Научная статья на тему 'Теоретико-правовые аспекты укрепления Российской государственности на современном этапе'

Теоретико-правовые аспекты укрепления Российской государственности на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исамагомедов А. М.

Статья посвящена исследованию проблем гражданского общества в конституционно-правовом аспекте. Указывается на основные признаки правовой государственности на современном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые аспекты укрепления Российской государственности на современном этапе»

УДК 340.624.138

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Исамагомедов A.M. - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета

E-mail: abdulkadir@mail.ru

Статья посвящена исследованию проблем гражданского общества в конституционноправовом аспекте. Указывается на основные признаки правовой государственности на современном этапе.

Ключевые слова: государство, общество, гражданское, взаимоотношение, конституция.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF STRENGTHENING OF THE RUSSIAN STATEHOOD AT THE PRESENT STAGE

Isamagomedov A.M. - the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of chair of the theory of the state and law of Daghestan state university

The article is devoted to the research of problems of a civil society in constitutionally-legal aspect. It is underlined the basic signs of legal statehood at the present stage.

Key words: state, society, civil, mutual relation, constitution.

Современная экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации самым настойчивым образом требует разработки взвешенной и продуманной стратегии развития государства. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» среди угроз национальной безопасности страны вторым в перечне отмечает «несовершенство системы

государственной власти и гражданского общества». Причем проявляется это

несовершенство, прежде всего, в

«недостаточной отлаженности

государственного управления на различных уровнях», в «ослаблении системы

государственного регулирования и контроля», в «ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами».

Конституция Российской Федерации 1993 года подвела итог под определенным этапом развития гражданских структур.

Дальнейшее законодательство стало последовательной реализацией, раскрытием конституционных положений. Гражданское общество находится в состоянии непрерывного движения, поиска наиболее совершенных гражданских отношений, формирования

рациональных, цивилизованных властных структур, свободной развитой личности.

Поэтому концепция гражданского общества является не только теоретико-правовой,

философской, но и конституционно-правовой. Изучение гражданского общества в конституционно-правовом контексте

неразрывно связано с вопросом о государстве, его управляющем воздействии. Речь идет не о противопоставлении гражданского общества государству, а о конституционно-правовом регулировании важнейших форм их взаимодействия.

С начала 1990-х годов в отечественном правоведении возродился интерес к феномену гражданского общества. За это время в Российской Федерации сложились

определенные экономические, политические и духовные основы гражданского общества: в экономике это разнообразные формы собственности, рыночные отношения, которые создают предпосылки для формирования

среднего класса; в политике — разделение властей, политический плюрализм, доступ

граждан к участию в государственных и

общественных делах, свобода слова; в духовной сфере — отсутствие монополии одной

идеологии и мировоззрения, свобода совести и вероисповедания. Вместе с тем в современном российском обществе многие структуры и элементы гражданского общества существуют лишь формально и не наполнены реальным содержанием.

Конституция Российской Федерации 1993 года характеризует Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1) и в то же время ни разу не использует понятие «гражданское общество». Между тем уже давно стало общепризнанным представление о том, что правовое государство возможно лишь в союзе с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию. Из содержания главы 1 Конституции Российской Федерации очевидно, что Конституция закрепляет правовые основы и составные элементы российского гражданского общества, его конституционные характеристики. Конституция должна стать правообразующим источником гражданского общества.

В мировой конституционно-правовой науке получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Этот комплекс включает в себя: а) добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, кооперация, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения); б) негосударственные (неполитические), экономические, социальные, духовные, нравственные и другие отношения; в) производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы; г) сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого

вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики; д) признание жизненно важной роли, которую играли демократия, политический плюрализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод, а также развитие рыночной экономики в обеспечении общего процветания и всеобъемлющей безопасности.

Гражданское общество —

закономерный этап длительной социальной и культурной эволюции, продукт современной индустриальной цивилизации со всеми ее особенностями (развитая промышленность и сфера услуг, рыночная инфраструктура, демократическая форма правления и др.).

Особое значение в формировании гражданского общества в Российской Федерации отводится конституционноправовому регулированию местного

самоуправления, охватывающему ряд значимых положений: государственную

гарантированность, самостоятельность,

организационно-правовое единство,

ответственность, достаточность материальных и финансовых ресурсов, финансовоэкономическую независимость, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, наличие собственных полномочий,

многообразие форм организации местного самоуправления.

Право и государство российского общества в 1990-е годы знаменуют формирование новой государственности Российской Федерации. Рассматривая право как основу взаимосвязей гражданского общества и государства в Российской Федерации, выделим три основных признака правовой государственности:

1) верховенство правовых законов и среди них Конституции как Основного Закона. В правовом государстве Конституция должна закреплять минимальную (неотчуждаемую, неотъемлемую) меру свободы индивида в данном обществе (права человека и гражданина) и тем самым устанавливать, что никому — ни частному лицу, ни органу государственной власти — не может быть дозволено;

2) формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и собственности, гарантии не только для индивида, но и для

объединений, так как в современном обществе человек удовлетворяет свои интересы и реализует свою свободу, вступая в различные ассоциации;

3) разделение властей на три основополагающие институциональноправовые формы публично-властной

деятельности при выполнении государством своих правовых задач [2].

Становление гражданского общества — стратегическая цель реформ в России. Только оно станет подтверждением положительного итога коренных преобразований в России. Концепция правового государства в эпоху развитого индустриального общества и перехода к постиндустриальному развитию — это концепция демократического

конституционного государства [1, с.171; 4, с.66-68].

В России предстоит формирование

правовой государственности, базирующейся на приоритете права, способной к социальному партнерству в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных социальных групп и общностей при реальном плюрализме в обществе. Этому может способствовать рождение новых форм массовой политической деятельности, появление самоуправляемых структур, ассоциаций,

неформальных гражданских движений. Процесс этот возможен лишь на путях преодоления традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры; стабилизации

общества, на основе гражданского мира с соблюдением конституционных гарантий.

Государство как правовая форма организации и функционирования публичной политической власти является институцией гражданского общества. Такая характеристика

государственности предполагает строгое концептуальное различие сфер гражданского общества и государства.

Первая — это сфера свободной, автономной активности гражданина, который выступает как самостоятельный, независимый индивид, преследующий свои частные цели и интересы. Граждане в этой сфере формально равны, и отношения между ними регулируются гражданским правом. Столь же автономными являются и ассоциации, общественные учреждения, которые создаются гражданами в

этой сфере (общественные объединения, средства массовой информации, политические партии, профсоюзы, гражданские движения, союзы предпринимателей и т.д.).

Вторая сфера — это область публичновластных отношений и институтов, в которой государство как аппарат должно действовать только в общих интересах. В этой сфере государство и граждане вступают в публичноправовые отношения двоякого рода. Во-первых, граждане выступают как политически активные субъекты, устанавливают эти отношения по своей воле и формируют в общем и целом аппарат публичной власти. Они реализуют тот элемент своей правосубъектности, который именуется конституционно-правовыми отношениями. Во-вторых, граждане вступают в отношения с представителями аппарата публичной власти. В этом случае возникают отношения формального неравенства, отношения повеления-подчинения. Как публично-правовые отношения, они регулируются в основном конституционным, административным правом и процессом [3, с.103-104].

При обсуждении проектов Конституции РФ в 1991-1993 годах предлагалось выделение в тексте Конституции специального раздела «Гражданское общество», в который предполагалось включить главы: «Собственность, труд, предпринимательство», «Общественные

объединения», «Религиозные объединения»,

«Средства массовой информации» и т.д. Хотя это предложение не было реализовано, данный конституционный проект был интегрирован в другой, ставший основой Конституции Российской Федерации 1993 года, но уже без названного раздела. В тот период конституционной реформы было решено, что этот раздел излишне усложняет и утяжеляет основное содержание проекта.

Конституция Российской Федерации 1993 года стала значимой вехой в не очень пока долгой истории взаимоотношений российского

гражданского общества с Российским государством. Главной целью Конституции Российской Федерации было установление нового властного механизма, значительно усиливавшего президентскую власть, а также исполнительную ветвь. Но в сфере взаимодействия государства и общества

конституционные положения вполне четко

определили важнейшие демократические принципы: в ст. 13 Конституции Российской Федерации предусмотрены политическое многообразие и многопартийность, равенство общественных объединений перед законом; в ст. 29 гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура; в ст. 30 закреплено право каждого (то есть как российского гражданина, так и иностранца и лица без гражданства) па объединение, включая право на создание

профсоюзов.

Главными направлениями деятельности государства, стремящегося к укреплению своего правового характера и к постоянному диалогу с гражданским обществом, являются:

обеспечение развития негосударственных

средств информации; создание налоговых и иных условий для малого и среднего бизнеса;

дальнейшее укрепление многопартийной

системы.

Конституция Российской Федерации закрепила свободу экономической деятельности, признала частную, государственную,

муниципальную и иную формы собственности. Конституционные положения устанавливают новые правовые отношения между органами государственного управления и

экономическими структурами. В достижении конституционных целей важнейшее значение имеет реализация правового потенциала государственного управления в сфере экономики.

Наиболее существенными аспектами понимания взаимоотношений государства и гражданского общества является изучение конкретных правовых механизмов

взаимодействия структур гражданского общества с органами государственной власти: законодательной (представительной) и исполнительной. Нередко именно структурам гражданского общества экологическим организациям, объединениям

предпринимателей, обществам потребителей и т.п. — принадлежит ведущая роль в

обнаружении и обозначении сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Как правило, речь идет о различных областях частного права с учетом новых явлений и тенденций в коммерческих отношениях, достижениях научно-технического прогресса и т.д.

Вовлечение общества в процесс укрепления законности и правопорядка осуществляется в различных формах, одной из важнейших среди которых является участие различных общественных структур в процессе создания законов, затрагивающих интересы широких слоев граждан, способствующих

самоопределению и саморазвитию

гражданского общества.

Именно конституционные основы государственного строительства (прежде всего — народовластие, федерализм, суверенность Российской Федерации, ее целостность и единство, верховенство Конституции

Российской Федерации, федеральных законов, разделение при осуществлении единой власти по вертикали и горизонтали, разграничение предметов ведения и др.), последовательно реализуемые на практике, призваны обеспечить целостность и стабильность системы исполнительной власти, правовые и

организационные принципы ее

функционирования и взаимодействия с гражданским обществом. Принцип участия граждан в формировании органов исполнительной власти закреплен в ст. 32 Конституции Российской Федерации, в

федеральном законодательстве и

законодательстве субъектов Российской Федерации, в частности, применительно к выборам глав администраций краев, областей.

Для разумной взаимосвязи

исполнительной власти и гражданского общества целесообразно создание следующих предпосылок:

- построение действительно

демократического государства, в котором исполнительная власть и ее органы были бы тесно связаны с обществом и получали от него доверие и поддержку; здесь принципиальны как система формирования органов

исполнительной власти, так и политические механизмы;

- обеспечение системы исполнения решений в информационном аспекте, поскольку только достоверная, оперативная и общественно значимая информация способна служить основанием для знания правды о системе исполнительной власти и государственного управления в целом.

Литература

1. Батурин Ю.М., Лифшиц Р.З.

Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. М., 1989.

2. Влазнев В.И. Гражданское общество и правовое государство в современной России // иЯЬ: http://www.ni-

iournal.ru/archive/dc347408/c8d25c8e/a02731 41/Ь070еЬ15/ (дата обращения: 02.10.2011).

3. Мамут Л.С. Сверим ориентиры //

Актуальные проблемы правоведения за рубежом: проблемы правового государства.

- М., 1990.

4. Четвернин В. А. Демократическое

конституционное государство. - М., 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 1 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.