Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕДУЩИХ КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ'

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕДУЩИХ КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
кочевой образ жизни / государственная поддержка / социально-культурные права / коренные малочисленные народы.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Василий Михайлович

В статье анализируется действующее законодательство Российской Федерации в сфере государственной поддержки и обеспечения социально-культурных прав граждан Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни. В работе использованы методы ретроспективного, статистического, сравнительного, формально-логического, перспективного анализа. Определены нормативно-правовые рамки регулирования государственной поддержки и обеспечения социально-культурных прав граждан Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни. Констатировано отсутствие отдельных норм, содержащих положения государственной поддержки и обеспечения социально-культурных прав конкретно для граждан Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни, на уровне федерального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕДУЩИХ КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-507-514 NIION: 2018-0076-9/23-754 MOSURED: 77/27-023-2023-9-754

ИВАНОВ Василий Михайлович,

аспирант юридического факультета ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университетимени М.К. Аммосова», e-mail: ivanov_vasily.2023@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕДУЩИХ КОЧЕВОЙ

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация. В статье анализируется действующее законодательство Российской Федерации в сфере государственной поддержки и обеспечения социально-культурных прав граждан Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни. В работе использованы методы ретроспективного, статистического, сравнительного, формально-логического, перспективного анализа. Определены нормативно-правовые рамки регулирования государственной поддержки и обеспечения социально-культурных прав граждан Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни. Констатировано отсутствие отдельных норм, содержащих положения государственной поддержки и обеспечения социально-культурных прав конкретно для граждан Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни, на уровне федерального законодательства.

Ключевые слова: кочевой образ жизни, государственная поддержка, социально-культурные права, коренные малочисленные народы.

IVANOV Vasily Mikhailovich,

graduate student, Faculty of Law, North-Eastern Federal University

THEORETICAL AND LEGAL PROVISIONS OF STATE SUPPORT AND ENSURING SOCIAL-CULTURAL RIGHTS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION LEADING A NOMADIC LIFESTYLE

Annotation. The article analyzes the current legislation of the Russian Federation in the field of state support and ensuring the socio-cultural rights of citizens of the Russian Federation leading a nomadic lifestyle. The work uses methods of retrospective, statistical, comparative, formal-logical, prospective analysis. The regulatory framework for regulating state support and ensuring the socio-cultural rights of citizens of the Russian Federation leading a nomadic lifestyle has been determined. It was stated that there are no separate norms containing provisions of state support and ensuring socio-cultural rights specifically for citizens of the Russian Federation who lead a nomadic lifestyle at the level of federal legislation.

Key words: nomadic lifestyle, state support, social and cultural rights, indigenous peoples.

Приоритетность государственной поддержки коренных народов России, ведущих кочевой образ жизни, провозглашается в Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Ретроспективный анализ оказания поддержки государством коренным народам свидетельствует о систематическом эволюционировании законо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

дательной базы в исследуемой области [1; 2; 3; 4; 5]. Права граждан Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни, закреплены в ст. Конституции РФ и ряде нормативно-правовых актов федерального и регионального значения, гарантирующих социально-культурные права коренных народов в соответствии с положениями, принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации. К

международно-правовым актам, регулирующим право коренных народов на защиту, государственную поддержку и обеспечение социально-культурных гарантий относятся, главным образом, Конвенция Международной организации труда № 169 «О коренных народах», Декларация ООН «О правах коренных народов» и другие международные пакты о социальных, экономических и культурных правах народов, ведущих племенной образ жизни.

Нормативно-правовые рамки регулирования государственной поддержки и обеспечения социально-культурных прав граждан Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни, формируют следующие законы:

1) на федеральном уровне:

- Конституция РФ (ст. 69);

- Налоговый кодекс РФ (ст. 395), Лесной кодекс РФ (ст. 48), Водный кодекс РФ (ст. 54), Земельный кодекс РФ (ст. 7, ст. 39), Трудовой кодекс РФ (ст. 133);

- Федеральный закон № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральный закон от № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральный закон № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ № 1258

«О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей»; Постановление Правительства РФ № 217 «Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Постановление Правительства РФ № 307 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения», Постановление Правительства Российской Федерации № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

Распоряжение Правительства РФ № 132-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ № 978-р «Об утверждении программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, осуществляемой в Арктической зоне РФ». 2) на региональном уровне:

- Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни»;

- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе»;

- Постановление Правительства Красноярского края № 76-п «Об утверждении порядков и нормативов предоставления мер социальной поддержки гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающим на территории»;

- Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 338-П «Об утверждении Порядка предоставления молодой семье, ведущей кочевой образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, комплекта чума и нарт»;

- Приказ № 670 Агентства Республики Коми по социальному развитию «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению ежемесячной компенсационной выплаты оленеводам за кочевой и полукочевой образ жизни».

В целом, можно констатировать наличие в отечественной законодательной базе общих правовых положений, гарантирующих права коренных народов на сохранение исконной среды обитания, политической безопасности, культурных ценностей, социальное обеспечение и прочие фундаментальные права. Разрабатываются и с достаточной степенью эффективности реализуются концепции, федеральные и региональные целевые программы и подпрограммы, направленные на стабилизацию и развитие финансового, материально-технического, социально-культурного положения коренных народов России. Доминирующими формами государственной поддержки служат льготирование, субсидирование и квотирование - традиционных видов предпринимательской деятельности (оленеводство и племен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

ное животноводство), образования, медицины для малочисленных народов Севера.

Одновременно с этим, фактически отсутствуют специальные нормы, содержащие положения государственной поддержки и обеспечения социально-культурных прав конкретно для граждан Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни. Сегодня данные положения представлены отдельными разрозненными правовыми статьями. Важность растождествления коренных народов и коренных народов, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни продиктована тем обстоятельством, что в местах проживания коренных народов лишь незначительное количество населения ведет кочевой образ жизни - не более 100 тыс. человек.

Именно кочевые аборигены, ведя перманентно хозяйственную деятельность в сложных климатических условиях, вдали от инфраструктуры, медицинских учреждений прочих цивилиза-ционных благ, испытывают наибольшую потребность в государственной поддержке. С начала XXI века в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности кочевого населения учреждаются учебные центры, кочевые школы с упором на обучение детей традиционным северным ремеслам (рыболовство, оленеводство, охота), издается учебная литература для изучения языков малочисленных народов Севера. При этом, как справедливо отмечает Х.С. Шагба-нова, необходимо прилагать всё больше усилий в открытии национальных школ, увеличения числа вузов, где готовят специалистов по языкам народов Российской Федерации, поддержки углубленного изучения родных языков в системе учреждений просвещения и образования [6, с. 40].

Однако, действующая система поддержки граждан, ведущих кочевой образ жизни, является недостаточной - требуется полномасштабная полноаспектная адаптация экономических и социально-культурных условий под специфику традиционного образа жизни кочевого населения. Согласно официальной статистике, уровень жизни малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, в 1,5-2 раза ниже среднего уровня жизни по России. Данное обстоятельство детерминирует острую потребность в модернизации законодательной базы в сфере оказания поддержки гражданам Российской Федерации, ведущим кочевой образ жизни.

Основной пласт мероприятий по предоставлению государственной поддержки и обеспечению социально-культурных прав граждан Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни, представлен в Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ № 132-р). Ценностно-смысловое ядро Концепции - консолидация усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления с объединениями малочисленных народов Севера для решения вопросов сохранения самобытной культуры и традиционного образа жизни этих народов. В части, касающейся поддержки кочевого населения, Концепция определяет следующие задачи:

1) повышение уровня и качества жизни малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни, до среднероссийских показателей;

2) повышение доступа к образовательным услугам посредством организации сети кочевых школ и интеграции технологий дистанционного обучения;

3) интенсификация сотрудничества органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами, ведущими кочевой образ жизни для адресного выявления потребностей последних и оказания актуальной поддержки.

Концепция устанавливает три основных этапа реализации мер, обеспечивающих модернизацию законодательной базы в сфере государственной поддержки и защиты прав граждан, ведущих кочевой образ жизни:

1) первый этап (2009-2011 гг.) предполагает осуществление государственной поддержки путем субсидирования социальной и инженерной инфраструктуры, кочевых школ, мобильных форм оказания медицинской помощи;

2) второй этап (2012-2015 гг.) предусматривает формирование условий для повышения мобильности медицинских и образовательных услуг, а также автономности кочевых народов в местах их традиционного проживания от завоза топлива и источников теплоэнергосбережения;

3) третий этап (2016-2025 гг.) включает в себя разработку и реализацию эффективных механизмов сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни кочевых народов и развития социально-культурной сферы (системы образования, здравоохранения и культуры). Прогнозируется, что к концу 2025 г. уровень жизни граждан, ведущих кочевой образ жизни должен быть эквивалентным среднероссийским показателям.

Далее, рассмотрим положения региональных нормативно-правовых актов по исследуемой теме. Отдельный закон, регулирующий вопросы государственной поддержки и обеспечения социально-культурных прав граждан Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни, имеется только в Республике Саха (Якутия) и Коми. Закон Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2012 г.

1112-З № 1145-М «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни» устанавливает правовые, экономические и социальные основы государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни. В том числе, раскрыты дефиниции «коренные малочисленные народы Севера Республики Саха (Якутия)» и «кочевой образ жизни». Обозначены принципы государственной поддержки малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни, среди них: обеспечение конституционных прав в области здравоохранения, культуры, духовного развития, социального и бытового обеспечения. Перечень мер государственной поддержки малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни, включает: формирование благоприятных жилищных условий на местах кочевий, обеспечение льгот по медицинскому обслуживанию и обязательное медицинское страхование.

В соответствии с «Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению ежемесячной компенсационной выплаты оленеводам за кочевой и полукочевой образ жизни» Коми, оленеводам республики предоставляются ежемесячные выплаты в размере 4 тыс. руб. По официальным данным, обнародованным Министерством Труда Коми, в 2022 г. данной мерой поддержки обеспечено 155 оленеводов за кочевой образ жизни. Процедура получения выплаты может быть произведена, в том числе, дистанционно через Портал государственных услуг Российской Федерации.

В Ямало-Ненецком автономном округе действует постановление, устанавливающее меры оказания социальной поддержки молодым семьям, ведущим кочевой образ жизни, в том числе, комплект чума и нарт на сумму 580 тыс. рублей. В Красноярском крае Постановлением Красноярского края № 76-П для оленеводов, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, установлен ряд компенсационных выплат: на приобретение и доставку керосина для освещения кочевого жилья, лекарственных и медицинских препаратов. Также в документе закреплены порядок и нормативы предоставления социальных мер поддержки абитуриентам из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Благодаря региональным законодателям, в местах проживания граждан, ведущих кочевой образ жизни, сформирована определенная нормативно-правовая база, обеспечивающая госу-

дарственную поддержку и социально-культурные права граждан. Однако, регионального законодательства недостаточно, требуется принятие полноценного федерального закона и внесение дополнений в отраслевое законодательство, устанавливающих:

- четкий понятийный аппарат (унифицированное определение понятий «кочевой образ жизни», «кочевое жилье», «кочевая школа», «меры государственной поддержки для граждан, ведущих кочевой образ жизни», «места кочевий», «социально-культурные права граждан, ведущих кочевой образ жизни»);

- признание прав граждан, ведущих кочевой образ жизни, на получение государственной поддержки и обеспечение социально-культурных прав;

- категории граждан, ведущих кочевой образ жизни (это не только оленеводы, рыбаки, охотники, но и чумработницы, а также работники организаций и неорганизованное население, кочующее по тундре);

- дифференцированные критерии, по которым производится государственная поддержка гражданам, ведущим кочевой образ жизни;

- четкие меры поддержки граждан, ведущих кочевой образ жизни (направления мер поддержки, механизмы / нормативы / порядок предоставления мер поддержки, конкретные размеры субсидий и т.п.). Отдельные положения должны охватывать меры поддержки в сфере доступа к медицинским услугам, образовательным услугам;

- полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной поддержки лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни малочисленных народов;

- минимальный размер оплаты труда граждан, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни малочисленных народов;

- снятие на законодательном уровне противоречий между образовательным пространством кочевой цивилизации и стандартными требованиями к условиям осуществления формальной образовательной деятельности, что требует включения в законодательство отдельного пункта, регулирующего вопросы правоприменения понятий образования и его показателей (т.е. требуется согласование между понятиями «образование» и «кочевой образ жизни», т.к. данные явления по законодательству РФ являются

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

несовместимыми, ибо показатели образовательной деятельности связаны с наличием земли и помещений).

В 2016 г. подготовлен проект Федерального закона «О государственной поддержке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни». В проекте предпринята попытка систематизации существующих мер государственной поддержки, ведущих кочевой образ жизни, и формирования полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу.

Сформулированы определения понятий «кочевой образ жизни», «кочевое жилье», «кочевая школа», «лица, ведущие кочевой образ жизни», «меры государственной поддержки лиц, ведущих кочевой образ жизни», «места кочевий», «оленьи пастбища», «северное оленеводство», «субъект хозяйственной деятельности малочисленных народов», «фактория». В качестве основополагающего критерия идентификации лиц из числа коренных малочисленных народов как ведущих кочевой образ жизни, авторами проекта определено соблюдение условия о перемещении в течение календарного года или сезона по местам кочевий.

Основными направлениями оказания государственной поддержки лиц, ведущих кочевой образ жизни, в проекте обозначены:

- формирование благоприятных условий для ведения традиционной хозяйственной деятельности в местах кочевий;

- повышение уровня и качества жизни путем развития соответствующей инфраструктуры в местах проживания и ведения хозяйственной деятельности;

- развитие сферы образования и медицинских услуг с ориентацией на специфику жизни и функционирования лиц, ведущих кочевой образ жизни;

- улучшение социально-культурной ситуации.

- Для реализации обозначенных мер поддержки, согласно позиции авторов, представляется необходимым обеспечение:

- равнозначного и равноценного доступа лиц, ведущих кочевой образ жизни, к выделяе-

мым государством субсидий, льгот и преференций;

- признание и закрепление на законодательном уровне права лиц, ведущих кочевой образ жизни, на приоритетный доступ к земельным и биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания. Государственная поддержка и обеспечение социально-культурных прав граждан Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни, в законопроекте дифференцированы на прямые выплаты, в том числе, выплаты стимулирующего характера (на приобретение кочевого жилья), обеспечение товарно-материальными ценностями, компенсация платежей по страхованию поголовья оленей от гибели и финансирование расходов на доставку детей и студентов во время летних каникул в места кочевий. А также косвенную поддержку, а именно, содействие развитию коммерческих хозяйственных субъектов в местах кочевий, выделение дотаций государством на продукцию оленеводства, охрана пастбищ от пожаров, ветеринарное обслуживание оленеводства.

Отдельное внимание в проекте акцентировано на обеспечении уровня минимальной заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне.

В целях обеспечения социально-культурных прав граждан, ведущих кочевой образ жизни, в проекте сформированы положения, направленные на расширение доступа этих граждан к медицинским, образовательным и социальным услугам. Для расширения доступа к медицинским услугам предлагается учреждение фельдшерских пунктов с обеспечением бесплатной медицинской помощи, безвозмездного предоставление лекарственных препаратов, ежегодное бесплатное обследование со скринингом здоровья. Для расширения доступа к образовательным услугам предлагается организация кочевых школ с бесплатным обучением на уровне начального общего образования.

Проект встретил серьезную критику со стороны экспертов, основные замечания нами кратко представлены в таблице ниже.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Таблица. Краткое содержание экспертного заключения на проект ФЗ «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни»

Содержание текста проекта Соотношение с законодательством РФ Экспертное заключение

В тексте проекта дается определение кочевого образа жизни В федеральном законодательстве РФ не раскрывается значения понятия «кочевой образ жизни». В региональном законодательстве данный термин закреплен только в законах Республики Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкого автономного округа. Понятие «кочевой образ жизни» требует закрепления на федеральном уровне. Однако, в законодательстве РФ отсутствует термин «лица, ведущие кочевой образ жизни». Данный термин должен быть заменен на «граждане, ведущие кочевой образ жизни». В понятии «кочевой образ жизни» словосочетание «вместе с жильем» заменить на «вместе с кочевым жильем», поскоку термин «жилье» предполагает по законодательству РФ, что это недвижимое имущество.

В проекте среди категорий лиц, ведущих кочевой образ жизни, определены индивидуальные предприниматели, непосредственно занятые хозяйственной деятельностью в местах традиционного проживания. В законодательстве отсутствует четкий перечень категорий лиц, ведущих кочевой образ жизни. Проект ограничивает круг граждан, ведущих кочевой образ жизни, только членами организаций, предпринимательских субъектов. Согласно положениям гражданского кодекса, членами организаций являются их участники, обладающие правами участия в деятельности организации. Требуется расширение перечня категорий граждан, ведущих кочевой образ жизни - в перечень следует включить также физических лиц.

В проекте отдельный пункт посвящен мерам поддержки предпринимательской деятельности гражданами (оленеводство, рыболовство, охота), ведущими кочевой образ жизни. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2007 № 209 -ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В Федеральный закон № 209 требуется внесение изменений в включения в закон отдельной статьи, которая может быть представлена в следующей формулировке: «Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

В проекте дается определение понятия «фактория», установлены меры государственной поддержки факторий. На федеральном уровне понятие «фактория» отсутствует. Определение термина дано только в Законе Ямало-Ненецкого автономного округа. Требуется закрепление на федеральном уровне понятия «фактория» (в ГК РФ) как торгово-снаб-женческий базы, созданной для обслуживания трудового процесса лиц, занятых видами традиционной хозяйственной деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

В проекте одной из мер поддержки выступает установление рабочего стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, для женщин - 15 лет, для мужчин - 20 лет. Условия пенсионных выплат определены в ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - для мужчин требуемый стаж составляет 25 лет, для женщин -20 лет. Дополнить ФЗ № 400-ФЗ пунктом 10 ст. 5, установив особые условия пенсионных выплат для граждан, ведущих кочевой образ жизни.

В проекте перечислены меры государственной поддержки, в том числе, приобретение для граждан, ведущих кочевой образ жизни, вездеходной техники, проведение землеустроительных работ и т.д. Перечисленные в проекте пункты по государственной поддержке граждан, ведущих кочевой образ жизни, дублируют (повторяют) положения Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обозначить, что из перечисленных мер поддержки - субсидии, а что компенсационные выплаты. Разработать нормативы, механизмы и условия обеспечения государственной поддержки.

Таким образом, в Российской Федерации сформирован комплекс федеральных и региональных нормативно-правовых актов, обеспечивающих государственную поддержку и социально-культурные права коренных малочисленных народов страны. Однако отсутствует полноценная законодательная база, устанавливающая социально-культурные права, привилегии и меры государственной поддержки конкретно для граждан, ведущих кочевой образ жизни. Проанализировав действующее законодательство, следует констатировать необходимость дальнейшего регулятивного воздействия государства, связанного с обеспечением прав граждан, ведущих кочевой образ жизни. Дальнейшие перспективы развития российского законодательства в исследуемой сфере связаны с принятием отдельного федерального закона, в котором будет разработан соответствующий понятийный аппарат, устранены дублирования положений концепций и действующих нормативно-правовых актов, предложены конкретные механизмы/нормативы/условия/критерии реализации государственной поддержки граждан, ведущих кочевой образ жизни.

Список литературы:

[1] Боданова Е.Н. Право на охрану здоровья коренных народов Российской Арктики: «коллизионное поле» и поиск новых решений // Вестник

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Томского государственного университета. 2018. № 432. - С. 210-217

[2] Молчанов Б.А., Мамедов С.Н., Задорин М.Ю. Об отдельных вопросах охраны «этнических» и «культурных» прав коренных малочисленных народов Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 4. - С. 19-26.

[3] Наумкина В.В. Правовое и социокультурное начало в обычном праве кочевых народов Восточной Сибири // Актуальные вопросы современной науки. 2010. - С. 90-100. [4] Рыжов В.Б. Реализация прав национальных меньшинств в сфере образования: международные стандарты и российская практика // Образование и право. 2021. № 10. - С. 61-64.

[5] Ситникова Н.В. Образование детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни: правовое регулирование // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия, 2021. - С. 41-43.

[6] Шагбанова Х.С. Языки народов России как компонент государственной национальной политики: современные тенденции [Электронный ресурс] // Современный ученый. 2022. № 5. - С. 39-42. - Режим доступа: https://su-journal.ru/ wp-content/uploads/2022/10/su-5.pdf (дата обращения: 12.05.2023).

Spisok literatury:

[1] Bodanova E.N. Pravo па ohranu zdorov'ya korennyh narodov Rossijskoj АгкШ: «Ы^юппое ро1е» i poisk novyh reshenij // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 432. - S. 210-217

[2] Molchanov В.А., Mamedov S.N., Zadorin M.Yu. ОЬ otdel'nyh voprosah ohrany «etmcheskih» i «ЫЧиту^» prav korennyh malochislennyh narodov Rossijskoj Federacii // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 2015. № 4. - S. 19-26.

[3] №ит№па V.V. Pravovoe i socюkuГtumoe nachalo v obychnom prave ^^е^ narodov Vostochnoj Sibiri // АЙиаГпуе voprosy sovremennoj nauki. 2010. - S. 90-100.

[4] Ryzhov УВ. Realizaciya prav nacional'nyh men'shinstv v sfere obrazovaniya: mezhdunarodnye standar"ty i rossijskaya praktika // Obrazovanie i pravo. 2021. № 10. - S. 61-64.

[5] Sitnikova Obrazovanie detej, vedushchih s roditelyami kochevoj obraz zhizni: pravovoe regulirovanie // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo ипшеге^а im. М.К. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya, 2021. - S. 41-43.

[6] Shagbanova H.S. Yazyki narodov Rossii kak komponent gosudarstvennoj nacional'noj politiki: sovremennye tendencii [Е1еЮгоппу resurs] // Sovremennyj uchenyj. 2022. № 5. - S. 39-42. -Rezhim dostupa: https://su-journal.ru/wp-content/ uploads/2022/10/su-5.pdf (data obrashcheniya: 12.05.2023).

ЮРКОМПАНИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1ац?-Ьоок5. ги

л

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ОЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.