УДК 378.016:004
Кириллова Оксана Александровна
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Россия, Шадринск1
Доцент кафедры программирования и сетевых технологий
Кандидат педагогических наук E-Mail: [email protected]
Теория и практика применения электронной технологической карты
Аннотация: Статья посвящена изучению вопросов автоматизации учебного процесса в вузе. В статье представлены возможности применения новых компьютерных технологий. В работе представлены возможности электронной технологической карты обеспечивающей индивидуальный подход к обучению. В статье приведены стадии учебного процесса, позволяющие конструировать и планировать работу с электронной технологической картой. Представлено также, каким образом спроектировать учебный процесс. Наиболее подробно рассмотрена организация работы с электронной технологической карты.
Электронная технологическая карта является некоторой наглядной моделью учебного процесса, составленная для студента на основе учебно-методического комплекса по данному курсу, которая позволяет ему представить весь объем учебной работы, которую необходимо выполнить за определенное время, а также оценку его деятельности.
В содержании электронной технологической карты студенту сообщается не только тема, по которой ему предстоит работать, но, и представлена организация учебной деятельности при работе над этой темой.
Студент видит, какие операции нужно выполнить, чтобы успешно справиться с заданием, каково их содержание и последовательность.
Кроме, того, в статье предлагается алгоритм составления электронной технологической карты, что позволяет спланировать все виды деятельности студентов при изучении темы.
Ключевые слова: Автоматизация учебного процесса; инновация; информатизация вуза; электронная технологическая карта; информационно-коммуникационные технологии; конструирование и планирование электронной технологической карты; стадии учебного процесса; микроцель; диагностика, индивидуальные программы.
Идентификационный номер статьи в журнале 102РУЫ214
641870 Курганская область, г. Шадринск. ул. Пионерская 74
Автоматизация последнее время коснулась всех сфер жизни человека, не остались в стороне и высшие учебные организации. Большой потенциал имеется в применении информационных технологий в научно-исследовательской деятельности, менеджменте вуза, а также в управлении непосредственно учебным процессом [6, 7, 9, 10].
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет получить не усредненный результат деятельности, а носит индивидуально-личностный характер, показывая продвижение каждого студента в изучении курса, учитывает специфику предмета и специальность обучающегося [4].
Использование новых компьютерных технологий способствует повышению эффективности образовательных процессов, так как имеет возможность использовать:
• справочно-информационный фонд данных о состоянии учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
• дифференцированное справочно-информационного обслуживание студентов и преподавателей;
• компьютерную базу данных для программного обеспечения информатизации управления образованием;
• опытно-экспериментальную работу по внедрению информационных технологий в образовательный процесс;
• изучение, обобщение и распространение опыта по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе системы высшего профессионального образования.
Тем не менее, непосредственно сам процесс обучения, также нуждается в автоматизации, что позволит на лабораторных работах студентам работать каждому в своем темпе и не зависеть от других.
Таким средством может стать использование электронных технологических карт в процессе обучения.
Электронная технологическая карта - компьютерная программа (программное обеспечение, система), которая позволяет организовать работу с электронными документами (создание, изменение, поиск), а также взаимодействие между студентами и преподавателями (передачу документов, выдачу заданий, отправку замечаний и т.п.). Кроме того, технологическая карта в электронном виде - это способ организации работы с материалами, заданиями и т.д., при котором основная масса используется в электронном виде и хранится централизованно.
Электронная технологическая карта - обобщенно-графическое выражение сценария занятия, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы [2], которая первоначально дает для всех студентов одинаковый уровень знаний, умений, навыков, но при этом позволяет самому студенту определить время, методы, формы, условия труда для достижения поставленной цели.
При этом каждый студент сам для себя выбирает: информационные источники для освоения (учебная литература и др.); способ обучения в соответствии с индивидуально -личностными характеристиками (при этом скорость обучения соответствует возможностям индивидуальности); темп продвижения по теме в соответствии с личностными особенностями; форму, вид и время контроля по согласованию с преподавателем [7].
Преподаватель осуществляет следующие действия: проектирование работы, подбор методик на основе диагностических срезов; определение тем; подготовка дидактического материала; разработка содержания контрольных срезов, эталона контроля.
Плюсы рассматриваемой технологии в том, что обучающиеся вынуждены сами постоянно принимать решения. Это готовит их к самостоятельной жизни.
Использование электронных технологических карт обеспечивает индивидуальный подход к обучению, позволяет выстраивать в зависимости от каких-либо изменений исходных данных различные технологии обучения.
Кроме того, в структуре электронной технологической карты предусматриваются следующие возможности:
• тщательного планирования каждого этапа деятельности, что позволяет не упустить ничего важного;
• максимально полно отображает всю последовательность действий и операций студентов, которые необходимо выполнить для достижения нужного результата;
• координирует действия всех участников образовательного процесса [8].
Электронная технологическая карта темы - это также форма технологической документации, в которой структурно излагается учебный материал, выделяется главное, предлагаются варианты заданий. В технологических картах спланированы деятельность преподавателя, а также работа студента, направленная на достижение результата. Использование электронных технологических карт помогает преподавателю реализовать цели образования: научить учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в мире ценностей.
Электронные технологические карты ни в чем не ограничивают творчество преподавателя, они являются одним из вариантов планирования учебного процесса. Для молодых преподавателей они представляют большой интерес, т.к. помогают сократить время на подготовку к занятиям. Для опытных преподавателей - это материал для анализа, критики, сопоставления своих практических знаний и умений.
Электронная технологическая карта - это одно из средств организации учебного процесса, отражающее образовательные потребности современной образования.
1. Конструирование и планирование электронной технологической карты
Исходя из того, что электронная технологическая карта является формой организации учебного процесса, ее необходимо тщательно продумать и спроектировать. Для этого рассмотрим стадии учебного процесса предлагаемые В.М. Монаховым:
Стадия I - это переход от понимания преподавателем компетенций к конструированию системы микроцелей, т.е. системы ориентиров, задающих границы рабочего поля будущего учебного процесса.
Микроцель - это краткая запись основных компетенций, которыми должны овладеть студенты.
Стадия II - это установление технологического механизма, фиксирующего факт достижения или не достижения микроцели, т.е. перевод содержания компетенций на язык деятельности студентов (диагностика).
Диагностика - это система заданий по проверке усвоенных знаний, позволяющая установить факт достижения или не достижения микроцели.
Стадия III - это выбор преподавателем путей продвижения студентов к микроцели: короткий, но рискованный путь продвижения к микроцели (риск не пройти диагностику) или более длинный, но гарантирующий успешность в прохождении диагностики. Выбирается объем и содержание самостоятельной деятельности студентов.
Стадия IV - проектирование логической структуры модели учебного процесса в границах учебной темы, раздела, курса, где по основным ориентирам происходит дальнейшая конкретизация рабочего поля, т.е. определяются зоны ближайшего развития студентов.
Стадия V - это оптимизация структуры понятийного аппарата проекта учебной темы, раздела, курса.
Возможны модели оптимизация в границах: а) учебной темы; б) учебного раздела; в) всего учебного года.
Стадия VI - это формирование поля развития студентов на материале учебной темы, раздела, курса [9].
Стадия VII - проектирование учебного процесса.
Стадия VIII - конкретизация замысла проекта электронной технологической карты.
Итак, учебный процесс можно спроектировать следующим образом:
1) определение микроцелей, определяющих границы учебного занятия процесса на основе компетенций.
Микроцель лучше всего представить в виде конечного результата изучения материала. Кроме того, цель занятия необходимо ставить таким образом, чтобы ее можно было легко диагностировать, т.е. достаточно просто установить факт достижения цели.
2) перевод содержания компетенций на «язык» деятельности студента, т.е. определение содержания диагностики.
Для достижения каждой микроцели необходимо составить примерную самостоятельную работу - диагностику. Ее особенность - однозначность и простота контроля оценки достижений студентов. Составляя диагностику необходимо соблюдать следующие правила:
• диагностика на уровне выполнения лабораторных работ;
• диагностика на уровне самостоятельного контроля знаний;
• диагностика на уровне экзаменационного контроля знаний.
В соответствии с Законом «Об образовании» в условиях действия компетенций любой студент выполняет задания в указанной последовательности независимо от своих предыдущих успехов.
3) выбор путей продвижения студентов к микроцели - определение объема, средств и содержания самостоятельной работы.
Дозирование самостоятельной работы студентов представляет собой совокупность заданий, которые он должен выполнить самостоятельно. Практическая цель этого блока электронной технологической карты - гарантированно подготовить студента к «экзамену» через самостоятельное выполнение определенного объема заданий лабораторной и самостоятельной работ.
4) представление модели учебного процесса в рамках учебного занятия.
Структура - это цепочка лабораторных работ, разбитых по числу микроцелей. Каждая микроцель предполагает группу лабораторных работ, на которых, студент должен достичь микроцель, а преподавателю осуществить целую систему программ развития познавательных процессов, самостоятельности и т.д.
5) составление электронной технологической карты темы как взаимосвязанной системы параметров модели учебного процесса (логической структуры темы, целеполагания, диагностики и коррекции).
6) коррекция замысла проекта в виде совокупности лабораторных работ.
Правильно планирование электронной технологической карты учебного процесса, достигает не только цели профессионального обучения студентов, но и формирует профессиональные мотивы, дает системное представление о профессиональной деятельности, научает процедуре самообразования в рамках виртуально дидактической среды, создающей оптимальную психологическую и социальную ситуацию познания.
2. Организация работы с электронной технологической картой
При подготовке к занятиям, многие преподавали, могут столкнуться с трудностями обоснования выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. При традиционной подготовке содержательная сторона учебного занятия не позволяет провести такой анализ, а организация посредством технологической карты дает возможность максимально детализировать все стадии подготовки и оценить эффективность выбранных средств, методов и видов учебной работы [1]. Поэтому, прежде чем приступить к организации электронной технологической карты каждый преподаватель должен придерживаться строгой системы при подготовке, что позволит обеспечить высокий организационный и методический уровень проведения лекций, лабораторных и самостоятельных работ, а также работ связанных с использование электронного учебника и других современных технологий.
Подготовка занятия любого вида должна начинаться с изучения (просмотра) учебного плана и УМК дисциплины, затем составления тематического плана для всех видов занятий в соответствии с теми часами, которые отведены на данный предмет. Также не надо забывать о совершенствовании своих профессиональных качеств и повышении педагогических знаний, которые не должны ограничиваться рамками учебников, а активно применять современные информационно-коммуникативные технологии, обмениваться опытом с другими преподавателями, посещать семинары и лекции.
Начальным этапом конструирования системы лекционных и лабораторных работ по определенной теме или разделу является выбор электронной технологической структуры этих занятий. Возможны следующие типы таких структур: последовательная, блочная, разнородные аспекты, однородная деятельность, групповая работа, ситуативная, индивидуальные программы.
Электронная технологическая карта - одно из средств обучения, которое дополняет другие средства:
7) индивидуальные образовательные программы студентов, которые включаются в общую программу занятий по курсам в качестве отдельных компонентов [5];
8) индивидуальное расписание для каждого студента, являющееся компонентом общего расписания (ДОУ). Такое расписание регламентирует индивидуальные занятия студента и преподавателя, их консультации, подготовку и защиту индивидуальных творческих работ;
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Институт Государственного управления,
Выпуск 2, март - апрель 2014 права и инновационных технологий (ИГУПИТ)
Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru Связаться с редакцией: [email protected]
9) индивидуальные качественные характеристики образовательных результатов студентов; качественно-количественные системы оценивания образовательных результатов;
10) тематическое планирование лабораторных работ.
Электронной технологической карте могут быть присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость [3].
Тематическое планирование предусматривает подготовку электронной технологической карты для студентов, где по каждой единице указаны уровни усвоения: знания (запомнил, воспроизвел, узнал); понимание (объяснил, проиллюстрировал); применение (выполнение по образцу, в измененной ситуации); обобщение и систематизация (вычленение нового из старого, образовал новое); оценка (определил ценность и значение объекта изучения). Каждая единица содержания электронной технологической карты так же содержит показатели усвоения, представленные в виде самостоятельных работ.
Электронная технологическая карта может быть полезна не только преподавателю, но и студентам, так как предоставляет ему быть участником образовательного процесса, демонстрировать достижения поставленных целей, осуществлять самоконтроль, формирует чувство ответственности, самостоятельности. Таким образом, для студентов использование электронной технологической карты имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.
Индивидуальная программа образования составляется и корректируется студентом совместно с преподавателем.
Особенность обучения студентов конструированию индивидуальных образовательных программ (ДОУ) заключается в том, что им предлагаются алгоритмические предписания по составлению учебно-методических комплексов; затем они представляют свои учебно-методические комплексы преподавателю.
Электронная технологическая карта - это компьютерная база данных с наборами учебных целей, критериев, оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ и способов их составления. Ее цель - предоставить преподавателю инструментарий для конструирования системы лабораторных работ по определенной теме, разделу, курсу.
Таким образом, технологическая карта:
формирует целостность, системность, логическую законченность темы;
помогает студентам определить значение и место лабораторной работы в каждой теме;
устанавливает логическую связь между разными курсами; прогнозирует и активизирует учебную деятельность;
развивает познавательный и творческий интерес, самостоятельность студентов;
формирует учебные умения: выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы.
Электронная технологическая карта является некоторой наглядной моделью учебного процесса, составленная для студента на основе учебно-методического комплекса
по данному курсу, которая позволяет ему представить весь объем учебной работы, которую необходимо выполнить за определенное время, а также оценку его деятельности.
В содержании электронной технологической карты студенту сообщается не только тема, по которой ему предстоит работать, но, и представлена организация учебной деятельности при работе над этой темой.
Студент видит, какие операции нужно выполнить, чтобы успешно справиться с заданием, каково их содержание и последовательность.
Алгоритм составления электронной технологической карты:
• выделить все виды работ для режима «преподаватель (или электронный учебник) + все»: новый материал, показ приемов самостоятельной работы, показ приемов самоконтроля и взаимоконтроля;
• спланировать самостоятельную работу студентов, которая включает выполнение лабораторных работ, самостоятельную работу в аудитории;
• определить перечень лабораторных и самостоятельных работ: изучение нового материала, выполнение лабораторных работ, ответы на вопросы, работа в парах и т.п.;
• сформировать блоки - задания по каждому виду самостоятельной работы;
• продумать вариант представления нового учебного материала, лабораторных работ и самостоятельных работ; связи между блоками и т.п.
Электронная технологическая карта по сути дела позволяет спланировать все виды деятельности студентов при изучении темы.
В электронной технологической карте показывается, в каком режиме (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя) будут контролироваться эти виды деятельности. Каждый студент знает, что он обязан в течение лабораторной работы, темы, раздела, курса сделать самостоятельно. Кроме того, он видит, как все это следует выполнять и как проверить выполненное. Исходя из этого, он планирует свою деятельность и свою работу по самообразованию.
Таким образом, электронная технологическая карта позволяет успешно управлять всей самостоятельной деятельностью студентов, работающих в соответствии со всеми индивидуальными способностями, зависящими не только от их уровня подготовленности, обученности, воспитанности и развития, но и от индивидуальных психофизиологических особенностей, получать профессиональные навыки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева, А.Н. Технологическая карта как форма перспективного планирования учебного процесса [Текст] / А.Н. Артемьева // Управление начальной школой, 2010. - №10. - С. 8-15.
2. Бондур, Н.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока [Электронный ресурс] / Н.Г.Бондур, М.А.Пичугина, Т.Г.Чурилова. - Режим доступа : http://school46.admsurgut.ru/win/download/1357/
3. Громова, В.И. основные принципы составления технологической карты урока [Электронный ресурс] / В.И. Громова. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/364582?page=3.
4. Гуров, В.В. использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе технического вуза [Текст] / В.В. Гуров, Д.В. Гуров // Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования. Сборник науч. ст. Кн.3 / Труды Всероссийской науч-нопракт. конф. с междунар. участием «Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования (14-15 апреля 2010 г., Москва, НИТУ «МИСиС»)». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - С. 53-58.
5. Ермакова, О.Н. Воспитание образовательной самостоятельности будущего учителя средствами предметно-дидактического комплекса педагогических дисциплин [Текст] / О.Н. Ермакова // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 19 с.
6. Кириллов, А.Г. Условия эффективного применения информационных технологий в управлении вуза [Текст] / А.Г. Кириллов // Преподаватель XXI века, 2013. - №2. - Ч.2. - С. 102-107.
7. Кириллова, О.А. Внедрение технологических карт на уроках информатики [Текст] // Информационные технологии в образовании и науке: Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке «ИТО-Самара - 2011». - Самара; М.: Самарский филиал МГПУ, МГПУ, 2011. - 494 с.
8. Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой, 2011. - №12. - С. 12-18.
9. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса [Текст] / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.
10. Пудалова, Е.И. Основные критерии, предъявляемые к автоматизированным системам управления образовательным учреждениям [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://imp.rudn.ru/vestnik/2007/2007-3/9.pdf
Рецензент: Пирогов Владислав Юрьевич, заведующий кафедрой Прикладной информатики и экономики факультета Информатики, математики и физики ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», кандидат физико-математических наук, профессор.
Kirillova Oksana
Shadrinsk State Pedagogical Institute Russia, Shadrinsk E-Mail: [email protected]
Theory and practice of electronic technological card
Abstract: The article is devoted to the examination of the questions of automatization of educational process at higher educational institution. The opportunities of using new computer technologies are presented in the article. The resources of electronic technological card providing the individual approach to the education are offered in the article. The author has viewed the stages of educational process allowing the construction and planning the work with the electronic technological card. The author also offers the way how to project the educational process. The organization of work with the electronic technological card is viewed in details. The electronic technological card is a demonstrable model of educational process forming for the student on the basis of educational methodical complex for the course of study which allows him to realize all dimension of work during the course of study which he has to do during the period of time and also he can mark his own activity. The content of the electronic technological card informs the student the theme of his work and the way how he can plan his work. The student knows what operations he need do to make the tasks successfully and the content and the order of the operations. Besides, the algorithm of making the electronic technological card is presented in the article. It allows to plan all kinds of activity of students during the studying of the theme.
Keywords: Automation of the educational process; innovation; university informatization; electronic technological card, information and communication technology; design and planning of electronic routing; stages of the educational process; microcel, diagnosis, individual programs.
Identification number of article 102PVN214
REFERENCES
1. Artem'eva, A.N. Tehnologicheskaja karta kak forma perspektivnogo planirovanija uchebnogo processa [Tekst] / A.N. Artem'eva // Upravlenie nachal'noj shkoloj, 2010. - №10. - S. 8-15.
2. Bondur, N.G. Konstruirovanie tehnologicheskoj karty uroka v sootvetstvii s trebovanijami FGOS. Aprobacija tehnologicheskoj karty uroka [Jelektronnyj resurs] / N.G.Bondur, M.A.Pichugina, T.G.Churilova. - Rezhim dostupa : http://school46.adm surgut.ru/wi n/downl oad/1357/
3. Gromova, V.I. osnovnye principy sostavlenija tehnologicheskoj karty uroka [Jelektronnyj resurs] / V.I. Gromova. - Rezhim dostupa: http://www.openclass.ru/node/364582?page=3.
4. Gurov, V.V. ispol'zovanie jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov v uchebnom processe tehnicheskogo vuza [Tekst] / V.V. Gurov, D.V. Gurov // Informacionnye tehnologii v obespechenii novogo kachestva vysshego obrazovanija. Sbornik nauch. st. Kn.3 / Trudy Vserossijskoj nauch-noprakt. konf. s mezhdunar. uchastiem «Informacionnye tehnologii v obespechenii novogo kachestva vysshego obrazovanija (14-15 aprelja 2010 g., Moskva, NITU «MISiS»)». - M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2010. - S. 53-58.
5. Ermakova, O.N. Vospitanie obrazovatel'noj samostojatel'nosti budushhego uchitelja sredstvami predmetno-didakticheskogo kompleksa pedagogicheskih disciplin [Tekst] / O.N. Ermakova // Avtoref. diss. na soisk. uch. step. kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2007. - 19 s.
6. Kirillov, A.G. Uslovija jeffektivnogo primenenija informacionnyh tehnologij v upravlenii vuza [Tekst] / A.G. Kirillov // Prepodavatel' XXI veka, 2013. - №2. -Ch.2. - S. 102-107.
7. Kirillova, O.A. Vnedrenie tehnologicheskih kart na urokah informatiki [Tekst] // Informacionnye tehnologii v obrazovanii i nauke: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Informacionnye tehnologii v obrazovanii i nauke «ITO-Samara - 2011». - Samara; M.: Samarskij filial MGPU, MGPU, 2011. - 494 s.
8. Logvinova, I.M. Konstruirovanie tehnologicheskoj karty uroka v sootvetstvii s trebovanijami FGOS [Tekst] / I.M. Logvinova, G.L. Kopoteva // Upravlenie nachal'noj shkoloj, 2011. - №12. - S. 12-18.
9. Monahov, V.M. Tehnologicheskie osnovy proektirovanija i konstruirovanija uchebnogo processa [Tekst] / V.M. Monahov. - Volgograd: Peremena, 1995. - 152 s.
10. Pudalova, E.I. Osnovnye kriterii, pred#javljaemye k avtomatizirovannym sistemam upravlenija obrazovatel'nym uchrezhdenijam [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://imp.rudn.ru/vestnik/2007/2007-3Z9.pdf