Научная статья на тему 'Теория и практика интегрированного обучения английскому языку как второму иностранному'

Теория и практика интегрированного обучения английскому языку как второму иностранному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КУРСЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Е. А.

Рассмотрен вариант изучения иностранного языка, в котором вокруг единой темы объединяется материал нескольких предметов. Интегрированные курсы строятся на основе слияния двух-трех предметов или объединения отдельных тем в интегрированные блоки. Целями такого обучения может быть расширение общего и языкового образования студентов, развитие их общих и специальных умений, усиление мотивации к изучению иностранного языка за счет интересной информации, ориентации на конкретные области применения знаний, увеличение объема речевой практики в различных видах речевой деятельности. Интегрированный курс по формированию межкультурной толерантности представляет собой последовательный цикл отдельных занятий, логически связанных между собой темой, целями и задачами, он дает возможность согласовать содержание образования по различным учебным предметам, объединить знания из определенных областей, что будет способствовать формированию обобщенной картины мира, а также систематизировать эти знания и приобретенные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика интегрированного обучения английскому языку как второму иностранному»

№ 5 - 2007 г. 13.00.00 педагогические науки УДК 37.013

Воспитание в системе образования

Г. Н. Котова

МОУ лицей высшей квалификационной категории (г. Татарск)

На основе <Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.> определены принципы, цели и задачи по воспитанию детей в лицее.

Особую ценность представляют авторские программы классных и освобожденных руководителей, педагогов дополнительного образования, программа деятельности ученического самоуправления, модель детской организации. Уделяется большое внимание разностороннему развитию детей, создаются условия для самореализации личности, формирование духовно-нравственных качеств. Школа имеет свои законы, Кодекс чести лицеиста, Гимн лицея, флаг.

Отмечено, что за последние 3 года повысился уровень воспитанности учеников, возросло количество детей, принимающих участие во внеурочной деятельности, в самоуправлении лицея (2002 г. - 40 %, 2005 г. - 65 %), наблюдается спад правонарушений, в коллективе благоприятный психологический климат.

Ключевые слова: освобожденный классный руководитель, самоуправление, детская организация

Представленная работа раскрывает систему построения воспитательной деятельности, основанную на концепции и программе "Творческое самовыражение личности", подтверждая все виды инновационных структур практическими материалами, исходя из темы и основной цели воспитательной системы. В материалах отражены основные принципы, приоритеты в работе лицея, функции, определены системообразующие виды деятельности.

Интересны в содержательном и методическом плане концепция и программа "Творческое самовыражение личности", модель внутри школьного контроля, которые составляют основу воспитательной системы лицея.

Особую ценность представляют авторские программы классных и освобожденных руководителей, педагогов дополнительного образования, программа деятельности ученического самоуправления, модель детской организации "Дружба", опыт работы освобожденных классных руководителей, разработки внеклассных и внешкольных дел. Школа имеет свои законы, Кодекс чести лицеиста, Гимн лицея, флаг.

Положительную деятельность отражают стабильные результаты функционирования системы, поэтому идея творчества - главная идея, которой руководствуется наш коллектив. Проблема выявления и развития творческого потенциала в современной социально-педагогической ситуации одна из самых актуальных. Именно развитие способности приходить к оригинальным выводам, неожиданным решениям позволяет найти адекватные ответы на учебные и жизненные задачи, стимулирует познавательную активность. Это также является важным условием умственного развития, повышения уровня образованности.

Разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности, формирование духовно-нравственных качеств - одна из важнейших задач, которая ставится в основных направлениях воспитания в системе образования. Реализации данной задачи способствует воспитательная система лицея.

Воспитательная система лицея основывается на концепции и программе "Творческого

самовыражения личности", которые являются выражением государственной политики в области образования. Воспитательная система отражает основные направления Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., "Основные направления и план действий по реализации программы воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы", федеральные целевые программы "Молодежь России" (2001-2005 гг.), "Дети России" (2003-2006 гг.) и других документах, основывается на психолого-педагогической и методико-дидактической теории Е. Н. Щурковой, И. П. Иванова, О. С. Газмана, на воспитательных технологиях и теории В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского, исходит из нормативно-правовой и материальнотехнической базы лицея, результатов диагностики субъектов воспитательного пространства.

Цель воспитательной системы: формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности, которая решается через следующие задачи:

• определение и использование наиболее продуктивных форм и методов на основе возрастных, индивидуальных особенностей детей, специфики лицея, для интеллектуального и творческого развития ребенка и профессионального роста педагога;

• создание условий для проявления, раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса;

• формирование развивающей нравственной и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности, как учителя, так и ученика.

Решению поставленных задач способствует творческая атмосфера, которая основывается на Кодексе и законах лицея, принципах жизнедеятельности лицея, сформированы и развиваются школьные традиции. Лицей имеет свой флаг и гимн. Решение поставленных задач определяет выбор приоритетов в работе школы: нравственность и духовность, как основа личности; здоровье; патриотизм и гражданственность; креативность (творческая активность); интеллектуальное развитие и саморазвитие; трудовое и профессиональное самоопределение; совершенствование и развитие самоуправления, детской организации "Дружба"; семья.

Воспитательная система творческого самовыражения личности предполагает развивающую, интегрирующую, управленческую, защитную, компенсирующую, корректирующую функции.

Основу функционирования и развития воспитательной системы составляет совместная деятельность детей, педагогов и родителей, направленная на закрепление потребностей в творческом самовыражении.

В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:

I. Учебно-познавательная (лицейская конференция, предметные декады и олимпиады, лицейская научно-практическая конференция, научное общество "Поиск", марафон интеллектуальных игр, система факультативов, элективных курсов, индивидуально-групповых занятий, работа творческих групп педагогов, "Школа молодого учителя", "Школа молодого классного руководителя", психолого-педагогические семинары, предметные кафедры и кафедра воспитательной работы).

В лицее на протяжении 3-х лет функционирует "институт освобожденных классных руководителей", который работает по проблеме "формирование и развитие творческой личности", создан с целью совершенствования мастерства классных руководителей, накопления и обобщения опыта работы. Освобожденные классные руководители назначены, согласно положению: "Основные функциональные обязанности освобожденных классных руководителей" в 8-11 классах, где осуществляется профилизация. Результаты функционирования "института" рассматривались на городском методическом объединении заместителей директоров по воспитательной работе. Освобожденные классные руководители работают на основе программ. Сложилась система деятельности освобожденного классного руководителя. Сотворчество детей и взрослых строится на основе 3-х "Д": доверии, доброжелательности, диалоге. Индивидуальная диагностическая деятельность позволила достичь следующих результатов: повысился уровень воспитанности учеников, повысился процент удовлетворенности учеников классной жизнью, повысилась успеваемость, в классах преобладает атмосфера доброжелательности, снизилось число учеников, стоящих на внутри школьном контроле.

II. Клубно-кружковая деятельность (анкетирование по выявлению интересов учеников, создание

системы дополнительного образования в школе).

Главная идея, которой руководствуется педагогический коллектив - идея творчества. Для организации занятий детей по интересам, исходя из потребностей детей, родителей и возможности учреждения, создана система дополнительного образования по основным направлениям: техническое, интеллектуальное, музыкально-художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, спортивно-оздоровительное. В 19 объединениях занимается 313 учеников, что составляет 72 %. Обучение детей осуществляется на основе программ, составленных педагогами дополнительного образования.

III. Совершенствование деятельности органов самоуправления. В настоящее время под ученическим самоуправлением мы понимаем режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои творческие способности и возможности. Это обязательное взаимодействие учеников и педагогов. Высшим органом самоуправления является общее собрание. Деятельность лицейского Совета и его подструктур основывается на "Положении о лицейском самоуправлении". Необходимым условием успешности деятельности органов самоуправления считаем организацию обучения команды лидеров классов, которую осуществляет функционирующий клуб "Лидер". Выделяем главные условия развития органов ученического самоуправления: ставим посильные задачи; не наделяем органы властными полномочиями; помощь, включение в систему лицейского самоуправления педагогов и родителей.

IV. Развитие и совершенствование детской организации "Дружба". Детская организация составляет 130 человек, организует свою деятельность на основе Устава и программы "Разноцветье". Детская организация является членом областной Новосибирской организации "Союз пионеров". На протяжении 5 лет представители детской организации "Дружба" являются активными участниками областного сбора "Товарищ", городских сборов детского движения, за что члены организации неоднократно награждались грамотами, дипломами и поездками в Российские лагеря "Орленок", "Океан". Основные направления деятельности организации: "Здоровье", "Забава", "Моя мечта", "Милосердие", "Хочу быть вожатым", "Школа лидерского начала", "Патриот". В организации есть свои традиции.

1. Социально-культурная:

Семья. Школа активно сотрудничает с родительской общественностью, привлекая ее к активному участию в организацию учебно-воспитательного процесса. Совет лицея, Попечительский Совет, деятельность родительских комитетов, тематические родительские собрания, общешкольные рейды, Дни открытых дверей, праздники, конкурсы, экскурсии, социально-психологическое обслуживание семьи.

Учреждения дополнительного образования города (Детскую спортивную школу и клуб "Атлант" посещают 40 % учеников, станцию юных техников - 24 %, Дом творчества - 25 %, школу искусств - 60 %).

Управление воспитательным процессом. Под управлением воспитательным процессом мы понимаем целенаправленное взаимодействие сторон: педагогов, учеников, родителей. Для организации управления используем технологии: сбор информации по вопросам совершенствования воспитательного процесса; оценка ситуации; формирование управленческого решения; выдача задания; начало реализации решения; контроль и корректировка хода работы (предварительная, текущая, заключительный контроль, а также виды контроля: тематический, обзорный, фронтальный и сравнительный); достижение цели; подведение итогов, выводы и анализ (оценивается деятельность заместителя директора по воспитательной работе, педагогов, учеников, используя поощрения, оценку участия каждого в общем деле).

Цель управления деятельностью: создание благоприятных условий для профессиональной деятельности педагогов по реализации воспитательной программы лицея. Определяем одну из важнейших задач управленческой системы - совершенствование образовательного процесса, поиск новых систем учета достижений. Переход школы в режим экспериментальной площадки вызвал появлением новых структурных элементов в управлении. Возник орган управления - научнометодический Совет, возникла необходимость создать кафедру воспитательной работы. Структура управления представлена четырьмя звеньями:

1. Стратегическое звено: директор лицея, Совет лицея, научно-методический Совет, педагогический Совет, попечительский Совет, родительские комитеты.

2. Тактическое управление: заместители директора (отвечают за разработку и реализацию тактики развития лицея).

3. Оперативный уровень: учителя, классные руководители, освобожденные классные руководители, педагоги дополнительного образования, психолог, социальный педагог (непосредственные исполнители стратегии и тактики преобразований).

4. Звено: ученики.

Управление осуществляется на основе Устава лицея, штатного расписания, должностных обязанностей, правил внутреннего распорядка. Управление воспитательным процессом осуществляется согласно плану.

Используем следующую систему форм при организации управления воспитательным процессом: повышение квалификации классных руководителей, педагогов дополнительного образования через деятельность кафедры воспитательной работы, творческой группы, тематические групповые консультации; семинары, работа по самообразованию; контроль, анализ, регулирование воспитательной деятельности; деятельность научно-методического, педагогического Совета, Совета лицея; работа по развитию лицейского самоуправления; работа с родителями; внешние связи.

В лицее создана творческая лаборатория по теме <Творческое самовыражение личности>: банк психолого-педагогических идей о развитии личности и ее воспитании; научно-методическая литература о воспитании детей; модели систем и программ воспитания; информационная карта социума; образцы воспитательных планов: общешкольных, классных; инновационный опыт воспитания; комплексы сценариев классных и общешкольных дел; фильмотека, видеотека, разнообразный демонстрационный материал.

На основании вышеизложенного выявлено, что воспитательная система соответствует творческой: преобладает позитивное настроение, жизнетворчество, наблюдается удовлетворенность субъектов образовательного процесса взаимоотношениями; благоприятный психологический климат в коллективе; уровень воспитанности учеников за последние 3 года повысился от 1,9 до 2,2 (при максимальной оценке 3 балла по методике); широкий спектр коллективно-творческой деятельности; наблюдается спад правонарушений (за последний учебный год нет детей, состоявших на городском учете в ППДН); достаточно высокая результативность участия лицея в городских и областных мероприятиях; возросло количество детей, принимающих участие во внеурочной деятельности, в самоуправлении лицея (2002 г. - 40 %, 2005 г. - 65 %).

Результативная творческая деятельность ученического и педагогического коллектива позволила достичь определенных положительных результатов на уровне лицейских, городских и областных мероприятий. Элементы данной системы апробированы в теоретическом и практическом плане во время выступления на городских методических объединениях заместителей директоров по воспитательной работе, работе региональных секций (г. Барабинск, 2001-2002 г.), на областных сборах детской организации "Товарищ" (2002, 2004, 2005 гг.), на областном конкурсе воспитательных систем (2003 г.), на областном конкурсе моделей органов самоуправления (2005 г.), на областном профильном сборе лидеров школьных палат Молодежного парламента (январь 2002 г.), представлена система, а далее технология "Творческое самовыражение личности" при защите на высшую категорию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.