Научная статья на тему 'Теория и методология обучения физической культуре'

Теория и методология обучения физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
THEORY AND METHODOLOGY OF INSTRUCTION / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH CONSERVATION / PHYSICAL ACTIVITY / ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эркабаев Джалалиддин Эркабай Огли, Юсупов Дилшод Садуллаевич

В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здорового образа жизни и физического развития. Рассматриваются общие закономерности обучения двигательным упражнениям, развития физических способностей, воспитания волевых качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями. Доказано, что предмет «Физическая культура» обязателен для реализации образовательными организациями, для совершенствования физических, физкультурно-оздоровительных навыков учащихся. После приобретения Узбекистаном независимости одним из приоритетных направлений в области оздоровления народа стало развитие физической культуры и спорта. Принимая во внимание, что только в «здоровом теле может быть здоровый дух» народ нашей страны постоянно занимается спортом, который является неотъемлемой частью национальной культуры общества. Издревле у народов Востока пользовались популярностью различные национальные спортивные состязания и игры, которые требовали не только силы, здоровья, ловкости, но и смекалки. Перетягивание верёвки, национальная борьба «кураш», поднятие тяжёлых камней, игры «третий лишний», «ок тераку кок терак», «чилляк», «улок» и другие народные игры и состязания требовали от их участников тщательной спортивной и методической подготовки к ним. И сегодня также, чтобы выиграть в таких состязаниях требуется здоровье и выносливость человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эркабаев Джалалиддин Эркабай Огли, Юсупов Дилшод Садуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING PHYSICAL CULTURE

The article provides a rationale for the theory and methodology of physical education in a general educational organization. It has been established that the theoretical and methodological foundations of physical education allow students to form competencies in a healthy lifestyle and physical development. The general patterns of learning motor exercises, the development of physical abilities, the education of the volitional qualities of a person in the process of physical exercises are considered. It is proved that the subject "Physical Culture" is required for the implementation of educational organizations, to improve the physical, fitness and fitness skills of students. After Uzbekistan gained independence, one of the priority areas in the field of healing the people was the development of physical culture and sports. Taking into account that only in a “healthy body can there be a healthy mind” the people of our country are constantly involved in sports, which are an integral part of the national culture of society. From ancient times, various national sports and games were popular among the peoples of the East, which required not only strength, health, dexterity, but also ingenuity. Tug of war, the national wrestling “kurash”, lifting heavy stones, the games “third superfluous”, “ok teracu kok terak”, “chilliak”, “ulok” and other folk games and competitions demanded careful sports and methodological preparations for their participants him. And today, too, to win in such competitions requires human health and stamina.

Текст научной работы на тему «Теория и методология обучения физической культуре»

PEDAGOGICAL SCIENCES

THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING PHYSICAL

CULTURE 1 2 Erkabaev J^. , Yusupov D.S. (Republic of Uzbekistan)

Email: Erkabaev448@scientifictext.ru

1Erkabaev Jalaliddin Erkabay ogli - Physical education Teacher, SECONDARY SCHOOL №33, ANGRENDISTRICT;

2Yusupov Dilshod Sadullaevich - Senior Teacher of physical education, DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE, ALMALYK BRANCH TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article provides a rationale for the theory and methodology of physical education in a general educational organization. It has been established that the theoretical and methodological foundations of physical education allow students to form competencies in a healthy lifestyle and physical development. The general patterns of learning motor exercises, the development ofphysical abilities, the education of the volitional qualities of a person in the process of physical exercises are considered. It is proved that the subject "Physical Culture" is required for the implementation of educational organizations, to improve the physical, fitness and fitness skills of students. After Uzbekistan gained independence, one of the priority areas in the field of healing the people was the development of physical culture and sports. Taking into account that only in a "healthy body can there be a healthy mind" the people of our country are constantly involved in sports, which are an integral part of the national culture of society. From ancient times, various national sports and games were popular among the peoples of the East, which required not only strength, health, dexterity, but also ingenuity. Tug of war, the national wrestling "kurash", lifting heavy stones, the games "third superfluous", "ok teracu - kok terak", "chilliak", "ulok" and other folk games and competitions demanded careful sports and methodological preparations for their participants him. And today, too, to win in such competitions requires human health and stamina.

Keywords: theory and methodology of instruction, physical education, health conservation, physical activity.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ 12 Эркабаев Д.Э. , Юсупов Д.С. (Республика Узбекистан)

1Эркабаев Джалалиддин Эркабай огли - учитель физической культуры, Средняя школа № 33, Ангренский район;

2Юсупов Дилшод Садуллаевич - старший преподаватель физической культуры, кафедра физической культуры, Алмалыкский филиал Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здорового образа жизни и физического развития. Рассматриваются общие закономерности обучения

двигательным упражнениям, развития физических способностей, воспитания волевых качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями. Доказано, что предмет «Физическая культура» обязателен для реализации образовательными организациями, для совершенствования физических, физкультурно-оздоровительных навыков учащихся. После приобретения Узбекистаном независимости одним из приоритетных направлений в области оздоровления народа стало развитие физической культуры и спорта. Принимая во внимание, что только в «здоровом теле может быть здоровый дух» народ нашей страны постоянно занимается спортом, который является неотъемлемой частью национальной культуры общества. Издревле у народов Востока пользовались популярностью различные национальные спортивные состязания и игры, которые требовали не только силы, здоровья, ловкости, но и смекалки. Перетягивание верёвки, национальная борьба «кураш», поднятие тяжёлых камней, игры «третий лишний», «ок тераку — кок терак», «чилляк», «улок» и другие народные игры и состязания требовали от их участников тщательной спортивной и методической подготовки к ним. И сегодня также, чтобы выиграть в таких состязаниях требуется здоровье и выносливость человека.

Ключевые слова: теории и методологии обучения, физическая культура, здоровьесбережение, двигательная активность.

В современных условиях профессиональная деятельность учителя физической культуры в общеобразовательной организации представляет собой процесс решения сложных, многообразных и разноплановых задач обеспечения здоровьесберегающих аспектов преподавания, физического развития учащихся, реабилитация, развитие психофизических способностей, социальной адаптации путём физического воспитания. Это вызвано современными требованиями к подготовке подрастающего поколения в области физической культуры. Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

- укрепление здоровья, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры двигательной активности, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;

- формирование двигательной активности с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. Методология преподавания физической культуры — это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Общие закономерности обучения физической культуре, развития двигательных способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны многими авторами в теории и методике физического воспитания [2. С. 89]. Биологии и физической культуры (биохимия спорта), математики и физической культуры (анализ скорости, быстроты, ловкости), физики и физической культуры (например: для приобретения устойчивости на ногах, принимают стойку ноги врозь, при этом увеличивается площадь опоры и понижается центр тяжести), географии и физической культуры (спортивное ориентирование) [3. С. 56].

Еигореап Баепсе № 6 (48) ■ 92

Результаты и их обсуждение. По результатам исследования было выявлено: уроки с образовательно-познавательной направленностью дают прочные знания. Средний балл - 44,2 балла. Это хороший результат, т.к. есть дети, требующие особого подхода в обучении и воспитании. Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются для обучения практическому материалу, помогают осваивать учебные знания, и учащиеся оценили такие уроки в 45,1 балла. Результат высокий. Учителем обеспечивается дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности и особенностей развития психических свойств и качеств. Оценка учеников — 46,7 балла. Также говорит о высоком уровне восприятия учащимися дифференцированных уроков. Уроки с образовательно-тренировочной направленностью, в основе которых организация урока физической культуры проводится на основе принципов спортивной тренировки, где учитываются биологические закономерности развития организма у учащихся школ [4. C. 44-47].

Заключение. Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации раскрывает мировоззренческие основы физической культуры как социального явления, она способна содействовать формированию ценностно-нормативной сферы сознания людей относительно ее значимости для человека.

Список литературы /References

1. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Кумарин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: Учеб. пособие. СПб., 1999.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Издательство «Питер», 2000.

3. Данишкина С.И., Ермакова Е.В. Реализация межпредметных связей физики и физической культуры // Концепт, 2014. № 09 (сентябрь).

4. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.