МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
УДК 004.413
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ УЛУЧШЕНИЙ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ
© 2022 Д.И. Благовещенский12, В.Н. Козловский1, Д.В. Айдаров1
1 Самарский государственный технический университет, г. Самара, Россия 2 Тульский ЦСМ, г. Тула, Россия
Статья поступила в редакцию 15.04.2022
В статье представлены результаты исследования по вопросу разработки комплексных программ улучшений (развития) конкурентоспособности и качества процессов, продукции и услуг в автомобильной промышленности.
Ключевые слова: комплексные программы улучшений; управление качеством; автомобильная промышленность.
БОТ: 10.37313/1990-5378-2022-24-2-5-15
Основными задачами настоящей работы являются обобщение причин внутренних кризисов автомобильных компаний, связанных с ухудшением процессов и качества продукции и услуг, а также определение отправной точки и вектора развития в создании методологии комплексной программы улучшений.
Подзадачами исследования являются анализ и систематизация причин внутренних кризисов качества компаний, предпринятых комплексных программ улучшений, а также обобщение полученных данных и разработка концепции методологии создания комплексной программы улучшений, ориентированной для предприятий автомобилестроения (машиностроения). Исторический срез определялся тридцатилетним сроком. То есть рассматривалась информация по корпоративным программам улучшений в автопроме, начиная с 90-х гг. ХХ века [1].
Инструментами исследования являются экс-пертно-аналитические методы анализа данных, представленных в количественно-качественной форме. Базой исследования является совокупность информации, определяющей деятельность автомобильных корпораций в период выхода из кризисов качества процессов и продуктов.
В таблице 1 представлены данные, отражающие решение первых задач исследования. Как
Благовещенский Дмитрий Иванович, кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник Самарского государственного технического университета, директор ФБУ «Тульский ЦСМ». E-mail: [email protected] Козловский Владимир Николаевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая и общая электротехника». E-mail: [email protected] Айдаров Дмитрий Васильевич, доктор технических наук, профессор. E-mail: [email protected]
видно из таблицы, в сферу обзора попали как предприятия - мировые лидеры, так и лидеры отечественного автопрома.
Анализ данных таблицы 1 показывает, что в отдельных случаях автомобильными корпорациями в условиях внутренних кризисов решались локальные задачи, направленные на преодоление проблем качества отдельных процессов или их групп. Так, в случае Toyota, Hyundai формировались программы улучшений в рамках отдельных направлений деятельности компаний, связанных с решением проблем качества процессов проектирования, производства, мониторинга и анализа качества продукции, взаимодействием с поставщиками. С другой стороны, получаемый набор мероприятий по всем компаниям, реализующим локальные улучшения, в полной мере может отражать содержание комплексной программы по процессам системы менеджмента качества СМК. Все же наибольший интерес, исходя из полноты реализации улучшений в рамках одной компании, представляют программы, охватывающие весь комплекс системы менеджмента корпораций. К таким программам можно отнести: план качества Renault; программу совершенствования Nissan; программу повышения качества и удовлетворенности потребителей LOP (АВТОВАЗ); комплексную программу повышения удовлетворенности потребителей качеством продукции и программу трансформации СМК (КАМАЗ). При этом план качества Renault и программу совершенствования Nissan можно обобщить исходя из того, что корпорации входят в альянс. Часть решений в комплексной программе улучшений, в основном связанных с инжинирингом и производ-
ством, разрабатывались на базе Nissan, другая ставщиками и потребителями разрабатывалась часть связанная с взаимоотношениями с по- при ключевой роли Renault. Программу повы-
Таблица 1 - Обобщенные данные, определяющие коренные причины внутренних кризисов качества автомобильных компаний, с кратким обзором предпринятых мер и достигнутым эффектом
1 2 3 4
Немецкие Резкое увеличение Разработан обобщенный Сокращение гарантийных
автопроиво- числа конструкций проект процесса затрат на 15 - 20 %.
дители компонентов. производства. Сокращение стоимости
(Mercedes- Производственные Разработан межфункцио- изготовления
Benz, подразделения нальный проектный компонентов на 5 - 10%.
Volkswagen, принимают подход, направленный на Цикл разработки
BMW, независимые, удовлетворение продукции на 6 - 9
Daimler, неэффективные внутренних и внешних месяцев короче, чем у
MAN) решения. потребителей при «большой тройки»
Около 70 % проблем разработке продукции автопроизводителей
качества связано с
процессом
проектирования
Французские Трудная ситуация в План качества Renault Показатель ррт
автопроиз- области качества с сократился в 5 раз в
водители возникновением течении 6 лет, количество
(Renault) нескольких пиков в 2000-х гг. крупных неисправностей сократилось в 3 раза за 4 года. Снижение на 42% гарантийных затрат за 3 года
Немецкие Резкое увеличение Разработан обобщенный Сокращение гарантийных
автопроиво- числа конструкций проект процесса затрат на 15 - 20 %.
дители компонентов. производства. Сокращение стоимости
(Mercedes- Производственные Разработан межфункцио- изготовления
Benz, подразделения нальный проектный компонентов на 5 - 10%.
Volkswagen, принимают подход, направленный на Цикл разработки
BMW, независимые, удовлетворение продукции на 6 - 9
Daimler, неэффективные внутренних и внешних месяцев короче, чем у
MAN) решения. потребителей при «большой тройки»
Около 70 % проблем разработке продукции автопроизводителей
качества связано с
процессом
проектирования
Французские Трудная ситуация в План качества Renault Показатель ррт
автопроиз- области качества с сократился в 5 раз в
водители возникновением течении 6 лет, количество
(Renault) нескольких пиков в 2000-х гг. крупных неисправностей сократилось в 3 раза за 4 года. Снижение на 42% гарантийных затрат за 3 года
Окончание табл. 1.1
1 2 3 4
Российские Невысокий рейтинг Программа повышения Улучшение качества
автопроизво качества продукции и качества и продукции, сокращение
дители связанное с этим удовлетворенности затрат в гарантии, рост
(АВТОВАЗ, снижение продаж потребителей LOP. удовлетворенности
КАМАЗ) автомобилей. Комплексная программа потребителей качеством
Проблемы с повышения автомобилей,
возмещением затрат удовлетворенности модернизация модельного
от поставщиков потребителей качеством ряда, повышение
автокомпонентов по продукции. Программа эффективности работы с
зарекламированной трансформации СМК поставщиками
продукции. автокомпонентов.
Проблемы с Рост удовлетворенности
модельным рядом. потребителей качеством
Отсутствие продукции в период
инструментов оценки эксплуатации.
качества продукции Совершенствование
потребителями. подходов управления
Проблемы качеством на этапах
эффективности и жизненного цикла
качества продукции. Улучшение
производства, качества автомобилей в
проблемы качества в период эксплуатации
гарантии
шения качества и удовлетворенности потребителей LOP (АВТОВАЗ) следует рассматривать как развитие комплексной программы альянса Renault - Nissan, учитывающее национальные аспекты автопрома РФ. Комплексная программа повышения удовлетворенности потребителей качеством продукции (КАМАЗ) строилась на основе базовых инструментов, внедренных в свое время в практику АВТОВАЗа. А вот программа трансформации СМК (КАМАЗ) разрабатывалась специально под крупнейшего производителя грузовых автомобилей в России [1, 2].
Главной целью компании Hyundai на текущий год и последующие периоды является достижение инноваций в области технологий, бизнеса, корпоративной культуры и клиенто-ориентированности. План комплексных улучшений включает в себя разделы: обеспечение будущего промышленного лидерства - обеспечение промышленного лидерства в области электрификации транспортных средств, расширение экосистемы водородной промышленности и коммерциализация самоуправляемых автомобилей, а также постепенное расширение бизнеса по предоставлению услуг цифровой мобильности; инновации, основанные на бизнесе - устранение всех несущественных и неэкономичных элементов в компании, а также проведение финансовых инноваций с поддержкой новых идей и технологических разработок; инновации корпоративной культуры - лидерство в
будущих отраслях, исходящее изнутри, от каждого сотрудника компании; определение приоритетов клиентов и их удовлетворение являются более важными, чем собственный компании. Это основополагающая ценность и неоспоримое преимущество компании.
Рассмотрим основные аспекты реформирования СМК Toyota, обновленная графическая модель которой приведена на рисунке 1.
Реформирование компании началось в 1999 г. Основными целями первого этапа реформирования системы менеджмента Toyota стали: повышение скорости принятия решений, делегирование больших полномочий на нижние уровни руководства компании; улучшение морального духа коллектива. Целью второго этапа реформирования, стал переход от функциональных принципов, к межфункциональным принципам работы подразделений компании. Целью третьего этапа реформирования стала трансляция и распространение внутренних стандартов и культуры управления качеством компании сначала на поставщиков первого, затем второго и третьего уровней, е.т., по сути, распространение корпоративной системы менеджмента на всех поставщиков и субпоставщиков.
Программа совершенствования Nissan определяет следующие стратегические направления улучшений (рисунок 2): укрепление бренда; повышение продаж; улучшение качества процессов и продуктов; лидерство в области экологии;
TMS (Toyota Management System)
дизайн Design
Проектирование
концепция продукта Product ^^^ Concept
TDS
инженерно- Engineering технические работы
концепция производства
Production Concept
gpoдaжи, сервис и ^ CRM
Sales, Service and CRM
Л моделирование маркетинга Marketing Design
TSS
)
Продажи
Sales Concept
концепция
Total TPS
/
производств, дизайн
Production Design
Production трс TPS
производства
Производство
TMS (Toyota Management System) Total TPS (Toyota Production System) TDS (Toyota Development System) TSS (Toyota Sales System)
Рисунок 1 - Система менеджмента корпорации Toyota: TMS - система менеджмента Toyota; Total TPS - производственная система Toyota; TDS - система разработки продукции Toyota; TSS - система продажи и обслуживания
—ЩЩЩЩЦ^Л Лидерство в стоимости
Рисунок 2 - Элементы программы улучшений компании Nissan
расширение деятельности (диверсификация); лидерство в стоимости.
Третьим ключевым элементом программы Nissan является улучшение качества, причем качества в самом широком его понимании. Исследуемый элемент включает в себя следующие компоненты улучшений (рисунок 3): первоначальное качество, заложенное проектированием; ресурсное качество, обеспеченное производством и обслуживанием в эксплуатации; своевременное выявление неудовлетворенности потребителей и работа над качеством продукции; измерение качества продукции с оценкой его влияния на имидж бренда и улучшение качества как ключевого элемента имиджа.
Анализ верхней части графической структуры элементов качества продукта (рисунок 3) показывает количественные индикаторы, которые рассматриваются компанией Nissan в качестве основных при мониторинге и оценке достижения целей в области качества. Они включают в себя оценки международных рейтинговых агентств J. D. Power, ADAC, OUATRORODAS и т.д.
Общекорпоративная стратегия большой немецкой тройки компаний Volkswagen, BMW, Daimler (рисунок 4), в полной мере раскрывает важность приоритета качества процессов и продуктов на предприятиях. Для Volkswagen и Daimler более четко выделены элементы стратегии в области качества - удовлетворенность
Рисунок 3 - Основные аспекты программы качества продукции компании Nissan
Рисунок 4 - Стратегические ориентиры в области качества большой немецкой тройки автопроизводителей
клиентов и качество, ощутимое качество, для BMW - качество как совокупность приоритетов компании в достижении прибыльности, формирования облика будущего, непрерывного роста и развития, технологическое лидерство.
Анализ стратегических программ улучшений в области качества для немецких автопроизводителей начнем с рассмотрения программы качества Mercedes-Benz (рисунок 5), которая охватывает совокупность процессов на трех уровнях: разработка, производство и продажи. Все элементы программы нацелены на повышение удовлетворенности потребителей качеством продукции и услуг.
Разработка
"Обнаружить и решить проблему"
Программа развития качества компании MAN (рисунок 6) включает вопросы, связанные с ориентацией на клиента, где и обозначается ключевая стратегическая позиция - «Требования и ожидания клиентов всегда находятся в центре корпоративной стратегии».
Генеральный план улучшений компании Daimler (рисунок 7), провозглашает цель «Мы -номер 1 в глобальном автобизнесе, мы создаем непревзойденную ценность для наших клиентов и задаем ориентиры качества и прибыльности». Далее компания трансформирует центральную позицию в цели по направлениям: качество продукта; совершенствование каче-
Производство
"Учитывать мнение клиентов в производстве"
Продажи
"Ценить личностный подход к качеству"
> Внутренние методологические компетенции го всему процессу разработки новой продукции
> Более 700 "зеленых" и "черных" поясов по системе "Шесть сигм"
> Постоянное наращивание объемов и управление комплектующими ("от копыбепи до могилы")
> Стандартизированные процедуры инспектирования в глобальном масштабе
> Быстрое обнаружение и устранение проблем для постоянного обеспечения высокого качества
> Превосходный продукт и высокое качество продаж и обслуживания создают общее восприятие бренда
- Подключаемые услуги,...
- Передача продукта,...
- "Консьерж по продукту",...
- Mercedes me,...
Рисунок 5 - Элементы программы улучшений качества компании Mercedes-Benz
Корпоративные ценности
Видение
Комментарии
НАДЕЖНОСТЬ
ИННОВАЦИОННОСТЬ
„. мы создаем к он hie решения за счет свежего, творческого и компетентного подкода к решению проблем
ДИНАМИЧНОСТЬ
... мы распознаем потенциал и действуем гибко, ориентируясь на решение проблем
ОТКРЫТОСТЬ
... мы тесно сотрудничаем в рамках Группы и обмениваемся новыми идеями и информацией. Там» открытость - необходимое условие динамичного развития
КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ -ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА
> Стабильное создание стоимости
> Ориежация на фа помор I »1 энергетическое машиностроение
> Международный прибыльный рост
> ОРИЕНТАЦИЯ НА КЛИЕНТА Группа МАИ помещает требования и ожидания своих клиентов в центр корпоративной стратегии. Продукты и услуги, сопровождающие их по всему жизненному циклу, всегда характеризуются высоким качеством
> Ориентация на послепродажный бизнес
> Лидерство в сфере технологий
> Качество - часть стратегии MAN в отношении выдающейся ориентации на клиента
> Качество не входит в корпоративные ценности
> Основные цели в отношении качества:
- Ответственные отношения с поставщиками высшего возможного качества
- Минимально возможный уровень воздействия на окружающую среду и консервация ресурсов
- Доверие к качеству и безопасности грузовиков Мал
Рисунок 6 - Элементы стратегии качества компании MAN
Видение
II
"Мы-номер 1 в глобальном автобизнесе, мы создаем непревзойденную ценность для наших клиентов и задаем ориентиры качества и 11 прибыльности" .
Цели по качеству
1§ 1
т.
> "ПОСТИЧЬ 6" - nvTb Da irler я прибыльному росту
> Цепь; рентабельность продаж В% по всему циклу
Давать лучшее клиентам, которые ожидают лучшего
Претворять в жизнь культуру совершенства на • основе общих цепей
1 Обеспечивать мощное присутствие за счет новых продуктов лучшего в мире качества
Цели департамента
качества
> Контроль поставщиков
> Контроль качества продукции
> Оценка любых проблем клиентов с точки зрения контроля качества
> Реализация процесса управления в цехах
Рисунок 7 - Генеральный план улучшений Daimler
ства в процессах; качество в инновациях. Целями департамента качества являются: контроль поставщиков, контроль качества продукции; управление качеством в цехах.
Основные вызовы, с которыми столкнулись немецкие автопроизводители (рисунок 8), определяются как рост комплексности и расходов, связанных с увеличением количества моделей автомобилей; материалов производства; видов кузовов, трансмиссий и т.д.
В качестве ответа на кризисные позиции (рисунок 8) немецкими автоконцернами была предложена к реализации программа улучшений процесса разработки продукции (рисунок
9). В рамках программы решены ключевые задачи, определяющие факторы успешности: строгая стандартизация как инструмент обеспечения быстрой завершенности; максимальная виртуализация процессов проектирования и испытаний. Ключевой задачей без изменений осталось реальное тестирование (испытание) продукции.
План превосходства Renault (рисунок 10) первично в 2003 - 2005 гг. (рисунок 10, а) определял основной целью прорыв в области качества и предусматривал деятельность в пяти ключевых направлениях, в период 2005 - 2009 гг. (рисунок 10, б) в качестве основной цели
Рисунок 8 - Диаграмма роста числа конструкций компонентов, определившая рост независимых неэффективных решений подразделений компаний
Рисунок 9 - Программа улучшений процесса проектирования автомобилей, предпринятая немецкими автопроизводителями
Проектировать надежно
PER 2
Производить в соответствии
PER3 шл н Повышать надежность и срок службы для всех применений
Обеспечивать удовлетворение ■■■В потребителя при продажи и после продажи
PER 5 Укреплять культуру качества на предприятии
ППР1 Точно излагать
ППР2 Производить в соответствии
ППРЗ Усиливать надежность/ прочность для любого использования
ППР4 Обеспечить удовлетворение потребителя при продаже и после продажи
ППР5 Укрепить культуру Качества на предприятии
ППР6 Обеспечить качество Деталей Внешнего Производства (РОЕ) при выборе мировых поставщиков
Рисунок 10 - Трансформация программы улучшений Renault
в области качества компания провозгласила укрепление структуры качества в производстве, при этом число основных направлений расширено до шести пунктов: точно излагать
- процесс проектирования продукции должен точно отражать желания и предпочтения потребителей; производить в соответствии
- производство должно обеспечивать максимальное соответствие конструкции автомобилей требованиям проекта; усиливать надежность/прочность для любого использования
- одним из ключевых направлений работы должно стать улучшение надежности продукции при любом ее использовании; обеспечение удовлетворенности потребителя при продаже и после продажи автомобилей; укрепить культуру качества на предприятии; обеспечить качество деталей внешнего производства при выборе мировых поставщиков (новый элемент программы).
Обязательства в области качества (рисунок 11) определяются индексами оценки качества по отношению с конкурентами, а также внутренними индексами качества. Оценка в общем классифицируется по показателям: качество продукции; качество сервиса (обслужи-
вания). Внешняя оценка качества продукции определяется бенчмаркинговыми индексами J.D. Power и Sofres (1 - 3 года эксплуатации автомобилей) и обязывает автопроизводителя находиться по уровню качества в первой тройки лидеров. Внутренним индексом качества являются оценка удовлетворенности потребителей (Estel) и уровень дефектности автомобилей в эксплуатации. Внешними оценками качества обслуживания являются оценки международных институтов CCX, SSM, J.D. Power. Целевые показатели обязывают компанию находиться в тройке лидеров. Внутренней оценкой качества облуживания является анкета удовлетворенности потребителей качеством продаж (QVN), качества послепродажного обслуживания (QSA).
Стратегическая программа улучшений качества крупнейшего производителя грузовых автомобилей в России (рисунок 12) определяет необходимость улучшений по следующим ключевым направлениям: качество в целом; инжиниринг; закупки; производство; продажи и сервис. Качество в целом определяет следующие направления работы: сокращение и переработка набора ключевых показателей эффектив-
Обязательства в области качества
Измерение качества тройки лидеров
Оценка по отношению к конкурентам
Внутренняя оценка
шя ■
ПРОДУКЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЕ
J.D. Power IQS1 CSI SOFRES 1 - 3 год(а) CCX.SSM J.D. Power CSI
ESTEL Гарантия(К%0) QVN QSA
Рисунок 11 - Индикаторы, определяющие обязательства в области качества продукции компании Renault
Качество в целом НТЦIТЦ
Сокращение набора КПЗ и постановка целей
Расчёт полной
стоимости
качества
Система мотивации, культура работы "без страха'
Собрать межфункциональные предложения по улучшению СМИ
Функция Качество
Закупки
Операционный Комитет по Продуктам (ОКП) с личным участием рук-ва
Отдельные КПЗ по качеству для новы* проектов
Чек-лист для оценки готовности продукта
Анализ базы данных РРМ поставщиков и создание списка Тщательного контроля
Управление поставщиками с самым НИЗКИМ
рейтингам (топ -10}
Увеличение количества аудитов поставщиков
Компенсация убытков с поставщиков
Инжиниринг
Производство/ ТЦ_
Личное
присутствие топ-менеджмента в цеху/ на заводе
Полное выявление дефектов на ПК №1
Усиление петли качества №2
Продажи и сервис
Закупки
Производство
Учёт скорости
решения
проблемы и
выставление
целевых
показателей
Классификатор
проблем с
качеством и
присвоение
уникальных
кодов дефектам
Требования к
предпродажному
осмотру (ППО)
Предпродажный
осмотр (ППО}:
получение
обратной связи
Продажи и Сервис
Рисунок 12 - Элементы стратегической программы улучшений КАМАЗ
ности до разумного числа, с помощью которых можно управлять процессами СМК; расчет полной стоимости качества; обеспечение развития культуры качественной работы; постоянный сбор и анализ предложений по улучшениям и актуализация СМК. Для процесса инжиниринга (научно-технический центр): формирование комитета по продуктам с обязательным личным участием первых руководителей компании; отделение ключевых показателей эффективности деятельности для новых проектов; внедрение системы чек-листа для оценки готовности продукта. Для процесса закупки: анализ данных ррт поставщиков и создание списков для постоянного тщательного контроля; введение управления качеством поставщиков с низким
рейтингом (топ-10); увеличение числа аудитов поставщиков; внедрение эффективной системы компенсации убытков с поставщиков. Производство: личное присутствие топ- менеджеров в производстве; повышение эффективности работ по полноте выявления дефектов петли качества № 1; усиление петли качества № 2. Продажи и сервис: учет скорости решения проблемы в области качества и выставление целевых показателей; разработка классификатора проблем с качеством с присвоением уникальных кодов дефектам; разработка более четких требований по предпродажному осмотру и их реализация на предприятиях дилерской сети.
В качестве дополнения к представленной на рисунке 12 структуре элементов программы улуч-
шений на рисунке 13, а показаны связи системы контроля качества в виде четырех петель качества: самоконтроль; контроль ОТК; аудит продукта; инспекционный контроль глазами потребителя. Проект инициативы по разработке и реализации комплексного инструментария оценки удовлетворенности потребителей качеством продукции иллюстрируется рисунком 13, б.
Элементы комплексной программы улучшений крупнейшего в России производителя легковых автомобилей представлены на рисунке 14. Как видно из рисунка, основными направлениями комплексной программы улучшений являются: управление качеством в проектах; качество в производстве; повышение надежности, долговечности и безопасности автомобилей; качество обслуживания потребителей; качество закупаемых комплектующих изделий; повышение оперативности решения проблем качества на основе анализа; укрепление имиджа торговой марки; повышение мотивации персонала к качественному труду.
Основные выводы по результатам анализа проблемы комплексного развития конкурентоспособности машиностроительных предприятий
1. Анализ развития экономики в целом и высокотехнологичного наукоемкого машиностроения показывает, что в последние десятилетия наблюдается череда кризисов, имеющих самые разные причины, начиная от перепроизводства, заканчивая пандемией и локдаунами. С другой стороны, очевидными трендами развития сегодня становятся стремительная информатизация и цифровизация процессов в самых разных отраслях человеческой деятельности. При этом наблюдается рост конкуренции между производителями сложной продукции машиностроения, например, автомобилей. В этой связи лидеры рынка заняты постоянной интесификацией процессов и поиском новых решений, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Наши исследования показывают, что в мировой практике очевид-
Рисунок 13 - Система контроля качества производства (а), инициативы по развитию ключевых направлений качества производства грузовых автомобилей (б)
Программа улучшения: LQP
^^ Управление качеством в
^^ Качество в производстве
Повышение надежности, долговечности и безопасности автомобилей
^^ Качество обслуживания
Качество закупаемых ^^ комплектующих изделий
Повышение оперативности решения проблем качества на основе анализа
Укрепление имиджа торговой ^^ марки LADA
^^ Повышение мотивации персонала к качественному
Рисунок 14 - Основные элементы комплексной программы улучшений АВТОВАЗ
ным и наиболее перспективным инструментом улучшений конкурентоспособности является комплексное развитие инструментов системы менеджмента качества [1, 3].
2. Лидеры мирового машиностроения, имея в своих корпоративных структурах управления подразделения, занимающиеся научным обоснованием и развитием инструментов СМК, активно интегрируют лучшие мировые научно-прикладные наработки в виде стройных программ комплексного улучшений процессов (КПУ), которые затем системно реализуются на всех предприятиях корпораций и охватывают все уровни управления.
3. Существуют отличительные особенности КПУ, реализуемых на различных предприятиях - лидерах машиностроения, которые определяются причинно-следственными связями актуальности таких программ. Также существует объективная проблема закрытости этих лучших практик, связанная с постоянно обостряющейся конкуренцией на рынках. При этом общим трендом разработки и реализации КПУ является цифровая трансформация процессов СМК, из чего можно сделать вывод о том, что лидеры мирового машиностроения устремлены в область создания цифровых систем менеджмента, интегрирующих цифровые модели процессов, базы электронных данных по всем основным видам деятельности и реализацию мониторинга, аналитики, прогнозирования и управления СМК в рамках единого цифрового комплекса.
4. Обобщая результаты критического анализа реализации КПУ на предприятиях - мировых
лидерах машиностроения и транслируя полученные данные на отечественную практику, можно вскрыть острую проблему обеспечения гармоничности разработки КПУ в рамках взаимодействия человека как ключевого элемента любой системы менеджмента, инструментов информатизации и цифровизации и задачи обеспечения устойчивого развития конкурентоспособности предприятий. Источниками проблемы являются сложная зарегулированность и значительные функциональные барьеры в деятельности отечественных предприятий. Вскрытую проблему можно решить только путем комплексной разработки и внедрения инструментов проектной, межфункциональной работы, а также инструментов мотивации.
5. Действительно, КПУ сегодня можно рассматривать как одну из наиболее успешных практик выхода из кризисов для предприятий различных секторов экономики и в особенности наукоемкого, высокотехнологичного машиностроения. Однако до настоящего времени не существует стройной теории и методологии, которые охватывали бы и обобщали наиболее успешный опыт, не существует научно-технического направления, которое должно обеспечивать развитие в данной области. Следствием этого является далеко не всегда успешное тиражирование лучших практик управления качеством на предприятиях, а также фрагментарное, а подчас примитивное и не приносящее эффект внедрение передовых инструментов управления.
6. Очевидным решением выделенных критических проблем являются разработка и реализация методологии комплексной программы улучшений, которая бы интегрировала в себе обобщенный и наиболее успешный опыт в данной области и представляла собой стройную, гармоничную систему проектирования, внедрения и наиболее полной реализации комплексных инструментов КПУ в рамках действующей СМК машиностроительных производств с прицелом на реализацию мероприятий по цифровой трансформации системы менеджмента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Благовещенский, Д.И. Разработка методологии и инструментария комплексной программы улучшений для повышения конкурентоспособности машиностроительных (автосборочных) предприятий: дис. ... д-ра техн. наук : 05.02.23 / Благовещенский Дмитрий Иванович; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Самар. гос. техн. ун-т. - Самара, 2021.
2. Козловский, В.Н. Комплексная оценка удовлетворенности потребителей качеством автомобилей / В.Н. Козловский, В.И. Строганов, С.И. Клейменов // Стандарты и качество. - 2013. - № 5. - С. 94-98.
3. Panyukov, D.I. Higglights of russian experience in implenting ISO/TS 16949 / D.I. Panyukov, V.N. Kozlovskiy // Life Science Journal. - 2014. - Т. 11. -№ 8s. - P. 439-444.
THEORY AND PRACTICE OF DEVELOPING COMPREHENSIVE IMPROVEMENT PROGRAMS IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY
© 2022 D.I. Blagoveshchenskiy1'2, V.N. Kozlovskiy1, D.V. Aidarov1
1 Samara State Technical University, Samara, Russia 2 Tul'skiy TSSM, Tula, Russia
The article presents the results of a study on the development of comprehensive programs to improve (develop) the competitiveness and quality of processes, products and services in the automotive industry. Key words: comprehensive improvement programs; quality control; Automotive industry. DOI: 10.37313/1990-5378-2022-24-2-5-15
REFERENCES
1. Blagoveshchenskij, D.I. Razrabotka metodologii i instrumentariya kompleksnoj programmy uluchshenij dlya povysheniya konkurentosposobnosti mashinostroitel'nyh (avtosborochnyh) predpriyatij: dis. ... d-ra tekhn. nauk : 05.02.23 / Blagoveshchenskij Dmitrij Ivanovich; M-vo nauki i vyssh. obrazovaniya Ros. Federacii, Samar. gos. tekhn. un-t. - Samara, 2021.
2. Kozlovskij, V.N. Kompleksnaya ocenka udovletvorennosti potrebitelej kachestvom avtomobilej / V.N. Kozlovskij, V.I. Stroganov, S.I. Klejmenov // Standarty i kachestvo. - 2013. - № 5. -S. 94-98.
3. Panyukov, D.I. Higglights of russian experience in implenting ISO/TS 16949 / D.I. Panyukov, V.N. Kozlovskiy // Life Science Journal. - 2014. - T. 11. -№ 8s. - P. 439-444.
Dmitry Blagoveshchenskiy, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher at Samara State Technical University, Director FBU «Tul'skiy TSSM». E-mail: [email protected]
Vladimir Kozlovskiy, Doctor ofTechnical Sciences, Professor, Head of the Department of Theoretical and General Electrotechnics at Samara State Technical University. E-mail: [email protected]
Dmitry Aidarov, Doctor of Technical Sciences, Professor. E-mail: [email protected]