Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ТАДЖИКИСТАНА'

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / направление / обеспечение эффективности / финансово–правовая политика / финансовые ресурсы / цифровизация / экономика / бюджет / налог / администрирова-ние. / технологияњои иттилоотї / самтњо / таъмини самаранок / сиёсати молиявї-њуќуќї / захи-рањои молиявї / раќамикунонї / иќтисод / буљет / андоз / идоракунї.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаитов С.П.

В статье рассматриваются теоретико–правовые проблемы правовой политики Республики Та-джикистан в области финансов, вопросы ее обеспечения информационными технологиями. Отмечается, что такое обеспечение будет служить формированию и развитию финансово–правовой политики республики, способствовать предотвращению угроз финансовой безопас-ности в условиях нарастания финансового кризиса на различных уровнях. Делается вывод о том, что совершенствование правовой базы и использование современных информационных технологий являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансово–правовой политики и его под-системы за счет активизации цифровизации экономики и эффективной организации правового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL PROBLEMS OF PROVIDING THE FINANCIAL AND LEGAL POLICY OF TAJIKISTAN WITH INFORMATION TECHNOLOGIES

Дар маќола масъалањои назариявї-њуќуќии сиёсати молиявї-њуќуќии Љумњурии Тољики-стон, масоили таъмини технологияњои иттилоотии он мавриди баррасї ќарор дода шудаанд. Ќайд карда мешавад, ки таъмин намудан ба он дар оянда барои ташаккули сиё-сати молиявї-њуќуќии Љумњурии Тољикистон хизмат намуда, барои пешгирии тањдидњо ба амнияти молиявї дар шароити рушди буњрони молиявї дар сатњњои гуногун мусоидат мекунад. Хулоса бароварда мешавад, ки такмил додани заминаи ќонунгузорї ва истифо-даи технологияњои муосири иттилоотї самтњои асосии таъмини самаранокии ташаккул ва истифодаи захирањои молиявї дар тамоми самтњои сиёсати молиявї-њуќуќї ва низоми он тавассути баланд бардоштани раќамикунонии иќтисодиёт ва ташкили самарабахши идоракунии њуќуќї мебошанд.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ТАДЖИКИСТАНА»

УДК 340.13

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ТАДЖИКИСТАНА

МАСОИЛИ НАЗАРИЯВЙ-^УКУКИИ ТАЪМИНОТ БО ТЕХНОЛОГИЯМИ ИТТИЛООТИИ СИЁСАТИ МОЛИЯВИ-^УКУКИИ ТОЧИКИСТОН

THEORETICAL AND LEGAL PROBLEMS OF PROVIDING THE FINANCIAL AND LEGAL POLICY OF TAJIKISTAN WITH INFORMATION TECHNOLOGIES

Хаитов С.П. Khaitov S.P.

Доцент кафедры экономического, финансового и антикоррупционного права Таджикского государственного финансово-экономического университета, кандидат юридических наук Дотсенти кафедраи %уцуци ицтисоди, молияви ва зиддикоррупсионии Донишгоуи давлатии молия ва ицтисоди Тоцикистон, номзади илмхои ^уцуцшиносй Associate Professor of the Department of Economic, Financial and Anti-Corruption Law of the Tajik State Financial and Economic University, Candidate of juridical sciences

Научная специальность: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве (5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки).

Ихтисоси илми: 12.00.01 - Назария ва таърихи хукук ва давлат; таърихи таълимот дар бораи хукук ва давлат (5.1.1. Илмхои хукукии назариявй-таърихй).

Scientific specialty: 12.00.01 - Theory and history of law and state; history of the doctrines of law and the state (5.1.1. Theoretical and historical legal sciences).

Рецензент: БУРИЗОДА Э.Б. - заведующий отделом истории государства и права Института философии, политологии и права Национальной академии наук Таджикистана, доктор юридических наук, профессор.

Такриздщанда: БУРИЗОДА Э.Б. - мудири шуъбаи таърихи давлат ва хукуки Институти фалсафа, сиёсатшиносй ва хукуки Академияи миллии илмхои Точикистон, доктори илмхои хукукшиносй, профессор.

Reviewer: Burizoda I.B. - Head of the Department of the History of State and Law of the Institute of Philosophy, Political Science and Law of the National Academy of Sciences of Tajikistan, Doctor of Law, Professor.

Аннотация: В статье рассматриваются теоретико-правовые проблемы правовой политики Республики Таджикистан в области финансов, вопросы ее обеспечения информационными технологиями. Отмечается, что такое обеспечение будет служить формированию и развитию финансово-правовой политики республики, способствовать предотвращению угроз финансовой безопасности в условиях нарастания финансового кризиса на различных уровнях. Делается вывод о том, что совершенствование правовой базы и использование современных информационных технологий являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансово-правовой политики и его подсистемы за счет активизации цифровизации экономики и эффективной организации правового администрирования.

Ключевые слова: информационные технологии, направление, обеспечение эффективности,

E-mail:

saidali.66@list.ru

финансово-правовая политика, финансовые ресурсы, цифровизация, экономика, бюджет, налог, администрирование.

Аннотатсия: Дар макола масъалах,ои назариявй-хукукии сиёсати молиявй-хукукии Чумхурии Точикистон, масоили таъмини технологиями иттилоотии он мавриди баррасй карор дода шудаанд. ^айд карда мешавад, ки таъмин намудан ба он дар оянда барои та-шаккули сиёсати молиявй-хукукии Чумхурии Точикистон хизмат намуда, барои пешгирии тавдидх,о ба амнияти молиявй дар шароити рушди бух,рони молиявй дар сатхдои гуногун мусоидат мекунад. Хулоса бароварда мешавад, ки такмил додани заминаи конунгузорй ва истифодаи технологиями муосири иттилоотй самтх,ои асосии таъмини самаранокии та-шаккул ва истифодаи захирах,ои молиявй дар тамоми самтх,ои сиёсати молиявй-хукукй ва низоми он тавассути баланд бардоштани ракамикунонии иктисодиёт ва ташкили самара-бахши идоракунии хукукй мебошанд.

Вожа^ои калиди: технологиями иттилоотй, самтх,о, таъмини самаранок, сиёсати мо-лиявй-хукукй, захирах,ои молиявй, ракамикунонй, иктисод, бучет, андоз, идоракунй.

Annotation: The article deals with the theoretical and legal problems of the financial and legal policy of the Republic of Tajikistan, the issues of its provision with information technologies. It is noted that such provision will serve the formation and development of the financial and legal policy of the republic, help prevent threats to financial security in the context of the growing financial crisis at various levels. It is concluded that the improvement of the legal framework and the use of modern information technologies are the main directions for ensuring the efficiency of the formation and use of financial resources in all areas of financial and legal policy and its subsystem by enhancing the digitalization of the economy and the effective organization of legal administration.

Key words: information technology, direction, efficiency assurance, financial and legal policy, financial resources, digitalization, economics, budget, tax, administration.

В условиях динамичного развития информационных технологий, одно из основных мест в структуре финансово-правовой политики Республики Таджикистан принадлежит информационному обеспечению. Экономика страны базируется на государственных финансах, где информационно технологическое обеспечение выступает как условие для дальнейшего продвижения.

Необходимо отметить, что понятие «Информационное обеспечение» появилось в 70-х гг. прошлого века в связи с активным внедрением электронных вычислительных машин (ЭВМ) в практику обработки экономических задач и с созданием автоматизированных систем управления (АСУ). Была разработана структура, позволявшая продвижению различных документов и потоков информации для обработки и принятия соответствующих управленческих решений [1, с. 112].

На наш взгляд, это позволяет понимать совокупность информационных ресурсов

(информационную базу) и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур, обеспечивающих финансово-правовую политику государства. Так, в соответствии с Законом Республики Таджикистан «Об информации», под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления [2]. По нашему мнению, в юридической литературе под информацией следует понимать сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относится.

Из представленных выше определений можно сделать вывод, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационного обеспечения, представляющий собой совокупность конкретной информации, информационные структуры, осуществляющие сбор, формирование, распространение и использование информации, а также составляющие системы

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 1 (57). 2023

регулирования, возникающие в ходе общественных и финансово-правовых отношений. Информационная сфера является системообразующим фактором жизни общества. Она активно влияет на финансовое состояние, финансово-правовую политику любого государства, в том числе, и Таджикистана. Все это организует систему, которая существенным образом зависит от обеспечения информационными технологиями.

Учитывая, что технологический процесс проявляется разнородно, можно отметить, что еще многие отрасли экономики Республики Таджикистана технологически явно не соответствуют современным требованиям, не справляются с переработкой больших массивов информации., хотя справедливости ради надо отметить, что банки, страховые компании, торговые предприятия все шире начинают использовать IT - технологии различного типа, терминалы, автоматы для выдачи чеков, автоматизированные системы расчетов, электронных счетов. Это позволит в перспективе создание автоматизированных объектов. Мировая практика показывает, что именно это обстоятельство способствует социально-экономическому росту государства. В качестве примера можно привести опыт американской компании «Микронет», в офисах которой полностью исключается использование в делопроизводстве бумаги [3, с. 61].

Все информационные ресурсы можно разделить на сведения регулятивно-право-вого, нормативно-справочного характера, а также данные системы бухгалтерского учета, статистические данные и несистемные данные [4, с. 176-181]. Помимо прочего, данное направление содержит законодательное, финансовое и информационно-технологическое обеспечение и такие его элементы, как бюджетные, налоговые, таможенные, банковские, денежно-кредитные, инвестиционные, инфляционно-ценовые, валютные и другие являются важнейшими условиями формирования информационной базы для продвижения финансово-правовой политики республики. С учетом этого, финансово-правовая политика государства выступает как сложная структура в сфере инфор-

мационных технологий, гарантирующая оперативное реагирование на ухудшение экономической ситуации в стране, позволяющая выработать определённый запас экономической прочности за счет каждого структурного элемента. Поэтому считаем необходимым, каждую из этих подсистем обеспечить высокотехнологичными средствами связи, поскольку все вышеперечисленные компоненты взаимодействуют между собой, их высокий уровень надежности гарантирует общий уровень финансовой устойчивости на региональном уровне.

Манипулирование информацией на финансовых, фискальных, фондовых и биржевых рынках способствует в итоге спекуляциям с финансовыми инструментами. Это в свою очередь, на наш взгляд, может вызвать панику участников финансово-правовых отношений, что приведет к резким рыночным колебаниям. Исходя из этого, для стабильного обеспечения финансово-правовой политики, а также с целью обеспечения защиты интересов участников рыночных отношений в системе информационных технологий необходима их поддержка с точки зрения законодательного закрепления этих отношений. Для такого обеспечения, а также реализации в полном объеме финансово-правовой политики Республики Таджикистан, необходимо принятие таких нормативных правовых актов, которые, основываясь на Конституции Республики Таджикистан и законах, в полной мере обеспечивали реализацию финансово-правовой политики страны, в которых основной упор должен делаться на использование высоких технологий.

Здесь необходимо отметить, что Правительством Республики Таджикистан уже немало сделано для этого и с целю информационного обеспечения финансово-правовой политики республики был принят целый ряд нормативных правовых актов, в числе которых Законы Республики Таджикистан «О государственных финансах Республики Таджикистан» [5], «Об информации» [2], «Об электронном документе» [6], Стратегия управления государственными финансами Республики Таджикистан на период до 2030 года [7], Стратегия развития платёжной системы

Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон. № 1 (57). 2023

Республики Таджикистан на 2015-2025 [8] годы, Концепции и Программы, такие например, как Концепция государственной информационной политики Республики Таджикистан [9], Концепция

информационной безопасности [10], Программа обеспечения информационной безопасности Республики Таджикистан [11], Инструкция об исполнении доходов и расходов государственного бюджета и составлении отчетности в казначейской системе [12], Приказ Министерства финансов Республики Таджикистан «О переходе на электронное финансирование без предоставления бумажной

документации» [13], в котором с 1 января 2022 года установлен порядок электронного финансирования без предоставления бумажных документов, которые позволяют ускорить процесс оперативного

регулирования формирования поступающей информации. Благодаря этому, у соответствующих министерств и ведомств появилась возможность получать точную информацию и принимать эффективные решения, так как современные базы данных позволяют получать точные данные и сведения о налоговых поступлениях, таможенных платежах, бюджетном состоянии, банковских операциях, денежном обороте, положении рынков ценных бумаг, ценах и прогнозах.

Но применение новых высоких технологий настоятельно требует развития нового типа мышления, способного эффективно перерабатывать, осознавать всю глубину и масштаб информационных потоков [14, с. 43]. По мнению многих ученых, общество перешло из века постиндустриального в информационный, в котором огромные массивы информации, накопленные обществом, становятся их социокультурным наследием, доступ к которому возможен при помощи новых информационных технологий [15, с. 182].

Прогресс в области техники и технологий привел к существенным изменениям в обработке информации. По результатам некоторых исследований выясняется, что электронная обработка данных и информационно

управляющие системы это два наиболее широко применяемых в управлении инструментов.

По имеющимся оценкам, к концу 90-х годов прошлого столетия, 70% рабочих мест в США в какой-то мере зависели от деятельности по обработке информации. Затраты на эту деятельность, по некоторым оценкам, составляли около 70% от валового национального продукта [16, с. 86]. Несмотря давность этих исследований считаем, что такое соотношение имеет практическое значение и по сей день.

Основой информационного обеспечения является выработка оптимальной информации. В этой связи, теория машинной обработки информации рассматривается как технология ее преобразования в целях управления в совокупность сведений, являющихся объектом сбора, передачи, хранения и обработки такой информации. Информация может быть зафиксирована в электронных документах или на машинных носителях и является предметом и средством труда. В качестве средства труда информация воздействует на объект управления с целью выработки управленческих решений. Как предмет труда информация является основой построения информационных технологий.

Электронные процессы, связанные с системой исполнения государственного бюджета начались в Министерстве финансов Республики Таджикистан в 2002 году, и в этом же году было внедрена первая информационная система «Казначейство АСУ». В 2006 году Главное Центральное Управление Казначейства (ГЦУК) Министерства финансов Республики Таджикистан было подключено к межбанковской системе электронных платежей Национального банка Таджикистана, а средства республиканского бюджета переводились в электронном виде [17]. В 2010-2014 годах в эту систему также были включены платежи местных бюджетов. Данный период на наш взгляд, стал платформой для дальнейшего продвижения формирования информации в различных сферах деятельности, в том числе, финансовых.

Надо отметить, что между Министерством финансов Республики Таджикистан и

Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон. № 1 (57). 2023

его структурными подразделениями, Налоговым комитетом, Таможенной службой при Правительстве Республики Таджикистан, Национальным банком Таджикистана и Государственным сберегательным банком Республики Таджикистан «Амонатбонк» 28 ноября 2012 г. вступило в силу «Соглашение об электроном обмене данными», в соответствии с которым, информация о поступлениях и выплатах государственного бюджета между этими органами передаётся в электронном виде [18, с 13-14]. В целях укрепления сотрудничества в сфере информационного обеспечения был разработан проект этого соглашения в новой редакции. Мы считаем, что эти нормативные правовые акты позволили в дальнейшем продвинуть на более качественный уровень процесс обеспечения информационных потоков в качестве объектов цифровой экономики, в частности, активизации электронного Правительства и станут эффективным механизмом в реализации финансово-правовой политики Таджикистана. Ведь в процессе осуществлении финансово-правовой политики государства должно быть информационно обеспечена ее связь с другими частями экономической, налоговой, кредитной, денежно-кредитной политики, политики ценообразования и др. так как все ветви государственной власти участвуют в реализации финансово-правовой политики государства на базе информационных технологий.

В 2009 году Правительством Республики Таджикистан была принята Стратегия управления государственными финансами на 2009-2018 годы. Данная Стратегия стала основой для технического содействия со стороны партнёров по развитию и способствовала улучшению устойчивости государственных финансов. В период действия первых двух трёхгодичных среднесрочных планов (2009-2015 годы) был реализован ряд ключевых шагов по реформе управления государственными финансами и положено начало целому ряду реформ. К основным достижениям того периода можно отнести создание Центра обработки данных Министерства финансов республики, проведена полная модернизация сетевой инфраструктуры

министерства и его 73 территориальных финансовых органов, что обеспечило полноценное внедрение и функционирование новой информационной системы управления государственными финансами [18, с. 15].

В целом, с момента принятия Стратегии управления государственными финансами на 2009-2018 годы был достигнут значительный прогресс в области бухгалтерского учёта, информационно-коммуникационных технологий, управления государственным долгом, казначейства и процесса планирования государственного бюджета.

Сейчас основными направлениями реформ, по которым наблюдаются улучшения, являются:

- комплексность и прозрачность бюджетной информации;

- предсказуемость и контроль исполнения государственного бюджета;

- активизация применения бухгалтерского учёта в государственном секторе;

- проведение внешнего аудита и контроля над исполнением государственного бюджета на различных уровнях.

В рамках Второго проекта по совершенствованию управления государственными финансами Агентство государственной службы разрабатывает «Информационную систему управления человеческими ресурсами». Эта информационная система будет интегрирована в информационную систему управления государственными финансами Министерства финансов (SGB-net), что поможет обеспечить прозрачность, эффективность и контроль над выплатой заработной платы государственным служащим при минимизации административных расходов.

Наилучшим инструментом информационного обеспечения процесса реализации финансово-правовой политики Таджикистана является эффективная информация, в задачи которой должны быть включены не только оперативный сбор информации и оценка существующей ситуации, но и прогноз будущего состояния. Этот прогноз должен опираться на количественные оценки риска и обязательно носить пространственный характер. Принцип территориальности должен быть одним из основных принципов

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (57). 2023

информационного обеспечения в финансовой сфере.

В качестве инструмента реализации контрольной функции финансов выступает финансовая рациональная информация. При этом финансовые показатели позволят изучать различные стороны работы субъектов хозяйств и оценивать результаты хозяйственной деятельности, а на их основе приниматься меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов относительно формирования перечня информации, предоставляемую в различные инстанции.

Так как информацию, являющуюся контрольной функцией финансов, получает свое выражение через количественные параметры соответствующих финансовых показателей, исключительно остро стоит вопрос о достоверности финансовой (как и любой другой - примеч. Х.С.) информации. Только в условиях достоверной информации, отвечающей реальному положению дел финансовых отношений, могут приниматься обоснованные решения, направленные на изменение (корректировку, уточнение) хода всего финансового процесса.

Согласно Стратегии развития платёжной системы Республики Таджикистан на 2015-2025 годы, можно предоставлять общую информацию о текущем состоянии платёжной системы Республики Таджикистан [8]. Это определяет стратегию развития и описывает будущее состояние платёжной системы Республики Таджикистан с точки зрения ее конкретных элементов для образования информации. Так как платёжная система Республики Таджикистан является одним из основных элементов финансовой инфраструктуры, обеспечивающий стабильность и эффективность функционирования финансовой системы страны и реализацию денежно-кредитной и бюджетной политики, то посредством этого возможно осуществление своевременных и безопасных платежей и расчетов и содействие социально-экономическому развитию Республики Таджикистан.

При этом Национальный банк Таджикистана во взаимодействии с заинтересованными сторонами будет оказывать необходи-

мое содействие участникам рынков платёжных услуг, в том числе, посредством консультаций, предоставления информации, проведения мероприятий, направленных на дальнейшее инновационное развитие платёжных систем и повышение эффективности оказываемых платёжных услуг [19]. Исходя, из этого, информационный обмен в сфере финансово-правовой политики Таджикистана подразумевает создание общего информационного пространства, в рамках которого все его подсистемы будут вести свою деятельность по единым информационным и техническим стандартам. Элементами этого пространства должны стать не только данные о финансовых, но и налоговых, таможенных, бюджетных, банковских и прочих, которые связаны с финансовыми ресурсами, а также с информационными базами заинтересованных сторон в качестве комплексных взаимосвязанных условий обеспечения управленческой информации.

Исходя из того, что информационное обеспечение органов государственного управления - это официальная документированная информация, которая создается в процессе текущей деятельности органов исполнительной и местной власти, это является базовой предпосылкой для создания правового механизма и обеспечения информационной безопасности.

Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что система информационного обеспечения финансово-правовой политики Таджикистана представляет собой непрерывный и целенаправленный отбор соответствующих информационных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных решений по всем направлениям финансовой деятельности государства.

В заключении хотелось бы отметить, что информационное обеспечение в сфере финансово-правовой политики многоаспектно и в приделах одной статьи невозможно описать все его стороны, в связи с чем можно сделать вывод о том, что совершенствование развития правовой базы и использование современных информационных технологий являются основными направлени-

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (57). 2023

ями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансово-правовой политики и ее системы за счет активизации циф-ровизации экономики и эффективной организации правового администрирования, так как в экономической сфере государства основным стержнем информационного ресурса является финансовая информация и соответствующие информационные технологии, относящиеся к системе Министерства финансов Таджикистана.

Думается, что укрепление государственных финансов во взаимосвязи с наукой

в направлении повышения эффективности деятельности зависит от полноты и достоверности информации, их статистической обработки и моделирования для обоснованного принятия управленческого решения. В этом плане необходимо проведение тщательного изучения и дальнейшего использования результатов исследований отечественных ученых по реализации методики расчетов и анализа критериев и детерминант развития в сфере социально-экономического продвижения страны и обеспечения достойного уровня жизни народа.

Использованная литература

1. Информационные системы в экономике: учебник / Под ред. Г.А. Титоренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 463 с.

2. Закон Республики Таджикистан «Об информации» от 10 мая 2002 г., № 55 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2002 г., № 4, ч. 2, ст. 320; 2012 г., № 7, ст. 698.

3. Гаузнер, Н. Теория «информационного общества» и реальности капитализма // Мировая экономика и международные отношения. - 1985. № 10. - С. 61-64.

4. Ковалева, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалева. - М.: Финансы и статистика. 2006. - С. 176-181.

5. Закон Республики Таджикистан «О государственных финансах Республики Таджикистан» от 28 июня 2011 г., № 723 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2011 г., № 6, ст. 436; 2013 г., № 3, ст. 189; № 11, ст. 784, 2016 г., № 5, ст. 367; 2018 г., № 5, ст. 286.

6. Закон Республики Таджикистан «Об электронном документе» от 10 мая 2002 г., № 51 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2002 г., № 4, ч. 1, ст. 308; 2005 г., № 12, ст. 637; 2012 г., № 12, ч. 1, ст. 1002; 2013 г., № 7, ст. 523; 2014 г., № 12, ст. 828.

7. Стратегия управления государственными финансами Республики Таджикистан на период до 2030 года, утверждена Указом Президента Республики Таджикистан 31 января 2020 г., № 1446 // Централизованный Банк Правовой Информации Республики Таджикистан «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан. 2022 г. Версия 7.0.

8. Стратегия развития платёжной системы Республики Таджикистан на 2015-2025 годы, утвержден Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 октября 2014 г., № 679 // Централизованный Банк Правовой Информации Республики Таджикистан «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан. 2022 г. Версия 7.0.

9. Концепция государственной информационной политики Республики Таджикистан, утверждена Указом Президента Республики Таджикистан 30 апреля 2008 г., № 451 // Централизованный Банк Правовой Информации Республики Таджикистан «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан. 2022 г. Версия 7.0.

10. Концепция информационной безопасности Республики Таджикистан, утверждена Указом Президента Республики Таджикистан 7 ноября 2003 г., № 1175 // Централизованный Банк Правовой Информации Республики Таджикистан «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан. 2022 г. Версия 7.0.

11. Программа обеспечения информационной безопасности Республики Таджикистан, утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан 1 июля 2011 г., № 337 // Централизованный Банк Правовой Информации Республики Таджикистан «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан. 2022 г. Версия 7.0.

12. Инструкция об исполнении доходов и расходов государственного бюджета и составлении отчетности в казначейской системе 070.020.110, утверждена приказом министра финансов Республики Таджикистан 27 апреля 2021 г., № 64 // Централизованный Банк Правовой Информации

Республики Таджикистан «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан. 2022 г. Версия 7.0.

13. Приказ Министерства финансов Республики Таджикистан «О переходе на электронное финансирование без предоставления бумажной документации 070.10.00» от 19 ноября 2021 г., № 174 // Централизованный Банк Правовой Информации Республики Таджикистан «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан. 2022 г. Версия 7.0.

14. Поляруш, А.А. Культура мышления и информационная культура в процессе познания мира / А.А. Поляруш // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 3-2(54). - С. 41-43.

15. Кривоносова, Д.В., Захарцев, С.И., Сальников, В.П. Разумное мышление как инструмент достижения информационно-правовой культуры / Д.В. Кривоносова, С.И. Захарцев, В.П. Сальников // Юридическая наука: история и современность. - 2022, - № 2. - С. 174-186.

16. Попель, Г., Голдстайн, Б. Информационная технология - миллионные прибыли: Пер. с англ. / Г. Поппель, Б. Голдстайн. - М.: Экономика, 1990. - 238 с.

17. Закон Республики Таджикистан «О казначействе» от 2 января 2020 г., № 1674 // Ахбори Маджлиси Олии Республики Таджикистан 2020 г. № 1, ст.20.

18. Финансы и учет: Журнал Министерства финансов Республики Таджикистан. - 2022. - № 2 (185). - 205 с.

19. Закон Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана» от 28 июня 2011 г., № 772 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2011 г., № 6, ст. 435; 2014 г., № 7, ч. 2, ст. 409; ст. 410, 2018 г., № 7-8, ст. 531; 2019 г., № 7, ст. 474; 2020 г., № 7-9, ст. 627.

References

1. Information systems in economics: textbook / Ed. G.A. Titorenko. - 2nd ed., revised. and additional - M.: UNITI-DANA, 2007. - 463 p.

2. Law of the Republic of Tajikistan "On Information" dated May 10, 2002, No. 55 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, 2002, No. 4, part 2, art. 320; 2012, No. 7, art. 698.

3. Gauzner, N. The theory of the "information society" and the reality of capitalism // World economy and international relations. - 1985. No. 10. - Р. 61-64.

4. Kovaleva, V.V. Financial analysis: methods and procedures / V.V. Kovalev. - M.: Finance and statistics. 2006. - Р. 176-181.

5. Law of the Republic of Tajikistan "On public finances of the Republic of Tajikistan" dated June 28, 2011, No. 723 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, 2011, No. 6, Art. 436; 2013, No. 3, art. 189; No. 11, Art. 784, 2016, No. 5, art. 367; 2018, No. 5, art. 286.

6. Law of the Republic of Tajikistan "On Electronic Document" dated May 10, 2002, No. 51 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan 2002, No. 4, part 1, art. 308; 2005, No. 12, Art. 637; 2012, No. 12, part 1, art. 1002; 2013, No. 7, Art. 523; 2014, No. 12, art. 828.

7. Strategy for managing public finances of the Republic of Tajikistan for the period up to 2030, approved by the Decree of the President of the Republic of Tajikistan on January 31, 2020, No. 1446 // Centralized Legal Information Bank of the Republic of Tajikistan "ADLIA" of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. 2022 Version 7.0.

8. Strategy for the development of the payment system of the Republic of Tajikistan for 2015-2025, approved by the Decree of the Government of the Republic of Tajikistan dated October 31, 2014, No. 679 // Centralized Legal Information Bank of the Republic of Tajikistan "ADLIA" of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. 2022 Version 7.0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. The concept of the state information policy of the Republic of Tajikistan, approved by the Decree of the President of the Republic of Tajikistan on April 30, 2008, No. 451 // Centralized Bank of Legal Information of the Republic of Tajikistan "ADLIA" of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. 2022 Version 7.0.

10. The concept of information security of the Republic of Tajikistan, approved by the Decree of the President of the Republic of Tajikistan on November 7, 2003, No. 1175 // Centralized Bank of Legal Information of the Republic of Tajikistan "ADLIA" of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. 2022 Version 7.0.

11. The program for ensuring information security of the Republic of Tajikistan, approved by the Decree of the Government of the Republic of Tajikistan on July 1, 2011, No. 337 // Centralized Bank of Legal Information of the Republic of Tajikistan "ADLIA" of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. 2022 Version 7.0.

12. Instruction on the execution of income and expenditures of the state budget and reporting in the treasury system 070.020.110, approved by order of the Minister of Finance of the Republic of Tajikistan on April 27, 2021, No. 64 // Centralized Bank of Legal Information of the Republic of Tajikistan "ADLIA" of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. 2022 Version 7.0.

13. Order of the Ministry of Finance of the Republic of Tajikistan "On the transition to electronic financing without providing paper documentation 070.10.00" dated November 19, 2021, No. 174 // Centralized Legal Information Bank of the Republic of Tajikistan "ADLIA" of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. 2022 Version 7.0.

14. Polyarush, A.A. Culture of thinking and information culture in the process of knowing the world / A.A. Polyarush // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2021. - No. 3-2 (54). - Р. 41-43.

15. Krivonosova, D.V., Zakhartsev S.I., Salnikov V.P. Reasonable thinking as a tool for achieving information and legal culture / D.V. Krivonosov, S.I. Zakhartsev, V.P. Salnikov // Legal science: history and modernity. - 2022, - No. 2. - Р. 174-186.

16. Popel, G., Goldstein B. Information technology - millions of profits: TRANS. from English. / G. Poppel, B. Goldstein. - M.: Economics, 1990. - 238 p.

17. Law of the Republic of Tajikistan "On the Treasury" dated January 2, 2020, No. 1674 // Akhbori Majlisi Oliy of the Republic of Tajikistan 2020 No. 1, Art. 20.

18. Journal of the Ministry of Finance of the Republic of Tajikistan: Finance and Accounting / February 2022 No. 2 (185). - 205 p.

19. Law of the Republic of Tajikistan "On the National Bank of Tajikistan" dated June 28, 2011, No. 772 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, 2011, No. 6, art. 435; 2014, No. 7, part 2, art. 409; Art. 410, 2018, No. 7-8, Art. 531; 2019, No. 7, art. 474; 2020, No. 7-9, Art. 627.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.