Научная статья на тему 'Теория человеческого капитала через призму финансового обеспечения образования Финляндии'

Теория человеческого капитала через призму финансового обеспечения образования Финляндии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
638
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ФИННО-УГОРСКИЙ РЕГИОН / ФИНЛЯНДИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутова И.Н.

В статье рассмотрены вопросы воспроизводства человеческого капитала в Финляндии и, в частности, инвестиции в образование. Показана роль государства, которое обеспечивает реализацию конституционных прав граждан этой страны на бесплатные образовательные услуги, что дает Финляндии возможность занять лидирующее положение в европейской инновационной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория человеческого капитала через призму финансового обеспечения образования Финляндии»

зарубежный опыт

УДК 336.61

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФИНЛЯНДИИ

И. Н. КРУТОВА, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: irina. n. krutova@mail. ru Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

В статье рассмотрены вопросы воспроизводства человеческого капитала в Финляндии и, в частности, инвестиции в образование. Показана роль государства, которое обеспечивает реализацию конституционных прав граждан этой страны на бесплатные образовательные услуги, что дает Финляндии возможность занять лидирующее положение в европейской инновационной системе.

Ключевые слова: инвестиции, финансирование, человеческий капитал, образование, инновации, финно-угорский регион, Финляндия.

Актуальность темы исследования. Проблема корреляции фундаментальных положений экономической науки и ее прикладных аспектов сложна и многоаспектна в силу сложности и многоаспек-тности как отдельных теоретических постулатов экономической науки, так и прикладных элементов ее реализации. Использование в качестве методологии научного познания системного, исторического, географического, функционального, комплексного подходов еще более усложняет картину научного исследования, но вместе с тем делает ее более полной. Кроме того, одна и та же фундаментальная теория экономической науки может быть рассмотрена с позиций практически любой прикладной экономической науки, что также усложняет восприятие первооснов. В рамках одной научной статьи невоз-

можно исследовать всю научную проблему. Вместе с тем именно устойчивая взаимосвязь теории с практикой обеспечивает синергический эффект при реализации главной цели функционирования экономики — рационального обеспечения потребностей человека, государства. Не последнюю роль в этом процессе играет изучение и ассимиляция лучших мировых практик, естественно там, где это возможно. Показатели социально-экономического развития успешных мировых экономик могут служить ориентирами, индикаторами целей развития экономики нашей страны. А мировые финансовые практики как инструменты достижения указанных целей могут быть у нас адаптированы с известными поправками.

Так как центральным звеном экономики является человек, «человек — потребитель» и «человек — производитель», то можно предположить, что теория человеческого капитала является достаточно важным фундаментальным положением экономической науки. Вместе с тем необходимо отметить, что человек как экономический субъект не может функционировать вне финансовой системы государства, а создание человеческого капитала, которое может использоваться для производства товаров, работ и услуг, немыслимо без расходования материально-денежных ценностей. Человеческий

капитал может создаваться и поддерживаться путем реализации таких социальных, конституционно закрепленных функций государства, как образовательная, здравоохранительная, культурная и др. В данной связи нетрудно представить логическую цепочку «человек — человеческий капитал — образование — финансирование». К сожалению, сравнительный анализ индикаторов уровня развития человеческого капитала в нашей стране и странах с социально ориентированной рыночной экономикой позволяет констатировать тот факт, что уровень развития национальной образовательной системы зачастую не соответствует мировым стандартам. Во многом это связано с низкой эффективностью финансового обеспечения образовательной деятельности. В данной связи представляется целесообразным изучение взаимосвязи показателей уровня развития человеческого капитала и финансового обеспечения образования Финляндии как развитой страны мира с социально ориентированной рыночной экономикой.

Степень изученности проблемы. Изучению и развитию положений теории человеческого капитала уделено внимание в работах Е. Л. Аксеновой, Т. Ю. Базарова, О. Ю. Брюхова, Н. И. Гвоздевой, А. В. Корицкого, Е. С. Котырло, А. Л. Куракова, Г. Х. Шингарова.

Проблемам финансирования образования посвящены исследования Н. К. Алимовой, А. С. Борисова, Т. Л. Клячко, В. К. Крутикова, О. Н. Кушеевой, Э. И. Скоблевой и др.

Образовательная система Финляндии достаточно полно исследована в работах И. П. Куликовой, Д. А. Рубвальтера, О. В. Руденского и др.

Вместе с тем взаимосвязь количественных и качественных показателей уровня развития человеческого капитала и финансирования образования в условиях развитых экономик со сходной с российской моделью финансирования образования (например, Финляндии) изучена недостаточно.

Объектом исследования является система образования Финляндии. Предмет исследования — теоретические и практические аспекты реализации финансового обеспечения развития человеческого капитала в развитых странах мира с социально ориентированной рыночной экономикой на примере Финляндии.

Целью исследования является выявление взаимосвязи количественных и качественных показателей уровня развития человеческого капитала и финансирования образования Финляндии на при-

мере сопоставления интегрированных и частных показателей развития человеческого капитала и финансирования образования, проведения параллелей между фундаментальными положениями теории человеческого капитала и эмпирическими данными по финансовому обеспечению образования человека на протяжении всей жизни.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные актуальным проблемам теории человеческого капитала и финансирования образования, информационные ресурсы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского союза (ЕС).

При проведении исследования использовались следующие методы научного познания: синтез, индукция, дедукция, системный анализ, функциональный анализ, статистические методы, методы экспертных оценок и др.

Основная часть. В начале 1990-х гг. в Финляндии была провозглашена эра инновационной политики. Фактически этот подход строился на ассимиляции концепции национальной инновационной системы и принципов «общества знаний», принятых в ОЭСР. Этот политический этап нацелил Финляндию на создание условий для интенсивного роста знаний, развития и модернизации системы образования, создания условий для повышения конкурентоспособности нации, роста объемов интеллектуальной собственности, национальных и интернациональных научных сетей, механизмов трансферта и коммерциализации технологий [4].

С увеличением роли инновационного развития в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов к проблемам воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы имеющейся в наличии данной рабочей силы. Структурные изменения в современной рыночной экономике и послужили той объективной основой, на которой возникла современная концепция человеческого капитала [2].

Качество человеческого капитала в условиях «новой» экономики становится основой конкурентоспособности и экономического развития регионов и государств. Поэтому во всем мире учебные заведения становятся все более активными и зачастую системообразующими участниками инновационных

систем. Одной из целей создания Европейского социального фонда (наднационального органа ЕС) является увеличение занятости и расширение перечня рабочих мест путем создания европейской системы образования на протяжении всей жизни, повышения качества человеческого капитала путем реформирования образовательных систем и учреждений.

Опыт Финляндии, за последние 2 десятилетия занявшей лидирующие позиции в мировых рейтингах инновационности и конкурентоспособности, показывает, что именно образование явилось основой высокого качества жизни, сложившегося в стране. В 2011 г. в Европейской шкале инноваций Финляндия заняла 4-е место по общему инновационному индексу, по уровню развития человеческих ресурсов — 2-е место [3].

Во многом эти показатели были достигнуты в результате существенных объемов финансирования высшего образования: расходы на образование в Финляндии в расчете на одного студента в 2010 г. составили 10 157 долл. в год. Это выше, чем в Израиле, Италии, Испании, России. Показатели этих стран — 6 537, 8 690, 9 484 и 5 058 долл. соответственно [2].

Наряду со свойством достаточности расходы на образовательную систему Финляндии обладают свойством эффективности. Так, расходы на образование в Финляндии как доля ВВП незначительно возросли с 6,3 % в 1995 г. до 6,5 % в 2010 г., что объясняет рост на 0,1 % расходов на среднее образование и на 0,1 % расходов на дошкольное образование, которые в 2010 г. составили соответственно 4,1 и 0,4 % ВВП. Подобная стабильность свидетельствует об эффективном использовании финансовых ресурсов образовательной системы. Практически при том же уровне реальных (скорректированных на индекс инфляции) затрат на протяжении полутора десятка лет количественные и качественные показатели уровня развития человеческого капитала как индикатора бюджетной эффективности улучшаются либо остаются на достигнутом высоком уровне, что и подтверждается рейтингами международных организаций. При этом образовательная система Финляндии финансируется прежде всего из государственного бюджета.

Человеческий капитал, как его определяют представители классической школы экономической теории, состоит из приобретенных в процессе обучения знаний, навыков, мотивации и энергии,

которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода в целях производства товаров и услуг [1].

Наращивание интеллектуальных преимуществ является залогом достижения профессионального успеха. Независимо от того, какими материальными ресурсами обладает система, сами по себе они не приумножатся. И государство, и фирма развиваются благодаря энергии и интеллекту людей. Можно предположить, что значение указанных качественных индикаторов уровня развития человеческого капитала (профессиональные знания, профессиональные навыки) напрямую зависит от показателей финансирования такого сегмента образовательной системы, как «профессиональная подготовка».

По показателю «образование и профессиональная подготовка» Финляндия занимает 1-е место в мире. При этом надо отметить, что страна имеет высокий уровень начального и среднего образования населения. Довузовское образование в стране среднестатистический учащийся Финляндии получает за 12 лет. За этот период времени на его обучение расходуется 104 596 долл. Дошкольное и среднее образование в Финляндии длится 6 лет. За этот период времени на одного учащегося приходится 45 747 долл. На общее образование, которое длится 3 года, в среднем на одного учащегося тратится 35 114 долл. Среднее образование среднестатистический учащийся получает за 3 года, сумма финансирования его обучения составляет 23 735 долл. Высшее образование учащийся в Финляндии получает за 4,78 года, что в финансовом эквиваленте составляет 79 224 долл.

Можно сделать 4 предположения, касающихся спроса на высшее образование:

1) вероятность поступления в высшее учебное заведение людей, ориентированных на текущее потребление, меньше, чем людей, ориентированных на получение доходов в будущем (при прочих равных условиях);

2) в большинстве случаев студентами становятся люди в молодом возрасте;

3) количество обучающихся в платных высших учебных заведениях уменьшается при увеличении расходов на обучение (при прочих равных условиях);

4) количество обучающихся в высших учебных заведениях возрастет, если различия в заработках лиц с высшим образованием и выпускников школ увеличатся (снова при прочих равных условиях) [2].

Из числа слушателей вузов 62 % относятся к категории занятых, 35 %—к безработным, 36 %—к нетрудоспособным. Оценка формальной возможности поступления в вузы и ее реализации показала, что из общего числа обучавшихся по программам среднего образования получили соответствующие дипломы и соответственно возможность продолжить образование на первой ступени университетского образования Финляндии 93 % учащихся, из них 89 % мужчин и 97 % женщин. Зачисленными по результатам вступительных экзаменов в вузы страны оказались 70 % поступавших, из них 61 % мужчин и 79 % женщин. В настоящее время анализируемые показатели являются одними из самых высоких по странам финно-угорского региона. Для сравнения: в Венгрии только 64 % учащихся получили аттестат зрелости и 57 % абитуриентов поступили в вузы.

Доступные статистические данные свидетельствуют, что Финляндия по состоянию на 2008 г. находится в процессе перехода на разработанные в рамках Болонского процесса образовательные стандарты. Так, в соответствии с требованиями Болонского процесса было выпущено только 56 % квалифицированных специалистов, из них 47 % бакалавров (первая ступень обучения длительностью 3—4 года), 7 % магистров (вторая ступень обучения общей длительностью 4—8 лет) и 2 % докторов.

Для сравнения: другая страна финно-угорского региона Эстония по состоянию на тот же отчетный период практически полностью перешла на новые образовательные стандарты, в соответствии с которыми обучены и дипломированы 94 % квалифицированных специалистов, из них 74 % — бакалавры, 16 % — магистры и 3 % — специалисты в рамках пролонгированной первой ступени.

Вместе с тем также относящаяся к финно-угорским странам Венгрия по состоянию на 2008 г. выпустила только 3 % дипломированных в соответствии с требованиями Болонского процесса специалистов, из них 1 % — бакалавры, 2 % — обладатели докторской степени [6].

Следует отметить, что по программам магистратуры в Финляндии обучаются студенты только в определенных отраслях знаний, а именно: в общественных науках, в том числе экономических и юридических науках (в частности, в областях знаний, связанных с бизнесом, юриспруденцией, туризмом и остальной сферой услуг).

К специальным образовательным программам подготовки лицентиатов, которые выходят за

рамки компетенций Болонской модели, относятся программы в области медицины, ветеринарии и программы подготовки дантистов. Соответствующие программы готовятся на базе конкретного университета и длятся: первая ступень — 4 года, вторая ступень (собственно лицентиат) — 1—2 года, докторантура — 5—6, 3—4, 3—6 лет в зависимости от выбранной специальности.

В Финляндии, как и в других странах, затронутых Болонским процессом, действует общеевропейская система учета учебной работы студентов. В соответствии с этой системой студенты университетов, прошедшие первую ступень высшего образования (бакалавриат), получают 180 кредитных единиц. Прошедшие вторую ступень (магистратуру) получают 120 кредитных единиц. Третья ступень (программа докторантуры) рассчитана на 4 года. Данные характеристики являются наиболее типичными для образовательных систем, сформированных в рамках Болонского процесса.

Программа бакалавриата в политехнических университетах гарантирует от 210 до 240 кредитных единиц, магистратуры — 90 кредитных единиц, программы докторантуры в политехнических университетах отсутствуют. Образовательные программы политехнических университетов также сформированы в соответствии с требованиями Болонского процесса, хотя и не являются типичными.

Что касается достаточности финансирования высшего образования, то в «обществе знаний» именно этот показатель в значительной степени определяет инновационность и конкурентоспособность страны, а также развитие рынка интеллектуальной наукоемкой продукции и уровень спроса на эту продукцию. С другой стороны, это увеличивает количество исследователей в стране [4].

Научная политика Финляндии преследует цель интернационализации науки, прежде всего базовой (фундаментальной). Модель человеческого капитала рассматривает добровольную мобильность как инвестиции, при которых краткосрочные затраты осуществляются с целью получения долгосрочных выгод. Если текущая ценность выгод (приведенная к текущему моменту времени), связанных с мобильностью, превышает денежные и моральные издержки, то решение о смене места учебы рационально. Если же дисконтированный поток выгод не компенсирует издержки, то люди будут воздерживаться от таких действий [2].

По состоянию на 2008 г. 3,1 % финских студентов учились за рубежом, из них 2,8 % — по программам бакалавриата, 6,6 % — по программам докторантуры, приблизительно треть финнов обучаются в Швеции, пятая часть — в Великобритании, 7 % — в США. Кроме того, в вузах страны обучаются 3,7 % студентов — иностранцев, из них 3,3 % по программам бакалавриата, 8,8 % — по программам магистратуры. Более половины иностранцев, являющихся студентами в Финляндии, — эстонцы. Особой популярностью у них пользуются общественные и инженерные науки — 2/3 контингента выбирают именно эти специальности [6].

В этой связи поощряется и стимулируется мобильность студентов и исследователей. Так, созданный в рамках министерства образования центр международной мобильности имеет целью интернационализацию обучения и исследований посредством установления более тесных связей между институтами высшего образования Финляндии и зарубежных стран. Центр стимулирует академическую мобильность финских студентов и университетских исследователей с тем, чтобы создать у Финляндии репутацию страны с прекрасными научными и социальными возможностями для окончивших университет и магистратуру. С этой целью, в частности, предоставляются соответствующие гранты для студентов и исследователей из зарубежных университетов и НИИ. Следует отметить, что в категорию расходов на высшее образование в Финляндии включают расходы на научно-исследовательскую работу, которые в пересчете на 1 студента составляют 5 388 долл. в год.

Привлечение финских и иностранных студентов, окончивших университеты, в сферу научных исследований в Финляндии считается одной из важных задач системы образования и научной политики. Для решения этой задачи Финляндия предоставляет иностранным исследователям те же самые привилегии и доступ к бюджетному финансированию (грантам), которые имеют финские студенты и университетские исследователи [3].

Академия Финляндии 2 раза в год (в январе и октябре) проводит конкурсы по заявкам на получение финансовой поддержки. Академия может профинансировать заявки на получение исследовательских грантов, в том числе персональных, по проектам, имеющим высокий научный уровень, а также грантов на обучение или оплату работы в рамках международного сотрудничества с иност-

ранными исследователями. В зависимости от характера проекта финансирование предоставляется для компенсации заработной платы; гонораров; косвенных затрат, идущих на оплату заработной платы служащих, командировочные расходы, на покупку научного оборудования, проведение семинаров, на приглашение зарубежных исследователей и, разумеется, прямых затрат, связанных непосредственно с выполнением исследовательского проекта. Налог на добавленную стоимость покрывается за счет гранта. Гранты могут предоставляться на проведение исследований или докторских работ за рубежом, а также зарубежным исследователям, приезжающим в Финляндию на срок до 1 года. Финляндия заинтересована в привлечении зарубежных исследователей. Это одно из важнейших направлений политики как в сфере исследований, так и в образовании.

Исследовательские проекты академии — это те проекты, которые финансируются с целью найма научного и другого штата, закупки оборудования и материалов, а также других расходов, связанных с исследованиями. Цель такого финансирования заключается в том, чтобы достичь мирового уровня исследований и привлечь к ним на территории Финляндии зарубежных специалистов с не менее чем докторскими степенями.

Иностранные исследователи приглашаются финским лидером проводимого исследования, заинтересованным институтом или университетом. Университет или научно-исследовательский институт могут обратиться в министерство или академию с просьбой предоставить дополнительные ресурсы для приглашения зарубежного исследователя в Финляндию при условии, что этот исследователь примет активное участие в работе исследовательской группы, выполняющей проект. Считается, что он может привести с собой в Финляндию соответствующие знания и ноу-хау. Финансовые ресурсы для приглашения иностранного исследователя предоставляются в форме гранта на срок не менее 3 мес. В некоторых случаях возможны и более короткие визиты. В дополнение к предоставленному гранту зарубежному исследователю Академией могут быть возмещены расходы на транспорт, так же как и транспортные расходы на сопровождающую его семью, если продолжительность визита не менее 6 мес.

Академия служит контактной точкой Финляндии для ряда международных организаций, субсидируя при этом участие финских исследователей в

международных научно-исследовательских проектах. Финансирование для этих целей может быть получено в следующих случаях:

— для профессиональной подготовки и работы финских исследователей за рубежом;

— для обучения финских исследователей в институтах ЕС;

— для оплаты иностранных исследователей, приглашенных на работу в Финляндии;

— для оплаты двухстороннего обмена исследователями;

— для организации международных конференций;

— для командировки с целью подготовки кооперативных проектов в области научных исследований [4].

В процессе реализации образовательных услуг государство оказывает разнообразные формы государственной поддержки. Ученики и студенты получают бесплатные учебные и методические материалы, горячее питание, медицинские и стоматологические услуги, в случае необходимости — бесплатные транспортные и жилищные услуги. Государственную поддержку в той или иной форме получают 55 % студентов вузов. Вместе с тем большая часть финансовых ресурсов довузовского образования тратится на прямые (уставные) образовательные услуги (3,24 % ВВП, или 6 430 долл. на 1 учащегося) и лишь 0,4 % ВВП (786 долл.) тратится на сопутствующие услуги. В высшем образовании это соотношение составляет 0,98 и 0,65 % ВВП соответственно.

Финансовые ресурсы образования в Финляндии, как и в других странах мира, делятся на инвестиционные (капитальные) и текущие расходы. Большая часть текущих расходов представляет собой расходы на оплату труда. Соотношение капитальных и текущих расходов на образование делится по типам образования. При реализации финансирования дошкольного, среднего и среднего профессионального образования капитальные расходы составляют 8,7 %, высшего — 3,4 %. Доля текущих расходов в общем объеме финансовых ресурсов довузовского образования составляет 91,3 %, высшего — 96,6 %. Доля заработной платы в текущих расходах довузовских образовательных учреждений составляет 65,6 %, учреждений высшего профессионального образования — 62,5 % [6].

При формировании человеческого капитала наблюдается «общий приумножаемый эффект».

Его сущность заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у человека, который учится, но и у человека, который учит, что впоследствии приводит к росту доходов как первого, так и второго [1].

Согласно положениям теории человеческого капитала, если образовательная подготовка связана с получением дополнительного заработка, превосходящего стоимость подготовки, то можно охарактеризовать затраты на приобретение образования как возрастающую стоимость. Но сказать, что это капитал, то есть самовозрастающая стоимость, было бы нелепо. Ценность квалификации возрастает не сама: непременным условием является здесь труд ее носителя. Корректировка на различия в количестве отработанных за год человеком часов заметно снижает экономический эффект среднего образования и почти никак не сказывается на отдаче высшего образования [2].

До 2007 г. заработная плата университетских исследователей базировалась на тех размерах заработной платы, которые установлены для служащих, работающих в государственном секторе, и зависела от срока службы в этом секторе экономики [4]. В 2007 г. в Финляндии была принята новая система оплаты труда педагогического персонала. До 2007 г. заработная плата исчислялась исходя из отработанных часов учебной нагрузки и стажа преподавателя. В новой системе заработная плата зависит от степени выполнения возложенных на преподавателя учебных задач, то есть от конечных результатов его работы, профессионализма и опыта. К основному заработку могут быть добавлены стимулирующие выплаты по результатам работы всего образовательного учреждения.

В настоящее время оплата труда среднестатистического финского преподавателя дошкольного учреждения в расчете на одного учащегося составляет 2 433 долл., что на 126 долл. превышает аналогичный показатель в ОЭСР. Разница обусловлена следующими основными факторами:

1) заработной платой;

2) отработанными часами консультативного характера;

3) часами учебной нагрузки;

4) размером студенческой группы.

Вклад 1-го фактора в общий показатель составляет 5 долл., 2-го фактора — (—674,0 долл.), 3-го фактора — 383 долл., 4-го фактора — 411 долл.

Доля заработной платы в расчете на одного учащегося дошкольного учреждения в ВВП Финляндии составляет 7,5 %, что соответствует среднему аналогичному показателю по ОЭСР. Вклад 1-го фактора в оплату труда среднестатистического финского преподавателя дошкольного учреждения в расчете на одного учащегося составляет (—0,3 %), 2-го фактора — (—2,1 %), 3-го фактора — 1,2 %, 4-го фактора — 1,3 %. Оплата труда среднестатистического финского преподавателя начальной школы среднего образовательного учреждения в расчете на 1 учащегося составляет 3 970 долл., что на 1 020 долл. превышает аналогичный показатель в ОЭСР. Вклад 1-го фактора в общий показатель составляет (—29 долл.), 2-го фактора — (—451 долл.), 3-го фактора — 673 долл., 4-го фактора — 828 долл. Доля заработной платы в расчете на одного учащегося в ВВП Финляндии составляет 12,2 %, что выше на 2,9 %, чем в среднем по ОЭСР. Вклад 1-го фактора в оплату труда среднестатистического финского преподавателя начальной школы среднего образовательного учреждения в расчете на 1 учащегося составляет (—0,4 %), 2-го фактора — (—1,4 %), 3-го фактора — 2,1 %, 4-го фактора — 2,6 %.

Оплата труда среднестатистического финского преподавателя старших классов средней школы или среднего профессионального учреждения в расчете на 1 учащегося составляет 2 711 долл., что на 738 долл. меньше аналогичного среднего показателя в ОЭСР. Вклад 1-го фактора в общий показатель равен (—54 долл.), 2-го фактора — (—229 долл.),

3-го фактора — 547,0 долл., 4-го фактора — (— 109 долл.). Доля заработной платы в расчете на 1 учащегося в ВВП Финляндии составляет 8,3 %, что ниже на 2,6 %, чем в среднем по ОЭСР. Вклад

1-го фактора в разницу между средней заработной платой в ОЭСР и Финляндии составляет (—0,1 %),

2-го фактора — (—0,7 %), 3-го фактора — 1,7 %,

4-го фактора — (—3,4 %) [6].

Классические допущения относительно степени доступности образования в Финляндии частично нивелируются, так как образовательная система страны финансируется преимущественно из государственных фондов (5,5 % ВВП). Значительную роль в воспроизводстве рабочей силы в социально ориентированной рыночной экономике играют общественные фонды потребления, значительная часть которых расходуется на производство бесплатных услуг просвещения, на профессиональное образование. Издержки воспроизводства рабочей

силы включают как стоимость материальных благ и услуг, покупаемых населением за счет заработной платы и денежных выплат из общественных фондов потребления, так и стоимость услуг, предоставляемых государством населению бесплатно или на льготных условиях [2].

Плата за дошкольное, среднее, среднее профессиональное и высшее образование в Финляндии с граждан не берется, расходы частного сектора на высшее образование в 2007 г. составили лишь 0,1 % ВВП. Базовое бюджетное финансирование университетов осуществляется через Министерство образования. Еще после Второй мировой войны Финляндия приняла систему высшего образования, оплачиваемую государством. Основная цель — предоставить образование всем гражданам независимо от их социально-экономического статуса и места рождения.

На уровнях полного среднего и высшего образования законодательством Финляндии предусмотрена частичная оплата студентами образовательных услуг. Однако данный процесс регулируется государством и не является препятствием к реализации права любого гражданина страны на получение образования. Общий объем государственного финансирования составляет 97,5 % финансирования образования, а финансирование образовательных услуг из частных денежных фондов является в Финляндии незначительным и составляло в 2007 г. 2,5 % от общего объема финансирования образования [6].

Доля расходов на образование в консолидированном бюджете страны составляет 12,5 % (в среднем по ОЭСР этот показатель составляет 13 %). Причем большая часть расходов приходится на дошкольное, среднее и среднее профессиональное образование (7,9 %). Расходы на высшее образование составляют 3,9 %. Большая часть расходов консолидированного бюджета на финансирование образования приходится на государственные образовательные учреждения (86,3 %), в то время как на частные образовательные учреждения выделяется 6,8 %. На формы косвенного государственного образовательного финансирования частного сектора остается 6,9 %.

Из общего объема государственного финансирования на прямое государственное финансирование высшего образования приходится 84,3 %, на субсидии студентам и их семьям — 15,3 %, на другие субсидии частному сектору — 0,4 %. Структура

финансирования дошкольного, среднего и среднего профессионального образования складывается следующим образом. Прямое государственное финансирование составляет 96,9 %, субсидии ученикам и их семьям — 2,9 %, другие субсидии частному сектору — 0,2 %.

По уровням бюджетной системы Финляндии государственное финансирование в 2007 г. распределяется следующим образом: до процедуры межбюджетного выравнивания доля государственного бюджета в финансировании высшего образования составляет 87 %, доля местных бюджетов — 13 %, после процедуры распределения межбюджетных трансфертов — 79,6 и 20,4 % соответственно. При финансировании дошкольного, среднего и среднего профессионального образования соотношение меняется в пользу местных бюджетов: до процедуры межбюджетного выравнивания — 42,5 % (доля государственного бюджета) и 67,5 % (доля местных бюджетов), после процедуры распределения межбюджетных трансфертов — 9,5 и 90,5 % соответственно [6, 9, 10, 11].

Существует общепринятая точка зрения, что налоги на доходы не способствуют накоплению человеческого капитала. Анализ Джеймса Хекма-на опровергает это заключение. Если подоходный налог снижает ставку процента и уменьшает цену займа и если упущенные заработки как элемент инвестиционных затрат могут быть записаны как долги, то более высокие ставки подоходного налога поощряют инвестиции в человеческий капитал и могут увеличивать настоящую ценность потока будущих заработков [2].

Одной из косвенных форм государственного финансирования образования в Финляндии является право на получение налоговой льготы родителями ребенка, не достигшего 17 лет, в случае, если он является учеником или студентом. Льгота истекает по достижении ребенком возраста 18 лет [7]. Доля косвенного бюджетного финансирования образования из консолидированного бюджета страны значительно выше для высшего образования (15,7 %), чем для дошкольного, среднего и среднего профессионального образования (3,1 %).

Таким образом, в Финляндии финансирование образовательных процессов является прерогативой государства. Студенты, которые попадают в категорию малоимущих граждан, получают бюджетную финансовую поддержку. Финансовая поддержка реализуется в формах образовательных грантов,

жилищных услуг и образовательных кредитов. Образовательный грант является налогооблагаемым доходом, его размер зависит от типа образовательного учреждения, возраста и семейного положения студента, жилищных условий, в которых он проживает. Основным фактором является его финансовое положение.

Государственная поддержка предоставляется студентам очной формы обучения основной образовательной программы, средних народных (этнических) школ, каникулярных школ или обычных средних школ, обучение в которых длится как минимум 8 недель. Кроме того, бюджетная поддержка предоставляется для обучения за рубежом. Размер поддержки колеблется от 21,9 до 259 евро в мес. Государственное финансирование жилищных услуг покрывает до 80 % их стоимости и ранжируется от 26,9 до 171,6 евро в мес. [8]. Студенты, которые не соответствуют требованиям конкурса на жилищные субсидии, могут претендовать на бесплатное общежитие. Кроме того, существующая в Финляндии организация «Общество студенческого жилья» предлагает студентам проживание по низким ценам ниже рыночных. Как правило, цена на жилищные услуги в этом случае колеблется от 120 до 220 евро в мес.

Представляют интерес разработки представителей школы человеческого капитала, изучавших, как сроки обучения работников, их навыки и способности влияют на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Во многих отраслях экономики повышение общего и особенно профессионального образования не только давало прибыль предпринимателям, но и соответствовало интересам работников, увеличивало их удовлетворенность трудом и производственную самоотдачу. Ученые пришли к выводу, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников значительно превышает инвестиции в новую технику и оборудование. Многочисленные подтверждения этих выводов и ознакомление с ними представителей бизнеса дали сильные импульсы для интенсивного развития сферы профессионального обучения на предприятиях стран Запада [1].

Поэтому государственная поддержка образования в Финляндии доступна и лицам, постоянно работающим на одном рабочем месте не менее 1 года, со стажем работы не менее 5 лет, которые проходят повышение квалификации сроком от 2 мес. и более в Финской образовательной организации. Срок субси-

дии не превышает 18 мес. Ее размер составляет 998 евро при заработной плате, равной 1 600 евро [5]. На курсах повышения квалификации в Финляндии хотя бы раз обучались 44 % трудоспособного возраста, из них 54 % — занятых, 18 % — безработных, 14 % — нетрудоспособных [6].

Статистические данные показывают быстрый рост государственных и частных инвестиций в образование. Необходимость определения наиболее рациональных направлений вложений этих средств вызвала развитие не только функционального анализа механизма развития человеческого капитала, но и совершенствование методик оценки эффективности этих вложений. Основными критериями таких оценок являются сопоставление «текущей ценности потока будущих доходов» человека с инвестициями в него и расчет «внутренней нормы отдачи», которая для эффективных инвестиций должна превышать банковскую ставку процента по долгосрочным займам [2].

С точки зрения государственных расходов образовательные кредиты являются менее затратной формой, чем образовательные гранты и другие формы бюджетной поддержки, так как их получатели по крайней мере возвращают сумму полностью, даже если и не выплачивают процентную ставку.

В практике ЕС существует три основных формы государственной поддержки образовательного кредитования.

1. Государство является гарантом процентных выплат и возврата суммы кредита кредитору из финансового сектора, который предоставляет образовательные кредиты учащемуся по коммерческой ставке процента (Норвегия).

2. Государство осуществляет субсидирование части процентной ставки путем установления льготных ставок на весь период выплат или на фиксированный период (Бельгия, Дания, Люксембург, Швеция, Лихтенштейн).

3. Государство выплачивает всю сумму процентных выплат по кредиту или корректирует их на индекс потребительских цен (Германия, Франция, Великобритания) [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовательный кредит в Финляндии является распространенной формой государственной поддержки образования. Его сумма, как правило, составляет 160—360 евро в мес. Процентная ставка, условия возврата и другие условия кредитного договора согласовываются между студентом и банком индивидуально. Гарантом возврата кредита

является государство, поэтому никаких других форм обеспечения банк не требует. Процентная ставка частично капитализируется (прибавляется к сумме кредита) в течение всего срока обучения. Таким образом, студентом регулярно оплачивается лишь часть процентной ставки в размере одного процента дважды в год. По истечении льготного периода платеж по процентной ставке возрастает до 3,5—4,0 % [7]. Подобный режим выплат по образовательному кредиту доступен всем малоимущим студентам, не получающим другие виды государственной поддержки. Кроме того, студентом может быть оформлена налоговая скидка на величину процентной ставки по образовательному кредиту.

Другими формами государственного финансирования среднего образования в Финляндии являются бесплатное питание и другие необразовательные услуги. Студенты, которым необходимо добираться до учебного заведения, преодолевая большие расстояния, могут претендовать на финансовую поддержку в форме проездных билетов на общественный транспорт. Бюджетные субсидии получают студенческие кафе, которые продают студентам обеды по субсидированной цене. Студенты университетов платят взнос на медицинские услуги в размере 31,62 евро единовременно. Этот взнос включается в Фонд студенческого союза и позволяет пользоваться услугами Финской студенческой медицинской организации.

Таким образом, образовательная система в Финляндии хорошо развита и получает соответствующее мировым стандартам финансирование, что объясняется текущим ростом ВВП страны и что обусловливает высокое качество образовательных услуг. Финляндия имеет один из самых высоких уровней образования в Европе, что дает возможность этой стране занять лидирующее положение в европейской инновационной системе и, следовательно, обеспечить себе сильную позицию в научно-технологическом секторе Европейского сообщества.

Получение образования в Финляндии дает выгоды и вызывает значительные общественные и личные издержки. Выгоды заключаются в увеличении заработков, эффективности потребительских затрат, повышении удовлетворенности людей работой и досугом, в передаче приобретенных полезных качеств следующим поколениям. Издержки делятся на денежные затраты на образование, потери заработков в период обучения и моральные издержки, связанные с получением образования.

Теория человеческого капитала позволяет выявить и оценить влияние различных факторов на принятие решений об инвестициях в образование и на эффективность этих инвестиций. Эмпирические исследования и статистические данные показывают высокую вероятность подтверждения положений и выводов теории человеческого капитала. Она объясняет:

— повышенную вероятность получения образования более молодыми и способными людьми, лицами, ориентированными на будущее, т. е. обладающими более низкой нормой предпочтения во времени;

— увеличение доли женщин, получающих высшее образование;

— повышенную миграцию людей с более высоким уровнем образования и многие другие наблюдаемые явления финской жизни.

Современные тенденции развития высшего образования Финляндии характеризуются рядом особенностей.

1. Направленность на международное сотрудничество. Учебные программы на английском языке реализуются во всех вузах Финляндии. Все финские университеты имеют соглашения о сотрудничестве с зарубежными странами, поддерживается международный обмен студентами, обязательно обучение студентов хотя бы одному иностранному языку.

2. Развитие кластеризации. В 2007—2012 гг. создано 6 стратегических центров науки, технологий и инноваций в приоритетных отраслях хозяйства с участием университетов. Организационная модель Программы создания центров экспертизы в 2007—2013 гг. была переориентирована на кластеризацию, ее основу составило усиление региональной специализации и кооперации между центрами экспертизы.

3. Развитие межвузовского взаимодействия, укрупнение и слияние вузов: образование университетских консорциумов финских университетов, создание в 2007 г. при финансировании правительства Финляндии университетского консорциума Cross-Border University, включившего 4 финских и 6 российских вузов [3].

Основу инновационного развития высшей школы Финляндии в последние десятилетия составили несколько принципов, обеспечивших эффективность проводимых преобразований:

— систематичность и последовательность государственной политики; стратегическая направ-

ленность реформ с учетом общих социально-экономических целей страны (регулярное составление планов и программ развития);

— своевременная оценка, корректировка и модернизация программ развития; понимание образования как основы не только национальной инновационной системы, но и культуры общества (в Финляндии функционирует министерство образования и культуры);

— развитие высшего образования с учетом общей системы образования, поддержка непрерывного образования;

— вовлечение большого числа участников в проводимые преобразования;

— тщательное изучение и адаптация зарубежного опыта (Швеции, Японии, США и т. д.) с учетом национальных особенностей [3].

Влияние Болонского процесса на качественные и количественные характеристики образования в Финляндии выразилось:

— в учреждении трехступенчатого цикла образовательного процесса (бакалавриат, магистратура, докторантура);

— во внедрении новых инструментов (европейская система перевода и накопление кредитов, международные дипломы и общие квалификационные стандарты, социальная направленность высшего образования и системы образования населения на протяжении всей жизни человека, студенческая мобильность).

Большую часть финансовых ресурсов образовательной системы Финляндии составляют средства государственного бюджета, что позволяет обеспечить доступность образовательных услуг всем гражданам страны с одновременным сохранением соответствия этих услуг государственным стандартам.

Особое внимание при финансировании образования в Финляндии уделяется развитию дошкольного и довузовского образования, что позволяет обеспечивать высвобождение трудового потенциала женщин детородного возраста.

Большая часть финансовых ресурсов финского образования расходуется на заработную плату педагогического состава, что обеспечивает конкурентные начала на рынке образовательных услуг и делает профессию педагога востребованной среди людей с хорошими профессиональными качествами.

В Финляндии развита система государственного финансирования дополнительных услуг, не

РЕгионАльнАя экономика: теория и практика

63

связанных с уставной деятельностью образовательного учреждения, что позволяет обеспечить доступ к образовательным услугам лицам, попадающим в категорию малоимущих.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что количественные и качественные показатели уровня развития человеческого капитала в Финляндии находятся в прямой зависимости от количественных и качественных показателей финансирования образования. Установленная взаимосвязь станет предметом более глубокого изучения и факторного анализа с использованием экономико-математических методов в последующих исследованиях.

Список литературы

1. Борщева Ю. А. Инвестиции в обучение персонала в структуре человеческого капитала // Вестник ПАГС. 2011. № 3.

2. Корицкий А. В. Введение в теорию человеческого капитала: учеб. пособие. Новосибирск: СибУПК. 2000.

3. Куликова И. П. Оценка опыта реформирования системы образования, ориентированной на

интересы национальной экономики (на примере Республики Финляндия) // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 3.

4. РубвальтерД. А., Руденский О. В. Финляндия: наука, технологии, инновации // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. 2007. № 4.

5. Adults In Formal Education: Policies and Practice in Europe. Brussels: Eurydice. 2011.

6. Education at a Glance 2010: OECD Indicators. URL: http// www. oecd. org.

7. Equity In Education. Thematic Review. Country Analytical Report. Finland. Helsinki: Finnish Ministry of Education. 2005.

8. Financial Support for Students in Higher Education in Europe. Trends and Debates. Brussels: European Commission. 1999.

9. National system overviews on education systems in Europe and ongoing reforms. Brussels: Eurydice. 2011.

10. Organization of the education system in Finland 2009-2010. Brussels: European Commission. 2011.

11. Structures of Education and Training Systems in Europe. Finland. 2009-10 Edition. Brussels: European Commission. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.