Научная статья на тему 'Теория экономической безопасности в контексте достижений различных экономических школ'

Теория экономической безопасности в контексте достижений различных экономических школ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1405
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВОЙ КАПИТАЛ / КОРРУПЦИЯ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ECONOMIC SECURITY / THE THREAT OF ECONOMIC SECURITY / SHADOW ECONOMY / SHADOW CAPITAL / CORRUPTION / PROTECTIONISM / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Сергей Борисович

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость укрепления экономической безопасности. Дана современная трактовка экономической безопасности. Рассмотрены и систематизированы угрозы экономической безопасности. Обсуждаются функции государства в области экономической безопасности. Установлена связь между фритредерством и ухудшением экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернов Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF THE ACHIEVEMENTS OF DIFFERENT ECONOMIC SCHOOLS

Arguments, justifying the necessity to strengthen economic security, have been presented. The modern treatment of economic security has been given. Threats of economic security have been considered and systematized. The functions of state in the field of economic security have been discussed. The relation between free trade and deterioration of economic security has been found.

Текст научной работы на тему «Теория экономической безопасности в контексте достижений различных экономических школ»

УДК 330.8:338-027.45

СБ. Чернов ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость укрепления экономической безопасности. Дана современная трактовка экономической безопасности. Рассмотрены и систематизированы угрозы экономической безопасности. Обсуждаются функции государства в области экономической безопасности. Установлена связь между фритредерством и ухудшением экономической безопасности России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, теневая экономика, теневой капитал, коррупция, протекционизм, социальное партнерство.

Sergri Chernov THE THEORY OF ECONOMIC SECURITY

IN THE CONTEXT OF THE ACHIEVEMENTS OF DIFFERENT ECONOMIC SCHOOLS

Annotation. Arguments, justifying the necessity to strengthen economic security, have been presented. The modern treatment of economic security has been given. Threats of economic security have been considered and systematized. The functions of state in the field of economic security have been discussed. The relation between free trade and deterioration of economic security has been found.

Keywords: economic security, the threat of economic security, shadow economy, shadow capital, corruption, protectionism, social partnership.

К угрозам национальной безопасности относятся стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров. В современное время, по заявлению помощника секретаря Совета Безопасности России А. Гребенкина, в новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве ключевых угроз выделяются разведывательные и иные виды деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, террористических и экстремистских организаций, преступных организаций и группировок, радикальных общественных объединений [2].

Под экономической безопасностью, являющейся ключевой частью национальной безопасности, понимается такое состояние экономики, которое обеспечивает: достаточный уровень социального, политического и оборонного существования, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к существующим, возникающим и потенциально возможным (с высокой степенью вероятности возникновения) внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

К угрозам экономической безопасности России можно отнести: деформированность структуры российской экономики, сырьевую направленность экспорта; накопление физически и морально изношенного основного капитала; быстрое ослабление человеческого потенциала; дестабилизацию и кризис финансовой системы; возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов; увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; девальвацию духовных ценностей; криминализацию общества и хозяйственной деятельности.

Достижение экономической безопасности обеспечивается за счет: инновационного развития; устойчивого экономического роста; высокого качества управления; политики социального партнерства; взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности и правопорядка

© Чернов С.Б., 2016

с гражданским обществом; повышения доверия граждан к правоохранительной и судебной системам.

К сожалению, по всем направлениям укрепления экономической безопасности существуют определенные проблемы. Например, наблюдается отставание во всей сфере телекоммуникационных технологий, за исключением оборонного значения. В результате контроль над информационным полем может перейти к потенциальному противнику и (или) к крупнейшим иностранным участникам рынка, использующих методы промышленного шпионажа. По данным Эдварда Сноудена, в прошлом сотрудника Агентства Национальной Безопасности (АНБ) США, в качестве электронного «жучка», перехватывающего информацию, может служить даже простой USB-переходник. Перечисление полного арсенала АНБ США, используемого для перехвата информации, занимает 48 страниц машинописного текста [10].

Наблюдающиеся проявления экономического кризиса осложняют решение задачи по укреплению экономической безопасности России. За истекший 2015 г. валовой внутренний продукт страны снизился на 3,7 %, розничная торговля сократилась на 7,3 %, индекс промышленного производства -на 3 %, объем внешней торговли - на 27 %. В тоже время производство продуктов питания выросло на 2 %, добыча полезных ископаемых - на 0,4 %, сельскохозяйственное производство - на 2,5 %, грузооборот транспорта - на 0,9 %. По мнению независимых аналитиков, в 2016 г. продолжатся негативные тенденции в динамике валового внутреннего продукта, который сократится по ожиданиям тройки международных рейтинговых агентств на 1,3 %, агентства «Fitch» на 1 %, Moody's на 2,5 % [6].

По состоянию на январь 2015 г. Резервный фонд Российской Федерации составлял 4,95 трлн руб., а Фонд национального благосостояния - 4,39 трлн руб. [12]. В целях финансирования дефицита Федерального бюджета в июле 2015 г. часть средств Резервного фонда в иностранной валюте на счетах в Центральном банке Российской Федерации (3,16 млрд долл. США и 0,22 млрд фунтов стерлингов) была продана за 200,00 млрд руб. [11].

В последние годы наблюдается снижение доходной части бюджета за счет недогрузки производственных мощностей в условиях экономического кризиса и снижения цен на нефть, которая является одним из основных экспортных товаров современной российской экономики. По мнению министра финансов России А. Силуанова, в 2016 г. стоимость барреля нефти будет продолжать снижаться, а в отдельные периоды она достигнет 30 долл. за баррель [16].

В проекте бюджета на 2016 г. предусматриваются следующие показатели:

- расходы в реальном выражении уменьшатся в сравнении с 2015 г. на 3,5 %;

- доходы в реальном выражении сократятся в сравнении с 2015 г. на 3,4 %; дефицит бюджета достигнет 3 %;

инфляция за год составит 6,4 %.

Покрытие дефицита бюджета предусматривается за счет Резервного фонда в размере 2,1 трлн руб. [7]. Использование Резервного фонда для ликвидации дефицита бюджета продолжится и в дальнейшем. Прогнозируется, что Резервный фонд Российской Федерации уже через 3 г. сильно уменьшится и составит только 500 млрд руб. [3].

Таким образом, в ближайшей перспективе будет обостряться проблема сбалансированности государственного бюджета. Поэтому необходимо рационально расходовать выделяемые обществом финансовые ресурсы. Государственные и муниципальные закупки должны осуществляться преимущественно у национальных производителей. Только при уникальности закупаемых товаров, отсутствия подобных у отечественных производителей можно проводить импортные операции. Для укрепления доверия к органам государственной и муниципальной власти необходимо прививать аскетический тип служебного потребления государственных и муниципальных служащих, осуществляемый за счет бюджетных средств.

Одна из причин негативной динамики валового внутреннего продукта - это не эффективное государственное и муниципальное управление. Как отметил Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев, государственное управление во многом сохраняет советские черты, опирается на старые методы контроля и мотивации и работает по инерции. «Отсутствует система взаимодействия между органами власти, столь необходимая для достижения результатов при решении сложных и комплексных задач. Построение работы министерства отдается на откуп министру, не ведется внешний контроль за эффективностью организации работы, перечисляет Медведев, а при смене руководителя меняется аппарат ведомства, приоритеты, методы работы, нарушается преемственность» [5].

В России по-прежнему сохраняется значительная дифференциация в доходах населения. С одной стороны, по данным вице-премьера Правительства Россйской Федерации О. Голодец, в стране насчитывается 22 млн бедных, из которых большая часть - семьи с детьми [4]. С другой стороны, несмотря на кризис в экономике, компания Rolls-Royce в 2015 г. поставила в нашу страну на 5 % больше дорогостоящих автомобилей, чем годом ранее [8]. В результате формируется экономическая модель, описанная еще К. Марксом в знаменитой работе «Капитал. Критика политической экономии»: капиталисты стремятся платить пролетариям как можно меньше, и продать им как можно больше произведенной продукции. Итоговый результат данной модели также широко известен - затоваривание и экономический кризис.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 608 от 29 апреля 1996 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» объектами экономической безопасности являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности [14].

Подходы к устойчивому развитию страны не оставались одинаковыми. Ранний (XV- начало XVI вв.) и поздний меркантилизм (2-я пол. XVI-XVII вв.) выступали за протекционизм во внешней торговле. Основоположники раннего меркантилизма (У. Стаффорд (Англия) и Г. Скаруффи (Италия)) обосновывали максимальное ограничение импорта товаров за счет установления высоких цен на импортируемые товары и запрещали вывоз золота и серебра из страны. Представители позднего меркантилизма (Т. Ман, Д. Стюарт (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция)) выступали за снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег в другие страны, поставив главной своей задачей достижение положительного торгового баланса за счет превышения экспорта над импортом.

Основоположник классической школы Адам Смит в своей основной научной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) выступил против торговых ограничений и предложил принцип абсолютных преимуществ, в соответствии с которым основой развития международной торговли служит различие в абсолютных издержках. В книге «Начала политической экономики и налогообложения» (1817 г.) продолжатель идей фритредерства А. Смита Давид Рикардо обосновал принцип сравнительных преимуществ, в соответствии с которым странам выгодно экспортировать только те товары, по которым у них есть сравнительные преимущества.

Споры между протекционистами и фритредерами не утихают до сих пор. Несомненно, фри-тредерские взгляды на экономическое развитие выгодны тем странам, которые первыми прошли стадию индустриализации и сформировали конкурентные преимущества, обеспечивающие закрепление отсталых стран за технологически развитыми государствами.

В исторической школе основное внимание уделялось изучению истории хозяйства и анализу конкретных экономических ситуаций. Один из основателей немецкой исторической школы Ф. Лист, защищая идеи господства Германии в Европе, в работе «Национальная система политической эконо-

мии» (1841 г.) выделил такой важный фактор развития экономики, как национальность. Он также выступил против идей А. Смита о всеобщности для всех стран единых экономических законов и утверждал, что полная свобода торговли тормозит развитие производительных сил в отстающих странах.

Многие идеи исторической школы были продолжены в институционализме. Основатель ин-ституционализма Т.Веблен в работе «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (1899 г.) отмечал, что к руководству должна прийти технократия. В результате производство начнет функционировать для удовлетворения потребностей и будет происходить эффективное распределение природных ресурсов и справедливое распределение доходов. Идеи Т. Веблена продолжил Дж.Гэлбрейт в работе «Новое индустриальное общество» (1961 г.). К тенхноструктуре Дж. Гэлбрейт относил ученых, конструкторов, специалистов по технологии, управлению, финансам, т.е. всех тех, кто работает в крупных корпорациях и имеют целью, по его мнению, не получение прибыли, а постоянный экономический рост.

Переход к так называемой рыночной экономике в России, как отмечал академик Д.С. Львов, проходил при идеологии радикального либерализма, которая отличалась крайним упрощением реальной экономической политики и сведением ее к трем постулатам: либерализация, приватизация и стабилизация через жесткое формальное планирование денежной массы, что привело к обострению социальных проблем, ухудшению экономических показателей деятельности общества. Поэтому, по замыслам Д.С. Львова, «рыночная» экономика - не самоцель, а средство; отсюда - задача экономической науки состоит в нахождении путей минимизации текущих экономических и социальных издержек, неизбежно сопровождающих преобразования такого масштаба. Им было предложено делать упор на поиск решений, направленных на максимальное использование имеющегося научно-производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, широкую социализацию реформ [15].

В последние годы усиливаются угрозы экономической безопасности Российской Федерации: увеличивается имущественная дифференциация населения и повышается уровень бедности;

деформируется структура экономики (сырьевая направленность экспорта; импортозави-симость по многим продовольственным, лекарственным и технологически важным товарам); возрастает неравномерность социально-экономического развития регионов; накапливается физически и морально изношенный основной капитал;

- дестабилизируется финансовая система;

- происходит девальвация духовных ценностей;

- ослабевает человеческий потенциал;

- усиливается криминализация общества и хозяйственной деятельности [17].

Экономическая безопасность фирм и, соответственно, страны во многом определяется техническим уровнем оборудования, который, в свою очередь, зависит от их своевременного обновления. Только осуществив последнее можно:

- снизить уровень внешних издержек;

- улучшить качество выпускаемой продукции;

- осуществить эффективное импортозамещение в условиях введения санкций рядом западных стран;

- уменьшить монотонность труда, присутствующую при эксплуатации устаревшего оборудования;

- увеличить производительность труда;

- обеспечить конкурентоспособность российских компаний в открытой экономике;

повысить привлекательность отечественного бизнеса для привлечения иностранного капитала;

приостановить отток ресурсов в сферу теневой экономики;

- создать объективную основу для долгосрочного роста российской экономики.

Техническое состояние российской промышленности не соответствует поставленным задачам. Например, в авиакомпаниях средний срок службы действующего парка магистральных пассажирских самолетов, характеризующий общее состояние парка по срокам эксплуатации, составляет 13,8 лет, региональных - 27,4 лет, грузовых - 22,8 года, легких - 27,2 лет; около 35 % западных самолетов в российском парке имеют срок службы более 15 лет [13].

Не менее негативная ситуация сложилась в сфере жилищно-коммунального хозяйства, где около трети основных фондов уже полностью отслужили нормативные сроки; износ сетей и оборудования в сфере коммунального хозяйства огромен - от 50 % до 90 %, а в отдельных случаях этот показатель достигает и 100 %; имеется большое количество бесхозных коммунальных объектов [9].

Поэтому в современное время назрела необходимость проведения новой индустриализации российской экономики, что осложняется ее теневизацией. В результате общество сталкивается с отрицательными последствиями.

1. Происходит отток инвестиций в теневой сектор экономики.

2. Вследствие невыгодности технического перевооружения тормозится научно-технический прогресс.

3. Сокращается инвестирование со стороны легальных участников рынка.

4. Увеличивается налоговое бремя легальных экономических субъектов.

5. Любой вид макроэкономической политики становится неэффективным, так как в расчетах используются недостоверные показатели

6. Увеличиваются общественные издержки на противодействие теневой экономике и недопущению отмывания криминального капитала [18].

7. Происходит перераспределение доходов в пользу организаторов теневого предпринимательства, которое может осуществляться:

насильственным путем (кражи, грабежи, разбои);

посредством введения в заблуждение субъектов рынка (мошенничество);

за счет манипуляций ценами в условиях возникновения на рынках монополий и моноп-

соний;

в результате эксплуатации наемного труда путем установления заработной платы ниже предельного продукта предельного работника.

8. Возникают стагфляционные процессы, так как инфляция усиливается за счет денежных средств, накопленных в теневой экономике. Кроме того, на инфляцию оказывает воздействие рост фальшивомонетничества.

9. Полученные большие теневые доходы могут быть направлены для коррумпирования должностных лиц и финансирования узкокорыстных политических интересов [19].

10. Эффект нарушителя принуждает предпринимателей переходить на снижение издержек и рост выручки незаконными способами, что не способствует выработке столь необходимой в настоящее время стратегии сокращения затрат на единицу выпускаемой продукции. В результате усиливается технологическая отсталость российских предприятий.

11. Конкуренция в условиях оппортунистического поведения агентов рынка приводит к обману потребителей и ухудшению качества выпускаемой продукции. Например, по данным Союза потребителей «Росконтроль», нечестные производители для удешевления производства колбасы используют заменители говядины и свинины (соевый и коллагеновый белок, мясо птицы механической

обвалки, шкура животных), крахмал, а также различные влагоудерживающие добавки, позволяющие продавать воду по цене мяса. При этом в описании фальсифицированной продукции часто отмечается, что она произведена в соответствии с ГОСТом. Другой пример: по мнению Россельхознадзора, в России около 78 % сыра фальсифицировано, а в Москве и Подмосковье - 45 % [1].

12. Монополизация и формирование псевдорынков привели к слабо контролируемому росту тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства [20].

В результате происходит расширенное воспроизводство теневой экономики: полученные теневые доходы инвестируются в теневой сектор, воспроизводятся в расширенном объеме, как субъекты теневого рынка, так и производственные отношения между ними. Как следствие в обществе наблюдается значительная социально-экономическая дифференциация населения, организаций и регионов, замедляется результативность принимаемых правительством антикризисных мер. В современное время либерализм проявляется в форме неолиберализма. Особенностью современного российского неолиберализма является обслуживание государством, прежде всего, интересов предпринимательства. На смену неолиберальной экономической политики должна прийти экономическая политика социального партнерства, в основе которой должны лежать следующие принципы.

1. Равенство труда и предпринимательства как факторов производства (нельзя «кошмарить» не только бизнес, но и наемный труд и потребителей).

2. Использование, прежде всего, внутренних инвестиционных ресурсов.

3. Опережающее развитие перерабатывающих производств, использующих имеющиеся в России ресурсы.

4. Выделение и приоритетное развитие наукоемких отраслей, в которых Россия способна приобрести и (или) сохранить неоспоримые конкурентные преимущества (например, военно-промышленный комплекс, атомная промышленность и т.д.).

5. Модернизация и новое строительство производственной инфраструктуры (дороги, мосты и

т.д.).

6. Формирование реального механизма индикативного планирования национальной экономики в целях уменьшения сырьевой направленности российского экспорта, импортозамещения, инновационного и индустриального развития российской экономики.

7. Стабилизация курса национальной валюты.

8. Рациональное расходование бюджетных средств.

9. Недопущение ухудшения социальных гарантий населения.

10. Прогрессивное налогообложение сверхдоходов.

Рыночные отношения нельзя допускать всюду, так как рынок совсем не учитывает национальных интересов. Государственные органы управления должны сосредоточить свои усилия на стратегических направлениях развития страны и законодательно регулировать рыночные отношения. Следовательно, абсолютизация идеи рынка и рыночных отношений приводит к негативным последствиям в жизни общества, созданию благоприятных условий для развития теневой экономики. Рынок должен быть не самоцелью, а лишь средством для процветания государства и его народа. Политика перехода к рынку в России привела к разрушению созданной в Советском Союзе системы экономической безопасности государства, что было выгодно экономическим конкурентам возникающего российского бизнеса.

Нельзя допускать снижение социальной защищенности российских трудящихся под флагом оптимизации бюджетных расходов. Предлагаемое повышение пенсионного возраста, отказ в индексации пенсий работающих пенсионеров вызовут побудительные мотивы к участию значительной части российского общества в теневой экономической деятельности. Поэтому назрела необходимость перехода к экономической политике социального партнерства, столь необходимая для осуществления новой индустриализации страны.

Противодействуя теневой экономике и стимулируя предприятия в деле обновления оборудования, можно увеличить их производственный потенциал. Как следствие будет укрепляться экономическая безопасность фирм и страны в целом. В противном случае в ближайшей перспективе Россия вступит в эпоху техногенных катастроф, а ее экономика станет полностью неконкурентоспособной по отношению к передовым странам.

Библиографический список

1. Более половины колбас в магазинах оказалась подделкой [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://news.mail.ru/society/24372587/ (дата обращения : 24.12.2015).

2. В Совбезе перечислили основные угрозы национальной безопасности России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://news.mail.ru/politics/24582286/ (дата обращения : 20.01.2016).

3. Воздвиженская, А. Минфин предсказал сокращение Резервного фонда в 10 раз [Электронный ресурс] / А. Воздвиженская. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2015/07/02/rezervi-site.html (дата обращения : 10.12.2015).

4. Голодец заявила о 22 миллионах бедных в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.interfax.ru/russia/487294 (дата обращения : 25.12.2015).

5. Дмитрий Медведев предложил Владимиру Путину измениться [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/04/22/638724-dmitrii-medvedev-predlozhil-vladimiru-putinu-izmenitsya (дата обращения : 22.04.2016).

6. За последний год ВВП России снизился на 3,7 % [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.aup.ru/news/2016/03/03/7406.html (дата обращения : 3.03.2016).

7. Кувшинова, О. Правительство повысило дефицит бюджета 2016 г. из-за расходов на оборону [Электронный ресурс] / О. Кувшинова. - Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/economics/articles/ 2015/10/09/612090-defitsit-byudzheta-2016 (дата обращения : 08.10.2015).

8. Контрасты кризиса в России: Rolls-Royce ставит рекорды продаж [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://auto.mail.ru/article/58950-kontrasty_krizisa_v_rossii_rolls-royce_stavit_rekordy_prodazh/ (дата обращения : 15.01.2016).

9. Нилова, Е. Закон и Порядок. Почему принятые законы не могут исправить ситуацию в сфере ЖКХ [Электронный ресурс]. / Е. Нилова. - Режим доступа : http://www.afanasy.biz/news/law_and_order/ ?ELEMENT_ID=58510 (дата обращения : 21.05.2013).

10. Нужны ли России свои процессоры и мобильные телефоны [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://texnomaniya.ru/electronics/nuzhni-li-rossii-svoi-processori-i-mobilnie-telefoni.html (дата обращения : 07.02.2014).

11. Проценко, А. Минфин уточнил состояние Резервного фонда и ФН [Электронный ресурс] / А. Проценко -Режим доступа : http://www.rg.ru/2015/08/03/fond-site-anons.html (дата обращения : 10.12.2015).

12. Резервный фонд России в 2015 году: тенденции развития [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://finansiko.ru/rezervnyj-fond-rossii-v-godu/ (дата обращения : 10.12.2015).

13. Самойлов, И. А. Развитие парка самолетов российских авиакомпаний [Электронный ресурс] / И. А. Самойлов, О. Ю. Страдомский, В. С. Шапкин. - Режим доступа : http://p-as.ru/img/IB -2013-01-08 (дата обращения : 10.12.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 N 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://zakonbase.ru/content/base/39145 (дата обращения : 24.04.2016).

15. У экономики России есть будущее! Интервью академика Д.С. Львова журналу «Обозреватель - Observer». [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://observer.materik.ru/observer/N03_99/3_01.HTM (дата обращения : 24.04.2016).

16. Филипенок, А. Силуанов предсказал падение цен на нефть ниже $30 за баррель. [Электронный ресурс] / А. Филипенок. - Режим доступа : http://www.rbc.ru/economics/12/12/2015/566be9799a79471aa0e97e6a (дата обращения : 12.12.2015).

17. Чернов, С. Б. Теневые экономические отношения: монография / С. Б. Чернов. - М. : ГУУ, 2013. - 118 с. -ISBN 978-5-215-02517-8.

18. Чернов, С. Б. Отмывание криминального капитала как угроза безопасности экономики России. / С.Б. Чернов // Вестник университета. - 2016. - № 2. - С. 98-105.

19. Чернов, С. Б. Теневая экономика как угроза экономической безопасности России в условиях ее неоиндустриализации. / С. Б. Чернов // Вестник университета. - 2015. - № 11. - С. 175-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.