Научная статья на тему 'Теоретико-прикладные предпосылки разработки модели процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих боевые дежурства'

Теоретико-прикладные предпосылки разработки модели процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих боевые дежурства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышенко Ю. К., Баландин В. А., Калоев Ч. Ю., Чернышенко К. Ю., Ахметов Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-прикладные предпосылки разработки модели процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих боевые дежурства»

УДК 796.07

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ, НЕСУЩИХ БОЕВЫЕ ДЕЖУРСТВА

Ю.К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, С.М. Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, В.А. Баландин, доктор педагогических наук, профессор,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Ч.Ю. Калоев, преподаватель 211 кафедры физической подготовки Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж,

К.Ю. Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта,

Р.С. Ахметов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки,

Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].

В статье представлены данные многолетней аналитической работы по определению базовых оснований разработки экспериментальных моделей процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих боевые дежурства. Они дифференцированы на 10 групп, отражающих основные особенности экспериментальных моделей. К первой группе относятся условия выполнения служебных обязанностей, характеризующихся высоким уровнем психоэмоционального напряжения. Вторая группа отражает функциональный состав выполняемых служебных обязанностей. В третью группу включены общепедагогические принципы организации образовательного процесса. Четвертая группа характеризует особенности применения специфических для процесса физического воспитания принципиальных

установок. Пятая группа отражает фундаментальные положения актологической концепции понимания сущности процесса физического воспитания. Шестая группа характеризует базовые положения теории профессионально-прикладной физической культуры. Седьмая группа обусловлена необходимостью использования в процессе экспериментальной работы основного содержания теории спортивной подготовки. Восьмая группа содержит интерпретацию положений теории профессионального образования в части структурных компонентов данного процесса. Девятая группа отражает полученные в ходе многолетних исследований данные о динамике и информативности профессионально важных качеств. Десятая группа содержит характеристику материально-технической базы процесса физического воспитания военнослужащих.

Ключевые слова: военнослужащие войск противовоздушной обороны; боевые дежурства; профессионально-прикладная физическая культура; экспериментальная педагогическая модель.

Базовые основания процесса разработки экспериментальной модели в самом общем плане следует дифференцировать на несколько функциональных групп, к основным из которых относятся:

1. Экстремальные условия несения службы и, прежде всего, боевого дежурства вне зависимости от времени года и климатогеографических условий. Эти условия во многом определяют высокий уровень психоэмоционального напряжения военнослужащих, обусловленного многочисленными факторами, к основным из которых относятся: повышенная ответственность за качество и своевременность решений, принятых во время несения боевого дежурства; значительная психофизиологическая сложность выполнения большого количества служебных заданий; требование быстрого выполнения большого количества алгоритмов служебных действий; разнообразие и значительное количество целевых установок в ходе реализации служебных обязанностей; существенные объемы рабочей информации, требующей качественной обработки в минимизированные временные отрезки; возможность возникновения служебных ситуаций, связанных с риском для жизни; наличие элементов психического выгорания и чрезмерного уровня стрессовых ситуаций.

2. Функциональный состав выполняемых служебных обязанностей различными категориями специалистов войск противовоздушной обороны. По данным, представленным в нормативных документах и научно-методических публикациях в самом общем плане, специалисты войск противовоздушной обороны должны обладать разнообразным набором личностных характеристик, к основным из которых относятся [2, 6]: наличие определенных качеств, обеспечивающих высокую степень точности и надежности выполняемых служебных обязанностей, включая скрупулезность и пунктуальность реализации рабочих операций, достаточный уровень логического и абстрактного мышления, срочную и долговременную память, мыслительную и координационную выносливость, способности к экстраполяции событий и абстрактное мышление; хороший уровень общей подготовленности, включая учебные дисциплины психолого-педагогического, естественно-научного циклов и знания по специализированным предметам - автоматизированные системы управления, информатика и информационные технологии и т. д.; достаточную степень развития физической подготовленности, включая показатели силовой, координационной подготовленности и выносливости; устойчивость военнослужащих, несущих боевые дежурства, к возникающим стрессовым ситуациям.

3. Принципиальные установки, регламентирующие основные подходы к педагогическому сопровождению процесса формирования и развития профессионально-

прикладной физической культуры специалистов, к основным из которых относятся [3]: - принцип системного и систематического формирования личности индивида с сопряженным развитием такой культурологической характеристики, как профессионально-прикладная физическая культура; - принцип обеспечения гуманных условий реализации педагогических воздействий, существенной характеристикой которого является корреляция общественных и личностных проективных установок образовательного процесса с обязательным учетом индивидуальных запросов и потребностей каждого его субъекта; - принцип гармонизации уровня демократичности и требовательности к обучающимся на различных этапах процесса формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры; -принцип сознательности и активности, основной сущностной характеристикой которого является необходимость формирования у субъектов образовательного процесса необходимой структуры мотивационно-по-требностной сферы, которая обеспечивает их заинтересованное участие в различных видах и формах педагогических воздействий; - принцип наглядности, реализация которого предполагает включение в ходе образовательного процесса различных сенсорных систем организма индивида, что в значительной мере повышает качество освоения различных видов обучающей информации; - принцип доступности и индивидуализации, сутью которого является обязательный учет индивидуальных особенностей психофизиологического развития и состояния индивида.

4. Фундаментальные специфические для процесса физического воспитания человека установки, которые отражают основные закономерности физического, двигательного и интеллектуального развития субъектов образовательного процесса, в том числе [4, 5]: -принцип организации перманентных педагогических воздействий с целью запланированного достижения прогнозируемых проективных установок учебно-тренировочного (воспитательного) процесса, к основным из которых относится достижение индивидуально-приемлемого уровня общей личностной и профессионально-прикладной физической культуры, который соответствует этапам онтогенетического и профессионального становления индивида; - принцип много-уровневости программно-нормативных документов, определяющий этапность и содержание процесса физического воспитания различных половозрастных групп населения; - принцип постепенности педагогических воздействий в части определения объемов и интенсивности учебно-тренировочных нагрузок, применяемых в ходе формирования и развития базовых компонентов общей личностной и профессионально-прикладной физической культуры человека; - принцип взаимообусловленности содержания физического воспитания, состава используемых методов и технологических подходов, а также проективных установок учебно-тренировочного процесса, которые отражают его прикладные и оздоровительные аспекты.

Необходимо отметить, что как общепедагогические, так и специфические принципы обеспечивают эффективное достижение главной целевой установки - поддержку личностного развития индивида.

5. Положения актологической концепции понимания сущности процесса физического воспитания. В соответствии с ней основными предпосылками использования средств и методов физического воспитания в связи с различными факторами, обеспечивающими развитие личности индивида, являются [1, 8]: идентичность целей и задач физического и других видов воспитания в общей системе обучения и образования различных половозрастных групп, занимающихся физ-культурно-спортивной деятельностью; возможность использования средств физкультурно-спортивной деятельности в связи с формированием и развитием интеллектуальной, мотивационно-потребностной, психической, эмоционально-волевой, морально-нравственной и других сфер человека; возможность моделирования на основе обоснованного использования средств физической культуры и спорта условий внешней среды, необходимых для формирования и развития отдельных важнейших характеристик индивида, а также его личности в целом.

6. Теории профессионально-прикладной физической культуры и физического воспитания в части [7]: идентичной структуры личностных феноменов индивидуальной физической и профессионально-прикладной физической культуры, интегрирующей интеллектуальный, социально-психологический и собственно-биологический компоненты; во многом совпадающими с основными проективными установками этих процессов, направленных на формирование культурологических аспектов личности занимающихся; по сути одинаковых по содержанию принципов, подразделяющихся на установки государственной политики и общие социально-педагогические; использование средств физкультурно-спортивной деятельности в целях физического развития, повышения уровня физической и двигательной подготовленности человека, необходимых для обеспечения его оптимальной жизнедеятельности и выполнения профессиональных обязанностей.

7. Теории спорта в части [4]: классификации видов спортивной деятельности, которая базируется на характерных особенностях ее реализации и достижения итоговых результатов; видов и форм спортивной подготовки, включающих спортивную тренировку, состязания и внетренировочные факторы; дифференцированных по основанию задач учебно-тренировочного процесса средств (общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательные), и методы (общепедагогические, специфические, дополнительные) спортивной тренировки; основных видов подготовленности занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью - общей и специальной физической, технической, тактической, теоретической и интегральной; некоторых закономерностей и принципов, таких как углубленная специализация используемых средств

и методов и их соотнесение с индивидуальными особенностями и возможностями человека; содержательно-технологическое единство общей и специализированной подготовки; круглогодичная и многолетняя непрерывность учебно-тренировочного процесса; цикличность и волнообразность тренировочных нагрузок; элементы периодизации учебно-тренировочного процесса.

8. Теории профессионального образования в аспекте фундаментальных структурных компонентов данного процесса в составе [5]: обязательной формулировки целевых установок и базовых задач учебно-воспитательного процесса, являющихся его системообразующими факторами; сопряженных с базовыми проективными установками составом используемых средств в ходе личностного развития субъектов процесса физического воспитания; дидактически обоснованных рекомендаций по технологическим подходам и методическим приемам реализации педагогических воздействий в связи с достижением запланированных результатов; научных подходов к процедуре определения степени достижения обучающимися контрольных нормативов с учетом их индивидуальных особенностей.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные компоненты определяют соответствующую им структуру экспериментальной модели формирования профессионально-прикладной физической культуры специалистов войск противовоздушной обороны.

9. Особенности динамики и информативности профессионально важных качеств и мотивации военнослужащих к физкультурно-спортивной деятельности, установленные в ходе предварительных исследований, к основным из которых относятся: обусловленность качества выполнения служебных обязанностей совокупной характеристикой физической и психической сферы специалистов; наличие отдельных физических и психических характеристик, приоритетных в контексте успешного несения боевых дежурств; как правило, разнонаправленность, негативное влияние условий выполнения и содержания служебных обязанностей на параметры динамики физической подготовленности и психических процессов; недостаточный уровень теоретической подготовленности военнослужащих по тематике, отражающей основные закономерности физ-культурно-спортивной деятельности и процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры человека; наличие у большинства военнослужащих обоего пола мотивов к личностному профессиональному и физкультурно-спортивному совершенствованию не существенной социальной значимости.

10. Характеристики материально-технической базы физического воспитания военнослужащих, во многом обуславливающие содержание данного процесса.

Представленные в статье предпосылки являются объективными основаниями разработки экспериментальных моделей процесса формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры

военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих боевые дежурства, что подтверждается результатами внедрения в практику, которые будут изложены в дальнейших публикациях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 275 с.

2. Игнашин Е.А. Средства и методы повышения уровня физической подготовленности курсантов - выпускников вузов зенитно-ракетных войск к несению боевого дежурства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.А. Игнашин. - Ярославль, 2008. - 102 с.

3. Коровин С.С. Теоретико-методологические основания концепции профессиональной физической культуры / С. С. Коровин // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 2. - С. 23-27.

4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: учеб. пособие / Л.П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 319 с.

5. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада: 13.00.04 / Г.Г. Наталов. - Краснодар, 1998. - 105 с.

6. Попов А.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших военных учебных заведений на основе моделирования условий боевой деятельности: автореф. . канд. пед. наук: 13.00.04 / А. Г. Попов. - Волгоград, 2009. - 22 с.

7. Чермит К.Д. Методология и методика педагогических исследований: опорные схемы: учеб. пособие / К.Д. Чермит. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. - 208 с.

8. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. -Краснодар, 1998. - 50 с.

PRECONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE FORMATION PROCESS OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL EDUCATION MODEL FOR MILITARY SERVICEMEN OF AIR DEFENSE FORCES STAYING ON STATION

Y. Chernyshenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

S. Akhmetov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

V. Balandin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,

C. Kaloev, Teacher of the 211 Physical Training Department at the Air Force Military Training and

Research Center «Zhukovsky - Gagarin Air Force Academy», Voronezh,

K. Chernyshenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Physical Training and Sports Department,

R. Akhmetov, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Tactical-Special Training Department,

Krasnodar State University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].

The article presents the data of a long-term analytical work to determine the base for the development of the formation process of experimental professionally applied physical education model for military servicemen of air defense forces staying on station. They were differentiated into 10 groups, reflecting the main features of the experimental models. The first group included conditions for the execution of official duties, characterized by a high level of psychoemotional stress. The second group integrates the functional structure of the executed duties. The third group contained general pedagogical principles of the organization of the educational process. The fourth group

characterized the application features of specific principals for the physical education process. The fifth group reflected the fundamental aspects of the essence understanding concept of the physical education process. The sixth group showed the basic aspects of the theory of professionally applied physical education. The seventh group revealed the need for usage of the main content of the theory of sports training in the process of experimental work. The eighth group contained the interpretation of the aspects of the theory of professional education within structural components of this process. The ninth group reflected the obtained data of a long-term research on the dynamics

qualities. 4. Matveev L. P. Osnovy obshhej teorii sporta i sistemy pod-

and informativeness of professionally important The tenth group included the description of the material and technical base of the physical education process of military servicemen.

Keywords: military servicemen of air defense forces, on station, professionally applied physical education, experimental pedagogical model.

References:

1. Bal'sevich V. K. Ontokineziologija cheloveka [Ontokinezi-ologiya of the person]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 2000, 275 p. (in Russian)

2. Ignashin E. A. Means and methods of increase in level of physical fitness of cadets university graduates of anti-aircraft missile troops to alert execution. Extended abstract of candidate's thesis. Yaroslavl, 2008, 102 p. (in Russian)

3. Korovin S. S. Teoretiko-metodologichesky bases of the concept of professional physical culture. Teorija iprak-tika fiz. kul'tury [Theory and Practice Physical Cultures], 2012, no 2, pp. 23-27. (in Russian)

gotovki sportsmenov [Bases of the general theory of sport and system of training of athletes]. Kiev. Olimpijs-kaja literatura, 1999, 319 p.

5. Natalov G. G. Subject integration of theoretical fundamentals of physical culture, sport and physical training logic, history, methodology. Doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 105 p. (in Russian)

6. Popov A. G. Professional and application-oriented physical training of cadets of the higher military educational institutions on the basis of simulation of conditions of fighting activities. Extended abstract of candidate's thesis Volgograd, 2009. 22 p. (in Russian)

7. Chermit K. D. Metodologija i metodika pedagogicheskih issledovanij: opornye shemy [Methodology and technique of pedagogical researches: basic schemes]. Moscow, NOU VPO «MPSU», 2012, 208 p. (in Russian)

8. Chernyshenko Ju. K. The scientific and pedagogical bases of the innovative directions in the system of physical training of children of preschool age. Extended abstract of Doctors's thesis. Krasnodar, 1998, 50 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.