15.5. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ФИНАНСИРОВАНИЯ КАДРОВ
Потехина Елена Витальевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры математики и информатики Российского государственного социального университета.
Аннотация: В научной статье рассматривается роль и значение образования как одной из важнейших составляющих человеческого развития в отечественной и зарубежной практике. В процессе исследования роли образования в современном развитии основной упор делается на проблему инвестиций в человеческий потенциал. Проведен анализ воздействия государственного финансирования сферы образования на прирост ВВП, выявлены механизмы формирования рынка знаний как одной из разновидностей современного рынка.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал общества, человеческий капитал, человеческое развитие, инвестиции в новые знания, интеллектуальная собственность.
THE THEORY OF HUMAN CAPITAL AS A CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR HUMAN RESOURCE FUNDING
Potekhina E.V., associate professor of department of mathematics and informatics of Russian State Social University, candidate of economics.
Annotation: This scientific article studies the role and importance of education as an essential component of human development in the domestic and foreign practice. In the process of studying the role of education in the modern development the main emphasis is laid on the problem of investment in human potential. This article carries out an analysis for the impact of public funding of education in GDP growth, here have been also identified mechanisms of market knowledge as a form of modern market. Keywords: society’s intellectual potential, human potential, human development, investment in new knowledge, intellectual property.
Задача высшей школы состоит в том, чтобы формировать особую творческую среду, социокультурное значение которой заключается в воспроизводстве знаний и духовных ценностей как основы для создания концепций, теорий, методологий, технологий, инновационных инженерных проектов и повышения уровня интеллектуального потенциала общества.
По мнению отдельных экономистов, экономика, основанная на знаниях, или интеллектуальная экономика -это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Таким образом, это такая экономика, где знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов. Одновременно это экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичных инноваций, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования1.
1 Добрынин А.И., Дятлов С.А. США: Человеческий фактор и эффективность экономики. - М.: Наука, - 1991. - с. 18
Образование является одной из важнейших составляющих человеческого развития. Оно расширяет возможности человека в области приобретения знаний и профессиональных навыков, формирует человеческий потенциал, преобразует качество жизни и служит источником экономического роста.
В настоящее время в России сформировалось осознание того, что от образованности человека во многом будут зависеть такие основополагающие детерминанты, как положение человека в обществе, его материальное и моральное благополучие, возможности реализации своих материальных и нравственных потребностей, сохранение здоровья. Интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором прогрессивного развития общества.
Так для группы стран, входящих в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), темпы базового долгосрочного роста экономики зависят от поддержки и расширения глобальной базы знаний, ставших возможными в условиях информационного общества. В результате в этих странах объёмы капиталовложений в нематериальные активы, формирующие национальные базы знаний, в частности, в профессиональную подготовку кадров, научные исследования, патентование и лицензирование, программное обеспечение для вычислительных систем, маркетинг, равны капиталовложениям в основные фонды, а иногда и превышают последние.
На принципы новой экономики - экономики обеспечения качества на основе знаний, переходят и такие страны как США, Япония, Южная Корея и ряд других. В результате за период с 1980 по 2000 г.г. США увеличили расходы на образование из федерального бюджета примерно в 2 раза, с 2001 по 2015 гг. запланировано увеличить их ещё на 50%. По сравнению с Россией, расходы США на эти цели примерно в 100 раз больше. Россия не только не построила рыночные отношения, но и едва ли сможет в ближайшие годы перейти на принципы новой экономики, обеспечивающей лидерство субъекта управления и конкурентоспособность выпускаемых товаров и услуг, успешно востребованных общественным производством.
Количественно и качественно более низкий уровень образованности российского общества по сравнению с передовыми странами, на наш взгляд, проявляется в более высоких рисках техногенных катастроф последних лет. Этим же во многом обусловлены и низкие показатели производительности труда как в сфере промышленного, так и сельскохозяйственного производства, уровень отставания которых, по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, выражается порой двузначными цифрами. Таким образом, резкое повышение уровня образованности общества является вопросом национальной безопасности России.
С учетом данного подхода образование, по мнению Критского М.М.2, - это система воспроизводства человеческого капитала как совокупности физических и умственных сил, способностей, знаний и умений, используемых для наращивания производительных сил общества. Приращение разумности человека, развитие скрытых возможностей самого человека предполагает необходимость инвестиций в сферу образования для поддержания высокой экономической активности (см. табл. 1).
В процессе исследования роли образования в современном развитии основной упор делается на проблему
2 Критский М.М. Человеческий капитал: понятие, методология, субстанция // Экономика образования, - 2000. - № 2. - С. 21-26.
Потехина Е. В.
ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ФИНАНСИРОВАНИЯ КАДРОВ
инвестиций в человеческий потенциал. Как показали расчёты зарубежных учёных - экономистов, инвестиции в человеческий капитал приносят наибольшую отдачу. В современных условиях общество рассматривает образование как сферу стратегических инвестиций (в человека, в образовательный, интеллектуальный, научный, культурный потенциал общества).
Человеческий капитал, как отмечал Стоуньер Т., это адекватная постиндустриальному состоянию общества, эпохи научно - технической революции форма выражения (организации, функционирования и развития) производительных сил (качеств, свойств, способностей, функций, ролей) человека, включенных в систему социально ориентированной экономики рыночного типа в качестве ведущего элемента общественного производства и решающего фактора экономического роста.
В условиях, когда знания вовлекаются в практическую переработку ресурсов, именно знания, а не труд начинают выступать в качестве источника стоимости. Трудовая теория стоимости заменяется теорией «стоимости, создаваемой знаниями» (кпсм1ес1де-value). По мнению основоположника этой теории Т.Сакайя, «мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями». Как следствие, экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаниями и их взаимной оценки3.
Таким образом, в условиях экономики знаний:
- усиливается глобальная конкуренция на всех рынках - капитала, интеллектуальной собственности, информации, труда, ресурсов и т.д.;
- главными объектами управления являются не оборудование, не выпускаемая продукция, т.е. не средства производства и предметы труда, а работники и различные процессы по переработке компонентов, начиная от входа в систему и выхода из неё;
- основными методами управления становятся не методы изготовления продукции, а методы управления персоналом, финансовыми и различными процессами для достижения целей системы - выпуска конкурентоспособной продукции.
Любые изменения государственного финансирования сферы образования, в силу действия эффектов кумуляции и запаздывания, влияют на будущий прирост ВВП весьма долго, хотя проявляются не сразу. Кроме того, отрицательное воздействие снижения государственных расходов на образование не компенсируется их дальнейшим увеличением, так как вызывает снижение образования и профессиональной подготовки целого поколения. Эффект кумуляции, который можно объяснить изменениями в самой системе образования снижением профессионального и научного уровня преподавателей, проявляет себя тем, что снижение государственного финансирования в некотором периоде усиливает отрицательные воздействия этого снижения в последующем периоде4.
Прирост ВВП
Данное положение убедительно подтверждает метод Скаржинской Е.М.5, который основывается на следующем. Предположим, что начиная с т. С расходы на образование начинают увеличиваться от значения Ра до достигнутого в прошлом значения Рв. Соответствующее увеличение прироста ВВП пойдет по кривой СД, расположенной ниже кривой СВ, так как на рост производительности труда и на другие социальноэкономические факторы, от которых зависит прирост ВВП, окажут отрицательное воздействие последствия низкого уровня расходов на образование в прошлом (эффект кумуляции). Значение прироста ВВП в т. Д будет меньше значения прироста ВВП в т. В, при том, что значения расходов на образование в т. В и т. Д равны.
Таким образом, любое снижение расходов на образование в прошлом не может быть полностью скомпенсировано соответствующим повышением этих расходов в будущем. Для того чтобы достигнуть эффекта прироста ВВП от образования, соответствующего первоначальному уровню расходов Рв, придется после снижения расходов на образование повысить их до некоторого значения Ре, большего, чем Рв.
В инновационной системе Российской Федерации еще не сложилось ее центральное звено - крупные фирмы, способные брать на себя масштабные финансовые и технологические риски инвестиций в новые технологии. За рубежом ключевым звеном в создании инновации остается крупный бизнес, невзирая на развитие малого бизнеса, университетской науки и огромную роль государства в этом направлении.
В отечественной экономике отсутствуют также институциональные и экономические сигналы, которые поощряли бы инвестиции в новые знания и технологии. Например, в Китае общий налог на добавленную стоимость равен 18%, а для компаний, работающих в секторе информационных технологий, - всего 6%. Помимо налоговых, амортизационных, таможенных преференций необходим также эффективный институт защиты интеллектуальной собственности, позволяющий защищать и даже страховать инвестиции в науку и новые технологии.
3 Толстых Т.О. Монография «Теория и методология управления развитием региональных образовательных комплексов», Воронеж, 2005.
4 Толстых Т.О. Монография «Теория и методология управления
развитием региональных образовательных комплексов», Воронеж, 2005.
5 Скаржинская Е.М. в Экономические отношения сфере образования и современные методологические основы их использования: дис. к.э.н., Кострома, 1996. - С. 96.
Таблица 1
Страны с наилучшим развитием человеческого потенциала
Место в рейтинге (в прошлом году) Страна П редполагаемая продолжительность жизни для новорожденных (лет) Уровень грамотное™ среди взрослых (старше 15 лет, %) Процент детей и подростков соответствующего возраста, получающих начальное, среднее и высшее образование, % Валовый внутренний продукт на душу населения (из расчета паритета покупательной способное™), $ Индекс продолжительности жизни Индекс образования индекс ввп ИРЧП
1 (1) Норвегия 78,9 98 36600 0,90 0,99 0,99 0,956
2(3) Швеция 80,0 114 26050 0,92 0.99 0,93 0,946
Австралия 79,1 113 28260 0,90 0.99 0,94 0,946
4(8) Канада 79.3 95 29480 0.90 0.98 0,95 0.943
Нидерланды 78,3 99 29100 0,89 0.99 0,95 0,942
Бельгия 78.7 111 27570 0.90 0.99 0,94 0.942
7(2) Исландия 79,7 90 29750 0,91 0,96 .0,95 0,941
Sill США 77,0 92 35750 0,87 0.97 0,98 0,939
9(9) Япония 81,5 84 26940 0,94 0.94 0,93 0,938
10 (1 2) Ирландия 76,9 90 36360 0,86 0.96 0,98 0,936
57 (63) Россия 66,7 99,6 88 8230 0,69 0,95 0,74 0,795
Источник: Human Development Report 2009. Cultural Liberty in Today's Diverse World. New York: 2O09.
Сдерживает развитие инноваций в нашей стране и отсутствие гибкого и разветвленного финансового рынка, что позволило бы на ранних этапах инновационного цикла привлекать значительные ресурсы. В развитых странах в настоящее время появились механизмы, позволяющие снизить риски путем их распределения между большим числом участников и, таким образом, сформировать «рынок знаний», который наряду с рынками капиталов, товаров и услуг превращается в еще одну разновидность рынка.
Отсюда преобразования, происходящие в социально-экономическом развитии современного общества, закономерно выдвигают на первый план необходимость улучшения ресурсного обеспечения образовательной деятельности, в центре которого - информационные ресурсы, знания, способности, умения людей. По мере развития информационного общества знания превращаются в основной источник стоимости, что серьезно преобразует роль и место образования в системе общественных отношений.
В условиях глобализации функционирование мирового хозяйства со всей остротой ставит вопрос о поддержании конкурентоспособности национальных экономик. Это требует постоянного совершенствования национальных моделей образования, отработки механизмов их эффективного функционирования и рационального финансирования в зависимости от приоритетов, заявленных государством, и его финансовых, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов6.
РЕЦЕНЗИЯ
Данная статья имеет весьма актуальное значение на этапе, во-первых, реформирования высшей школы, и, во-вторых, перехода экономики на инновационный путь развития, что требует повышения интеллектуального потенциала общества, адекватного требованиям экономики, основанной на знаниях.
Приращение разумности человека, развитие скрытых возможностей самого человека предполагает необходимость инвестиций в сферу образования для поддержания высокой экономической активности.
Данное положение предопределяет качественное изменение механизма финансового обеспечения высшей школы, его диверсификацию, повышение в данном процессе роли бизнес-сообщества, эффективного использования инвестиционных ресурсов. Пример стран, входящих в организацию экономического содружества, наглядно демонстрирует, что интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором развития общества. В результате в передовых странах Европейского сообщества объемы капиталовложений в нематериальные активы, в частности, в профессиональную подготовку кадров равны, а иногда и превышают, капиталовложения в основные фонды.
К безусловным достоинствам следует отнести обоснованность направлений по изменению государственного финансирования сферы образования, повышению роли корпоративного сектора экономики в инвестиционной системе России, а также налоговых, амортизационных, таможенных преференций в новые знания и технологии.
В целом данная статья представляет безусловный интерес и может быть рекомендована к публикации в открытой печати.
Доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономики и управления»
Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ
А. М. Годин
Список литературы:
1. Добрынин А.И., Дятлов С.А. США: Человеческий фактор и эффективность экономики. - М.: Наука, - 1991. - с. 18
2. Критский М.М. Человеческий капитал: понятие, методология, субстанция // Экономика образования, - 2000. -№ 2. - С. 21-26.
3. Толстых Т.О. Монография «Теория и методология управления развитием региональных образовательных комплексов», Воронеж, 2005.
4. Скаржинская Е.М. в Экономические отношения сфере образования и современные методологические основы их использования: дис. к.э.н., Кострома, 1996. - С. 96.
5. Брунер Х.Х. Глобализация, образование и революция в технологии / Х.Х.Брунер // Перспективы. - 2001. - № 3.
6 Брунер Х.Х. Глобализация, образование и революция в технологии / Х.Х.Брунер // Перспективы. - 2001. - № 3.
31S