Научная статья на тему 'Теоретико-правовые проблемы реализации свободы вероисповедания осужденными к лишению свободы'

Теоретико-правовые проблемы реализации свободы вероисповедания осужденными к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
493
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудаков А.М.

В статье рассмотрен предмет одного из неоднозначных институтов, практика правоприменения которого лишь отчасти регулируется законодательными актами. Представлен анализ правового института свободы вероисповедания, его элементов. Впервые раскрывается структура предмета общественных отношений в сфере реализации свободы совести и свободы вероисповедания отличная от религиозного аспекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые проблемы реализации свободы вероисповедания осужденными к лишению свободы»

Теоретико-правовые проблемы реализации свободы вероисповедания осужденными к лишению свободы

А.М. РУДАКОВ - научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России

В статье рассмотрен предмет одного из неоднозначных институтов, практика правоприменения которого лишь отчасти регулируется законодательными актами. Представлен анализ правового института свободы вероисповедания, его элементов. Впервые раскрывается структура предмета общественных отношений в сфере реализации свободы совести и свободы вероисповедания отличная от религиозного аспекта.

Ключевые слова: свобода совести; свобода вероисповедания; информация; осужденные.

Theoretical and legal realization problems of religion freedom

of convicted to imprisonment

A.M. RUDAKOV - Researcher of the Research Laboratory of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article examines the subject of a controversial institution, the practice of which enforcement is only partially regulated by legislation. The analysis of the legal institution of freedom of conscience and freedom of religion, its elements are represented. For the first time is revealed the structure of the object of public relations in the sphere of realization of the freedom of conscience and freedom of religion different from the religious aspect.

Key words: freedom of conscience; freedom of religion; the information is convicted.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания осужденными регламентирована Конституцией Российской Федерации (ст. 28)1, Федеральным законом от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - ФЗ «О свободе совести и о религиозных объе-динениях»)2, а также ст. 14 УИК РФ3, которая непосредственно регулирует общественные отношения в означенной сфере.

Исходя из научных комментариев ст. 14 УИК РФ призвана обеспечить реализацию так называемых духовных потребностей4 осужденных, организацию духовного вос-питания5 и развития6, соблюдение прав личности в сфере духовного самоопреде-ления7, при этом содержание духовности в тексте не раскрывается. По нашему убеждению, нераскрытый термин не может использоваться в полной мере, в том числе по причине возможности его субъективного толкования.

Нельзя не согласиться с С.К. Бондыре-вой8, которая усматривает существование четырех базисных (первичных) потребностей человека: в веществе, информации, безопасности, продолжении рода. Вторич-

ные потребности формируются путем проекции базисных на объекты, процессы, явления окружающего мира. Особой является потребность в информации, так как получение и усвоение новой информации важно при удовлетворении базисных потребностей. Мерой владения индивидом информацией, поступающей из собственного внутреннего мира, а также содержательным элементом этого мира, по мнению С.К. Бон-дыревой, как раз и является духовность9. Тогда возникает вопрос о том, что является предметом вероисповедания, который способствует формированию духовности субъекта при реализации рассматриваемого правового института.

Предмет регулирования, указанный в ст. 14 УИК РФ, базируется на нормах ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», взятых применительно к осужденным, и также определен частично, а именно касательно лишь организации деятельности религиозных объединений. Вместе с тем правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу вероисповедания не совпадают с деятельностью религиозных объединений: право исповедовать религию

присоединено к реализации свободы вероисповедания конструкцией «в том числе»10.

Обычно свободу вероисповедания рассматривают совместно со свободой совести как единый правовой институт и понимают под ним право исповедовать какое-либо религиозное учение или быть атеистом. В противовес такой трактовке необходимо указать, что в правоприменительной деятельности сложно определить, какие действия являются религиозными обрядами, какое обучение следует считать религиозным. Из закона следует, что религиозными являются действия представителей религиозной организации, но если некая группа не зарегистрировалась в качестве таковой и не употребляет термина «религия» применительно к себе, то ее деятельность будет рассматриваться как светская, даже культурная в случае исповедания определенных культов, в том числе и деструктивных. Стоит только какой-либо группе заявить, что у нее не религиозное вероучение, а, например, духовное знание, как ее уже нельзя будет считать религиозной и ее деятельность не будет подлежать регулированию. Суть проблемы состоит в том, что многие религиозные организации деструктивного характера избегают регистрации для того, чтобы иметь возможность сотрудничать с образовательными структура-ми11. В настоящее время в соответствии со ст. 28 Конституции Российской Федерации и ст. 7 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в нашей стране в статусе религиозных групп действуют более 2000 объединений только религиозного типа12. Многие из них трансформируются в общественные (некоммерческие, правозащитные и т.п.) организации. Вместе с этим сложилось множество молодежных субкультур, которые нередко перерастают в контркультуры. Такого рода объединения создаются с определенной целью или целями, которые нередко замалчиваются либо скрыты посредством создания футуроло-гических иллюзий, мифов13, искажения фактов, их субъективной оценки14. Получается, обыденное толкование нормы15 умаляет ее смысл, ввиду этого имеет место ущемление права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания либо злоупотребление данным правом.

Взяв за основу п. 3 ст. 2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», осуществим расширительное толкование смысла статьи двумя способами: филологическим и словесным.

В целях определения предмета вероисповедания рассмотрим компоненты последнего.

Само слово «вероисповедание» происходит от двух слов: «вера» и «исповедание»16 -это признание в вере кому-либо или чему-либо, какой-либо информации, какому-либо человеку. Вера - компонент доверия, являющийся нерациональным убеждением, не нуждающимся в опытной проверке. Структура доверия содержит в себе также рациональную составляющую, предполагающую расчет на объективную информацию, и обеспечивает возможность контроля ситуации, снижения неопределенности и уязвимости в отношениях. Двухкомпонентная структура доверия обеспечивает выполнение главной функции - приближения к субъекту правоотношений без опасения стать жертвой обмана17. Развитие рациональной компоненты доверия призван обеспечить федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Таким образом, вера как готовность человека принимать (исповедовать) без критического анализа информацию, воздействие от другого человека является наиболее уязвимой компонентой в межличностных отношениях18. Именно эта часть психической деятельности человека находится под защитой ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Таким образом, мы перешли к следующему компоненту предмета вероисповедания - информации. Информация - результат отражения одного объекта в другом, используемый для принятия решений, их реализации19 и в конечном счете для формирования управляющих воздействий20. Информация является основным материалом мышления и лежит в основе всякой умственной деятельности. Вместе с тем содержательная и ценностная сторона информации позволила объединить понятия «знание», «смысл» и «информация» в новое единое фундаментальное понятие «информационный ресурс»21.

Вопрос о степени веры потребителя такого рода информации (субъекта восприятия) субъектам, предлагающим информацию (субъектам воздействия, влияния), встает ввиду того, что в настоящее время имеется большое количество информации, оформляемой в идеи, концепции, учения, в том числе и религиозные, доктрины и иные идеологические формы22. Этому способствует п. 1 ст. 13 Конституции Российской Федерации. В.С. Малицкий справедливо универсализировал это многообразие в рамках единого

понятия «идеология», а различные формы систематизированной информации представил как типы идеологий. Так, религия, или теистический тип идеологии, отличается тем, что основным ее критерием является вера в существование сверхъестественного существа - Бога23. По меткому выражению С.Г. Кара-Мурзы, «идеология - это замена религии для современного гражданского общества»24. Иными словами, идеология, как и иные учения, концепции, есть способ систематической организации информации, направляющей и ориентирующей человека в его жизнедеятельности, предполагающей формирование чувств у субъекта восприятия или воздействие на них25.

Вместе с тем в культурной среде осуществляется направленное и ориентирующее воздействие на чувственно-эмоциональную сферу посредством интеграции на базе социальных групп, в том числе интернет-сообществ, а также на отдельные категории населения оказывается влияние, обеспечивающее функционирование механизмов интеграции26. Наравне с исторически определенным уровнем развития культуры общества (ранее сформированным на основе господствующих идеологий) могут создаваться и функционировать иные передающие среды - субкультуры27 и контркультуры -как системы норм и ценностей, которые отличают социальные группы от большинства, от господствующей культуры или же являются враждебными этой культуре (контркультура)28.

Основой выбора предмета вероисповедания у потенциального субъекта восприятия, таким образом, являются его отношение к идее (положительное - отрицательное), предложенной субъектом влияния, ее актуальность для него (принимаю -не принимаю). Актуальность выбора определяется отношением субъекта правоис-пользования к своему месту и роли в мире, своим интересам, целям. При выборе предмета вероисповедания у субъекта восприятия формируется соответствующее предмету отношение к себе как члену общества, отдельным категориям людей и обществу в целом, его прошлому (истории) и будущему, к формам организации общественных отношений и духовным и материальным объектам, также подлежащим оценке29.

Таким образом, предметом вероисповедания мы называем информационный ресурс, содержащий фундаментальную (обусловливающую возможность его выбора) и рабочую (обусловливающую возможность

его восприятия) идеи, являющиеся продуктами интеллектуального творчества как самих субъектов влияния, так и иных лиц, реализуемый в обществе субъектами влияния в соответствии со следующими целями: формирование специфических убеждений, типов мышления и в результате мировоззрения у субъектов восприятия; способствование выработке у субъектов восприятия определенных алгоритмов поведения, необходимых для субъектов влияния.

В целях же полного и всестороннего обеспечения реализации свободы вероисповедания потенциальными субъектами восприятия необходимы глубокий анализ при определении субъекта влияния, в частности источника средств финансирования деятельности последнего, выявление истинных намерений субъекта влияния (политические аспекты).

Следует заметить, что в исправительных учреждениях работа по отбору инфор-мации30 осуществляется сотрудниками следующим образом: организация воспитательных (индивидуальных, групповых, культурно-массовых) мероприятий в заданном законодательством информационном направлении; формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; повышение их образовательного и культурного уровня (п. 1 ст. 109 УИК РФ). В результате у осужденных, особенно несовершеннолетних, чей уровень восприятия в отличие от взрослых еще достаточно динамичен, складываются новые убеждения, способные вытеснить прежние, сделавшие возможным совершение преступления. Тем не менее по истечении срока отбытия наказания в виде лишения свободы они снова возвращаются в прежнюю среду, способствующую дальнейшей криминализации личности31. В силу того, что процесс социализации может быть не завершен и с большой вероятностью он проходил до осуждения и будет происходить после (ресоциализация) в условиях, отнюдь не способствующих усвоению адекватных ценностей и моделей поведения, в ситуации неконтролируемого информационного потока как со стороны окружающей социальной среды, так и из иных источников освободившийся в силу необходимости приспособления может вновь быть переориентирован в деструктивном направлении.

Таким образом, предмет вероисповедания, реализуемый в рассмотренном аспекте, позволяет расширить круг мероприя-

тий по формированию социально полезных убеждений у осужденных посредством подбора соответствующих информационных ресурсов: политического, идеологического и исторического. И самое главное, что касается несовершеннолетних осужденных: можно определить критерий подлинного взросления человека, которое наступает с момента, когда тот начинает понимать подлинную мотивацию собственных мыслей, убеждений и поступков, их происхождение -источник и природу последующей реализации свободы совести32.

В связи с этим считаем целесообразным внести следующие изменения в ст. 14 УИК РФ:

- в п. 1 включить в состав правового института реализации свободы совести и свободы вероисповедания «иные убеждения», приведя эту норму в соответствие с положениями Конституции РФ («Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»);

- п. 2 дополнить вторым абзацем, содержащим ограничения реализации свободы совести и свободы вероисповедания осуж-

денными («Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться требования режима и правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц. Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства»);

- в п. 4 включить в состав мероприятий по реализации свободы совести и свободы вероисповедания политико-идеологическое информирование («В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой, осуществляется политико-идеологическое информирование осужденных, отражающее сложившееся в обществе политическое и идеологическое многообразие. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение, приглашает соответствующих специалистов»).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2 См.: Там же.1997. № 39. Ст. 4465.

3 См.: Там же. № 2. Ст. 198.

4 См.: Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 10.06.2008 г №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СПС «КонсультантПлюс».

5 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Селиверстова // Там же; Пятин С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 26.09.1997 г № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Там же.

6 См.: Уголовно-исполнительное право России: Учеб. / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2010. С. 144.

7 См.: Комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. Л.А. Окуньков // СПС «КонсультантПлюс».

8 Светлана Константиновна Бондырева - кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заместитель председателя координационного совета РАО.

9 См.: Бондырева С.К., Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). М., 2007. С. 53.

10 См.: СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

11 См.: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. http://lib.eparhia-saratov.ru/ books/noauthor/destruction/destruction.pdf; Последствия сектантства. http://www.anticekta.ru/

12 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунева. М., 2004. С. 311; Итоговая декларация конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» (Новосибирск, 9-11 ноября 2004 г.). http://www. sektainfo.ru/allsects%20analit.htm

1 Sm.: SZ RF. 2009. № 4. St. 445.

2 Sm.: Tam zhe.1997. № 39. St. 4465.

3 Sm.: Tam zhe. № 2. St. 198.

4 Sm.: Kitrova E.V., Kuz'min V.A. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 10.06.2008 g. №76-FZ «Ob obshhestvennom kontrole za obespecheniem prav cheloveka v mestah prinuditel'nogo soderzhanija i o sodejstvii licam, nahodjashhimsja v mestah prinuditel'nogo soderzhanija» // SPS «Konsul'tantPljus».

5 Sm.: Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Pod obshh. red. V.I. Seliverstova // Tam zhe; Pjatin S.Ju. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 26.09.1997 g. № 125-FZ «O svobode sovesti i o religioznyh ob#edinenijah» // Tam zhe.

6 Sm.: Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii: Ucheb. / Pod red. V.I. Seliverstova. M., 2010. S. 144.

7 Sm.: Kommentarij k Konstitucii RF / Otv. red. L.A. Okun'kov // SPS «Konsul'tantPljus».

8 Svetlana Konstantinovna Bondyreva - kandidat pedagogicheskih nauk, doktor psihologicheskih nauk, professor, akademik RAO, zamestitel' predsedatelja koordinacionnogo soveta RAO.

9 Sm.: Bondyreva S.K., Kolesov D.V. Duhovnost' (psihologija, sociologija, semantika). M., 2007. S. 53.

10 Sm.: SZ RF. 2009. № 4. St. 445.

11 Sm.: Novye religioznye organizacii Rossii destruktivnogo i okkul'tnogo haraktera. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/ noauthor/destruction/destruction.pdf; Posledstvija sektantstva. http://www.anticekta.ru/

12 Sm.: Kriminologija: Ucheb. / Pod red. prof. N.F. Kuznecovoj, prof. V.V. Luneva. M., 2004. S. 311; Itogovaja deklaracija konferencii «Totalitarnye sekty idemokraticheskoe gosudarstvo»(Novosibirsk, 9-11 nojabrja 2004 g.). http://www.sektainfo.ru/allsects%20 analit.htm

13 См.: Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы: социально-философский анализ: Дис. ... д-ра философ. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 104, 106, 242.

14 См.: Жукова Н.С. Государственная идеология - феномен общественного сознания // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 19.

15 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учеб. для вузов. М., 1998. С. 319.

16 Исповедовать - признавать, веровать, держать что-либо твердым убеждением (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1998. Т. 2. С. 55).

17 См.: Девятовская И.А. Некоторые аспекты законодательной регламентации отягчающих обстоятельств, связанных с категорией «доверие» // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 3 (19). С. 14; Астанина Н.Б. Особенности доверия другим людям у несовершеннолетних правонарушителей // Психология и право. 2013. № 1. http://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 31.05.2013 г.).

18 См.: Сидоренков А.В., Вишневкина М.Ю. Доверие дошкольников к незнакомым взрослым. http://www. psychological.ru/link/jurnal/issues/1901/012/012037.html

19 См.: Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.В. Трофимова. М., 2007. С. 26.

20 См.: Философский словарь. http://www.philosophydic. ru/informaciya

21 См.: Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов,

B.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003. С. 387.

22 См.: Гричаникова И.А. Формирование нравственных понятий и убеждений студентов технического вуза: Дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2000. С. 20.

23 См.: Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы. С. 214.

24 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. http://www. kara-murza.ru/books/manipul/manipul15.htm#hdr_21

25 См.: Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы. С. 97.

26 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунева. С. 136-137.

27 См.: Корженко А.Л. Идеология и современные молодежные субкультуры // Мониторинг общественного мнения. 2010. Нояб.-дек. С. 31.

28 См.: Михайлова Н.В. Культурологические аспекты тендерных субкультур отечественной пенитенциарной системы: Дис. ... канд. культурологии. Саратов, 2004. С. 51; Современный философский словарь / Под общ. ред. д-ра философ. наук, проф. В.Е. Кемерова. М., 2004. С. 479.

29 См.: Философский энциклопедический словарь /

C.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М., 1989. С. 366.

30 См., напр.: Указание ФСИН России от 06.05.2012 г. № 10/15/1-60 «О порядке демонстрации фильмов, использования телевидения, радиовещания, литературы, газет и журналов в организации воспитательной работы с осужденными».

31 См., напр.: Ракитская О.Н., Морозова Н.О. Отношения в семье как фактор совершения преступления насильственного характера // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 1 (21). С. 52-53.

32 См.: Израбеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. М., 2012. С. 155.

13 Sm.: Malickij V.S. Ideologija: sushhnost', struktura, istoricheskie tipy: social'no-filosofskij analiz: Dis. ... d-ra filosof. nauk. Rostov n/D, 2006. S. 104, 106, 242.

14 Sm.: Zhukova N.S. Gosudarstvennaja ideologija - fenomen obshhestvennogo soznanija // Gumanitarnye i social'nye nauki. 2010. № 2. S. 19.

15 Sm.: Lazarev V.V., Lipen' S.V. Teorija gosudarstva i prava: Ucheb. dlja vuzov. M., 1998. S. 319.

16 Ispovedovat' - priznavat', verovat', derzhat' chto-libo tverdym ubezhdeniem (sm.: Dal' V. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka: V 4 t. M., 1998. T. 2. S. 55).

17 Sm.: Devjatovskaja I.A. Nekotorye aspekty zakonodatel'noj reglamentacii otjagchajushhih obstojatel'stv, svjazannyh s kategoriej «doverie» // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2012. № 3 (19). S. 14; Astanina N.B. Osobennosti doverija drugim ljudjam u nesovershennoletnih pravonarushitelej // Psihologija i pravo. 2013. № 1. http://psyjournals.ru/psyandlaw (data obrashhenija: 31.05.2013 g.).

18 Sm.: Sidorenkov A.V., Vishnevkina M.Ju. Doverie doshkol'nikov k neznakomym vzroslym. http://www. psychological.ru/link/jurnal/issues/1901/012/012037.html

19 Sm.: Informacionnye sistemy i tehnologii v jekonomike i upravlenii: Ucheb. posobie / Pod red. prof. V.V. Trofimova. M., 2007. S. 26.

20 Sm.: Filosofskij slovar'. http://www.philosophydic.ru/ informaciya

21 Sm.: Sociologija: Jenciklopedija / Sost. A.A. Gricanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel'kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshhenko. Minsk, 2003. S. 387.

22 Sm.: Grichanikova I.A. Formirovanie nravstvennyh ponjatij i ubezhdenij studentov tehnicheskogo vuza: Dis. ... kand. sociol. nauk. Belgorod, 2000. S. 20.

23 Sm.: Malickij V.S. Ideologija: sushhnost', struktura, istoricheskie tipy. S. 214.

24 Kara-Murza S.G. Manipuljacija soznaniem. http://www. kara-murza.ru/books/manipul/manipul15.htm#hdr_21

25 Sm.: Malickij V.S. Ideologija: sushhnost', struktura, istoricheskie tipy. S. 97.

26 Sm.: Kriminologija: Ucheb. / Pod red. prof. N.F. Kuznecovoj, prof. V.V. Luneva. S. 136-137.

27 Sm.: Korzhenko A.L. Ideologija i sovremennye molodezhnye subkul'tury // Monitoring obshhestvennogo mnenija. 2010. Nojab.-dek. S. 31.

28 Sm.: Mihajlova N.V. Kul'turologicheskie aspekty tendernyh subkul'tur otechestvennoj penitenciarnoj sistemy: Dis. ... kand. kul'turologii. Saratov, 2004. S. 51; Sovremennyj filosofskij slovar' / Pod obshh. red. d-ra filosof. nauk, prof. V.E. Kemerova. M., 2004. S. 479.

29 Sm.: Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' / S.S. Averincev, Je.A. Arab-Ogly, L.F. Il'ichev i dr. M., 1989. S. 366.

30 Sm., napr.: Ukazanie FSIN Rossii ot 06.05.2012 g. № 10/15/1-60 «O porjadke demonstracii fil'mov, ispol'zovanija televidenija, radioveshhanija, literatury, gazet i zhurnalov v organizacii vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi».

31 Sm., napr.: Rakitskaja O.N., Morozova N.O. Otnoshenija v sem'e kak faktor sovershenija prestuplenija nasil'stvennogo haraktera // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2013. № 1 (21). S. 52-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Sm.: Izrabekov V. Tajna russkogo slova. Zametki nerusskogo cheloveka. M., 2012. S. 155. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.