Научная статья на тему 'Теория и методология определения рисков социально-политических и экономических процессов в различных странах мира'

Теория и методология определения рисков социально-политических и экономических процессов в различных странах мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-политические процессы / экономические процессы / государственный долг / оценка рисков / измерение рисков / оценка эффективности управления государственным долгом / рейтинговая оценка / показатели социального развития / показатели экономического развития / уровень жизни / socio-political processes / economic processes / public debt / risk assessment / risk measurement / evaluation of public debt management / rating / social development indicators / economic development indicators / quality of life

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшина Надежда Игоревна, Митин Дмитрий Вячеславович, Гинзбург Мария Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы теории и методологии определения рисков социально-политических и экономических процессов в различных странах мира с использованием относительных показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития страны, а также размер и состояние государственного долга. Разработанная авторами методика определения рисков социально-политических и экономических процессов государственной политики различных стран мира выявила тесную взаимосвязь между социально-экономическим положением стран и их государственным долгом. В рамках данной методики предлагаются две группы коэффициентов, характеризующих социально-политические и экономические процессы в стране. После чего проводится обработка каждого показателя и индикатора с использованием экспертных процедур. Выявляются предельные нормативные значения показателей для условно эталонных стран с эффективной и неэффективной государственной политикой. Далее проводится стандартизация (нормировка) и определение интегральных (обобщенных) индексов социально-политических и экономических процессов в стране. После чего выстраивается рейтинг стран по интегральному стандартизованному показателю с учетом значимости разработанных показателей. На заключительном этапе реализации методики проводится определение рисков социально-политических и экономических процессов государственной политики различных стран мира. Для этого строится рейтинг стран по коэффициенту стабильности государственной политики (стабильности экономических и социально-политических процессов в стране). В результате реализации методики получен следующий вывод: имеет значение не то, какой у страны долг, а то, насколько эффективно она им управляет, ставит ли своей целью улучшение социально-экономических показателей. Практическая апробация методики доказала, что изучаемые показатели в полном объеме характеризуют развитие стран, их политическое, социальное и экономическое положение на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшина Надежда Игоревна, Митин Дмитрий Вячеславович, Гинзбург Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND METHODOLOGY OF SOCIAL, POLITICAL AND ECONOMIC PROCESSES RISKS DETERMINING IN DIFFERENT COUNTRIES OF THE WORLD

The study deals with the problems of the theory and methodology of social, political and economic processes risks in different countries with relative indicators of the socio-economic development level, as well as the size and condition of the public debt. Developed by the authors the methodology of determining the risks of social, political and economic processes of public policy around the world revealed close relationship between socio-economic situation of the countries and their public debt. Within the framework of this methodology two groups of factors characterizing the socio-political and economic processes in the country are being developed. After that each exponent and indicator are being processed, using expert procedures. Maximum statutory values for tentatively referenced countries with effective and ineffective government policies are identified. Then standardization (specification) and definition of integral (generalized) indexes of socio-political and economic processes in the country are taking place. After that the ranking of countries by aggregated standardized ratio is arranged, taking into account the significance of the developed indicators. The final phase of implementation methodology is identifying risks of social, political and economic processes of public policy around the world. This is the ranking of countries by ratio of stability in public policy (stability of economic and socio-political processes in the country). As the result of implementation methodology the following output was received: what really makes a difference is not the amount of the country's debt, but how effectively it manages this debt, whether it has a goal to improve social and economic indicators. Practical testing methodology has proven that studied indicators fully characterize the development of the countries, their political, social and economic situation on the world stage.

Текст научной работы на тему «Теория и методология определения рисков социально-политических и экономических процессов в различных странах мира»

www.hjoumal.ru

DOI: 10.17835/2078-5429.2015.6.2.069-090

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКОВ СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА

ЯШИНА НАДЕЖДА ИГОРЕВНА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и кредита, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород,

e-mail: sitinicof@mail.ru

МИТИН ДМИТРИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ,

доктор политических наук, профессор, Школа международных отношений Государственный университет Северной Каролины (США),

e-mail: dmitin@ncsu.edu

ГИНЗБУРГ МАРИЯ ЮРЬЕВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород,

e-mail: m_ginzburg@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы теории и методологии определения рисков социально -политических и экономических процессов в различных странах мира с использованием относительных показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития страны, а также размер и состояние государственного долга. Разработанная авторами методика определения рисков социально-политических и экономических процессов государственной политики различных стран мира выявила тесную взаимосвязь между социально-экономическим положением стран и их государственным долгом. В рамках данной методики предлагаются две группы коэффициентов, характеризующих социальнополитические и экономические процессы в стране. После чего проводится обработка каждого показателя и индикатора с использованием экспертных процедур. Выявляются предельные нормативные значения показателей для условно эталонных стран с эффективной и неэффективной государственной политикой. Далее проводится стандартизация (нормировка) и определение интегральных (обобщенных) индексов социально-политических и экономических процессов в стране. После чего выстраивается рейтинг стран по интегральному стандартизованному показателю с учетом значимости разработанных показателей. На заключительном этапе реализации методики проводится определение рисков социальнополитических и экономических процессов государственной политики различных стран мира. Для этого строится рейтинг стран по коэффициенту стабильности государственной политики (стабильности экономических и социально-политических процессов в стране). В результате реализации методики получен следующий вывод: имеет значение не то, какой у страны долг, а то, насколько эффективно она им управляет, ставит ли своей целью улучшение социально-экономических показателей. Практическая апробация методики доказала, что изучаемые показатели в полном объеме характеризуют развитие стран, их политическое, социальное и экономическое положение на мировой арене.

© Яшина Н. И., Митин Д. В., Гинзбург М. Ю., 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

70

Яшина Н. И., Митин Д. В., Гинзбург М. Ю.

Ключевые слова: социально-политические процессы; экономические процессы;

государственный долг; оценка рисков; измерение рисков; оценка эффективности управления государственным долгом; рейтинговая оценка; показатели социального развития; показатели экономического развития; уровень жизни.

THEORY AND METHODOLOGY OF SOCIAL, POLITICAL AND ECONOMIC PROCESSES RISKS DETERMINING IN DIFFERENT COUNTRIES OF THE WORLD

YASHINA NADEZHDA, I.,

Doctor of Economics (DSc), Professor, Head of the Department “Finance and Credit”, Lobachevsky State University, Nizhny Novgorod, e-mail: sitnicof@mail.ru

MITIN DMITRI, V.,

Doctor of Political Sciences, Professor, School of Public and International Affairs, North Carolina State University, Raleigh, NC, USA, e-mail:dmitin@ncsu.edu

GINZBURG MARIA, Y.,

Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor, Lobachevsky State University, Nizhny Novgorod, e-mail: m_ginzburg@mail.ru

The study deals with the problems of the theory and methodology of social, political and economic processes risks in different countries with relative indicators of the socio-economic development level, as well as the size and condition of the public debt. Developed by the authors the methodology of determining the risks of social, political and economic processes of public policy around the world revealed close relationship between socio-economic situation of the countries and their public debt. Within the framework of this methodology two groups offactors characterizing the socio-political and economic processes in the country are being developed. After that each exponent and indicator are being processed, using expert procedures. Maximum statutory values for tentatively referenced countries with effective and ineffective government policies are identified. Then standardization (specification) and definition of integral (generalized) indexes of socio-political and economic processes in the country are taking place. After that the ranking of countries by aggregated standardized ratio is arranged, taking into account the significance of the developed indicators. The final phase of implementation methodology is identifying risks of social, political and economic processes of public policy around the world. This is the ranking of countries by ratio of stability in public policy (stability of economic and socio-political processes in the country). As the result of implementation methodology the following output was received: what really makes a difference is not the amount of the country's debt, but how effectively it manages this debt, whether it has a goal to improve social and economic indicators. Practical testing methodology has proven that studied indicators fully characterize the development of the countries, their political, social and economic situation on the world stage.

Теория и методология определения рисков социально-политических и ...

71

Keywords: socio-political processes; economic processes; public debt; risk assessment; risk measurement; evaluation of public debt management; rating; social development indicators; economic development indicators; quality of life.

JEL: I38, H50, H60, H74.

Все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на экономические и социально-политические процессы в различных странах мира. При этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных. Наиболее важными элементами, положенными в основу классификации рисков, являются:

- время возникновения;

- основные факторы возникновения;

- характер учета;

- характер последствий;

- сфера возникновения и другие.

По факторам возникновения риски подразделяются на:

- политические риски - это риски, обусловленные изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность. Политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет политических рисков особенно важен в странах с неустоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства;

- экономические (коммерческие) риски - это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике предприятия или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, являются изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность, изменения уровня управления и др.

Авторами настоящей статьи разработана методика определения рисков социально-политических и экономических процессов государственной политики различных стран мира. Данная методика отвечает требованию удобства применения, обусловленному доступностью исходной информации1.

Этапы реализации методики и ее апробация

1. На первом этапе методики на основе теоретической концепции сбалансированной системы показателей (BSC) (Kaplan and Norton, 2001) разрабатываются две группы коэффициентов, характеризующих социальнополитические и экономические процессы в стране.

Первая группа коэффициентов характеризует социально-политические процессы:

- коэффициент продолжительности жизни населения:

К

ПЖ

пж}.

~пж

(1.1)

где ПЖ; — продолжительность жизни населения в j-ой стране, ПЖ продолжительность жизни населения по странам;

- коэффициент смертности населения:

К

а

с 5

средняя

(1.2)

где C; — смертность населения на 1000 человек в j-ой стране, С - среднее значение смертности населения на 1000 человек по странам;

- коэффициент рождаемости населения:

1 Оценка основывается на анализе официальных статистических данных, представленных Группой Всемирного банка. (http://data.worldbank.org/country/ - Дата обращения: 20.07.2014).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

72

Яшина Н. И., Митин Д. В., Гинзбург М. Ю.

К

рожд '

Р,

Р

(1.3)

где Pj — рождаемость населения на 1000 человек в j-ой стране, Р - среднее значение рождаемости населения на 1000 человек по странам.

- коэффициент рабочей силы:

КРС ~

PC

н

(1.4)

где PC — рабочая сила в стране, Чн — численность населения в стране. На основе соотношения рабочей силы и населения страны считают уровень экономической активности страны. Этот уровень показывает долю экономически активного населения в стране: чем он выше, тем ниже социальная нагрузка на работающих.

- коэффициент пенсионного возраста мужчин (женщин):

К

пв ~

щ

ПВ ’

(1.5, 1.6)

где nBj — пенсионный возраст мужчин (женщин) в j-ой стране, ПВ — среднее

значение пенсионного возраста мужчин (женщин) по странам;

- уровень безработицы (и) является основным показателем безработицы и представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (экономически активному населению), выраженному в процентах:

и= — *100%,

L

(1.7)

где U — число безработных (число людей трудоспособного возраста, не имеющих работы, но активно ищущих ее), L — общая численность рабочей силы (суммарная численность занятых и безработных);

- индекс здоровья жителей (1з) - количественный показатель здоровья популяции, получаемый с помощью специальной сложной формулы. Компонентами этой формулы могут быть показатель младенческой смертности, относительная инцидентность для специфической болезни или другой здоровья индикатор. Индекс здоровья можно трактовать как среднюю величину, характеризующую общее состояние человека (Рыбаковский, 2005). Измеряется данный показатель в процентах по шкале от 0 до 100. В качестве отправной точки зачастую берется 65% -условно нижняя граница для практически здорового человека. Обычно это люди с хорошим запасом здоровья от природы, которые мало задумываются о сохранении и восстановлении своего здоровья, но интуитивно в жизни выбирают в основном то, что им полезно. Индекс здоровья, находящийся на уровне 70 — 80%, говорит о том, что человек ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к своему здоровью. Индекс здоровья от 80% до 100% возможен для человека, поставившего цель восстановить адаптацию и саморегуляцию;

- индекс уровня жизни (1уЖ) — индекс, характеризующий изменение уровня реальных доходов населения, его определенных групп, определяемый с учетом изменения как денежных доходов населения, так и цен на потребительские товары и услуги для населения;

- коэффициент соотношения рождаемости и смертности:

К

рожд / см

р

С'

(1.8)

где Р — рождаемость на 1000 человек; С — смертность на 1000 человек.

Данный показатель отражает, как соотносятся между собой два демографических показателя: рождаемость и смертность. Если значения

коэффициента меньше единицы, то это говорит о том, что смертность в стране превышает рождаемость, а если значение коэффициента больше единицы, то это

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теория и методология определения рисков социально-политических и ...

73

свидетельствует об обратной ситуации — рождаемость в стране больше, чем смертность.

Вторая группа коэффициентов характеризует экономические процессы:

- внешний долг в процентах к ВВП:

Д

внешний в процентахк ВВП

Дв,

*100%

ВВП

(2.1)

где Двнеш.г. — сумма государственного внешнего долга; ВВП — объем валового внутреннего продукта;

- внутренний долг в процентах к ВВП:

Двнутренний в процентах к ВВП

Двнутр.г. *Ю0 %

ВВП

(2.2)

где Двнутр.г. — сумма государственного внутреннего долга; ВВП — объем валового внутреннего продукта;

- общий долг в процентах к ВВП:

Д%

Д*100% ВВП ’

(2.3)

где Д — сумма общего государственного долга (внутреннего и внешнего); ВВП — объем валового внутреннего продукта;

- экспорт в процентах к ВВП:

Э

% ВВП -

Э* 100% ВВП ’

(2.4)

где Э — объем экспорта; ВВП — объем валового внутреннего продукта; - импорт в процентах к ВВП:

Я *100%

И,

% ВВП

ВВП

где И — объем импорта; ВВП — объем валового внутреннего продукта; - инвестиции в собственную экономику в процентах к ВВП:

И

И.

собств

*100%

собств. % ВВП

ВВП

(2.5)

(2.6)

где Исобст— объем инвестиций в собственную экономику; ВВП — объем валового внутреннего продукта;

- иностранные инвестиции в процентах к ВВП:

ИИ

% ВВП

ИЯ *100%

ВВП

(2.7)

где ИИ — общий объем иностранных инвестиций; ВВП — объем валового внутреннего продукта;

- золотовалютные резервы в процентах к ВВП:

ЗР

%ВВП ~

ЗР* 100% ВВП

(2.8)

где ЗР — объем золотовалютных резервов страны; ВВП — объем валового внутреннего продукта;

- коэффициент соотношения ВВП к рабочей силе:

КВВП/

/РС

ВВП

РС

(2.9)

где ВВП — объем валового внутреннего продукта; РС — рабочая сила в стране;

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

74

Яшина Н. И., Митин Д. В., Гинзбург М. Ю.

- уровень инфляции (п) выступает главным показателем инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы общего уровня цен текущего года (Pt) и общего уровня цен предыдущего года (Pt-i) к уровню цен предыдущего года:

Р - Р

л = -1-^*100%,

Р,

(2.10)

Показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен. В качестве показателя общего уровня цен обычно используются дефлятор ВВП и индекс потребительских цен (ИПЦ);

- коэффициент долговой нагрузки граждан:

^ д

Эднг ~ТГ’ (2-11)

Ч н

где Д — сумма общего государственного долга (внутреннего и внешнего) с процентами по обслуживанию долга; Чн - численность населения.

2. На втором этапе проводится отработка эмпирических характеристик -(референтов) - для каждого показателя и индикатора с использованием экспертных процедур. Выявляются предельные нормативные значения показателей для условно эталонных стран с эффективной (страна 1) и неэффективной (страна 2) государственной политикой. Формирование двух наборов пороговых значений показателей (страна 1 и страна 2) позволяет разбить всю совокупность анализируемых стран на три группы:

(1) проводящих эффективную государственную политику, (2) проводящих неэффективную государственную политику и (3) тех, что попадая в интервал значений между ними, демонстрируют умеренность, сдержанность и стабильность в управлении социально-политическими и экономическими процессами в стране.

Многокритериальный всесторонний подход в оценке должен стать неотъемлемой частью процесса оптимизации управленческих решений в области государственной политики каждой конкретной страны. Сформированная система показателей позволяет производить их сравнение по обеим группам. Коэффициентный анализ по предложенным критериям, дает возможность получить характеристику социально-политических и экономических процессов в стране лишь по отдельным показателям за анализируемый период (например, год). Сравнение расчетных значений коэффициентов с рекомендуемыми (нормативными), рассмотрение отклонений относительно предельных уровней (размах вариации) для данного массива стран дают возможность выявить особенности управления социально-политическими и экономическими процессами отдельно взятой стране.

3. На третьем этапе проводится стандартизация (нормировка) и определение интегральных (обобщенных) индексов социально-политических и экономических процессов в стране. Нормировка представляет собой корректировку ряда (вектора) значений (обычно представляющих набор измерений) в соответствии с некоторыми функциями преобразования, с целью сделать их более удобными для сравнения.

Суть стандартизации заключается в том, что в процессе оценки экономических и социально-политических процессов в странах рассчитанные показатели могут иметь разную размерность, важность или весомость. Требование комплексности в оценке стран по совокупности показателей делает необходимым приведение их к безразмерному виду, к общему началу отсчета, к единому интервалу изменения. Этого можно добиться, используя метод, базирующийся на линейном преобразовании исходных показателей, так значения стандартизованных показателей будут лежать в заданном интервале от 0 до 1.

Итак, после нормировки теряется размерность, но сохраняется тонкая структура изменения отдельных индикаторов. При этом появляется реальная

Теория и методология определения рисков социально-политических и ...

75

возможность их сравнения и отображения в единой системе координат.

Для проведения процесса стандартизации показатели классифицируются на две группы по смысловому содержанию (воздействию на комплексную социальнополитическую и экономическую ситуацию страны): рост одних ведет к ухудшению («затратные», чем меньше значение коэффициента, тем лучше), а рост других — к улучшению («эффектные», чем больше значение коэффициента, тем лучше) (см. табл. 1.)

Таблица 1

Группировка показателей по смысловому содержанию (воздействию

на комплексную социально-политическую и экономическую ситуацию

страны)

Наименование группы показателей / показатели

Группа показателей «чем меньше, тем лучше», т.е. ^min Группа показателей «чем больше, тем лучше», т.е. ^max

Внешний долг, в % к ВВП Экспорт, в % к ВВП

Общий объем иностранных инвестиций, в % к ВВП Инвестиции в собственную экономику, в % к ВВП

Общий долг, в % к ВВП Внутренний долг, в % к ВВП

Импорт, в % к ВВП Золотовалютные резервы, в % к ВВП

Коэффициент долговой нагрузки граждан, $/чел. ВВП/раб. сила, $

Коэффициент смертности Рождаемость /смертность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент пенсионного возраста мужчин Коэффициент продолжительности жизни населения

Коэффициент пенсионного возраста женщин Коэффициент рождаемости

Уровень инфляции, % Коэффициент рабочей силы

Уровень безработицы, % Индекс здоровья жителей

Индекс уровня жизни

Так, формирование стандартизованных показателей производится по формулам:

Первая группа (минимизация показателей):

К —К

<=—2-------^Ч0<<<1. (3.1)

1 fC — fC 1

v i max v i min

Вторая группа (максимизация показателей):

К... -К

с=-

1 к,.

-к„

(3.2)

где Kij - расчетное значение i-го коэффициента системы показателей социальнополитических и экономических процессов в j-ой стране,

K*ij - стандартизированный показатель i-го коэффициента системы показателей социально-политических и экономических процессов в j-ой стране,

Kimax — наибольшее расчетное значение i-го коэффициента,

Kimin — наименьшее расчетное значение i-го коэффициента.

Результат стандартизации расчетных значений системы коэффициентов социально-политических и экономических процессов в исследуемых странах (44 страны) за 2012 год представлен в табл. 2.

Фактические значения показателей могут применяться для сравнения социально-политического и экономического положения стран в динамике, а также для сравнения конкретного состояния страны с аналогичными показателями других стран.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

^1

Таблица 2

Стандартизованные показатели, характеризующие социально-политические и экономические процессы в странах (с учетом разбиения показателей на соответствующие группы), 2012 г.

Страна Группа показателей «Социально-политические процессы» Группа показателей «Экономические процессы»

Коэффициент смертности Коэффициент пенсионного возраста мужчин Коэффициент пенсионного возраста женщин Уровень безработицы, % Вождаемость /смертность Коэффициент продолжительности жизни населения Коэффициент рождаемости Коэффициент рабочей силы Индекс здоровья жителей Индекс уровня жизни Внешний долг, в % к ВВП Внутренний долг, в % к ВВП Общий долг, в % к ВВП Импорт, в % к ВВП Коэффициент долговой нагрузки граждан, $/ чел. Уровень инфляции, % Экспорт, в % к ВВП Инвестиции в собственную экономику, в % к ВВП Общий объем иностранных инвестиций, в % к ВВП Золотовалютные резервы, в % к ВВП ВВП/раб,сила, $

Австралия 0,347 0,5 0,667 0,055 0,852 0,083 0,588 0,253 0,021 0,042 0,094 0,888 0,095 0,186 0,162 0,041 0,959 0,58 0,109 0,925 0,914

Австрия 0,536 0,5 0,333 0,044 0,957 0,15 0,838 0,267 0,083 0,15 0,199 0,671 0,231 0,5 0,247 0,053 0,889 0,761 0,192 0,835 0,941

Белоруссия 0,796 0 0 0 0,966 0,691 0,586 0,342 0,816 0,404 0,051 0,885 0,056 0,814 0,009 1 0,841 0,335 0,059 0,691 0,993

Бельгия 0,563 0,5 0,467 0,081 0,937 0,183 0,66 0,393 0,177 0,145 0,285 0,551 0,332 1 0,324 0,059 0,833 0,767 0,694 0,848 0,935

Болгария 0,9 0,3 0,333 0,137 1 0,554 0,827 0,364 0,617 0,431 0,095 0,943 0,086 0,712 0,014 0,061 0,87 0,71 0,292 0,023 0,992

Босния и Герцеговина 0,531 0,5 0,667 0,321 0,969 0,44 0,922 0,49 0,336 0,362 0,06 0,819 0,077 0,637 0,007 0,045 0,94 0,733 0 0,391 0,994

Великобри- тания 0,511 0,8 0,333 0,086 0,914 0,214 0,585 0,28 0,178 0,2 0,371 0,597 0,402 0,304 0,35 0,058 0,938 0,949 0,149 0,899 0,95

Венгрия 0,773 0,2 0,467 0,121 0,992 0,508 0,86 0,39 0,466 0,309 0,131 0,651 0,173 0,848 0,049 0,106 0,804 0,807 0,244 0,13 0,983

Германия 0,617 0,7 0,8 0,057 0,984 0,153 0,937 0,269 0,087 0,087 0,161 0,645 0,201 0,376 0,195 0,045 1 0,847 0,104 0,826 0,947

Греция 0,599 0,5 0,667 0,276 0,973 0,168 0,872 0,371 0,124 0,237 0,221 0,254 0,328 0,266 0,162 0,036 0,987 0,938 0,037 0,932 0,969

Дания 0,535 0,7 0,8 0,081 0,944 0,205 0,749 0,266 0,246 0,135 0,18 0,811 0,187 0,327 0,247 0,051 0,904 0,861 0,129 0,309 0,928

Индия 0,974 0,5 0,667 0,036 0,955 1 0,236 0,47 1 1 0,02 0,791 0,045 0,293 0 0,167 0,999 0,449 0,028 0,606 1

Иран 0,557 0,5 0,333 0,18 0,843 0,802 0 0,548 0,666 0,531 0 0,939 0 0,119 0,001 0,468 0,919 0,574 0,014 0,672 0,989

Ирландия 0,334 0,6 0,733 1 0,779 0,156 0,283 0,343 0,122 0,097 1 0,462 1 0,327 1 0,039 0,909 1 1 0,983 0,935

Испания 0,49 0,5 0,667 0,285 0,94 0,061 0,791 0,294 0,05 0,175 0,166 0,619 0,21 0,277 0,138 0,052 0,936 0,707 0,153 0,91 0,963

Италия 0,58 0,7 0,667 0,119 0,961 0,076 0,809 0,423 0 0,185 0,124 0,423 0,209 0,266 0,159 0,062 0,99 0,815 0,059 0,783 0,948

Канада 0,39 0,5 0,667 0,078 0,894 0,125 0,703 0,214 0,091 0,11 0,069 0,625 0,121 0,287 0,154 0,036 0,999 0,73 0,152 0,911 0,937

Яшина Н. И., Митин Д. В., Гинзбург М. Ю.

Теория и методология определения рисков социально-политических и

77

Группа показателей «Экономические процессы» ВВП/раб,сила, $ ю 05 05 о' Cd 05 о' 0,984 | ОО 05 о' CD 05 05 о' ОО 05 05 о' ю 05 о' ю 05 о' СО ОО о' СО CD 05 о' ОО 05 о' CD 05 о' ю ОО 05 о' 05 05 о' ОО 05 о' ОО 05 о' С<1 05 о' С<1 СО 05 о'

Золотовалютные резервы, в % к ВВП о CD 05 с<1 о' ю СО о' Cd ю о' Cd о' ОО ю о' СО ОО о' о' ю о' ю ОО CD о' CD о' СО о' СО ю СО о' С<1 о' CD о о' CD СО 05 о' ю 05 о' 05 о'

Общий объем иностранных инвестиций, в % к ВВП о о' СО о о' 05 СО о' о' СО Cd о' СО Cd о' ю о Cd о' ю СО о' СО о' ОО CD о о' о' ю о' ю CD о о' о о' CD ОО о' СО 05 о' С<1 о о' о о'

Инвестиции в собственную экономику, в % к ВВП о СО ю о' Cd 05 о' CD Cd 05 о' Cd о' ОО о' ОО о' о ОО о' СО ОО о' 05 ю о' о ОО о' ОО ОО о' ОО о' 05 ю о' С<1 CD о' о' ОО о' 05 05 о'

Экспорт, в % к ВВП ОО 05 05 о' 05 ОО ОО о' ОО 05 о' CD ОО о' о ю 05 о' - 05 о' Cd 05 о' ю 05 о' 05 о' СО ОО о' 05 05 о' 05 ОО о' 05 о' С<1 ОО о' 05 о CD о' ОО ОО 05 о'

Уровень инфляции, % ю ю о о' ОО о о' 05 о о' СО CD О о' CD О о' 05 ОО о о' Cd ю о о' CD Cd о о' СО Cd о о' СО СО о о' о о' ю о о' CD 05 о о' CD о о' СО о' о о' ю ю о о' CD о о'

Коэффициент долговой нагрузки граждан, $/ чел. СО о о о' 05 Cd о о' CD о о' ОО Cd о о' О О о' Cd о о о' СО СО о' СО CD о о' 05 Cd СО о' ю CD о о' 05 Cd о о' СО о' о о' CD о о' СО о о' ОО СО о о' о о' ю CD о'

Импорт, в % к ВВП СО Cd о' ю о' СО CD CD о' ОО о' Cd ю о' ОО 05 о' ю ОО о' ю Cd о' 05 о' ОО CD о' СО о' ю СО о' С<1 ОО о' о о' С<1 CD ю о' ю 05 о' ОО о' ю о'

Общий долг, в % к ВВП ОО о о' ю о о' о' 05 о о' ю о о' о о' Cd СО СО о' Cd CD О о' СО о' CD о о' CD 05 о о' о СО о' о о' ю о о' CD о' 05 о о' ю СО о' С<1 СО о'

Внутренний долг, в % к ВВП ОО о' CD ОО о' ОО о' CD СО ОО о' ОО 05 ОО о' Cd 05 о' 05 05 CD о' ОО Cd ОО о' СО ОО ОО о' Cd ОО о' о' ю СО о' 05 о' ю ОО о' СО о' ю 05 о' СО о' ОО CD о'

Внешний долг, в % к ВВП о о о' ю СО о о' ю СО о' CD CD О о' СО о о' Cd ОО о о' ю СО о' ю о о' 05 СО о' СО о о' о о' С<1 СО о' СО о о' CD о о' ю ОО о о' о о' о' С<1 05 о о'

Группа показателей «Социально-политические процессы» Индекс уровня жизни ОО СО CD о' ю о' Cd ю СО о' Cd СО о' CD о' CD СО о' ю ОО о о' 05 о о' о Cd СО о' СО СО о' СО о' CD о' С<1 о' CD о' ОО С<1 о' ю о' ю о о'

Индекс здоровья жителей ю ю о' 05 Cd о' ю CD CD о' CD о' 05 о' ю CD о' 05 о о' Cd о о' Cd Cd о' CD Cd о' о' 05 о' CD 05 о' СО о CD о' CD о' СО о' CD Cd о' CD с<1 СО о'

Коэффициент рабочей силы 05 CD о' ю Cd о' с<1 о' Cd о' CD CD СО о' CD ю о' о CD СО Cd о' ОО Cd о' 05 О о' СО СО о' ОО CD Cd о' о' СО СО о' ю о' 05 о' ю о СО о' 05 о'

Коэффициент рождаемости ОО СО ю о' ю ОО CD о' CD 05 о' СО CD о' CD о' ОО CD о' о' СО о ю о' о CD о' Cd ОО Cd о' 05 о' о 05 о' 05 05 о' СО ОО о' ОО о' ОО ю о' СО СО о' С<1 о'

Коэффициент продолжительности жизни населения 05 Cd ю о' CD Cd о' ОО ю о' ОО Ю о' Cd ю о' ю CD о' о' ю СО о' 05 о' СО о' о о' ОО о' о ОО о' С<1 ю о' СО ю о' СО о' 05 05 о' ОО о'

Рождаемость /смертность СО ОО 05 о' ОО о' 05 05 о' ОО 05 о' CD СО 05 о' Ю 05 о' ОО Cd 05 о' ю ОО о' ю о 05 о' 05 СО Cd о' CD ю 05 о' CD 05 о' ю 05 о' С<1 ОО 05 о' 05 05 о' ю 05 о' С<1 05 о' ОО о'

Уровень безработицы, % 05 CD о о' СО о о' CD о' ОО о' ю ю СО о' 05 Ю О о' CD ю о о' о о' СО о о' Cd о о' о' CD о' ОО ю о о' CD о о' С<1 о' CD ю о' 05 о о' ОО ОО о о'

Коэффициент пенсионного возраста женщин о СО СО СО о' CD о' СО СО Cd о' CD о' СО СО о' CD CD о' CD CD о' ОО о' СО СО СО о' СО СО СО о' CD CD о' о С<1 о' о' CD Cd о' о' CD CD о'

Коэффициент пенсионного возраста мужчин о о Cd о' ю Cd о' о' ю о' ю о' ю о' о' о ю о' ю о' о СО о' СО о' с<1 о' СО о' ю о'

Коэффициент смертности - CD СО Cd о' 05 ю ОО о' ОО ОО о' ОО ю о' 05 CD о' Cd о' CD СО о' о' о о' ю ю о' 05 ю о' 05 о' CD о о' 05 ОО о' CD ю ю о' ю СО ю о' ю о'

Страна эк со Ен К к 4 5 ч д ф S g 2и ч К и ё со и Ен К ч К ЕС о ч Q) И со 2 ч К и со 1 о 2 я со ч £н Q) ч К ч Ч К ч Ч ЕС СО со И К О ® К п ч К и Q) и а о к 0 о со a л ч о с со и Еъ Ен Он С? о s С ч 4 5 о о о со 4 5 5 со 4 5 ю а Q) о 4 5 и со и о ч о 4 5 я ф и о ч о ■< a о

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

78

Яшина Н. И., Митин Д. В., Гинзбург М. Ю

Группа показателей «Экономические процессы» ВВП/раб,сила, $ 05 05 о' 05 о' СО 05 о' СО 05 о' 0,991 | 05 о' О 0,931 | 0,939 | 0,944 0,943 0,985

Золотовалютные резервы, в % к ВВП CD CD о' 1 0,894 | СО СО о' 05 СО о' 0,747 CD о' - 0,76 0,485 0,629 0,513 0,881

Общий объем иностранных инвестиций, в % к ВВП СО СО О о' | 0,152 | ю о' о' СО о о' CD 05 о' 0,435 0,272 о о о' 0,161 о о' СО со о'

Инвестиции в собственную экономику, в % к ВВП | Т06‘0 I | 0,827 | СО 05 о' | ZZV 0 I 0,491 05 о' 0,793 0,844 0,781 0,746 0,628 0,952

Экспорт, в % к ВВП ю 05 05 о' | 0,92 | | Т66‘0 I 05 о' 0,76 СО 05 о' 0,999 0,905 - 0,898 0,87 0,987

Уровень инфляции, % Cd о о' со ю о о' о о' СО CD о о' СО о о' | 0,066 1 о 0,026 о о' СО о о' СО ю о о' 0,095

Коэффициент долговой нагрузки граждан, $/ чел. о о о' | 0,251 | Cd Cd Cd о' 05 СО о о' о о' Cd СО о о' 0,445 0,247 0,234 0,136 0,027 0,154

Импорт, в % к ВВП Cd СО ю о' СО СО СО о' СО Cd о' СО СО о' 0,593 ю 05 о' о 0,342 0,162 0,477 о СО о' 0,749

Общий долг, в % к ВВП CD СО о о' | 0,24 | Cd о' 05 о' 0,062 CD О о' 0,246 0,192 0,217 0,163 0,121 СО Cd СО о'

Внутренний долг, в % к ВВП СО СО о' | 0,772 | 05 ю о' 05 о' 0,779 СО СО о' 0,777 СО СО о' о 0,74 0,681 0,795

Внешний долг, в % к ВВП о о' | 0,229 | СО 05 о' 05 о о' 0,036 05 о о' 0,237 0,191 0,047 СО СО о' 0,094 0,315

Группа показателей «Социально-политические процессы» Индекс уровня жизни CD СО Ю о' | 0,157 | ю ю о' СО о' 0,409 о Cd о' 0,105 0,097 0,107 0,281 0,137 0,636

Индекс здоровья жителей 05 СО 05 о' | 0,188 | | 60‘0 I Cd СО о' 0,435 СО СО о' 0,017 0,079 СО ю о о' СО СО о' 0,22 0,446

Коэффициент рабочей силы СО СО Cd о' | 0,296 | ю CD СО о' о' 0,449 CD 05 Cd о' - 0,246 0,281 ю СО СО о' 0,221 0,693

Коэффициент рождаемости СО ю CD о' | 0,695 | Cd CD ю о' CD СО о' 0,607 Cd ю о' 0,757 0,617 - 0,679 0,535 0,776

Коэффициент продолжительности жизни населения ю ю о' | 0,168 | о' 05 СО о' 0,434 Cd СО о' СО о о' 0,104 о 0,351 0,256 0,589

Рождаемость /смертность Cd СО 05 о' | 0,939 | о 05 о' СО СО 05 о' 0,926 CD Ю 05 о' 0,923 0,929 0,985 0,902 0,898 0,968

Уровень безработицы, % СО о о' СО со о о' | 601‘0 I СО о' 0,222 CD О о' СО о о' СО о о' 0,044 0,134 0,076 0,169

Коэффициент пенсионного возраста женщин о 1 0,867 | CD CD о' СО СО СО о' 0,267 CD о' CD о' 0,667 - 0,474 0,267 0,598

Коэффициент пенсионного возраста мужчин о СО о' о' ю о' о' Cd о' Ю о' ю о' - 0,423 0,295 0,745

Коэффициент смертности СО СО о' | 0,547 | 05 о' ю о' 0,546 ю 05 Ю о' 0,448 0,554 0,567 0,576 0,511 0,706

Страна | Украина | | Финляндия | | Франция | | Хорватия | | Черногория ы К X Q) F Швейцария | Швеция | Япония Среднее значение Условно эталонная страна 1 Условно эталонная страна 2

Теория и методология определения рисков социально-политических и ...

79

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициентный анализ не позволяет дать однозначную конкретную количественную интегральную оценку социально-политических и экономических процессов в стране. Поэтому предлагается методика их оценки на основе интегрального (сводного) стандартизированного показателя (К*спэкинт),

рассчитанного с учетом коэффициентов, входящих в систему критериев оценки социально-политических и экономических процессов в стране, включающих две группы показателей.

Социально-политическое и экономическое состояние страны определяется значением интегрального стандартизованного показателя по данной стране, который рассчитывается как сумма значений стандартизованных (нормированных) показателей оценки социально-политических и экономических процессов в странах (3.3) и сравнивается с соответствующим значением интегрального стандартизованного показателя, отражающего нормативное значение для стран, относящихся к группе с эффективной, умеренной (сдержанной, компромиссной), неэффективной государственной политикой. Чем меньше значение интегрального стандартизованного показателя социальнополитических и экономических процессов в стране (К*спэкинт), тем более эффективна проводимая в стране государственная политика. Так, строится рейтинг стран по значению К*спэкинт с одновременным разбиением всех анализируемых стран по группам (эффективная, неэффективная государственная политика).

**спэк инт. j

(3.3)

где К*спэкинт - сводный стандартизованный показатель социально-политических и экономических процессов j-ой страны.

4. На четвертом этапе методики выстраивается рейтинг стран по интегральному стандартизованному показателю с учетом значимости (весомости, важности) разработанных показателей (экспертное ранжирование показателей по убыванию значимости, правило точечных оценок Фишберна), К*спэкинт (см. табл. 3).

Как правило, одни показатели являются для государственной политики более предпочтительными, а другие — менее. В связи с этим возникает необходимость оценки социально-политических и экономических процессов в стране с учетом значимости показателей. Для этого применяют правило точечных оценок Фишберна (3.4):

r = 2 * (N - i +1) / (N +1) * N, (3.4)

где ri — вес i-ого показателя,

N — число показателей в системе оценки социально-политических и экономических процессов страны,

i — порядковый номер группы показателей.

Бесспорно, социальное развитие общества, повышение благосостояния населения являются главной целью общественного производства и основой государственной политики. К сожалению, объективно определить важность коэффициентов группы социально-политических показателей, не умалив веса того или иного критерия, представляется проблематичным. Этот вопрос является дискуссионным и трудно формализуемым с точки зрения значимости каждого показателя, поэтому к данной группе не будет применено правило Фишберна.

При этом предлагается присвоить веса при нахождении интегральных стандартизованных показателей группе, характеризующей экономические процессы, предварительно разбив ее на две подгруппы: «блок показателей государственного долга» (внешний долг, внутренний долг, общий долг, коэффициент долговой нагрузки граждан) и «блок чисто экономических показателей» (импорт, уровень инфляции, экспорт, инвестиции в собственную

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

80

Яшина Н. И., Митин Д. В., Гинзбург М. Ю.

экономику, общий объем иностранных инвестиций, золотовалютные резервы, ВВП / Рабочая сила).

Наиболее важным в современных условиях финансово — экономического развития считаем показатели «блок чисто экономических показателей» (1ый по значимости, К*чэкинт), «блок показателей государственного долга» (2ой по значимости, Кгдинт). Отсюда, вес стандартизированного «блока чисто экономических показателей» составит 2/3, а вес стандартизированного «блока показателей государственного долга» - 1/3. Сумма уровней значимости: 2/3+1/3=1.

Тогда интегральный стандартизованный показатель социальнополитических и экономических процессов в стране с учетом значимости (Кэкспинт) рассчитывается по формуле (3.5):

•*эксп инт

- | — 1Г*ЧЭК , 2_ 1Г*гд ~' ^ хинт ~ ^ хинт

+ К,

сп

инт'

(3.5)

5. На пятом этапе методики проводится определение рисков социальнополитических и экономических процессов государственной политики различных стран мира. Для этого строится рейтинг стран по коэффициенту стабильности государственной политики (стабильности экономических и социально-политических процессов в стране), Кспэкстаб. Рейтинг стран по Кспэкстаб (от max к min) чем выше риск, тем выше доходность представлен в табл. 3.

Понятие риска в теории управления рассматривается как атрибутивная общесоциологическая характеристика любого вида целесообразной деятельности человека, осуществляемой в условиях ресурсных ограничений и наличия возможности выбора оптимального способа достижения осознанных целей в условиях информационной неопределенности.

Риск - событие, которое может произойти или нет, а вследствие наступления такого события возможны три экономических результата: нулевой (совпадение плановых и полученных значений), положительный (получение дополнительных доходов, финансирование расходов выше запланированных значений), отрицательный (неполучение доходов, недофинансирование расходов).

Отсутствие риска, то есть непредсказуемости последствий реализации государственной политики, снижает ее динамичность развития экономики страны, ее эффективность. Из теории рисков известно, что чем выше риск, тем выше доходность, но главная задача состоит в определении оптимального сочетания этих параметров. Поэтому в государственном управлении страной необходимо достичь состояния, когда приемлемый уровень риска государственной политики (например, рискованные реформы в стране) полностью или частично оправдывался: позволял повышать благосостояние населения страны, показатели качества и уровня их жизни, а также сохранять ее ресурсы и получать ожидаемую прибыль. Таким образом, агрессивная государственная политика может привести к двум исходам:

- эффективное управление: чем выше риск управленческих решений, тем лучше социально-политическое и экономическое положение страны (страна 1 — условно эталонная страна с оправданным риском государственнойполитики);

- неэффективное управление: чем выше риск, тем хуже социальнополитическое и экономическое положение страны (страна 2 - условно эталонная страна с неопраданным риском государственной политики).

Непостоянство в реализации государственной политики приводит к большему риску социально-политических и экономических процессов в результате управления. Государственная политика, выражающаяся в социально-политическом и экономическом положении конкретной страны, отличается от условно эталонной политики страны - норматива, характеризующейся оптимальными значениями показателей, и оптимальным уровнем риска. Тогда, фактическое положение каждой страны можно рассматривать как случайную переменную, подчиняющуюся закону распределения вероятностей. Для измерения разброса величин предлагается использовать стандартное отклонение социально-политических и экономических

Теория и методология определения рисков социально-политических и ...

81

процессов в стране (оспэк), чем оно больше, тем больше изменчивость государственной политики и как следствие, волатильность позиции страны в рейтинге.

Стандартное отклонение социально-политических и экономических процессов в j-ой стране (ocn3Kj) определяется по формуле:

_~j sc*:-*;)2

n

(3.6)

где K*ij - стандартизированный показатель i-го коэффициента системы показателей социально-политических и экономических процессов в j-ой стране,

Kj - среднее стандартизованное значение показателей оценки социально-

политических и экономических процессов для j-ой страны. Средняя обобщает количественную вариацию признака, в средних величинах погашаются индивидуальные различия единиц множества, обусловленные случайными обстоятельствами,

п - количество показателей, входящих в систему оценки социально-политических и экономических процессов в стране (стандартное отклонение вычисляется с использованием «п-1» метода в условиях ограниченной выборки п< 35, n=21).

Значение о недостаточно при сравнении рисков, так как не учитывает величину риска, приходящегося на единицу среднего стандартизованного значение показателей оценки социально-политических и экономических процессов страны. Для определения относительного риска рассматривается коэффициент вариации, являющийся относительной мерой риска, приходящейся на единицу среднего стандартизованного значения показателей оценки социально-политических и экономических процессов страны в j-ой стране (CVcn3Kj). Чем больше CVcn3Kj, тем больше относительный риск проводимых социально-политических и экономических преобразований в j-ой стране. CVcn3Kj определяется по формуле (3.7):

фСПЭК

Суспэк=^^*т% , (37)

К)

На размер CV не оказывают влияние абсолютные значения изучаемого показателя, чем больше коэффициент, тем сильнее колеблемость. Вариация имеет объективный характер, подчеркивает индивидуальные различия отдельных величин.

Далее на основании рассчитанных значений CVcn3Kj определяется коэффициент стабильности государственной политики (стабильности экономических и социально-политических процессов в j-ой стране), определяется по формуле (3.8):

К =

^j-успэк 1-------

тгспэк

нори

: 100%,

(3.8)

где CVcn3KHcpM - страна с оптимальным уровнем риска ведения социальнополитических и экономических процессов в стране в условиях современного мирового развития (среднее значение по всем исследуемым странам).

Выражение

£-j-успэк 1- 1

CVf:

взято по модулю, поскольку для целей исследования

важен не знак, а сам факт величины их отклонений.

Результат ранжирования исследуемых стран по интегральному стандартизованному показателю социально-политических и экономических процессов K*3KcnuHm и по Kcn3Kcma6 за 2012 год представлен в табл. 3. Для наглядности каждой стране присвоено место (позиция) в зависимости от величины значения коэффициента, характеризующего ее социально-политическое и экономическое

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

00

NJ

Таблица 3

Рейтинги стран по коэффициенту стабильности государственной политики и по социально-политическому и

экономическому положению, 2012 г.

Место в рейтинге по ТГэкс"икш, от min к max Страна Интегральный стандартизованный показатель экономических и соц.-полит, процессов в стране, 1Сэкспинт Место в рейтинге по Кспэкстаб, ОТ max к min, чем выше риск, тем выше доходность Страна Коэффициент стабильности (сбалансированности) социально-политических и экономических процессов в Стране, Кспзкстаб

1 ОАЭ 4,992 1 Китай 45,911

2 Южная Корея 5,538 2 Условно эталонная страна 1 35,17

3 Условно эталонная страна с эффективной политикой 5,956 3 ОАЭ 29,983

4 Австралия 6,297 4 Япония 29,885

5 Китай 6,334 5 Южная Корея 24,61

6 Новая Зеландия 6,423 6 Ирландия 22,274

7 Канада 6,797 7 Бельгия 21,733

8 Норвегия 6,985 8 Россия 21,135

9 США 7,038 9 Австралия 16,875

10 Австрия 7,089 10 Португалия 14,385

11 Швеция 7,092 11 Новая Зеландия 13,598

12 Словения 7,111 12 Великобритания 13,551

13 Швейцария 7,155 13 Швейцария 11,4

14 Франция 7,239 14 Хорватия 10,924

15 Испания 7,296 15 Черногория 10,339

16 Чехия 7,301 16 Венгрия 10,133

17 Россия 7,362 17 Финляндия 9,851

18 Нидерланды 7,405 18 Босния и Рерцеговина 9,772

19 Италия 7,441 19 Сербия 9,675

20 Черногория 7,453 20 Латвия 9,657

21 Япония 7,458 21 Канада 8,017

Яшина Н. И., Митин Д. В., Гинзбург М. Ю.

Окончание Табл. 3

Место в рейтинге по ТГэкс"икш, от min к max Страна Интегральный стандартизованный показатель экономических и соц.-полит, процессов в стране, 1Сэкспинт Место в рейтинге по Кспэкстаб, ОТ max к min, чем выше риск, тем выше доходность Страна Коэффициент стабильности (сбалансированности) социально-политических и экономических процессов в Стране, Кспзкстаб

22 Дания 7,476 22 Условно эталонная страна 2 7,813

23 Македония 7,484 23 Польша 7,681

24 Великобритания 7,506 24 Украина 7,546

25 Польша 7,638 25 Молдавия 6,331

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Румыния 7,748 26 США 5,955

27 Иран 7,777 27 Дания 5,729

28 Португалия 7,786 28 Словакия 5,511

29 Словакия 7,833 29 Норвегия 5,217

30 Германия 7,854 30 Литва 5,114

31 Греция 7,884 31 Македония 5,08

32 Хорватия 7,885 32 Болгария 4,922

33 Финляндия 7,989 33 Австрия 4,872

34 Бельгия 8,027 34 Франция 4,864

35 Венгрия 8,035 35 Нидерланды 4,56

36 Белоруссия 8,091 36 Белоруссия 4,144

37 Литва 8,236 37 Швеция 3,992

38 Украина 8,243 38 Гумыния 3,446

39 Болгария 8,283 39 Италия 3,341

40 Босния и Герцеговина 8,352 40 Греция 3,249

41 Сербия 8,421 41 Испания 2,391

42 Латвия 8,469 42 Индия 1,91

43 Молдавия 8,682 43 Германия 0,877

44 Ирландия 9,065 44 Иран 0,839

45 Индия 9,484 45 Чехия 0,598

46 Условно эталонная страна с неэффективной политикой 10,077 46 Словения 0,563

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

00

UJ

Теория и методология определения рисков социально-политических и ..

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

84

Яшина Н. И., Митин Д. В., Гинзбург М. Ю.

положение и стабильность государственной политики соответственно (см. табл. 3).

В столбце 3 табл. 3 приведен рассчитанный интегральный стандартизованный показатель экономических и социально-политических процессов в стране. Чем меньше значение интегрального стандартизованного показателя страны, тем более эффективна проводимая ею государственная политика. Соответственно, первые места в рейтинге (столбец 1) занимают страны с минимальными значениями этого показателя.

В столбце 6 табл. 3 приведен рассчитанный коэффициент стабильности (сбалансированности) социально-политических и экономических процессов в стране. В столбце 4 страны ранжированы по убыванию показателя сбалансированности социально-политических и экономических процессов в стране: в верхних строках рейтинга расположились страны с наиболее сбалансированными политическими и экономическими процессами.

Таким образом, в табл. 3 представлены рейтинги стран, демонстрирующие, был ли оправдан риск государственной политики. Так, лидирующие позиции принадлежат странам, где государственная политика показала свою эффективность, приведя к лучшим значениям показателей социально-политических и экономических процессов. В лидерах рейтинга находятся страны, где, несмотря на высокий уровень долговой нагрузки, как на граждан, так и на государство в целом, показатели социально-политического и экономического положения находятся на высоком уровне: самые высокие рождаемость и продолжительность жизни

сочетаются с самыми низкими уровнями смертности и большими объемами ВВП на душу населения. Это позволяет сделать вывод, что имеет значение не то, какой у страны долг, а то, насколько эффективно она им управляет, ставит ли своей целью улучшение социально-экономических показателей. В первую 20 -ку стран с «эффективной государственной политикой» и политикой, близкой к таким параметрам, вошли такие страны как ОАЭ, Южная Корея, Австралия, Китай, Австрия, Канада, Норвегия, США, Швеция, Швейцария, Франция, Чехия, Нидерланды и др.

ОАЭ демонстрируют высокие показатели развития и экономического роста. ОАЭ обладают огромным количеством природных ресурсов, в них развиты такие отрасли, как нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, электроэнергетика, перерабатывающая промышленность. Эмираты располагают значительными запасами нефти (13,7 млрд.т.) и природного газа (5,6 трлн.куб.м.), крупными инвестициями иностранного капитала и резервными валютными средствами за рубежом (более 20 млрд.долл.). Государство активно задействует прибыль от продажи углеводородов для инвестиционной подпитки ненефтяных секторов национальной экономики. По объему производства перерабатывающей промышленности (свыше 700 предприятий нефтегазовой, химической, алюминиевой, цементной, судоремонтной, легкой, пищевой индустрии и производства стройматериалов). ОАЭ находятся на втором месте в регионе после Саудовской Аравии. Другие приоритетные направления экономической деятельности — сфера недвижимости и услуг, включая финансы и туризм. Кроме того, ОАЭ имеет один из самых высоких мировых стандартов жизни и социального обеспечения населения. В настоящее время ОАЭ — развитое государство с сильной экономической и политической деятельностью, привлекающей огромное количество инвесторов.

Южная Корея действительно является одной из наиболее развитых стран мира. Республика Корея на сегодняшний день является, и это общепризнанно, одним из мировых лидеров в производстве электронной аппаратуры и приборов, автомобилей, кораблестроении. В ряде производств Южная Корея заняла заметное место в мире. Это, прежде всего, судостроение — примерно 1/3 мирового выпуска, сталь — 4%, а также полупроводники — 14%, телевизоры, автомобили. Но останавливаться на достигнутом южнокорейцы не собираются. К 2020 году Корея

Теория и методология определения рисков социально-политических и ...

85

планирует стать основным блоком в азиатском экономическом союзе. Южная Корея является одним из ключевых транспортных узлов азиатского региона, что позволяет использовать эту страну как экспериментальную площадку по производству новой продукции, поскольку возможности грузоперевозок здесь достаточно

неограниченны — морем, по суше, воздухом.

Австралия также является образцом развитого государства. Экономика современной Австралии отличается высокой конкурентоспособностью, открытостью и гибкостью. Успешные результаты хозяйствования - следствие эффективного управления экономикой и непрекращающихся структурных реформ. Уверенный экономический рост на протяжении последних 10-15 лет сопровождается низкой инфляцией, низкими процентными ставками и постоянным ростом

производительности труда. Наиболее развиты машиностроение (автомобилестроение, а также станкостроение, локомотивостроение и судостроение), электротехническое производство, химическая отрасль (изготовление серной кислоты, суперфосфата, синтетического каучука, пластмасс) и пищевая промышленность. По производству электроэнергии на душу населения Австралия занимает одно из первых мест в мире. Огромные средства вкладываются в развитие горнодобывающих отраслей и инфраструктуры, связанной с эксплуатацией рудников. В стране весьма преуспевающее сельское хозяйство, хотя обрабатываемые земли невелики: они занимают лишь около 6% территории (из них примерно половина - под пшеницей). Весьма развиты животноводство и виноделие. Достижения Австралии в социально-экономической сфере проистекают главным образом из активной и плодотворной деятельности государства, направленной на всемерное поддержание и стимулирование частного предпринимательства во всех отраслях национального хозяйства, работающих как на внутренний, так и особенно на внешний рынок. В результате сложились очень тесные экономические связи Австралии с внешним миром, играющие огромную роль в подъеме ее хозяйства и благосостояния населения. Эти отношения охватывают взаимную торговлю и инвестиции, разнообразные услуги, включая туризм, обучение сотен тысяч иностранцев в австралийских университетах и колледжах, а также другие формы сотрудничества.

Китайская Народная Республика является великой державой — кандидатом-сверхдержавой, постоянным членом Совета безопасности ООН. Одна из ведущих космических держав мира, обладает крупнейшей в мире армией по численности военнослужащих, ядерным оружием. Китайская экономика является второй экономикой мира. Китай - мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них. Крупнейший мировой экспортёр («фабрика мира»). Располагает наибольшими в мире золотовалютными резервами. Китай в начале XXI века является первой мировой индустриальной сверхдержавой по объёмам промышленного производства, а также космической и ядерной державой — он лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины. На территории КНР ведется в значительных масштабах добыча также нефти, газа, урана. Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов,

телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. Следует отметить, что в приморских провинциях, городах центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь) средний доход на душу населения уже давно превысил уровень 1000$/чел., но в большинстве провинций Китая, особенно в западных, средний доход все еще низкий. Поэтому одной из главных задач социальной политики является уменьшение разрыва в доходах между городом и деревней, провинциями, отраслями и сферами экономики. Другое направление социальной

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

86

Яшина Н. И., Митин Д. В., Гинзбург М. Ю.

политики - это создание полноценной пенсионной системы, как и всей системы социальной помощи, в отношении тех категорий населения, которые остро в ней нуждаются. Эти институты в Китае только формируются и носят незавершенный характер. В последние три года большого прорыва достигла реформа системы общественного здравоохранения и медицинских услуг. Один миллиард триста миллионов китайцев были обеспечены основным медицинским страхованием. Системой основного страхования по старости были охвачены все граждане страны, попадающие под эту категорию.

Более низкие позиции сформированного рейтинга занимают Индия, Ирландия, Украина, Молдавия, Латвия.

Индия. В анализируемом периоде наблюдалось серьезное снижение темпов роста промышленного сектора экономики Индии. В апреле-январе 2012 г. индекс промышленного производства увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года всего на 1,0%. В обрабатывающей промышленности и в электроэнергетике его рост составил 0,9% и 4,7% соответственно, в горнодобывающей промышленности он сократился на 1,9%. Одной из самых острых проблем индийской экономики в последние годы является высокий уровень инфляции. По состоянию на конец декабря 2012 г. он составил по индексу оптовых цен - 7,55%, по индексу потребительских цен — 10,04%.Финансовый дефицит бюджета Индии в 2012 году составил 5,1% от ВВП. Правительство намеревалось покрыть его, помимо прочего, за счет увеличения доходных поступлений и заимствований на рынке. От приватизации ряда государственных компаний планировалось получить порядка 6 млрд. долл. США. Однако при корректировке бюджета данный показатель был снижен до 4,7 млрд. долл. США. Главное направление социальной политики Индии — государственное перераспределение ресурсов, разработка и внедрение программ по борьбе с главным социальным злом — бедностью. С 1990-х гг. социальная политика концентрируется на двух направлениях — создание новых рабочих мест и создание условий для развития мелкого и мельчайшего предпринимательства («самозанятость» — в индийской терминологии). Индийское правительство уделяет большое внимание социальной помощи, которая носит адресный характер и направлена на такие социальные группы, как: городская беднота, женщины, дети, сельская молодёжь в возрасте 18—35 лет, сельские ремесленники. Исторически сложившаяся многонаселённость Индии до сих пор остаётся одним из главных факторов низкого уровня жизни основной массы населения. В настоящее время сохранению проблемы бедности как одной из основных проблем национального развития способствуют всё ещё слишком высокий прирост населения и трудовых ресурсов и деградация природной базы сельскохозяйственного производства. Тенденции сокращения бедности всё же наблюдаются, и главную роль при этом играет государственная поддержка беднейших слоёв. Уровень бедности (доля лиц, имеющих доход ниже уровня, обеспечивающего энергетическую ценность питания не менее 2400 ккал в день на человека в деревне и 2100 в городе) составляет 37,52% (2010). Основная масса бедных сосредоточена в сельском секторе. Доходы сельских жителей составляют менее 1/3 доходов горожан. Главная социальная категория сельских бедняков — безземельные сельскохозяйственные рабочие, чьи подённые заработки значительно ниже официального минимума заработной платы в этом секторе. Задача борьбы с бедностью и нищетой никогда не теряла своей значимости для индийского государства, однако ее результаты пока не могут считаться удовлетворительными. Отсрочка в решении этих задач затрудняет движение Индии вперед. Но при этом Индия стремится осуществлять прорыв в XXI век, овладевая самой современной технологией и знаниями в различных областях и создавая условия для развития и численного увеличения среднего класса, гаранта стабильности и эволюционного движения по пути прогресса и интеграции в мировое сообщество при сохранении своего «индийского лица».

Ирландия - маленькая, современная, зависимая от торговли страна. Сельское хозяйство, некогда основная отрасль, сегодня отодвинуто на второй план

Теория и методология определения рисков социально-политических и ...

87

промышленностью, которая дает около 80% экспорта и дает работу 28% рабочей силы. Экспорт остается основным источником роста экономики, но все повышается доля внутреннего потребления, а также налаживаются инвестиции в строительство и бизнес. За последние десять лет Ирландское правительство осуществляло несколько экономических программ, целью которых было удержать инфляцию, уменьшить государственные расходы, ускорить иностранное инвестирование. Ирландия до мирового финансового кризиса была одной из высокоразвитых промышленных стран Европы. В начале нового тысячелетия в дремлющей стране произошел резкий подъем экономики. ВВП стал расти удивительными темпами — по 8-9% за год. Буквально на глазах произошла переориентация с сельского хозяйства на промышленность, чему послужил поток внешней ликвидности. В настоящее время приблизительно половина валового продукта приходится именно на промышленные отрасли Ирландии. До 2007 года экономика "Кельтского тигра" бурно развивалась, а особенно сектор информационных технологий (на электронику приходилось 25%). Ирландская экономика более других стран ЕС пострадала от мирового финансового кризиса 2009 года: банки столкнулись с громадными потерями, вырос дефицит бюджета и государственный долг. В 2008-2010 годах наблюдается стремительный рост цен на недвижимость и здравоохранение, снизился ВВП на душу населения. Уровень безработицы в стране в июле 2010 достиг 15% с сентября 1994 года. До 2008 года туризм в Ирландии активно развивался. Далее наблюдается спад. По данным на 2010-2011 гг. Ирландия - одна из стран ЕС, которая испытывает наибольшие проблемы с уровнями государственной задолженности и бюджетным дефицитом. Экономика Ирландии находится в удручающем состоянии после того, как крах рынка недвижимости оставил банкам огромные безвозвратные долги. Ирландскому правительству пришлось национализировать банковский сектор и изолировать банки, на которых висят долги. Власти страны намерены сократить бюджетные расходы и дефицит. Одним из наиболее заметных последствий данных событий стал высокий уровень безработицы. Кризис в Ирландии показал, насколько неустойчивым может быть экономическое положение развитой страны в современном мире.

Украина по своим социально-экономическим показателям занимает место среди беднейших стран мира (обобщающий показатель экономического развития — общественный продукт на душу населения). Вторая по значимости экономическая и социальная проблема Украины — это занятость, обеспечение эффективными рабочими местами. Согласно переписи, в Украине 47 млн. населения. Среди них 16 млн. пенсионеров и инвалидов, 12 млн. детей и молодежи до 18 лет и еще 5 млн. человек на заработках за пределами Украины. Остается 14 млн. По данным социологических опросов, до 40% считают себя безработными, да и формально зафиксированная безработица — 2,3 млн. чел. Таким образом, фактически работает 8,5 млн. человек. Эти условия, вместе с бедностью, коррупцией и неэффективным (семейно-клановым) государственным управлением, способствуют недостаточной развитости Украины. Также наблюдается сокращение производства многих важнейших видов машинотехнической продукции и аграрного сектора. Как следствие — ухудшение работы автотранспорта. Эксперты считают, что украинская промышленность уже почувствовала на себе замедление темпов роста мировой экономики - это уже не первый случай с 2009 года, когда промышленные предприятия в декабре сократили объем производства.

Если рассматривать Молдавию, то можно увидеть, что эта страна, также как и Украина, в настоящее время не демонстрирует высоких показателей развития. Также как и в Украине, главными проблемами являются безработица, политическая нестабильность и бедность. Остается высоким уровень коррупции, низкие зарплаты и пенсии. Согласно последнему исследованию Министерства экономики республики, около 1 млн. молдаван живут за чертой бедности, а количество безработных, по данным Национального бюро статистики, составляет 80 тыс. человек. Основные проблемы малого и среднего бизнеса в Молдове — это

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

88

Яшина Н. И., Митин Д. В., Гинзбург М. Ю.

непомерные налоги и штрафы, постоянные проверки со стороны контролирующих органов, коррумпированность чиновников и судебной системы. Важно учитывать ослабление государственных институтов, а также введение частичного внешнего управления с помощью МВФ и других международных структур, Молдова на данном этапе несамостоятельна в принятии суверенных решений относительно своего внешнеполитического курса. По статистическим данным, национальная экономика в большой степени зависит от денежных переводов своих граждан, которые работают за границей. Трудовая миграция отрицательно влияет на молдавские семьи. После массовой миграции молдавских граждан за рубеж, явление, которое приобрело пропорции настоящей катастрофы, оставляющей эту землю без рабочих рук, а также без интеллектуального потенциала, начинает набирать обороты вторая волна оттока людей. Экономика Молдовы не в состоянии удовлетворить внутренний спрос, растущий в значительной мере в результате внешних кредитов и валютных поступлений от граждан Молдовы из-за рубежа. Более того, это несоответствие увеличивается. В этой ситуации неизбежен рост импорта, доля которого в ВВП приближается к 90%. Отсутствие реальных реформ по укреплению национальной экономики и более того, то негативное влияние, которое оказывает изменение налоговой политики на состояние реального сектора, делают молдавскую экономику более уязвимой в условиях повышенных рисков экономического спада.

Латвия в последние годы существенно отстает от большинства стран Евросоюза и мирового сообщества. С 2008 г. экономическая активность Латвии стала снижаться, объем ВВП уменьшается, начался недобор доходов госбюджета, наблюдается падение производства. После продолжавшегося на рынке труда Латвии в течение нескольких лет дефицита рабочих рук начала быстрыми темпами расти безработица. Экономика Латвии погрузилась в глубокую рецессию, которая стала результатом разрушения механизма долгового развития. Рост экономики Латвии, который ранее поддерживался спросом и легко доступными кредитами, был остановлен кризисом. Главными проблемами, по мнению аналитиков, стали большое кредитное бремя в частном секторе, низкая конкурентоспособность и слишком мягкая бюджетная политика. Бум на рынке кредитования недвижимости, продолжавшийся в течение нескольких лет, послужил основной причиной роста потребительских цен. Вследствие этого, за последнее десятилетие экономика Латвии радикально изменилась. Ее порты сохранили транзитные функции, в объеме грузоперевозки 80% составляют грузы стран СНГ, но она практически лишилась машиностроения, прежде всего его высокотехнологичных производств, ее научнотехнический потенциал многократно сократился, страна потеряла тысячи квалифицированных инженеров и техников. Вместо этого возникла экономика с небольшим реальным сектором и громадной сферой услуг, сильно зависящей от внешних заимствований. Однако она оказалась крайне неустойчивой к внешним шокам. За 20 лет население страны уменьшилось более чем на 20% не только за счет отрицательного естественного прироста, но и широкой эмиграции граждан и неграждан. Сильно выросло долговое бремя. Сегодня Латвия — часть экономической периферии ЕС, хозяйство которой практически полностью управляется гражданами других стран.

Подводя итог вышесказанному, отметим: реальные социально-политические и экономические процессы за изучаемый период соответствуют рейтингам стран, полученным по результатам проведенного исследования в 2012 году. Следовательно, изучаемые показатели в полном объеме характеризуют развитие стран, их политическое, социальное и экономическое положение на мировой арене. Предложенная авторами система показателей оценки социально-политических и экономических процессов в различных странах мира позволяет определять страны, реализующие эффективную стратегию управления. Выбранную систему показателей можно существенно дополнить. Авторы полагают, что эффективная, рациональная стратегия управления определяется выбором оптимальных

Теория и методология определения рисков социально-политических и ...

89

критериев, характеризующих экономические и социально-политические процессы в стране, или характеризуется «политикой и экономикой золотой середины», при этом оптимизируются (минимизируются) и политические, и экономические риски и достигаются максимальные показатели социально-экономического развития страны. Предложенная авторами методика оптимального экономико-политического управления страной основывается на учении Аристотеля. Принцип золотой середины проходит через все труды Аристотеля, важен он и в его политической теории: образцовое и самое устойчивое государство (по мнению Аристотеля, это смесь олигархии и демократии) должно опираться на зажиточный средний класс. Не на богатых и не на бедных — ведь богатые склонны к развращенности, а бедные — к несправедливости. «Экономика золотой середины» характеризуется умеренным ростом, низкой инфляцией и стимулирующей монетарной политикой и др. «Политика золотой середины» характеризуется достойным уровнем жизни людей, владения государственной (политической) властью, участием в ее осуществлении, определении перспектив и направлений общественного движения, управлении общественно-политическими, социально-экономическими процессами общества и др. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что наиболее эффективная политика правительства характеризуется экономикой «золотой середины».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Матвеев Б. А. (2013). Спектральная оценка рисков при статическом исследовании экономических процессов // Экономический анализ: теория и практика, № 37, с. 12-19.

Мысляева И. М. (2007). Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: ИНФРА-М, 360 с.

Рыбаковский Л. Л. (2005). Практическая демография. Учебник. Рос.акад. наук. Ин-т соц.полит. исслед., 396 с.

Соколова Г. Н. и Сечко Н. Н. (2013). Качество жизни населения Беларуси в контексте финансово-экономического кризиса // Социологические исследования, № 5, с. 31-40.

Яшина Н. И. и Поющева Е. В. (2013). Проблемы и подходы к оценке эффективности управления государственным долгом с учетом показателей социально-экономического развития стран // Аудит и финансовый анализ, № 6, с. 386-394.

Allard G., Candace M. and Williams Ch. (2012). Political Instability, ProBusiness Market Reforms and Their Impact on National Systems of Innovations // Research Policy, no. 41, pp. 638-651.

Bell S., Cingranelli D., Murdie A. and Caglayan A. (2013). Coercion, Capacity and Coordination: Predictors of Politial Violence // Conflict Management and Peace Science, no. 30(3), pp. 240-262.

Best Practices Benchmarking Report. Developing the Balanced Scorecard. Chapel Hill, NC: Best Practicies, LLC, 1999.

Julio B. and Yook Yo. (2012). Political Uncertainty and Corporate Investment Cycles // The Journal of Finance, no. 67 (1).

Kaplan R. S. and Norton D. P. (2001). The strategy-focused organization: how balanced scorecard companies thrive in the new business environment. Harvard Business School Publishing Corporation. Boston, Massachusetts, 400 p.

Khattab A., Aldehayyat J. and Alrawad M. (2012). Executives’ Perception of Political-Legal Business Environment in International Projects // International Journal of Commerce and Management, no. 22(3), pp. 168-181.

Mitin D., Ginzburg M. and Chepuyk O. (2014). Political uncertainty as an economic risk factor: regional perspectives from Russia. Paper of the Conference. Midwest Political Science Association (MPSA), Chkago USA. (http://

conference.mpsanet.org/Online/Search.aspx?session=2217 — Access Date: 20.07.2014).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015

90

Яшина Н. И., Митин Д. В., Гинзбург М. Ю.

Pastor L. and Veronesi P. (2013). Political Uncertainty and Risk Premia // Journal of Financial Economics, no. 110, pp. 520-545.

Popov V. (2010). Mortality Crisis in Russia Revisited: Evidence from CrossRegional Comparison. MPRA paper no. 21311. (http://mpra.ub.uni-muenchen.de/21311/ -Access Date: 20.07.2014).

REFERENCES

Allard G., Candace M. and Williams Ch. (2012). Political Instability, ProBusiness Market Reforms and Their Impact on National Systems of Innovations. Research Policy, no. 41, pp. 638-651.

Bell S., Cingranelli D., Murdie A. and Caglayan A. (2013). Coercion, Capacity and Coordination: Predictors of Politial Violence. Conflict Management and Peace Science, no. 30(3), pp. 240-262.

Best Practices Benchmarking Report. Developing the Balanced Scorecard. Chapel Hill, NC: Best Practicies, LLC, 1999.

Julio B. and Yook Yo. (2012). Political Uncertainty and Corporate Investment Cycles. The Journal of Finance, no. 67 (1).

Kaplan R. S. and Norton D. P. (2001). The strategy-focused organization: how balanced scorecard companies thrive in the new business environment. Harvard Business School Publishing Corporation. Boston, Massachusetts, 400 p.

Khattab A., Aldehayyat J. and Alrawad M. (2012). Executives’ Perception of Political-Legal Business Environment in International Projects. International Journal of Commerce and Management, no. 22(3), pp. 168-181.

Matveev B. A. (2013). Spectral risks estimation in the static study economic processes. Economic Analysis: Theory and Practice, no. 37, pp. 12-19. (In Russian).

Mitin D., Ginzburg M. and Chepuyk O. (2014). Political uncertainty as an economic risk factor: regional perspectives from Russia. Paper of the Conference. Midwest Political Science Association (MPSA), Chicago USA. (http:// conference.mpsanet.org/Online/Search.aspx?session=2217 — Access Date: 20.07.2014).

Myslyaeva I. M. (2007). Public and municipal finances: tutorial. Moscow, INFRA-M Publ., 360 p. (In Russian).

Pastor L. and Veronesi P. (2013). Political Uncertainty and Risk Premia // Journal of Financial Economics, no. 110, pp. 520-545.

Popov V. (2010). Mortality Crisis in Russia Revisited: Evidence from CrossRegional Comparison. MPRA paper no. 21311. (http://mpra.ub.uni-muenchen.de/21311/ -Access Date: 20.07.2014).

Rybakovsky L. L. (2005). Practical demographics. Tutorial. Russian ACAD. of Sciences. Institute of Social Policy Researches. 396 p. (In Russian).

Sokolova G. N. and Sechko N. N. (2013). The quality of life of the population of Belarus in the context of the financial and economic crisis. Sociological Researches, no. 5, pp. 31-40. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yashina N. I. and Pouscheva E. V. (2013). Problems and approaches to evaluate the effectiveness of public debt management, taking into account the indicators of socioeconomic development of countries. Audit and Financial Analysis, no. 6, pp. 386-394. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.