Плотников Владимир Валерьевич Маркин Александр Викторович
Теория и история российской государственности: о некоторых аспектах
творчества Б.Н. Чичерина
В статье проводится краткий обзор творчества одного из выдающихся правоведов-конституционалистов и политологов XIX столетия Б.Н. Чичерина. Рассматриваются взгляды ученого на феномен государственности, его политико-правовая концепция Русского государства. Проводится анализ эволюции основных категорий политической философии Б.Н. Чичерина на базе исследования опубликованных им работ.
Ключевые слова: государственность, государственное право, политическая жизнь общества, форма правления, государственное устройство.
Theory and history of Russian statehood: some aspects of B.N. Chicherin's creativity
In the article the brief summary of creativity of one of outstanding jurists constitutionalists and political scientists of the XIX century B.N. Chicherin is carried out. The scientist's views of a statehood phenomenon, his political and legal concept of the Russian state are considered. The analysis of evolution of the main categories of political philosophy of B.N. Chicherin based on a research of the works published by him is carried out.
Key words: statehood, state law, political life of society, form of government, state structure.
В истории отечественной социальной мысли имя Б.Н. Чичерина (18281904) занимает особое положение, знаменуя собой оформление консервативной мысли в целостную мировоззренческую систему. Если говорить о значении творчества Б.Н. Чичерина для становления политологической науки в России, то его несомненно можно назвать «русским Макиавелли», поскольку в российской общественной науке ему удалось сделать то же, что великому флорентийцу - во всемирном масштабе. В творчестве Б.Н. Чичерина мы находим решительный переход от монополии политической философии к становлению политической науки. Лучше всего об этом свидетельствуют его фундаментальные произведения: пятитомник «История политических учений» (1869-1902), двухтомная работа «Собственность и государство» (1882-1883), трехтомный «Курс государственной науки» (1894-1898), «Философия права» (1900), докторская диссертация «О народном представительстве» и многие другие научные и научно-публицистические работы. Политическая и правовая жизнь общества рассматривается им в этих трудах как самостоятельная область научного поиска; в «Философии права» он вводит понятие «политическая жизнь общества», которое в дальнейшем будет широко использовано в социально-политической публи-
цистике как характеристика уровня развития гражданского общества в государстве. Подобно Маккиавелли, Чичерин решительно отделяет политико-правовую сферу деятельности от религии и морали. Он анализирует расстановку политических сил и динамику социальных процессов, рассматривает роль и место права в политическом процессе, выделяет проблемы национальной политики и роль личности в политическом процессе [1, с. 12], и все это он концентрирует вокруг основы своих теоретических построений - феномена государства. Отказавшись от одностороннего подхода и рассматривая государство в единстве юридического, философского и социологического аспектов, Б.Н. Чичерин формирует чисто политологический подход. Формы правления и национально-государственное устройство; взаимоотношения государства с семьей, церковью и гражданским обществом; влияние партийной политики на политику государственную - это и многое другое не ускользнуло от внимательного анализа ученого.
Позиция Чичерина как правоведа-государственника сформировалась в 40-е гг. XIX в. как результат образования, полученного в Московском университете (его учителями были Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин). Он пришел к выводу, что «...основанный на частном праве порядок следует именовать не
165
государством, а гражданским обществом; государственные же начала, получившие свое развитие в новое время и подчинившие себе обе противоположные области, церковную и гражданскую, являются восстановлением утраченного единства. И при этом... при наличии некоторых второстепенных различий основной закон развития и здесь и там (т.е. в России и на Западе - прим. авт.) один и тот же» [2, с. 89].
Для Чичерина государство является союзом народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью с целью достижения общего блага и равновесия интересов различных социальных слоев и групп; государство поэтому является надклассовым образованием, властвующим над тремя другими союзами, составляющими основу политической жизни, - кровным (семья), церковным (вера и идеология) и гражданским. Всем этим союзам в определенной мере присущи основные элементы организации: власть, закон, свобода и общая цель, однако в каждом из них превалирует только один элемент. В государстве это власть; в то же время оно выразитель общей цели, заключающейся в обеспечении порядка и свободы, что придает ему исключительное положение по отношению к другим союзам. «.Общая цель или идея связывает противоположные общественные элементы и собирает из них одно органическое целое. В силу этой внутренней .связи общество является организмом. Власть дает ему первоначальное внешнее единство; общая цель дает ему единство внутреннее.» [3, с. 8]. В этих словах явно видно влияние органической школы, основоположником которой в социологии является Герберт Спенсер. Однако методологические принципы этой школы во второй половине XIX в. были приняты на вооружение представителями практически всех направлений в науке. Для Чичерина характерно отождествление государства со всем политически организованным обществом; политику он определял как «науку о способах достижения государственных целей».
При этом взгляды Чичерина не были сослов-но ограниченными; в своем требовании недопустимости государственного попечительства над социальными слоями он одинаково беспристрастен и принципиален по отношению как к своему, так и к другим сословиям. Представитель знатного дворянского рода, помещик тамбовской губернии, он в своих «Воспоминаниях», анализируя реформаторскую деятельность государства в 60-70-е гг. XIX в., пишет, что лично не знает ни одного помещика, кото-
рый разорился бы не по своей вине, т.е. вследствие неэффективного управления своей земельной собственностью. Трагедия оскудения и разрушения «дворянских гнезд», прошлого жизненного уклада была способна взволновать чувства, но не разум ученого. Такое же отношение у него было и к крестьянским хозяйствам. Ученый на протяжении многих лет отстаивал необходимость разрушения общины и не находил в современном ему обществе отклика на эту идею; он предупреждал, что община таит в себе огромную опасность и является существенным фактором торможения социального развития и стагнации в экономике.
Дать бывшему правящему слою шанс для адаптации и трансформации в новых условиях -значит обеспечить законность и поступательность переходного процесса. Б.Н. Чичерин в конце XIX в. понимал это и ясно выражал на страницах своих работ. Он видел определенное сходство между ярыми противниками дворянского сословия и сторонниками привилегий дворянства, которое шло в ущерб прогрессивному движению России. Как первые, так и вторые не протестовали против самой системы, являвшейся тормозом общественных отношений; только первые желали бы занять место дворянства в этой системе, а вторые с упорством, достойным лучшего применения, продолжали держаться за отживший свое политический режим. Первые не видели (либо не желали видеть) того полезного, что может принести политической жизни общества участие в ней дворянства; вторые не желали уразуметь тот факт, что с упразднением монопольного права дворян на владение землей уходит в прошлое также и их господство в политической жизни. На смену дворянству должно прийти следующее сословие, т.е. буржуа. «С крепким и образованным средним сословием. является политическая сила, при которой возможно и общественное единство, и разумная государственная жизнь. и иначе и быть не может на практике, потому что политическое значение дворянства должно быть заменено чем-нибудь другим» [1, с. 92-93]. Но среднее сословие должно вырасти и окрепнуть, чтобы претендовать на главенство в общественно-политической жизни. Крестьянская реформа только положила начало этому длинному процессу; общество же не в состоянии ждать, пока уйдет со сцены одно сословие и созреет для активных действий другое.
Чичерин полагал, что будущие принципы политической жизни России - свобода личности и равенство всех граждан перед законом. Соци-
166
альная база ее - среднее сословие, которому будет принадлежать основная роль в политике, культуре и экономике. Препятствовать такому развитию общественных отношений - дело реакционное, а в России к тому же оно чревато непредсказуемыми антисоциальными последствиями.
Трактовка Б.Н. Чичериным взаимоотношений государства с семьей, церковью и гражданским обществом являлась не чем иным, как идеальным воплощением основного принципа классического либерализма - laisser faire (дословно: «не мешай действовать»). В доказательство данной мысли можно привести чрезвычайно важное для прояснения сути этой проблемы высказывание ученого: «Государство не ставит своей целью частного блага своих членов... Государство есть союз, возвышающийся над другими союзами, а не поглощающий их в себе; поэтому и цель его не совпадает с целью других союзов. Существенное отличие состоит в том, что цель его есть общая, а не частная. Но так как благо целого зависит от благосостояния его частей, то косвенно целью государства становится содействие частным интересам» [4, с. 7]. По мнению Чичерина, необходимость и мера такого содействия государства другим социальным объединениям и союзам должны быть определены индивидуально для каждого конкретного случая в зависимости от сложившихся социальных факторов, однако базовым положением, основным принципом взаимоотношений государства с семьей, церковью и обществом он считал следующий: вмешательство государства в область частных интересов должно быть исключением, а не правилом. В связи с этим нам хотелось бы остановиться на вопросе о политическом идеале Чичерина.
С одной стороны, он критиковал демократию, выдвигая аргументацию, аналогичную аргументации Алексиса де Токвиля. Ученый считал, что демократическое начало, устраняющее всякое условие способности, приходит к чисто арифметическому равенству, выставляя правилом «один человек - один голос» - правило, не приложимое даже к компании на акциях, не только что к государству, которое есть высший органический союз. Его особенно пугала некомпетентность современной ему демократии.
С другой стороны, Чичерин подчеркивал, что все формы государственного устройства: демократическая, аристократическая, монархическая и смешанная (конституционная монархия) - одинаково правомерны. «Каждая из этих форм, - писал он, - представляет преи-
мущественно один из существенных элементов государства: монархия - единство власти, аристократия - начало законного порядка, демократия - свободу; наконец, в смешанном правлении осуществляется государственная цель - сочетание порядка и свободы.» [4, с. 50, 72]. И хотя Чичерин был убежденным сторонником «смешанной формы» - конституционной монархии с двухпалатным парламентом, - он неоднократно подчеркивал, что характер государственного устройства зависит от множества исторических факторов, поэтому унификация политической жизни различных народов неправомерна и невозможна, отмечая при этом, что общественные учреждения вытекают из исторических условий, из народного духа; они сообразуются с местными данными, со степенью развития, на которой стоит общество. «Учреждения переплетаются со всем бытом народа, а потому и обсуждать их следует не отрешенно, а в связи с целой существующей системой общежития» [5, с. XVIII].
Творческое наследие Бориса Николаевича Чичерина многопланово и неоднозначно. Русский правовед, один из основоположников конституционного права России, философ, историк, публицист и педагог, Почетный член Петербургской Академии наук, Почетный член Московского университета. этот список можно продолжать. В его трудах наряду с прорывами теоретической мысли и бесспорным научным предвидением (чего стоит только одно его сделанное в 1894 г. предположение о грядущей «всеобщей войне», которая потрясет Европу и которую развяжет Германия!) можно найти и весьма дискуссионные высказывания, причем как для его времени, так и для современности. Однако при соблюдении должного исторического такта и научной корректности наследие Чичерина способно многое дать современному исследователю. Нельзя оставить без внимания и свойственную ученому обеспокоенность за судьбу России, его гражданскую ответственность и достоинство. «Не презирать Отечество с высоты европейского просвещения, а усвоить и .распространить в родной земле добытые человечеством умственные блага - такова была задача, которую я себе поставил. Европой я могу любоваться, но жить и действовать я могу только в России» [2, с. 126-127], - признавался ученый.
В завершении краткого анализа творчества Б.Н. Чичерина необходимо указать его место в системе основных политических и правовых идеологий. Для радикальных консерваторов своего времени творчество Б.Н. Чичерина яв-
167
лялось революционным, тогда как демократическое направление русской мысли оценивало его как ретроградное. Данные оценки позволя-
ют говорить о Б.Н. Чичерине как об умеренном консерваторе, во многом предсказавшем многие идеи неоконсерватизма.
1. Чичерин Б.Н. Вопросы политики. М., 1903.
2. Чичерин Б.Н. Воспоминания. М., 1929. Т. 2.
3. Чичерин Б.Н. История политических учений. М, 1869. Ч. 1.
4. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М., 1894. Ч. I.
5. Чичерин Б.Н. Очерки Англии и Франции. СПб., 1865.
1. Chicherin B.N. Policy issues. Moscow, 1903.
2. Chicherin B.N. Memories. Moscow, 1929. Vol. 2.
3. Chicherin B. N. History of political teachings. Moscow, 1869. Pt .1.
4. Chicherin B.N. The course of state science. Moscow, 1894. Pt. I.
5. Chicherin B.N. Essays of England and France. St. Petersburg, 1865.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Плотников Владимир Валерьевич, доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583516;
Маркин Александр Викторович, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и математических дисциплин Южного института менеджмента; тел.: +78612583516.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
V.V. Plotnikov, Doctor of Sociology, Professor of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia; ph.: +78612583516;
A.V. Markin, Candidate of Sociology, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Humanitarian and Mathematical Disciplines of Southern Institute of Management; ph.: +78612583516.
168