 10) первично в 2003 - 2005 гг. (рисунок 10, а) определял основной целью прорыв в области качества и предусматривал деятельность в пяти ключевых направлениях, в период 2005 - 2009 гг. (рисунок 10, б) в качестве основной цели

Рисунок 8 - Диаграмма роста числа конструкций компонентов, определившая рост независимых неэффективных решений подразделений компаний

Рисунок 9 - Программа улучшений процесса проектирования автомобилей, предпринятая немецкими автопроизводителями

Проектировать надежно

PER 2

Производить в соответствии

PER3 шл н Повышать надежность и срок службы для всех применений

Обеспечивать удовлетворение ■■■В потребителя при продажи и после продажи

PER 5 Укреплять культуру качества на предприятии

ППР1 Точно излагать

ППР2 Производить в соответствии

ППРЗ Усиливать надежность/ прочность для любого использования

ППР4 Обеспечить удовлетворение потребителя при продаже и после продажи

ППР5 Укрепить культуру Качества на предприятии

ППР6 Обеспечить качество Деталей Внешнего Производства (РОЕ) при выборе мировых поставщиков

Рисунок 10 - Трансформация программы улучшений Renault

в области качества компания провозгласила укрепление структуры качества в производстве, при этом число основных направлений расширено до шести пунктов: точно излагать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- процесс проектирования продукции должен точно отражать желания и предпочтения потребителей; производить в соответствии

- производство должно обеспечивать максимальное соответствие конструкции автомобилей требованиям проекта; усиливать надежность/прочность для любого использования

- одним из ключевых направлений работы должно стать улучшение надежности продукции при любом ее использовании; обеспечение удовлетворенности потребителя при продаже и после продажи автомобилей; укрепить культуру качества на предприятии; обеспечить качество деталей внешнего производства при выборе мировых поставщиков (новый элемент программы).

Обязательства в области качества (рисунок 11) определяются индексами оценки качества по отношению с конкурентами, а также внутренними индексами качества. Оценка в общем классифицируется по показателям: качество продукции; качество сервиса (обслужи-

вания). Внешняя оценка качества продукции определяется бенчмаркинговыми индексами J.D. Power и Sofres (1 - 3 года эксплуатации автомобилей) и обязывает автопроизводителя находиться по уровню качества в первой тройки лидеров. Внутренним индексом качества являются оценка удовлетворенности потребителей (Estel) и уровень дефектности автомобилей в эксплуатации. Внешними оценками качества обслуживания являются оценки международных институтов CCX, SSM, J.D. Power. Целевые показатели обязывают компанию находиться в тройке лидеров. Внутренней оценкой качества облуживания является анкета удовлетворенности потребителей качеством продаж (QVN), качества послепродажного обслуживания (QSA).

Стратегическая программа улучшений качества крупнейшего производителя грузовых автомобилей в России (рисунок 12) определяет необходимость улучшений по следующим ключевым направлениям: качество в целом; инжиниринг; закупки; производство; продажи и сервис. Качество в целом определяет следующие направления работы: сокращение и переработка набора ключевых показателей эффектив-

Обязательства в области качества

Измерение качества тройки лидеров

Оценка по отношению к конкурентам

Внутренняя оценка

шя ■

ПРОДУКЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЕ

J.D. Power IQS1 CSI SOFRES 1 - 3 год(а) CCX.SSM J.D. Power CSI

ESTEL Гарантия(К%0) QVN QSA

Рисунок 11 - Индикаторы, определяющие обязательства в области качества продукции компании Renault

Качество в целом НТЦIТЦ

Сокращение набора КПЗ и постановка целей

Расчёт полной

стоимости

качества

Система мотивации, культура работы "без страха'

Собрать межфункциональные предложения по улучшению СМИ

Функция Качество

Закупки

Операционный Комитет по Продуктам (ОКП) с личным участием рук-ва

Отдельные КПЗ по качеству для новы* проектов

Чек-лист для оценки готовности продукта

Анализ базы данных РРМ поставщиков и создание списка Тщательного контроля

Управление поставщиками с самым НИЗКИМ

рейтингам (топ -10}

Увеличение количества аудитов поставщиков

Компенсация убытков с поставщиков

Инжиниринг

Производство/ ТЦ_

Личное

присутствие топ-менеджмента в цеху/ на заводе

Полное выявление дефектов на ПК №1

Усиление петли качества №2

Продажи и сервис

Закупки

Производство

Учёт скорости

решения

проблемы и

выставление

целевых

показателей

Классификатор

проблем с

качеством и

присвоение

уникальных

кодов дефектам

Требования к

предпродажному

осмотру (ППО)

Предпродажный

осмотр (ППО}:

получение

обратной связи

Продажи и Сервис

Рисунок 12 - Элементы стратегической программы улучшений КАМАЗ

ности до разумного числа, с помощью которых можно управлять процессами СМК; расчет полной стоимости качества; обеспечение развития культуры качественной работы; постоянный сбор и анализ предложений по улучшениям и актуализация СМК. Для процесса инжиниринга (научно-технический центр): формирование комитета по продуктам с обязательным личным участием первых руководителей компании; отделение ключевых показателей эффективности деятельности для новых проектов; внедрение системы чек-листа для оценки готовности продукта. Для процесса закупки: анализ данных ррт поставщиков и создание списков для постоянного тщательного контроля; введение управления качеством поставщиков с низким

рейтингом (топ-10); увеличение числа аудитов поставщиков; внедрение эффективной системы компенсации убытков с поставщиков. Производство: личное присутствие топ- менеджеров в производстве; повышение эффективности работ по полноте выявления дефектов петли качества № 1; усиление петли качества № 2. Продажи и сервис: учет скорости решения проблемы в области качества и выставление целевых показателей; разработка классификатора проблем с качеством с присвоением уникальных кодов дефектам; разработка более четких требований по предпродажному осмотру и их реализация на предприятиях дилерской сети.

В качестве дополнения к представленной на рисунке 12 структуре элементов программы улуч-

шений на рисунке 13, а показаны связи системы контроля качества в виде четырех петель качества: самоконтроль; контроль ОТК; аудит продукта; инспекционный контроль глазами потребителя. Проект инициативы по разработке и реализации комплексного инструментария оценки удовлетворенности потребителей качеством продукции иллюстрируется рисунком 13, б.

Элементы комплексной программы улучшений крупнейшего в России производителя легковых автомобилей представлены на рисунке 14. Как видно из рисунка, основными направлениями комплексной программы улучшений являются: управление качеством в проектах; качество в производстве; повышение надежности, долговечности и безопасности автомобилей; качество обслуживания потребителей; качество закупаемых комплектующих изделий; повышение оперативности решения проблем качества на основе анализа; укрепление имиджа торговой марки; повышение мотивации персонала к качественному труду.

Основные выводы по результатам анализа проблемы комплексного развития конкурентоспособности машиностроительных предприятий

1. Анализ развития экономики в целом и высокотехнологичного наукоемкого машиностроения показывает, что в последние десятилетия наблюдается череда кризисов, имеющих самые разные причины, начиная от перепроизводства, заканчивая пандемией и локдаунами. С другой стороны, очевидными трендами развития сегодня становятся стремительная информатизация и цифровизация процессов в самых разных отраслях человеческой деятельности. При этом наблюдается рост конкуренции между производителями сложной продукции машиностроения, например, автомобилей. В этой связи лидеры рынка заняты постоянной интесификацией процессов и поиском новых решений, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Наши исследования показывают, что в мировой практике очевид-

Рисунок 13 - Система контроля качества производства (а), инициативы по развитию ключевых направлений качества производства грузовых автомобилей (б)

Программа улучшения: LQP

^^ Управление качеством в

^^ Качество в производстве

Повышение надежности, долговечности и безопасности автомобилей

^^ Качество обслуживания

Качество закупаемых ^^ комплектующих изделий

Повышение оперативности решения проблем качества на основе анализа

Укрепление имиджа торговой ^^ марки LADA

^^ Повышение мотивации персонала к качественному

Рисунок 14 - Основные элементы комплексной программы улучшений АВТОВАЗ

ным и наиболее перспективным инструментом улучшений конкурентоспособности является комплексное развитие инструментов системы менеджмента качества [1, 3].

2. Лидеры мирового машиностроения, имея в своих корпоративных структурах управления подразделения, занимающиеся научным обоснованием и развитием инструментов СМК, активно интегрируют лучшие мировые научно-прикладные наработки в виде стройных программ комплексного улучшений процессов (КПУ), которые затем системно реализуются на всех предприятиях корпораций и охватывают все уровни управления.

3. Существуют отличительные особенности КПУ, реализуемых на различных предприятиях - лидерах машиностроения, которые определяются причинно-следственными связями актуальности таких программ. Также существует объективная проблема закрытости этих лучших практик, связанная с постоянно обостряющейся конкуренцией на рынках. При этом общим трендом разработки и реализации КПУ является цифровая трансформация процессов СМК, из чего можно сделать вывод о том, что лидеры мирового машиностроения устремлены в область создания цифровых систем менеджмента, интегрирующих цифровые модели процессов, базы электронных данных по всем основным видам деятельности и реализацию мониторинга, аналитики, прогнозирования и управления СМК в рамках единого цифрового комплекса.

4. Обобщая результаты критического анализа реализации КПУ на предприятиях - мировых

лидерах машиностроения и транслируя полученные данные на отечественную практику, можно вскрыть острую проблему обеспечения гармоничности разработки КПУ в рамках взаимодействия человека как ключевого элемента любой системы менеджмента, инструментов информатизации и цифровизации и задачи обеспечения устойчивого развития конкурентоспособности предприятий. Источниками проблемы являются сложная зарегулированность и значительные функциональные барьеры в деятельности отечественных предприятий. Вскрытую проблему можно решить только путем комплексной разработки и внедрения инструментов проектной, межфункциональной работы, а также инструментов мотивации.

5. Действительно, КПУ сегодня можно рассматривать как одну из наиболее успешных практик выхода из кризисов для предприятий различных секторов экономики и в особенности наукоемкого, высокотехнологичного машиностроения. Однако до настоящего времени не существует стройной теории и методологии, которые охватывали бы и обобщали наиболее успешный опыт, не существует научно-технического направления, которое должно обеспечивать развитие в данной области. Следствием этого является далеко не всегда успешное тиражирование лучших практик управления качеством на предприятиях, а также фрагментарное, а подчас примитивное и не приносящее эффект внедрение передовых инструментов управления.

6. Очевидным решением выделенных критических проблем являются разработка и реализация методологии комплексной программы улучшений, которая бы интегрировала в себе обобщенный и наиболее успешный опыт в данной области и представляла собой стройную, гармоничную систему проектирования, внедрения и наиболее полной реализации комплексных инструментов КПУ в рамках действующей СМК машиностроительных производств с прицелом на реализацию мероприятий по цифровой трансформации системы менеджмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Благовещенский, Д.И. Разработка методологии и инструментария комплексной программы улучшений для повышения конкурентоспособности машиностроительных (автосборочных) предприятий: дис. ... д-ра техн. наук : 05.02.23 / Благовещенский Дмитрий Иванович; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Самар. гос. техн. ун-т. - Самара, 2021.

2. Козловский, В.Н. Комплексная оценка удовлетворенности потребителей качеством автомобилей / В.Н. Козловский, В.И. Строганов, С.И. Клейменов // Стандарты и качество. - 2013. - № 5. - С. 94-98.

3. Panyukov, D.I. Higglights of russian experience in implenting ISO/TS 16949 / D.I. Panyukov, V.N. Kozlovskiy // Life Science Journal. - 2014. - Т. 11. -№ 8s. - P. 439-444.

THEORY AND PRACTICE OF DEVELOPING COMPREHENSIVE IMPROVEMENT PROGRAMS IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY

© 2022 D.I. Blagoveshchenskiy1'2, V.N. Kozlovskiy1, D.V. Aidarov1

1 Samara State Technical University, Samara, Russia 2 Tul'skiy TSSM, Tula, Russia

The article presents the results of a study on the development of comprehensive programs to improve (develop) the competitiveness and quality of processes, products and services in the automotive industry. Key words: comprehensive improvement programs; quality control; Automotive industry. DOI: 10.37313/1990-5378-2022-24-2-5-15

REFERENCES

1. Blagoveshchenskij, D.I. Razrabotka metodologii i instrumentariya kompleksnoj programmy uluchshenij dlya povysheniya konkurentosposobnosti mashinostroitel'nyh (avtosborochnyh) predpriyatij: dis. ... d-ra tekhn. nauk : 05.02.23 / Blagoveshchenskij Dmitrij Ivanovich; M-vo nauki i vyssh. obrazovaniya Ros. Federacii, Samar. gos. tekhn. un-t. - Samara, 2021.

2. Kozlovskij, V.N. Kompleksnaya ocenka udovletvorennosti potrebitelej kachestvom avtomobilej / V.N. Kozlovskij, V.I. Stroganov, S.I. Klejmenov // Standarty i kachestvo. - 2013. - № 5. -S. 94-98.

3. Panyukov, D.I. Higglights of russian experience in implenting ISO/TS 16949 / D.I. Panyukov, V.N. Kozlovskiy // Life Science Journal. - 2014. - T. 11. -№ 8s. - P. 439-444.

Dmitry Blagoveshchenskiy, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher at Samara State Technical University, Director FBU «Tul'skiy TSSM». E-mail: dblagov1@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vladimir Kozlovskiy, Doctor ofTechnical Sciences, Professor, Head of the Department of Theoretical and General Electrotechnics at Samara State Technical University. E-mail: Kozlovskiy-76@mail.ru

Dmitry Aidarov, Doctor of Technical Sciences, Professor. E-mail: adv_tol@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.