Научная статья на тему 'Теория и история искусства важнейшие компоненты художественного образования'

Теория и история искусства важнейшие компоненты художественного образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1884
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / ТЕОРИЯ ИСКУССТВА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART / PAINTING / ART HISTORY / THEORY OF ART / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прохоров С. А.

В статье рассматриваются роль и значение теории и истории искусства в современном образовании и необходимость инновационной деятельности в процессе обучения художественным дисциплинам. Обозначены необходимость изучения исторического наследия отечественной художественнойшколы, представления о национальном своеобразии и творческих общностях в отечественном и мировом искусстве, изучение и осмысление роли российского искусства в мировом процессе художественного развития. Теория и история искусства в художественном образовании рассматриваются как необходимый компонент в системе подготовки мастеров изобразительного искусства, декоративно прикладного искусства, промышленного искусства, художников, архитекторов, искусствоведов, художников-педагогов, как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY AND ART HISTORY THE MAJOR COMPONENTS OF THE ART EDUCATION

The article discusses the role and importance of theory and history of art in modern education and the need for innovation in teaching artistic disciplines. Marked need to study the historical heritage of the national art school, perceptions of national originality and the creative community in the domestic and world art, learning and understanding the role of Russian art in the global process of artistic development. Theory and history of art in art education seen as a necessary component in the training of the masters of fine art, decorative applied art, industrial art, artists, architects, art historians, artists, educators, as the process of acquisition and appropriation of a man of artistic culture of his people and humanity.

Текст научной работы на тему «Теория и история искусства важнейшие компоненты художественного образования»

Bibliography

1. Potapov, L.P. Ocherki po istorii altayjcev. - M.; L., 1953.

2. Grebennikova, N.S. Altayjskiyj panteon: bogi, dukhi, kuljtih. - Gorno-Altayjsk, 2004.

3. Stepanskaya, T.M. Russkaya khudozhestvennaya tradiciya v iskusstve Sibiri (konec ХХ - nachalo XXI vv.): monografiya / T.M. Stepanskaya, L.I. Nekhvyadovich. - Barnaul, 2009.

4. Karnaev, M.A. Arkhetipih, simvolih, ornamentih Gornogo Altaya: monografiya / M.A. Karnaev, I.N. Karnaeva. - Biyjsk, 2011.

Статья поступила в редакцию 25.04.12

УДК[7.01:377+7.03:337

Prokhorov S.ATHE THEORY AND ART HISTORY - THE MAJOR COMPONENTS OF THE ART EDUCATION.

The article discusses the role and importance of theory and history of art in modern education and the need for innovation in teaching artistic disciplines. Marked need to study the historical heritage of the national art school, perceptions of national originality and the creative community in the domestic and world art, learning and understanding the role of Russian art in the global process of artistic development. Theory and history of art in art education seen as a necessary component in the training of the masters of fine art, decorative - applied art, industrial art, artists, architects, art historians, artists, educators, as the process of acquisition and appropriation of a man of artistic culture of his people and humanity.

Key words: Art, painting, art history, theory of art, art education.

С.А. Прохоров, канд. психол. наук, проф., зав. каф. института архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И. И. Ползунова, член СХ России, Заслуженный работник культуры РФ, г. Барнаул,

E-mail:prokh64 @mail. ru

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА -ВАЖНЕЙШИЕ КОМПОНЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются роль и значение теории и истории искусства в современном образовании и необходимость инновационной деятельности в процессе обучения художественным дисциплинам. Обозначены необходимость изучения исторического наследия отечественной художественнойшколы, представления о национальном своеобразии и творческих общностях в отечественном и мировом искусстве, изучение и осмысление роли российского искусства в мировом процессе художественного развития. Теория и история искусства в художественном образовании рассматриваются как необходимый компонент в системе подготовки мастеров изобразительного искусства, декоративно - прикладного искусства, промышленного искусства, художников, архитекторов, искусствоведов, художников-педагогов, как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества.

Ключевые слова: искусство, живопись, история искусства, теория искусства, художественное образование.

Теория искусства происходит от греческого ТЬ|еогета, ТЬюопа - видение, зрелище, праздник, увеселение, ТЬюогео -смотреть, созерцать, взвешивать, оценивать, судить. Под теорией в той или иной области жизненного опыта понимают целостность идей и фактов, основывающаяся на причинно-следственных связях. Любая теория имеет гипотетический, вероятностный характер, но чем большее количество фактов объясняется установленными связями, тем более вероятностной становится теория. Поэтому обнаружение новых фактов, согласующихся с ранее сформулированными принципами и закономерностями, увеличивает познавательную ценность теории. Это, в частности, проясняет связь истории и теории [1].

История искусства представляет собой раздел искусствознания, изучающий процесс развития пластических искусств со времен их зарождения до наших дней. Начала истории искусства восходят к античности: Плиний Старший (1 век),живший в Древнем Риме, составил первый свод доступных ему исторических сведений о греческом и римском искусстве. В эпоху -Возрождения автором жизнеописаний художников на основе общей исторической концепции стал Джордже Вазари. Иоахим Винкель Ман, основатель научной истории искусства, в 18 веке описал развитие античного искусства как процесс смены стилей, обусловленный эволюцией общества.

Теория искусства является саморефлексией (лат. reflexus -«отражение») - непосредственным обращением к собственному сознанию, взглядом на себя со стороны, что в полном смысле слова невозможно. Предмет теории искусства можно постичь, постепенно анализируя предмет философии искусства, эстетики, психологии искусства, морфологии изобразительного искусства, а так же исторические типы художественных направлений, течений в искусстве. Несомненную полезность можно усмотреть в изучении трактатов об искусстве: в Средневековье - мастер Теофил о технике искусства, в эпоху Возрождения - Л.Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер; в период Барокко - К. фон

Мандер, И. фон Зандрарт, Ф. Цуккари, Дж. П. Беллори, С. Сер-лио. История изучения искусства демонстрирует ряд последовательных этапов, каждый из которых соответствует определенному методу. Подлинную, каузамльную (от лат. causalis — «причинный, обоснованный») теорию искусства может создать только художник, человек, привыкший мыслить изобразительной формой, однако художники, за редким исключениями, не занимаются теорией. Теория искусства, созданная художником наиболее ценна. Первым попытался создать «профессиональную теорию искусства» архитектор Готфрид Земпер (1803-1879). Немецкий скульптор Адольф Хильдебранд (1847-1921), приверженец искусства с 1867 г. работавший в Италии, в 1893 г. опубликовал книгу «Проблема формы в изобразительном искусстве» (на русский язык в переводе В. А. Фаворского 1914 г.) [2]. Эта книга стала «библией для художников». Основная идея предложенной Хильдебрандом теории заключается в выявлении закономерностей формообразования «архитектонического преображения формы существования и формы явления в форму изображения». Содержание изобразительного процесса заключено «в самом процессе формообразования» (нем. Gestaltung), в котором оказывается возможным сформулировать некоторые принципы и закономерности Последователем А. Хильдебранда был швейцарский теоретик искусства Хайнрих Вёльфлин (1864— 1945), ученик Я. Буркхардта в Базельском университете. Изучив книгу «Проблема формы в изобразительном искусстве», Вёльфлин сказал, что «Хильдебранд научил его видеть» и что эта книга «подобна живительной влаге, попавшей на иссушенную почву». Вёльфлин утверждал, что произведение искусства можно понять не через словесное описание, а только «зрительно, как форму, обладающую собственной ценностью и не сводимой ни к чему другому». Оригинальную концепцию развития форм предложил А. Ригль. Достижения классической немецко-австрийской школы искусствознания продолжили русские художники, ученики мюнхенских частных художественных школ

Д.Н. Кардовский, В.А. Фаворский, а также ученик Кардовского -Н.Э. Радлов. Предварительный итог становления теории искусства подвел австрийский ученый Ханс Зедльмайр (1896— 1986) [3]. Он предложил рассматривать произведение искусства не только в качестве «источника», но и как репрезентацию (нем. Vergegenwдrtigung).Согласно его концепции, воплощение художественной идеи происходит в процессе «интерпретации» как «преобразования взглядов художника, а затем и зрителя». При таком подходе произведение искусства признается самостоятельной действительностью, отличной от исторической, «духовной необходимостью». Возражая против разделения изучения искусства по видам и жанрам, Зедльмайр утверждал, что «интерпретация достигается тем, что произведение искусства помещают на его естественное место» [4]. Зедльмайр предложил интерпретировать произведение искусства «из его собственного уникального основания» не прибегая к сторонним литературным, мифологическим, философским источникам, а также к рефлексиям по поводу самого процесса интерпретации. Таков главный критерий (от греческого кгКепоп - «истинный признак»), по которому можно «судить» искусство. Теория искусства на сегодняшний день - это не только и не столько искусствоведческие тексты, но это и иерархия искусствоведческих понятий, систематизация художественного инструментария, совокупность классификаций, научное осмысление стилей, направлений в искусстве. Именно в этом непревзойденная ценность теории искусства в современном художественном образовании.

В 19 веке создаются фундаментальные исследования, а в последней четверти 19 - наччало 20 веков Генрих Вёльф-лин, Алоиз Ригль, Макс Дворжак, Лионел ло Вентури, Эрвин Па-нофский, Макс Фридлендер и другие разработали научную методику истории искусств. В России известны выдающиеся историки искусства - Н.П. Кондаков, А.Н. Бенуа, Б.Р. Виппер, М.В. Алпатов, В.Н. Лазарев. Современная история искусства базируется на всесторонних исследованиях искусства разных стран, народов и исторических периодов, на обширных археологических находках, атрибуциях, публикациях[5].

Одна из основных задач направления фундаментальных исследований в области истории и теории искуссва Российской академии художеств - расширение представления о национальном своеобразии и творческих общностях в отечественном и мировом искусстве, изучение и осмысление роли российского искусства в мировом процессе художественного развития- речь идет об изучении исторического наследия отечественной художественной школы. В силу исторически сложившихся в России условий в ХХ веке, целый пласт художественной культуры оставался закрытым для зарубежных и отечественных исследователей, многие произведения выдающихся отечественных архитекторов, художников, находились вне поля зрения ученых, что выдвигает необходимость переосмысления различных периодов отечественного изобразительного искусства [6]. Таким образом, очевидна идея интеграции в художественное образование России таких важных фундаментальных компонентов искусства как теория и история искусства.Художественное образованиерас-сматривается как система подготовки мастеров изобразительного, декоративно-прикладного и промышленного искусства, архитекторов-художников, искусствоведов, художников педагогов. Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства [7]. В современном художественном образовании немаловажную часть занимают история и теория искусств связанных с художественно-архитектурными школами, в работе которых занимают ведущую роль ряд прогрессивных исследователей -Л.П.Холодова, Т.М. Степанская, В.Т. Шимко, Н.Ф. Метленков, К.В. Кияненко, В.В. Ауров. В.К. Моор, А.В.Ефимов, С.Б.Помо-ров, Б.А. Глаудинов, - это ведущие архитекторы - практики, дизайнеры, искусствоведы, педагоги, ученые, активно участвующие в разработке новых теорий и методик, в подготовке профессионалов овладевших целостным видением художественной и научной картины мира.

Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности. Положения данной концепции не утратили сущностного значения и в настоящее время.

Содержание художественного образования по-прежнему включает:

- формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

- формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

- формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Внедрение данной Концепции предполагало комплекс организационно-управленческих, социальных, психолого-педагоги-ческих, материально-технических и кадровых условий, сформировать на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности. Жизненно необходимо для развития российского общества, наладить взаимодействие между органами управления культурой и образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ, сохранить и развить сложившуюся сеть образовательных учреждений культуры и искусства. Особенно важно -обновить программно-методическое обеспечение, содержание, формы и методы художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений, издавать новые учебники, учебные пособия, монографии по искусству, истории и теории художественной культуры, повысить роль современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

Современные требования, предъявляемые к образованию, нацеливают на поиск новых путей и способов по формированию личности, адаптированной к новым социальным условиям, активизации и развития личностных качеств, необходимых для творческого преобразования социальной среды, созидания новых материальных и духовных ценностей. К примеру, синергетическая модель образования включает в свое содержание:

- интеграцию различных способов освоения мира - научного, художественного, искуствоведческого, философского и других;

- синергетическое видение мира, основанное на новом, более сложном, многомерном видении мира на принципах вероятностного детерминизма, самоорганизации и сложной иерархичности;

- нацеленность образования и обучения на постоянное совершенствование, на перестройку в соответствии с новыми практическими задачами, открытость образования будущему;

- новое, свободное пользование обучающегося с информационными системами, которые в современном мире играют не меньшую роль в получении знаний, чем педагог;

- новая роль педагога как участника совместных действий с обучаемым в связи с решением новых нетривиальных задач [8].

Модернизация содержания художественного образования связана с развитием инновационного образования, интеграционными, интерактивными программами, внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс. В сфере художественного образования применимо большое разнообразие разработанных образовательных технологий. В специфические цели профессионального художественного образования необходимо включать:

- усиление гуманитарной и искуствоведческой составляющей художественного образования;

- направленность образовательных технологий на развитие творческого воображения студентов;

- развитие творческой индивидуальности на основе личностных дарований и способностей студентов;

- приоритетная роль личности педагога в образовательном процессе;

- особое сочетание инновации и традиций в педагогическом процессе.

Не подлежит сомнению, что художественное образование как процесс и результат предполагает интеграцию фундаментальных, гуманитарных и профессиональных знаний и на ее основе их формирование целостного профессионального сознания личности обучающегося. Для художественного образования характерно особое сочетание инноваций и традиций преподавания. Сегодня мы наблюдаем активно ведущиеся поиски новых образовательных технологий в сфере художественного образования.

Современное художественное образование, так же как и в целом, образование и воспитание направлено на становление нового человека - находящегося в движении, творческого, импровизирующего, способного к творческой самореализации «здесь и сейчас» [9]. Художественное образование или, лучше сказать, образование посредством искусства, его теории и ис-

тории значимо не только для появления художников или произведений искусства, но и для развития современного человека, современного общества, постигать художественные способы передачи от поколения к поколению общечеловеческих, культурных ценностей.

Модернизация системы художественного образования не отрицает, а напротив, подчеркивает значимость таких компонентов в содержании образования как теория и история искусства. В освоении искусства, на наш взгляд, требуется интегрированный подход, сочетающий в себе как мощную теоретическую составляющую, так и прикладную составляющую. Целью преподавания искусства в системе художественного образования является, прежде всего, развитие полихудожественных творчес-

ких возможностей обучающегося, расширение горизонтов освоения окружающего мира [10]. Интеграция в процессе освоения искусства подразумевает совершенствование методики преподавания как теоретической, так и прикладной части.

Без опоры на фундаментальные ценности теории и истории искусства невозможно полноценное постижение сущности становления художника-профессионала, дизайнера-професси-онала, архитектора-профессионала. Художественное образование, прежде всего, связано с воспитанием души, чувств, уважения к духовным ценностям. Постижение современным человеком историко-культурного наследия - это важнейшая часть в целостном художественном образовании.

Библиографический список

1. Теория искусства [Э/р]. - Р/д: http://slovari.vandex

2. Гильдебранд, А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / пер. Н.Б. Розенфельда и В.А. Фаворского. - М., 1914.

3. Зедльмайр, Х. Искусство и истина. - М., 1999.

4. Зедльмайр, Х. Искусство и истина. - М., 1999.

5. Всеобщая история искусств: в 6 т. - М., 1955-1966; История искусства народов СССР: в 9 т. - М., 1971-1982; История русского искусства: в 13 т. - М., 1953-1969.

6. Основные задачи научной деятельности Российской Академии Художеств [Э/р]. - Р/д: http://www.rah.ru/content/ru/section-science_activity.html

7. Концепция развития художественного образования утверждена 26.11.01 г. Министром культуры РФ М.Е.Швыдким и Министром образования РФ В.М. Филипповым (приказ от 28.12.2001 № 1403), 2001.

8. Зива, В.Ф. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России Авто-реф. [Э/р]. - Р/д: http://dibase.ru/article/12102009 zivavf/4

9. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб., 2008.

10. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М., 1997

Bibliography

1. Teoriya iskusstva [Ehlr]. - Rld: http:llslovari.yandex

2. Giljdebrand, A. Problema formih v izobraziteljnom iskusstve i sobranie stateyj I per. N.B. Rozenfeljda i V.A. Favorskogo. - M., 1914.

3. Zedljmayjr, Kh. Iskusstvo i istina. - M., 1999.

4. Zedljmayjr, Kh. Iskusstvo i istina. - M., 1999.

5. Vseobthaya istoriya iskusstv: v 6 t. - M., 1955-1966; Istoriya iskusstva narodov SSSR: v 9 t. - M., 1971-1982; Istoriya russkogo iskusstva: v

1З t. - M., 195З-1969.

6. Osnovnihe zadachi nauchnoyj deyateljnosti Rossiyjskoyj Akademii Khudozhestv [Ehlr]. - Rld: http:llwww.rah.rulcontentlrulsection-science_activity.html

7. Koncepciya razvitiya khudozhestvennogo obrazovaniya utverzhdena 26.11.01 g. Ministrom kuljturih RF M.E.Shvihdkim i Ministrom obrazovaniya RF V.M. Filippovihm (prikaz ot 28.12.2001 № 140З), 2001.

8. Ziva, V.F. Prognosticheskaya modelj i strategiya postroeniya innovacionnoyj sistemih khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossii Avtoref. [Ehl

r]. - Rld: http:lldibase.rularticlel12102009_zivavfl4

9. Maslou, A. Motivaciya i lichnostj. - SPb., 2008.

10. Vihgotskiyj, L.S. Psikhologiya iskusstva. - M., 1997

Статья поступила в редакцию 10.05.12

УДК 75.01 (571.15) (092)

Shishin M.Y., Mushnikova E.A. THEORRETICAL AND ART-HISTORICAL APPROACHES TO THE ANALYSIS G.F. BORUNOV'S OF WORKS.This paper presents one approach to the analysis and interpretation of works of Altai painter G.F. Borunov, reveals «an artistic task» and it's analyzed here one of the aspects of its implementation in the «genius of the genus».

Key words:G.F. Borunov, philosophical foundations, «artistic task», world-veiw axiom, «the genius of the genus».

М.Ю. Шишин, д-р филос. наук, проф., АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: shishinm@gmail.com; Е.А. Мушникова, аспирант АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: mushnikova77@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г.Ф. БОРУНОВА

В работе представлен один из подходов анализа и интерпретации произведений алтайского живописца ГФ. Борунова, выявлено «художественное задание» и проанализирован один из аспектов его реализации в «гении рода».

Ключевые слова: Г.Ф. Борунов, философские основания, «художественное задание», мировоззренческие аксиомы, «гений рода».

Искусство художника Г.Ф. Борунова (1928 - 2008) - это одна из ярких и значимых страниц алтайского искусства, и поэтому к его творчеству возрастает интерес со стороны искусствоведов и любителей искусства. Представим ряд теоретико-методологических подходов, которые позволяют вести продуктивный ана-

лиз его работ, раскрывать семантику образов и описывать систему средств художественной выразительности. Жизнь и творчество Г.Ф. Борунова уже получили освещение в ряде публикаций [1; 2; 3], а вот проблема интерпретации его работ еще остается крайне слабо разработанной. В связи с этим нам представ-

24З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.