Научная статья
УДК 343.34
doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-95-100
Юрий Юрьевич Бражин
адъюнкт
https://orcid.org/0000-0002-0195-2471, brazhin.yura@bk.ru
Нижегородская академия МВД России Российская Федерация, 603114, Нижний Новгород, Анкудиновское ш., д. 3
Теоретико-прикладное исследование служебно-экономических преступлений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение»: сущность и содержание
Аннотация: Актуальность. В условиях развития современного общества вопросы, касающиеся реализации приоритетных национальных проектов государства с момента принятия решения о целесообразности их нормативного правового регулирования являются наиболее актуальными, поскольку вызывают интерес не только со стороны учёных и практиков, но и общества в целом. Согласно ст. 7 Конституции РФ политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, выступает в качестве главного вектора развития современной России. С точки зрения уголовно-правовой оценки, наиболее интересным для научного исследования представляется национальный проект «Здравоохранение», состоящий из восьми отдельных федеральных проектов, на реализацию которых в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г. будет выделено из федерального бюджета 1366,7 млрд рублей, из бюджетов субъектов РФ 265 млрд рублей, из государственных внебюджетных фондов 94 млрд рублей и из внебюджетных источников 0,1 млрд рублей. Подобная общегосударственная значимость и финансовая обеспеченность обусловливают необходимость разработки юридико-технического инструментария охраны исследуемого феномена.
Цель. Автор отмечает, что в отечественной доктрине уголовного права имеются научные труды, посвящённые анализу такого явления, как служебно-экономическая преступность. В то же время исследования в области противодействия преступлениям в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение» ранее не проводились. В связи с этим автор задаётся целью выработать предложения по совершенствованию интерпретационной, правоприменительной и предупредительной деятельности в изучаемой области.
Методы: нормативно-догматический, анализ, обобщение, историко-правовой.
Выводы: 1. Автор формулирует признаки служебно-экономических преступлений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение». 2. Предлагается уголовно-правовая характеристика объекта общественно опасного деяния в исследуемой области. Автор приходит к выводу, что служебно-экономические преступления в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение» выступают в качестве угрозы национальной безопасности, усугубляющейся глобальными социально-экономическими проблемами и отсутствием необходимого уголовно-правового инструментария охраны.
Ключевые слова: национальный проект, объект, уголовно-правовая оценка, угроза национальной безопасности, служебно-экономические преступления
Для цитирования: Бражин Ю. Ю. Теоретико-прикладное исследование служебно-экономи-ческих преступлений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение»: сущность и содержание // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 2 (94). -С. 95-100; doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-95-100.
Yuriy Yu. Brazhin
Graduate
https://orcid.org/0000-0002-0195-2471, brazhin.yura@bk.ru
Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia 3, Ankudinovskoe highway, Nizhny Novgorod, 603114, Russian Federation
© Бражин Ю. Ю., 2022
Theoretical and applied research of the white-collar crimes in the sphere of implementation of the national healthcare project:
its nature and scope
Abstract: Relevance. In the context of the modern society development, issues related to the implementation of priority national projects from the moment a decision on the expediency of their normative legal regulation is made are most relevant, since they interest not only the scientists and practitioners, but the society as a whole. According to the provisions of Art. 7 of the Constitution of the Russian Federation, the policy of the welfare state is aimed at creating conditions ensuring a dignified life and free development of a person, and acts as the main vector of development of modern Russia. From the point of view of criminal-legal assessment, the national project «Healthcare» deserves our deliberate attention. It consists of eight separate federal projects. From 01.01.2019 to 31.12.2024 federal budget allocates 1366.7 billion rubles to their implementation. Constituent entities of the Russian Federation add 265 billion rubles, state extra-budgetary funds add 94 billion rubles, and extra-budgetary sources add another 0.1 billion rubles. Considering this national significance and financial endowment, the need to develop legal and technical tools for the protection of the researched phenomenon is justified.
Purpose: Scientific works devoted to the analysis of the white-collar crime phenomenon are presented in the domestic doctrine of criminal law. At the same time, research in the field of counteraction to the crimes in the sphere of national healthcare project implementation has not previously been conducted. In this regard, the goal is to develop proposals for improving lawmaking, legal interpretation, law enforcement and preventive activities in the discussed field.
Methods: axiomatic, analysis, generalization, comparative legal.
Conclusions: 1. The author formulates the signs of white-collar crimes in the field of implementation of the national healthcare project. 2. The author proposes a criminal-legal characteristic of the target of a socially dangerous act in the studied area. The author concludes that white-collar crimes in the sphere of the implementation of the national healthcare project act as a threat to national security, intensified by the presence of global socio-economic challenges and the lack of the necessary criminal law protection tools.
Keywords: national project, target of crime, criminal-legal assessment, threat to national security, white-collar crime
For citation: Brazhin Yu. Yu. Theoretical and applied research of the white-collar crimes in the sphere of implementation of the national healthcare project: its nature and scope // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - № 2 (94). - P. 95-100; doi: 10.35750/20718284-2022-2-95-100.
В условиях развития современного общества служебно-экономическая преступность выступает мощным фактором, подрывающим экономическую безопасность страны. Стоит отметить, что рассматриваемое явление относится к числу динамичных и изменяется под влиянием внутренних и внешних факторов, что требует особого внимания в рамках их уголовно-правового противодействия.
В тенденции современного мира, с точки зрения уголовно-правовой оценки, наиболее интересными для научного исследования представляются национальные проекты, утвержденные Указом Президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1. В рамках положений Указа Пре-
1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // Российская газета. - 2018. - 8 мая.
зидента в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г. будут исполнены 78 федеральных проектов, для которых бюджетом РФ предусмотрено выделение 25,7 трлн рублей.
Кроме того, глава государства неоднократно подчёркивал значимость данной области. К примеру, в ходе заседания Совета по стратегическому развитию Президент заявил: «Главная задача нацпроектов - реальные позитив -ные изменения в жизни каждого российского гражданина и каждой семьи»2. Реформирование в большей степени должно коснуться именно
2 Владимир Путин: главная задача нацпроектов — реальные позитивные изменения в жизни каждого российского гражданина и каждой семьи [Электронный ресурс] // Сайт Первого катала телевидения. - 2018. - 25 окт. - URL: https://1tv-ru.turbopages.org/1tv.ru/s/news/2018-10-25/354571-vladimir_putin_glavnaya_zadacha_natsproektov_ realnye_pozitivnye_izmeneniya_v_zhizni_kazhdogo_ rossiyskogo_grazhdanina_i_kazhdoy_semi (дата обращения:
15.11.2020)
социальной сферы, ввиду чего необходимо обратить внимание на порядок реализации национального проекта «Здравоохранение».
Особую актуальность выбранной темы отмечают и многие современные учёные: А. В. Пе-трянин пишет о многообъектном характере преступных посягательств в различных областях [11, с. 191-194]; В. Н. Винокуров придерживается мнения о необходимости выделения двух уровней противоправности преступлений в сфере реализации национальных проектов: общей и смешанной [5, с. 53-61]; Е. В. Червонных, А. Н. Варыгин предлагают систематизировать преступления в сфере здравоохранения на основании объекта преступного посягательства [15]. Система служебно-экономических преступлений, её признаки, а также отдельные уголовно-правовые и криминологические особенности рассматриваемого феномена исследовались нами в ранее опубликованных трудах [1, с. 8283; 2, с. 118-122; 3, с. 27-33].
Таким образом, в рассматриваемой сфере прогнозируемо возникает криминально привлекательная обстановка для совершения служеб-но-экономических преступлений. Считаем, что следует полнее раскрыть сущность предмета исследования и более подробно изучить понятие служебно-экономического преступления, которому в научной литературе уделялось достаточно внимания, однако общепринятого определения сформулировано не было.
Так, по мнению М. Г. Иванова, под служеб-но-экономическими деяниями понимается вид экономического криминального поведения, отличительной особенностью которого является использование возможностей официально предоставленных прав и полномочий государственных органов, управленческого аппарата, посягнувших на политические, экономические и другие права человека, то есть автор вкладывает в данное понятие следующие признаки3:
- рассматриваемое явление является разновидностью преступного поведения в экономической сфере;
- объектом преступного посягательства выступают общественные отношения охраняющие политические, экономические и другие права человека;
- способом совершения преступления выступает использование лицом предоставленных прав и полномочий государственных органов, управленческого аппарата.
Изучением этого явления занимался Р. И. Латыпов, который справедливо полагает, что служебно-экономическая преступность -это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и правами граждан со стороны лиц, выполняющих опреде-
3 Иванов М. Г. Служебно-экономическая преступность: Криминологические и уголовно-правовые аспекты: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Иванов Михаил Георгиевич. - Нижний Новгород, 2002. - 223 с.
ленные функции в системе экономических отно-шений4. Таким образом, автор выделяет следующие особенности:
- исследуемое понятие включает в себя целое множество корыстных посягательств;
- объектом преступления выступает установленный порядок управления экономическими процессами и правами граждан;
- субъектом преступления является физическое лицо, наделенное конкретными полномочиями в системе экономических отношений.
Анализ вышеупомянутых определений даёт возможность выделить общие их свойства:
- во-первых, одним из объектов, основным или дополнительным, всегда выступают интересы экономики;
- во-вторых, служебно-экономические преступления необходимо рассматривать как антисоциальное явление общества, то есть как целостную систему, а не просто группу однородных деяний, складывающуюся из отдельно совершённых общественно опасных форм поведения;
- в-третьих, служебно-экономические преступления имеют изменчивую структуру и обладают способностью не исчезать, а видоизмениться, переходя на новый качественный уровень.
В то же время стоит отметить существенное различие в субъекте преступного посягательства, а именно: в первом случае речь идёт об использовании лицом прав и обязанностей, предоставленных государством, либо исполнении управленческих функций в организации, а во втором говорится о лицах, выполняющих определённые функции в пласте экономических отношений.
Кроме того, в ходе проведения исследования служебно-экономических преступлений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение» необходимо рассмотреть общественные отношения, которые нарушаются в ходе совершения уголовно-наказуемого деяния. На наш взгляд, именно их структура должна быть положена в основу дефиниции.
Общественные отношения, которым в результате совершения преступления причиняется вред или же создаётся угроза для причинения вреда, уже рассматривались в отечественной правовой теории [10, с. 5-7; 6, с. 45-52]. Применительно к выбранной нами теме следует уделить внимание изучению общественных отношений, которым причиняется вред вследствие нарушения порядка бюджетного финансирования, а также связанных с освоением денежных средств, их целевым расходованием, представлением отчётности. Более того, выяснив структуру общественных отношений, мы получаем возможность определить характер и степень общественной опасности деяния, а также установить объект преступления.
Служебно-экономические преступления в сфере реализации национального проекта
4 Латыпов Р. И. Шпаргалка по криминологии : учебное пособие. - Москва: Велби, 2005. - С. 41.
«Здравоохранение» посягают на целую совокупность общественных отношений, и их система может быть определена лишь из круга посягательств на установленный порядок финансирования и расходования бюджетных средств.
Далее следует отметить, что для установления специфических особенностей исследуемой группы преступлений необходимо обратиться к теоретическим особенностям анализа объекта преступления.
Консервативным и наиболее правильным с точки зрения доктрины уголовно права является разграничение общего, родового и видового объектов по вертикали, а также основного, дополнительного и факультативного - по горизонтали [9, с. 35-41].
Итак, говоря об общем объекте, можно отметить, что в научной литературе сформулирована единая концепция, заключающаяся в том, что в нём упорядочены все общественные отношения, права, свободы и блага человека, отраженные в ст. 2 УК РФ [13, с. 23-30]. Таким образом, общим объектом преступления в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение» является вся совокупность общественных отношений, установленных и дифференцированных в ст. 2 УК РФ в зависимости от видовой направленности.
Что касается форм противоправного поведения, отражающих строение страт слу-жебно-экономических преступлений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение», необходимо заметить, что они совершаются в отношении двух родовых объектов: общественные отношения в сфере экономики и интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Так, по мнению Т. В. Пинкевич, объектом уголовно-правовой охраны в сфере экономики являются экономические отношения, которые представляют собой определённые связи между субъектами этих отношений, складывающиеся по поводу и в процессе их экономической деятельности [12, с. 228-232]. Национальный проект «Здравоохранение» является фундаментальным инструментом государства по решению социально-экономических проблем. Его финансирование будет состоять из бюджетных средств, которые впоследствии будут осваиваться в регионах страны. Урон, который потенциально может быть причинён в ходе совершения преступлений в исследуемой области, следует рассматривать как деяния, причиняющие вред отдельным субъектам экономических отношений и всей экономике страны.
Б. Т. Разгильдиев справедливо отмечает, что объектом преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, выступают «общественные отношения, обеспечивающие решение задач, стоящих перед соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. В основе этих задач лежат два принципиальных положения. Это государственный авторитет, которым изначально обладает любая
государственная структура, и неподкупность должностных лиц» [7, с. 37-46]. Со своей стороны В. Н. Борков [4, с. 172] полагает, что объектами уголовно-правовой охраны выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственного аппарата и установленный порядок реализации публичных полномочий.
Соглашаясь с позициями учёных, упомянутых выше, нельзя не отметить, что бюджетное финансирование зачастую связывается с деятельностью должных лиц, поскольку исполнение всех федеральных проектов будет зависеть от эффективного решения ими возложенных на них задач.
Таким образом, родовыми объектами слу-жебно-экономических преступлений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение» являются две группы разнородных общественных отношений:
1) общественные отношения, направленные на обеспечение установленного законом порядка развития экономики, стабильности института собственности, экономической деятельности, а также деятельности лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях;
2) общественные отношения, гарантирующие безопасность страны, авторитет государственного аппарата, а также установленный законом порядок реализации публичных полномочий по распределению бюджетных средств, направленных на финансирование национального проекта «Здравоохранение».
В ходе изучения видовых объектов преступлений, включённых в рассматриваемую систему, следует отметить, что опубликовано немало работ, отражающих схожие мнения, с которыми мы согласны [8, с. 13-43]. Так, накладывая на рассматриваемые нами общественные отношения в сфере собственности и экономической деятельности, направленные на обращение бюджетных средств в пользу виновного, трудностей в определении не возникает. В то же время видовым объектом в рассматриваемых преступлениях являются общественные отношения, связанные с причинением вреда интересам службы в коммерческой и иных организациях, поскольку их деятельность зачастую связана с бюджетными денежными средствами, которые будут им предоставлены в рамках исполнения той или иной программы.
Однако, на наш взгляд, лица, совершающие преступления в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение», посягают на вышеуказанные объекты уголовно-правовой охраны через причинение ущерба общественным отношениям, связанным с противоправной деятельностью должностных лиц с использованием служебных полномочий вопреки интересам службы, поскольку:
1) противозаконное расходование бюджетных средств должностными лицами, доверие которым было оказано государством и обществом, влечёт более серьёзные последствия, нежели обычные преступления в сфере экономики;
2) сущность национального проекта «Здравоохранение» заключена в поэтапном качественном изменении социально-экономического уровня жизни граждан страны, ввиду чего противоправная деятельность в данной сфере направлена против интересов всего государственного строя;
3) содержание значения категории «национальный» также является подтверждением вышеупомянутого факта. В словаре Д. Н. Ушакова понятие «национальный» означает «распространяющийся на государство в целом, в общегосударственном масштабе5. В данной категории определяющим являются интересы конкретной страны.
Кроме того, необходимо учитывать и позицию законодателя. В Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека, и гражданина6. В данном случае первостепенным предметом регулирования выступает обеспечение государственной и общественной безопасности, и лишь затем следуют права и свободы. Обратимся к содержанию Указа Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в котором термин «национальная безопасность» определяется как «состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз... Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, прежде всего, государственную, общественную и другие»7. То есть, с одной стороны, первостепенным объектом охраны выступают личность, общество, а с другой - государственная безопасность.
Непосредственным объектом преступлений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение» являются общественные
5 Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] // Сайт «Толковый словарь Ушакова онлайн». - URL: https://ushakovdictionary.ru/view_ search.php (дата обращения: 15.11.2020).
6 О войсках национальной гвардии Российской Федерации : Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 27 (часть I). - Ст. 4159.
7 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения: 27.07.2021).
отношения в сфере нормального порядка функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления по распоряжению бюджетными средствами и реализации других полномочий в области реализации национального проекта «Здравоохранение».
Дополнительный объект исследуемой группы преступлений может быть определён с учётом особенностей общественно опасного посягательства [14, с. 17-22]. Например, при совершении хищений денежных средств в любой форме ущерб причиняется общественным отношениям в сфере собственности, либо при совершении иного преступления в сфере экономической деятельности дополнительный объект может трансформироваться и окажет негативное воздействие на состояние экономики страны, представ угрозой национальной безопасности.
Согласно п. 33 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, что ясно подтверждает наш тезис о наличии потенциальной угрозы и необходимости разработки уголовно-правового инструментария охраны рассматриваемого явления.
Кроме того, важной особенностью исследуемой сферы является множественность, сущность которой более подробно раскрывается в рамках изучения проблем квалификации в проводимом нами диссертационном исследовании.
Таким образом, необходимо выделить следующие признаки служебно-экономических преступлений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение»:
1) негативное воздействие на социально-экономическое развитие государства;
2) исследуемая группа преступлений посягает на совокупность общественных отношений, закреплённых в разных разделах особенной части Уголовного кодекса РФ: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (раздел VIII) и преступления в сфере экономики (раздел X);
3) сложная структура образования объекта преступления в рассматриваемой области общественных отношений;
4) большая значимость национального проекта «Здравоохранение» как для государства, так и для отдельного гражданина;
5) многосубъектность совершаемого общественного опасного деяния.
Список литературы
1. Бражин Ю. Ю. К вопросу о понятии служебно-экономической преступности / Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества : XXIV Нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки) : материалы докладов. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, 2019. - С. 82-83.
2. Бражин Ю. Ю. Правовая оценка признаков субъекта служебно-экономических преступлений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение» // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2020. - № 3. - С. 118-123.
3. Бражин Ю. Ю. Криминологические аспекты служебно-экономических преступлений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение» / Проблемы юридической науки в исследованиях адъюнктов и соискателей. - Нижний Новгород : Нижегородская академия МВД России, 2020. - С. 27-33.
4. Борков В. Н. Уголовно-правовое предупреждение коррупции: монография. - Омск: Омск. акад. МВД России, 2014. - 172 с.
5. Винокуров В. Н. Объект преступления как элемент его состава // Журнал российского права. Юридическое издательство «Норма». - 2010. - W 2. - С. 53-61.
6. Витвицкая С. С. Актуальные вопросы систематизации уголовного закона о преступлениях в сфере экономической деятельности // Юридическая психология. - 2007. - W 1. - С. 45- 52.
7. Волков Ф. С. Объект преступлений главы 30 УК РФ // Вестник ОмГУ Серия. Право. - 2008. - W 2. - С. 37-46
8. Кузнецов А. П., Бокова И. Н., Маршакова Н. Н. Проблемы классификации преступлений, совершаемых в сфере экономики // Проблемы экономики и юридической практики. - 2006. - W1-2. - С. 13- 43.
9. Кузнецов А. П. Преступления, посягающие на международное сотрудничество: уголовно-правовое исследование статьи 360 УК РФ // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - W 3. - С. 35-41.
10. Кузнецов А. П., Гарипова Н. В. Проблемы определения непосредственного объекта в преступлениях в сфере компьютерной информации // Следователь. - 2008. - W 7. - С. 5-7.
11. Петрянин А. В. Уголовно-правовые аспекты оперативно-разыскной характеристики преступлений экстремистской направленности: особенности определения объекта статьи 280 УК РФ // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2016. - W 2 (34). - С. 191- 194.
12. Пинкевич Т. В. Экономическая преступность: понятие, сущность, виды !! Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2012. - W 1 (17). - С. 228-232.
13. Теунаев А. С.-У. Актуальные вопросы предупреждения преступности в сфере субсидирования агропромышленного комплекса // Вестник УЮИ. - 2019. - W 1 (83). - С. 23-30.
14. Шевченко В. Ю. Объект и предмет преступления // Современная наука. - 2013. - W 1. - С. 17-22.
15. Варыгин А. Н., Червонных Е. В. Преступления, совершаемые в сфере здравоохранения, и их предупреждение: монография. - Москва: Юрлитинформ, 2013. - 200 c.
16. Векленко В. В., Бавсун М. В. Объективная сторона преступления. - Омск: Омская акад. МВД России, 2008. - 50 с.
References
1. Brazhin Yu. Yu. K voprosu o ponyatii sluzhebno-ekonomicheskoy prestupnosti / Garmonizatsiya mezhnatsional'nykh otnosheniy v usloviyakh global'nogo obshchestva : XXIV Nizhegorodskaya sessiya molodykh uchenykh (gumanitarnyye nauki) : materialy dokladov. - Nizhniy Novgorod: Nizhegorodskiy gosudarstvennyy inzhenerno-ekonomicheskiy institut, 2019. - S. 82-83.
2. Brazhin Yu. Yu. Pravovaya otsenka priznakov sub»yekta sluzhebno-ekonomicheskikh prestupleniy v sfere realizatsii natsional'nogo proyekta «Zdravookhraneniye» // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. - 2020. - W 3. - S. 118-123.
3. Brazhin Yu. Yu. Kriminologicheskiye aspekty sluzhebno-ekonomicheskikh prestupleniy v sfere realizatsii natsional'nogo proyekta «Zdravookhraneniye» / Problemy yuridicheskoy nauki v issledovaniyakh ad»yunktov i soiskateley. - Nizhniy Novgorod : Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2020. - S. 27-33.
4. Borkov V N. Ugolovno-pravovoye preduprezhdeniye korruptsii: monografiya. - Omsk: Omsk. akad. MVD Rossii, 2014. - 172 s.
5. Vinokurov К N. Ob»yekt prestupleniya kak element yego sostava // Zhurnal rossiyskogo prava. Yuridicheskoye izdatel'stvo «Norma». - 2010. - W 2. - S. 53-61.
6. Vitvitskaya S. S. Aktual'nyye voprosy sistematizatsii ugolovnogo zakona o prestupleniyakh v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti // Yuridicheskaya psikhologiya. - 2007. - W 1. - S. 45- 52.
7. Volkov F. S. Ob»yekt prestupleniy glavy 30 UK RF // Vestnik OmGU. Seriya. Pravo. - 2008. - W 2. - S. 37-46
8. Kuznetsov A. P., Bokova I. N., Marshakova N. N. Problemy klassifikatsii prestupleniy, sovershayemykh v sfere ekonomiki // Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki. - 2006. - W1-2. - S. 13- 43.
9. Kuznetsov A. P. Prestupleniya, posyagayushchiye na mezhdunarodnoye sotrudnichestvo: ugolovno-pravovoye issledovaniye stat'i 360 UK RF // Probely v rossiyskom zakonodatel'stve. - 2016. - W 3. - S. 35-41.
10. Kuznetsov A. P., Garipova N. V Problemy opredeleniya neposredstvennogo ob»yekta v prestupleniyakh v sfere komp'yuternoy informatsii // Sledovatel'. - 2008. - W 7. - S. 5-7.
11. Petryanin A. V Ugolovno-pravovyye aspekty operativno-razysknoy kharakteristiki prestupleniy ekstremistskoy napravlennosti: osobennosti opredeleniya ob»yekta stat'i 280 UK RF // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. - 2016. - W 2 (34). - S. 191- 194.
12. Pinkevich T. V Ekonomicheskaya prestupnost': ponyatiye, sushchnost', vidy // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. - 2012. - W 1 (17). - S. 228-232.
13. Teunayev A. S.-U. Aktual'nyye voprosy preduprezhdeniya prestupnosti v sfere subsidirovaniya agropromyshlennogo kompleksa // Vestnik UYUI. - 2019. - W 1 (83). - S. 23-30.
14. Shevchenko V Yu. Ob»yekt i predmet prestupleniya // Sovremennaya nauka. - 2013. - W 1. - S. 17-22.
15. Varygin A. N., Chervonnykh Ye. V Prestupleniya, sovershayemyye v sfere zdravookhraneniya, i ikh preduprezhdeniye: monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2013. - 200 c.
16. Veklenko V V., Bavsun M. V Ob»yektivnaya storona prestupleniya. - Omsk: Omskaya akad. MVD Rossii, 2008. - 50 s.
Статья поступила в редакцию 11.10.2021; одобрена после рецензирования 23.03.2022; принята к публикации 05.04.2022.
The article was submitted October 11, 2021; approved after reviewing March 23, 2022; accepted for publication April 05, 2022.
loo